Кафизма 13

Кафизма 13 Псалом 91

Псалом 91

Этот псалом не имеет надписания имени автора. При общности же его содержания нет точных данных, по которым можно было бы его отнести с положительностью к какому-либо времени, почему о последнем можно только догадываться. Псалом указывает на гибель многочисленных врагов (8-10), на спасение от них праведника и его возвышение (11-13), и на чудесный характер этой защиты (14). Такие указания псалма и радостно-благодарное чувство к Богу, проникающее его, очень сближает псалом с 90, где высказывается то же самое (см. XC:1, 7-10, 16), почему можно думать, что и написан он по тому же поводу и в то же время, как и 90 псалом, т. е. во время Езекии, по поводу, чудесного уничтожения под Иерусалимом войск Сеннахерима. Кто был его писателем, точно указать нельзя, может быть и сам Езекия.

Надписание «песнь на день субботний» указывает на время богослужебного исполнения псалма в храме по субботам. Такое назначение псалма сохраняется у евреев и доныне.

Как отрадно славить Господа и весь день воспевать его милости (2-4)! Ты наполнил меня весельем от Твоих дивных дел, которые часто недоступны пониманию человека (5-6). Нечестивые умножаются и цветут, но для того, чтобы погибнуть, а праведника Ты возносишь, подобно пальме и кипарису (7-13). Как эти деревья плодовиты и сочны даже в старости, так и праведник, насажденный в доме Господнем, всегда будет восхвалять Тебя.

1 Псалом. Песнь на день субботний. 2 Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, 3 возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,

2-3. «Благо есть славить». Прославление Бога, составление и воспевание Ему хвалебно-благодарственных песней, доставляет писателю душевную отраду. Он полон религиозно-восторженного чувства, и выражение последнего в словах и песнях — есть его жизнь и счастье. «Возвещать утром… и… в ночи» — постоянно, целый день быть полным такого настроения.

4 на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях. 5 Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. 6 Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои! 7 Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того. 8 Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки,- 9 Ты, Господи, высок во веки! 10 Ибо вот, враги Твои, Господи,- вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие; 11 а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем; 12 и око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях. 13 Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.

5-13. Такое чувство и настроение писателя питается величием и недосягаемостью для человеческого понимания дел, совершаемых Богом. Многие события по естественному человеческому пониманию могут вселять в него опасения и тревогу, тогда как они приводит к иному результату и концу. Так, напр., умножение и процветание нечестивых является угрозой праведнику, на самом же деле они гибнут по воле Божией, а праведник возносится, чем ясно указывается, как неведомы и глубоки дела и помышления Господа. Писатель здесь разумеет, вероятно, те опасения и тот страх, который навели на евреев и Езекию многочисленные и богохульствующие над его верой в Бога полчища Сеннахерима. По естественному соображению гибель Езекии и Иерусалима казалась неминуемой, по Божественному же определению и воздействию погибли враги, а «рог праведника» вознесся, и через это нападение врагов, значение Езекии не только не умалилось, но имя его сделалось настолько известным среди других народов и положение Еврейского государства так упрочилось, как славна на Востоке за свою плодовитость пальма или как прочен кедр, краса и гордость лесов Ливана.

14 Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;

14. «Насажденными в доме Господнем» являются праведники, живущие верой в Иегову и цветущие от этой веры. Здесь указание на то, что каждый праведник, как в данном случае Езекия, прибегающий искренне к Божественной помощи, не бывает оставлен Им, а получает от Него неожиданную и сверхъестественную помощь. Так было с ассириянами, в одну ночь по воле Бога погибшими в количестве 185 тысяч.

15 они и в старости плодовиты, сочны и свежи, 16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем.

Как молиться по Псалтири

Принесет великие горя и беды семье. Вместо нее читается 20 кафизма… В их руках находится вся власть, суды и СМИ. И все это было пущено в ход в тщательно спланированное время… А батюшкам — более смиренно оценивать свое место в Церкви и учиться жить в дружеском согласии с выросшими детьми. А если не только придерживаться прейскуранта, но и перевыполнить план, то появляются сверхдолжные заслуги…

То в монастыре (где почти все сами новоначальные) сделать это очень трудно. Или петровские и послепетровские времена, когда старообрядческие посланцы призывали всех бежать в скиты “от антихриста”. Книга царя и пророка Давида занимает особое место в Священном Предании Православной Церкви.

Толкование псалма

Пророческие слова, которые звучат в данной песне — это слова надежды и хвалы Господу. Несмотря на все грехи человечества, Бог презрел на него и спас. Толковать псалом следует по стихам:

  1. В первом стихе употребляется слово «безумен», однако, в оригинале слово, которое употребляет Давид означает человека нечестивого, живущего неправедной жизнью. Переводчики использовали наиболее близкое по смыслу слово, ведь из дальнейшего текста понятно, что только безумный человек может отвергать Божье существование.
  2. В стихах 2–3 описывается картина, которую увидел Господь с небес — «нет делающего добро». Безусловно, в Священном Писании есть рассказы про многих праведников (Ной, Авраам, Иосиф и пр.), да и сам автор был назван «мужем по сердцу Божьему» именно поэтому толкователи приходят к мнению, что здесь идет речь о всеобщем грехе человечества. Перед Богом каждый человек грешен, как бы праведно он не жил, именно поэтому Иисус Христос должен был умереть на кресте, чтобы спасти весь мир.
  3. В стихе 4 автор задает вопрос, неужели люди нечестивые не понимают, что Господь все видит и рано или поздно им придется платить за свои дела? Толкователи тут расходятся во мнениях, одни утверждают, что речь все так же идет о грешниках мира, другие — что о врагах еврейского народа, которые постоянно притесняли их не за что.
  4. В стихах 5 и 6 пророк говорит, что Господь все равно явит свою милость над Израилем и не оставит свой народ, защитит их от врага. Тут же указывается, что бедные люди более верны Господу и уповают на Него увереннее и чаще, нежели богатые. Пророк утверждает, что богачи поплатятся за то, что презирают бедных и потешаются над ними в то время, когда сами не имеют такой веры.

    Псалом 13 читают, когда требуется укрепление в вере

  5. Седьмой стих (в некоторых переводах задает риторический вопрос «Кто даст от Сиона спасение Израилево?», т.е. автор спрашивает, как бы уже зная ответ, что спасение народа только в Господе. Именно для этого он выше рассказывал о греховности всего человечества, чтобы подвести читателя к осознанию единственно правильной мысли — спасение человека только в Боге. Тут стоит отметить, что автор употребляет имя патриарха Иакова как бы давая надежду народу — Бог всегда верен.

На заметку! Сам псалом 13 по своему содержанию и написанию очень похож на псалом 52. Единственные различия в них — это отдельные выражения, которые присутствуют в надписании и самом тексте. Еще о псалмах:

  • Псалом 70
  • Псалом 116
  • Псалом 5

Молитвы по окончании 13-й кафизмы

Молитвы по окончании 13-й кафизмы:

КАФИЗМА 13

По 13-й кафисме, Трисвятое по Отче наш После кафизмы 13 Трисвятое по Отче наш
Таже тропари, глас 8: Оком благоутро́бным, Го́споди, виждь мое́ смире́ние, я́ко пома́ле жизнь моя́ иждива́ется, и от дел несть мне спасе́ния. Сего́ ра́ди молю́ся: о́ком благоутро́бным, Го́споди, виждь мое́ смире́ние и спаси́ мя. Тропари, глас 8: Оком милосердным, Господи, воззри на моё смирение: ибо понемногу жизнь моя сокращается, и от дел нет мне спасения. Потому молюсь: «Оком милосердным, Господи, воззри на моё смирение и спаси меня!»
Слава: Яко Судии́ предстоя́щу, попецы́ся, душе́, и стра́шнаго дне час помышля́й, суд бо неми́лостив есть не сотво́ршым ми́лости. Возопи́й у́бо Христу́ Бо́гу: Сердцеве́дче, согреши́х, пре́жде да́же не осу́диши, поми́луй мя. Слава: Как бы стоя пред Судиёй, позаботься, душа, и о наступлении страшного дня помышляй, ибо суд без милости не оказавшим милости. Воззови же Христу Богу: «Сердцеведец, согрешил я, прежде осуждения моего помилуй меня!»
И ныне: Стра́шнаго Твоего́ и гро́знаго, и неумы́тнаго суда́, Христе́, во уме́ прие́м день и час, трепе́щу, я́ко злоде́й, студа́ дела́ и дея́ния име́яй лю́тая, я́же еди́н аз соде́ях приле́жно. Те́мже стра́хом припа́даю Тебе́, вопия́ боле́зненно: моли́твами ро́ждшия Тя, Многоми́лостиве, спаси́ мя. И ныне: Страшного Твоего и грозного и неподкупного суда, Христе, во уме представив день и час, трепещу, как злодей, собравший постыдные дела и поступки злые: их я один творил усердно. Потому со страхом повергаюсь пред Тобою, взывая в сокрушении: «По молитвам Родившей Тебя, Многомилостивый, спаси меня!»
Господи, помилуй (40 раз) и молитва:
Го́споди Святы́й, И́же в вы́шних живы́й, и всеви́дяшим Твои́м о́ком призира́яй на всю тварь. Тебе́ приклони́хом вы́ю души́ и телесе́, и Тебе́ мо́лимся, Святы́й святы́х: простри́ ру́ку Твою́ неви́димую от свята́го жили́ща Твоего́, и благослови́ вся ны: и а́ще что к Тебе́ согреши́хом во́лею и нево́лею, я́ко Благ и Человеколю́бец Бог прости́, да́руяй нам и ми́рная блага́я Твоя́. Твое́ бо есть, е́же ми́ловати и спаса́ти, Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу и Сыну и Свято́му Духу, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, аминь. Господи Святой, на высотах живущий и всевидящим Твоим оком зрящий всё творение! Пред Тобою мы склонились душою и телом, и Тебе молимся, Святой из святых: простри руку Твою невидимую от святого жилища Твоего, и благослови всех нас, и, если мы чем пред Тобою согрешили вольно и невольно, Ты, как благой и человеколюбивый Бог, прости, даруя нам и отмiрные и неотмiрные блага Твои. Ибо Ты милуешь и спасаешь нас, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Свт. Иоанн Златоуст

Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню

Когда оскорбляется господин, добрый раб, из чувства пре­данности ему, негодует. Точно также, когда отвергается Бог, про­рок Божий вразумляет безумного, говоря то, что ты слышал: «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Как раб, преданный госпо­дину, узнав, что сорабы его отвергают своего господина, по чувству преданности спешит уладить дело и собственными руками нака­зывает дерзкого, или бесславит его, делая для всех ненавистным, или для вразумления и устрашения других доносит господину и ста­рается, чтобы он понес жесточайшее наказание, одним словом – вооружается против возмутителя, как против настоящего врага, так и пророк, узнав, что Создатель бесчестится тварью, что гор­шечник оскорбляется брением и Бог отвергается безбожным, и, будучи поражен в самое сердце, от нестерпимой боли восклицает, «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Посмотри, какое строгое соответствие с предыдущим псалмом. После того как там с не­удовольствием говорил (псалмопевец): «доколе, Господи, будешь забывать меня до конца?« (Пс.12:2), и не много спустя: «доколе будет возноситься надо мною враг… мой?» (Пс. 12:3), – враг, т.е. безумный, утверждающей, что нет Бога (по­тому что возносящийся пред Богом, тем более будет возноситься пред пророками Божиими, и гордящийся пред Господом будет гор­диться и пред сорабами своими), – будучи спрошен: почему он тер­пит болезни в сердце своем днем и ночью? он отвечает сле­дующими словами: почему я болею сердцем? потому, что «сказал безумный в сердце своем: «нет Бога».

Самое общение с безбожником я принимаю за отвращение от меня Бога. Мне приходится жить с безбожником, и я считаю это зна­ком того, что Бог забыл меня, – потому что нечестие безбожных есть огорчение и мучение для святого. Так и о Павле сказано: «В ожидании их в Афинах (Тимофея и спутников его) Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян.17:16). «Почему беззаконные живут» (Иов.21:7)? Исторически же известно, что этот псалом произнесен Давидом о Сауле – по поводу его чревовещательства, равно как псалом пятьдесят второй – с тем же самым содержанием – относится к Доику. Сказал безумный Саул: «сыщите мне женщину волшебницу» (1Цар.28:7). Он делается вторым Адамом, обольщаем женщиной. И говорит ей: «поворожи мне» (1Цар.28:8); оставив пророчество, он низвергается к прорицанию. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Будем осте­регаться, братие, чтобы нам не потерпеть крушения подобно безум­ному, исповедуя Бога на словах и отвергаясь Его делами: называя Его благим и милостивым, но, не оказывая милости ни больному, ни бедному, ни притесняемому. Что можно отрицать Бога не только сло­вами, но и делами, и нося имя христианина, говорить точно так же, как и безумный: «нет Бога», об этом свидетельствует апостол, говоря: «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит.1:16). Насколько дела сильнее слов в отношении убедительности, настолько тяжелее – отвергаться Бога на деле, чем отрицать Его устами или в сердце. «Сказал безумный». А говорящий устами: возлюблю Тебя, Господи, и в сердце ненавидящий брата своего, как он любит Бога, оказываясь ослушником Его слов: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими, и люби ближнего твоего, как самого себя» (Второз.6:5; Лев.19:18)? Господь говорит: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин.14:23). Значит, кто не соблюдает, тот не любит. Устами называет Бога, а в сердце говорит: «нет Бога». Свидетель Господь, говоря­щий: «приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис.29:13). «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Что тот, кто ненавидит брата своего, и Бога ненави­дит, хотя бы устами взывал и кричал, что любит Бога, об этом говорит евангелист Иоанн в послании: «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4:20)? Итак, когда такой человек признает Бога на словах, не отре­каясь явно, он кует нечестие в сердце. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Подтверждая эту мысль, пророк ниже говорит: «неужели не вразумятся все делающие беззаконие», исповедающие Бога на словах и отрицающие его делами своими, «поедающие народ Мой, как едят хлеб?… Господа они не призывали» (Пс. 13:4). Бога исповедают и при­знают, но так как делами отвергались Его, то, призывая, не при­звали. Сам Господь сказал: что Меня зовете: «Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46)? «Всякий согрешающий не видел Его» (1Ин.3:6), говорит Иоанн.

Кафизма 14

Поклонение Пресвятей Богородице

Придите, поклонимся Царице нашей Богородице.

Приидите, поклонимся Деве Марии, Царице нашей Богородице.

Приидите, поклонимся и припадем к самой Госпоже Деве Марии, Царице нашей
Богородице.

Кафизма 13ОглавлениеКафизма 15

Псалом 101

Госпоже, услыши молитву мою и вопль мой сердечный к Тебе да приидет, да не
отвратиши пресвятое лице Твое от мене, ниже возгнушаешися за нечистоту мою; не
остави мя погибнути от злых на мя советов душевных врагов моих, и не попусти им
с лютым поношением посмеятися надо мною; уповающии на Тя не убоятся томящих
озлоблений их и восхваляющии Тя молитвами Твоими избавятся от всех вражиих
наветов: носиши бо на руках Твоих Победителя ада и смерти.

Псалом 102

Благослови душе моя возлюбленную Матерь Господа нашего Иисуса Христа и вся
внутренняя моя имя святое Ея; не забудем благотворений Ея, ниже милостей и
щедрот Ея, благодатию Ея грехи заглаждаются и болезни врачуются. Благословите Ю
вся силы небес, благословите Ю вси небожители и земнороднии.

Песнь вместо славы

Радуйся, благороднейшая Родительнице единороднаго Сына Божия, Приснодево
Марие, Яже всем милости недро отверзаеши, яко от святыни Твоея приемлем вси
благодать. Приими, Всеблагословенная, молитвы наша, от устен оскверненных пред
Тобою проливаемыя, и моли за нас возлюбленнаго Твоего Сына, да Его святейшим
благоволением по жизни сей сподобимся узрети Тя во царствии Божии со Отцем,
Сыном и Св. Духом во вся веки.

Псалом 103

Благослови, душе моя, Господа, возвеличившагося зело, зело благослови и
Приснодеву Марию, в небесную велелепоту облекшуюся; яко призре Господь на
смирение рабы Своея, и мы, христианстии роди, с умилением сердца да ублажаем Ю;
паче меда и сота сладчайша душе нашей память Ея и благоусладительна беседа о
велиих чудесех Ея; Она ест премилосердная Матерь, о нас, яко о чадех,
веселящаяся, и мы, яко птенцы, распростертыми крилами помощи Ея всегда
защищаемыя, посреде самыя сени смертныя не убоимся зла, с нами Владычица наша, с
нами милость и помощь Ея.

Песнь вместо славы

Сподоби мя всегда, во все дни жизни моей, творить благоугодное
человеколюбивому Богу и, доколе пребываю в сем многоболезненном житии, соблюдай
мя, покрывай, сохраняй: буди со мною в плавании моем, сопутствуй мне, егда
путешествую; храни мя, егда бодрствую; покрывай мя, егда сплю; и все пути мои
направляй ко благу. Во время же исхода моего из тела, буди ми предстательницею,
боголюбивая Владычице, и нестерпимую оную болезнь смягчи, труд облегчи, тоску
мою утоли и бедную мою душу приведи к вечным обителям, да не встретит мя темная
сила и да не увлечет во глубину ада. Даждь ми узреть Судию милосердаго,
милостиво на мя взирающа; даждь избавитися, по Твоему ходатайству, Богоневестная
Дево, от вечнаго пламени и наслаждатися веселием райским в царстве небеснем.

Псалом 104

Исповедайтеся в теплых молитвах Царице нашей Богородице и призывайте с
сердечным чувствованием святое имя Ея, пойте Ей вь песнех и пениих духовных,
преславно поведающе в род и род древния и новыя силы и чудеса Ея; хвалите и
превозносите Ю девы, дщери Сионския, понеже обручи вас прекрасному небесному
жениху, Царю славы, покланяйтеся с благоговейным страхом святолепному лицу Ея,
спасение бо душам вашим вечное держит на руках Своих и, иже достойно Ю почитает,
восприимет от Господа праведную мзду.

Песнь вместо славы

Радуйся, неувядаемый райский Цвете: молюся Ти, да облагоухает мя ароматная
воня Твоя, сердце мое Тя любит, чувства веселятся, весь ум мой воспаряет.

По 14‑й кафисме тропари, гл. 6

Демонскими прилоги колеблему мне, Дево, на камени утверди мя божественных
повелений Христовых, да не потопит мене, Чистая, прегрешений буря и помыслов
злых треволнение.

Слава: Страстей нахождения в ров погибели низвлачат изнемогающую душу мою, но
умилосердися надо мною, рождшая Спаса всемилостиваго, и избави раба Твоего
будущаго прещения.

И ныне: Воистинну паче ума Твоя, Чистая, дарования, ихже сподобляеши рабы Твоя, тепле
Тя славящыя и Твоему образу с верою покланяющыяся, чтущыя же от души и
благоговейно лобызающыя, к нимже сопричти и мене, аще и несмь достоин Твоея
милости.

Молитва

Богорадованная Владычице, препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,
всемилостивая о всем мире Ходатаице, прилежно раби твои, к Твоему Божественному
предстательству прибегающе и пречудному образу Твоему со умилением припадающе,
молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о, Всепетая Царице и
Владычице, да всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит и от грехов всяких
свободит, царствия Своего небеснаго наследники ны покажет; велие бо и
неизреченное, яко Мати, имаши дерзновение к Нему и вся можеши, елика восхощеши,
едина во веки Благая и Благословенная. Аминь.

Рекомендации по келейному (домашнему) чтению Псалтири

Чтение Псалтири тоже похвальное желание. Здравствуйте, прошу разъяснить, можно ли читать Псалтырь в помощь близкому человеку? Можно читать Псалтирь, молясь о близком человеке, на это хорошо попросить благословения духовника.

Когда же мы молимся о ком-то, хорошо просто читать Псалмы подряд, как они расположены в книге, так, как Вы и делаете. Здравствуйте. У меня 15 ноября cкоропостижно умерла мама. После похорон стала читать Псалтирь, чтобы помочь её душе. Теперь мне говорят, что без благословения читать Псалтирь нельзя.

Брать благословение на чтение псалтири по умершим не нужно . Берут благословение на другие случаи. Читать на русском языке можно. Не забывайте в церковь ходить и там тоже молиться, сами исповедуйтесь и причащайтесь. Подскажите, пожалуйста, можно ли ее заказывать до 40 дней и можно ли в женском монастыре заказывать, чтобы молились о мужчине? На 9 и 40 дней нужно прежде всего в церкви самой помолиться и панихиду отслужить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector