Комментарии к материалу «храм святого праведного воина феодора ушакова в южном бутове — бутово»

К истокам

Название местности Перово пошло от характера основной деятельности местного населения — производства пера и пуха. В границы Перово входили большие лесные угодья, где проводились царские охоты на птицу, а после щипали перо. Об этом напоминает герб Перово: на зелёном щите перекрещены золотой охотничий рожок и серебряное перо.

Большую роль в удобстве и развитии охоты и ремесла сыграло и то, что по его территории проходила важная дорога – на город Владимир. Поэтому прямо здесь же на обочинах Владимирской дороги шла бойкая торговля пуховыми постельными принадлежностями.

Понятие слова «лес» в русском языке тесно переплетается со словом «леший». Первоначально «леший» означало «поросший лесом», а затем стало обозначать мифическое лесное существо, приносящее зло. Видимо, из-за обилия лесов по некоторым поверьям Перово считается родовым гнездом леших. Якобы здесь рождались эти духи и расселялись по всей центральной России. Подтверждение этому можно найти, например, в книге Владимира Даля «Пословицы и поговорки»: «Как леший перовский зовет куликовского в гости к родительской кости» (то есть к месту, где захоронения родителей, на родину).

Первые сведения об этой местности относятся к XVI веку, когда тут стояло село Тетеревники с церковью Успения Богородицы. Судя по названию, когда-то здесь жили великокняжеские тетеревники, охотники, обслуживающие птичью охоту на тетеревов. В описании 1573 года упоминаются пустоши Тетеревники, Бортное, Перово и Пирогово. Писцовая книга 1576 года фиксирует это владение за Михаилом и Романом Шокуровыми.

Новый хозяин был тесно связан с Петром I

В начале XVII века Успенская церковь была сожжена и владение окончательно запустело. В 1624 году владельцами земель становятся князья Татевы. Татевы — угасший княжеский род, происходивший от Рюрика и князей Стародобских. Владельцы пустошей Тетеревники и Перово князья Федор и Иван Борисовичи известны тем, что подписали грамоту избрания Михаила Романова на царство в 1613 году. А первый «именитый» хозяин появился спустя 100 лет. В 1680 году князь Иван Алексеевич Воротынский отдал это владение князю Петру Алексеевичу Голицыну.

Голицын был тесно связан с Петром I, которого знал с детства. Но он, занятый на государственной службе в «Великом посольстве» Петра, мало бывал здесь, хотя именно при нём появилась церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Кстати, в источниках встречается разная датировка строительства: 1690—1705, 1705, 1705—1708.

Известно, что после получения разрешения строить церковь стали не сразу. Наиболее вероятной является версия, что к строительству приступили только после второй женитьбы князя (1699). Работы прерывали на время пребывания Голицына послом в Вене (1700—1701) и завершили после его возвращения. Назначение священника в построенный храм состоялось только в 1708 году. Этот год считается наиболее достоверным временем окончания строительства. Сын Петра Алексеевича Голицына Николай в 1730-1731 годах выстроил придел Николая Чудотворца для того, чтобы существенно увеличить вместимость церкви.

Маленькая Византия в Новофедоровке

Специальные экскурсии в церковь Федора Ушакова не водят – в Западном Крыму немало культовых объектов с древней историей, давно почитаемых у верующих и интересных для просто любознательных. Кроме прихожан, ее посещают отдыхающие в Новофедоровке туристы, осматривающие местные достопримечательности; могут заехать гости проездом в Саки или Евпаторию либо обитатели ближних маленьких курортов.

Однако фото доказывают – церковь таки интересная. Многие новые храмы претендуют на «византийский» стиль, но немногие действительно представляют его. А церковь Ушакова как раз представляет – каждый, кто внимательно читал в детстве учебник по средневековой русской истории, заметит ее сходство с реконструкцией знаменитой десятинной церкви князя Владимира.

Ушаковская церковь поменьше – у нее всего 5 куполов (1 основной и 4 малых). Они все позолочены – на самом деле, а не покрыты имитирующим составом. Изнутри в крыше сделаны особые отверстия к куполам, что сильно влияет на акустические характеристики помещения. Общая высота здания – 22 м.

Единственное существенное отличие от древних образцов – внешние стены церкви побелены, а в древности их обязательно оставляли «красными», кирпичного цвета. Но и эта традиция прижилась уже давно.

Интересна и прилегающая территория. Она облагорожена, нарядно озеленена. Но интереснее другое. Во-первых, на фонарях, освещающих дорожку к главному входу в храм, прикреплены таблички с христианскими заповедями и поучениями. Во-вторых, здесь же, на территории, установлены прожектора, освещающие церковь в темное время суток и превращающие ее в весьма красивое ночное зрелище.

Часть территории, примыкающей к церкви, оставлена пустырем не потому, что «руки не дошли» – на этом участке планируется строительство колокольни. У храма есть сайт, на котором можно познакомиться с расписанием богослужений и особыми новостями прихода. При нем действует воскресная школа для желающих.

Патриарх Кирилл основал храм в честь адмирала Федора Ушакова

Верх храма снова перестраивали в XIX веке. Вероятно, строители стремились к некоторой стилизации, сохранению привычного вида храма (хотя бы отчасти), поэтому многие детали внешней отделки не похожи на современные им.

В 1937г. церковь начали разбирать, но, к счастью, работы не окончили. Церковь, лишенная глав и колокольни, была передана в ведение Государственной публичной Исторической библиотеки, в ней хранились резервные фонды. В 1980г. пожар уничтожил и книги, и сохранившиеся остатки росписей на стенах. К 1990г. закончилась реставрация внешней части храма, и его передали церковной общине, которая и довела до конца реставрацию внутреннего убранства. Сейчас на небольшой площадке перед Ивановским монастырем, где встречаются четыре переулка, возвышается свежевыбеленная церковь с золотыми крестами на темных куполах, одна из самых праздничных и нарядных церквей в центре Москвы.

Входит в проекты: древние храмы, Алевиз Фрязин Новый

На январь 2021 г.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ХРАМА СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ВОИНА ФЕОДОРА УШАКОВА

на январь 2021 года

2. 01, суббота

Предпразднство Рождества Христова. 

Сщмч. Игнатия Богоносца. 

Прав. Иоанна Кронштадтского.

8:30 — Исповедь

8:40 — Часы

9:00 — Литургия

17:00 — Всенощное бдение
3. 01, воскресенье

Неделя святых отец. 

Свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси.

8:30 — Исповедь

8:40 — Часы

9:00 — Литургия

4. 01, понедельник

Предпразднство Рождества Христова. 

Вмц. Анастасии Узорешительницы.

8:30 — Исповедь

8:40 — Часы

9:00 — Литургия

5. 01, вторник

Предпразднство Рождества Христова.

Десяти мучеников, иже в Крите.

17:00 — Вечерня, утреня
6. 01, среда Навечерие Рождества Христова. Прмц. Евгении.
7:00 — Царские Часы, вечерня, Литургия

6. 01, среда

7. 01, четверг

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
22:00 — Всенощное бдение, Литургия

9:30 — Исповедь

9:40 — Часы

10:00 — Литургия

9. 01, суббота

Попразднство Рождества Христова. Ап. первомч. и архидиакона Стефана. Прп. Феодора Начертанного.

8:30 — Исповедь

8:40 — Часы

9:00 — Литургия

17:00 — Всенощное бдение
10. 01, воскресенье

Попразднство Рождества Христова.Правв. Иосифа

Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.

8:30 — Исповедь

8:40 — Часы

9:00 — Литургия

11. 01, понедельник

Попразднство Рождества Христова. 

Мучеников младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных.

6:30 — Исповедь

6:40 — Часы

7:00 — Литургия

14. 01, четверг

Обрезание Господне. 

Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской.

6:30 — Исповедь

6:40 — Часы

7:00 — Литургия

15. 01, пятница Предпразднство Богоявления. Прп. Серафима Саровского.

6:30 — Исповедь

6:40 — Часы

7:00 — Литургия

16. 01, суббота

Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии. Мч. Гордия.

8:30 — Исповедь

8:40 — Часы

9:00 — Литургия

17:00 — Всенощное бдение

17. 01, воскресенье

Собор 70-ти апостолов.

Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского.

8:30 — Исповедь

8:40 — Часы

9:00 — Литургия

18. 01, понедельник

Постный день

Навечерие Богоявления. 

Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва. 

7:00 — Царские Часы, вечерня, Литургия,

Великое освящение воды

18:00 — Всенощное бдение
19. 01, вторник

Святое Богоявление. 

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

6:30 — Исповедь

6:40 — Часы

7:00 — Литургия, Великое освящение воды

20. 01, среда

Попразднство Богоявления. 

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

6:30 — Исповедь

6:40 — Часы

7:00 — Литургия

23. 01, суббота

Попразднство Богоявления. 

Свт. Феофана, еп. Тамбовского, затворника Вышенского.

8:30 — Исповедь

8:40 — Часы

9:00 — Литургия

17:00 — Всенощное бдение

24. 01, воскресенье

Попразднство Богоявления. 

Прп. Феодосия Великого.

8:30 — Исповедь

8:40 — Часы

9:00 — Литургия

24. 01, воскресенье

25. 01, понедельник

Икона Божией Матери «Млекопитательница». 

Мц. Татианы. Свт. Саввы I, архиеп. Сербского.

22:00 — Всенощное бдение, Литургия
27. 01, среда

Отдание праздника Богоявления.

Равноап. Нины, просветительницы Грузии.

6:30 — Исповедь

6:40 — Часы

7:00 — Литургия

30. 01, суббота

Прп. Антония Великого.

8:30 — Исповедь

8:40 — Часы

9:00 — Литургия

17:00 — Всенощное бдение

31. 01, воскресенье

Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских.

8:30 — Исповедь

8:40 — Часы

9:00 — Литургия

Главный фаворит

По по дошедшим до нас сведениям, Елизавета ещё в юности отличалась свободой нравов в личной жизни. При ней процветал фаворитизм. Известно, что её фаворитами были А.Б. Бутурлин, гофмейстер С.К. Нарышкин, гвардейский сержант Шубин. Но главным являлся Алексей Григорьевич Разумовский. Он родился в 1709 году в Черниговской губернии и был сыном простого днепровского казака Григория Розума. В детстве был обучен грамоте, бежал от самодура отца в соседнее село, где жил у дьячка и пел на церковном клиросе.

В 1731 году его, молодого красивого певчего с прекрасным голосом, отобрали певчим в Придворный хор. Так он попал в Петербург. Довольно скоро под именем Алексея Григорьева он оказался в списке двора цесаревны Елизаветы Петровны. Однако цесаревна недолго наслаждалась его прекрасным голосом, поскольку Разумовский потерял его. Тогда цесаревна сделала из молодого человека бандуриста. Вероятно он сумел отличиться в этой области, так как Елизавета доверила ему администрацию одного из своих поместий, а потом и всего хозяйства.

О Разумовском говорили: «Это действительно красавец, брюнет с окладистой черной бородой, черты которого, уже сложившиеся, имеют всю привлекательность, какую только может иметь деликатное лицо. Рост его также бросается в глаза. Он высок, широкоплеч, с нервными членами. Хотя в его манере держаться остается нечто неуклюжее, результат воспитания и происхождения, однако заботы царевны, направленные на то, чтобы вышколить его, могут исправить этот недостаток». Алексей Григорьевич не принимал активного участия в государственном перевороте 1741 года. Политика была не его делом. Он охранял дом царевны, и во время коронации держал шлейф царской мантии.

Фавор Разумовского был долгим — до самой смерти Елизаветы. Простой казак был удостоен звания фельдмаршала, ни разу не командуя даже полком. По свидетельству современников, Алексей Разумовский обладал большой трезвостью ума и многое воспринимал с иронией. Украинское происхождение тайного супруга императрицы повлияло на быт императорского двора: в штате значилась «малороссиянка-воспевальница», увеличилось число певчих, появились бандуристы, в меню были вписаны малороссийские блюда, например, борщ.

Несмотря на своё возвышение, граф Алексей Григорьевич до конца своих дней сохранял добрый, скромный и бесхитростный нрав.

[править] Святыни храма

Икона Божией Матери «Троеручица»

Во временном храме, находящимся на месте строительства храма святого праведного воина Федора Ушакова в Южном Бутово имеется чтимый образ Богородицы именуемой «Троеручица». Прежде всего, сам временный храм по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был освящен Преосвященным Иринархом, епископом Красногорским, Викарием Святейшего Патриарха, Управляющим Юго-Западным московским викариатством в честь этой святой Иконы. Поэтому почитание этого образа естественно для прихожан храма, а день его памяти это престольный праздник храма.

Икона Божией Матери «Всецарица»

Икона Божией Матери «Всецарица» — это одна из самых чтимых афонских икон Богородицы. Прославился этот святой Образ тем, что по глубокой, ревностной и искренней молитве страждущих недугом онкологии, Царица Небесная помогает страждущим и посылает облегчение или даже исцеление.

Файл:Храм Ушакова Икона Ушакова.jpg
Икона святого праведного адмирала Федора Ушакова с частицей его мощей

Во временной церкви в честь иконы Божией Матери «Троеручица», построенной на месте строительства храма святого праведного адмирала Федора Ушакова в Южном Бутово находится образ святого воина с частицей его мощей, который утешает и вдохновляет прихожан на пути духовной жизни и в трудах по устроению храма Божия. Желающие могут приложиться к святыне во время специального молебна святому Адмиралу с особыми прошениями о строительстве нового храма после Божественной Литургии по воскресениям. Икона праведного воина Федора Ушакова с частицей мощей хранится в алтаре и износится на молебне в центр храма.

Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона

Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона, была торжественно утверждена 7 октября 2012 года на стене временной церкви, построенной на месте строительства храма святого праведного воина Федора Ушакова. Она была изготовлена на святой горе Афон, приобретена ревностным прихожанином и пожертвована в храм. Икона была освящена на Афоне на мощах великомученика и многих других святых, а пожертвование ее в храм благословили иноки афонской горы.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

Великая духовная связь существует между Святой Афонской Горой и Россией. Многие святые иконы Богородицы, изначально явившиеся на Афоне, особо чтятся и прославились чудесами и знаменьями на Руси. Среди них удивительный образ Царицы Небесной именуемый «Скоропослушница». Само название этой иконы говорит нам о том, что Божия Матерь с любовью принимает наши молитвы и скоро ходатайствует о нас перед Своим Божественным Сыном. Особая духовная связь существует между храмами Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево и строящимся храмом святого праведного воина Федора Ушакова в Южном Бутово. Свидетельством этой связи стал временный храм в честь иконы Богородицы «Скоропослушница», который был при начале строительства храма в Ясенево и был перенесен на участок строительства храма в Южное Бутово. Так что временный храм стал связующей духовной нитью между двумя приходами, обеими общинами. Во временном храме имеется замечательный образ Богородицы «Скоропослушница», который намолен верующими Ясенева, наполнен духом их усердия и веры, которые должны передаться верующим Бутово и подвигнуть их на свой духовный подвиг — строительство храма Божия.

Икона блаженной Матроны Московской с частицей ее святых мощей

Во временной церкви, построенной на месте строительства храма праведного воина Федора Ушакова, имеется икона с частицей мощей горячо чтимой всем православным миром святой — блаженной старицы Матроны Московской. Верующие Южного Бутова имеют счастливую возможность постоянно обращаться с молитвой к этой великой угоднице Божией, испрашивая ее скорой помощи в различных обстоятельствах земной жизни, но в первую очередь, в укреплении веры и устроении подлинной христианской жизни.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Во временной церкви, построенной на месте строительства храма святого праведного воина Федора Ушакова, для молитвенного поклонения верующих имеется образ Богородицы именуемый «Неупиваемая Чаша». Эта святая икона была написана и освящена в Серпуховском Высоцком мужском монастыре около чтимого по всей Руси образа Царицы Небесной «Неупиваемая Чаша».

Воскресная школа

В храме уделяется внимание воспитанию и развитию детей. С первых дней после освящения при нем заработала воскресная школа для детей разных возрастных групп

Расписание занятий:

Группа Возраст (лет) День недели Часы занятий
Младшая 3,5 – 5,5 Суббота С 10 до 11
Средняя 5,0 — 7,0 Суббота С 11 до 12
Старшая 7,0 – 12,0 Суббота С 12 до 13

Дети в доступной для своего возраста форме знакомятся с основами православной веры, читают Евангельские рассказы, Жития святых, притчи и христианские легенды. Педагоги-сподвижники проводят с детьми логоритмические упражнения, музыкальные и подвижные игры, развивают у них навыки общения и творческие способности.

Детей с 5 лет на занятиях по пятницам с 10 до 11 ч готовят к школе. В воскресенье и пятницу для детей с 9 лет проводятся занятия по сольфеджио и хоровому пению. Дополнительные занятия за пожертвования ведут психолог, логопед и учитель-репетитор начальных классов. Дети также посещают шахматный кружок, творческую студию и творческие курсы художников, изучают английский язык.

Занятия воскресной школы проходят в Приходном доме (ул. Перовская, 66, корп.3), телефон администратора. Для взрослых в Приходном доме работает культурно-просветительский клуб «Маяк». По воскресеньям прихожане с 14-30 до 17-30 участвуют в занятиях по изучению основ православной веры. Для молодых семейных пар в пятницу с 19-00 работает дискуссионный семейный клуб.

Легенды Перова

Позже финансовые дела у Николая Петровича шли не слишком удачно. В 1732 году он заложил всё село Перово с деревней Тетеревники одному из самых таинственных и загадочных людей петровской эпохи – Якову Вилимовичу Брюсу. В Глинках бытовал рассказ о том, как к «Брюсу в ночные часы прилетал огненный дракон». Ещё была история, что будто бы «в жаркий июльский день он к удовольствию гостей обратил пруд в парке в каток и предложил кататься на коньках». Брюс был одним из образованнейших людей России, естествоиспытателем и астрономом. Владел весьма крупной для своего времени библиотекой, насчитывавшей около 1500 томов почти исключительно научно-технического и справочного содержания. Он нигде не учился и всего добился самообразованием.

Так же существует предание о тайном венчании императрицы Елизаветы с Алексеем Григорьевичем Разумовским в церкви иконы «Знамение» в 1741 году. Несмотря на то, что сей факт ничем не подтверждён, легенда жива до сих пор! Сторонники легенды ссылаются на собственноручно вышитые Елизаветой «воздухи», действительно долгое время сохранявшиеся в перовской церкви. Также в пользу этой легенды может свидетельствовать факт покупки Елизаветой села в 1743 г. и строительства в нём дворца, преподнесённого в дар Алексею Разумовскому.

Одним из архитекторов считают Никодима Тессина-младшего

Имена архитекторов «голицынских» построек считаются утраченными. Однако можно предположить непосредственное участие в их возведении западноевропейских зодчих, которые, в отличие от мастеров московского барокко, не отталкивались от украинско-белорусской барочной традиции. От петровского барокко голицынское отличалось тем, что оно ориентированно не на североевропейские (шведские, голландские), а на австрийские образцы.

Последние, в свою очередь, следовали итальянским прототипам. И поскольку голицынское барокко не вписывалось в московское архитектурное пространство того времени, резко контрастируя с ним, стиль не получил дальнейшего распространения в России. Кроме того, он не смог оказать заметного влияния на развивавшееся на протяжении XVIII столетия искусство русского барокко. Восьмилепестковая в плане церковь, выступы которой ориентированы по сторонам света, обильно украшена тончайшей белокаменной резьбой, изображающей цветы, листья, плоды и херувимов. По одной из версий исследователей, создателем этого шедевра был ученик швейцарского архитектора Бернини – Никодим Тессин-младший.

Церковь в Перове необычна и поэтому столь дорога жителям района. Вот, например, как трогательно пишет о храме участник проекта «Я узнаю Москву» на тот момент шестиклассник из ГБОУ СОШ №1852 Илья Забазлаев: «Для участия в конкурсе <�…> я решил выбрать Храм иконы Божией Матери «Знамение». Наш район не может сравниться с центром города по количеству старинных зданий, но мне захотелось показать, что и у нас есть чем гордиться. <�…> Сейчас Храм полностью восстановлен, в нём снова идут службы. Наша семья, как и многие жители района, приходят сюда святить куличи на Пасху или в другие дни. Все посетители Перовского парка могут видеть это красивое белоснежное здание, которое пережило все невзгоды и сегодня является не только украшением нашего района, но и города».

Трудно не согласиться с Ильей. Гордиться есть чем. Богата и интересна история храма: красивые легенды и разные истории связаны с жизнью царских особ, известными именами, мученической кончиной священников, которые в тридцатых годах служили тут…

О нашем святом

На территории Новофедоровки дислоцируются две воинские части.Первая — «НИТКА» — полигон взлётно-посадочных систем, предназначенный для отработки лётчиками морской авиации техники взлёта и посадки самолёта на палубу авианосца. Вторая — 43-й истребительный авиационный Севастопольский Краснознамённый ордена Кутузова полк. Оба подразделения относятся к Военно-Морскому Флоту РФ.

В связи с этим храм был назван в честь святого праведного воина Феодора Ушакова. Во-первых – это небесный покровитель всех военных и в первую очередь моряков. Во-вторых – Федор Ушаков — один из основателей Черноморского флота. А в третьих, в самом названии поселка есть имя Федор.

Святой адмирал был канонизирован (причислен к лику святых) в 2001 году. Этот человек вобрал в себя все лучшие человеческие и христианские качества: отвагу, преданность отчизне, любовь к людям и к Богу… Достаточно сказать, что адмирал не потерпел ни единого поражения и ни один из его матросов не был взят в плен. Он всегда говорил, что в этом ему помогал Бог. Именно благодаря его многочисленным победам на флотом Османской империи в конце XVIII века, Крым навсегда вошел в состав России.

Последние годы своей жизни он жил недалеко от Санаксарского монастыря, в котором регулярно приобщался святых Христовых Таин. В последний раз он исповедался и причастился на Покров Божьей Матери в 1817 году и на следующий день 15 октября мирно отошел ко Господу. Как щедрый благотворитель Санаксарского монастыря был похоронен на его территории, рядом со своим родным дядей святым преподобным Феодором Санаксарским.

Особенности наименования

Ф.Ф. Ушаков – личность в российской и крымской истории весьма приметная. Адмирал, один из основателей Севастополя, талантливейший командир, неоднократно выигрывавший сражения с многократно превосходящим по силе противником, он был и умелым наставником матросов, при этом категорически не любил напрасные потери, поэтому много времени уделял тренировкам, помогавшим командам затем побеждать малой кровью.

Ни один из его подчиненных не был захвачен врагом в плен. Федор Федорович также был изобретателем нескольких новаторских методик ведения морского боя. В 2001 году православная церковь сочла необходимым канонизировать адмирала в качестве святого

Однако в Крыму (хотя вроде бы верующим полуострова было бы естественно почитать столь важного для местной истории святого) не спешили посвящать ему новые храмы

Исправить упущение решили в Новофедоровке. Аргумент был прост: адмирал является почти что тезкой поселка. Частью названия «Новофедоровка» является имя Федор, а Севастополь, для которого так много сделал прославленный адмирал, находится недалеко. Вероятно, Федору Федоровичу неоднократно приходилось наблюдать с палубы новофедоровские берега. Так и было решено посвятить ему местную церковь.

Долгая история строительства

История появления нового храма оказалась долгой и непростой. Новофедоровская община православных верующих была зарегистрирована в 2001 г., однако до 2006-го в поселке не было ни церкви, ни своего священника. В 2006 г. священника прислали, однако для проведения служб он использовал какие-то помещения в местном доме культуры.

Только в 2010 г. община решила построить собственную церковь, на территории, собственно, Новофедоровки. С соответствующей просьбой местный священник обратился к своему руководству, и там пообещали помочь финансово. Местный совет выделил участок под строительство. При закладке храма и было решено, что он будет посвящен адмиралу Ушакову.

Строительство велось довольно долго – работы были запланированы масштабные, а средства поступали не слишком регулярно. На сайте храма появилось упоминание о том, что в каждый камень стройки закладываются капсулы с именами жертвователей.

Утверждение это вызывает технические сомнения (это сколько же возиться надо!), однако объясняет ситуацию – община Новофедоровки прибегала ко всем возможным средствам обеспечения возможности строительства.

Это дало результат – в 2015 году храм был достроен и начал принимать верующих. В нем еще не закончена роспись стен и строительство колокольни только планируется. Однако это уже не те проблемы, что мешают проведению служб.

Храмовый комплекс в честь святого праведного воина Федора Ушакова станет центром притяжения для жителей района Южное Бутово на юго-западе столицы, сообщил куратор программы строительства православных церквей в столице, депутат Госдумы РФ Владимир Ресин.

Здание построено на ул. Южнобутовская, д. 6, корп. 1 и уже введено в эксплуатацию.

«Готов фасад, наружные стены богато декорированы, всего насчитывается около 900 навесных элементов, лепнин, полуколонн и других декоративных элементов, придающих зданию торжественный вид. Главная задача – подготовить храмовый комплекс к великому освящению 19 декабря», – сказал В. Ресин.

Сейчас приводится в порядок территория, примыкающая к благоустроенной храмовой площадке. В сентябре завершится отделка и установка царских врат алтаря храма.

Значимая часть комплекса – приходской дом. Он уже готов, и по оценке экспертов является одним из лучших подобных объектов программы.

По словам настоятеля прихода, храм Федора Ушакова имеет свою специфику, здесь уделяется особое внимание патриотическому воспитанию молодежи. Единство церковной и патриотической идей проявилось и в архитектурном облике храма. На синеющих куполах можно разглядеть начертанные якоря, а в алтарной части с двух сторон изображены древнерусские князья-воины: Владимир, Борис и Глеб, Мономах, а также Александр Невский, Дмитрий Донской, Андрей Боголюбский

Над ними расположены образы знаменитых полководцев, включая Суворова, Кутузова, Румянцева, Скобелева

На синеющих куполах можно разглядеть начертанные якоря, а в алтарной части с двух сторон изображены древнерусские князья-воины: Владимир, Борис и Глеб, Мономах, а также Александр Невский, Дмитрий Донской, Андрей Боголюбский. Над ними расположены образы знаменитых полководцев, включая Суворова, Кутузова, Румянцева, Скобелева

Единство церковной и патриотической идей проявилось и в архитектурном облике храма. На синеющих куполах можно разглядеть начертанные якоря, а в алтарной части с двух сторон изображены древнерусские князья-воины: Владимир, Борис и Глеб, Мономах, а также Александр Невский, Дмитрий Донской, Андрей Боголюбский. Над ними расположены образы знаменитых полководцев, включая Суворова, Кутузова, Румянцева, Скобелева.

Храм возводился по проекту, который уже применялся, причем тоже на юго-западе города. Но благодаря изменениям, которые внесли исполнители работ, здание приобрело совершенный облик, стало более просторным, красивым и функциональным.

«Главная особенность храма даже не в удачном проекте. Он возводился по технологиям, не имеющим аналогов в Москве – его каркас собран из сборного железобетона, изготовленного на заводе. Такая технология позволяет не только значительно сократить срок работ, но и повысить их качество. Практика показала, что заводское изготовление конструкций более надежно», – заключил В. Ресин.

Напомним, программа строительства православных храмов («Программа-200») развернута во всех округах столицы, кроме Центрального. Ее цель – обеспечить жителей города церквями недалеко от дома.

Программа реализуется полностью на пожертвования. Для сбора средств создан благотворительный Фонд поддержки строительства храмов города Москвы, сопредседателями которого являются мэр столицы Сергей Собянин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Программу курирует советник мэра, советник по строительству Патриарха Московского и всея Руси, депутат Госдумы Федерального собрания РФ Владимир Ресин – он является председателем рабочей группы фонда.

От Стройкомплекса программу курирует руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин. 

Жизнеописание


На иконе святого праведного Феодора Ушакова изображены слова, которые он произнес в 1812 году, обращаясь к тем, кто шел на битву с войсками Наполеона: «Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России». Эти слова и сегодня необычайно важны для России. О судьбе Отчизны болело сердце великого флотоводца — «Жизнь – Родине, душа – Богу».

Будущий флотоводец Федор Федорович Ушаков родился 13 (24) февраля 1745 года в семье Федора Игнатьевича и Прасковьи Никитичны Ушаковых – представителей старинного русского дворянского рода. Супруги были людьми благочестивыми и набожными, а родным дядей Ушакова-младшего был Феодор Санаксарский – известный подвижник XVIII века. Вполне естественно, что с самого рождения Федю окружала особая обстановка, пропитанная духом молитвы, милосердия, взаимоуважения, любви. Дав своему сыну хорошее начальное образование, Ушаковы определили его в Морской кадетский корпус. Пять лет, которые юный Федор провел в стенах корпуса, показали, что выбор его отца был правильным – будущий моряк с увлечением постигал науки, проявляя особую склонность к арифметике, навигации и истории. После выпуска из Морского корпуса молодой мичман Федор Ушаков проходил свою первую школу морской практики во флоте Балтийского моря, а затем был переведен на юг, в Азовскую флотилию.


Встреча А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова в Севастополе. Картина В. Д. Илюхина.

Федор Федорович Ушаков был самым выдающимся русским военно-морским начальником за всю историю отечественного флота. Адмирал (1799), один из создателей Черноморского флота и его командующий в 1790 — 1792 гг. Также он командовал российскими военно-морскими силами в Средиземном море (1798 — 1800). Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом. Успешно провел Средиземноморский поход русского флота во время войны против Франции. Проявил себя как политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов.


Сражение у мыса Тендра в Черном море 28-29 августа (8-9 сентября) 1790 года стало одной из наиболее ярких побед Ф. Ф. Ушакова.

Федор Ушаков считается непобедимым адмиралом России, потому что из 43 морских сражений, которыми он командовал, он не проиграл ни одного. Ни один российский корабль под его командованием не был потерян, ни один матрос не попал в плен к врагу. Адмирал Ушаков был абсолютным победителем всех морских баталий, он уверенно побеждал турок и французов.


Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.

В последние годы жизни адмирал посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности. С 1810 года он жил в деревне Алексеевка Темниковского уезда в своем имении близ Санаксарского монастыря. Федор Ушаков был знаменитым благотворителем Санаксарской Обители, но при этом он вел уединенную жизнь. По воскресным и праздничным дням он приезжал молиться в монастырь. В великий пост жил в монастыре и все продолжительные службы молился в церкви с братией. Остаток своих дней праведник провел крайне воздержанно и окончил свою жизнь как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви. Флотоводец почил 2 (14) октября 1817 года. По собственному желанию он погребен в Санаксарском монастыре возле своего дяди — преподобного Феодора Санаксарского. По свидетельству монахов, было немало чудес вокруг места его захоронения. Во время Великой Отечественной Войны были учреждены орден и медаль Федора Ушакова, которыми награждались наиболее отличившиеся матросы, старшины, мичманы и офицеры Военно-Морского Флота.

2001 году Церковь признала Федора Ушакова местным святым, почитаемым в пределах Саранской епархии. А в 2004 году Архиерейский собор признал легендарного адмирала святым в масштабах всей Церкви. Его канонизировали не за государственные заслуги, а за то, что в центр своей личной жизни он ставил евангельские идеалы, следуя им в меру сил и возможностей. Федор Ушаков сочетал свой высокий воинский чин с глубоким смирением, неподдельной скромностью и искренней верой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector