Храм антипы пергамского на колымажном дворе: расписание служб, адрес

Конец Колымажных конюшен

В 1830 году придворная конюшня на Колымажном дворе была упразднена. Сами постройки — ещё достаточно крепкие — использовались вначале в качестве манежа для обучения верховой езде, а затем в них была размещена пересыльная тюрьма, известная главным образом тем, что в своё время из неё благополучно сбежал польский революционер Ярослав Домбровский.

К началу XX века находившиеся в ней арестанты были переведены в Бутырку, а само здание разрушено. В 1912 году на освободившемся месте был торжественно открыт Музей изобразительных искусств, которому в 1937 году присвоили имя А. С. Пушкина. Его основателем был профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев – отец известнейшей русской поэтессы Марины Цветаевой.

Усыпальница Скуратовых

Известно также, что церковь возле царских конюшен стала фамильной усыпальницей рода Скуратовых, один из которых – Малюта, являвшийся главой опричников Ивана Грозного, – вошёл в историю России едва ли не как самый кровожадный злодей прошедших веков. Кстати, есть основания полагать, что он принимал действенное (финансовое, разумеется) участие в строительстве самой церкви и был погребён в ней после своей гибели в 1573 году.

После того как в 1565 году территория, на которой находилось Чертолье, была отдана Опричнине, и все, кто проживал на ней, были выселены, там начали строиться дома царских приближённых. Среди них была упомянутая в документах 1638 года усадьба государева стольника Петра Скуратова – одного из родственников Малюты. Она вплотную примыкала к церковной ограде.

Жизнеописание священномученика Антипы Пергамского

Пребывая на острове Патмос, апостол Иоанна написал послание Пергамской церкви (Откр. 2: 13).

Это откровение апостол получил от самого Господа во время пребывания около его престола, в окружении семи светильников. Творец назвал епископов первых христианских храмов ангелами церкви. Своим посланием Господь укрепил веру мучеников, отдельно упомянув и о епископе Пергамы, сказав, что знает, что Антипа живет там, где стоит сатанинский престол.


Священномученик Антипа Пергамский

В жилище сатаны и окружении его поклонников священник, епископ Пергамский был светильником, рассеивающим тьму. Всевышний Бог наполнил священника особым блаженством, непоколебимостью, добродетельностью крепко стоять против язычников. Не обращая внимания на запреты императора и угрозы физической расправы, подобно сиянию чистого света Антипа нес слово Божье в массы язычников, выходя на площади.

Он на физическом уровне видел, как бесы разбегаются из Пергамы, что не нравилось жрецам, теряющим силу и власть. Бесы посещали языческих идолопоклонников и жаловались, что не могут жить в Пергаме, где для них нет пищи, жертвы и курения сатане уничтожаются молитвами христианского начальника.

Разгневанные эллины схватили священника Антипу и потащили к правителю. Император Домициан обвинил священномученика в том, что бесы или идольские боги покинули город, лишив его своей защиты. Правитель твердо верил, что идолы во время обладания городом даруют жителям защиту, попечительство, охрану, поэтому, препятствуя им, священник совершает преступление против общества.

Император Домициан предложил епископу раскаяться и принести жертвы идолам, на что получил достойный ответ. Священник сказал, что человеческое решение для него ничего не значит. Если он является простым смертным, по утверждению правителя, то почему от него бегут бесы, покидая город, при этом, всесильные жрецы оказываются бессильными.

Священномученик просил объяснить, каким образом бесы, бегущие от одного человека, христианина, могут спасти город. Епископ предложил императору отказаться от заблуждений и принять истинную, спасающую веру во Христа, который пришел на землю спасти человечество, ибо только Спасителю будет дано право судить род человеческий по окончании века сего.

Чувство свое бессилие и правоту слов священника разъяренная толпа потащила святого в храм Артемиды, где стоял медный вол — место жертвоприношения. Стоя перед лоном раскаленного вола, св. Антипа Пергамский перекрестился и прочитал молитву:

Молитвы святого были слышны и после того, как его бросили в костер. Палачи не дождались криков молитвенника, он просто уснул вечным сном и был встречен на небе венцом мученика.

Жители Пергамы, ставшие свидетелями удивительной смерти святого, массово стали отказываться участвовать в жертвоприношениях созданным человеческими руками идолам, стараясь узнать больше о Сыне Божьем, Пресвятой Богородице, вечной жизни и путях спасения.

После того, как металл остыл, христианам было разрешено взять останки, но вместо пепла они достали не тронутое огнем тело, которое и похоронили в Пергаме. Гробница со святыми мощами время от времени покрывается благовонным миром, обладающим силой исцеления от самых тяжелых болезней.


Икона святого мученика Антипы Пергамского

Принявший смерть в 95 году епископ Пергамский был почитаем со времени своего погребения. Феодосий Великий, правивший в конце 3-го века, распорядился перевести в Царьград жертвенник — медного вола.

Почитание

Память епископа Пергамского – 24 апреля по новому календарю.

Антипа Пергамский – один из самых почитаемых мучеников, удостоенных сооружения храмов. Известно несколько мест почитания святого:

  • луганский источник, посвященный святому Антипе (в 18 км от Антрацита в сторону Луганска);
  • вологодский храм священномученика Антипы;
  • московская церковь Антипы Пергамского на Колымажном переулке.

Последнее место – самое популярное у паломников. Московская церковь выглядит скромно, имеет древнюю историю, во многом трагическую и загадочную. Не известно, когда именно и кем возведен храм, почему назван в честь святого епископа Пергамского. Предположительно возведена церковь в 1530-е годы. Согласно документальным свидетельствам, территорией, на которой находится церковь, владела семья бояр Скуратовых. Поэтому принято считать, что именно это семейство финансировало строительство.

Интересна история луганского источника. Как-то паломники из Воронежской губернии, возвращавшиеся из Иерусалима, остановились на ночлег на Луганщине возле родника. В старые времена у многих людей были проблемы с зубами. Напившись родниковой воды, паломники легли спать. Утром все проснулись со здоровыми зубами, а в родниковой воде увидели отражение святого Антипы.

Святой Антипа

Священномученик Антипа, епископ Пергамский (память 11/24 апреля)

«И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа»

(Откр. 2, 12 — 13)

вященномученик Антипа (I в. по Р.Х.) был одним из учеников святого апостола и  евангелиста  Иоанна Богослова, ближайшего ученика  и  наперсника Господа,

и возглавлял епископскую кафедру в городе Пергам в Малой Азии. Господь поставил его на это служение, видя величие его духа, и сообщил ему благодатные дары, имеющие силу противостоять самому начальнику духов злобы поднебесной в одном из его земных уделов.

Ко времени появления святого Антипы в Пергаме, этот город являлся третьим по величине после таких городов античного мира, как Рим и Александрия. Пергам славился своей великолепной архитектурой, библиотекой, которая соперничала с александрийской, музеем скульптуры, научными школами и крупнейшим центром театрального искусства.

Пергамский алтарь — алтарь Зевса — одно из грандиозных сооружений Древнего мира. В библиотеке Пергама во множестве хранились рукописи по медицине, ведь город считался центром медицинской науки и врачевания. Горожане возвели за стенами города лечебницу и украсили ее многозначительной надписью: «Во имя богов, смерти вход запрещен». Больные принимали ванны в отделанных бронзой бассейнах, пили целебные воды, а руки искусных массажистов и благовонные притирания возвращали силу ослабевшим мускулам. В здравнице можно было отдохнуть в тени галерей, сидя на каменных скамьях или прислонившись к колонне. Под сводами здесь были скрыты особые рупоры, и через них доносились голоса невидимых врачей-психотерапевтов. Они убеждали больных забыть свои недуги, не думать о горестях и физических страданиях, подавлять болезнь силой собственного духа.

Дворцы и храмы Пергама были построены с изяществом и роскошью. Здесь был огромный театр, размерами и архитектурой напоминающий стадион, где в духе времени проводились жестокие игрища — бои гладиаторов.

В центре города стоял языческий храм Артемиды — богини охоты, известной своим коварством, которую более других богов почитали местные жители.

С приходом в Пергаму епископа Антипы бесы не смогли выдержать его духовной силы и бежали вон из града. Молитва старца жгла их словно огонь и гнала прочь, а его пламенное слово и святость жизни обращали ко Христу множество язычников. Жители Пергама перестали приносить жертвы в языческие храмы. Не имея ни силы, ни власти искусить святого, бесы стали являться своим земным слугам — волхвам и жрецам, жалуясь, что уже не обоняют жертвенного курения, не слышат восхвалений, так как их прогоняет начальник христиан.

Разгневанные язычники схватили святого и привели на капище. «Не ты ли тот Антипа,  который  ни  одному  из  богов не дает  насытиться  туком  жертвенным? Из-за тебя боги оставили наш город и не хотят более охранять его! Подчинись нашим законам или подвергнешься достойному наказанию», — потребовал правитель. «Если ваши боги не могут сами наказать за причиненное им оскорбление, и признав себя побежденными от одного старика, сами ищут вашей помощи, то как могут охранять город?» — ответил Антипа.

В ярости языческие жрецы повлекли святого мужа в храм Артемиды и бросили в раскаленного медного вола, в котором приносили жертвы. Святой Антипа долго молился в раскаленном воле, а затем мирно предал дух в руце Божии, как бы уснув. Христиане взяли святые мощи его и с честью погребли их в Пергаме, и от них истекло миро, исцелявшее все болезни. С тех пор верующие, прибегая к священномученику Антипе, как скорому помощнику в скорбях и болезнях, неизменно получают утешение и исцеление. Имеет он и особую благодать быть скорым помощником страждущим от зубных болезней.

Молитвенный покров священномученика Антипы особенно необходим в наше апостасийное время. В предсмертной молитве святой просил Господа, «дабы те, кто будет жить после меня, соделались причастниками Милости Его». Сегодня он предстательствует за христиан, обнажая сокровенные козни лукавого и наставляя на путь спасения. Будучи тайнозрителем судеб Божиих и победителем бесов еще при жизни, святой Антипа имеет особую благодать охранять от заблуждений и покрывать от бесовских искушений последних времен.

Примечания[править | править код]

  1. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. — Москва, 1980.
  2. ↑ Памятники архитектуры Москвы. Белый город / Гл. ред. Макаревич Г. В. — М.: Искусство, 1989. — С. 46. — ISBN 5-210-02548-9.
  3. ↑ , с. 145.
  4. Предположение Михаила Александровского, которое поддерживал и Давид.
  5. «Старые конюшни» и «старый конюшенный двор» располагались в Кремле. В начале XVI века двор находился у Боровицких ворот, недалеко от строений, возведённых Алевизом.
  6. ↑ , с. 146.
  7. Копия с первого глазомерного плана города, обнаруженного в канцелярии Петра I.
  8. ↑ , с. 149.
  9. Паламарчук П. Центр Москвы. — Ymca-Press, 1988.
  10. ↑ Церковь Антипия на Колымажном дворе / П. Н. Шармин // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 января 2016.
  12. Баталов А. Московское каменное зодчество конца XVI века : Проблемы художеств. мышления эпохи. — М.: Изд. фирма «Мейкер», 1996. — С. 123.
  13. По результатам исследований, проведённых Л. А. Давидом
  14. Баталов А. Московское каменное зодчество конца XVI века : Проблемы художеств. мышления эпохи. — М.: Изд. фирма «Мейкер», 1996. — С. 146.
  15. , с. 46—47.
  16. Баталов А. Московское каменное зодчество конца XVI века : Проблемы художеств. мышления эпохи. — М.: Изд. фирма «Мейкер», 1996. — С. 386.

Как добраться

Посмотреть варианты проезда для адреса

Проложить маршрут

ОТСЮДА
СЮДА

Кропоткинская — 250 метров

Боровицкая — 370 метров

Остановки наземного транспорта

Метро Кропоткинская – Музей изобразительных искусств имени Пушкина — 260 метров

Боровицкая площадь — 180 метров

Часовня Александра Невского при Музее современного искусстваГоголевский бульвар, 10 стр.1320 метров

Храм Воскресения Словущего на АрбатеФилипповский переулок, 20 стр.1470 метров

Пророка Илии Храм, Что в Обыденском Переулке2-й Обыденский переулок, 6/3 стр.1650 метров

Храм Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом двореРоманов переулок, 2/6 стр.8710 метров

Храм Преподобного Симеона Столпника на ПоварскойПоварская ул., 5 стр.1800 метров

Святой Мученицы Татианы Домовый ХрамБольшая Никитская ул., 1840 метров

Священномученика Власия Храм в Старой Конюшенной СлободеГагаринский переулок, 20 стр.1870 метров

Собор Анны Праведной Зачатия в Зачатьевском монастыре2-й Зачатьевский переулок, 2 стр.5980 метров

Храм Вознесения Господня (малое)Большая Никитская ул., 181 000 метров

Храм Спаса Преображения Господня на ПескахСпасопесковский переулок, 4А1 100 метров

Храм Святителя Николая в Голутвине1-й Голутвинский переулок, 141 200 метров

Храм-музей святителя Николая в ТолмачахЛаврушинский переулок, 10 стр.11 200 метров

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском ВражкеГазетный переулок, 151 200 метров

Покровский собор, Храм Василия БлаженногоКрасная площадь, 21 200 метров

Храм-музей святителя Николая в ТолмачахМалый Толмачевский переулок, 91 300 метров

Заиконоспасского и Никольского Монастырей в Китай-Городе Патриаршее ПодворьеНикольская ул., 7 корп.9 стр.11 400 метров

Священномученик Антипы епископ Пергамский почитается как покровитель стоматологов


Священномученик Антипа епископ Пергамский Святой Антипа, Священномученик Антипа епископ Пергамский издревле почитался на Руси, как исцелитель от зубной боли и покровитель стоматологов, древние храмы в его честь есть в Суздале и в Вологде. Его день памяти празднуется 24 апреля.

24 апреля

день памяти Священномученика Антипы епископа Пергамского

Согласно житию, Антипа являлся учеником апостола Иоанна Богослова, был епископом Пергамской Церкви в правление императора Нерона (54-68 гг.).

Своей твёрдой верой в Сына Божия он достиг того, что жители Пергама (территория современной Турции) стали уклоняться от жертвоприношений идолам.

Антипа отказывался прекратить свои проповеди о Христе и приносить жертвы языческим богам.

Разъярённые жрецы бросили Антипу в раскалённого медного вола в храме Артемиды – куда обычно бросали жертвы идолам, но и там священномученик продолжал молится Богу. Его тело было тайно погребено местными христианами в Пергаме.

В V веке над его гробницей в Пергаме был возведен храм, а в IX веке во имя священномученика построили храм в Константинополе.

Чудотворные мощи небесного покровителя дантистов ныне хранятся на греческом острове Патмос, в монастыре святого апостола Иоанна Богослова.

Просвещённые варвары

Несмотря на то что со временем были разобраны главный купол и один из пределов, храм Антипы на Колымажном дворе всё же постигла не самая худшая участь – могли бы и вовсе разрушить, как сделали это с тысячами церквей и монастырей по всей России. Но, тем не менее, творческие работники, в ведение которых была передана церковь, обошлись с ней по-варварски.

Из описания, составленного в 1966 году, видно, что постройка приобрела к этому времени заброшенный и неряшливый вид. Крыша на колокольне отсутствовала, а со стен свисали куски прогнившей обрешётки. В сохранившихся до той поры куполах зияли дыры, и всюду виднелись следы обвалившейся штукатурки. При этом частично храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе использовался под жильё художников-певцов новой жизни, а в остальной его части размещался склад.

Возрождение былой святыни

Восстановление храма шло постепенно, начавшись ещё в 1968 году – задолго до того, как на волне перестройки государство стало возвращать церкви изъятую у неё недвижимость. Однако реставрационные работы тех лет коснулись лишь фасада здания, так как внутри него помещалась библиотека Музея изобразительных искусств.

В наши дни храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе, адрес которого: Москва, Колымажский пер., 8/4, стр.1, стал одним из многочисленных приходов столицы. В собственность православной церкви он был передан в 2005 году, но ещё задолго до этого при нём образовалась община, которую возглавил тогда протоиерей Владимир (Волгин).

Иконография

Самый известный образ святого создан при Иване Грозном иконописцами московского храма. Икона дает четкое представление о том, как жил, что пережил епископ Пергамский. Ее рекомендуется держать на домашнем иконостасе человеку, стремящемуся исцелиться духовно или телесно, укрепить веру.

На иконе изображен седовласый старец с длинной бородой и мудрым, проникновенным взглядом. Лик выражает смирение, покорность уготованной судьбе, но, в то же время, выглядит серьезным, твердым и уверенным, выражает готовность бороться с бесовскими силами ради спасения человеческих душ. На святом мученике епископский омофор с изображениями крестов и риза. В облачении преобладают зеленые и красные цвета. Одной рукой епископ делает благословляющий жест, другой – держит Евангелие.

Глядя на икону, понимаешь, сколько мук пришлось перенести святому за веру. Но даже мучительное умирание в раскаленном жертвеннике не отвратило епископа Пергамского от веры в Христа.

Биография священномученика Антипы

Бесчеловечного императора Нерона, казнившего тысячи христиан, на троне сменил не менее жестокий Домициан, правление которого пришлось на 81-96 годы нашей эры. Это были годы страшных нападок на христиан и период, когда апостол Иоанн, пребывая на безлюдном эгейском острове Патмос, создавал Евангелие и библейское «Откровение».

https://youtube.com/watch?v=Vdc4FFgdgvE

Христианская вера распространялась среди низших слоев населения Рима, язычество тем временем вымирало. Высокие чины и городские правители получили императорский приказ: каждый житель должен подтверждать приверженность язычеству, поклоняясь богам в языческих храмах, принося жертвы.

Противиться язычеству запрещалось под страхом смертной казни. Конец первого века нашей эры – время, когда множество приверженцев христианской веры положило жизнь на жертвенный алтарь служения Христу. Одним из таких мучеников, не предавших христианскую веру, был святой Антипа, Пергамский епископ.

Происхождение и детские годы

Когда и где Антипа Пергамский появился на свет, не известно, но понятно, что произошло это в начале 1 века нашей эры. Жизнь святого прошла в Пергаме – столице Пергамского царства (это северо-запад Малой Азии).

В годы жизни Антипы азиатская столица процветала, справедливо считалась третьим по значимости городом среди многочисленных столиц Римской империи. Жители, поклонявшиеся римской богине Диане (она же греческая Артемида), жили роскошно. Город славился огромными библиотеками с богатой коллекцией пергаментных свитков. Богиня охоты и Луны была, по представлениям язычников, строгой и жестокой, требующей богатых и величественных обрядов поклонения и жертвоприношения.

Житие и служение Господу Богу

Святой Антипа – один из преданных учеников Иоанна Богослова. Переняв христианские знания у апостола, Антипа возглавил епископскую кафедру в Пергаме.

Господь Бог увидел силу духа и беспрекословную веру апостольского ученика, направил его противостоять злой силе, правящей в великом городе.

Когда Антипа явился в азиатскую столицу Римской империи, бесовская сила не смогла там больше находиться, убралась восвояси, так как не смирилась с безгрешностью епископа. Святой Антипа неустанно молился и проповедовал, привлекая на сторону христианского Бога все больше последователей, отвращая горожан от жестоких языческих богов.

Но бесовская сила так просто не сдалась. Бесы стали являться в человеческом обличье, чтобы искусить святого, но тот сразу их выявлял. Тогда злые силы стали нашептывать городским чинам, что епископ своими проповедями оставляет город без покровительства языческих богов. Разгневавшиеся городские власти заключили епископа Пергамского под стражу. Призывали Антипу одуматься, принять идолов, поклониться им. Но святой оставался непреклонным.

Кончина

Тем временем городские жители продолжали отказываться от язычества, принимали христианскую веру. Примерное служение епископа Пергамского Господу дало плоды. Горожане все реже приносили жертвы богам.

Языческие жрецы обратились к Антипе, чтобы он принес жертву идолу, показал пример горожанам. Но святой, оставаясь спокойным и уверенным в своей правоте, ответил, что не станет служить бесовским силам, бессильным противостоять ему, убегающим от него, от простого смертного. Униженные жрецы ответили, что языческие божества существуют с начала времен, а Иисус жил недавно, был признан Пилатом преступником и мятежником, распят возле Иерусалима. Святой Антипа сказал, что языческие божества придуманы людьми, идолы сотворены людскими руками, чтобы оправдывать пороки и злодеяния, творимые язычниками.

Рассвирепевшие жрецы схватили епископа, поволокли в храм Дианы, бросили в жертвенную печь, представлявшую собой огромного, отлитого из меди быка. Язычники собрались вокруг жертвенника, чтобы услышать крики и стоны умирающего праведника, но услышали молитвы. В жерле раскаленной печи мученик Антипа продолжал усердно молиться Господу, просил вознести его душу, укрепить христианскую веру.

В «Откровении» апостола Иоанна о Пергаме сказано: «У вас, где живет Сатана, убит мой верный свидетель Антипа».

Ночью, когда печь остыла, а язычники разошлись, христиане тайком проникли в храм. Тело святого Антипы лежало в печи нетронутым пламенем. Казалось, будто епископ спит. Христианские последователи забрали тело, предали его земле в Пергаме.

Молитвы священномученику Антипе, епископу Пергамскому.

Икона священномученика Антипы, епископа Пергамского

Молитвы священномученику Антипе, епископу Пергамскому

О, преславный священномучениче Антипо, скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный прибегаю и твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне болящему исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Архиерею Божий, священномучениче Христов, Антипо преблаженне, иже апостолом сопрестольник, и святителем слава, ты еси, архиерею, церковное светило и утверждение веры, пред противными богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси, и принеслся еси яко кадило благовонно, и яко агнец незлобив и мученик праведен, в вол медян разжжен ввержен, святителю, и молитвы благодарственныя в нем Богу и Отцу возсылая, яко солнце возсиял еси, и мучением своим томителя велиара до конца сокруши. Сего ради Христос тя прослави на небеси, и на земли всю вселенную осияваеши данною ти благодатию, страждущим от неутешимыя зубныя болезни цельбы подаеши, непрестанно призывающим тя с верою. И ныне, усльши мя, грешнаго и недостойнаго раба Твоего (имя), в час сей с верою призывающаго тя, яко и молебное пение приносити ходатая и молебника к Богу тя предлагаю.

Архиерею Божий, священномучениче Антипо, услыши мя, грешнаго раба твоего (имя), в час сей, в оньже тебе моление приношу, и помолися о мне грешнем ко Господу Богу об отпущении грехов моих, и нестерпимыя и неутешимая зубныя болезни избави мя молитвами, святе, твоими.

Тропарь священномученику Антипе Пергамскому

Идольския лести упразднил еси, Антипо, и диавольскую поправ силу, пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси. Темже с ангельскими чины в вышних водворился, Владыце всех славословие принося, и о нас молебное благодарение предлагаеши, благодать цельбы даруя. Сего ради тя чтим, священномучениче Антипо, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Церковь возле государевых конюшен

Во времена правления Ивана Грозного к северо-западу от Кремля находились царские конюшни. Издревле это место именовалось Чертольем, а в последующие годы получило название Колымажного двора, хотя государевы кареты едва ли походили на колымаги. Известно, что впервые оно упоминается в исторических документах, датируемых 1365 годом.

Поскольку ничто не делалось в те годы без Небесного покровительства, то были там возведены две церкви – во имя Зачатия Иоанна Крестителя и в честь святого великомученика Антипия Пергамского. Первая до наших дней не сохранилась (разобрана в XVIII веке), а вторая стоит и поныне, напоминая москвичам о днях давно минувшего прошлого.

Вначале храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе был деревянным, о чём свидетельствует запись, сделанная в 1530 году. Но после того как в 1547 году с его западной стороны появились конюшни с лошадками, на которых ездил (шутка ли!) сам государь, её перестроили, и стены возвели из камня. Главный же престол, а она была двухпрестольная, освятили, как и прежде, во имя верного ученика Иоанна Богослова – епископа Пергамской церкви Антипия, мученической кончиной прославившего Господа. Его память и по сей день отмечается православной церковью 24 апреля.

Курсы пролетарских художников

После октябрьского переворота храм Антипы на Колымажном дворе ещё несколько лет оставался открытым. Известно, что в 1922 году в нём был рукоположен в сан диакона будущий новомученик российский Илья Громогласов, через несколько месяце после этого расстрелянный по обвинению в организации сопротивления изъятию церковных ценностей.

Закрыт храм священномученика Антипы на Колымажном дворе был в 1929 году. Его здание вначале планировали использовать для размещения в нём библиотечных фондов, но затем приняли решение о передаче его в распоряжение курсов, готовивших так называемых «художников революции», призванных кистью и резцом воспеть великие свершения народа-победителя.

История создания храма началась в 17 веке

Одно из ранних известных названий церкви Антипы Пергамского – «что в Чертолье» – относится к 1625 году. Чертольем звалась местность, рядом с впадением ручья Чертолье (Черторый) в Москву-реку.

По легенде, на этом месте был Конюшенный двор (здесь хранились средства царского передвижения), впоследствии получивший название Колымажный двор из-за близости к царским конюшням.

Первую деревянную церковь (для царских конюхов) построил итальянский архитектор и придворный зодчий Василия III – Алевиз Фрязин (создатель архитектуры Кремлёвского Большого Дворца, башен и стен Кремля).


Церковь Антипия на Колымажном дворе. Архивное фото

Заказ на постройку храма поступил от Скуратовых – в XVII веке к Антипьевской церкви с восточной стороны вплотную примыкала их родовая усадьба, принадлежавшая потомкам Ивана Скуратова (брата Малюты) и служившая их фамильной усыпальницей.

По одной из версий, храм строил и сам Малюта Скуратов (Григорий Лукьянович Вельский).


Малюта Скуратов. Именно от рода Скуратовых поступил заказ на строительство храма

История храма на Колымажном дворе связана с множеством прославленных имён Российской империи.

Царь Алексей Михайлович часто бывал на богомолье «у Антипия», а однажды даже положил к образу чудотворца «два зубка серебряных» – по обычаю к иконе святого Антипы приносили подвески с изображением зуба или пробитые насквозь мелкие монеты, которые перед этим некоторое время держали на больных зубах.

В разное время прихожанами Пергамской церкви были владельцы близлежащих дворянских усадеб: Глебовы, Голицыны, Лопухины, Апраксины, Оболенские.

В начале XX века в приходе храма жил известный русский художник Валентин Серов.

В 1737 году в Москве произошёл большой пожар и храм Антипы Пергамского не избежал участи большей части городских строений, его восстановление было завершено лишь к 1741 году.

В 1830 году царскую конюшню упразднили, а в её зданиях разместилась пересыльная тюрьма.

1929

год закрытия Пергамской церкови

Пергамская церковь была закрыта в 1929 году, но, в отличие от многих других островков Православия в Москве и России, она не была разрушена.

По решению Президиума Моссовета от 28 августа 1929 года здание передали Центральным Художественным Курсам Ассоциации Художников Революции. Затем, в нем предполагалось открыть неофилологическую библиотеку.

Одно время в здании церкви располагались жилые помещения, пока оно не было передано Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина под подсобные помещения.

С конца 1960-х годов велась реставрация церкви.

К 1983 году были внешне отреставрированы все три основные части церкви.

Лишь спустя 76 лет, 25 февраля 2005 года, состоялось долгожданное возвращение Антипьевского храма Русской Православной Церкви, после чего началась его масштабная реставрация.

В 2006 году приход храма священномученика Антипы на Колымажном дворе и Стоматологическая Ассоциация России (СТАР) заключили соглашение о сотрудничестве, а в 2007 году по инициативе Ассоциации частных стоматологических клиник г. Москвы и по благословению настоятеля храма протоиерея Владимира Волгин было основано «Общество православных стоматологов столицы».


Внутреннее убранство церкви Антипы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector