В канун празднования грузинской иконе богородицы митрополит кирилл совершил всенощное бдение в раифском монастыре

ГРУЗИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

День памяти — 4 сентября 2020 года

Ко­гда в 1622 го­ду пер­сид­ский шах Аб­бас по­ко­рил Гру­зию, мно­гие хри­сти­ан­ские свя­ты­ни бы­ли по­хи­ще­ны, от­ве­зе­ны в Пер­сию и про­да­ны на­хо­див­шим­ся в то вре­мя в этой стране рус­ским куп­цам. Так Гру­зин­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, укра­шен­ная се­реб­ром и зо­ло­том, по­па­ла к неко­е­му куп­цу Сте­фа­ну, ко­то­рый хра­нил ее с глу­бо­ким по­чи­та­ни­ем и бла­го­го­ве­ни­ем. В это же вре­мя в Яро­слав­ле ку­пец Ге­ор­гий Лыт­кин, по тор­го­вым де­лам ко­то­ро­го Сте­фан был в Пер­сии, по­лу­чил во сне от­кро­ве­ние о свя­тыне, при­об­ре­тен­ной Сте­фа­ном, и по­ве­ле­ние ото­слать ее в Чер­но­гор­ский мо­на­стырь Ар­хан­гель­ской епар­хии, ос­но­ван­ный в 1603 го­ду. Ко­гда в 1629 го­ду Сте­фан воз­вра­тил­ся на Ро­ди­ну и по­ка­зал ико­ну Ге­ор­гию Лыт­ки­ну, тот вспом­нил о сво­ем ви­де­нии и от­пра­вил­ся в Двин­ские пре­де­лы в Чер­но­гор­скую оби­тель (на­зва­на она так по­то­му, что бы­ла по­стро­е­на на го­ри­стом и мрач­ном ме­сте, из­дав­на име­но­вав­шем­ся Чер­ной го­рой; впо­след­ствии оби­тель бы­ла пе­ре­име­но­ва­на в Крас­но­гор­скую). Там ико­на и про­сла­ви­лась чу­до­тво­ре­ни­я­ми. В 1654 го­ду во вре­мя мо­ро­вой яз­вы ико­на бы­ла при­не­се­на в Моск­ву, и мо­лив­ши­е­ся пе­ред ней из­бе­га­ли смер­то­нос­ной яз­вы.

Ныне ико­на пре­бы­ва­ет в хра­ме Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы в Ни­кит­ни­ках г. Моск­вы. Мно­же­ство спис­ков с Гру­зин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, хра­ня­щи­е­ся и хра­нив­ши­е­ся ра­нее во мно­гих хра­мах Моск­вы, хра­ме свя­ти­те­ля Мар­ти­на Ис­по­вед­ни­ка (Воз­не­се­ния Гос­под­ня) в Алек­се­ев­ской но­вой сло­бо­де, Ра­иф­ской Бо­го­ро­дич­ной об­ще­жи­тель­ной пу­сты­ни Ка­зан­ской епар­хии, раз­ру­шен­ном в 1935 го­ду хра­ме в честь Гру­зин­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Санкт-Пе­тер­бур­ге (при по­дво­рье Крас­но­гор­ско­го Бо­го­ро­диц­ко­го муж­ско­го мо­на­сты­ря Ар­хан­гель­ской епар­хии), сви­де­тель­ству­ют о ее глу­бо­ком по­чи­та­нии.

В 1658 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Пат­ри­ар­ха Ни­ко­на бы­ло уста­нов­ле­но еже­год­ное празд­но­ва­ние Гру­зин­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри. Служ­ба бы­ла со­став­ле­на в 1698 го­ду смот­ри­те­лем Мос­ков­ской ти­по­гра­фии Фе­о­до­ром По­ли­кар­по­вым.

Монастырь в наши дни

В 1918 году обитель была закрыта. С 1930-х годов на ее территории размещалась тюрьма для политических заключенных, позже — колония для малолетних преступников. В 1991 году первой в Казанской епархии Раифа была возрождена. В течение 1990-х годов был отреставрирован ее архитектурный ансамбль и восстановлена полноценная монашеская жизнь.

Сейчас в монастыре проживает около 60 послушников. Он привлекает как паломников, так и туристов со всей страны и даже за ее пределами. Многие приезжают в Раифу ради святого источника, другие — получить душевное спокойствие. На Крещение в монастырь приезжают желающие окунуться в прорубь.

Тропарион. Тропари, кондаки, величания и молитвы

Перед иконами Божией Матери:

Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Грузинской» (Красногорской)

Тропарь, глас 4:

Днесь све́тло красу́ется оби́тель Красного́рская,/ и с не́ю ликовству́ет Раи́фская пу́стыня,/ я́ко зарю́ со́лнечную, от восто́ка возсия́вшую, восприи́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ е́юже разгоня́еши мглу искуше́ний и бед от вопию́щих ве́рно:/ изба́ви оби́тель на́шу и вся страны́ христиа́нския от всех наве́т вра́жиих// и спаси́ ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рдная Засту́пница ро́да христиа́нского.

Тропарь, глас 5:

Веселя́тся правосла́внии наро́ди,/ ви́дяще, Влады́чице Де́во Богоро́дице,/ Твою́ пречу́дную и чудотво́рную ико́ну,/ и прие́млют врачевство́ душе́вное и теле́сное Твое́ю ми́лостию всегда́./ Те́мже и мы, покланя́ющеся о́ней, усе́рдно Тебе́ вопие́м:/ поми́луй, Блага́я Ма́ти, смире́нныя рабы́ Твоя́/ и изба́ви нас от вся́каго зла и наве́та вра́жия,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Го́спода Иису́са,/ да, спа́сшеся зде, Небе́сное жи́тельство получи́м// человеколю́бием и благода́тию Его́.

Кондак, глас 8:

Тебе́, Избра́нней от всех родо́в, Бо́жией Ма́тери,/ благода́рственная пе́ния прино́сим,/ прише́ствием честны́я Твоея́ ико́ны, раби́ Твои́, Богоро́дице, озаря́еми,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния// всем с ве́рою притека́ющим.

Молитва

Приими́, Всеблагомо́щная Пречи́стая Госпоже́, Влады́чице Богороди́тельнице, сия́ честны́я да́ры от на́с, недосто́йных рабо́в Твои́х, к Твоему́ цельбоно́сному о́бразу пе́ние возсыла́ющих со умиле́нием, я́ко Тебе́ Само́й су́щей ту́ и послу́шающей моле́ния на́ша, подаю́щи с ве́рою прося́щим по коему́ждо проше́нию исполне́ние: скорбя́щим ско́рби облегча́еши, немощны́м здра́вие да́руеши, разсла́бленных и неду́жных исцеля́еши, и от бе́сных бе́сы прогоня́еши, оби́димыя от оби́д избавля́еши, и наси́луемых спаса́еши, гре́шных проща́еши, прокаже́нных очища́еши, и ма́лых дете́й ми́луеши, и непло́дныя от непло́дства разреша́еши. Еще́, Госпоже́ Влады́чице, от у́з и темни́ц свобожда́еши, и вся́кия многоразли́чныя стра́сти исцеля́еши, и о́чныя боле́зни уврачу́еши, и от смертоно́сныя я́звы избавля́еши: вся́ бо возмо́жна су́ть хода́тайством Твои́м к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему. О, Всепе́тая Ма́ти, Пречи́стая Богоро́дице! Не преста́й моли́ти о на́с, недосто́йных рабе́х Твои́х, сла́вящих Тя́ и почита́ющих, и покланя́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́, и наде́жду иму́щих невозвра́тну и ве́ру несумне́нну к Тебе́, Присноде́ве, Пресла́вней и Непоро́чней, сла́вящих, и чту́щих, и пою́щих Тя́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О предначинательном псалме

В чине богослужения предначинательный псалом назван так потому, что с него начинается вечерня и, соответственно, богослужебный день. В качестве предначинательного святые отцы избрали 103-й псалом, в котором воспеваются творение мира и его Создатель, «так как по окончании дня прилично благодарить за всё». Во время всенощного бдения псалом исполняется с особой торжественностью. В начале в полной тишине священнику и диакону при отверстых Царских вратах полагается совершить каждение всего храма (в современной практике в тишине кадится только алтарь). Каждение напоминает о действии Святого Духа, носившегося над водами, когда не было ещё человека, воспевавшего своего Творца. Затем поётся сам псалом (в современной практике зачастую лишь отдельные стихи псалма). Отверстые Царские врата знаменуют, что человеку было уготовано райское состояние и радостное славословие: «Благослови душе моя, Господа». Затем Царские врата закрываются, что символизирует затворение райских врат вследствие грехопадения.

Роль икон в православии

С точки зрения священнослужителей православной церкви, икона является неким связующим звеном между земным и божественным мирами. Главная идея поклонения перед образами заключается в том, что почести и молитвы обращаются не к изображению, а к сущности, которую они представляют.

Понять икону может лишь глубоко верующий человек, не сомневающийся в реальности Господа и его непостижимой природе. Бог наградил своих детей способностью к воображению, которое позволяет представлять то, что невозможно видеть ежеминутно и ежечасно

Но нам легче обращаться к святым, если их образ находится перед глазами, и своими символами напоминает о важности тех или иных моментов

Трудные времена и после… возрождение

Революционное вмешательство

В 1918 году монастырь, как многие в то время, закрыли, но сначала только на бумаге. В храмах, можно сказать, втайне от властей проходили Богослужения.

Но в 1930 году всех послушников и иеромонахов обители обвинили в антисоветской деятельности. Их арестовали и вскоре расстреляли. Впоследствии, их всех причислили к лику святых. А в храмах в то время разместились тюрьма, колония и ремонтные цеха.

Восстановление храмов

С 1991 года монастырь стал возрождаться, в буквальном смысле, из руин. Очень помогали местные жители-мусульмане. Так, Президент Шаймиев пожертвовал деньги сразу на 5 крестов для Троицкого собора, главного и, наверное, самого красивого в монастырском комплексе.

Внутри он очень просторный и светлый. Правда, стены и купол собор не имеют росписей.

Но ведь так было и до революции: храм отстроили, а сделать настенную роспись не успели. Революционные события 20-го столетия привели к закрытию церквей.

Чуть позже из Казани возвратилась монастырская святыня: Грузинская Раифская икона Божьей Матери, и почти сразу же в Грузинском соборе провели первую Службу.

Подробнее о чудесном образе рассказ будет чуть ниже в этой статье. А храм выглядит очень торжественно и мощно. Венчает его огромный синий купол. На стенах нижнего яруса встроены барельефы, на которых изображены 4 евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

Внутри собор выглядит очень торжественно. Правда, небольшую суету вносят многочисленные туристические группы. Но, думаю, во время богослужения здесь очень благодатно и тихо.

Справа, если стоять лицом к алтарю, на отдельном постаменте находится чудотворный образ Грузинской Богородицы. К нему почти постоянно стоит небольшая очередь.

Сама икона небольшого размера. А оклад украшен многочисленными золотыми украшениями и драгоценностями, которые дарят ей благодарные прихожане за скорое слышание их просьб и исцеление от болезней.

Восстановлен и открыт для посетителей храм в честь Святых Отцов, в Раифе и Синае убиенных. На его втором этаже отстроен придел в память о послушниках, убитых в 30-е годы.

Сам храм удивительным образом напоминает ковчег или корабль. плывущий через все трудности земного бытия к вечной жизни.

Уникальная Софийская церковь отличается от других своими размерами. Это самая миниатюрная церковь не только в России, но и в Европе. На службах она может вмещать только лишь 7 человек.

Монахи совершают здесь молитвы только в определённую дату — в день празднования иконы святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Первая церковь, построенная на этом же месте, была уничтожена молнией.

К зданию храма пристроен братский корпус (Алексеевские покои). А также здесь располагается типография газеты «Раифский вестник».

Прогулки по территории обители

Сейчас восстановленный монастырский комплекс просто великолепен! Он находится в очень живописной местности: на берегу Раифского озера и окружён сосновым лесом, который, с некоторых пор, является Волжско-Камским государственным природным заповедником.

В монастырской братии состоит около 60 человек, среди них схиигумен Сергий и иеромонах отец Марк.

Сама обитель огорожена крепкой монастырской стеной. Слева от входа установлен памятник преподобному Сергию Радонежскому, который как бы благословляет всех приходящих паломников. Ведь именно его считают предвестником православия в Поволжье.

Рядом с памятником находится малая угловая башня,

которую вверху венчает крест и удерживающий его трубящий ангел.

Рядом со входом в православный монастырь расположено множество скульптур. Вот монах Филарет со скромной котомкой за спиной идет в Раифы, ища для себя уединенное место для проживания и молитвы.

А вот Богородица прижимает к себе Младенца, а чуть вдалеке Ангел раскрыл свои крылья.

В центре монастырской территории напротив собора святой Троицы расположена просторная монастырская площадь, на которой установлены солнечные часы. Очень необычное сооружение для религиозного места.

Наша группа очень долго изучала эту конструкцию в надежде определить, сколько же времени они покажут и насколько точно работает этот механизм. Но, увы, для работы этого древнего устройства не хватало самой малости: солнца!

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской)

глас 4

Днесь светло красуется обитель Красногорская,/ и с нею ликовствует Раифская пустыня,/ яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно:/ избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих/ и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианского.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской)

глас 8

Тебе, Избранней от всех родов, Божией Матери,/ благодарственная пения приносим,/ пришествием честныя Твоей иконы, раби Твои, Богородице, озаряеми,/ но, яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской)

Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша, подающи с верою просящим по коемуждо прошению исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, и от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши, прокаженных очищаеши, и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, Госпоже Владычице, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти исцеляеши, и очныя болезни уврачуеши, и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и покланяющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодевей, Преславней и Непорочней, славящих, и чтущих, и поющих Тя во веки веков. Аминь.

***

Тропарь мучеников

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Агафоника и иже с ним

глас 1

Звание благое стяжав, богомудре,/ мужей лукавых отвратился еси веры,/ не убоявся мук, Агафониче славне,/ темже благим был еси наследник/ и приял еси со страждущими с тобою// достойныя венцы.

Тропарь святого Горазда, архиепископа Моравского

глас 2

Достойнейший преемник учителя своего Мефодия,/ Моравския Церкве первопрестольника,/ был еси, святителю отче наш Горазде,/ столп Православия предивен,/ мученик без крове,/ и изгнание от своего стада коварными мужи претерпев./ Далече от своего отечества, Моравския земли,/ утвердив проповедию догматы божественныя Истины,/ Духом соединился еси со святыми учители своими Кириллом и Мефодием в Царстве Небеснем./ Моли о нас, блаженне,/ верою почитающих память твою,/ умирити мир и спасти души наша.

Молитвословия

Тропарь мучеников

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Агафоника и иже с ним

глас 1

Звание благое стяжав, богомудре,/ мужей лукавых отвратился еси веры,/ не убоявся мук, Агафониче славне,/ темже благим был еси наследник/ и приял еси со страждущими с тобою// достойныя венцы.

Тропарь святого Горазда, архиепископа Моравского

глас 2

Достойнейший преемник учителя своего Мефодия,/ Моравския Церкве первопрестольника,/ был еси, святителю отче наш Горазде,/ столп Православия предивен,/ мученик без крове,/ и изгнание от своего стада коварными мужи претерпев./ Далече от своего отечества, Моравския земли,/ утвердив проповедию догматы божественныя Истины,/ Духом соединился еси со святыми учители своими Кириллом и Мефодием в Царстве Небеснем./ Моли о нас, блаженне,/ верою почитающих память твою,/ умирити мир и спасти души наша.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской)

глас 4

Днесь светло красуется обитель Красногорская,/ и с нею ликовствует Раифская пустыня,/ яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно:/ избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих/ и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианского.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской)

глас 8

Тебе, Избранней от всех родов, Божией Матери,/ благодарственная пения приносим,/ пришествием честныя Твоей иконы, раби Твои, Богородице, озаряеми,/ но, яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Где находится святой образ

Подлинник иконы не дошёл до нашего времени. Сегодня в Третьяковской галерее есть точная копия, соответствующая по размеру оригинальному изображению. Список выполнен в 1707 году изографом Кириллом Улановым.

Три других копии, оказавшиеся чудотворными, также пребывают в Москве:

  • в Храме Троицы Живоначальной;
  • в Храме Воскресения Христова (Сокольники);
  • в Храме Святителя Мартина Исповедника.

Четвёртый и очень почитаемый список образа Богоматери хранится в Раифском Богородицком мужском монастыре. Его заказал митрополит Лаврентий. По монашеским преданиям, копия иконы избавляла от душевных расстройств и увечий конечностей, возвращала зрение ещё на пути к обители.

Важно! Многие нашли утешение и получили помощь после молитвы у этого чудотворного образа, даже когда официальная медицина не давала никаких шансов на выздоровление. Это ещё раз доказывает, что благодать Божия безгранична и только искренняя вера способна помочь в тяжёлых жизненных ситуациях

История обретения

Икона эта является по происхождению грузинской, однако в 1622 году, после захвата Грузии шахом Аббасом, попала в Персию. Спустя 3 года ее купил купеческий приказчик Стефан Лазарев. Вернувшийся на родину в Ярославль, он передал образ хозяину, а сам купец, видевший в свое время вещий сон, отправил образ в Красногорский монастырь, находящийся в окрестностях Архангельска на реке Пинеге, где на его средства был возведен и обустроен храм. Почти сразу здесь начали происходить многочисленные чудеса: прозрел и обрел слух монах Питирим. Чудодейственное изображение перемещали с крестными ходами по многим районам страны.

В Москву Грузинскую Божию мать отправили в 1654 году: требовалось обновить и сделать для нее новый оклад. Во время распространения повальной болезни с появлением иконы сопоставили чудесные выздоровления. Признательный за излечение сына, ремесленник Гавриил Евдокимов поручил написать копию иконы, переданную в церковь на Глинищах, расположенную в Никитниковом переулке. Дубликат иконы также стал совершать необычные чудеса и помогать горожанам в излечении различных заболеваний.

В 1650 году митрополитом Никоном установлена дата почитания Грузинской иконы Богоматери – 4 сентября (22 августа по старому стилю). После революции монастырь был закрыт, чудотворную икону Грузинской Богоматери в последний раз видели в 1946 году после возрождения монастыря. Позже образ пропал и больше нигде не появлялся.

Казанская икона Божьей Матери: история

21 июля – день Казанской иконы Божией Матери

1579 год. Белое немилосердно палящее солнце, пыль столбом по дорогам Казани. Пыль и пепел от недавнего пожара – неделю назад здесь полыхал страшный пожар. Начался он около церкви Николы, перекинулся на Кремль Казанский. Долгие часы полыхало зарево, причитали женщины, плакали дети – а ну как на дома перекинется, что будет?! А многие злорадно посмеивались – где же ваш Бог был, что церковь-то сгорела? Видно, врут все попы ваши – вон полыхало-то как. И что скажешь на это? И ведь правда, многие в те дни в вере своей усомнились – может быть, неугодно Богу, что обращаются ко Христу из ислама ? «Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием»…

В том огне остались без крова многие семьи, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона. Ей родительские скорби были меньше понятны – для детей и пожар – вполне забавно – столько всего остается после – где стеклышко красивое, где камешек невиданный. Только к вечеру, когда спать ложиться, вспоминается, что после пожара все не так, непривычно.

Казанская икона Божией Матери

Одной ночью Матреша проснулась от невиданного – явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка. Все-то у вас сны, да видения, все-то вам мерещится, все чудеса у вас нескончаемые – скажет скептик, читающий эти строки. И предвосхитит наш рассказ, ведь именно так девятилетней Матреше и ответили домашние. «Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать», — сказали родители. И были правы. Только все же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки.

Матреша с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать. Еще глубже, еще – неужели она! И точно – икона Пресвятой Богородицы. Очистили ее от пыли, земли.. Но как же она там оказалась? Видимо, еще давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону Царицы Небесной. Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия, благоговейно принимая икону, торжественно переносит ее в храм свт. Николая, откуда, после молебна, перенесли ее с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита.

И те, кто еще несколько дней назад насмехался над православной верой, смущенно спешили к иконе – с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений. История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. Там спустя некоторое время приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Образ Казанской Пресвятой Богородицы по типу относится к иконам Одигитрия – Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Так, с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келья святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». На следующий день был освобожден Китай-город, через 2 дня Кремль.

Советуем изучить Как избавиться от греха чревоугодия?

Казанский собор. Москва.

Грузинская икона Божией Матери

Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. Из-за горы И нынче видит пешеход Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод; Но не курится уж под ним Кадильниц благовонный дым, Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас. Теперь один старик седой, Развалин страж полуживой, Людьми и смертию забыт, Сметает пыль с могильных плит…

М. Лермонтов, «Мцыри»

Такая картина, описанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в поэме «Мцыри», вполне передает состояние Грузии после сокрушительных персидских набегов. Страна с чудным названием Иверия, первой принявшая христианство, не раз подвергалась нападкам мусульман. В XVII веке она пережила 30 лет страшных персидских вторжений, была выжжена наполовину. Персидский шах Аббас изо всех сил пытался покорить горный народ. Несмотря на его кажущееся великодушие к христианам, во время набегов были разрушены монастыри и похищены многие христианские святыни. Их отвозили в Персию, оценивали на местных рынках и частенько продавали находившимся в стране русским купцам.

История умалчивает о том, кто написал Грузинскую икону Божией Матери. Известно лишь, что в 20-х годах XVII века на одном из иранских рынков ее приобрел купец из Ярославля Стефан. Торговцем он был мелким, всё больше представлял интересы зажиточного купца Георгия Лыткина. Но вот чудный образ Богородицы, украшенный серебром и золотом, решил оставить себе. В это же время в Ярославле тот самый купец Георгий Лыткин увидел во сне откровение об иконе. Когда в 1629 году длинные караваны русских купцов вернулись на родину, Стефан рассказал о своем дивном приобретении Георгию и показал его. Увидев необычайный образ Богородицы, купец вспомнил свой сон о том, что икону необходимо отправить в Архангельскую епархию, в Черногорский монастырь.

Обитель была построена в 1603 году неподалеку от поселка Пинега. Холмистую местность, носившую название Черная Гора, пинежцы суеверно считали мрачным, злым местом. Купец отправился на берега Северной Двины и передал икону инокам. Там после молитв стали происходить чудеса, и слава о чудотворной иконе пошла по всей России. Со временем монастырь из Черногорского стал именоваться Красногорским.

Когда в 1654 году Москву захлестнула чума, Грузинскую икону Божией Матери принесли в Белокаменную. Усиленная молитва верующих перед ней приносила спасение от смертоносной болезни, и в 1658 году Патриарх Московский и всея Руси Никон благословил праздновать день памяти Грузинской иконы ежегодно 22 августа (4 сентября по новому стилю). Службу ей составил Феодор Поликарпов, смотритель Московской типографии, спустя 40 лет.

Икона осталась в российской столице, в храме Живоначальной Троицы в Никитниках. Она стала главной святыней, и ей был посвящен особый придел. Даже Никитников переулок до 1926 года называли Грузинским.

Списки с чудотворной иконы разошлись по многим храмам Руси. В 7-м кондаке акафиста Пресвятой Богородице перед иконой «Грузинская» читаем: «хотя дати благословение новоустроенней обители иноков, Раифскою нареченней, архипастырь казанский Лаврентий лик Твой, Владычице, от чудотворнаго Твоего Красногорскаго образа тождественно списав, торжественно с молебным пением во обитель Раифскую внесе».

«Днесь светло красуется обитель Красногорская,/ и с нею ликовствует Раифская пустыня,/ яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно:/ избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих// и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианского».

Богородицу часто называют Заступницей всего рода христианского, а еще — Путеводительницей. Это два из пяти основных типов изображения Богоматери на иконах. Именно к типу Путеводительницы, Одигитрии (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь) относится Грузинская икона Божией Матери. В этой иконографии как нельзя лучше отражается суть Богородицы. Как на браке в Кане Галилейской Пресвятая Богородица говорит всем: что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2: 5) — в этом всё Ее служение, — так и на Грузинской иконе Она предстает Путеводительницей к Богу и вечному спасению. Держит у сердца, на левой руке младенца Иисуса, а правой рукой указывает на Него. Богомладенец держит в левой руке свиток, а правой благословляет. Голова Божией Матери склоняется к Сыну. Всем Своим видом Дева Мария показывает образ жизни христианина: держать в сердце Бога, всеми помышлениями стремиться к Нему и творить заповеди Божии.

04.09.2018

Что нужно говорить в молитве

Молитва может звучать по-разному, самое главное, чтобы слова шли от сердца. С просьбой даровать способность к зачатию упоминают то, что Царица Небесная, внимающая мольбам детей ее земных, обладающая чудотворными силами, исцеляет от недугов и засилья бесов, облегчает скорби, избавляет от обид, спасает от несчастий и очищает от грехов. Просят Деву Марию о том, чтобы она разрешила от бесплодия неплодные пары, заступилась за них перед Божественным Своим Сыном и молилась за поклоняющихся ей, надеющихся на нее и неустанно воспевающих Славу Ее.

В некоторых молитвах особо выделяют роль Иисуса, ходатайство Богоматери перед которым может исцелить или избавить от бед. Просящий говорит о том, что сам он, возможно, и не достоин быть услышанным Господом, но Матерь Его, никогда не отворачивающаяся от человека простого, может донести до Сына даже самую тихую, но искреннюю молитву. Просят, чтобы Бог через Деву Марию помог молящемуся прожить в благочестии и свете Господних заповедей.

Свидетельствами благодарности множества людей за чудеса, дарованные через неповторимый образ, являются крестики, коими увешаны в храмах иконы Богородицы. О чем бы и где бы ни молил христианин Пречистую Деву, нерушимая вера его и чистая душа всенепременно приведут к настоящему чуду.

Правила чтения молитв перед иконой «Иерусалимская»

Молитву нужно произносить, следуя не сложным правилам:

  • перед тем, как начать молиться, некоторое время нужно постоять молча, собраться с мыслями и откинуть все мирские заботы;
  • возносить молитвы можно не только за себя, но и за близких, родных людей, перечисляя их имена;
  • следует помнить, что обращаясь к Богородице, мы просим Ее предстательства за нас перед Всевышнем;
  • не стоит просить перед иконой о возмездии, славе или богатстве;
  • молитву читают вслух, либо про себя;
  • перед святыней просят о даровании любви, духовной мудрости, веры, смирения и надежды;
  • молитва должна быть подкреплена непоколебимой верой.

В храме можно заказать водосвятный молебен с акафистом перед чудотворным образом, по окончании верующим раздают святую воду, которую нужно пить каждое утро натощак с молитвой.

Преподобный Исаакий Оптинский

Преподобный Исаакий I родился в патриархальной купеческой семье. Уже зрелым человеком он поступил в Оптину пустынь послушником к старцу Макарию. После кончины преподобного Макария и преподобного Моисея отец Исаакий стал настоятелем обители. Под тяжестью этой ноши он, любитель безмолвия и уединения, изнемогал, но смиренно нес этот крест. Уже будучи игуменом, преподобный Исаакий не совершал без благословения старца никаких монастырских дел и учил этому братию. Если кто из братии выражал недовольство тяжестью послушания или роптал на монастырские порядки, преподобный Исаакий обычно отвечал: «Брат! Возьми мои ключи и начальствуй, а я пойду исполнять твое послушание» — и так вразумлял непокорного.

Советуем изучить Икона Матроны Московской

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector