Толкование нового завета феофилактом болгарским

Автор книги: Феофилакт Болгарский

Блаженный Феофилакт Болгарский Толкование на Святое Евангелие

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС Р18-826-3515)

Текст печатается по изданию:

Благовестник. Толкования на Святые Евангелия блаж. Феофилакта, архиеп. Болгарского. СПб.: Тип. П. Сойкина, 1910

Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2018

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский и его творения

Блаженный Феофилакт был родом из города Халкиса в Греции. Год его рождения с точностью не известен; можно только сказать, что родился он приблизительно в первой половине одиннадцатого столетия.

Первую половину своей жизни, и притом большую ее, он провел в Константинополе. Здесь он получил прекрасное образование и здесь же начал свое служение на пользу Церкви в звании диакона Великой церкви. Несмотря на небольшой сан, звание это было очень важным в то время, так как эти диаконы были ближними помощниками патриарха почти во всех делах его служения.

На обязанности Феофилакта лежало объяснение Священного Писания и произнесение поучений. В этом деле он проявил замечательный ораторский талант и большие знания не только в литературе святоотеческой, но и в светской, так что его современники считали его образцовым проповедником и в этом смысле называли его «учителем риторов».

В звании диакона Великой церкви он пробыл довольно продолжительное время, так как патриарх Константинопольский долго не хотел отпускать его от себя, как выдающегося, даровитого сотрудника, и только в довольно преклонном возрасте, приблизительно в 1081 году, он был назначен в Болгарию, в церковном отношении зависевшую от Константинополя, – первоиерархом этой страны, архиепископом Охридским.

Деятельность его в сане архиепископа протекала в очень тяжелых условиях, так как паства была темна и груба и, кроме того, в Болгарии было очень много еретиков. Павликиане, богомилы и другие еретики, благодаря своей многочисленности, сильно рассеивали в народе свои заблуждения и вооружали народ против Православия и архиепископа. Сознавая, что бороться с таким злом можно только просвещением и назначением достойных пастырей, блаженный Феофилакт, с одной стороны, ревностно поучал народ, устно и письменно излагая на основании святоотеческих творений истинный смысл новозаветных Писаний и рассылая многочисленные послания, – в результате после него осталось много посланий к разным лицам, кратких рассуждений о еретиках и разных истолковательных трудов, – с другой же стороны, при выборе пастырей он руководился или благочестием кандидатов, строгостью их жизни, или же их ученостью и красноречием. В этом случае никакие сторонние побуждения, ни родство, ни дружба, ни просьбы, ни давления светской власти не могли его заставить избрать недостойного или неизвестного. Так, однажды дук (князь) Скопийский просил его произвести в епископы одного неизвестного человека, и блаженный Феофилакт с достоинством и силой отвечал ему:

– Ни тебе, государь мой, не следует вмешиваться в это великое дело, которое должно совершать со страхом, ни мне легкомысленно решаться сообщать Божественную благодать.

Правитель обещался благодарить святителя за исполнение его просьбы, но блаженный Феофилакт и на это отвечал:

– Государь мой! Если тот, о котором ходатайствуешь, таков же (т. е. как и другие избранные), то не ты должен благодарить меня, а я тебя. Если же он ни в нашей Церкви неизвестен, ни в Константинополе не заслужил особенного одобрения за благочестие и просвещение, то не оскорбляй Бога и не приказывай нам; ибо нам заповедано «повиноваться Богови паче, нежели человеком» (Деян. 5, 29).

Осуществляя строгий и внимательный надзор за всеми пастырями, блаженный Феофилакт избегал резких мер, но всегда старался повлиять кротким внушением и убеждением. Примером этого может служить его поведение во время столкновений с триадицким епископом, который несправедливо преследовал одного престарелого монаха. Блаженный Феофилакт все время старался увещаниями и посланиями повлиять на епископа, но тот не только не слушался его, но даже, став врагом, ездил в Константинополь и старался оклеветать там своего архиепископа. И вот, несмотря на все эти поступки непокорного епископа, блаженный Феофилакт впоследствии с любовью и всепрощением отнесся к нему, когда тот обратился к нему с просьбой простить его. «Только молись за меня, – писал блаженный Феофилакт епископу, – и благословляй, а не кляни того, ко тебя любит».

Авраам родил Исаака (Мф. 1:2)

Далее Феофилакт толкует, что Авраам был отцом евреев. Именно поэтому евангелист с него начинает родословие. Кроме того, Авраам первый обетование получил: было сказано, что «благословятся все народы от его семени».

Конечно же, приличней было бы начинать родословное древо Христа с него, ибо Христос Авраамовым семенем является, в котором получаем благодать все мы, которые язычниками были и прежде находились под клятвою.

Вообще, Авраам переводится как «отец языков», а Исаак — «смех», «радость». Интересно, что евангелист не пишет о внебрачных потомках Авраама, к примеру, об Измаиле и иных, так как иудеи произошли не от них, а от Исаака. Кстати, Матфей упоминал об Иуде и братьях его потому, что двенадцать колен произошли от них.

В период между 1089 и 1090 годом произошло назначение Феофилакта на архиепископскую кафедру

Через некоторое время Феофилакт решил уйти в Охрид. Никто не знает точной причины его переселения. Предположительно это связано с опалой, которой подверглась семья императора Михаила седьмого.

Также неизвестно и то, когда произошло назначение Феофилакта на архиепископскую кафедру в Болгарии. По предположительным данным это произошло где-то в период между 1089 и 1090 годом. Возможно несколько лет ранее.

Начало служения Феофилакта Болгарского в Болгарии было довольно тяжелым.

Когда Феофилакт только въезжал в город, его встречали криками. Но крики эти были не добрыми и не дружественными. Жители высмеивали его, смеялись и протестовали.

Такой странный прием не был связан с личными качествами архиерея, а с воспоминаниями о независимости и самостоятельности церкви в Болгарии. О Феофилакте многие говорили плохо, увидев в нем чужака. Именно  это сильно и повлияло на внутренний настрой нового архиепископа болгарского. Он долгое время думал о том, как же быть в такой ситуации, как управлять такой паствой, если все вокруг так настроены враждебно.

Первое время служения, Феофилакт очень сильно тосковал по столице. Но и, тем не менее, он понимал смысл своего предназначения. Он должен был заботиться о благе болгарской церкви. Он уповал всегда лишь на Господа, старался избегать этого ужасного чувства, как уныние и отчаяние. Большая опасность среди его паствы составляли еретические и раскольнические течения. Этой напасти он противопоставлял молитву и проповедь. В это время на его плечи легли большие заботы.

Часто на эту проблему еще накладывались другие. Это было связано с притеснением светских правителей, а также постоянные набеги внешних врагов.  Они постоянно чинили насилие, расхищали церковное имущество, поджигали храмы.

Было в начале Слово (ин. 1:1)

Итак, изучаем далее толкование Евангелия Феофилакта Болгарского. Что евангелист говорил в предисловии, то повторяет и сейчас: тогда как прочие богословы пространно повествуют о рождении Господа на Земле, его воспитании и возрастании, Иоанн игнорирует эти события, так как его соучениками о них довольно много сказано. Он лишь ведёт речь о Божестве, вочеловечившемся среди нас.

Впрочем, если хорошенько присмотреться, можно увидеть, как те, хоть и не скрыли информацию о Божестве единородного, но упомянули о ней всё-таки немного, так и Иоанн, устремив взор свой к слову Всевышнего, сделал акцент на домостроительстве воплощения. Ибо душами всех руководит один Дух.

Толкование на Евангелие от Матфея

Итак, написал Феофилакт чудесное толкование Евангелия от Матфея, а мы сейчас постараемся наиболее подробно рассмотреть этот труд. Он утверждал, что все святые мужи, проживавшие до закона, получали знания не из книг и писаний. Это весьма удивительно, но в его сочинении указано, что они воспитывались освещением Всесвятого Духа и лишь так познавали Божию волю: сам Бог вёл беседы с ними. Такими он представлял Ноя, Авраама, Иакова, Исаака, Иова и Моисея.

Немного погодя люди испортились и стали недостойны научения и просвещения от Святого Духа. Но Бог человеколюбив, он им дал писание, чтобы хоть благодаря ему помнили волю Его. Феофилакт пишет, что и Христос сперва лично вёл беседы с апостолами, а затем послал им в наставники благословение Святого Духа. Конечно же, Господь ожидал, что с течением времени появятся ереси и людские нравы испортятся, поэтому он благоволил, чтоб были написаны оба Евангелия. Ведь таким образом мы, черпая из них истину, не увлечёмся еретической ложью и наши нравы совершенно не испортятся.

И конечно же, толкование Евангелия от Матфея является весьма душеполезным трудом. Изучая Книгу родства (Мф.1:1), Феофилакт задавался вопросом, почему же блаженный Матфей не произнёс, подобно пророкам, слово «видение» или «слово»? Ведь они всегда о (Ис.1:1) или «Слово, которое было… к Исайи» (Ис. 2:1). Вы желаете выяснить этот вопрос? Да просто провидцы обращались к непокорным и жестокосердым. Лишь поэтому они рассказывали, что это Божественное видение и глас Божий, чтобы народ испугался и не пренебрёг тем, что они ему говорили.

Феофилакт отмечает, что Матфей говорил с благомыслящими, верными и послушными, и поэтому ничего подобного не сказал предварительно пророкам. Он пишет, что то, что созерцали пророки, они видели умом, смотря на это чрез Духа Святого. Лишь поэтому они говорили, что это видение.

Матфей же не умом созерцал Христа, но морально с Ним пребывал и чувственно слушал Его, наблюдая Его во плоти. Феофилакт пишет, что лишь поэтому он не говорил: «видение, которое я наблюдал», или «созерцание», но произнёс: «Книга родства».

Далее мы узнаём, что имя «Иисус» — еврейское, а не греческое, и переводится оно как «Спаситель». Ведь словом «яо» у евреев сообщается о спасении.

А Христами («Христос» обозначает по-гречески «помазанный») именовались первосвященники и властелины, ибо они помазывались елеем святым: он лился из рога, который прикладывали к их голове. Вообще, господь именуется Христом и как Архиерей, ибо он сам пожертвовал Собой, как Царь, и водворился против греха. Феофилакт пишет, что Он помазан настоящим елеем, Святым Духом. Кроме того, Он помазан прежде других, ибо кто иной обладал Духом так, как Господь? Необходимо отметить, что в святых действовало благословение Духа Святого. Во Христе же функционировала следующая сила: Сам Христос и Единосущный Ему Дух вместе вершили чудеса.

Блаженный Феофилакт старался полностью — освятить Болгарию своей отеческой заботливостью

Блаженный Феофилакт старался полностью освятить Болгарию своей отеческой заботливостью. Но одного избрания было недостаточно, чтобы укрепить благосостояние церкви. Также следовало и постоянно следить за тем, как осуществлялись эти действия.

Феофилакт постоянно следил за делами епископов и священников и их делами. Старался предупреждать всякое уклонение от цели. Если было необходимо, он говорил исправлять это.  Он «…не знал другого утешения, кроме того, чтобы исправлять сделанное зло». Именно к этой цели он шел и стремился все время.

К виновному Феофилакт применял как строгость, так и снисхождение.

Однажды один епископ по неизвестной причине сделался гонителем престарелого настоятеля монастыря. Он запретил ему совершать какие-либо священнодействия, а затем выгнал из монастыря и подверг тяжелой епитимии. В первый раз гонимый епископ обратился к Феофилакту.  Тогда блаженный Феофилакт сказал ему, чтобы тот не гневался на старца. Епископ дал ему слово, что так и сделает.

Но через некоторое время он стал гнать старца, а тот в свою очередь направил просьбу к самому императору. Император отправил это дело на рассмотрение Феофилакту. Феофилакт Болгарский сильно расстроился тем, что епископ его не послушал. Он стал писать епископу о том, чтобы тот успокоился и дал отчет о своих действиях в ближайшем соборе. Но епископ не явился.

Тогда Феофилакт запретил епископу совершать священнодействия. Епископ отправился в Константинополь и стал разносить клевету на Феофилакта. Вскоре об этом узнал Феофилакт, но, несмотря на все это, епископ вновь вернулся к блаженному и стал просить у него за все прощения. После чего святитель простил его и разрешил дальше служить при церкви. «Только молись за меня, — писал он епископу, — и благословляй, а не кляни того, кто тебя любит».

Все чаще Феофилакт созывал епископов на рассмотрение различных вопросов. Поместные соборы по правилам церковным должны были собираться в определенные времена, и Феофилакт старался быть верным этим правилам.

С Божьей помощью Феофилакт преодолевал все трудности. Для верующих же людей он был ответственным и добросовестным пастырем, а также заботливым отцом своей паствы. Много раз Феофилакт сам лично ездил в Константинополь, чтобы ходатайствовать о своей пастве. Также у него было много знакомых, которые помогали в строительстве и реконструкции многих храмов и монастырей.

Когда умер Феофилакт Болгарский — неизвестно.

Согласно некоторым сведениям, под конец своей жизни Феофилакт Болгарский переехал  в Солунь, где и окончилась его земная жизнь.

Толкование святого писания Феофилактом Болгарским

Известно, что Феофилакт был великим богословом. Он трактовал святое письмо. Нужно отметить, что за всю свою жизнь он провел достаточно большое количество времени в трудах над разной церковной литературой, среди которой огромную популярность имеет толкование Старого и Нового завета, а также толкования на послания святого Павла:

  • к галатам;
  • к Тимофею;
  • к фессалоникийцам;
  • к Титу;
  • к коринфянам;
  • к ефесянм и многое другое.

Толкование на деяния святых апостолов Феофилакта Болгарского описано в книге «Деяние святых апостолов».

Название книги открывает всю ее суть. Блаженный вел только толкование письма, а самим поветствующим был евангелист Лука. Он был родом из антиохиян, и был спутником многим апостолам, а основной его деятельностью было врачевание. В книге описано как вознесся на небо Иисус Христос, появление ангелов. Также евангелист описывал как сошел Святой Дух, как были выбраны семь диаконов.

Лучшая статья для Вас, переходите: Мощи Святого Луки: где находятся, как приложиться, от чего помогают

Книга дает много информации о апостоле Петре и его трудностях в жизни

Не обошел вниманием Лука и все чудодейственные деяния апостолов, ведь каждый из них при жизни помогал простому народу. Они и исцеляли от болезней, и помогали в трудные и безнадежные минуты всем нуждающимся людям

Так, как книга относится к церковной и духовной литературе, то простому православному верующему ее будет тяжело понять. Поскольку такая литература имеет особый вид изложения. Чтобы каждый верующий мог просветится и изучить святые книги Письма, богослов и проповедник Феофилакт Болгарский и толковал их.

Таким образом духовная культура стала намного понятней и доступней. Купить письмо можно в любой иконной лавке. Она нацелена на широкий круг православного читателя и гарантировано принесет только положительные изменения в жизни каждому кто ее прочтет.

Храни Вас Господь!

Предисловие

Сила Духа Святаго, как написано (2Кор. 12, 9) и как веруем, совершается в немощи, в немощи не тела только, но и разума, и красноречия. Это видно как из многого другого, так особенно из того, что благодать показала на великом богослове и брате Христовом.

Отец у него был рыболов; сам Иоанн занимался тем же промыслом, каким и отец; он не только не получил греческого и иудейского образования, но и вовсе не был учен, как замечает о нем божественный Лука в Деяниях (Деян.4:13). Да и отечество его самое бедное и незнатное, как местечко, в котором занимались рыбною ловлею, а не науками. Его произвела на свет Вифсаида. Однако же, смотри, какого Духа получил этот неученый, незнатный, ни в каком отношении незамечательный. Он возгремел о том, чему не учил нас никто из прочих евангелистов. Так как они благовествуют о воплощении Христовом, а о предвечном Его бытии не сказали ничего довольно ясного и наглядного, то угрожала опасность, что люди, привязанные к земному и немогущие помыслить ни о чем высоком, подумают, что Христос тогда лишь начал Свое бытие, когда родился от Марии, а не родился от Отца прежде веков. В такое заблуждение, как известно, впал Самосатский Павел. Посему великий Иоанн возвещает о горнем рождении, не преминув, впрочем, упомянуть и о воплощении Слова. Ибо говорит: «И Слово стало плотию» (Ин.1:14).

Иные говорят, что Православные и просили его написать о горнем рождении, так как в то время появились еретики, учившие, что Иисус был простой человек. Говорят также, что святой Иоанн, прочитав писания прочих евангелистов, подивился истинности их повествования обо всем и признал их здравомысленными и не сказавшими ничего в угоду апостолов. Впрочем, о чем они не ясно сказали или совершенно умолчали, то он распространил, уяснил и прибавил в своем Евангелии, которое и написал в то время, как находился в заточении на острове Патмосе, спустя тридцать два года по Вознесении Христовом.

Иоанн был любим Господом более всех учеников за его простоту, кротость, добродушие и чистоту сердца или девство. Вследствие такого дарования ему вверено и богословие, наслаждение таинствами, для многих незримыми. Ибо «блаженны, – сказано, – чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Иоанн был и сродник Господа. А как? Слушай. Иосиф, обручник пречистой Богородицы, имел от первой жены семерых детей, четырех мужского пола и трех женского пола, Марфу, Есфирь и Саломию; сей-то Саломии Иоанн был сын. Таким образом, оказывается, что Господь был ему дядя. Так как Иосиф отец Господу, а Саломия дочь этого Иосифа, то Саломия приходится сестрою Господу, а посему и сын ее Иоанн – племянником Господу.

Быть может, не неуместно разобрать и имена матери Иоанна и самого евангелиста. Мать, называемая Саломиею, означает мирную, а Иоанн – благодать ее. Итак, пусть всякая душа знает, что мир с человеками и мир от страстей в душе становится матерью божественной благодати и порождает ее в нас. Ибо душе, возмущаемой и ведущей борьбу с прочими людьми и с самой собою, неестественно удостоиться божественной благодати.

Нам представляется и еще одно дивное обстоятельство в этом евангелисте Иоанне. Именно: он один только, а матерей оказывается у него три: родная Саломия, гром, ибо за великий глас в Евангелии он – «сын громов» (Мк. 3, 17), и Богородица, ибо сказано: «се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27).

Сказав это прежде изъяснения, мы должны теперь начать разбор и самих речей Иоанновых.

Значение слова Феофилакт Болгарский по словарю Брокгауза и Ефрона:

Феофилакт Болгарский — архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (ныне в Македонии), крупный византийский писатель. Жил во второй половине XI и в начале ХII века. Его биография известна мало. Родом с о-ва Евбеи, он получил звание диакона при св. Софии в Константинополе и сделался близким ко двору императора Михаила VII Парапинака (1071—78). Может быть уже по смерти Михаила Ф. был назначен воспитателем его сына царевича Константина, оставшегося 4-х летним сиротой с матерью, императрицей Марией, покровительницей Феофилакта, по побуждению которой были написаны лучшие его вещи. Вслед за Дюканжем русские ученые Васильевский Успенский, Голубинский, особенно первый из них, разъяснили, вопреки до сих пор повторяющемуся взгляду, что расцвет литературной дятельности Ф., его назначение архиепископом в Болгарию, переписка из Болгарии со многими выдающимися лицами, относятся ко времени царствования Алексея Комнина (1081—1118). Удаление Ф. из столицы, куда он напрасно рвался, вероятно стоит в связи с опалой семейства имп. Михаила. Неизвестно, сколько времени Ф. оставался в Болгарии и когда он умер. некоторые письма его относятся к началу ХII века. Еще оставаясь при дворе императрицы Марии, но не ранее 1088—8 9 г., Ф. написал «Царское наставление» своему ученику царевичу Константину — оригинальное произведение с литературными достоинствами. В 1092 г. он написал напыщеный панегирик императору Алексею Комнину. Наиболее ценным памятником литературной дятельности Ф. является его переписка. Сохранилось около 120 писем его к высшим духовным и светским лицам империи. Письма эти полны жалоб на судьбу. утонченный византиец относился с отвращением к своей славянской пастве, к варварам, «пахнувшим овчиной», как Аполлинарий Сидоний в V в. к бургундам. Известия о народных мятежах, предшествовавших образованию независимого (второго) болгарского царства, а также о проходивших армиях крестоносцев возвышают некоторые письма Ф. на степень первоклассного исторического источника. такое же значение имеют данные об управлении империей и о многочисленных деятелях эпохи Алексея Комнина. — Центром плодовитой литературной деятельности Ф. является, однако, толкование на книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Лучший оригинальный труд его в этой области — комментарий на Евангелие, особенно на Св. Матвея, хотя автор находится под влиянием И. Златоуста. Им часто допускается аллегорическое истолкование текста, местами — умеренная полемика с ересями. Толкования на Деяния Апостолов и на послания большей частью почти буквально списаны с малоизвестных комментариев IX и Х в., без означения источника. это кладет тень на достоинство остальных комментариев Ф., частью доселе не изданных. Важны полемическое сочинение его против латинян, написанное в примирительному духе, и слово о 15 мучениках, в Тивериуполе (Струмице) при Юлиане пострадавших. — Сочинения Феофилакта изданы наиболее полно в греческой «Патрологии Миня» (тт. 123—126). На русский яз. переведены «Благовестник или толкование на св. Евангелие от Луки» (Москва, 1864), толкования на послания ап. Павла — в «Правосл. Собеседнике» (1881 слл.) и «Христианск. Чтении» (1843 г.). О сочинениях Феофилакта вообще см. введение de-Rubeis к изданию сочинений Ф. в «Патрологии», т. 123. О «царском наставлении», о панегирике в честь А. Комнина и о сочинении против латинян см. В. Г. Васильевский, «Византия и Печенеги», в «Журн. Мин. Народн. Просвещения» (1872, декабрь). о переписке — Ф. И. Успенский, «Образование второго болгарского царства» (Одесса, 1879, стр. 1—57. много выдержек в переводе). о хронологии и значении переписки, как источника, см. рецензию на названное сочинение, помещенную В. Г. Васильевским в «Журн. Мин. Нар. Просвещения» (1879, ч. 204, стр. 144—168). Выводы Васильевского остались неизвестными иностранным ученым: в «Истории визант. литературы» Крумбахера и Эрхарда и даже в специальной работе Н. Gelzer, «Das Patriarchat von Achrida» (Лпц., 1902), повторяется старая ошибочная хронология. Б. П—ко.

Давид

Далее Феофилакт сообщает, что как только Матфей проговорил «Иисуса», он добавил «Давидова Сына» для того, чтобы вы не подумали, что он имеет в виду другого Иисуса. Ведь в те времена жил ещё один выдающийся Иисус, после Моисея второй вождь евреев. Но этого именовали не сыном Давида, а сыном Навина. Он жил намного раньше Давида и родился не из Иудина колена, из которого появился Давид, но из другого.

Почему же Матфей прежде Авраама поставил Давида? Да потому, что Давид был более известен: он жил позже Авраама и слыл великолепным царём. Из правителей он первым богоугодил Господу и получил обетование от него, сообщавшее, что Христос из его семени восстанет, почему Христа и прозвали Сыном Давида.

Давид действительно в себе образ Христа сохранил: как он на место оставленного Господом и возненавиденного Сеула воцарился, так и Христос во плоти пришёл и над нами воцарился после того, как царства Адам лишился и власти, которую над демонами и всем живущим он имел.

Павел (Рим. 1:1)

Многие благовестник Феофилакта Болгарского воспринимают как жизненный путеводитель. Он действительно является весьма ценным трудом. Кстати, он рассказывает, что ни Моисей, ни евангелисты, ни после него кто-либо не писали свои имена перед собственными сочинениями, а апостол Павел указывает своё имя перед каждым своим посланием. Данный нюанс имеет место потому, что большинство писало для живших вместе с ними, а он сообщения посылал издалека и по обычаю совершал правило отличительных качеств посланий.

Необходимо отметить, что в Послании к Евреям он этого не делает. Ведь они ненавидели его, а поэтому, чтобы услышав его имя не прекратили внимать ему, утаивает своё имя с самого начала.

Для чего же он из Савла переименовал себя в Павла? Для того чтобы ему не быть ниже верховного из апостолов, наименованного Кифой, что означает «камень», или сыновей Заведея, названных Воанергес, то есть сынами грома.

Биография

Биография Феофилакта Болгарского малоизвестна. Некоторые источники сообщают, что родился он после 1050 года (до 1060 года точно) на острове Эвбея, в городе Халкисе.

В константинопольском соборе Святой Софии Феофилакту пожаловали сан диакона: благодаря ему он приблизился ко двору императора Парапинака Михаила VII (1071-1078). Многие считают, что после того как Михаил умер, Феофилакта приставили к его сыну царевичу Константину Дуки воспитателем. Ведь у четырёхлетнего сироты, а теперь именно этот статус имел наследник, осталась лишь мать — императрица Мария, покровительница Феофилакта Болгарского. Кстати, именно она побудила его к написанию лучших вещей.

Необходимо отметить, что подъём письменной деятельности Феофилакта, переписка из Болгарии с большим количеством выдающихся людей, его отправка в Болгарию архиепископом Охрида относятся именно к периоду правления Комнина Алексея (1081-1118). Изгнание Феофилакта из столицы, куда он безуспешно рвался, вероятно, связано с опалой семейства самодержца Михаила.

Никто не знает, сколько времени блаженный Феофилакт оставался в Болгарии и когда преставился. Его некоторые письма датированы началом XII века. В тот период, когда он находился при дворе государыни Марии, но не ранее 1088-1089 года, евангелист создал «Царское наставление». Это бесподобное произведение, весьма авторитетное в литературной среде, было специально предназначено для его ученика, царевича Константина. А в 1092 году он начертал императору Алексею Комнину весьма напыщенный панегирик.

Личные качества Феофилакта позволили ему наладить доверительные отношения с паствой

Феофилакт старался справиться с этим тяжелым временем. О положении своем в Болгарии он писал императрице Марии. Со временем, проявляя свои лучшие качества, такие как ревность, мудрость и терпение, он смог наладить доверительные отношения с паствой. А также смог взять всю ситуацию под свой пастырский контроль.

Со временем Блаженный Феофилакт проявляя свои лучшие качества, такие как ревность, мудрость и терпение, смог наладить хорошие отношения со своей паствой. Фото: pravlife.org

Феофилакт понимал, что паства эта нуждается не просто в пастыре, а еще в добродетельных и ответственных священнослужителях

Большое внимание он уделял выбору епископов и священников

Однажды один правитель стал просить отца Феофилакта взять одного человека в епископы. Но тот ему ответил: «Ни тебе, государь мой, не следует мешаться в это великое дело, которое должно совершать со страхом, ни мне так легкомысленно решаться сообщать Божественную благодать». Тогда же правитель сказал, что обязательно отблагодарит Феофилакта за его помощь.

Но и на это блаженный Феофилакт ответил: «Государь мой! Ежели тот, о котором ходатайствуешь, таков же (как и другие избранные), то не ты должен благодарить меня, а я тебя. Если же он неизвестен ни нашей церкви, ни в Константинополе не заслужил особенного одобрения за благочестие и просвещение, то не оскорбляй Бога и не приказывай нам, ибо нам заповедано повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector