Владимир федосеев

Радиовакуум

— А что происходит с диско графией БСО? В продаже практически нет новых дисков.

Федосеев: Мы делаем много записей, может быть, больше, чем другие оркестры. Но, к сожалению, мы пишем на Запад за свой счет и привезти сюда эти диски для распространения невозможно. Приходится каждому из нас везти по 10 штук в багаже.

Доброхотова: Это очень важная тема и касается она не только симфонических оркестров, но и всей нашей культуры. Гостелерадиофонд, тот золотой фонд записей, которым мы все гордились, распродан и разворован. От него остались рожки да ножки. Но самое главное, что сегодня ничего не пишется из того, что происходит в искусстве. А потом будет культурный вакуум. Не будет доказательств того, что сейчас делается.

— Может быть, не соответствует запросу? Сегодня объективно популярностью пользуются аудиокниги, которые люди просто слушают в машине. Точно также могли бы использоваться и радиоспектакли.

Доброхотова: Обидно, что исчезли детские программы, специально записанные для детей. Мы же все росли на Марии Бабановой, на ее замечательных чтецких и сказочных передачах. И это касается всех жанров. Я уверена, что болеют все: каждая профессия больна тем, что их лучшие работы не фиксируются.

— В начале 90-х один из ныне здравствующих крупных руководителей телевидения, заступая на пост, произнес фразу, которую невозможно забыть. Он сказал тогда, что его самая главная задача – побороть сопротивление тех, кто навязывает народу классическую музыку. Он программу свою осуществил на 150 процентов. Почему мы так легко сдаемся?

Доброхотова: Мы не сдаемся. Но мы боремся с ветряными мельницами, потому что не знаем, кто эти мельницы крутит, какой ветер. Вот пример: Владимир Иванович делал замечательную программу новогоднего концерта по заказу канала “Россия”. Предложил тематику, договорился с выдающимися исполнителями, получил одобрение от канала. Но буквально за неделю до начала съемок этот проект, в который уже было вложено огромное количество работы, закрыли.

Владимир Иванович обратился к руководству канала: если у вас нет денег, зачем мы этим занимались? Чтобы спасти свою честь, я готов все, что у меня есть, вложить в этот проект и заплатить собственные деньги. Давайте доведем его до конца. “Нет, мы не можем этого сделать”, – ответили нам, и проект был похоронен. А мы потом писали исполнителям с высочайшими именами письма с извинениями: простите, телевидение оказалось несостоятельным по технике записи.

Биография

Народный артист СССР Владимир Федосеев — один из самых известных и любимых публикой дирижеров современности, чье имя связано со многими оркестрами мира. Маэстро — приглашенный дирижер оркестров Токийской филармонии и Баварского радио, Национального филармонического оркестра французского радио и Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического и Симфонического оркестра NHK. С 1997 по 2006 год он являлся главным дирижером Венского симфонического оркестра. С 1974 года руководит Государственным академическим Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского.

Помимо работы с симфоническими оркестрами дирижер активно сотрудничает с оперными и балетными театрами мира, в числе которых — Ла Скала, Венская опера, Цюрихский оперный театр. В 2015 году Владимир Федосеев дирижировал в Ла Скала в постановках балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, а в январе 2017 года — в премьерных показах оперы «Турандот» Дж. Пуччини в «Геликон-опере», после чего был приглашен в московский театр на должность музыкального руководителя.

Многие записи Владимира Федосеева, в число которых входят все симфонии Л. Бетховена и П. Чайковского, становились бестселлерами. Пластинка с записью оперы «Майская ночь» получила приз «Золотой Орфей» французской академии грамзаписи «Шан дю Монд» и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены симфонии И. Брамса, выпущенные фирмой Warner Classics & Jazz, симфонии Д. Шостаковича, изданные в Японии компанией Pony Сanyon.

Среди премий и наград, обладателем которых является Владимир Федосеев, — орден «За заслуги перед Отечеством» (всех четырех степеней), орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден Почетного Креста I степени за заслуги в культуре Австрии. В 2017 году Мэр Москвы Сергей Собянин наградил маэстро Знаком отличия «За заслуги перед Москвой». В январе 2018 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил В. И. Федосееву орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени. В октябре 2018 года Владимир Федосеев был удостоен звания почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории. А в марте 2019 года стал лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая маска».

«Успех пришел к Владимиру Федосееву естественно, как к человеку выдающегося дарования, много сделавшему для большой музыки и имеющему настоящую творческую жизнь», — писал о дирижере композитор Борис Чайковский. А Тихон Хренников отмечал: «Дирижерское дарование — совершенно особый род музыкального таланта. Как у певца, у дирижера должен быть свой “дирижерский голос”. Федосеев — счастливый обладатель такого голоса. Воля руководителя, темперамент артиста, пластика жестов — во всем слышится этот ясно звучащий дирижерский голос».

Оркестр – это мой детский сад

– Расскажите, как происходит работа с оркестром? Вы для оркестрантов кто – товарищ, учитель, Карабас-Барабас?

– Думаю, что учитель и друг. Бывают дирижеры – командиры, которых боятся, да только боязнь уничтожает индивидуальность. С такими дирижерами музыканты сразу собираются и исполняют, но уже не с такой отдачей. Поэтому я не диктатор. Я позволяю открыться молодому, спрашиваю: «Как ты считаешь?» Потом я, может быть, его подправлю, но сейчас похвалю.

Музыканты любят, чтобы их хвалили. Приезжаешь куда-нибудь в Италию, начинаешь работать с оркестром – жутко играют! А я вынужден улыбаться, говорю: «Маэстро, очень хорошо. Но здесь немножечко по-другому, чуть-чуть…» Скажи ему «все плохо», и он сразу закроется.

– Музыканты очень амбициозны. У вас в оркестре больше ста человек…

– Сто десять.

– Сто десять амбиций – как вы с ними справляетесь?

– Это мой детский сад. Они же дети! Я и сам ребенок. Ищу подход к каждому, поощряю – так, чтобы все слышали. Они приходят в оркестр талантливые, но зеленые. Зато у нас нет пенсионного возраста. Если музыкант в 85 лет играет – и хорошо, пусть играет.

А в других оркестрах, на Западе, 60 исполнилось – всё, уходи. Как бы хорошо ты ни играл, уходи. Такой закон, профсоюзы у них. У нас профсоюзов нет, слава Богу. Они, может, и есть, но формальные. У нас в оркестре музыканты – это семья. Мы уже многих друг с другом поженили. Представляете? Тут сидит муж, а там – жена. Если что-то пойдет не так, есть кому пожаловаться.

– А бывает так, что вы не знаете, что делать?

– Если в оркестре что-то расклеилось, и все потерялись – не понимают, где находятся. Это страшная вещь. Тогда дирижер действительно не знает, что делать. Подчас вообще останавливает, говорит: «Стоп, с такой-то цифры». Но это редкость. Все должно быть отрепетировано, чтобы музыканты понимали требования дирижера – хотя бы жесты. У нас же все в руках и в глазах.

Нет пророка в своем отечестве

– Я пробивался тяжело, было сильное сопротивление. Все считали (и симфонисты, и руководители культуры), что народное искусство – второй сорт. Мол, этим своим вторым сортом и занимайся… Вот такое было предвзятое мнение – глупое, неправильное! Ведь народное искусство и рождает все остальное. Если б не было Глинки, не было бы и Чайковского.

В общем, я находился на грани отчаяния. Если б не Ольга Ивановна, сдался бы, сказал – «идите вы!», бросил все… Меня не пускали, у моей машины отвинчивали колеса. Причем все говорили честно: «У вас не та биография». Мне тогда много досталось, и мы решили уехать из Москвы – куда угодно. Так было трудно бороться с этим непризнанием.

– Вы кому-то могли перейти дорогу?

– Такое ощущение, будто они боялись того, что меня подвинут выше. Конечно, нашлись и другие люди – те, кто в меня верил. Но их было очень мало. Евгений Александрович Мравинский протянул мне руку, Сергей Юрьевич Лапин – тогдашний глава радио и телевидения, хотя и не музыкант, поверил в меня и пригласил быть главным дирижером в БСО. Вот как получилось –  человек, который не имел к музыке никакого отношения!

А все остальные писали на меня письма в ЦК. Но ЦК в конце концов во всем разобралось…  Михаил Васильевич Зимянин – был такой человек в ЦК партии, тоже меня поддержал. Словом, велась серьезная борьба, подписывались всякие фальшивые петиции. Против меня стояли настоящие глыбы.

Мы с Ольгой Ивановной были уже на грани. Что делать? Надо уезжать отсюда – в любой город, где есть симфонический оркестр… Но Мравинский и Лапин сказали – давай! И я встал перед людьми, которые фактически меня не хотели.

Большой симфонический оркестр – это история! Народный оркестр, где я встречался с великими певцами – такими, как Лемешев – пришлось оставить после 15 лет работы. Было очень трудно, ведь опыта симфонического дирижирования у меня почти не было. Постепенно всё налаживалось, но интересная вещь – куда бы я ни приезжал на Западе, на меня смотрели косо. Пропаганда была страшная! Она шла из России, от этих же самых людей.

Мало того, мне приклеили еще антисемитизм – я считался главным антисемитом. Говорили, что выгоняю евреев из оркестра. А я их не выгонял – они сами ушли! В знак какого-то там протеста… Но, как ни парадоксально, именно Запад сделал мне карьеру… в России. Меня пригласили стать главным дирижером Венского симфонического оркестра – я был первым в истории оркестра русским дирижером. И 10 лет руководил – одновременно с БСО. У нас всегда так – нет пророка в своем отечестве.

– Вы и в Москве, и в Вене работали одновременно. Жили в поезде?

– В самолете и в поезде. Везде успевал. И приобрел на Западе большую популярность. Я награжден Серебряным крестом Австрийской республики, почетный гражданин Вены… Видите, какие мне звания дали! И только после этого в России сказали – а-а-а, ну тогда, конечно… Так что, мне помогли сделать карьеру Мравинский, Лапин и Запад.

– Работа с оркестром народных инструментов помогала вам впоследствии?

– Конечно! Это же корни… Мусоргский говорил: «Музыку сочиняем не мы, сочиняет народ, а мы ее только аранжируем». Возьмите Бетховена, Чайковского, Мусоргского, Бородина – в народной музыке все это есть, в ней все уже заложено. Все взращивалось в ней. Идти, минуя ее, неправильно. Так что это мое богатство, моя правильная линия. Но те люди думали, что это второй сорт, и ошиблись.

Я именно в народном оркестре – и в хоровом пении, и в вокальном – почувствовал великую русскую народность. И счастлив, что шел именно таким путем. Что у меня не было блата, никто не посадил меня сразу в кресло руководителя симфонического оркестра. Что карабкался сам, с большим трудом. Конечно, при помощи Ольги Ивановны – жена всегда была рядом. Если бы не она, я бы сдался, сказал – ну, ладно…

Профессия дирижера – для старых людей

Владимир Федосеев. Фото – Игорь Кузьмин

– Вы согласны с тем, что музыка – это язык, которым с нами разговаривают небеса?

– Конечно. Музыка – это молитва. Иначе что делал Бах? Тут без небес нельзя.

– Вы как-то сказали, что всякому возрасту соответствует своя музыка…

– Есть сочинения, которых дирижеры не касаются до определенного возраста. Тот же Караян Третью симфонию Брамса стал дирижировать только после сорока лет.

Я всегда привожу такой пример. Если вам 10 лет и вы прочитаете «Войну и мир», ничего не поймете. Разве что основную линию – кто кого убил, кто в кого влюбился, не более. В 20 лет вы уже начнете что-то понимать, в 30 – еще больше, а уж в 50 лет… Жизненный опыт дает вам возможность понимания.

Так и в музыке. Вы можете Девятую симфонию Бетховена, великую музыку, продирижировать и в 10 лет – промахать, как сказал Шостакович. А понять ее у вас получится только в 50. Поэтому профессия дирижера – для старых людей. Чем больше опыта, тем лучше. То, что я дирижировал в 20 лет – сейчас слушать не могу. Сам себя – не могу!

– А сейчас какую музыку вы для себя открываете?

– Я любую музыку открываю заново каждый раз, когда за нее берусь. Для меня это чистый лист. Вот позавчера дирижировал Первую симфонию Калинникова – как впервые! Она для меня свежая, словно написана вчера. Бетховен – как будто этот композитор живет со мной.

– Есть что-то, за что вы никогда не возьметесь?

– У каждого музыканта свой определенный стиль музыки. Скажем, одному пианисту удается Прокофьев, а другому – не удается. Есть всеядные. Так же и с дирижерами. Многие не соглашаются дирижировать какие-то определенные произведения, не чувствуют, не могут передать… Вот я, например, люблю все балеты и концерты того же Прокофьева, а его симфонии стараюсь обходить стороной. У меня к ним не лежит душа – не знаю, почему

Для кого-то Прокофьев – это рацио, а для меня важно еще что-то

– Какие человеческие качества важны для дирижера? Допустим, нужно ли быть просто хорошим человеком?

– Вообще, да, нужно. Причем всегда. Большой профессионал может жить и без этого, но что-то исчезает из его поля… Если ты даешь частичку добра людям, которыми руководишь, они отвечают тем же. В России – особенно. Не бывает иначе. Между людьми может быть строгость, справедливость, но мы все сотканы по-божески и откликаемся на добро. Есть, конечно, и звери, сейчас таких особенно много развелось – люди стали злыми и разобщенными.

Россия – страна пения, страна великих хоров. Когда я слышу хоровое пение, у меня возникает ощущение братства. Но сейчас этого нет. Процесс идет, к сожалению, не совсем правильный, мир меняется не к лучшему. Но все равно, пока есть мы, надо чувствовать ту великую традицию, которой нас наградили наш народ, наша история.

– Тогда объясните, что произошло с оперой. Большой театр – казалось бы, наше всё, постоянно в центре какого-нибудь скандала.

– Сейчас время оперных режиссеров. Был период, когда царили примадонны – они заказывали, на них ставилась опера. Его сменило время дирижеров. А сейчас всё перешло в руки режиссеров. Творятся ужасные вещи!

Современные режиссеры донельзя искажают суть оперы. Это лирический жанр. А сейчас, если идет «Иван Сусанин» или «Евгений Онегин», то все пьют, даже дети. Русский? Значит, должен пить водку. А ведь водки не было в то время! Или Борис Годунов, как бомж, роется в помойке… Обязательно надо раздеть кого-то догола – без этого не может быть режиссуры.

Это какое-то агрессивное режиссерское нападение. Сейчас всё возможно, поэтому и музыка искажается, и правда. Издеваются над оперой, как хотят. Но классику почему называют классикой? Это вечная музыка! Она живет во все времена!

Мне интереснее делать не оперу, а спектакль в концертном плане – там, где и музыка, и певцы, и хор. Правда, я согласился в Большом театре поставить «Иоланту», последнюю оперу Чайковского. Там хоть режиссер, по-моему, достойный – Сергей Женовач.

Персона Дня — 16 ФЕВРАЛЯ 2021

ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ

Молодой герой Санкт-Петербурга появился на свет 16 февраля 1995 года. С юных лет Владимир Федосеев являлся одним из сильнейших шахматистов своего возраста – неоднократно представлял Россию на детских первенствах Европы и мира. Участник турниров «Юные звезды мира» (2008, 2009).
Свой шахматный путь Володя начинал в Петергофе. Большую помощь в его становлении оказал известный шахматный деятель Павел Другов, который позднее передал молодого таланта сильному тренеру гроссмейстеру Денису Евсееву, а затем – экс-чемпиону мира ФИДЕ Александру Халифману.
В 2010 году Федосеев выполнил норму международного мастера, а уже спустя год стал обладателем наивысшего шахматного звания. Возросшую силу и мастерство Владимира показала Высшая лига чемпионата России в Таганроге (2011), где молодой петербуржец разделил 4-12 места, повергнув Антона Шомоева, Евгения Воробьева и в заключительном туре – именитого Дмитрия Яковенко. Победитель Всемирной юношеской Олимпиады в составе сборной России (2011).
В 2012 году разделил победу с Алексеем Шировым на сильном по составу Мемориале Пауля Кереса, а по итогам мужского Кубка России 2013 года вышел в финальный турнир, где обыграл 2:0 Павла Смирнова, Алексея Александрова, Бориса Савченко и только в заключительном матче уступил Яковенко. Детское первенство Европы 2013 года до 19 лет Владимир выиграл сразу в трех дисциплинах: классике, рапиде и блице.
В 2014 году чемпионат мира до 20 лет ознаменовался гонкой китайцев Вэй И и Лю Шанлея, Владимира Федосеева и поляка Яна Кшиштофа Дуды. В итоге Владимир завоевал «бронзу» – его обошли посланцы Востока. На матч-турнире поколений «Щелкунчик» (2014) гроссмейстер с берегов Невы показал абсолютно лучший результат – 8,5 из 12! Бронзовый призер личного чемпионата Европы (2014). Победитель Мемориала Владимира Дворковича (2015).
Участник матча Россия – Китай и Кубка мира 2015 года. Бронзовый призер командного чемпионата России и Еврокубка в составе «Медного всадника» (2015). В финале Кубка России-2015 дошел до полуфинала. В 2016 году Федосеев разделил первое место в Grenke Chess Open. В составе «Медного всадника» стал чемпионом России и серебряным призером Еврокубка. На чемпионате мира среди студентов завоевал серебряную медаль. Второе место в Высшей лиге позволило Владимиру наконец-то дебютировать в Суперфинале чемпионата России, который проходил в Новосибирске. За тур до финиша Федосеев делил 1-2 место с Александром Рязанцевым, однако поражение на финише оставило его за пределами призовой тройки.
В 2017 году выиграл престижный «Аэрофлот-опен» и завоевал путевку на супертурнир в Дортмунде, где занял второе место. В том же году завоевал бронзовую медаль личного чемпионата Европы и вновь отобрался в Кубок мира. Там он дошел до четвертьфинала и уступил в нем американскому гроссмейстеру Уэсли Со. В составе сборной России — серебряный призер командного чемпионата мира (Ханты-Мансийк, 2017).
В декабре 2017 года Федосеев разделил 3-4 место с Даниилом Дубовым в суперфинале чемпионата России, но из-за худших дополнительных показателей остался без медали. В последние дни года поделил 1-3 место на чемпионате мира по рапиду; на тай-брейке Владимир проиграл Виши Ананду и получил серебряную медаль (третьим финишировал Ян Непомнящий).
Через три года, в декабре 2020 года Владимир Федосеев вновь разделил 3-4 место с Даниилом Дубовым в суперфинале чемпионата России, но в этом раз дополнительные показатели ему благоволили, и он завоевал бронзовую медаль. А чуть раньше, в ноябре 2020 года Владимир в составе «Медного всадника» выиграл золотую медаль командного чемпионата России. 
Один из самых перспективных молодых российских шахматистов учится в Московском городском университете управления Правительства Москвы. Открыл шахматный центр своего имени в Подмосковье.

Карьера

Первое знакомство с музыкой он получил от своего отца, одного любителя — Баяна, который играл в покер. Во время блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны он дал свои первые концерты в больницах . Случайно он выжил при бомбардировке поезда, который должен был его эвакуировать из блокированного Ленинграда. По возвращении он поступил в Мусоргское музыкальное училище и начал работать со знаменитым Андреевским оркестром народной музыки. Затем он продолжил обучение у Николая Резникова в Московской музыкальной школе имени Гнесиных . В 1959 году он стал главным дирижеромОркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио . Совершенствовал дирижерскую технику в Московской консерватории у Льва Гинзбурга. Федосеев дирижировал концертом с Ленинградской филармонией по приглашению Евгения Маравинского . Этим концертом он совершил прорыв как дирижер. В 1974 году стал художественным руководителем и главным дирижером Симфонического оркестра Московского радио , главным дирижером которого был более 45 лет. Он прославил его на весь мир гастролями по Европе, Азии и США.

В 1994 году он стал главным дирижером Венского симфонического оркестра , который занимал до конца 2004 года. Он также регулярно работает с крупнейшими оркестрами мира, включая Симфонический оркестр Баварского радио , Кельнский оркестр Гюрзениха , Лейпцигский оркестр Гевандхаус , Берлинский филармонический оркестр , Цюрихский оркестр Тонхалле , великие парижские оркестры, Токийский филармонический оркестр , Кливлендский оркестр , Детройт симфонический оркестр, и симфонический оркестр Pittsburgh . Как оперный дирижер Владимир Федосеев часто выступал в Брегенце , Милане , Вене , Флоренции , Риме и Болонье . Каждый год он также работает с Цюрихским оперным театром . В сезоне 2005/06 он произвел фурор в Цюрихском оперном театре, потому что по его настоянию в программу в редакции ( Катерина Исмаилова ), которая была переработана композитором под давлением советских цензоров, была поставлена Леди Макбет из Мценска» Шостаковича . В 2010 году дирижировал национальным праздничным концертом в Вене, который проводится ежегодно с 2006 года .

Резкие движения

— БСО планирует в этом сезоне гастроли по России?

Федосеев: Конечно. Ближайший маршрут – Екатеринбург, Пермь. В Перми у нас будет фестиваль на базе Пермского тетра оперы и балета, где я буду дирижировать спектаклем и двумя симфоническими программами “Чайковский и балет”. Сегодня многое зависит от руководителей городов, от их серьезного отношения к культуре.

— На ваш взгляд, нынешняя концертная Москва уже способна конкурировать с музыкальными центрами мира – Лондоном, Парижем, Нью-Йорком, Веной?

Федосеев: Конечно, Вена остается до сих пор столицей музыкального мира. В один вечер вы можете услышать там самое лучшее в разных концертных залах и театрах. Отношение к культуре в Австрии со стороны государства и людей высочайшее. Мы еще немного отстаем, приглашаем часто артистов, уже не имеющих на Западе спроса. Поэтому богатая на внешний взгляд концертная жизнь Москвы – отчасти подмена.

Доброхотова: И порой огромные гонорары, которые у нас платятся певцам, осложняют общую концертную жизнь. Например, мы приглашаем замечательную итальянскую певицу меццо-сопрано Лючану Д Интино (она будет у нас петь 7 октября), ведем переговоры с ее менеджером, и он ставит такие огромные цифры, что мы теряемся. “Но вы же платите Пласидо Доминго 300 тысяч долларов!” Это тупик. Они думают, что Россия – страна, где они легко могут получать по 300 тысяч долларов. У нас финансовая политика в культуре непристойно запутана.

— Только ли финансовая?

Доброхотова: И это проблема. Нельзя, к примеру, возводить в ранг государственных героев таких людей, как Дима Билан, нель зя ставить их на уровень победителей. Мы сейчас о культуре как будто бы стали больше говорить. Но меньше делать. Не может быть, чтобы в школах не было уроков рисования, хорового дела.

Вот Александр Лукашенко бросился в Беларуси восстанавливать хоровое пение. Очевидно, почувствовал, что это объединяет людей, что соборность близка нашей культуре, нашему менталитету. А в России все что-то говорят, что-то вроде должно наступить. Как у Гашека: что-нибудь да будет, ведь не может быть так, чтобы ничего не было.

— У нас есть проблемный вопрос от читателя: “У многих в памяти остался последний конкурс Чайковского и участие БСО в виолончельном финале, когда конкурсанты исполняли Концерты с оркестром.

Публика Большого зала была потрясена халтурной игрой БСО и тем, что оркестр практически заваливал молодых музыкантов. Слышали ли вы об этом и как можно объяснить такую немыслимую для профессионалов ситуацию?”

Федосеев: Конечно, я слышал об этом. Но это все полуправда. Последний конкурс провалился весь целиком. Дирижером БСО был назначен Эдуард Серов. Я знал его прежде как профессионального человека. Но оказалось, что он болен и не может дирижировать. Он сидел все время на стуле, и никто из музыкантов не мог понять, что он от них хочет.

Я сказал оркестру: вы сделали глупость. Вы должны были собрать художественный совет и сказать, что не можете играть с этим дирижером. А поскольку они оказались деликатными и не стали протестовать, то и возникла такая ситуация. Потом были извинения всяческие от организаторов.

БСО

Очень плодотворной стала работа Федосеева с БСО. За годы служения искусству Федосеев Владимир добился уникального особого звучания оркестра, его узнаваемости, неповторимого стиля. Коллектив приглашали на лучшие площадки мира, важнейшие фестивали – «Звучащий смычок» в Вене, фестиваль Бетховена в Бонне, Брукнера в Линце, также он много гастролирует по России.

При этом не только соблюдались традиции коллектива, но и появлялось что-то новое. Его самоотдаче и искренности в работе можно позавидовать, это не может не передаваться и музыкантам. Благодаря доброте, открытости дирижёра раскрываются новые таланты, оттачивается мастерство.

Федосеев отличается необыкновенной глубиной, темпераментностью, а также прекрасным чувством музыки, которую исполняет. Он удивительно тонко проникает в замысел композитора, его стиль. Работу дирижёра при этом можно считать сотворчеством над уже готовыми произведениями. Например, он очень хорошо чувствовал новые творения Свиридова.

Оркестром были впервые исполнены новые работы Хачатуряна, Шостаковича и др. В 90-е годы была сделана звукозапись всех симфоний Шостаковича.

В 1993 году оркестру было присуждено имя П.И. Чайковского, что стало лучшим признанием заслуг коллектива и его руководителя в распространении творчества композитора. Оркестр традиционно принимает участие в легендарном конкурсе им. Чайковского.

Владимир Иванович Федосеев, биография которого представлена вашему вниманию в статье, помогает молодым исполнителям, например уже известным на сегодня Максиму Венгерову, Вадиму Репину, Михаилу Плетневу.

Оркестром организовываются «Общедоступные симфонические абонементы», чтобы каждый желающий мог посетить концерт. Оркестр также проводит множество благотворительных концертов. Дирижёр лично помогает своему оркестру, например приобретает за свой счет инструменты.

Семья у пульта

— Образ России сегодня еще связывается с образом культуры?

Федосеев: Наша культура проникла везде. К сожалению, лучшие ее представители работают и служат за границей. А когда там кончается их “звездный час”, они начинают возвращаться сюда.

— Ваш оркестр в тяжелые пост перестроечные годы не растерял музыкантов – прежде всего свою знаменитую струнную группу. Как вам это удалось?

Федосеев: Действительно, в любом оркестре бывают путчи, скандалы, уходы. Но моя политика всегда заключалась в том, чтобы сколачивать, сплачивать людей. БСО – это семья. А семью сложнее разрушить. У нас даже образовалось много семейных пар.

Доброхотова: Музыканты скреплены, потому что они делают карьеру внутри своего оркестра. Они понимают, что могут двигаться, расти от пульта к пульту. Например, наша первая скрипка – Михаил Шестаков. Его отец тоже когда-то работал в БСО, а он пришел к нам мальчиком и сидел на последнем пульте. Теперь он концертмейстер оркестра.

У нас есть люди, работающие по 50 лет в БСО. 50 лет в одном оркестре! Такого уже просто не бывает. Конечно, это скрепляет оркестр, потому что разные генерации передают друг другу опыт, какое-то человеческое единение.

— Вы много гастролируете за рубежом, но выступаете и в городах России. Какая у вас аудитория?

Федосеев: На наши концерты в окна лезут! Мы были в Казахстане, Киеве, Белоруссии, Омске, Перми. И везде с ночи стояли очереди. Там сохранилась такая жажда духовности, которая меня потрясает.

Помню, когда случилась перестройка, на наших концертах были пустые залы. Мы лишились своей постоянной публики – студентов, малооплачиваемой интеллигенции, галерки. И тогда мы придумали общедоступный абонемент для Большого зала консерватории. Так и назвали его: “Общедоступный симфонический абонемент БСО”. И сразу увидели полный зал. Прошлой зимой отметили уже десятилетие этого абонемента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector