Епитимья

Необходима ли епитимья?

Отцы церкви отмечают, что сколь ни слаба природа человеческая, сколь ни трудно совершать ей добрые дела, милосердный Бог, который не пожалел своего сына для нашего избавления, замечает и ставит в заслугу любое совершенное нами добро, любую понесенную скорбь. И принимает их в качестве очищения от греха.

Церковь не считает епитимью безусловно необходимой для того, чтобы были отпущены грехи. Однако для того, чтобы не назначать ее кающемуся, священник должен иметь особые причины. Так, митрополит Московский Петр в поучении, адресованном иереям, призывает их не оставлять своих духовных детей без епитимьи за грехи, но назначать ее каждому, в соответствии с его силами – как телесными, так и духовными.

Варианты епитимьи – какие послушания священники накладывают чаще всего

Фото: Pravmir.ru

Возможных вариантов епитимьи есть достаточно много и, среди них стоит отметить следующие:

  • произношение конкретных длинных молитв или акафистов на протяжение 40 дней;
  • милостыня ближним и служение им – волонтерство;
  • строгий пост на протяжение определенного периода;
  • постоянное посещение богослужений в церкви, не пропуская ни одного;
  • регулярное принятие Святого Причастия.

Иногда бывает так, что на некоторое время церковь может отлучить от Причастия, но эта мера используется крайне редко, если человек действительно покаялся и больше не совершает тяжелого греха. Выполнение той или другой меры епитимьи, наложенной священником, поможет осознать всю тяжесть совершенного греха, глубоко раскаяться, снова воссоединиться с Богом.

Священникам рекомендуется быть крайне осторожными с выше описанной мерой, если она используется для людей, недавно пришедших в церковь, еще очень слабых духовно. Также, зная все слабости своего прихожанина, духовник должен установить для него именно ту епитимью, исполнение которой ему будет под силу. Не воспринимая эту меру, как наказание, а в качестве лекарства от болезни, люди будут принимать ее более охотно, ведь это поможет маленькими шагами приблизиться к искоренению греха из жизни и единению с Богом. Стоит отметить, что наложить себе епитимью самостоятельно нельзя, делать это разрешено только священникам. Что же касается момента снятия епитимьи, то сделать это может, как священник, так и епископ, когда наступит для того время. Эта мера поможет укрепиться духовно, поэтому можно считать ее полезной для тех, кого мучают угрызения совести.

Душевное состояние кающегося во время епитимьи

Феофан Затворник называл церковное покаяние с временным ограничением от таинств «великой предохранительной силой». Архиепископ Платон также был убежден, что данное церковное наказание в лучшей форме предостерегает покаявшегося от старых и новых прегрешений, искореняет худшие человеческие качества, бережет от неверных наклонностей.

Важнейшим элементом для епитимьи становится не грех, за который её накладывают, а состояние души согрешившего в момент совершения блуда, во время раскаяния и исполнения епитимьи, а также душевное равновесие после неё. Назначая те или иные меры в рамках епитимьи, священник учитывает душевное состояние человека, его образ жизни, темперамент, социальное положение и многие другие факторы.

Епитимья бережет раскаявшегося от блуда, учит его не поддаваться зову плоти, научиться слышать голос разума и слово Бога в сердце. Страдая во время жизни земной, человек будет счастлив на небесах. Однако существование во грехе не даст счастья ни в земной жизни, ни в последующей. Своевременное осознание, раскаяние и искупление греха возносит душу человека ближе к Богу, к истине и абсолютной любви.

Согрешивший, при условии искреннего раскаяния, постоянного обращения к Богу и к собственному сердцу, может добиться отмены епитимьи. Однако важнее не только достойно пройти все лишения, назначенные священником по воле Божьей, а и возненавидеть свой грех. Как говорил архиепископ Иннокентий, грешник своими благими делами и аскетическими лишениями показывает Господу готовность исправить свою жизнь, а ее оставшееся время посвятить искуплению прежних грехов.

The following two tabs change content below.

Каковы причины возникновения ересей

Возникновение отрицания религии не может возникать просто так. Для этого необходимо определенное влияние, которое вызовет подобное явление. Человечество не стоит на месте и во многом его мышление зависит от развития науки, техники и прочих внешних факторов. Именно они влияют на то, что у людей может возникнуть предвзятое отношение к указанным фактам в Божественных Писаниях.

К наиболее распространенным причинам ересей относят:

  • ослабление влияния священнослужителей;
  • развитие торговли;
  • появление экономических отношений;
  • рост политической власти;
  • зависимость от церкви и начальства;
  • получение образования;
  • роскошная и грешная жизнь церковнослужителей.

Все это стало причиной того, что люди периодически высказывали свое недоверие представителям церкви.

Епитимья в IV веке

Начиная со второй половины IV века, после прекращения гонений на христиан, в Церковь пришли вчерашние язычники. Тогда святые отцы начали вырабатывать нормы и правила поведения внутри общин. Среди них и Василий Великий, который вывел несколько дисциплинарных канонов, объясняющих, какие требования нужно предъявлять к человеку, если он хочет исправиться.

В отличие от сегодняшнего дня в то время исповедь представляла собой публичный процесс и затрагивала только самые важные проступки. Именно такому виду исповеди и посвящены каноны. Ими предусматривается в основном лишь один вид воздействия, выражающийся в отлучении от причастия. Это очень длительные сроки епитимьи – 10, 15, 20, 25 лет.

Они назначались за грехи, которые считались очень тяжкими. Это епитимьи за прелюбодеяние, кражу, убийство, кровосмешение, а также за волшебство, клятвопреступление, мужеложство, скотоложство. Еретики и раскольники наказывались до тех пор, пока не отрекались от заблуждений.

Если грех давний

Если немолодая женщина делает первые шаги в Церкви и кается, что когда-то в молодости сделала аборт, ее не будут отлучать от причастия. Мне даже сложно себе представить это. Если факт прихода в Церковь говорит сам по себе о понесенном раскаянии, не только в этих грехах, а вообще по жизни, то никто ее не будет отлучать от причастия.

Самая распространенная епитимья в этой ситуации – чтение Покаянного канона или поклоны с молитвой: «Боже, милостив буди мне, грешной». И поклонов – тоже не триста и не три тысячи, а пять или десять. То есть сейчас настолько щадящие епитимьи назначают… Но такого рода епитимья может быть пожизненной, а не на какой-то срок. Священник говорит: «Знаешь, матушка, поскольку ты сделала пять абортов, вот тебе на всю жизнь по три поклона в день».

Как избавиться от рукоблудия

Нельзя опускать руки, справиться с соблазном возможно. Чтобы искоренить в себе греховные помыслы было легче, можно обратиться к советам:

Для начала стоит обрести уверенность в своих силах. Только искреннее желание прекратить рукоблудить, поможет победить в борьбе с греховностью. Вера в себя позволит поставить рукоблуднику точку. Рушатся жизни у тех, кто не способен на раскаяние.
Осознать всю суть проблемы. Должно быть абсолютное понимание того, что такое рукоблудство.
Молиться каждый день и особенно в то время, когда искушение близко. Нужно просить помощи у Богородицы. Матерь Божья является примером целомудрия и помогает монахам и простым людям в борьбе с их пороками.
Бесы никогда не отпускают просто так. Более того, чертям не слишком интересны люди, давно погрязшие в своих грехах и даже не думающие о покаянии. Зачем? Ведь они уже навсегда принадлежат дьяволу. А вот люди, осознанно борющиеся со страстью, являются лакомым кусочком.
Нужно окружить себя предметами религии (крест, иконы). В трудный час молитва поможет изгнать бесов.
Строго запрещено смотреть материалы эротических ресурсов, увлекаться чтением современных журналов. В СМИ слишком много искушений: желая найти кроссворд в газете, можно натолкнуться на изображение полуобнаженной ведущей. В этом мире опасность есть на каждом углу. Следует контролировать себя, читать и смотреть только правильную информацию.
Ограничить потребление спиртных напитков. Употребляя алкоголь, человек плохо себя контролирует, склонен к безрассудным действиям.
Избегать искушений, например, не принимать длительную ванну, не рассматривать свое обнаженное тело во время переодевания и пр.
Больше работать и заниматься полезными делами, чтобы уставать и быстрее засыпать вечером.
Свидания с противоположным полом проводить на виду. Соблюдать чистоту помыслов, не оставаться наедине. Также следить, чтобы не поступало никаких двусмысленных намеков, избегать прикосновений.
Приходить на исповедь к священнику как минимум раз в неделю

Неважно, были ли совершены греховные деяния в это время или нет. Даже если не было ни единой мысли о грехе, исповедь поможет обрести помощь Господа.
Не отрицать свои помыслы, признаваться в их наличии

Следует исповедовать грехи и самому себе, чтобы лучше осознавать происходящие изменения. Всеми силами стремиться к чистоте.

Самоудовлетворение — это смертный грех, которого не должно быть в жизни верующего человека. Только желание избавится от греховности, идущее от чистого сердца, сможет стать основой обретения духовной чистоты. А церковь никогда не оставит кающегося человека и окажет всю возможную помощь.

Грех рукоблудия

Виды искупления [↑]

Рамбам в «Законах раскаяния» (1, 4) делит все заповеди на четыре группы — в соответствии с тяжестью их нарушения и способом искупления этого нарушения:

  1. Первая группа — это все предписывающие заповеди (кроме заповедей о пасхальной жертве и обрезании, за невыполнение которых полагается карет, см. ниже; эти заповеди относятся к третьей группе). Нарушение этих заповедей искупается тшувой — раскаянием.
  2. Вторая группа — запрещающие заповеди. Тшува искупает их нарушение не полностью, а только задерживает наказание. Полное искупление достигается только в Йом-Кипур.
  3. Третья группа — заповеди, за нарушение которых полагается смертная казнь или карет («отсечение души»). Полное искупление этих нарушений возможно только после тшувы, Йом-Кипура и страданий.
  4. Четвертая — запрет осквернения имени Б-га — «Хилуль а-Шем». Полное искупление этого греха наступает только после смерти.

Духовные причины блудного греха

Безверие – ведь именно оно является главной причиной греха. И это касается и тех, кто живет церковной жизнью. Безверие так в нас укоренилось, что стало привычкой, мы уже его и не замечаем. Мы постимся, причащаемся, молимся, ходим на службы – а где вера?! Ведь мы живем мирскими мечтами, забавами, грехами.

Следующая причина – чревоугодие. Блуд базируется на чреве, когда чрево пресыщено, человек получает лишние соки, как говорит Свт. Феофан Затворник, а лишние соки возбуждают природу человека.

Нескромность рук и глаз. Человек должен следить за своим зрением и не засматриваться на людей противоположного пола. Когда мы просто смотрим на человека – это ладно, но как только мы вынесли свое суждение о его привлекательности или красоте, то здесь уже открывается широкая дорога для греха.

Людям, состоящим в браке, проще в этом отношении, так как они нашли своих спутников по жизненному пути, и они уже трудятся, чтобы сохранить свой брак и приумножить любовь. А люди холостые, которые еще в поиске своих избранников, те вынуждены смотреть, оценивать, искать.

Здесь главное не привыкнуть к этому, Господь еще до сотворения всего видимого избрал для каждого из нас сотрудников на этом жизненном пути. Если мы позволим Богу, если мы будем верить в его промысел, Его любовь к нам, то мы не пропустим свою половинку, так как они созданы друг для друга. К сожалению, очень часто мы не позволяем Богу этого сделать, и делаем все по-своему, за что часто и скорбим.

Многие Святые отцы запрещали ходить, особенно холостым, в общественные бани.

Лучше всего воздержаться от ненужных искушений. Вспомните житие Прп. Антония Великого, когда он вместе со своим учеником переходил реку, то они разделились, чтобы никто не смог рассмотреть нагое тело другого, а когда перешли, то оделись и опять соединились для дальнейшего путешествия. Так как нельзя смотреть на нагое тело другого человека и не причинить вреда своей душе.

Что касается рук, то здесь кроется много опасностей. Многие Святые отцы, такие, как Прп. Иоанн Лествичник и Прп. Ефрем Сирин, особо отмечали тот факт, что когда человек моется, он не должен рассматривать свое тело, касаться своих интимных мест, растягивать этот процесс. Так как при этом люди, которые ведут целомудренный образ жизни, могут очень легко возбудиться от собственных прикосновений, и тогда греха не избежать.

Для женатых – это не столь актуально, но людям холостым – это очень важно. У людей, которые избрали путь монашества и аскетизма, есть очень уязвимое место, через которое блудная страсть может проникнуть в их душу, – это любовь к сладкой, вкусной пище или гортанобесие

Это случается в начале иноческого пути, а когда инок уже обрел некоторый духовный опыт, то блуд ищет другой путь – это высокоумие

У людей, которые избрали путь монашества и аскетизма, есть очень уязвимое место, через которое блудная страсть может проникнуть в их душу, – это любовь к сладкой, вкусной пище или гортанобесие. Это случается в начале иноческого пути, а когда инок уже обрел некоторый духовный опыт, то блуд ищет другой путь – это высокоумие.

Если монах не обрел смирения, то Господь посылает ему блудные искушения, дабы смирить.

Третья причина блудных искушений у подвижников – это если они осуждают своих ближних. Авва Евагрий и другие Святые отцы пишут, что, осуждая ближних, сам впадаешь в этот грех. Осуждение убивает в человеке любовь.

Каждый из нас любит своего ребенка, несмотря ни на что, даже если он что-нибудь натворит, подерется или еще что – либо. Мы все равно его любим, защищаем, выгораживаем, прощаем. А если что-нибудь сделает чужой ребенок – сразу негодуем, осуждаем и его родителей затронем, как они плохо воспитывают свое чадо и т.д. Осуждение в человеке убивает не только любовь, но и молитву, благоговение, – это очень коварная страсть и с ней надо быть начеку.

Традиция вместо закона

В настольной книге священнослужителя говорится, что епитимья должна помочь согрешившему христианину, во-первых, осознать меру своего греха и почувствовать его серьезность, во-вторых, придать ему силы снова встать, окрылить надеждой на Милосердие Божие, в-третьих, дать ему возможность проявить решимость в своем покаянии. К такому пониманию епитимьи Церковь пришла далеко не сразу.

Во второй половине IV века, после того как гонения на христиан прекратились и Церковь наводнили вчерашние язычники, святые отцы стали вырабатывать определенные нормы и правила общинной жизни. В том числе Василий Великий выводит ряд дисциплинарных канонов, показывающих, какие требования предъявляются к человеку, желающему исправиться. В те времена исповедь была публичной и касалась только наиболее важных проступков (в отличие от современной исповеди, которая часто превращается в «откровение помыслов»). Именно публичной исповеди посвящены каноны IV века. Они предусматривают в основном один вид воздействия — отлучение от причастия на 10, 15 и даже 20 лет за убийство, кражу, прелюбодеяние и тому подобные тяжкие грехи. В конце IV века возникает институт тайной исповеди. Первоначально и там продолжали использоваться установленные канонами санкции, но постепенно подход к кающемуся смягчается. Иоанн Златоуст, например, в своих творениях советует не подходить к назначению епитимьи формально, призывает руководствоваться скорее духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений.

Трулльский собор 691 года своим последним (102-м) каноном также рекомендует духовникам индивидуальный подход и закрепляет возможность как ужесточать, так и смягчать епитимью, предписанную канонами. «Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен». На рубеже VI-VII веков начинает складываться специфический сборник — каноникон, предназначенный для регламентации тайной исповеди. Он вводит два важных новшества: с одной стороны, дифференциацию греховных деяний по степени их тяжести, с другой — различие самих грешников в зависимости от индивидуальных особенностей. Например, он мягче относится к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке. Именно в канониконе происходит резкое сокращение сроков отлучения от причастия и появление новых форм епитимьи. Скажем, вместо десяти лет новые правила предписывают отлучать от причастия на два года, но эти два года кающийся должен соблюдать более строгий пост, читать молитвы, класть поклоны и т. д.

Сборник постепенно распространяется в Византийской Церкви; в поздней Византии появляется целый ряд его переработок или самостоятельных сборников похожего характера (так называемых «покаянных номоканонов»). Примерно в то же время эти сборники проникают в славянские страны, здесь переводятся и начинают применяться в духовнической практике.

«В советское время церковно-правовая наука практически перестала существовать, а место закона заняла традиция, — говорит Альберт БОНДАЧ, преподаватель истории источников церковного права ПСТГУ. — Сегодня нет четких предписаний, устанавливающих меру церковной ответственности за грехи. Эта область, как и многие другие вопросы, полностью регламентируется обычаями, которые могут различаться от прихода к приходу. Но так или иначе, епитимья, как правило, сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и неформальному отлучению от причастия на небольшой срок. А такие суровые наказания, как длительное отлучение от причастия или анафематствование, налагаются только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола».

Кирилл МИЛОВИДОВ

Про колдунов

Итак, от причастия могут отлучить такие грехи – убийство, блуд или прелюбодеяние, обращение к колдунам, экстрасенсам, колдовство, всякая ворожба и прочее. Человек, опять же, может не понять, насколько плохо то, что он был у «бабушки». Отлучение от причастия на какое-то время дает возможность почувствовать это.

За то, что мы называем страстями, вроде сребролюбия, чревоугодия и гордыни, – только в каких-то очень редких индивидуальных случаях пастырской практики, когда какой-нибудь многоопытный священник, хорошо знающий человека, может такую хирургическую меру какому-то своему пасомому, наверное, применить.

Источник статьи: http://www.pravmir.ru/nadolgo-otluchat-ot-prichastiya-svyashhennik-ne-mozhet/

Причины, по которым происходит блуд в человеке

Испорченность человеческой природы после грехопадения – она восстала против человека, и мы обречены вести с ней постоянную войну. И это тело мы получаем от наших родителей и передаем его своим детям. Наша природа склонна к греху и удобопоползновенна к пороку, то есть разумом мы понимаем, но тело требует, бунтует против воли. И кто одержит победу?

Пороки воспитания. Знаете, есть известная поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает». Наш личный пример, то, как мы живем, наше поведение – все это отпечатывается в душе ребенка, и потом он подражает своим родителям.

Соблазны мира сего – это целая река порока.

Патриарх Иеремия о причинах епитимьи

Константинопольский патриарх Иеремия в своем ответе лютеранам называет пять причин, по которым отпущение грехов сопровождается епитимьей. В соответствии с ними ограничения налагаются для того, чтобы:

  1. Через страдание, принятое добровольно, освободиться от тяжкого наказания, которое может последовать в другой жизни. Так же как через добровольные страдания Иисуса были прощены грехи человечества.
  2. Истребить в человеке, впавшем в грех, страстные плотские вожделения, порождающие грех. Так как противное лечится противным.
  3. Епитимья служит «уздою» для души, не давая ей по новой браться за те порочные дела, от которых она пытается очиститься.
  4. Приучать к терпению и трудам, так как добродетель есть результат трудных усилий.
  5. Знать и понимать, до конца ли кающийся человек возненавидел грех.

Виды епитимьи

Так как епитимья – это переданная через священника воля Божья, то относиться к ней надо серьезно. В установленные временные рамки (обычно 40 дней) нужно выполнить все назначенное, по возможности придерживаясь твердого распорядка. Возможны такие виды епитимьи:

  • милостыня;
  • длительный пост;
  • чтение домашних молитв;
  • воздержание от исполнения супружеского долга;
  • поклоны во время богослужения и др.

Если кающийся по каким-либо причинам не может выполнить епитимью, он должен обратиться к наложившему ее священнику за советом, как лучше поступить в этом случае, получить его благословение. Если грех кающегося очень серьезный (убийство, измена супругу), то помимо основных правил дополнительно может назначаться запрет на причащение на определенный промежуток времени.

Частные методы.

Во время искушений необходимо отсекать помыслы на корню, то есть, как только появляется образ или вдохновение в душе, нужно прибегнуть к молитве, дабы изгнать эту скверну из души или заменить это помысел на благой – так рекомендует Свт. Феофан Затворник. Призывание имени Божьего, молитва Иисусова или какая другая, так как без помощи Божьей никто и никогда не сможет победить эту страсть. По словам Святых отцов, прежде чем победить её, человек должен признать свою немощь и свою неспособность борьбы с этим грехом своими силами. До этого момента Бог не может помочь нам, не погубив нашу душу, но как только мы признаем свою немощь, с этого момента начинается наша истинная борьба с грехом блуда.

Воспоминания стыда после грехопадения. Памятование о наказании за грех в этой жизни и в будущей. Многие Святые отцы прибегали к этому методу – постоянное памятование о смерти.

Чтение Св. Писания и Житий святых. Это помогает изгнать блудные помыслы, и тогда место сатаны в нашей душе занимает благодать Святого Духа. Как вариант, можно занять себя любимым делом или хобби, что тоже поможет отвлечь себя от греха.

Прелюбодеяние и блуд в чем разница

Нет четкого определения этим понятиям, каждый человек воспринимает веру и эти понятия по-своему. Зачастую, под прелюбодеянием понимают измену мужчины или женщины, которые состоят в браке, нечистоту в помыслах и сердце. Прелюбодеяние расценивается так же как предательство, как удар острым ножом в спину. Часто зависть к противоположному полу и эмоциональное состояние заставляет человека совершать бездумные поступки, о которых он потом будет очень сильно жалеть.

Блуд имеет более широкое значение, ведь человек совершает греховные деяния под влиянием природных физиологических потребностей, используя для этого разные средства, которые широко представлены на современных рынках. Также он своим внешним видом (очень короткая, вызывающая, яркая одежда и макияж) и раскованным, без всяких рамок приличия, поведением всячески показывает свое желание достичь удовольствия любым путем.

Таким образом, разница заключается в том, что в первом случае человек изменяет своей законной жене или мужу, с которыми возможно даже и повенчан, позволяет себе разрушить всю теплоту отношений, которую с таким упорством выстраивал, оно подобно наваждению.

Во втором же случае, человек всеми своими мыслями, поступками и поведением показывает свое неугасимое желание добиться поставленной цели любым путем. Для него нет ничего невозможного, он готов на все ради желаемого результата.

В чем заключается суть епитимьи?

Основополагающая сущность епитимьи заключается не в наказании грешника, потому что такие решения подвластны только Богу. Это способ вернуть в душу кающегося покой, облегчить страдания совести за совершенный блуд, заживить духовную рану, нанесенную грехом. Епитимья – дополнительная возможность для согрешившего за счет усиления аскетических практик прийти к единению с Богом, поблагодарить его за любовь и просветление, осознать свою неправоту перед ним и продемонстрировать, что покаяние не поверхностно, а исходит от сердца.

Василий Великий утверждает, что суть церковного наказания заключается в извлечении христианина из сетей лукавого и чтобы «грех всячески ниспровергать и истреблять». По его мнению, продолжительность епитимьи может быть не фиксированной, а зависеть от душевного состояния согрешившего, его раскаяния и духовной пользы от наложенных санкций. По убеждению Василия Великого, «врачевание надо измерять не временем, но образом покаяния».

Цель епитимьи выявить грех и призвать согрешившего покаяться. Путем покаяния и санкций епитимьи искореняются причины греха и не допускается его повторения.

Качества епитимьи

Протоиерей Георгий Бреев утверждает, что совершенный грех возможно искупить Богоугодными делами. Для скупого — это проявление милосердия. Для совершавшего блуд – целомудренный и скромный образ жизни.

Назначение епитимьи – сугубо индивидуальный процесс. Исцеление происходит путем совершения деяний, противоположных греху, в котором кается прихожанин. Как утверждает Святой Василий, любая из данных Богом человеку душевных способностей «становится для обладающего ею благом или злом по образу употребления». Св. Василий учит, что все зависит от «согласия» и соразмерности, от гармонии или «симметрии» душевной жизни. Гармония кроется в разуме человека. Ключ к разумному согласию и целостности души кроется в человеческом разуме. Епитимья выступает как благодетель, который позволяет найти этот ключ. Одно из основных качеств епитимьи — пребывание наедине с Богом и общение с ним в любви. Грех состоит в блуде, а первопричина греха кроется в удалении от Бога. Только тогда епитимья будет благотворная и лечебная, когда будет соразмерна с совершенным деянием.

Епитимья призвана искоренить грех

Василий Великий объясняет, что грех исцеляется противоположными по сути ему деяниями. Например, тот, кто злословил, должен благословлять. Лиходеев призваны отдавать. Грешившие пьянством врачуются постом. Грех гордыни излечивается смирением. Грех блуда – воздержанием. Также важна сила раскаяния, готовность принять все тягости и испытания, которые будут на пути к очищению души.

Стоит учитывать личные качества согрешившего и условия его жизни. Таким образом, нельзя назначать пост беременным женщинам или больному человеку. Духовное взыскание назначают исходя из следующих факторов:

  • обстоятельства прегрешения;
  • сопутствующие причины и обстоятельства;
  • пол согрешившего;
  • возраст;
  • семейный статус и общественное положение.

В труде архиепископа Вениамина «Новая Скрижаль» написано, что священник должен на таинстве исповеди задать семь вопросов. Духовник должен знать, кто грешил и что его к этому побудило. Спросить, что и где было совершено, а также – каким образом, в какое время и с какой целью

Важно выяснить во время исповеди, кем является раскаивающийся, какой образ жизни ведет и внутренние мотивы его душевного падения

Например, епитимья за блуд в отношении к молодому юноше будет мягче, чем за аналогичное согрешение, совершенное взрослым зрелым мужчиной, который уже несколько лет состоит в браке.

Грех аборта

Как замолить грех за абортированных детей? В чем вообще здесь грех? Это же не человек еще, а всего лишь сгусток клеток. Так рассуждают женщины, сделавшие аборт.

Но их рассуждения неверны. У человека есть душа, она бессмертна. И Господь дает эту душу в момент зачатия. Даже у однодневного эмбриона, зародившегося в чреве, уже есть душа. А раз так, то какое право имеют женщины убивать ее? То, что, по сути, посылает и дает Господь Бог. Аборт — это вызов Богу. Женщина как бы говорит: «Господи, ты мне дал ребенка, а он мне не нужен. Я считаю, что умнее тебя, сама в своей жизни разберусь. Поэтому я убью твой дар».

Звучит жутко и неправдоподобно. Но если вдуматься, то так оно и есть. И как же замаливать грехи аборта?

В первую очередь осознать, что это — убийство. Очень хорошо заставил осознать это некий старец. К нему пришла семейная пара, у которых уже было четверо детей. Жена забеременела пятым. Стоя перед старцем, она говорила, что не прокормит семья еще одного ребенка, поэтому будущая мать решилась на аборт.

Старец помолчал, а потом посоветовал убить. Но не этого, еще не рожденного малыша. Это нечестно, не дать ему увидеть света. А убить старшую, пятнадцатилетнюю дочь. Она уже пожила на свете.

Пара ужаснулась, мать в страхе сказала, что не может этого сделать. На что старец сказал, что убийство ребенка в утробе матери ничем не отличается от убийства уже взрослого ребенка. Пара раскаялась в своих намерениях, и вскоре у них родился пятый малыш.

Итак, осознание — первый путь к покаянию. Поняв, насколько чудовищен аборт, вряд ли захочется пойти на это снова.

А после осознания происходит очищение души. Сил уже нет носить в себе этот грех, он начинает угнетать и глодать изнутри несостоявшуюся мать. Тогда-то она и идет в храм, чтобы исповедоваться.

Что делать дальше, после исповеди? Какой молитвой замолить грехи или грех аборта? Указания даст священник. Вполне возможно, что он наложит епитимью за совершенный грех.

Женщина, если чувствует, что епитимьи и молитвы недостаточно, посоветовавшись со священником, может творить дела милосердия конкретно за этот грех. Например, подавать милостыню, возить вещи в детский дом, опекать брошенных стариков, быть волонтером в больнице. Но делать это нужно только по согласованию со священником.

О последствиях

Их тоже стоит отметить вниманием, рассматривая значение слова «блуд». Если отойти от религии, то сюда отнесутся, конечно же, венерические заболевания, незапланированная беременность, появление слухов о непорядочности человека, нравственная распущенность и т

д.

А вот что пишут об этом религиозные деятели, в частности протоиерей Максим Обухов: «Народы, среди которых грех блуда был широко распространён, быстро исчезали с лица нашей земли либо теряли независимость, ослабевали, уступали другим нациям. Тут всё логично. Общество, которое заражено грехом, перестает порождать великих деятелей. Оно становится бездарной однородной серой массой».

Что ещё раньше имело место? Близкородственный брак. Он противоречит заповедям Божиим и считается грехом, блудом. Если от такого брака и рождались дети, то нередко с пороками и генетическими уродствами, которые могли не проявиться у них, но зато отражались на их потомках. Ибо кровосмешение – это прямой путь к вырождению рода, поскольку его последствием является накопление одинаковых дефектных генов общего происхождения.

В Ветхом Завете говорится: кто посягнет на такое блудодеяние, как связь с кровным родственником, тот будет предан дьяволу во измождение плоти.

Влияние на душу человека

Дебелость и нечувствие души, и, как итог, мучение и смерть. После блудного греха душа очень сильно мучается и страдает. Ей тяжело, она опустошена, она изранена, и блудный грех он очень сильно оскверняет душу и колеблет ум. Согрешивший блудом – это полностью деморализованный человек, склонный к отчаянию, так как ум не может постичь всю глубину своего падения. Именно падения, так как только к блудным грехам это слово употребляется и ни к каким другим.

Даже если человек лишь в уме согрешил блудом, он все равно пал, так как блуд сразу обрушивает все духовное здание человека до основания. В своих творениях Прп. Иоанн Лествичник не раз приводит такое сравнение: когда в Церковь принимают раскаявшегося еретика (человека, отступившего от господствующих или общепринятых взглядов, правил, положений), то его принимают через покаяние и даже в сущем сане (если он иерей) и все, никаких епитимий(вид церковного наказания для мирян в христианской Церкви, духовные лекарства и духовное закаливание). А за прелюбодеяние отлучали от Причастия от 9 до 15 лет. То есть насколько страшнее грех блуда по сравнению с ересью!


Преподобный Иоанн Лествичник

Распаление души страстями – человек может окончательно потерять контроль над собой и стать просто животным, рабом своих страстей.

Парализация всех духовных движений в человеке – после греха, человек не может найти в себе силы и воли молиться, поститься искренне, всей душой.

Расстройство, беспокойство, метание и шатание души – это когда душа не может найти покоя. Она трепещет, как флаг на ветру, не находя себе пристанища.

Подавление радости о Боге в душе человека – это происходит, когда человек начинает наслаждаться блудными помыслами, грехом. Такой Человек уже не может радоваться: он шутит, улыбается, он приветлив и дружелюбен, он душа компании, а внутри тоска и уныние, и нет места радости в его душе – страсть все уничтожила.

Влияние на ум человека

Погружение ума во тьму и омрачение его – он становится не восприимчив ко всему духовному.

Дебелость и расстройство ума – когда человек мыслит и мудрствует только по-мирскому, духовной составляющей уже нет. Это происходит, когда человек полностью порабощен пороком. Он не может представить себя без этого. Он говорит, думает, шутит и живет только этим. Посмотрите на современное телевидение – и там вы найдете только блуд и чрево. И больше ничего.

Грех прелюбодеяния и последствия

  1. Человек разрушает свою крепость – семью.
  2. Согрешив, человек опускается на дно, им управляют только природные потребности и желания.
  3. Репутация прелюбодея резко падает в глазах других людей.
  4. Прелюбодеи пробивают себе дорогу в ад и до конца своих дней вымаливают прощения у Бога.
  5. Лишаются душевного покоя и личного счастья.
  6. Прелюбодеяние приравнивается к воровству самого близкого и сокровенного.
  7. Похоть превращает человека в животного.
  8. Порождает неверность и грязные помыслы.
  9. Способствует появлению болезней и ранней смерти тела.
  10. Прелюбодеяние приводит к нищете и одиночеству.
  11. Разрушает взаимопонимание и любовь в семье.
  12. Бог за такой грех может лишить прелюбодея разума.

Наказание за прелюбодеяние

Церковными канонами предусматривается наказание за грехи совершенные под властью эмоций и желаний. За грех блуда и прелюбодеяния прихожан церкви отлучали от причастия на 15 лет, а священнослужителей лишали сана. Таким образом, демонстрируя, тяжесть совершенного, и показывая всем верующим людям, что так поступать нельзя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector