Священный эчмиадзин и руины звартноц

Рипсимэ и Гаянэ

Церковь Св. Рипсимэ стоит наособицу среди всех предыдущих попыток создать нечто отличное от предыдущих римских базилик.

Сурб РипсимеФото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru

Архитектор при возведении культовых сооружений вынужден совмещать несовместимое. С одной стороны, нужно уловить и воплотить главную претензию заказчика, с другой — обеспечить прочность конструкции. А ещё нужно вписать сооружение в пейзаж, соблюсти пропорции, удовлетворить собственное эстетическое чувство, и решить массу других, менее очевидных, но не менее значимых проблем. И всё это нужно сделать сразу и навсегда. Это нереально. Достигая успеха в одном, часто проигрывают в другом.

Например, в сурб Рипсимэ была решена проблема обеспечения целостности внутреннего пространства, но слишком широкий барабан сделал её несколько приземистой. И тем не менее она стала заметной вехой в развитии армянской архитектуры и послужила образцом для подражания на многие века вперёд.

Купол сурб РипсимеФото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru

Что касается тектоники, то есть проявлении вовне внутренней структуры, то это общее место для армянских храмов. Глядя на прямоугольный чехол, характерный для большинства армянских храмов, невозможно представить, что он скрывает. Одни лишь треугольные ниши в какой-то степени обозначают алтарную апсиду, но и то только для сведущего человека. Общий крестообразный план выражен вполне чётко, но все детали скрыты то ли двускатным покрытием рукавов креста, то ли островерхим конусом, надетым на барабан и скрывающим купол. Но это, в конце концов, компенсируется архитектоникой, то есть соотношением масс в общей композиции.

Ещё одним экспериментом стала церковь Гаянэ. Пристроенная в 1683 году галерея (портик, паперть) очень оживила изначально аскетичный образ многострадальной Гаянэ.

Сурб ГаянэФото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru

Но, в конечном счёте, ведь именно эти церкви VII века, построенные в Эчмиадзине, заложили основы классической армянской архитектуры.

Вид на сурб ГаянэФото: Владимир Прокофьев, fotohram.ru

Организационная структура Первопрестольной

Организационная структура Первопрестольного Святого Эчмиадзина состоит из духовных и административных органов, представляющих власть Армянской церкви, а именно:

Высший Духовный Совет

Высший Духовный Совет (Армянский: Գերագոյն Հոգեւոր Խորհուրդ Герагин Хокевор Хоргурт) возглавляет Католикос всех армян. Это высший исполнительный орган Армянской Апостольской церкви. Члены Духовного совета избираются Национальным церковным собранием или назначаются непосредственно Католикосом всех армян. Высший Духовный Совет был создан 1 января 1924 года в результате реформ, инициированных Католикосом. Георг V, заменивший Архиерейский Синод.

Национальное церковное собрание

Национальное церковное собрание (Армянский: Ազգային եկեղեցական ժողով Азгаин Екегецакан Жохов) возглавляет Католикос всех армян. Это высший законодательный орган Армянской церкви. Национальное церковное собрание, избираемое отдельными епархиальными собраниями, является органом, избирающим Католикоса всех армян.

Собор епископов

Архиерейский Собор (Армянский: Եպիսկոպոսաց ժողով Епископосац Жохов) — административный орган, возглавляемый Католикосом всех армян. Он выполняет консультативную роль, вносит предложения по догматическим, религиозным и каноническим вопросам, которые будут обсуждаться на заседаниях Национального церковного собрания.

Епархиальное собрание

Епархиальное собрание (Армянский: Թեմական Պատգամաւորական Ժողով Темакан Паткамаворакан Жохов), возглавляемый предстоятелем епархии, является высшим законодательным органом каждой епархии Армянской церкви. Собрание избирает делегатов в Национальное церковное собрание, а также членов епархиального совета. Собрание активно участвует в решении административных вопросов в епархии. В некоторых случаях собрание избирает предстоятеля епархии.

Епархиальный совет

Епархиальный совет (Армянский: Թեմական Խորհուրդ Темакан Хорхурт), возглавляемый предстоятелем епархии, является высшим исполнительным органом епархии Армянской церкви. Он регулирует внутреннюю административную деятельность епархии под руководством предстоятеля. Члены совета избираются Епархиальным собранием.

Монашеское братство

Монашеское братство (Армянский: Վանական Միաբանութիւն Ванакан Миабанутюн) состоит из безбрачного духовенства монастыря, которым руководит настоятель. В настоящее время Армянская Церковь имеет 3 братства: братство Первопрестольного Святого Эчмиадзина, братство Святого Иакова в Армянском Патриархате Иерусалима и братство Святого Престола Киликии. Братство участвует в принятии решений, касающихся внутренних дел монастыря. Каждое братство избирает 2 делегатов для участия в Национальном церковном собрании.

Приходское собрание

Приходское собрание (Армянский: Ծխական Ժողով Цхакан Жогов) — общее собрание общины, управляемое духовным пастырем. Приходское собрание избирает или назначает членов приходского совета, а также делегатов в епархиальное собрание.

Приходской Совет

Приходской совет (Армянский: Ծխական Խորհուրդ Цхакан Хоргурт) — исполнительно-распорядительный орган общины, регулируемый духовным пастырем общины. Он в основном участвует в реализации административной и финансовой деятельности сообщества. Члены совета избираются или назначаются приходским собранием.

Программы Первопрестольной

  • Молодежные центры, известные как Hayordyats toun ( армянский : Հայորդյաց տուն ) на армянском: это центры детского творчества, расположенные по всей Армении под управлением Первопрестольного престола при поддержке Всеобщего армянского благотворительного союза . Программа была инициирована католикосом Гарекиным II в 1993 году, который в то время служил Папским викарием Араратской Папской епархии . В настоящее время действуют 8 центров: 4 в столице Ереване (в том числе Детский реабилитационный центр им. Айка и Эльзы Титизян), а остальные 3 центра расположены в Ванадзоре , Вагаршапате и Аштараке . Центры регулярно посещают около 3 500 студентов.
  • Министерство колледжей: программа была запущена 26 декабря 2004 года Католикосом Гарекиным II с целью сотрудничества с организациями студенческих советов крупнейших армянских университетов. Штаб-квартира министерства находится в Ереване.
  • Медицинский центр Измирлян и научно-образовательный центр Сурб Нерсес Мец: медицинский центр-институт, первоначально открытый в 1986 году в Ереване как центр проктологии. В период с 1998 по 2000 год центр был реконструирован Армянским Всеобщим благотворительным союзом. В 2000 году центр был передан Первопрестольному Святому Эчмиадзину. В 2013 году центр был полностью перестроен на пожертвования Семейного фонда Измирлян.
  • Суповые кухни: программа была запущена в 1992 году, вскоре после обретения независимости, в партнерстве с Всеобщим благотворительным союзом Армении. В настоящее время в Ереване действуют 3 бесплатные столовые, остальные 3 расположены в Севане , Вагаршапате и Раздане . Кухни обслуживают более 1200 человек в день из наиболее уязвимых слоев общества.
  • Тюремное служение: программа была запущена в мае 1993 года католикосом Гарекиным II, который в то время служил Папским викарием Араратской Папской епархии. Цель программы — сделать духовное служение в местах лишения свободы более организованным и продуктивным. В настоящее время все 12 центров содержания под стражей в Армении обеспечены духовным обслуживанием.
  • Церковный капеллан Вооруженных сил Армении : программа была официально запущена 13 ноября 1997 года по совместной инициативе Ктахоликоса Гарекина I и тогдашнего министра обороны Вазгена Саркисяна . Программа инициирована в первую очередь для службы в пограничных полках Армянской армии, военных учебных заведениях, а также в полках Армии обороны Нагорного Карабаха . Во многих полках открыты постоянные часовни.

Сокровищница Святого Эчмиадзина

Сокровищница Святого Эчмиадзина располагается в помещениях, пристроенных к храму в конце 60-х годов XIX века. В сокровищнице можно поклониться главной святыне армянской церкви — наконечнику Святого копья, которым римский сотник Лонгин пронзил бок Иисуса Христа на кресте. Наконечник привезен в Армению святым апостолом Фаддеем, который совместно с апостолом Варфоломеем считаются первыми проповедниками христианства и основателями армянской церкви. Долгие столетия реликвия находилась в монастыре Гегард, позже ее перевезли в Эчмиадзин, где и сейчас она бережно хранится в специальном окладе.

В сокровищнице также представлены:

  • частица Ноева ковчега, ниспосланная Богом епископу Акопу Низибинскому на склонах горы Арарат в V в.,
  • частица Святого, Пречестного и Животворящего Креста Господня,
  • мощи святого Андрея Первозванного и других апостолов,
  • святого Стефана Первомученика, святого Григория Просветителя и других почитаемых общехристианских святых.

В сокровищнице сохранены рукописные Евангелия, старинные одеяния священнослужителей, кресты и предметы церковной утвари, филигранно украшенные драгоценными камнями. Сокровищница имеет статус музея, стоимость его посещения — 1000 драмов (около $2): приобрести билет можно в кассе, которая находится рядом с собором. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, в воскресенье он начинает свою работу после окончания Святой Литургии — примерно в 14.00.

Образование

Геворкянская духовная семинария, открыта в 1874 г.

Геворкянская духовная семинария — одно из самых значительных учебных заведений Армении. Другие учебные заведения включают Университет Григора Лусаворича и промежуточный колледж профессионального образования.

Центр теологии и арменоведения имени Гарекина I.

С 2000 года в городе действует
Центр теологии и арменоведения имени Гарегина I.

По состоянию на 2009 год в Вагаршапате находится 14 государственных средних школ, 8 детских садов и 2 музыкальные академии.

Новый комплекс Евнекской школы Первопрестольного был открыт в сентябре 2017 года.

Что представляет собой Священный город Эчмиадзин

Священный город Эчмиадзин (современное название города Вагаршапат) — это небольшой скучный городок с 57 тыс. жителей в 20 километрах от Еревана, в котором расположена резиденция католикоса (церковный глава) Всех Армян и главный собор Армянской апостольской церкви.

Священный город Эчмиадзин или Вагаршапат считается религиозным центром страны, был основан царем Вагаршем I, был духовным центром армянского народа в 4 веке, и потом снова с 1441 года.


Церковь Шокагат в Вагаршапате

В городе есть еще несколько церквей, которые никаких ассоциаций с древностью не вызывают, все они недавно очень хорошо отремонтированы и все похожи друг на друга. Какой-то особенной храмовой атмосферы нигде замечено нами не было, все как-то пусто.

В одной из церквей проходило венчание, а возле выхода участники свадебного мероприятия ждали молодоженов с пакетиками, полными лепестков роз. В Армении молодоженов посыпают лепестками роз, а не монетками или зерном как в России.


Встреча молодоженов перед выходом из церкви с лепестками роз в бумажных пакетиках


Церковь Святой Рипсимэ


В убранстве храма виноградные гроздья и плоды граната

Как добраться до Эчмиадзина (Вагаршапата) и храма Звартноц из Еревана

Добраться до Эчмиадзина на общественном транспорте можно с центральной автостанции Еревана под названием «Киликия».

С этой автостанции регулярно и часто ходят автобусы – пазики до Эчмиадзина, время в пути в пределах получаса, стоимость проезда 200 драм (26 рублей).

До автостанции Киликия в Ереване можно добраться из центра с проспекта Маштоца на автобусе номер 5 и 27, стоимость проезда 100 драм (13 рублей).

По дороге в Эчмиадзин автобус проходит мимо Звартноца, и по требованию останавливается прямо напротив входа на территорию храма.

Месторасположение автостанции «Киликия» и остановка возле Звартноца отмечены на карте к статье.


Красные маки на руинах Звартноц

Храмы Святой Рипсимэ и Святой Гаянэ в Эчмиадзине

В окрестностях Эчмиадзинского монастыря расположены храмы Святой Рипсимэ (618 г.) и Святой Гаянэ (630 г.), построенные на тех местах, где святые нашли свою мученическую смерть. В криптах церквей покоятся мощи святых дев, особо почитаемых армянами, а также христианами других стран.

Рипсимэ, Гаянэ и еще 35 девушек были послушницами монастыря Святого Павла, располагавшегося недалеко от Рима. Узнав о красоте Рипсимэ, император Диоклетиан хочет взять ее в жены, однако она не подчиняется ему и сохраняет верность Христу. Монахини бежали в Египет, а оттуда — в Армению. Эту страну в видéнии Рипсимэ указала Пресвятая Богородица.

Царь Трдат, узнав из письма Диоклетиана о том, что девушки поселились в предместьях армянской столицы, также захотел жениться на Рипсимэ. Получив отказ, он попытался заставить самую старшую из инокинь, Гаянэ, склонить Рипсимэ к согласию. Но Гаянэ еще более укрепила Рипсимэ в ее решении, и тогда Трдат приказывает казнить девушек. Они перенесли жесточайшие пытки и были замучены в Вагаршапате: лишь двум монахиням удалось спастись — их звали Манэ и Нунэ. Нунэ больше известна как святая Нина — просветительница Грузии.

Смерть мучениц открыла Армении путь к принятию христианства, и сейчас в дни памяти святых дев Рипсимэ и Гаянэ проводятся Святые Литургии. Святой Григорий обнаружил мощи святых дев, и на месте их захоронения построил деревянные часовни, перестроенные в VII веке в каменные церкви и сохранившиеся в Эчмиадзине до нашего времени. В 1694 г. возведен храм Сурб-Шогакат.

Церкви поражают своей монументальностью и удивительной простотой, возвращающей нас в раннехристианские времена. Храмы стали воплощением в камне той любви к Богу, которая победила жестокость и гордыню. Строгие камни церкви Святой Рипсимэ преисполнены тепла тысячелетних молитв, и это тепло согревает душу настолько, что даже в сильный мороз в храме не чувствуешь холода.

Звонница была пристроена к храму по армянским меркам «недавно» — в конце XVIII века. Церковь Святой Гаянэ была дополнена притвором — аркадой со звонницами — в XVII веке. Когда находишься в этом храме, кажется, что изнутри он еще больше, чем снаружи, и его массивные своды вместо того, чтобы подавлять своим масштабом, уносят ввысь — к куполу, пронизанному светом, непостижимым образом проникающим через небольшие узкие окна, но способным осветить и освятить даже самые темные уголки естества вошедшего сюда человека.

Достичь такого эффекта только лишь за счет точных расчетов невозможно, что и выделяет армянскую архитектуру среди других архитектурных традиций. В Армении архитектура по-настоящему стала не самоцелью, а средством передачи духовных ценностей и духовного общения.

Русская Православная Церковь

Первопрестольный Святой Эчмиадзин — монастырь в городе Вагаршапат (в 1945-1992 г. — г. Эчмиадзин), в 20 километрах к западу от Еревана. Духовный ]Армянской Апостольской Церкви — одной из древнейших христианских Церквей мира; резиденция Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.

Город Вагаршапат был основан в первой половине II в. н.э. на месте древнего селения Вардгесаван. В 163 г., после разрушения римлянами Арташата, Вагаршапат был объявлен столицей Армении. Политическое значение города потребовало строительства цитадели, территория которой в основном совпадала с современными границами Эчмиадзинского монастыря: линия монастырских стен, вероятно, повторяет в своем плане крепостные стены цитадели, также образовывавшие прямоугольник.

История монастыря восходит к началу IV в., когда под воздействием проповеди святого Григория Просветителя (в месяцеслове Русской Православной Церкви — сщмч. епископ Григорий, просветитель Великой Армении, память 30 сентября по ст. ст.) принял крещение царь Трдат (Тиридат) III.

Кафедральный собор Святого Эчмиадзина — древнейший храм Армении. По преданию, место его строительства указал святому Григорию сошедший с небес Господь (отсюда название Эчмиадзин — др.-арм. «сошел Единородный»). По данным исторических источников, храм был воздвигнут рядом с царским дворцом.

Первоначально построенный в форме базилики, собор был перестроен в V в. при князе Вагане Мамиконяне в крестово-купольный храм. В первой половине VII в., после перестроек, произведенных при Католикосах Комитасе и Нерсесе III Строителе, план собора приобрел очертания, сохраняющиеся доныне.

В VII в. в окрестностях Эчмиадзинского монастыря были построены храмы св. Рипсиме (618 г.) и св. Гаяне (630 гг.) — классические памятники достигшей своего совершенства армянской архитектуры.

В XVII в. над кафедральным собором возвели новый купол, а перед западным входом — трехъярусную колокольню. В XVIII в. над северной, восточной и южной апсидами надстроили шестиколонные ротонды, что придало собору пятикупольное венчание. В 1869 году с восточной стороны к собору была пристроена обширная ризница для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий.

Роспись интерьеров собора была выполнена в начале XVIII в. художником Нагашем Овнатаняном; в конце XVIII в. ее восстановил и дополнил его внук Овнатан.

В храме, кроме главного алтаря в восточной апсиде, еще шесть алтарей. Один из них — Алтарь Сошествия — расположен в центре собора, на традиционном месте видения святому Григорию.

Также на территории монастыря расположены:

  • «Ворота царя Трдата» (XVII в.) возвышаются в виде арки у входа в резиденцию Католикоса. Полагают, что на их месте находился царский дворец; в основании многократно перестраивавшегося памятника — каменные блоки IV века. Возможно, через расположенные на этом месте ворота шла традиционная дорога к главному, западному входу в собор;
  • монастырская трапезная (XVII в.), расположенная в южной части монастырского двора;
  • монастырская гостиница «Казарапат» (сер. XVIII в.);
  • Старые Патриаршие покои (XVIII в.) — двухэтажная резиденция Католикоса в юго-западной части монастырского двора. На втором этаже — несколько парадных залов, в том числе тронный зал с расписным потолком;
  • Новые Патриаршие покои, построенные в 1915 году и полностью реставрированные в 1958-1962 гг. Духовная академия (начало XX века);
  • Музей-сокровищница (1982) Алека и Мари Манукян.

Собрания Святого Эчмиадзина размещены в нескольких музеях на территории монастыря: в музее при кафедральном соборе, в музее-сокровищнице Алека и Мари Манукян, в Старой и Новой Патриарших резиденциях, а также Золотой кладовой. В коллекциях представлены произведения армянского искусства IX-XX вв.: старинные рукописи, украшенные миниатюрами, реликварии, церковная утварь, литургические облачения и др.

Эчмиадзин — сердце армянской церкви

Город, где расположен монастырский комплекс, носит два имени — Эчмиадзин и Вагаршапат. Именно Вагаршапатом его называли в те времена, когда он являлся столицей Армении. В конце III века здесь по приказу царя Трдата III были замучены 35 святых дев-рипсимианок, бежавших сюда от гонений римского императора Диоклетиана. После этого Трдат заболел тяжелейшей болезнью, от которой его излечил проповедью христианства Григорий Просветитель, вызволенный из темницы в городе Арташате, где он провел 15 лет. Царь покаялся в своих грехах и согласился принять христианство в качестве государственной религии Армении.

По преданию, после крещения Армении святому Григорию Просветителю явилось видение — Господь золотым молотом ударил по земле и здесь поднялся золотой жертвенник: от него исходил огненный столп, а над столпом сиял лучезарный крест. Святому Григорию также явился ангел, объяснивший значение видения — на месте, указанном Господом, должен быть возведен главный храм Армении.

В 303 г. там и был построен кафедральный собор, изначально названный Катогике и посвященный Пресвятой Богородице. Термин «Катогике» обозначает в армянском языке всеобщий, кафедральный, первопрестольный. Титул главы армянской церкви «католикос» также происходит от этого слова.

В непростой армянской истории был период, когда престол католикоса покидал Эчмиадзин — с 484 по 1441 гг. После падения Киликийского армянского царства в 1441 г. Эчмиадзин снова стал центром армянской церкви. В начале XVII века иранский правитель Аббас I хотел перенести Эчмиадзинский собор по частям в Исфахан, куда переселил тысячи армян. Однако этим планам не суждено было реализоваться.

Ориентирники

Материнский собор Святого Эчмиадзина находится в комплексе, окруженном множеством других построек, построенных на протяжении веков. Большинство зданий имеют большое архитектурное значение, например, старые и новые Папские резиденции, Канцелярия или Диванатун , Ворота короля Трдата , Музей сокровищницы Алекса и Мари Манукян (1982), Хримский музей, Еремские монашеские кельи, старое здание семинарии. , Часовая башня, Книжный магазин и т. д.

Геворкянская духовная семинария — богословский колледж Армянской Апостольской церкви, основанный Католикосом Геворком IV в 1874 году на территории комплекса Первопрестольной. Помимо Материнского собора, Вагаршапат является домом для многих других важных армянских церквей и соборов. Кафедральный собор Эчмиадзина, церкви Святого Рипсиме, Святой Гаяне и Святого Шогаката, а также археологические раскопки Звартноц внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Эчмиадзинский собор

Эчмиадзинский собор

Исторически центром города является Материнский собор Святого Эчмиадзина ( армянский : Մայր Տաճար Սուրբ Էջմիածին Mayr Tachar Surp Ejmiatsin ), который является одной из старейших церквей в мире. Впервые он был построен святым Григорием Просветителем как сводчатая базилика в 301–303 годах, когда Армения только что приняла христианство в качестве государственной религии (первая таковая в мировой истории). Церковь многократно расширялась, особенно в 480, 618 и 1658 годах.

Баптистерий Святых Вартана и Ованеса — это трехглавая часовня, расположенная к северу от Собора Матери и предназначенная для церемоний крещения. Он был спроектирован архитекторами Джимом Торосяном и Ромео Джулхакяном и освящен 26 сентября 2008 года, а строительство финансировалось британско-армянским благотворителем Арменом Саркисяном.

Церковь Святых Архангелов была построена между 2009 и 2011 годами и расположена во дворе Геворкян Семинарии здания. Однокупольный храм освящен 5 ноября 2011 года по проекту архитектора Джима Торосяна. Строительные работы профинансировал армянский меценат Гагик Галстян.

Церковь Святой Рипсиме

Построенная в 618 году церковь Святого Рипсиме в основном сохранилась практически без изменений. Он считается одной из старейших сохранившихся церквей в Армении, известной своей прекрасной архитектурой классического периода, которая оказала влияние на многие другие армянские церкви. Он был возведен в 618 году католикосом Гомидом на вершине первоначального мавзолея, построенного католикосом Сааком Великим в 395 году, в котором хранились останки замученной святой Рипсиме . В соответствии с 17 — го века армянский историк Аракел Тебриза , церковь была отремонтирована в течение 1651-1653 Католикос Филиппа I . Отремонтированы крыша, верх купола, стены и основания. На крыше поставили крест, а с западной стороны пристроили небольшой портик. Это одна из немногих армянских церквей, сохранивших свою активность в советский период.

Церковь Святой Гаяне

Церковь Святой Гаяне, построенная в 630 году католикосом Эзрой I , отличается гармоничными пропорциями. Это трехнефная купольная базилика с восьмиугольным барабаном, покоящимся на четырех внутренних колоннах, которые делят внутреннее убранство церкви на три. Его дизайн остался неизменным, несмотря на частичную реконструкцию купола и некоторых потолков в 1652 году.

Церковь Шогакат

Значение падения света , Шогакат Церковь является Однонефная Купольная базилика, построенная и завершено в 1694 году князем Агамалом Sorotetsi в период Католикоса Nahabed I . Он построен из красного и черного туфа на развалинах базилики VI века. Остатки небольшой часовни 4-го века можно увидеть на юго-западном конце церкви Святого Шогаката.

Звартноц собор

Звартноц — это разрушенная круглая церковь 7-го века, построенная по приказу католикоса Нерсеса III Строителя между 641 и 653 годами. Она находится на восточной окраине современного Вагаршапата. Звартноц — величественный собор, известный своим уникальным дизайном, посвященный святому Георгию , построенный на том месте, где должна была состояться встреча царя Тиридата III и святого Григория Просветителя . В 930 году церковь была разрушена землетрясением и оставалась похороненной до тех пор, пока не была заново открыта в начале 20 века архитектором Торосом Тораманяном . На раскопках между 1900 и 1907 годами были обнаружены фундамент собора, а также остатки Папского дворца и винодельни.

Что посмотреть

Кроме алтарей, которых тут четыре внутри и один снаружи, как и было описано выше, а также музея, в Эчмиадзине есть и другие интересные места.

На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар — жертвам геноцида 1915 года.

Здесь же, во дворе монастыря, расположен дворец католикоса Всех Армян. У входа в резиденцию возвышаются «ворота Трдата». Они многократно перестраивались, но в их основании и сейчас сохранились каменные блоки IV века. Предполагают, что когда-то на месте этих ворот размещался царский дворец.

На территории монастыря находится также и Духовная Академия. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного — 50 человек. В основном здесь изучают такие предметы как логика, риторика, психология, всемирная история, философия и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский — как современный, так староармянский.

На территории Эчмиадзина также находится здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Сейчас здесь находится художественный музей, в котором выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.

Другие церкви Эчмиадзина

Эчмиадзин называют городом церквей. Кроме Эчмиадзинского монастыря, здесь находятся еще 3 древних памятника. По легенде эти храмы созданы в честь мучениц — первых христианок, которые бежали сюда из Рима от преследований императора. Храмы носят названия:

  • Сурб Рипсиме,
  • Сурб Гаянэ
  • Сурб Шогакат.

Первый их храмов построен в 618 году. Это величественное и стройное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника, в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами.

Из одного из приделов, расположенных в углах, можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Внутреннее убранство очень скромное. В 1790 году к церкви пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.

Храм Сурб Гаянэ был возведен позднее, в 630 году на месте часовни IV века. Он считается одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Строгое и лаконичное здание церкви украшено лишь орнаментами, расположенными на обрамлениях дверей и окон.

Помещение прямоугольной формы. Внутри расположены два рядами колонн, которые делят внутреннее пространство на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи расположены изящные звонницы. Детали интерьера украшает орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

Храм Сурб Шогакат был возведен гораздо позже — в 1694 году. Он имеет своеобразную архитектуру, называемую «купольной залы».

В церковь ведет единственная дверь, которая открывается из сводчатой галереи с западной стороны здания. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Строители обошлись без промежуточных опор благодаря тщательным расчетам. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector