Дунилово

Монастыри, храмы

  • Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (мужской, ныне женский) — храмы Дунилова и Гориц находятся ныне в ведении Успенского монастыря, см. подробнее на стр. о монастыре.
  • Храмовый комплекс: Благовещенский собор и Казанская церковь, XVII-XIX вв.
  • Храмовый комплекс: церкви Покрова и Всех Святых кон.XVII-XIX вв.
  • Церковь Воздвижения, XIX в.
  • Церковь Преображения, 1-я пол. XIX в.

Использованные материалы

  • Статья дневника Дениса Кузьмина «Дунилово», блог газеты Труд, 11.I.2008:

  • Статья «Дунилово», энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч.3. — М.: Наука, 2000. — 813 с. ISNB 5-02-011340-9

  По дореволюционному административному делению — Шуйский уезд Владимирской губернии.

  По данным энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. См.

  по данным Свода памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч.3. — М.: Наука, 2000. — 813 с. ISNB 5-02-011340-9

История

В первой половине XVI столетия село принадлежало князю Михаилу Горбатову, как это видно из его духовной грамоты, писанной в 1535 году; в этой грамоте князь «село Дунилово с деревнями и со всеми угодьи и с хлебом» завещал «жене своей Анне до её живота, а после её живота, в том селе и в деревнях ведает Бог да Государь». После смерти супруги князя Дунилово перешло в Государево дворцовое ведомство. В 1685 году царями Иоанном и Петром Алексеевичами Дунилово пожаловано было в вотчину тестю царскому, боярину Фёдору Лопухину, как видно из писцовой книги Кондырева, в которой записано: «193 г. Великие Государи, Цари и Великие Князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, всея Великия и Малые и Белые России Самодержцы, пожаловали то село Дунилово и Мордовскую волость, со крестьяны и с бобыли, и со всеми угодьи, в вотчину боярину Феодору Абрамовичу Лопухину; — и ся выпись выписана из приказу большого дворца; дати ему, Федору Абрамовичу, по челобитной его и по помете на челобитной дьяка нашего Григорья Посникова, за справкою Ивашки Лисина».

В описи села Дунилова писца Якова Кондырева и подьячего Чернецова 1682 года о Дунилове сообщается: «лета 7140, в Суздальском уезде, Матнинского стану, дворцовое село Дунилово, на реке на Тезе; а в нём церковь во имя Покрова Пресвятые Богородицы, древянна, вверх шатровая, да придел Иоанна Богослова, да церковь теплая древянна, клецка, во имя Всех Святых; да в селе ж Дунилове церковь — Благовещение Христово, древянна, образа, кресты напрестольные, колокола и всякая утварь, — строение мирское; да на церковной же Благовещенской земле одиннадцать келей; а в них живут шестьнадцать черноризиц. Да в селе ж Дунилове, на реке на Тезе, мельница, на оброке у пашенных крестьян, у Матюшки Михайлова с товарищи; а откупу платят по 16 рублев, по 10 алтын с деньгою, — на год; кабак за пашенным крестьянином, за Михаилом Васильевым с товарищи; оброку они платят с того кабака по пятисот по девяносту рублев по четыре деньги на год, в приказ большого дворца. — Да на реке на Тезе, с половины мосту рыбные ловли, у пашенных крестьян, у Матюшки Михайлова с товарищи; — оброку, пошлин, тринадцать рублев четыре алтына две деньги; да с другова мосту, что промеж села Дунилова, и Благовещенского монастыря, в откупу за нашейным крестьянином Ваською Вадлиным; и откупу он платит в приказ большого дворца, по два рубля по 24 алтына по две деньги на год. А всех дворов в Дунилове 178, из них 120 дворов крестьянских пашенных, 37 бобыльских; остальные церковных причетников и монастырские. На площади ряд — 87 лавок, 7 анбаров, 40 навесов, 16 полков, 2 харчевни, 4 кузницы, 3 солодовни. Да под селом Дуниловым и к селу принадлежащей земли пашенной, церковной худой, 48 четей; лесной порости по пашням — 16 четей в одном поле, ещё в двух по тому ж. Сена церковного 70 копен. — Государевы десятильные пашни 50 десятин, сена 30 копен мерных. Да крестьянской пашни пахотные худой 512 четей, — перелесом и лесом поросло, по пашне 1,281 четь; сена крестьянского 1,208 десятин, лесу дровяного и болотного 346 десятин; лесу чёрного вообще с деревнями 23 версты, поперег тож, а инде больше, а инде меньше».

Уже в начале XVI века в Дунилове было 178 дворов, в то время как в Шуе всего 150. Во время польско-литовской интервенции жители села Дунилово и окрестных деревень вместе с кинешемцами разбили войска неприятеля и гнали уцелевших до самого Суздаля.

В начале XIX века Дунилово по количеству жителей не уступало Кинешме.

В «Настольной и дорожной книге для русских людей» село названо промышленно-торговым. Периодически в селе проводились широкие ярмарки, где торговали сельским товаром, шерстью и тканями.

Необычны сохранившихся в Дунилово и Горицах до 10 крупных хозяйственных построек с крышами цилиндрического типа, выполненные из простого кирпича без других опор. Даже проломы не лишили такие крыши несущей способности. Подобные перекрытия встречаются в постройках 19 в церковной архитектуре, например, запущенная имеется в Ростове.

Из-за удобного расположения через село веками проходил традиционный путь из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород («Аракчеевская бульварная дорога»).

В годы коллективизации организован колхоз «Путь к победе». В 1950 году артели сёл Дунилова и Гориц объединили в один колхоз имени Крупской.

Духовная жизнь

Выгодное экономическое положение Дунилова и Гориц в средней полосе России способствовало его процветанию и строительству кирпичных храмов. Благодаря пожертвованиям купцов на благотворительные цели, или же просто желающих замолить свои грехи, в Дунилово и Горицах было возведено одиннадцать монастырских и приходских церквей — необыкновенно много для небольшого сельского поселения. В годы когда все они были открыты, особенно по праздникам, над окрестностями разливался густой малиновый перезвон десятков колоколов, наполняя души особым умиротворением.

С XVII века в Дунилово существовало два монастыря, но оба были закрыты в году. Монашеская жизнь здесь возродилась в году, с возрождением Успенской обители, в ведение которой в году были переданы храмы сел Дунилово и Горицы. Ныне Дунилово с Горицей входят в пределы Иваново-Вознесенской епархии.

Музей мыла

Популярной достопримечательностью в Шуе стал музей мыла. Он открылся для посетителей в 2014 году. В Шуе несколько веков работало мыловаренное производство. Здесь представлены предметы, которые использовались в мыловарении еще в XIX-начале XX веков, а также выставлены экспонаты, связанные с мылом и его использованием. Экспозиция может похвастаться наличием уникальных вещей, например, мраморным умывальником XIX века, мылом «Дядя Миша» и т.д.

Любой желающий посетитель может принять участие в мастер-классе и изготовить мыло по своему вкусу самостоятельно.

Музей мыла

В местном магазинчике гости смогут приобрести на память или в подарок разнообразные виды мыла:

  • «палехская шкатулка» с этикеткой в стиле местной росписи;
  • липовое мыло;
  • березовое и березовый деготь;
  • царское, в которое входит апельсин с корицей;
  • яблочное;
  • поэтическое с ароматом гуавы;
  • кавказское, которое включает в себя травы с чистотелом;
  • клубничное;
  • шоколадное с овсяными хлопьями;
  • разнообразное фигурное мыло с фруктовыми добавками.

Также в музее проходят различные презентации и тематические мероприятия.

Адрес: ул. 2-я Дубковская, 33А. Режим работы: Сб-Вс – с 10:00 до 17:00, в будние дни посещение по записи.

В монастырь – с паломниками

На территорию Успенского Дуниловского женского монастыря попасть просто так нельзя. Договориться о посещении я пыталась только за день до поездки и получила ответ, что в ближайшее время церковных служб не будет, а без них никто посторонний не может пройти дальше шлагбаума. «Приезжайте зимой», – посоветовали мне на том конце провода.

«Вы бы на службу лучше пришли, – посоветовал охранник. – Паломников на них возят. А просто так нельзя по территории гулять».

Виктор Григорьевич показывает нам полуразрушенные храмы. В селе, если отдельно считать летние и зимние помещения храмовых комплексов, 10 церквей. Еще две церкви – Преображенская и Крестовоздвиженская – состоят из одного надела. Все церкви раньше были деревянными (например, Крестовоздвиженская построена в 1634 году в честь избавления от моровой язвы), а затем перестроены из кирпича. Так что у каждой церкви Дунилова фактически два дня рождения.

Церкви и Храмы

Воскресенский кафедральный собор

Первые летописные упоминания о соборе датируются 1382 годом. Он был и деревянным, и каменным. Сегодня жители и гости Кашина могут увидеть здание, построенное в 18-19 веках.

Последнее здание собора воздвигли на деньги местного виноторговца – купца Н. В. Терликова, пожертвовавшего на это 250 000 рублей.

Пятиглавый храм имеет семидесятиметровую колокольню с курантами и гравировкой на них «1872». Часы куплены в Германии и после установки ни разу не ломались.

На колокольне был огромный колокол в 625 пудов, купленный в 1838 году хлеботорговцем А. И. Ждановым.

Внутри собора стоял 9-метровый иконостас 15 века, поражавший богатством и красотой. Есть мнение, что его доставили из Московского Кремля. А известный художник Грабарь утверждал, что иконы на нём написаны Андреем Рублёвым.

В 1934 году иконостас был разрушен и колокола сняты, до этого — в 1930 году — вывезены мощи Анны Кашинской. Собор использовался и как склад, и как дом культуры, и как музей. Только в 2009 году его вернули верующим и приступили к реставрации.

Вознесенский собор

Возведение церкви началось в 1799 году напротив Воскресенского кафедрального собора на другом берегу Кашинки. Но храм из-за конфликта архитектора с учредителем и отсутствия средств долгое время был в недостроенном, запущенном виде.

Только в 1870 году строительство и отделка были закончены: иконы в иконостасе написаны в мастерской Е. К. Дьяконова и художником Орловым, арки и стены покрыты изящной лепниной. Но действовал собор недолго – уже в 1929 году иконостас разобрали, кресты сняли, в 1962 храм закрыли.

25 июня 1993 года после открытия храма в него перенесли раку с мощами преподобной Анны Кашинской, к которой сегодня может приложиться каждый желающий, чтобы получить помощь.

Николаевский Клобуков Женский Монастырь

С Николаевским монастырём связано интересное предание: святитель Иоанн Новгородский, летевший в Иерусалим верхом на бесе, случайно уронил с головы свой монашеский клобук. Упал головной убор монаха на правом берегу реки Кашинки. Здесь был основан мужской монастырь.

При советской власти монастырь был разорен и возвращён церкви в 1995 году, а в 2001 году преобразован в женский.

Сотни лет в монастыре дарила благодать людям резная икона Богоматери 15 века — «Одигитрия». Сегодня она выставлена в Музее А. Рублёва в Москве. В святых стенах есть копия кельи преподобного Макария Калязинского. История утверждает, что её оригинал сделан руками самого монаха. Келья была разрушена в советское время и воссоздана в 2009 г.

Предметом поклонения паломников являются рака, в которой находились мощи святой Анны Кашинской при второй канонизации, ковчеги с частицами мощей русских святых.

Описание достопримечательностей

Все села территориально, исторически и экономически связаны между собой и с городом Шуей. На карте Ивановской области эта группа сел образует определенную территориальную общность, вписываясь в некий треугольник, в вершине которого расположена Шуя. Села Пупки, Введенье, Дунилово и Горицы объединены с Шуей, помимо сухопутного, еще и водным путем по реке Тезе.В целом эти села по архитектурным достоинствам застройки и природному окружению составляют интереснейший район области. Производственная деятельность таких торговых сел сыграла немалую роль в формировании Иваново-Вознесенской губернии как крупной промышленной зоны. Сам город Иваново вырос из подобного же села Иванова и Вознесенского посада. Настоящая статья посвящена краткой характеристике формирования планировки и застройки названных сел.

Первоначальное направление застройки Дунилова складывалось вдоль шуйской дороги по низкому берегу речки. Избы смотрели на дорогу и торговую площадь у подножия небольшого холма. Композиционный акцент застройки составляли две деревянные церкви, возвышающиеся на холме над торгом. Из описания села 1632 г. известно, что одна из церквей Покровская была шатровой, а другая Всесвятская — клетской. Рядом с церквами на торговой площади были расположены 37 лавок, 7 амбаров, 40 навесов, 16 полков, 2 харчевни, 4 кузницы и 3 солодовни.Второй направляющей в планировке села явилась дорога из Гороховца. Обе дороги — Шуйская и Гороховецкая — образовали радиусы, пересекавшиеся у торга. План села, таким образом, приобрел радиально-центрическую структуру, получившую развитие в проектах генерального межевания конца XVIII — начала XIX в.Благовещенский монастырь с деревянной шатровой церковью и расположенными вокруг нее корпусами келий играл роль второго композиционного акцента в застройке села. В организации застройки в юго-западной части села монастырский комплекс и церкви у торга приобрели значение фланговых доминант по сторонам развивающейся вдоль реки торговой площади, определив отчасти направление расположенных между ними порядков уличной застройки.

Казанский мужской монастырь

В нескольких километрах от Шуи есть поселок Кузнецово. Он примечателен тем, что в нем находится Казанский мужской монастырь. Начало ему положила церковь с одним куполом, которая была построена в XVII веке. Новый каменный храм о пяти куполах появился на ее месте в 1811 году.

В 1775 году при храме была возведена теплая каменная церковь в честь Казанской иконы Божией матери.

Среди святынь в особенном почитании была Иерусалимская икона Богоматери, но в годы церковных гонений она была украдена и до настоящего времени ее местонахождение неизвестно. Протоирей Федор Лебедев, который служил в то время в храме был расстрелян. В 1960-е годы помещение церкви использовалось как зернохранилище.

Обитель вновь вернулась под покровительство православной церкви в 1990 году. После проведения реставрационных работ при храме была образована община монахов. Через 8 лет в селе Кузнецово был зарегистрирован новый Успено-Казанский мужской монастырь. Позже он был переименован в Казанский.

Казанский мужской монастырь

Сейчас в монастыре проживают 8 монахов, активно ведутся восстановительные работы, построен корпус для проживания монашествующих. К монастырю приписаны также постройки Архангельского подворья в поселке Красноармейское и храм пророка Илии, расположенный в Шуе.

Адрес: Шуйский район, с. Кузнецово. Режим работы: ежедневно с 8:00 до 19:00.

Житие Священномученика Иоанна Дуниловского

«Благословен Бог! И в наш век произросли мученики, и мы удостоились видеть людей, закалаемых за Христа, людей, проливающих святую кровь, которая орошает всю Церковь…, и мы имеем у себя этих венценосцев»

                       Святитель  Иоанн Златоуст

Введение

Память об умерших, даже дорогих нам людях, со временем часто угасает. В отношении великих праведников бывает наоборот. Почитание святых людей часто начинается уже при жизни и продолжает возрастать по кончине. «В память вечную будет праведник», —  так пророчествовал об этом царь Давид. Устойчивое многолетнее народное почитание  —  наиболее убедительное доказательство святости подвижника. Оно почти всегда приводит к его церковному прославлению.

ХХ век явил нашей Церкви многочисленные примеры иного положения вещей.   Если мы обратимся к новомученикам и исповедникам российским начала ХХ века, то часто бывало так: человек жил тихо и был не замечаем современниками. В конце жизни он совершил особый подвиг, чаще всего мученический, который поставил его в ряд со святыми. Через многие десятки лет, когда и родственников, помнящих его, уже не осталось, в следственном деле обнаруживаются сведения о мученической кончине. Ни о каком прижизненном и посмертном почитании здесь говорить не приходится.

Учитывая этот факт, Архиерейский Юбилейный Собор РПЦ в 2000 году прославил для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. Такое прославление предполагает церковное почитание всего сонма за Христа пострадавших. Одновременно во всех епархиях Русской Православной Церкви непрерывно ведется кропотливая работа по выявлению имен новомучеников.

Это делается для того, чтобы открыть церковному народу имена небесных ходатаев и установить их церковное почитание, особенно на том месте, где эти люди совершали свое земное служение. 

Именно так произошло со священником села Дунилова отцом Иоанном Коржавиным.  Его мученический подвиг, преданный забвению в советские годы, ныне явлен нам особым Божественным промышлением. Небесный предстатель приближается к своей пастве, простирает над нами благодатный покров своих молитв. В течение долгих лет он верой правдой служил Христу в селе Дунилове. Именно здесь, на его родине, и должно, прежде всего, процвести его почитание.

Дай Бог, чтобы молитвенная связь со святым священномучеником Иоанном Дуниловским в с. Дунилове  окрепла, возросла, прочно вошла в русло церковной богослужебной традиции.  Этим мы не только воздадим праведнику естественный долг благодарности, но и обогатимся молитвенным предстательством  святого, исторически и духовно нам близкого.  

Файлы для скачивания:

  • Жизнеописание Священномученика Иоанна Дуниловского.doc
  • Священномученик Иоанн в воспоминаниях современников.docx

Маршруты на карте Шуи. Транспортная инфраструктура

Через город проходит железнодорожная ветка, идущая в южном направлении на Савино, а в северном на Иваново. Станция Шуя принимает пассажирские поезда, следующие в Москву и Санкт-Петербург. Также через нее проходят пригородные составы в Ковров и Иваново.

  • Шуя расположена на автодороге Р152, соединяющей Ростов с Нижним Новгородом. По ней можно добраться до федеральных автомагистралей М7 и М8.
  • С севера на юг населенный пункт пересекает трасса регионального значения Р71 Сенинские Дворики-Кинешма, которая вливается в магистраль М7.

По улицам города курсирует общественный транспорт, разработано полтора десятка автобусных маршрутов.

С местной автостанции можно дохать до многих населенных пунктов Ивановской области, среди которых:

  • Кинешма;
  • Южа;
  • Палех;
  • Пучеж;
  • Пестяки;
  • Иваново.

Также существуют междугородние маршруты до Москвы, Костромы, Коврова, Мурома, Ярославля, транзитные автобусы следуют до Нижнего Новгорода, Чебоксар и Владимира.

Шуя как Борисоглебская слобода

Город на реке Шуе не сразу воспринял ее название. В исторических документах он именуется то Шуей, то Борисоглебской слободой. Параллелизм прослеживается и в таком факте: в грамоте Ивана Грозного дворянам Лазаревым прямо говорится, что имение их находится в Борисоглебском, или Шуйском, стане. Почему Борисоглебская слобода? Дело в том, что такое название носил шуйский посад (Владимирские губернские ведомости, 1846, № 11; Описание города Шуи и его окрестностей. М., 1851, с, 3.). Образовано оно было по церкви в честь Бориса и Глеба (т. е. Борисоглебской). Упоминание в источниках Шуи как Борисоглебской слободы, думается, также не случайно: значение торгово-ремесленного посада было более велико по сравнению с небольшим острогом — собственно городом Шуей.

И в летописях, и в актовых документах топоним Шуя появляется почти одновременно — в первой половине XVI в. В летописях мы находим его под 1539 г.: тогда Шуя пострадала от набега казанского царя Сафа-Гирея. Древнейший документ, упоминающий Шую,— грамота Ивана Грозного: «…пожаловал есми Игнатья Борисовича Голохвастова городком Шуею с правдою и с пятном и с корчмою в кормленье» (Цит. по: Описание города Шуи…, е. 5—6.). Упоминание о Шуе как о городе встречаем и в известной духовной грамоте Ивана Грозного, датируемой июнем — августом 1572 г.: «Да сына же своего Федора благословляю, даю ему город Суздаль… да город Шую с волостми, и с путьми, и с селы, и со всеми пошлинами» (См.Духовные и договорные грамоты…, с. 442.).

Шуйский историко-художественный и мемориальный музей имени М. В. Фрунзе

Шуйский историко-художественный музей имени М. В. Фрунзе является старейшим в Ивановской области. Его история началась с открытия выставки «Жизнь и революционная деятельность М. В. Фрунзе» в 1939 году. В 1990-х годах она пополнилась новой экспозицией «Время и судьбы», которая представляла историю XX века города и Ивановской области.

В 1980-е годы экспозиция пополнилась диорамой «Бой под Уфой» Корнеева Е. А.

В настоящее время в музее работают постоянные экспозиции: «Русские и зарубежные сосуды», зал с макетами города и его сооружений и многое другое.

Шуйский историко-художественный и мемориальный музей им. М. В. Фрунзе

В первом зале представлены экспонаты, рассказывающие о жизни города в XIX-XX веках. В центральной части помещения находится инсталляция, где Шуя выглядит как центр торговли. Здесь также есть предметы быта конца XIX-начала XX века. Во втором зале представлено экономическое и политическое развитие Шуи середины XIX-начала XX века. С историей города связано несколько поколений революционеров.

В третьем зале находится экспозиция, рассказывающая про годы гражданской войны, а также участие в ней жителей Шуи. Четвертый зал – мемориальный. Экспонаты дают представление посетителям о последних годах жизни Фрунзе.

Адрес: ул. Малахия Белова, д. 11/13. Режим работы: с 10:00 до 17:00.

Места для посещения с ребенком

Многие путешественники, отправляясь в Иваново или близлежащие города, берут с собой маленьких детей. Небольшой список достопримечательностей, которые можно будет посетить с ребенком:

Детский парк. Прекрасно провести летний или весенний день можно в тени лип, среди которых расположилось множество интересных экспонатов, а также развлечений для маленьких детей. К примеру, в детском парке можно найти немало статуэток сказочных персонажей, горки для катания, качели, различные карусели, а также детское кафе, где родитель сможет порадовать своего чада чем-нибудь вкусным. Ну а закончить прогулку можно, просто посидев на лавочке под липами.
Полигон ТБО «Кочнево». Еще одна интересная достопримечательность, которая особенно понравится мальчикам-подросткам, желающим стать рыцарями, и девочкам, которые хотят найти своего принца на белом коне. Настоящие мастера своего дела изготовили сотни разнообразных фигурок из листов металла, которые можно не только сфотографировать, но и потрогать

Особое внимание авторы уделяют мелочам, поэтому взрослым здесь тоже будет интересно. А фигурок тут действительно очень много!
Памятник Скруджу Макдаку

Вряд ли маленьким детям будет интересно смотреть на памятники погибшим солдатам или священникам. Юных путешественников интересуют другие достопримечательности. К примеру, можно посетить памятник известному герою диснеевских мультфильмов — Скруджу Макдаку, который находится по адресу Комсомольская площадь, 14. Фигура выполнена из металла и покрашена под золотой цвет. У его ног находится целый мешок, набитый золотом.

Также не стоит забывать о различных торговых центрах. В них есть детские зоны отдыха и кинотеатры, где с ребенком можно будет не только приятно провести время, но и приобрести интересный сувенир. Кроме того, в городе находится несколько крупных парков аттракционов с разными по высоте горками. Такое развлечение придется особенно по вкусу тем, кто постарше.

Дубили кожу или растили дубы?

Дунилово находится недалеко от Иванова: около 30 минут на машине. Но по пути к одному из интереснейших для паломников мест нет ни одного дорожного указателя. Ехали туда, сверяясь с картой. Дорога тоже оставляет желать лучшего. В середине села асфальт заканчивается и начинается грунтовая дорога. По обе стороны главной улицы стоят величественные многовековые храмы. К сожалению, полуразрушенные. Но на всех ведутся реставрационные работы.

Нашим экскурсоводом по селу стал почетный гражданин Шуйского района, местный краевед и бывший учитель Дуниловской школы Виктор Шаповал. «Первое упоминание о Дунилове относится к 1535 году, – рассказывает Виктор Григорьевич. – Но понятно, что село существовало и ранее. Происхождение названия села до конца неясно. Согласно одной из версий, здесь было очень много дубов – от названия этого дерева и произошло слово «Дунилово». Но мне ближе другая версия: здесь дубили кожу, возможно, название пошло от этого глагола (только буква «б» из названия со временем выпала)».

Испокон веков население здесь занималось выработкой овчин, шуб, тканей. Об этом говорят не только исторические факты, но и то, что до сих пор в Дунилове очень распространена, например, фамилия Овчинин. В селе жил известный фабрикант и меценат Балин, который построил богадельню, больницу, дом для врачей. Здесь до сих пор стоит и его дом с мезонином. Существуют легенды, что где-то поблизости зарыты сокровища, спрятанные фабрикантом.

«Когда-то Дунилово было очень крупным, а теперь в нем и соседних Горицах насчитывается около 500 жителей. Местную школу, в которой я был директором больше 30 лет, закрыли в 2011 году из-за недостатка учеников, теперь детей возят на автобусе в Перемилово», – рассказывает краевед. По словам Виктора Григорьевича, работать в селе практически негде: есть только сельхозпредприятие, пекарня и монастырь, который нанимает мужчин.

Шуйский Арбат

Приехав в Шую, рекомендуется обязательно прогуляться по ее исторической улице. Сейчас она носит имя Малахия Белова. В процессе прогулки можно увидеть колоритную старинную застройку, например, торговые ряды, гостиный двор, усадьбы купцов.

В начале XIX века улица получила новое покрытие из брусчатки, многие дома были отреставрированы. Летом на Арбате работает фонтан, стоят фонари, которые очень напоминают старинные.

Шуйский арбат

В процессе прогулки рекомендуется посетить Воскресенский храм, его высокую колокольню хорошо видно издали. На Шуйском Арбате можно приобрести что-нибудь на память о городе: сувениры, продукты и изделия местных производителей.

Дом–музей Н.М. Зиновьева

В поселке Пелах работал советский художник Николай Михайлович Зиновьев. Музей состоит из его личных вещей и инструментов для рисования. Здесь также можно отыскать книги, картины и другие памятные сувениры.

В доме находится всего одна комната, которая одновременно использовалась в качестве спальни, столовой и личного кабинета. Украшением сооружения считается настоящая русская печь, которая украшена колоритной росписью. Приметным моментом стали также белые наличники, светелка и крыльцо. Напротив дома можно заметить колодец с конструкцией «журавель». Он является единственным источником воды во всей округе.

Памятник российским священнослужителям

Памятник на площади Зеленая установлен в 2007 году в честь священнослужителей и верующих, которые пострадали в годы церковных гонений. Скульптура отображает события марта 1922 года, которые получили название «Шуйское дело». Тогда возле Воскресенского собора произошло нападение солдат на верующих и священнослужителей, защищавших церковное имущество от изъятия. В результате было убито 4 человека, а 3 арестовано.

Памятник состоит из трех фигур: один священнослужитель как бы стоит и не пускает солдат в церковь, второй падает от выстрела, третья — это фигура девочки, которая пытается защитить священника от военных.

Памятник российским священнослужителям

Адрес: пл. Зеленая, 4.

Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта

Этот музей отражает жизнь и творчество известного поэта К. Д. Бальмонта и одновременно раскрывает историю его родины – города Шуи. Музей был основан в 1968 году в качестве краеведческого. Он расположен в исторической части города, рядом с кремлем, в старинном здании «Управа городская». Это здание построено в неорусском стиле. Экспозицию представляют около 40 000 предметов. Среди ценных экспонатов имеются пожизненные издания и личные вещи Бальмонта.

Краеведческую экспозицию представляют промышленность и культура города. Художественная выставка представлена предметами искусства, переданными в музей артисткой РСФСР Мазуровой Е. Я.

В музее посетителей познакомят также с особенностями мыловарения и экспонатами, представляющими эту отрасль. В ходе экскурсии можно поучаствовать в процессе приготовления мыла и сделать его собственными руками.

Вход в Музей К. Бальмонта

Адрес: пл. Ленина, 2. Режим работы: Вт-Вс – с 10:00 до 17:00.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector