Гора бештау, пятигорск

Флора и фауна

По мере подъема на гору пейзаж меняется. Сначала идут леса, в которых растут более полусотни видов деревьев и кустарников, основной массив состоит из буков, дубов, ясеней и грабов; здесь много грибов (шампиньоны, волнушки, грузди, лисички и др.). Затем начинается так называемое криволесье, где растут холодостойкие породы березы и рябины.

Далее, до самой вершины, расстилаются субальпийские луга, растительность которых напоминает и о близости степных местностей. Многие растения занесены в Красную книгу. Животный мир Бештау представлен кабанами, лисами и зайцами, а в здешнем птичьем царстве обитают фазаны и птицы-хищники, постепенно увеличивается количество кукушек, черных дроздов и дятлов.

Предварительный просмотр:

Легенда города Пятигорска

СЛАЙД 1 Хочу представить вашему вниманию одну из легенд города Пятигорска

СЛАЙД 2Этот город основан у подножия горы Машук в 1780 году. Название его говорит само за себя – Пятигорск. Он окружен цепью гор, покоясь как в колыбели, защищенный со всех сторон от ветров. Пятигорск, входит в состав особо-охраняемой курортной зоны.

СЛАЙД 3Пятигорск получил свое историческое название от горы Бештау и местности Пятигорья. Пятигорье в русских летописях фигурирует под различными названиями: Бештов, Бештовы горы, Пять гор. Самое распространенное заблуждение многих приезжих в том, что они считают, что название пошло от того, что город окружают пять гор.

СЛАЙД 4Пятиглавая гора Бештау, которая «смотрит» на Машук, несмотря на близость расположения, очень отличаются друг от друга. Машук – зеленая и «приветливая» гора, усыпанная цветочными полянами и пронизанная источниками. Бештау – суров, каменистая поверхность напоминает следы войны, серые скалы пугают.

СЛАЙД 5Существует легенда о возникновении этих гор. Она необычно красива и печальна, но хочется верить, что все было именно так… Очень много тысячелетий назад, населяли Кавказ могучие великаны нарты. Предводителем племени был седовласый Эльбрус, мудрый и старый. У него был сын – отважный и юный джигит по имени Бешту.

СЛАЙД 6 Юноша был влюблен в прекрасную девушку – Машуку. Любовь их была взаимна и пылала, как солнце.

СЛАЙД 7 Но отец Эльбрус тоже пылал тайной любовью к девушке. Эта поздняя любовь затмила сердце и разум старцу. Рассудок его помутился и отослал он своего единственного сына на войну, кровопролитную и страшную, в надежде, что сын не вернется.

СЛАЙД 8Пока Бешту уничтожал врага, коварный старец силой женился на возлюбленной своего сына, Долго сражался юноша, но, в конце концов, он смог вернуть мир на свои земли. С победой пришел Бешту обратно к отцу. Но узнав о страшном обмане, осерчал, и злобой наполнилось его сердце.

СЛАЙД 9 Вызвал Бешту своего отца на поединок. Племя великанов раскололось на две части. Долго сражались они, проливая кровь. День и ночь длился бой. Но вот Бешту смог отразить очередной удар отцовского меча и разрубил надвое голову старого Эльбруса. И вот казалось – близка победа. Но коварный старик, собрав последние силы, поднял свой тяжелый меч и расколол своего сына на пять частей, а останки раскидал далеко на равнине. И долго продолжалось кровопролитие. Природа – матушка не могла сдержать гнева детей своих. И началось великое землетрясение. Окаменели воины-великаны. И от самого Каспийского моря до Черного протянулась белая снежная цепь гор. Машука окаменела на веки вечные.

СЛАЙД 10 С тех пор плачет девушка Машука слезами солеными – источниками целебными, и смотрит на пятиглавого Бешту, на возлюбленного своего. Сердце не выдержало горя и утраты такой. Разорвалось сердце и обнажило озеро «голубой крови» – озеро Провал в глубине пещеры. Старый злодей Эльбрус по-прежнему холодный и суровый, пугает своими снегами и льдами.

СЛАЙД 11 Вот такая легенда окутывает город Пятигорск – город любви. Он славен по-прежнему своими джигитами и красавицами. Лишь отцы стали мудрее и нет войн злых на его территории. А вершины старого Эльбруса и молодого Бештау покоряют молодые и целеустремленные сердца. Гора Машук – излюбленное место всех влюбленных и именуют ее Ворота Солнца. Называют их еще Воротами Любви, пройдешь через них, загадав желание, и оно сбудется.

СЛАЙД 12 Бештау действительно 5 вершин и атмосфера на нем совершенно необычная: чувство невероятного покоя и умиротворенности не покидает ни на минуту подъема по узеньким туристическим тропам прямо до самой вершины Большого Тау – центрального пика этой уникальной горы.

Resource id #2292

Восхождение на Бештау

Отдохнув и отдышавшись, через пять минут мы идём дальше, на Большой Тау. Взгляд назад, на седловину и Малый Тау.

Из под ног, то и дело осыпаются мелкие камни. Подъём достаточно крутой, так что вершину видно далеко не всегда.

Альпийские луга поражают обилием цветов.

Стоит подняться совсем немного, как позади становятся видны горы Железная и Развалка.

Вокруг Железной раскинулась курортная часть Железноводска. Мы пришли оттуда. Кстати, у нас на сайте есть статья, про восхождение на гору Железную.

Продолжаем восхождение на Бештау. Седловина уже скрылась из виду.

Слева по маршруту, предают необыкновенное разнообразие пейзажу Козьи скалы.

Сил уже практически не остаётся. Через каждые пару десятков шагов приходится останавливаться, что бы перевести дух. Для того, что совершить подъём на Бештау, нужна хорошая дыхалка.

Спасает только то, что уже видна вершина и до неё остаётся совсем немного. Это реально придаёт сил. В этом плане, через лес подниматься даже сложнее. Ты всё идёшь и идёшь по лесу, и не понятно, когда этот лес закончится.

Бештаугорский Второ-Афонский мужской монастырь

Немного лет тому назад, Там, где сливаяся, шумят Обнявшись, будто две сестры Струи Арагвы и Куры Был монастырь. Из-за горы И нынче видит пешеход Столбы обрушенных ворот…

Нет, обрушенных ворот вы тут не увидите, хоть и вспоминаются строки из «Мцыри». Слишком много лермонтовского в местности, где возобновил свою духовную деятельность Второ-Афонский мужской монастырь. Бештаугорским его принято называть в миру, официальное же церковное название обители — Второ-Афонский Свято Успенский мужской монастырь. Ныне строения монастыря мало чем напоминают монастырь в своей первичной форме, так как обитель эта претерпела немало перемен.Церковь монастыря видна издалека

Если двигаться к монастырю со стороны Пятигорска, то въезжая в заповедную зону, можно увидеть немало красивейших мест. Подножие горы Бештау, любезно приютившее монастырь, своим расположением привлекало христиан еще в средние века. По фрагментам найденных остатков строений, в километре-двух от монастыря нынешнего, можно судить о том, насколько эта местность была освоена. Говорят, в 10-11 веке нашей эры в одной из седловин горы стояла греческая церковь. Греки, кстати, подарили название и столице края, и всему краю — «Ставрополь» – это два греческих слова, ставрос — «крест», и полис — «город». Городом креста, городом-святыней считали греки-христиане – Ставрополь.Еще раньше здесь были стоянки периодов кобанской, аланской, черкесской культур. Встречаются даже фрагменты дольменов.

В беседе с монахом о. Вениамином мы узнали, что монастырь видел и революцию, и борьбу с верой, и войну. До революции монастырь жил своей обычной жизнью, поставляя в Пятигорск молоко — у монахов было очень большое стадо коров, за которыми они ухаживали. Это составляло основную статью доходов монастыря. В 1927 году советская власть решила прекратить деятельность монастыря и начала обычную в таких случаях практику экспроприации. Осенью 1927 года отряд вооруженных солдат ворвался в монастырь, была произведена опись имущества и драгоценностей. Возрожденный Второ-Афонский мужской монастырь помнит все тяжелые годы…

По разным данным, груз едва умещался на двух больших телегах — тут были и иконы, и украшения, и царские монеты, и дорогая церковная утварь, и даже — часть креста, на котором был распят Иисус Христос. Оставив груз монахам на ответственное хранение, большевики уехали в Пятигорск, для уточнения дальнейшей судьбы сокровищ. Но вернувшись буквально через сутки, они нашли обитель пустой… Монахи ушли в лес, высоко в гору — а сокровища спрятали так, что их и по сей день никто не может найти.

Выше монастыря находится старинный, выложенный из камня, колодец-криница. По преданию, как и все церковные клады, сокровища монастыря спрятали именно здесь.

Как достоверно сейчас установлено, в 27-29 гг прошлого века монахов окончательно согнали с этого места, часть из них была даже расстреляна, а помещения превратили в сиротский дом.

Как подняться на Бештау — маршруты восхождения

Прежде всего стоит отметить, что мы не советуем подниматься на Бештау без опытного гида инструктора. Особенно, если это ваш первый подъём на Бештау. Найти гида и заказать экскурсию можно здесь. Не смотря на то, что Бештау больше ассоциируется с Пятигорском, большинство из тех кто поднимается на гору приходят сюда из Железноводска. Это объясняется в первую очередь близостью горы к курортной зоне и лёгкостью подъёма. Собственно по этому маршруту мы и совершили своё восхождение. Остальные маршруты на Бештау отличаются своим разнообразием.

  1. Подъём на Бештау из Железноводска известен под названием «Трахит».
  2. Подъём через Орлиные скалы с выходом на Малый Тау. Орлиные скалы интересны сами по себе. Подъём достаточно крутой, но короткий. После подъёма, с Малого Тау нужно спуститься на седловину с которой возможно восхождение на главную вершину.
  3. Подъём из Лермонтова с выходом на седловину — это достаточно популярный маршрут. Здесь нет очень крутых участков, бурелома и каменных осыпей. Только перед седловиной тропа резко поднимется вверх. Началом маршрута является конечная остановка маршрутки №112. Из Пятигорска сюда можно доехать с жд вокзала, автовокзала или с Верхнего рынка. Далее по асфальтированной дороге нужно идти прямо до самой горы. Дорога перейдёт в тропу ведущую на седловину. Для спуска эта тропа считается не самой комфортной.
  4. Ещё один вариант подъёма из Лермонтова предусматривает тоже начало, но дальше тропа уходит направо, на гору Лохматую. С Лохматой, минуя седловину, можно подняться на вершину Большого Тау.
  5. Подъём от Второ-Афонского мужского монастыря достаточно крутой. Придётся подниматься по сыпучим камням. Добраться сюда можно на авто, но всё же подниматься не имея опыта здесь не рекомендуется.
  6. Маршрут через вершину Два брата от Монастырского озера. Без машины добираться сюда пешком достаточно далеко. Собственно как и до самого монастыря.
  7. От старой электроподстанции на вершину идёт тропа КГО (Кавказского географического общества) и так называемая «классика». Обе тропы считаются не самыми лёгкими, но пожалуй, самыми живописными. Тропа КГО ведёт на вершину через храм Солнца, «классика» проходит ближе к вершине Два брата. Добраться к началу маршрута без автомобиля проблематично. От жд станции «Лермонтовская» необходимо пройти пешком в сторону горы около 4 километров.
  8. Восхождение на Бештау через вершину Козьи скалы. Здесь проходит сразу несколько троп. Подъём здесь считается достаточно тяжёлым.

Гора Сулахат

Эта одна из самых высоких гор Пятигорска. Ее высота составляет около 3439 метров над уровнем моря. Практически все горы Пятигорска связаны с легендами. Многие местные жители рассказывают историю образования Сулахат.

Легенда гласит, что молодая девушка отдала свою жизнь ради спасения жителей небольшого Домбая. В древние времена в этой местности проживало племя аланов. У их предводителя родилась дочь, которая обладала невероятной красотой и добротой. Племя успешно разводило домашних животных и занималось земледелием. Однако через ущелья стали проникать в долину холодные ветра, которые уничтожали посадки. Большая часть урожая погибла. В результате этого в долине поселился голод.

Молодая дочь вождя не могла смотреть, как мучается ее народ, и пожертвовала своей жизнью, заслонив своим телом щель, через которую проникал холод. Жители долины долго горевали о такой утрате. Их слезы образовали три реки: Алибек, Добай-Ульген и Аманауз.

Свято-Успенский Второ-Афонский Бештаугорский Мужской Монастырь, Лермонтов

После освобождения из последнего заключения владыка Георгий с 1947 года занимал сначала Великолукскую кафедру, а затем стал епископом Порховским. 4 марта 1949 года епископ Георгий скончался и был погребен в монастырских пещерах. Собранные насельниками обители материалы о его жизни представлены в Комиссию по канонизации при Священном Синоде. Здесь же по левой стороне покоятся валаамские старцы.

По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах. Поминовение — это хранение памяти об умершем. Но это не просто память в обычном ее понимании, — это память, соединенная с молитвой.

Насельников монастыря, которые служили Богу в священном сане, обычно погребают в отдельных нишах. Монахов, не облеченных саном, и послушников хоронят на специальном братском кладбище, которое находится в завершении одной из улиц.

В пещерах Псково-Печерского монастыря сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI — начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года.

В надписях на керамидах встречаются славные фамилии Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских. Погребены в монастырских пещерах предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Большая часть плит в монастырских пещерах — надгробия дворян: псковских, торопецких, новгородских помещиков и членов их семей. Тексты надписей на сохранившихся керамических и каменных плитах дают возможность получить довольно полные сведения о составе некоторых семейств, их родственных связях. Здесь названы более двадцати представителей семьи Бурцевых, указано на их родство по бракам с другими фамилиями. Одиннадцать лиц принадлежат роду псковских помещиков Назимовых, семнадцать — к Татищевым.

Погребены в пещерах также и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн.

Пещеры Псково-Печерского монастыря — это место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами сокровенных подвижников, место поистине святое. Но пещеры — это еще и уникальный историко-художественный памятник — некрополь, который в настоящее время не имеет аналогов по полноте и сохранности надгробных плит. Многочисленные и разнообразные, они дают представление об одном из направлений декоративного искусства древнего Пскова.

В знак всеобщего воскресения одна из подземных улиц завершается храмом Воскресения Христова, построенным незадолго до начала Великой Отечественной войны. Богослужения здесь совершаются в день памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в дни поминовения усопших.

В храме по правой стороне за мраморной плитой покоятся подвижники XX века — старцы обители схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко).

Сегодня новые поколения верующих людей обращаются за помощью к этим старцам, приходя на место их погребения, и по их молитвенному предстательству получают милость от Господа.

Богом зданные пещеры

Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.

А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.

Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое».

Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом, заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель действительно создана и утверждена Богом.

«Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью».

При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.

Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек.

В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С.

Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом.

От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, «ратных людей» — защитников монастыря.

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.

В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.

Панихида — одна из заупокойных служб, в переводе с греческого это слово означает «всенощное пение». Панихида содержит моление о прощении грехов и упокоении душ усопших в небесных обителях. Существует благочестивый обычай молиться за панихидой, держа в руках горящую свечу в знамение того, что наши сердца горят верою и любовию ко Господу и мы сами как бы переносимся духом нашим к Царству вечного света, вечной радости и блаженства, где обитают все святые с Господом.

За кануном установлен большои деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей — митрополит Вениамин (Федченков), известный церковный писатель, многие труды которого сейчас изданы. Последние годы своей жизни владыка жил в Псково-Печерском монастыре, здесь и отошел ко Господу в 1961 году.

Слева от креста покоятся мощи новомученика Российского епископа Георгия (Садковского), долгие годы находившегося в заключении в тюрьмах и лагерях.

Растительный и животный мир

Вид на гору Бештау со станции Бештау

На Бештау сохраняется реликтовый островной биогеоценоз с высотной поясностью. До высоты 1100 м склоны покрыты буково-дубово-ясенево-грабовым лесом, составляющим основную часть Бештаугорского лесного массива, состоящего из более чем 60 пород деревьев и кустарников. Находящееся в нём насаждение бука восточного занимает 177 га. В субальпийской зоне широколиственный лес сменяется криволесьем с холодостойкими берёзой бородавчатой и рябиной кавказской. Выше расположена зона остепнённых субальпийских лугов, образующих на главной вершине поляну площадью 461 га. На ней встречаются представители типичной субальпийской луговой флоры — первоцвет прелестный, мытник Вильгельма, рододендрон жёлтый.

Среди эндемиков горы известен мак прицветниковый, отличающийся очень большими цветами. Лес богат грибами, преимущественно пластинчатыми (особенно шампиньонами, лисичками, волнушками, груздями, зонтами). Фауна горы также отличается разнообразием: кабаны, хищные птицы, фазаны, зайцы, лисы.

Как переводится Бештау

Название Бештау переводится с тюркского как пять гор. Беш — пять, тау — гора. Не смотря на то, что гора Бештау имеет 5 вершин, изначально название относилось к местности которая прилегает к горе. В старинных документах, сохранилось несколько вариантов название горы. Однако, в переводе на русский смысл названия сохранялся, либо менялся незначительно. Например — пять холмов. Есть сведения о том, что греки называли это место Пентаполис. В древних российских летописях гора Бештау известна как Пятигорье, что так же больше характеризует саму местность, чем гору. Кстати, от сюда же произошло название города Пятигорск.

Маленькие советы

Гора Бештау, как и любые горы, требует от туристов внимания и осторожности. Отправляясь в поход, не стоит относиться к его подготовке легкомысленно, особенно, если в группе будут дети

Обязательно брать с собою воду и что-нибудь из съестного, чтобы подкрепить силы. Не сочтите за труд запастись средством от комаров, теплыми вещами и аптечкой с бинтами, ватой, спиртом, йодом, перекисью водорода, анальгетиками.

Фотоаппарат в этот день будет нужен непременно, чтобы запечатлеть и разные этапы восхождения, и вечное, божественное величие, которое откроется взорам с вершин. Там захочется иметь под рукой и бинокль, но сей предмет есть не у каждого, а кто-то решит, что это лишний груз.

История озера Провал

История достопримечательности началась в середине XVIII века, когда ученый Иоганн Антон Гюльденштедт начал его изучать. Вероятно, об озере знали и раньше, но упоминаний нигде не найдено. В 1773 году ученый в своих трудах и назвал место провалом, образованном в результате землетрясения. Название прижилось.

Evgeny K

В конце века были сделаны замеры: диаметр разлома — 15 м, глубина — 41 м (глубина самого озера — 11 м). Без подготовки внутрь попасть было невозможно и в 1837 разлом обустроили мостиком и корзинкой, привязанной канатом, по которой самые любопытные и храбрые могли спуститься к озеру.

Провал был местом для прогулок «водяного общества», представители которого описаны в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Озеро осматривали сверху, перегибаясь через край воронки. Тоннель в пещеру сделали к концу века, но купаться вскоре было запрещено, однако водой из озера наполняются «бесстыжие ванны».

Митя Московский

Местные жители называли его «адской бездной», не в последнюю очередь из-за специфического запаха, обусловленного наличием серы. Кроме того, горожане полагали, что внутри обитает чудище, которое выбирается из бездны по ночам и летает над Пятигорском, выискивая, чем бы полакомиться.

В середине XX века вход украсили скульптурами львов, возле которых находчивый Остап Бендер из «Двенадцати стульев» продавал билеты на вход. Позже к ним присоединился и бронзовый памятник героя. Сегодня билеты уже никто не продает — вход в пещеру свободный, вокруг много санаториев, проведены трамвайные пути.

Вячеслав Вертьянов

Второафонский мужской монастырь в Пятигорске

Но самым удобным считался путь с севера, из Железноводска, по широкой дороге, проложенной акционерным обществом «Трахит». Радиальные пути к вершине связала воедино кольцевая дорога вокруг горы — она была проложена в конце 20-х годов.

Пятигорский клуб туристов.

Именно тогда в нашей стране начинался туристский «бум», последствия которого ощутил на себе старик Бештау. На него двинулись, как говорится, и стар, и мал. Увы, после войны урановые разработки превратили гору в «секретный объект», куда путь туристам был строго заказан. Лишь в 60-х годах появилась возможность подниматься на вершину с востока и севера. Этим сразу же воспользовались активисты Пятигорского клуба туристов, которые организовали несколько восхождений.

Массовые зимние восхождения на Бештау.

Снежные вершины Бештау

А вот с 1981 года Бештау стал местом массовых зимних восхождений, посвященных Дню защитника Отечества (тогда День Советской армии и флота). В первом восхождении участвовало около семисот человек, позже их стало значительно больше. Для участия в этой патриотической акции стали прибывать команды из других городов и районов Ставрополья и даже из-за его пределов. А всего в таких, организованных туристским и молодежным активом города, подъемах на главную вершину Пятигорья участвовало около 60 000 человек.

Но и в другие дни число желающих побывать на вершине составляет довольно внушительную цифру. Пятигорье — горы Бештау привлекают людей всех возрастов. А первую очередь своей высотой — как-никак вершина Большого Тау — это самая высокая точка от предгорий Кавказа до Северного Ледовитого океана. А еще красивой природой, памятниками старины и своей загадочностью. О Легендах и былях гор Бештау читайте в следующей статье.

Категория: Бештау – Пятигорье

Теги: горы, экскурсии, экстрим

Общая информация

Горы Кавминвод уникальны во многих отношениях. Во-первых, примерно 8 млн. лет назад им не удалось реализоваться в качестве вулканов, так как за сотни тысяч лет геологической активности магма лишь приподняла земную кору, но до настоящих извержений дело не дошло.

Такие горы называют лакколитами, и на территории Российской Федерации ничего подобного больше нет. Во-вторых, в мире не найти другого такого места, где на довольно скромной по площади территории было бы расположено множество лакколитов, которые, к тому же, отличаются друг от друга геологическим строением. В-третьих, местные горы богаты целительными минеральными водами.

Главная вершина Бештау находится на высоте 1,4 км, а диаметр обширного подножия этого многоголового лакколита составляет 8 км. Помимо Пятигорска, близ него расположен другой курортный город, имеющий достаточно солидную историю — Железноводск, и сравнительно молодой городок Лермонтов; всех их соединяет железная дорога.

Поднявшись на вершину, можно быстро забыть об усталости, потому что открывающаяся оттуда панорама сказочно прекрасна: в хорошую погоду, при отсутствии дымки, видны не только города у подножия, но и все горы-собратья, Эльбрус и Кавказский хребет.

Начиная с 1820-х годов и до наших дней, несметному количеству отдыхающих довелось побывать на Бештау и других лакколитах — это стало уже традицией, без которой трудно представить себе пребывание в Пятигорье.

А в начале прошлого века Р. Лейцингер, основавший Кавказское горное общество, отзывался о вершинах Кавминвод как о настоящей школе альпинизма, так как там есть маршруты восхождения разной степени сложности.

Первые покорители Бештау.

Путешествия на Бештау поначалу совершались большей частью верхом, и лишь в самом конце — «на своих двоих». Подобным образом взбирались «наверх шпица Бештового» московский врач Федор Гааз, поэт Александр Пушкин вместе с семейством генерала Раевского, «отец геологии Кавказа» академик Герман Абих, естествоиспытатель и журналист Федор Баталии, а также безвестные любители путешествий из курортной публики, для которых не составляло труда нанять лошадей.

Современные маршруты туристов и альпинистов по Пятигорью.

Пятигорский клуб туристов. Восхождение на гору – Острая.

Век двадцатый во многом изменил характер российского туризма. На горные тропы стали выходить уже не единицы, а десятки, сотни, потом и тысячи путешественников, главным образом молодых, предпочитавших пешее хождение. Бештау, с его разной крутизны и протяженности склонами, скалами и осыпями, оказался прекрасным учебным полигоном для туристов и альпинистов любой квалификации, дающим к тому же массу ярких впечатлений и положительных эмоций.

Маршруты нового столетия прокладывали по его подножию и склонам энтузиасты Кавказского горного общества, созданного в Пятигорске по инициативе предпринимателя Р.Р. Лейцингера, который не раз лично возглавлял «экскурсии» на Бештау. Для удобства путешественников Общество, используя средства, выделенные Дирекцией Кавказских Минеральных Вод, устроило на вершину горы пологую тропу, бравшую начало у Лермонтовского разъезда. Надпись, рассказывающая об этой акции, как и остатки тропы, сохранились до нынешних времен.

Тропа КГО позволяла подняться на гору с южной стороны. Были и другие пути к заветной вершине. С запада подъем начинался от Второ-Афонского монастыря. С востока любители лазания по скалам одолевали крутой каменистый гребень Козьих скал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector