«услышал нарастающий свист и понял
Содержание:
- Как армия сопоставляется с верой
- Литература
- Другие статьи из рубрики «Крупный план»
- Изобретая молитвы
- На смерть вместе с паствой
- Новое время: под знамёнами императоров и королей
- Древность: гадания и жертвоприношения
- История
- Средневековье: благочестивые христианские воины
- Примечания
- «Содержать себя в добром порядке во образ другим»
- Перерывов на обед не бывает
Как армия сопоставляется с верой
Всем известно мнение, что без сильного войска не бывает и сильной страны. Православная вера разделяет взгляд на то, что обязанность каждого мужчины — защищать свою Родину. Армия — это настоящая школа жизни, ее можно сравнить с микромоделью целого мира со своими правилами, порядками и уставом.
Интересно! Вопрос о том, может ли христианин служить в войсках, поднимался еще в IV веке, когда христианство было гонимо и процветало язычество.
Тем не менее древними отцами было постановлено, что если христианин пренебрегает службой в войсках, он отлучается от церковного общения. Это было в очень тяжелые для христианства века, когда солдат не мог назвать себя верующим открыто.
Современная армия, наоборот, всецело поощряет распространение веры среди солдат. Даже атеистическое командование признает, что вера поднимает боевой дух, придает сил солдатам, что позитивно отражается на службе. Сегодня при многих войсковых частях действуют специальные передвижные храмы, которые переезжают с места на место вместе с солдатами, которые могут практически полноценно участвовать в церковной жизни.
В современной армии поощряется участие солдат в церковных службах
С духовной точки зрения, сложно переоценить значение церкви для военнослужащего. Подвергая риску собственную жизнь, верующий солдат всегда знает, что и волос не упадет с его головы без Промысла Божиего. Конечно, пребывая под защитой Господа, служить будет намного легче.
Что же касается заповеди «Не убий», то тут надо понимать, что если речь идет о защите Отечества — его надо защищать. Конечно, всегда лучше не доводить до военных конфликтов и решать разногласия на уровне дипломатии. Но к сожалению, в современном мире все чаще проблемы на уровне государств решаются силой. Если возникает военный конфликт и Родине грозит опасность — каждый мужчина должен взять в руки оружие и защищать свою землю.
Православие знает множество примеров воинов, которые были удостоены венца святости после своей смерти. Это, к примеру, святой Иоанн Воин, святой князь Александр Невский, святой Илья Муромец. Эти люди участвовали в военных сражениях, убивали других людей, но это не помешало им стать святыми.
Важно! Примеры святых воинов православной церкви не означают, что заповедь «Не убий» утратила свою актуальность. Но защита своей земли и своего народа не является убийством в том смысле, в котором его осудил Господь
Из более современных святых, которым довелось служить в военных войсках, интересен пример святого Паисия Святогорца. Будучи в молодости уже очень благочестивым христианином, он переживал, как будет служить в армии, где придется брать в руки оружие и, возможно, стрелять в других людей.
Юноша горячо молился Господу, чтоб Он отвел его от убийства даже врага. И Господь услышал молитву праведника — будущий святой старец благополучно отслужил и отдал долг Родине связистом, ни разу не выстрелив в другого человека. Как видим, воинская служба никак не помешала юноше в будущем стать известным старцем, которого после смерти канонизировали в лике святых.
Литература
- Сост. Григорьев А. Б., «История флотского духовенства», серия «Крест и якорь» (Вахтенный журнал), изд. «Андреевский флаг», г. Москва, 1993 г.
- Ред. кол. Гаєцький Роман, Закаляк Ярослав, Тимкевич Антін, Шипайло Євген; «Ювілейний збірник 50 ліття (Братство колишніх Вояків 1-ої Української Дивізії Української Національної Армії 1943—1993 SS-Freiwilligen Division Galizien)», Крайова Управа ЗСА, Printed in USA.
- Д-р І. Нагаєвський (Rev. I. Nahayewsky Ph.D.), «Спогади польового духовника (A Soldier Priest Remembers)», вид. «Українська книжка» (Published by Ukrainian Book Co.), Торонто (Toronto-Ontario), 1985 р.
- Ред. Мчедлова М. П., Аверькова Ю. И., Басилова В. Н. и др., «Религии народов современной России. Словарь. (А—Я)», изд. «Республика», г. Москва, 1999 р.
- Ред. Колодний А., Лобовик Б. (Українська асоціація релігієзнавців Відділення релігієзнавства Інституту філософії НАН України), «Релігієзнавчий словник», вид. «Четверта хвиля», м. Київ, 1996 р. — 389 с.
- Шевченко В. М., «Словник-довідник з релігієзнавства», вид. «Наукова думка», 2004 р. — 557 с.
- Яблоков И. Н., «Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению», изд. «Гардарики», 2000 г. — 536 с. ISBN 5-8297-0060-3.
Другие статьи из рубрики «Крупный план»
17 августа 2016
Чемоданчик скорби, радости рюкзак
В его жизни было всё: подпольные концерты, стадионы и похмельная тоска в пустой квартире. Сегодня Денис Красиков из рок-группы «Близнецы» — счастливый отец большого православного семейства. У него любимая и любящая жена, уютный дом, хорошая работа и надежные друзья.
9 мая 2015
Храмы на гробах
Есть люди, для которых сохранение памяти стало делом жизни. Протоиерей Вячеслав Харинов ― человек, имя которого невозможно не упомянуть, рассказывая о памятных местах Великой Отечественной. Под его шефством ― несколько важных «точек» на карте Кировского района Ленинградской области, в местах ожесточенных боев за Ленинград.
20 сентября 2013
Омытая слезами жемчужина Кавказа
Двести лет назад эта страна малярийных болот и диких горцев стала частью большого русского мира. В XX веке Абхазия была превращена в курортный рай, а затем — в эпоху распада СССР — стала площадкой одного из самых кровопролитных межнациональных конфликтов на Кавказе. Богословский редактор Института перевода Библии и наш корреспондент увидел …
30 декабря 2011
Хранить традиции, насколько возможно
В православии тоже есть свои «субкультурщики». Священников они называют священноиереями, регентов головщиками. Псалмы они если поют, то полностью, а не несколько стихов. А пение у них одноголосное знаменное. Вы уже, наверное, догадались, что эти люди православные христиане, держащиеся старого, дониконовского обряда.
28 апреля 2014
Школа под монастырским крылом
В коридоре — гам учеников. Девочки в синих платьях и мальчики в гимназической форме. Пятиклассники подняли шум: из живого уголка выбежал кролик. Звенит звонок, и мгновенно воцаряется тишина. Урок предваряется молитвой дежурного. Свято-Владимирская школа необычна уже тем, что, находясь практически в центре современного мегаполиса, она существует …
Изобретая молитвы
Институт военного духовенства порождал и курьёзы. В европейских странах и США в ходе секуляризации общества в XIX веке военные священники, проходившие службу в специфической военной среде, часто перенимали привычки и обычаи окружавших их офицеров. Так что порой было не вполне понятно, может ли называться святым отцом вон тот джентльмен — который охотно пьёт и сквернословит.
(Источник фото)
Пародию на такого капеллана вывел Я. Гашек в образе фельдкурата Отто Каца.
Его проповеди были необыкновенно увлекательны, остроумны и вносили оживление в гарнизонную скуку. Он так занятно трепал языком о бесконечном милосердии божьем, чтобы поддержатьпадших духом» и нечестивых арестантов, так смачно ругался с кафедры, так самозабвенно распевал у алтаря свое — Изыдите, служба окончена. Богослужение он вел весьма оригинальным способом. Он изменял весь порядок святой мессы, а когда был здорово пьян, изобретал новые молитвы, новую обедню, свой собственный ритуал, — словом, такое, чего до сих пор никто не видывал.
Но подобные капелланы были скорее объектом военного фольклора, нежели героями реальной жизни. История же знает немало деяний и героических подвигов, которые совершили военные священники. Однако это уже совсем другой рассказ.
На смерть вместе с паствой
Но для простых солдат и матросов, как и для большинства офицеров, все эти пертурбации были чем-то далеким и неважным — гораздо важнее было то, какие конкретно люди окормляли их роту или корабль. И надо отметить, что среди флотских и армейских священников большинство всегда составляли такие, кто мог не только утешить мятущуюся душу, но и вдохновить на подвиг, а то и повести за собой.
История русского военного духовенства знает не один подобный пример — и не один пример того, как проявившие себя в боях священники становились кавалерами военных орденов. Так, первым среди них ордена Святого Георгия IV степени был удостоен в 1813 году полковой священник 19-го Егерского полка Василий Васильковский. Вместе со своей паствой он принимал участие во всех сражениях Отечественной войны 1812 года, проявив необычайную храбрость и стойкость, поскольку не покидал строя даже после нескольких ранений. О награждении отличившегося в битве под Малоярославцем ходатайствовал другой герой того же сражения – генерал от инфантерии Дмитрий Дохтуров, который так писал в своем прошении на имя фельдмаршала Михаила Кутузова: «Священник Васильковский в этом бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову». Это ранение вкупе с другими ранами и привели к тому, что 24 ноября 1813 года во время Заграничного похода русской армии уже на территории Франции отец Василий умер, но полка своего он так и не оставил.
А первым среди флотских иеромонахов высочайшей воинской награды был удостоен иеромонах 45-го флотского экипажа Иоанникий (Савинов). Он был отмечен, согласно представлению к награде, «за совершение отличного подвига при вылазке с 10 на 11 марта 1855 года» во время обороны Севастополя. Когда сопротивление противника стало слишком уж ожесточенным, и русские моряки пали духом, иеромонах в полном облачении и с поднятым к небу крестом буквально повел их за собой, и воспрянувшие воины выбили французов из траншей
Но и после этого отец Иоанникий не оставил поля боя, обратив свое внимание на раненых, не делая различий между русскими и французами, и трудился над ними до тех пор, пока не потерял сознания вследствие тяжелой контузии
Офицеры крейсера «Варяг», в первом ряду второй слева — командир корабля капитан первого ранга Всеволод Руднев; крайний справа — корабельный священник иеромонах Михаил (Руднев)
Всего орденом Святого Георгия VI степени с 1812 по 1904 годы были награждены пятеро армейских и флотских священников. А в годы Первой мировой войны это число выросло еще на 11 человек! Тогда же золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте — аналога золотого георгиевского оружия «За храбрость», заслужить которое в русской армии почиталось за особую честь, — удостоились еще 227 представителей армейского духовенства (а за всю историю этой награды ее получили 538 священнослужителей). Но цена, заплаченная за эти подвиги, была большая: свыше 4000 военных священников погибли или были искалечены на фронтах Первой мировой.
Новое время: под знамёнами императоров и королей
В Новое время, с появлением абсолютистского государства и регулярных армий, военному уставу стали подчиняться малейшие нюансы солдатской службы. В том числе вопросы духовной жизни.
Так в XVII веке в полках европейских армий появились капелланы — священники, постоянно приписанные к отдельной воинской части.
Большие военные молитвы перед сражением совершались наподобие парадов: с построением войск ровными линиями, в парадной форме, под развёрнутыми знамёнами. Такие обряды стали обязательным элементом военного пейзажа XVII–XIX веков.
Россия здесь не уступала Западу: полковые священники были узаконены военным уставом 1647 года. Пётр Великий, с его любовью к артикулу, детально описал структуру и задачи военного духовенства в документе 1716 года. Отныне каждая армия получала обер-полевого священника, который командовал полковыми священниками.
Оный имеет управление над всеми полевыми Священниками… Такожде в сумнительных делах имеют от него изъяснение получать… Когда ссоры и несогласии между полковыми священниками произойдут, тогда должен он оных помирить и наставлять их к доброму житью; пачеже сам он в достоинстве чина своего учен, осмотрителен, прилежен, трезв и доброго жития должен быть, дабы он ни в чем собою к соблазну другим случая не подал, чтоб об о его чину с поруганием и соблазном не рассуждали.
При Павле I обер-священник стал старшим уже не в полевой армии, а над всеми духовными лицами армии и флота.
Следующих реформ пришлось ждать почти целый век. Император Александр III учредил звание протопресвитера военного и морского духовенства. В его подчинении оказалось всё духовенство, служившее в полках, на кораблях, в крепостях, гарнизонах и военных учебных заведениях. Пресвитер стал высшим церковным чином, который мог получить простой священник, не становясь монахом. А объёму его полномочий и числу подчинённых могли позавидовать многие митрополиты.
Древность: гадания и жертвоприношения
К представителям культов воины обращались, пожалуй, с момента зарождения человеческой цивилизации. Армии древнего Египта и Вавилона просили богов о победе. В эпоху античности в Римской империи к штабу каждого легиона приписывали несколько религиозных служителей. Они проводили ритуалы, совершали жертвоприношения. Перед каждым крупным событием, в том числе перед сражениями, жрецы спрашивали у богов, ждёт удача римскую армию или боги отвернулись от неё.
Ритуал в честь бога войны(источник фото)
Если знамения, ниспосланные свыше, признавали неблагоприятными, то сражение могли и перенести. Морально-психологический дух солдат, уверенных в победе, был важнее выгодных условий для боя. А вот друиды, представители культов старых противников Рима — галлов, отвергали насилие и не принимали участия в военных делах соплеменников.
Разумеется, священники оказались среди воинов с самого начала распространения веры в Христа. Большая часть солдат в армии первого христианского императора Константина были христианами. В битву за Рим против Максенция Константин повёл легионы, несшие на щите изображение креста. Прошло немного времени, империя пала. Настали Тёмные века. В Европе на окраинах процветало язычество, а в самых богатых и населённых странах одержало верх христианство.
История
Присяга новобранцев 3-го гренадерского Перновского короля Фридриха-Вильгельма IV полка.
В 1647 году во втором военном уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», изданном Московской типографии в царствование Алексея Михайловича, в главе, определяющей жалование воинским чинам, уже значится полковой священник.
С 1706 года с приходов стал взиматься специальный сбор — подможные деньги — в пользу полковых священников и флотских иеромонахов. До XIX века военные священники подчинялись местному епархиальному начальству по месту расположения частей войск.
В 1797 году во главе всего Военного и морского духовенства в административном и судебном отношениях был поставлен обер-священник армии и флота, ему было поручено «главное начальство» над полковыми священниками. Первым обер-священником русской армии и флота высочайше утверждён протоиерей Павел Озерецковский, ему было дано право прямого доклада Императору, минуя Святейший Синод.
Полковые священники представляли наиболее многочисленный отряд военного духовенства, они приравнивались к офицерам в чине капитан и получали практически полный капитанский рацион: жалованье в сумме 366 рублей в год, столько же столовых, не считая других видов довольствия. За выслугу устанавливались прибавки к жалованью: за 10 лет службы в военном ведомстве — 25 % от жалованья, за 20 лет — половина жалованья.
К концу XIX века в русской армии и на флоте насчитывалось около 5 тысяч лиц из числа военного духовенства. Численный состав священников в русской армии определялся штатами, утвержденными военным министром.
Главной задачей священника в военное время, кроме совершения богослужений, было влияние на свою паству личным примером, твердостью духа в сложнейших ситуациях, стойкостью в исполнении воинского долга. Они участвовали также в принятии присяги новобранцами.
В бою место нахождения полкового священника должно было быть на передовом перевязочном пункте, где скапливались раненые, нуждавшиеся в моральной поддержке и медицинской помощи. Поэтому от священника требовалось помимо выполнения своих прямых функциональных обязанностей уметь выполнять обязанности медперсонала. В случаях необходимости, когда того требовали обстоятельства, полковые священники находились и среди сражающихся.
В русской армии полковыми священниками были священнослужители разных конфессий — христианства, иудаизма, ислама (полковой мулла).
Современность
24 января 2010 года Министром обороны Российской Федерации — России подписано положение «Об организации работы священнослужителей с военнослужащими в воинских частях Российской Федерации», на основании чего в вооружённых силах вводится должность полковых священников (в тех частях, где существуют для этого предпосылки). Инициатива исходила от Министерства обороны. Независимо от этого, во всех епархиях давно и плодотворно работают отделы по взаимодействию с вооруженными силами России.
В августе 2015 года на заседании Межрелигиозного совета России было рассмотрено предложении о создании неформальных рабочих групп из представителей традиционных религий при помощниках начальников территориальных УФСИН по работе с верующими и воинских частях. Высказываясь относительно состава групп, культуролог Юсуф Малахов отметил, что в штат режимных учреждений для исполнения целей нравственного направления не должны назначаться духовные лица во избежание конфликта интересов различных централизованных организаций, когда каждая из них будет пытаться назначить своего человека, и предложил определить на эти позиции действующих офицеров, которые смогли бы совмещать привычную службу с религиозной деятельностью, тем самым можно избежать и лишних расходов на подготовку новых кадров.
Средневековье: благочестивые христианские воины
Христианские священники видели в средневековых армиях один из лучших объектов для проповеди. Тем более что после крещения варварских князей и королей их воины в глубине души всё равно оставались язычниками. Этого не следовало допускать. К тому же дружинники быстро превращались в графов, баронов и бояр — и, приобщившись к новой вере, могли нести её свет уже в собственные земли.
Священники продолжали сопровождать войско в походах и после распространения христианства по всем уголкам Европы. Герцог или князь, выступая на войну, брал с собой несколько клириков, которые и проводили церковные службы для солдат.
Положение дел изменилось с началом эпохи Крестовых походов. Во-первых, войско теперь сопровождали официальные посланники папы римского. А во-вторых, появились духовно-рыцарские ордена, воины которых были монахами. Некоторые из них были рукоположены в священники и могли с полным правом исполнять все христианские обряды.
Примечания
- А.Маррей . Капеллан // Католическая энциклопедия. Т.2. — М., 2005. — стлб.779.
- ↑ 12Леонтьева Татьяна Геннадьевна. Православное духовенство в годы Первой Мировой войны // Россия и современный мир. — 2014. — № 2 (83). — С. 104—119. — ISSN 1726-5223.
- Священников ВДВ обучат применению десантируемого православного храма (неопр.) .
- Новости религий (англ.). www.ng.ru. Дата обращения: 22 декабря 2018.
- Why building Falcon Circle was ‘right thing to do’ > United States Air Force Academy > Display (неопр.) . web.archive.org (20 мая 2017). Дата обращения: 22 декабря 2018.
- National Native American Veterans Memorial (англ.). National Native American Veterans Memorial. Дата обращения: 22 декабря 2018.
- MCCAIN STATEMENT ON THE ESTABLISHMENT OF THE NATIONAL NATIVE AMERICAN VETERANS’ MEMORIAL — Speeches — United States Senator John McCain (неопр.) (недоступная ссылка). www.mccain.senate.gov. Дата обращения: 22 декабря 2021. Архивировано 23 декабря 2021 года.
- Banerjee, Neela . Use of Wiccan Symbol on Veterans’ Headstones Is Approved (англ.),The New York Times (24 April 2007). Дата обращения 22 декабря 2021.
«Содержать себя в добром порядке во образ другим»
Появление второго царского распоряжения было связано с тем, что у так называемого «белого» (то есть женатого) духовенства идея службы на флоте поддержки поначалу не нашла. И тогда было принято решение к службе на флоте привлекать «черное» духовенство, то есть монахов, не имеющих семей и больше привычных к уставной строгости.
Отвечать за отбор и отправку священников на флот доверили архимандриту Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге Феодосию (Яновскому). Выбор этот не был случайным: архиепископ Феодосий был весьма близок к Петру, а кроме того, отличался высокими организаторскими способностями. Потому государь и повелел священников на флот «брать из Александро-Невского монастыря», поскольку люди эти были уже привычны к суровому балтийскому климату и отличались преданностью своему настоятелю. К тому же еще в 1718 году старшим над теми «39 священниками», которых надлежало иметь на кораблях, был назначен насельник Александро-Невской лавры отец Гавриил (Бужинский).
Светлая заутреня на рейде Порт-Артура. Иллюстрация из журнала «Огонек» 1905 года, художник Алексей Ганзен
В январе 1720 года Петр Первый утверждает своим указом первый в истории русского флота важнейший документ — «Морской устав». В этом всеобъемлющем своде морских правил, законов и требований уже содержится отдельный пункт, касающийся священников на кораблях: глава IX «О священниках». Ее первый пункт касается начального священника – того, который «имеет управление над всеми священниками во флоте» и должен находиться на корабле аншеф-командующего флотом. Второй и третий пункты называются «О священнике на каждом корабле» и определяют нормы и правила поведения флотских священников. Им, в частности, предписывалось «содержать себя в добром порядке во образ другим… дабы не прельщать людей непостоянством или притворною святостью и бегать корысти, яко кореня всех злых».
Отдельно оговаривались требования к службам. Священнику надлежало «отправлять службу Божию по надлежащему». Как гласил устав, «на котором корабле будет определена церковь, тогда священник должен оную в добром порядке иметь и в воскресные и в празднуемые дни, ежели жестокая погода не помешает, литургию отправлять». Ему же предписывалось «поучение словесное, или на письме читать в наставление людям, а в прочие дни молитвы положенные».
Перерывов на обед не бывает
То, что имам в своё время в армию не попал, не помешало ему в полной мере оценить все «тяготы и лишения воинской службы». Хотя он, как и православные священники, формально относится к гражданскому персоналу, но традиционного графика работы — с 9.00 до 17.00 и два выходных — у него нет. В любой момент могут вызвать в часть, пригласить для беседы с солдатами, попросить провести тот или иной обряд.
Когда идут учения, Ильдар хазрат Синдикаев вместе со своими подопечными глотает пыль на воинских полигонах, месит грязь, питается сухим пайком — и при этом ещё успевает отправлять обряды и отвечать на вопросы, которые встают перед солдатами-мусульманами. А вопросов — масса.
Типичный пример — армейское питание. Хотя в ВС РФ сейчас кормят достаточно разнообразно, система тем не менее не может учитывать вкусы и пристрастия каждого отдельного военнослужащего. Поэтому бывает, что солдату-мусульманину вручают банку свиной тушёнки. Как быть?
«Если человек соблюдал нормы ислама изначально, то, конечно, ему надлежит выполнять все предписания и далее. Слава богу, сейчас в армии всегда есть альтернатива, потому вопрос так остро не стоит, как его иногда пытаются обозначить. Если же мы видим, что у солдата случился „приступ имана“ (веры), т. е. он никогда не соблюдал предписаний своей религии, а тут решил манипулировать, используя религиозные чувства, и тем самым как-то себя показать перед сослуживцами, то, беседуя с ним, мы говорим: выполняй приказы, соблюдай дисциплину», — объясняет Синдикаев.
Статья по теме
«В воздухе неверующих нет». 69-летний имам учит кадетов прыгать с парашютом
Бывают, впрочем, и более серьёзные проблемы — некоторые призывники приносят с «гражданки» в казармы либо опасные привычки вплоть до алкоголизма и наркомании, либо удивительные (назовём их так) взгляды на жизнь. И служба в армии, по мнению имама Синдикаева, часто меняет мировоззрение таких молодых людей.
«У нас же служат ребята не только из больших городов — иногда попадаются и парни из совсем дремучих уголков
И для них как раз крайне важно общение с военным духовенством — с православным батюшкой или с имамом, в зависимости от веры. Мы духовно укрепляем наших подопечных, объясняем им основы веры, при необходимости указываем на грехи, которые надо преодолеть
Раньше некоторые мусульмане не хотели идти в Российскую армию, а теперь, когда они видят, что в войсках есть имамы, что есть молельные комнаты, возможность соблюдать пост, что их никто не заставляет отказываться от веры, — они, напротив, идут и служат с удовольствием», — говорит Ильдар хазрат Синдикаев.