Акафист пресвятой богородице пред иконой «умиление» псково-печерская

Исторические сведения

Кто был автором иконы Божьей Матери «Умиление» и каким образом она оказалась у преподобного Серафима неизвестно. В сохранившейся литературе находим упоминания о том, что отец Серафим «всегда молился перед данным образом».

Изначальная версия иконы была написана на полотне, крепящемся к кипарисной доске. Впоследствии русский император Николай II подарит образу драгоценную ризу. Но вернёмся к отцу Серафиму (в миру Прохору Мошнину). В юности когда парень решает стать монахом, то покидает родной Курск, отправляясь в Киев с целью получить благословение у иноков в Киево-Печерской лавре.

Там он был благословлён отцом Досифеем, который направляет его в Саровскую обитель. Есть предположение, что именно там, в Киеве, Серафим получил список Богородицы «Богоматерь Виленская-Остробрамская, которую и привозит в город Саров. В то время этот чудотворный лик пользовался большой популярностью в западных регионах Российской Империи, в частности, Украине.

В 1778 году молодого послушника принимают в Саровский монастырь, где он успешно практикует столярное мастерство. Не исключено, что Серафим Саровский самостоятельно создал икону «Умиление», видоизменив «Богоматерь Виленскую-Остробрамскую»: с помощью натягивания холста на доску из кипариса. Но, конечно, как всё было на самом деле, мы уже никогда не узнаем.

Икона «Умиление» Божьей Матери появляется в записях о второй части жизни монаха, начиная с 1815 года. Тогда Серафим выходит из затвора и устанавливает массовый приём всех страждущий, который проходил в его личной келье.

Люди приходили к старцу, чтобы поведать ему о своих проблемах, получить духовный совет. Серафим Саровский молился с посетителем, благословлял его, а затем всегда наносил на лоб человека в форме креста елей из лампадки, что горела у иконы «Умиление». Старец так много времени проводил у святого лика, неудивительно, что именно там он и застал свою смерть – стоя на коленях в молитвенной позе.

После смерти отца Серафима, по его велению, данному при жизни, образ был передан на хранение монахиням Дивеевской обители (город Дивеев). Для её хранения при монастыре построили специальный корпус. Когда же в 1927-м году обитель была закрыта, одна из монахинь по имени Александра сумела вывести образ Богородицы «Умиление» и другие личные вещи отца Серафима.

Женщина перебралась в город Муром, где и жила до самой смерти в 1941 году. Затем святыня переходит на хранение к другой монахине Марии Бариновой. Та бережёт образ всю жизнь, потом отдаёт его патриарху Пимену, некогда служившему как иеромонах в Муроме и хорошо знакомому со святыней.

Правда, сам патриарх принимает решение о передаче иконы протоиерею Виктору Шиповальнику. На протяжение 19 лет Виктор вместе с матерью тщательно хранят вещи старца Серафима. Нередко к ним приходили страждущие люди, которые получали исцеление от святынь.

В 1991 году икону Божьей Матери «Умиление» вместе с окладом и вещами преподобного передают Алексею II – патриарху Московскому. Образ помещают в патриаршую церковь, но каждый год она переносится в Богоявленский собор. Со временем с чудотворного лика сделали немало списков (копий), многие из которых по своей силе ничуть не уступают оригиналу.

Икос 6

Возсия сияние славы небесныя в смиренней
келии праведнаго старца, егда от горних высот пришла
еси, Богородице, с ликом святых его посетити, егоже не
терпящи зрети дева, сотаинница божественнаго видения,
ниц паде на землю, но милостивно ту воздвигла еси,
Владычице, и премилостивыя глаголы Твоя ей прорекла еси.
Таковому благоснисхождению Твоему дивящеся, с любовию и
благоговением Тебе вопием:

Радуйся, Дево всеблагая, девство
похвалившая деве земной.

Радуйся, венец Царствия Небеснаго ей и девам обещавшая за верность Жениху
Христу.

Радуйся, Ангелы чтимая и певаемая от
Херувим.

Радуйся, Архангелы окружаемая и прославляемая
от Серафим.

Радуйся, Предтечу, Богослова и лик
святых дев с Тобою в явлении чудесно ему показавшая.

Радуйся, сие явление Твое обетовании благими избраннику Божию заключившая.

Радуйся, сбытием обетований Твоих истину
явления Твоего засвидетельствовавшая; радуйся, наша
похвало и утверждение.

Радуйся, обителей иноческих милостивое
попечение и призрение.

Радуйся, Церкве Христовой
божественная лепота.

Радуйся, постников и преподобных тайное
утешение.

Радуйся, христианскаго рода непостыдное
упование.

Радуйся, Владычице, радосте всех
радостей, умиление и спасение душ наших.

Икос 5

О, как жестоко страдало сердце Твое, Мати Милосердия, егда искаша Сына Твоего Отрока Иисуса среди многих посланников Иерусалимских, терзающаяся скорбями и мыслями о Нем. О, сколь велика бысть и радость Твоя, Благословенная, егда обрела Его в храме Господнем о вечной мудрости, мудрецам мира сего возвещающаго. Ты, Богоматерь, и ныне идеши души, от благочестия заблуждших в омуте страстей изнывающих изъяти. Ты нам десницею безсмертнаго милосердия Твоего приводиши в дом утешения страждущих, плачущих, скорбных и безтешных, колико радуется сердце Твое, о Мати Милосердия, егда обретаеши душу человеческую в храме истины Божественныя, яко Марию Богомудрую у ног Иисуса слушавшую слово вечности, и наши грешные души приими о Богоневестная Мати, и наши заблуждшие сердца просвети и нас утеши, зовущих Ти сице: Радуйся, заблуждающим просвещение; Радуйся, тьмы греховныя искоренение. Радуйся, путей человеческих исправление; Радуйся, в истине Христовой наставление. Радуйся, Мати Милосердия, страждущих от скорбей избавляющая.

Мlтва

Q пресaz гпcже, цRи1це нб7сE и3 земли2, пребlгословeннаz ми хrтA бGа нaшегw! Съ вёрою и3 люб0вію моли1твеннw прибэгaемъ мы недост0йніи къ тебЁ, пречcтаz застyпнице нaша. Ты2 є3си2 покрови1тельнице грaда нaшегw маріyпwлz и3 всеS пріаз0вскіz земли2 бlгословeніе. Тв0й бо џбразъ сhй, чудeснw kвлeнный нёкогда въ кaменныхъ горaхъ крhмскихъ, и3збaви лю1ди грeческіz t стрaшныхъ бёдствій ѕмjz вели1кагw, пожирaвшагw скоты2 и3 вс‰ w4крестъ живyщіz и3збaви и3 нaсъ t вредон0сныхъ к0зней діaвольскихъ, t вр†гъ ви1димыхъ и3 неви1димыхъ, t напaстей, ск0рбей и3 болёзней и3 всsкагw ѕлA. Ты2 є3си2 путеводи1тельнице бlгaz, пyть сп7сeніz вёрнымъ ўказyющаz. Тв0й бо џбразъ сhй принесeсz t г0ръ крhмскихъ во њсновaніе грaда нaшегw маріyпwлz си1телемъ їгнaтіемъ, и3 ћкw свэти1льникъ пресвётлый просвёти вёрою правослaвною вс‰ живyщіz въ нeмъ. Ты2 є3си2 вои1стину бцdе всепётаz, ћкw вс‰ тебЁ возм0жна сyть и3 є3ли1ка ѓще восх0щеши, влaсть и4маши вс‰ соверши1ти. Никт0же бо притекazй къ тебЁ, пред8 џбразомъ си1мъ молsщесz посрaмленъ tх0дитъ, но пр0ситъ блгdти и3 пріeмлетъ млcть по бlг0му и3зволeнію во сп7сeніе дyшъ и3 тэлeсъ.

Икос 7

Скорбные годы напастей и страшных гонений на веру Христову претерпе град Мариуполь и вся наша страна православная от власти безбожныя. Древни Святыни предана поруганию, храмы разрушены, попрано бысть Величие Божие. Помози нам, Дево Пречистая, яко некогда греческим людям в Крыму от ига татарского. Избави безбожия, яко некогда змия великаго, пожиравшего люди и скоты там живущих, да возжем пред Святою иконою лампаду неугасимую и скорбными гласы возопиим:

Радуйся, всем плачущим надеждо и скорбящим утешение.

Радуйся, яко и Сама величайшие скорби о Сыне Твоем терпевшая.

Радуйся, яко Тобою и мы укрепляемся в вере.

Радуйся, яко Ты усердная о всех нас Молитвеннице пред Господом.

Радуйся, яко Ты Царица неба и земли нарицаешися.

Радуйся, яко и высокоумие человеческое Тобою смиряется.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево Мариупольское Похвало и наше Заступление.

Икос 2

Разумом от Бога свыше просвещеннии, на чудотворный лик Твой взирающе, Царице Небесная, разумеем, яко дарова Тя Господь всем страждущим во избавление от бед: Ты бо с верою и упованием к Тебе прибегающим простираеши руку помощи, Владычице. Сего ради дивное заступление Твое о роде человечестем восхваляюще, радостно вопием Ти:

Радуйся, совета неизреченнаго Таиннице.

Радуйся, молчания просящих веро.

Радуйся, чудес Христовых начало.

Радуйся, велений Его главизно.

Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог.

Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо.

Радуйся, Ангелов многословущее чудо.

Радуйся, бесов многоплачевное поражение.

Радуйся, Свет неизреченно родившая.

Радуйся, еже како, ни единаго же научившая.

Радуйся, премудрых превосходящая разум.

Радуйся, верных озаряющая смыслы.

Радуйся, Мати Молебнице, Милостивая о нас пред Богом Предстательнице.

Јкосъ з7

Ск0рбные г0ды напaстей и3 стрaшныхъ гонeній на вёру хrт0ву претерпЁ грaдъ маріyпwль и3 всS нaша странA правослaвнаz t влaсти безб9ныz. Дрeвни сhни пред†ны поругaнію, хрaмы разрушeны, попрaнw бhсть вели1чіе б9іе. Помози2 нaмъ, дв7о пречcтаz, ћкw нёкогда грeческимъ лю1дzмъ въ крымY t и4га татaрскагw. И#збaви безб9іz, ћкw нёкогда ѕмjz вели1кагw, пожирaвшегw лю1ди и3 скоты2 тaмъ живyщихъ, да возжeмъ пред8 с0ю їкHною лампaду неугаси1мую и3 ск0рбными гласы2 возопіи1мъ:

Рaдуйсz, всBмъ плaчущимъ надeждо и3 скорбsщимъ ўтэшeніе. Рaдуйсz, ћкw и3 самA величaйшіе ск0рби њ сн7э твоeмъ терпёвшаz. Рaдуйсz, ћкw тоб0ю и3 мы2 ўкрэплsемсz въ вёрэ. Рaдуйсz, ћкw ты2 ўсeрднаz њ всёхъ нaсъ мlтвеннице пред8 гDомъ. Рaдуйсz, ћкw ты2 цRи1ца нб7а и3 земли2 нарицaешисz. Рaдуйсz, ћкw и3 высокоyміе чlвёческое тоб0ю смирsетсz.

Рaдуйсz, пресaz бцdе дв7о маріyпwльское похвало2 и3 нaше заступлeніе.

Знамение Пресвятой Богородицы и «Знамение»[1] нашей религиозности

Юрий Ру­бан

Тер­мин «Зна­ме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы» упо­треб­ля­ет­ся в цер­ков­ном язы­ке в двух зна­че­ни­ях:

как опре­де­лен­ный тип ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и

как рус­ский пра­во­слав­ный празд­ник этой Ико­ны, от­ме­ча­е­мый 10 де­каб­ря (27 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю). От­сю­да и двой­ное на­зва­ние празд­ни­ка в совре­мен­ном рус­ском пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре: « ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой «Зна­ме­ние». Зна­ме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, быв­шее в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком в 1170 го­ду».

Ико­на изо­бра­жа­ет Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, мо­лит­вен­но под­ни­ма­ю­щую Свои ру­ки: на гру­ди Ее, на фоне круг­ло­го щи­та, – бла­го­слов­ля­ю­щий Бо­же­ствен­ный Мла­де­нец. Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на в пол­ный рост (сто­я­щей) или по по­яс. Та­кое изо­бра­же­ние от­но­сит­ся к чис­лу са­мых пер­вых ико­но­пис­ных об­ра­зов Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – он обо­зна­ча­ет­ся ла­тин­ским тер­ми­ном Оран­та, Мо­ля­ща­я­ся – и оли­це­тво­ря­ет За­ступ­ни­цу ми­ра (в этом пер­вом зна­че­нии тер­мин «Зна­ме­ние», ве­ро­ят­но, свя­зан с из­вест­ным мес­си­ан­ским про­ро­че­ством, Ис.7:14). Ико­ны дан­но­го ти­па по­яви­лись впер­вые на Ру­си в XI–XII вв. У нас эту ико­ну ста­ли счи­тать за­ступ­ни­цей от вра­гов, и это свя­за­но с про­слав­ле­ни­ем чу­до­твор­ной нов­го­род­ской ико­ны в 1170 г. В свя­зи с этим и воз­ник­ло на­зва­ние «Зна­ме­ние» в зна­че­нии «знак ми­ло­сти со сто­ро­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри».

Со­глас­но рас­ска­зам ле­то­пи­сей, в тот год со­еди­нен­ные си­лы удель­ных кня­зей, вла­ди­ми­ро-суз­даль­цев, воз­глав­ля­е­мые сы­ном Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, оса­ди­ли Ве­ли­кий Нов­го­род. Дни и но­чи мо­ли­лись нов­го­род­цы Гос­по­ду, умо­ляя не оста­вить их в бе­де. На тре­тью ночь ар­хи­епи­ско­пу Иоанну был див­ный го­лос, по­веле­ва­ю­щий взять из церк­ви Пре­об­ра­же­ния об­раз Бо­го­ма­те­ри и вы­не­сти его на го­род­скую сте­ну. Во вре­мя пе­ре­не­се­ния ико­ны од­на из стрел про­тив­ни­ка вон­зи­лась в ико­но­пис­ный лик, и из глаз Бо­го­ро­ди­цы по­тек­ли сле­зы. По­сле та­ко­го Бо­же­ствен­но­го зна­ме­ния на вра­гов на­пал ужас, и они ста­ли по­би­вать друг дру­га. Всту­пив в бой, обод­рен­ные нов­го­род­цы по­бе­ди­ли.

Ес­ли быть ис­то­ри­че­ски точ­ным, то сле­ду­ет от­ме­тить, что са­мо чу­дес­ное из­бав­ле­ние нов­го­род­цев от вра­гов про­изо­шло 25 фев­ра­ля, в сре­ду вто­рой неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста. Цер­ков­ная же да­та, 27 но­яб­ря юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря, воз­ник­ла, как пред­по­ла­га­ют ис­то­ри­ки, по­то­му, что, во-пер­вых, празд­но­вать та­кое со­бы­тие в дни Ве­ли­ко­го по­ста неудоб­но; а, во-вто­рых, по­то­му, что в этот день, ве­ро­ят­но, празд­но­вал свои име­ни­ны то­гдаш­ний нов­го­род­ский по­сад­ник Якун (в кре­ще­нии Иа­ков). Дей­стви­тель­но, 27 но­яб­ря Цер­ковь чтит па­мять ве­ли­ко­му­че­ни­ка Иа­ко­ва Пер­ся­ни­на (421 г.).

Та­ким об­ра­зом, празд­ник уста­нов­лен в па­мять од­но­го из эпи­зо­дов кро­ва­вой и бра­то­убий­ствен­ной меж­до­усо­би­цы в раз­дроб­лен­ной Ки­ев­ской Ру­си, ко­гда один «пра­во­слав­ный» князь шел на дру­го­го, и каж­дый из них при­зы­вал се­бе в по­мощь Хри­ста и Бо­го­ма­терь! (Ес­ли за­щи­ща­ю­щи­е­ся еще мог­ли быть оправ­да­ны, то на­па­дав­шие по­доб­ны­ми мо­лит­вен­ны­ми при­зы­ва­ми яв­но ко­щун­ство­ва­ли.) Эти по­сто­ян­ные рас­при ослаб­ля­ли стра­ну и бы­ли на ру­ку мон­го­ло-та­та­рам, по­оче­ред­но раз­би­вав­шим вой­ска нера­зум­ных кня­зей-по­лу­языч­ни­ков, не же­лав­ших по­сту­пить­ся мест­ни­че­ски­ми ам­би­ци­я­ми и объ­еди­нить­ся да­же пе­ред ли­цом этой «апо­ка­лип­ти­че­ской» опас­но­сти. Учре­див этот празд­ник (празд­ник для нов­го­род­цев, но не для их про­тив­ни­ков!), во вре­мя ко­то­ро­го мы вспо­ми­на­ем, как не долж­ны ве­сти се­бя хри­сти­ане, Цер­ковь сде­ла­ла его гроз­ным предо­сте­ре­же­ни­ем всем по­сле­ду­ю­щим по­ко­ле­ни­ям. К со­жа­ле­нию, уро­ка это­го зна­ме­ния нам ока­за­лось недо­ста­точ­но, и Бо­го­ма­терь вы­нуж­де­на бы­ла по­пустить для на­ше­го вра­зум­ле­ния в на­ча­ле XVII-го, а осо­бен­но в XX-м сто­ле­тии та­кие ужас­ные «зна­ме­ния», ка­ких еще не зна­ло че­ло­ве­че­ство. Из­вле­чем ли мы из них урок – «вот в чем во­прос»? Но­вые «зна­ме­ния» мо­гут стать по­след­ни­ми в бук­валь­ном смыс­ле это­го сло­ва.

При­ме­ча­ния

Молитва

О Пресвятая Дево, всеблагаго Сына Мати всеблагая, царствующаго града и святаго храма сего покровительнице, всем сущим во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная предстательнице и заступнице! Не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред чудотворным образом Твоим, дарует по коегождо потребе радость: сущим в скорбех и печалех утешение, бедствующим милосердие, сущим в многонедужии нечаемое исцеление и укрепление. О Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: всякому делу, Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небесе ниспосли. Младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к приятию всякаго полезнаго учения. От домашния брани и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии сохрани и от вражды единокровных миром и любовию огради. И всем нам даждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие с долгоденствием. Преставившияся в вере и покаянии от жития сего со ангелы и всеми святыми жити сотвори, да вси на Небеси и на земли ведят Тя яко твердую и непостыдную Предстательницу нашу, рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икос 11

Светозарным лучем благодатнаго упования явися православным христианом пречестная икона Твоя, Владычице, во дни скорби их: егда бо страна Холмская от Православия лестию отторжена бысть, людие православнии, в напасти сей сущии, молящеся пред иконою Твоею, велие утешение и светлую радость обретаху, в надежде утверждаяся, яко привременнии суть дние сии лукавии. Егда же чаяние сие исполнися, людие с веселием воспеша Ти хвалу таковую:

Радуйся, душевредных учений обличение.

Радуйся, душеполезных знаний дарование.

Радуйся, священное прибежище наше и верных ограждение.

Радуйся, погибших взыскание и заблуждших исправление.

Радуйся, домостроительнице нашего спасения, житие наше добре устрояющая.

Радуйся, во страданиих утешение и в житии благодатнем укрепление нам подавающая.

Радуйся, яко Тебе ради православнии людие прельщения еретическая отметают.

Радуйся, яко Тобою и от еретик совращеннии паки Православную веру обретают.

Радуйся, Церкве Христовы пресветлое украшение.

Радуйся, Православия в стране нашей незыблемое утверждение.

Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и заступление.

Известные чудеса, совершённые образами Богородицы

  1. Старинная летопись рассказывает об эпидемии ужасной болезни, которая косила людей в городе Новгород в 1337-м году. Спасения от смертельного недуга не было. Введённые в состояние глубокого отчаяния верующие христиане собрались толпой и последовали в Троицкий собор, где стали возносить молитвы иконе Богородице. Они умоляли Святую Деву защитить их от болезни и она услыхала их просьбы: вскорости эпидемия прекратилась. Чтобы почтить память про божественную помощь каждый год стал совершаться крёстный ход в Троицкий собор из Софийского.
  2. Неоднократно иконы Божьей Матери начинали мироточить. Особенно людям запомнился случай, произошедший 8 июля 1337-го года, когда икона Богородицы начала «плакать», а также воспарила в воздухе, её удерживала какая-то неизвестная сила. В связи с данным чудом священники решили совершить крёстный ход в Троицкий собор, где провели службу.
  3. В селе Локоть Брянской области некие Наталья и Виктор Ремезовы хранили уникальную святыню Серафимо-Дивеевской Божьей Матери. Как-то раз их посетила женщина, больная раком, которой вскоре должны были делать серьёзную операцию. Страждущая отчаянно молилась иконе, просила Царицу Небесную помочь ей успешно пережить хирургическую манипуляцию.

Помолилась и отправилась в больницу на подготовку к операции, а там доктора, делавшие контрольное УЗИ, пришли в настоящий шок, ведь аппарат показал, что онкологии у женщины нет и она полностью здорова.

В завершение хочется просто вспомнить слова из Святого Евангелие: «По вере вашей да будем вам».

СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ»

В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции – «Елеу́са»). Елеу́са (греч. Ελεούσα — милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие) – один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца – Спасителя – на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных – на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери , от которой отличается отсутствием западных атрибутов — лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» – «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке, где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) – Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения – приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.

В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа, которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Празднование Серафимо-Дивеевской иконе «Умиление» совершается 28 июля/10 августа.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах в Москве

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская

О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Икос 4

Слыша вдовица глагол долгожданный, в тонцем дремании ей провещанный: «Зде есть в Дивееве место Мое, зде есть Мой жребий четвертый избранный, зде ты положиши кости твоя, девам пристанище прежде создавши». Темже вдовица, от ложа воставши, Матери Света за радость святую светло поет похвалу таковую:

Радуйся, Света обитель блаженная; радуйся, Богом избранный удел.

Радуйся, скиние Бога священная; радуйся, добрых сокровище дел.

Радуйся, милости море безбрежное; радуйся, душ тишино безмятежная.

Радуйся, вдов к чистоте окормление; радуйся, девства сосуде драгий.

Радуйся, в старости сил укрепление; радуйся, в юности жезле благий.

Радуйся, Дево Марие нетленная; радуйся, Господом благословенная.

Радуйся, всем радостем Ты еси радость, Всеблаженная.

Икона Божией Матери Умиление

О чем молятся пресвятой богородице перед иконой «Умиление»

В народе образ Богородицы «Умиление» считается «женским», но к этой иконе также могут обращаться и те мужчины, кому необходимо выстроить взаимопонимание со своей матерью или супругой. Наличие дома иконы «Умиление» и молитвы перед нею могут помочь вашим дочерям сохранить внутреннюю чистоту и отвратить их от нечистых соблазнов.

Молитвы Божией Матери перед Ее образом «Умиление» часто помогают в зачатии ребенка и при родах. Потом, при достижении ребенка подросткового возраста, становятся весомой помощью для того, чтобы преодолеть переходный период.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы. Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

История образа богородицы «Умиление»

Считается, что икона Божией Матери «Умиление» начала свою жизнь во второй половине XVIII века.

Икону Богородицы «Умиление» еще называют «Радуйся, Невесто Неневестная». На этом образе мы видим Деву Марию еще до рождения нашего Спасителя, но уже после того , как Архангел Гавриил сообщил Ей о великой чести — о том, что она скоро будет Матерью.

Икона Божией Матери Умиление очень прочно связана с преподобным Серафимом Саровским. По описаниям, всю его жизнь Святая Мария покровительствовала великому русскому святому. Она не единожды приходила к нему на помощь, помогала ему во многих праведных делах, даже исцеляла отца Серафима от смертельных болезней.

В «Житии преподобного Серафима» об этом написано так:

«С особенною любовью святый старец принимал к себе искренно и смиренно кающихся и тех, кто проявлял в себе горячее усердие к духовной жизни христианской. После беседы с ними преподобный Серафим имел обыкновение возлагать на их преклоненные головы конец епитрахили и свою правую руку.

При сем он предлагал произносить за собою краткую покаянную молитву, после чего сам произносил разрешительную молитву, отчего приходившие получали облегчение совести и какое-то особое духовное наслаждение; затем старец крестообразно помазывал посетителя елеем из лампады, горевшей пред находившимся в его келии образом Божией Матери Умиления, которую он называл иконою Божией Матери – Радости всех радостей».

У себя в келье преподобного Серафима и нашли в день его преставления 2/15 января 1833 года, как он сам и пророчествовал- среди тлеющих вещей, в молитвенном положении перед иконой Богоматери «Умиление». Руки его были скрещены точно также, как и у Богородицы на этом образе.

Император Николай II почитал святого и знал также о том, что «Умиление» была одной из самых любимых икон Серафима Саровского. Поэтому вскоре, после его прославления в лике святых, царь в память о нем, подарил драгоценную ризу для этой иконы.

После революции, в 1927 году монастырь в Дивеево закрыли, а находившуюся в нем любимую икону преподобного Серафима Саровского «Умиление» верующие христиане смогли укрыть от властей.

Целые десятилетия этот образ был надежно спрятан от скверны и только через шестьдесят лет, в 1991 году святая икона была передана патриарху Алексию II и в настоящее время она находится в резиденции патриарха.

Ежегодно, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» выставляется для поклонения в Патриаршием Богоявленском соборе.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector