7 смертных грехов: список с описанием каждого

Добродетели телесные

Телесные же добродетели, о которых вернее можно сказать, что они вЕдением по Богу обращаются в орудия добродетелей и, если чужды всякого лицемерия и человекоугодия, возводят человека к преспеянию в смирении и бесстрастии, суть следующие: воздержание, пост, голод, жажда, бдение, всенощное стояние, коленопреклонение, постоянное нехождение в баню, удовлетворение себя одним хитоном, сухоядение, позднее и то в малом количестве вкушение пищи, питие одной воды, возлежание на голой земле, нищета, нестяжательность, изможденность, небрежность в одежде, несамолюбивость, уединение, безмолвие, безвыходное пребывание в келлии, скудость, довольство малым, молчаливость, собственноручное упражнение в рукоделии, всякое злострадание и всякий телесный подвиг. Все сие, когда тело здорово и тревожат его плотские страсти, весьма нужно и полезно, а когда оно немощно и при помощи Божией преодолело в себе страсти, не столько необходимо, потому что все восполняет святое смирение и благодарение. И о добродетелях телесных достаточно сего. Почему обязаны мы сказать о душевных и телесных страстях.

Почему трудно творить добро?

Каждый человек желает находиться в кругу добрых и честных людей, но почему-то сам не очень стремится стать таковым. Что мешает нам творить добро? Ведь каждый из нас имеет представление о том, что такое добродетели.

Христианские проповедники считают, что одной из основных причин является неправильное отношение человека с Богом. Только Он является настоящей любовью и может привести человека к доброте и духовному росту. Поэтому чем ближе индивид к Богу, тем больше у него шансов стать добродетельным человеком, творящим добро вокруг себя.

Современные психологи и социологи называют иную причину нравственной деформации людей – это неумение отличать добро от зла. Люди настолько потерялись в системе нравственных координат, что уже с трудом понимают, как должны выглядеть добродетели. Это болезнь современного общества в целом, а не отдельной его социальной прослойки. Поэтому вылечить ее весьма затруднительно.

Избавление от страстей: 7 добродетелей

Святой Игнатий Брянчанинов в своих творениях дает пошаговую
инструкцию по избавлению от страстей. Он открывает нам, какая добродетель
является противоположной страсти, и как с помощью нее можно победить грехи.

Вот семь добродетелей, противоположные страстям:

Смирение. Осознание своего ничтожества, страх Божий, боязнь наказания за грехи, изменение отношения к окружающим, осознание себя хуже их, нелюбовь к похвале, избегание славы мирской, послушание во всем Церкви и ее служителям, простота, молчание, видение своих грехов и страстей, желание бороться с ними, принятие критики, нестремление оправдаться перед людьми, молчаливое и кроткое перенесение обид, нежелание отомстить за свои обиды, прощение обид.

Нестяжание. Удовлетворение имеющимся, нежелание быть богатым, раздавание бедным своего богатства, милосердие.

Целомудрие. Хранение чистоты телесной и душевной. Отвращение от блудных книг, изображений, фильмов и т.д. Удаление от двухсмысленных бесед и флирта. Верность супругу до смерти. Хранение слуха, сердца от помыслов, зрения. Скромность в одежде, словах и помыслах. Служение больным. Концом целомудрия святитель называет чистоту, зрящую Бога.

Блаженный плач о своих грехах. Довольство тем, что дал Господь. Благодарение Богу. Готовность терпеть все, что пошлет Бог.

Воздержание в пище и питие. Трезвость, соблюдение постов, избегание лишних приемов пищи, уменьшение объема принимаемой пищи.

Трезвение. Некоторые думают, что антагонизм уныния – радость и веселье. Однако святой считает, что радоваться особо православному христианину нечему. Даже святой Антоний, когда бесы говорили ему: «радуйся», отвечал, что недостоин этого чувства, потому что грешный. Нам ли предаваться безумной радости?! У каждого христианина всегда много работы над собой, много скорбей

А противостоять унынию можно только трезвением над своей душой, вниманием к помыслам и движениям души. Некоторые неправильно понимают и трактуют слова Спасителя : «радуйтеся и веселитеся», но это Он говорил о Небесной награде, которую нам еще надо заслужить

Эти слова были сказаны в конце заповедей блаженств. Следовательно, тот, кто выполнит эти все заповеди, может в конце удостоиться иной, Небесной радости от Бога. Но даже ее не следует желать и искать, как говорят святые, иначе можно впасть в прелесть – опасное духовное состояние. К трезвению относится внимательность на молитве, уменьшение количества сна, увеличение количества поклонов и времени пребывания на молитве.

Кротость, незлобие, нежелание отомстить за себя, вежливое и ровное отношение ко всем. Терпение, незлобие, мир душевный.

Много работы каждому христианину над собой, своей душой, если, конечно, он хочет сподобиться Царствия Небесного. Но не стоит отчаиваться, надо надеяться на помощь Божию, которая непременно подается тому, кто хочет спастись. Ведь Господь хочет нашего спасения больше даже, чем мы сами. Поэтому надо обращаться к Нему за помощью, но и самим не лениться, прилагать усилия. «Царство Божие нудится», — это значит, что входят в Него только усердные, старающиеся, а не ленивые и расслабленные. Любой грех можно победить покаянием, как говорят святые.

прот. Андрей Ткачев о грехах смерти

Добродетель в Пруссии

Данный список идеальных человеческих качеств философ Сократ берет свое начало со времен эпохи Просвещения и лютеранства. Понятие немецких добродетелей появилось во времена нахождения на престоле Фридриха Вильгельма Первого, который укрепил в 18 столетии внутреннее положение Пруссии. Даже на сегодняшний день остается неизвестным, по какой причине был определен именно этот набор, но масштабное следование ему принесло значительную пользу, и в истории Пруссии оставило довольно большой след. Вот как выглядят, по мнению Фридриха Вильгельма Первого, истинные человеческие добродетели:

  • любовь к порядку;
  • бережливость;
  • неподкупность;
  • искренность;
  • богобоязненность;
  • послушание;
  • усердие;
  • сдержанность;
  • честность;
  • скромность;
  • твердость;
  • верность;
  • чувство справедливости;
  • прямолинейность;
  • субординация;
  • дисциплинированность;
  • самоотверженность;
  • надежность;
  • храбрость;
  • мужество;
  • чувство долга;
  • пунктуальность.

Христианские добродетели

В христианстве вопрос существования во имя добра рассматривается довольно часто. Что такое добродетели в христианской религии? Это достаточно непростой вопрос, но весьма интересный, требующий содержательного и обстоятельного ответа.

Христианские добродетели изложены в Евангелии, но они являются всего лишь вершиной айсберга теологических споров на данную тему. Богословы делят добродетели на две категории:

  • естественные – они обусловлены чертами характера и врожденными качествами;
  • религиозные – они предписаны тем, кто станет христианином, и должны неуклонно выполняться.

Последние должны воспитываться человеком в себе и являются характеристикой его отношений с Богом. Их можно назвать своеобразным заветом между душой и высшими силами, выполнение которого обеспечивает положительную оценку личности в глазах общества и Бога.

В Евангелии описаны семь добродетелей, которые являются прямыми противоположностями смертным грехам. В совокупности они представляют собой разнообразную модель поведения, выбираемую человеком осознанно или по наитию, исходя из его наклонностей. В дальнейшем христианские добродетели стали сводить к трем аспектам:

  • вере;
  • надежде;
  • любви.

Они стали характеризовать богобоязненного и добродетельного человека. Причем в Библии указано, что человек не рождается с этими добродетелями, он приобретает их только в союзе с Богом. Причем любовь ко всем окружающим кардинально отличает христианина от остальных людей.

Представления о добродетелях: история трансформации понятия

Чтобы понять, что такое добродетели, необходимо заглянуть в трактаты древнегреческих философов, которые очень много рассуждали и спорили на эту тему. Считается, что именно Древняя Греция стала родоначальником данного понятия в таком виде, каком мы его сейчас воспринимаем. Значение слова “добродетель” в переводе с греческого языка можно трактовать как “совершенство”. Под этим словом понималось совершенство человека в целом, при этом рассматривались абсолютно все аспекты отдельно взятой личности. Именно в те времена появилось и немного иное представление о добродетелях, их воспринимали как соответствие нормам и правилам, принятым в обществе.

В Древней Греции добродетелями считали верность, мужество, стойкость, скромность и тому подобное. Противоположные качества относили к человеческим порокам, которые всячески порицались обществом эллинов. Философы вели нескончаемые споры о происхождении добродетелей, многие утверждали, что они посланы нам свыше и должны помочь человеку победить в борьбе добра со злом, которая ведется в каждой человеческой душе.

С течением времени понятие добродетели постепенно стало связываться с правилами и нормами поведения, принятыми в обществе. Считалось, что если человек ведет себя правильно и не нарушает морально-этические нормы, то он может смело отнести себя к добродетельным людям. В настоящее время данное понятие серьезно размыто, оно потеряло свои четкие границы. Современное общество абсолютно спокойно принимает тот факт, что добродетель каждый человек определяет самостоятельно, исходя из своего воспитания и принципов.

Добродетель в христианстве

Рассматривая различные взгляды идеальных черт человеческого характера нельзя не упомянуть такое определение, как христианские добродетели. Это относительно общее определение можно поделить на две основные части:

  • теологические понятия — это учения, которые в нашу жизнь привнесли христианство;
  • кардинальные — сюда относятся четыре понятия, которые к нам пришли из античной философии.

В результате получился следующий список:

  • умеренность;
  • мужественность;
  • справедливость;
  • благоразумие;
  • вера;
  • любовь;
  • надежда.

Через время данный перечень претерпел очень большие изменения и получился новый, который собой представлял семь добродетелей, он в западном христианстве противостоял семи самым тяжелым грехам:

  • смирение;
  • терпение;
  • целомудрие;
  • кротость;
  • любовь;
  • умеренность;
  • усердие.

Античность[править]

Уже в Древней Греции различались четыре из семи добродетелей: мудрость, мужество, справедливость и умеренность, называемые основными. Все они были охарактеризованы Платоном /«Государство» 4:427 и далее/ как такие, которые необходимы для идеального гражданина. Поиски единого начала всех добродетелей привели Сократа к мнению, что разум — исток всех добродетелей. Мудрость при этом признавалась высшей добродетелью, заключающей в себе все другие. Много позже к интеллектуализму Сократа вернулись стоики, которые видели в мудреце — идеал человека. Надо заметить, что число добродетелей, признаваемых в античном мире не ограничивалось этой четверкой: например, Абрксас считался обладателем 365-ти добродетелей — по числу дней в году. Первое «классификационное» деление добродетелей обнаруживается у Аристотеля, который различал добродетели воли от добродетелей ума. Первые, названные им этическими, полагались как середина между двумя крайностями; вторые — дианоэтические — как правильное отношение разума к объектам и к низшим добродетелям.

Какие смертные грехи бывают

В творениях святителя Игнатия Брянчанинова есть подробное
перечисление человеческих страстей с указанием, как избавиться от них.

Грехи, приводящие к смерти, называются так:

  1. Гордость. Это грех, заставляющий любить себя больше других людей. Гордый человек возвеличивает себя над остальными, считает себя лучше всех. Гордые не терпят укорения, критики, уничижения. Сюда относятся: пригвождение ума и сердца к земным вещам, чтение еретических книг, увлечение ересью, дебелость ума, неверие, хула, насмешничество, неповиновение властям, оставление молчания и смирения, потеря простоты, невежество, безбожие и, в конце концов, смерть души. Тщеславие – разновидность гордости, заставляющая человека любоваться и восхищаться своей внешностью, способностями. Человек тщеславный не понимает, что это – не его заслуга, а дар Божий. Вследствие тщеславия человек превозносится над всеми и унижает остальных.
  2. Сребролюбие. Стремление к богатству, любовь к деньгам, прибыли. Сребролюбие не дает человеку творить милостыню, сребролюбец жалеет даже копейку отдать бедным. Забота о богатстве не дает человеку спокойно жить, думать о духовном, молиться. Сюда относится также боязнь обеднеть, заболеть, постареть, быть изгнанным, неупование на Промысел Божий, излишняя любовь к земным вещам, желание присвоения себе чужого.
  3. Блуд. Это – половая жизнь до вступления в брачные отношения. Разновидность – прелюбодеяние, измена супругов. Эта страсть включает в себя похоть, неприличные помыслы, взгляды, блудные сновидения, мечтания, воспоминания. Христос называл прелюбодеем того, кто даже только посмотрел на противоположный пол с возжделением. Повинны в этом и те, кто смотрит неприличные изображения и фильмы, читает развратные книги, медлят в блудных размышлениях. Сюда относятся и противоестественные грехи, рукоблудие, скотоложство, кровосмешение и т.д.
  4. Зависть. Желание иметь жену ближнего, скот или что-то из имущества другого человека вопреки десятой заповеди, данной Богом Моисею. Завидовать можно также здоровью, благосостоянию, работе, богатству, талантам, времяпровождению и т.д. Зависть может довести человека до причинения зла ближнему.
  5. Чревоугодие. Сюда относится не только объедение, но и тайноядение, лакомство, гурманство, нарушение постов, пьянство, предпочтение телесного покоя, самолюбие.
  6. Уныние, печаль о земном, праздность, расслабление души, дряхлость ума, нерадение о душе, расслабление, оставление молитвы, душеполезного чтения, рукоделия, рассеянность, невнимательная молитва, долгое непосещение церковной службы, опоздание на службу и уход прежде конца, нега, многоспание, леность.
  7. Гнев, вспыльчивость, обида ближнего, толкание, ударение, злословие, желание мести, злоба, спор, крик, жесткие и колкие слова, злопамятство.

Понятно, что каждый может найти у
себя ту или иную страсть, приводящую к смертному греху. Задача православного
человека – выявить и постараться всю жизнь бороться с ней, чтобы в конце жизни
предстать перед Господом чистым и святым. Бог, не хотящий смерти грешников,
конечно, будет всегда помогать кающемуся человеку исправиться. Но сначала надо
разобраться в себе и осознать, какая из страстей главенствует в данном человеке.
Ведь познание – это и есть начало исправления.

Грехи и 7 добродетелей

Каждая христианская добродетель является противоположностью определённых грехов и одновременно «противоядием» к ним, средством исцеления души от этих грехов. Таким образом, если человек знает свои главные греховные страсти, то для духовного очищения и спасения ему необходимо сосредоточиться на соответствующих добродетелях

Также важно помнить, что все добродетели связаны друг с другом. Усердное исполнение одной из них непременно привлечёт в душу многие другие

Преподобный Паисий Святогорец учил:

Например, страсти чревоугодия противоположна добродетель воздержания, пост. Если христианин с усердием воздерживается от излишеств в еде, его страсть постепенно ослабевает. Плоть не только перестаёт порабощать волю, а наоборот, переходит в подчинение ей. Не пресыщенному человеку легче противостоять и многим другим страстям, а также возделывать в своей души остальные добродетели. К примеру, такой человек будет более склонен к молитве, чем тот, у кого переполнен желудок. Протоиерей Андрей Ткачёв отмечает:

Христианские заповеди и добродетели

Во дни Моисея Бог дал израильскому народу 10 заповедей и другие законы. Это был не весь свод законов, а элементарный минимум, призванный помочь человеку не опускаться до одного уровня с животными. Среди них не упоминается большинство смертных грехов. По большей части они описывают неугодный Богу образ действий (следствие греховных страстей), но не мысли или чувства.

Интересный фактЗакон Моисея появился лишь через несколько тысяч лет после сотворения Адама и спустя как минимум 800 лет после всемирного потопа.

Заповеди Моисея были даны в тот период, когда большинство перестало осознавать разницу между любовью и похотью, жаждой справедливости и неправедным гневом, доводящим до убийства, личными желаниями и грехом. Поэтому Бог указал конкретно, в чём именно заключается грех.

Однако духовное младенчество должно было остаться в прошлом. Поэтому в Новом Завете приоритет отдаётся не заповедям, а добродетелям.

Грехопадение первых людей в Раю

Что такое добродетели?

Быть добродетельным означает больше, чем проявлять доброту. Люди, ведущие распутный образ жизни, также нередко приходят на помощь голодающим, бедным и больным. Но добродетельным может быть только святой служитель Бога.

«Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,

и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения».

(1Петр.2:11,12)

Пётр противопоставляет добродетель плотским похотям

Важно то, что он указывает на преобладающее значение высоконравственного поведения христиан в деле проповеди Евангелия. К сожалению, в наши дни многие уверены, что главное — быть хорошо подкованным в догматическом богословии и уметь понятно объяснять основы христианского вероучения и без труда цитировать отцов Церкви

Но какой смысл в этих знаниях, если верующий занимается блудом, оскорбляет инакомыслящих, ведёт себя грубо и заносчиво? Святость, смирение и любовь, а не глубокая эрудиция — лучшее доказательство того, что христианство действительно преобразует человека в лучшую сторону.

Рассмотрим на примере отличие добродетели от заповедей. Женатый человек, который лишь мечтает о другой женщине, на деле не нарушает заповедь «не прелюбодействуй». Но добродетельный муж не станет изменять жене даже в мыслях.

Куда стремиться и какая добродетель лучше?

Парадоксально, но, объясняя непосредственно определение добродетели и предлагая различные пути к ее достижению, ни один из великих философов античности, а также современности достоверно так и не смог определить, что же такое наивысшая добродетель.

К примеру, Платон и Сократ утверждали, что это знание (мудрость), Конфуций — почитание старших и преданность, Аристотель — умеренность. Христианское же учение высшей добродетелью определяет любовь (чаще всего к богу). Возможно, каждый человек самостоятельно для себя может определить, какую же из этих добродетелей почитать больше остальных, так как просто невозможно достигнуть во всех направлениях идеального совершенства.

7-я добродетель: Любовь

Нет выше добродетели в Православии, чем любовь. Она является главным свойством Самого Бога:

Любовь побеждает всякое зло и вражду. Эта добродетель, по выражению святителя Игнатия (Брянчанинова), является даром Господа, изливаемым в души Его истинных рабов действием Святого Духа («Аскетические опыты»). Любовь к Богу и ближнему – к этим двум заповедям можно свести весь Божественный Закон (Мф. 22:37-39). Без любви все другие христианские добродетели теряют смысл:

При этом нельзя забывать, что подлинная христианская любовь является деятельной (т.е. активно выражается делами, поступками) и жертвенной (бескорыстно служит ближнему, проявляет самопожертвование). Она должна распространяться даже на врагов (Мф. 5: 44), ведь в каждом человеке есть частица Божьего образа. Священник Георгий Максимов отмечает:

Отрицательные признания

Точно так же и у жителей Древнего Египта было понимание добра и зла, хотя древние египтяне считали, что могут доказать свою невиновность перед богами. Это было сделано при помощи правильного изложения заявлений о невиновности среди ученых, известных как «отрицательные признания».

Примеры «отрицательных признаний» можно найти в папирусе «Книга мертвых», где описывается путешествие умершего в подземный мир. «Я не совершил греха», «я не работал с колдуном против царя» или «я не крал зерно» — вот некоторые из сорока двух таких утверждений, которые душа должна подтвердить, ожидая Судного дня.

В античности

По Гесиоду, путь к добродетели тягостен и труден, она не даётся от рождения, а требует постоянных жизненных усилий.

Греки различали четыре добродетели (греч. αρετή):

  • мудрость,
  • мужество,
  • справедливость,
  • умеренность (греч. σωφροσύνη, софросюне).

Источником добродетели Сократ считал разум и высшую добродетель, заключающую в себе все остальные, усматривал в мудрости.

По Платону, добродетели опираются на свойства души: мудрость — на разум, мужество — на волю, умеренность — на преодоление чувственности. Справедливость является сочетанием трёх предшествующих добродетелей. Платон считает, что каждое сословие имеет свою добродетель: у философов-правителей — мудрость; у воинов — мужество; у земледельцев и ремесленников — умеренность.

Аристотель различал добродетели воли (этические) и добродетели ума (дианоэтические) и напрямую связывал добродетель со счастьем, заметив в добродетели не только путь к счастью, но и важную часть самого счастья. Аристотель считает, что неразумная, чувственная часть души послушна её разумной части так же, как ребёнок послушен отцу. Добродетель — это привычка (навык) находить желанную середину: «Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и её избирает». По Аристотелю, добродетельные привычки одного человека соотнесены с удобными формами общественной жизни.

Григорий Нисский отстаивал учение о произвольности добродетелей: только добровольное следование человека добру может привести к спасению, навязанное не может быть добродетелью.

Добро и доброта

Интересно, что святой Антоний понимал доброту не как природное свойство, а как некий навык, сознательно сформированный подвижником, то есть доброте надо учиться, это не врожденная особенность характера, а искусственно выработанный рефлекс.

Пианист работает над моторикой пальцев, подчиняя себе свое тело, постоянно борясь с инерцией ленивой и косной материи. Так и доброта требует ежедневных усилий и подтверждений, она требует духовного упражнения, оставив которое можно легко вернуться к простоте и предсказуемости реакций озлобленного зверька.  

Товарищи, изучавшие философию, всегда рады посмеяться над фразой «Человек по природе добр». А я не стану. Потому что христиане, действительно, верят, что человек добр по своей природе. Доброта — это наше естественное состояние. Но кроме доброты в нас еще и проросло «семя тли», «цветы зла», и, как ни странно, чтобы оставаться естественным, теперь требуются культурные усилия. Ведь само слово cultura подразумевает заботу о поле, труд агронома, борющегося с сорняками. Доброту надо «культивировать». Злоба — наши «сорные травы». У каждого на поле свои. Не станешь бороться — зарастет, задушит все хорошее. А потому до последнего издыхания — сражение за доброту. Помирать помираешь, а пшеничку сей.

Добро — это идея.

Доброта — это событие.

В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» один из героев, по фамилии Иконников, находясь в концлагере, произносит удивительно мудрые слова:

Просто подумайте над этими словами:

Человек изловчился так убедительно врать самому себе, что даже идея Добра, возведенная на пьедестал, может неожиданно потребовать кровавых жертвоприношений. И самое грустное, она их всегда дождется.

Гитлер с легкостью отдавал приказы убивать миллионы, будучи бескорыстным служителем идеи Добра для немецкой нации.

Сесиль Родс и его «рыцари Круглого стола» из любви к Англии развязывали войны и с готовностью убивали десятки тысяч, стоявших на пути процветания империи.

Голод в Бенгалии, химическое оружие во Вьетнаме, атомная бомба в Японии и множество других зверств — всё ради торжества Добра и Справедливости.

Как же крепко надо держаться доброты в мире, где даже Добро требует крови!

Страсти и 7 добродетелей: значение Церковных Таинств

Возделывать в себе христианские добродетели и искоренять собственные страсти мы можем только с Божьей помощью. Господь говорит:

Приведём также слова святителя Тихона Задонского:

Для того Господь и установил Церковные Таинства (прежде всего, Исповедь и Причастие), чтобы мы соединялись с Ним и наполнялись Его спасительной благодатью. Приобщение к Божественному естеству, получение опыта неба, предвкушение Царства Божьего – так называет Церковные Таинства митрополит Иларион (Алфеев) в своей книге «Таинство веры».

Исповедь – сердечное раскаяние человека в своих грехах в присутствии священника. Однако следует помнить, что подлинное покаяние подразумевает твёрдое намерение человека изменить свою жизнь и вести стойкую борьбу со страстями. Святитель Феофан Затворник учит:

Таинство Причастия (Евхаристия) заключается в соединении с Господом через вкушение Его Тела и Крови под видом хлеба и вина:

Благодаря Евхаристии христианин может восстановить прерванную из-за грехопадения связь с Богом и разжечь в себе огонь Его любви. Таким образом происходит обновление души и тела падшего человека. Вот что о значении регулярных Исповеди и Причастия говорит преподобный Паисий Святогорец:

7 добродетелей, противоположных смертным грехам

В противовес 7 смертным грехам христианство учит добродетелям:

Любовь. Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.

Нестяжание. Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысел Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Мягкость сердца.

Целомудрие. Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога.

Смирение. Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущается присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменения взора на ближних, причём они без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие.

Воздержание. Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя её.

Кротость. Уклонение от гневных помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твёрдость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

Трезвение. Усердие ко всякому доброму делу

Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями и чувствами своими

Крайняя недоверчивость к себе.

Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

Предшественники

О человеческих пороках и добродетелях размышляли не только христиане, но и другие философы. Так, в  Аристотеля «Никомахова этика» рассказывается о нескольких преимуществах или добродетелях. Философ считает, что каждое положительное свойство является золотой серединой между двумя крайними состояниями души.

Римский поэт Гораций также восхвалял достоинства и порицал пороки. Он писал, что началом добродетели является уход от порока.

О грехах много раз говорится в книгах Ветхого Завета. Так, Соломон писал:

«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:

глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,

сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,

лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».

(Прит.6:16-19)

 Выражение «шесть… даже семь» может означать, что Соломон приводит далеко не полный перечень пороков.

Пороки и добродетели

Если мы рассматриваем добродетели как определенную совокупность положительных качеств человека — его светлую сторону, то естественным будет утверждать, что существует и темная сторона — пороки. Считается, что добродетели и пороки существуют в каждом из людей. Поэтому даже самый праведный человек постоянно борется с грехом, а последний злодей имеет возможность воскресить все свои добродетели. Эти понятия неразрывно связаны, они являются частью человеческой природы и его естества.

Наличие пороков не делает человека плохим, ведь с их помощью он может подняться над своими дурными поступками и помыслами. Маятник, который можно изобразить как добродетели и пороки, сопровождает человека всю жизнь. Его колебания определяются степенью личностного роста и морально-этическими нормами.

Несмотря на то что в обществе постоянно происходят трансформации этических норм, к порокам во все времена относились пьянство, разврат, обжорство и алчность. Данные черты общество всегда порицало и высмеивало, о них написано немало книг и пьес.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector