Биография валентина амфитеатрова

Содержание:

Оплот всенародной любви

Паства не поддавалась исчислению: к нему стекалось огромное количество народа, тысячи людей всех сословий, возрастов и состояний, со всей России и даже из-за границы. Историк С.П. Мельгунов вспоминал: «В Москве он слыл чуть ли не за святого. Церковь всегда была полна народа, приезда пастыря ждала толпа жаждущих его благословения. За извозчиком его бежали десятки женщин. Одним словом, это был пастырь, которому поклонялись».  Новомученица Анна Зерцалова несколько раз была свидетелем, как восторженная толпа выпрягала лошадь и везла на себе о. Валентина до его квартиры. Но излишняя восторженность, фанатичность и некая экзальтация не приветствовались ни батюшкой, ни его близкими, — только трезвый духовный настрой и искренняя вера. Сын Александр Амфитеатров отмечал, что отец был высокообразованным человеком, владел более чем десятью иностранными языками, не считая древних. Всю жизнь собирал библиотеку, которую завещал после своей смерти университету Шанявского. С любым человеком, даже царской династии, он мог общаться на должном уровне. А русская интеллигенция всегда сильно нуждалась в духовном врачевании… Выдающиеся ученые и общественные деятели, знатные господа и дамы, духовенство,  купеческое сословие, лавочники, ремесленники и, конечно, простой народ, — все стремились к батюшке… Трудно переоценить степень его влияния на русское общество вцелом.

Биография Валентина Амфитеатрова

Род, из которого происходил будущий настоятель московского Архангельского собора, дал России немало талантливых священнослужителей. Отец его, Николай, был протоиереем в с. Высокое Кромского уезда Орловской губернии. Мать Анна – благочестивая христианка.


Дом семьи Амфитеатровых-Викторовых в Очаково

Родным дядькой Валентину Николаевичу приходился архиепископ Казанский Антоний, а двоюродным дедом – митрополит Киевский Филарет. Биография самого духовника берет свое начало от даты его рождения – 1 сентября 1836 г.

Ранние годы

Когда мальчику исполнилось 11 лет, он стал учеником Орловской духовной семинарии. Проучившись там 7 классов, юноша попросил перевести его в Киев, где через год успешной учебы получил аттестат. Следующим этапом его образования стала Московская духовная академия, где Валентин получил кандидатскую степень по богословию. По окончании учебного заведения молодой человек преподавал юным семинаристам Калужской семинарии греческий язык и историю.

Женитьба

Брачными узами Амфитеатров связал себя, когда ему было 24 года. С будущей женой преподаватель духовной школы встретился благодаря своему ученику. На одном из обедов в кругу семьи Чупровых, куда тот его пригласил, Валентин Николаевич познакомился с братьями и сестрами Александра. Среди них он заметил юную Елизавету Ивановну, на которой вскоре и женился.

Начало священнослужения

Тесть молодого учителя был протоиереем, и по рассказам сына отца Валентина, именно он настоял на принятии священного сана. Как вспоминает Александр Валентинович, это было условием женитьбы на его дочери. Однако биографы склонны верить, что решение будущий святой принял добровольно.


В июне 1866 г. Амфитеатрову был пожалован сан протоиерея

За три дня до свадьбы Валентин Николаевич получил сан диакона, а еще через день – священника Калужского собора, став членом местной консистории. Спустя 4 года духовника перевели в Лихвинский Троицкий храм на должность цензора проповедей, а вскоре он начал преподавать Законы Слова Божьего для учеников уездного училища города Лихвина. Чуть позже будущий чудотворец был назначен смотрителем Мещовской духовной семинарии.

В июне 1866 г. Амфитеатрову был пожалован сан протоиерея. Через 5 лет он сменил Калужскую губернию на Москву, где стал преподавать законоучение семинаристам Московской школы, а затем – столичного казенного реального училища.

В «Нечаянной радости»

1874 год принес отцу Валентину новые жизненные перемены. Московский митрополит Иннокентий походатайствовал назначить протоиерея в Кремлевский собор св. Константина и Елены. Ранее церковь не отличалась большим количеством прихожан и была не сильно популярна среди православных христиан. Амфитеатров же сумел создать общину, которая со временем стала самой многочисленной, а здание храма оказалось слишком мало для желающих послушать ежедневную литургию святого отца.

Настоятель Архангельского собора

Настоятелем знаменитого Кремлевского собора Валентин Николаевич стал в 1892 году. На тот момент духовник был известен далеко за пределами столицы. Будучи талантливым проповедником, он быстро привлек прихожан в московские храмы. Священник первым ввел практику частого причащения и был отмечен самим Иоанном Кронштадтским. Тот любил говорить обратившимся к нему московским жителям: «У вас есть отец Валентин. Зачем я вам?».

Последние годы

Когда Амфитеатрову было 64 года, он ослеп. Однако стать затворником ему не удалось. Поток людей, льющийся к нему в московскую, а позже очаковскую, квартиру не иссякал. Полагаясь на помощь своих дочерей, духовник ежедневно принимал десятки верующих, которые приходили к нему за советом или причащением.


Всю свою жизнь чудотворец занимался писательской деятельностью

Кончина и погребение

Скончался Валентин Николаевич спустя 6 лет (20 июля 1908 г.). Через три дня он был погребен на Ваганьковском кладбище, рядом со своей женой, которой не стало гораздо раньше. В 30-х годах ХХ века участок №21 был уничтожен, а на месте могил возведен братский памятник участникам Великой Отечественной войны.

Однако верующие не переставали приходить к месту захоронения святого отца, приносить цветы, молиться и просить о помощи. Осенью 90-го года поблизости мемориала был воздвигнут крест в честь духовника, а спустя 11 лет могилу зарегистрировали, как ту, где покоятся останки священника.

Среди научных трудов отца Валентина есть патрология, патристика, догматическое богословие, история Церкви и многие другие

Наиболее популярная работа отца Валентина – это лекция об истории церкви.

Лекции изданы в печатном варианте 2009 году

«История Церкви» —  это цикл лекций по церковной истории, прочитанные на радио «Радонеж».

В книге он рассказывает об истории Церкви от Пятидесятницы до Великого раскола

Вот что сам говорит отец Валентин:

Валентин Асмус

Протоирей

В начале книги описывается небольшая биография протоирея. Затем идет раздел с его лекциями и небольшое содержание каждой из них. Всего в книге 16 лекций.

Предание.ру — православны портал где можно послушать 16 лекций Валентина Валентиновича Асмуса по истории церкви

Проповедь Валентина Асмуса года. Здесь он рассказывает библейскую историю о мытаре Закхее, как он изменился после встречи с Иисусом

Проповедник

Прежде всего, отец Валентин проповедовал истинную и незыблемую Христову веру, был великим учителем благочестия. «Чудные проповеди говорил батюшка, — это была такая живая речь поучения и наставления, такая мольба о покаянии и исправлении, такая красота выражений и сравнений, что великое умиление и потрясение охватывало души слышавших». Неустанно говорил о добродетелях, любви к ближнему, беспощадно бичевал лень, жадность, зависть, недоброжелательство и равнодушие. Сердцем христианства называл человеколюбие во всех проявлениях: «Но как многие лишены этого чувства!», — сетовал он. Предупреждал об опасности внешнего благочестия: «Не животом, не едой спасайте свои души. Господу нужно наше горячее сердце, а не наружное пощение и лицемерное хождение по церквам, это все ханжество и заблуждение. Пусть в тебе любовь будет да милосердие, а не пустая набожность» Давал глубокие аскетические наставления о хранении ума и сердца, трезвении, отсечении воли, всемогуществе молитвы, тщательному исполнению заповедей, настоящему, не поверхностному послушанию: «У каждого из нас гордый дух и своенравный характер — это страшная закваска зла для всей жизни человека. Ее нельзя уничтожить ничем иным, как послушанием.» Наставлял: «Будьте правомыслящие, правоверные и православные, и Господь мало чем умалит вас от Ангелов».

Духовник

Батюшка являлся ревнителем частого причащения, в некоторых случаях даже ежедневного. При устоявшейся практике «раз в год», — это было делом неслыханным. Таинство покаяния и освобождения от греха считал главным средством исцеления души и тела.

К подготовке к Святым Таинствам относился очень строго. Причащал не всех, бывало уже у Чаши некоторым говорил: «Потом, потом, потом» и просил отойти в сторону. Потом подходил к каждому и напоминал о грехе, в котором тот забыл покаяться на исповеди у другого священника.

Требовал правды и искренности, христианского поведения, полного покаяния во всех грехах, даже давних. Часто подвергал приходящих испытанию временем: не брал на исповедь иногда более года, особенно если видел немирное и сварливое устроение души. Первым его вопросом кающемуся был вопрос «Всех любишь? Всех прощаешь?».  Когда приходилось обличать упорствующих во грехе, — становился грозным и непреклонным: горе тому, в ком он замечал своеволие и упорство. «Батюшка мог горячо разгневаться в исповедальне и даже прогнать оттуда иного непокорного, запрещая показываться на глаза. Ничего не было тяжелее такого изгнания. Это было сильнейшим средством привести человека в покаяние и сокрушение. Видя смирение человека, батюшка прощал его».

Исповедников было так много, что порой исповедовать приходилось с утра до  глубокой ночи, — иногда по 17 часов подряд! Из огромной толпы он сам вызывал на исповедь того, кого считал нужным: «Я тех беру, кого мне Сам Господь велит взять», — эти слова батюшки наводили такой трепет на собравшихся, что они невольно начинали каяться и с самым искренним сокрушением обращались к Господу.

Подобно многим прославленным старцам, отец Валентин на исповеди часто вообще не расспрашивал о грехах, но сам перечислял все грехи человека, которого видел впервые, говорил: «Я знаю день твоего рождения и кончины». Некоторым описывал их жизнь с самого их детства, притом так верно и подробно, что те в остолбенении не могли выговорить ни слова, пораженные дивным провидением пастыря. Бывало обличал сокровенные помыслы человека не «в лоб», а как бы невзначай, обращаясь к стоявшему рядом. Часто заранее отвечал на еще не поставленные вопросы, а искренне кающихся утешал: «Не плачь, деточка, я твои грехи на себя приму».

Могила Валентина находится на Ваганьковском кладбище

После смерти святой Валентин, как сейчас его принято называть, творит чудеса. На его могиле всегда много народу, все несут цветы. Люди приходят со своими скорбями и просьбами.

Молитва о помощи к батюшке — это обращение людей своими словами со своими проблемами. Не обязательно знать, как просить, делайте это просто от души, но главное верить в то, что батюшка обязательно поможет

Нет никакого правила как просить, важно сделать это от души и с чистым сердцем

Все, кто приходит на могилу к батюшке — все он помогает

Считается, что у батюшки 2 могилы. Если кто не знает, как пройти на это место, предлагаем вашему внимаю карту, как лучше его найти.

На фото указано место расположения чудотворной могилы, а также улицу и как проехать

Необходимо проехать до станции «1905 года». Далее идти пешком до Ваганьковского кладбища, после чего увидите указатели до самой могилы святого.

Специальной молитвы отцу Валентину не существует.

На фото также можно удостовериться, что неспроста люди говорят о двух могилах, ведь точно не известно на каком из этих мест, похоронен сам батюшка. На одном месте находится крест, а на другом — место народного почитания — чудотворная могила.

Это интересно: Святые мученики Флор и Лавр: рассмотрим детально

Подвижник и молитвенник

«Основой его служения была необыкновенная любовь к людям и к Богу, — рассказывает правнучка Валентина Амфитеатрова Евгения Николаевна Викторова. — Он приходил в храм рано утром и уходил поздно, как он сам пишет, «голодный, но радостный». Ежедневное продолжительное служение Литургии, — на протяжении восемнадцати лет без диакона, совершение моления с акафистом Божией Матери «Нечаянная Радость», затем панихида — часто несколько… После службы с каждым остановится, поговорит, утешит, даст совет. За эту любовь, полную самоотдачу Господь даровал ему особые духовные дары» Все чувствовали недоступную высоту и благоговейность его служения, и конечно, действие особой благодати Божией. Присутствовавшие отмечали, что никогда не слышали ничего подобного: казалось, что все святые, к которым он обращается, здесь, в храме, а батюшка как бы действительно разговаривал с ними и Божией Матерью.

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» в храме Илии Обыденного

«Нет слов передать то благоговейное настроение, которое охватывало человека дивной силой батюшкиного служения, — вспоминает его духовная дочь и жизнеописательница новомученица Анна Зерцалова. Записки собирал бережно, с величайшим чувством сострадания, — то охотно, то — с тяжелым вздохом, и нес их в алтарь. Когда читал он эти сотни имен, — все чувствовали, как горячо он молится за каждого человека, его служение было настолько истовым и благодатным, что плоды молитвенной помощи во всех скорбях являлись незамедлительно. Если он провидел, что кто-либо имеет особую неотложную нужду, он властно раздвигал толпу и подходил к страдающему, утешал, разрешал вопросы и помогал, чем мог. Так возиться с каждым человеком, как возился батюшка, вряд ли кто сможет»…

В 1892 году о. Валентин был переведен в Кремлёвский Архангельский собор и назначен там настоятелем.

Кремлёвский собор Архангела Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных.

Благодетель

Батюшка считал своим долгом заботиться не только о духовных нуждах своих чад, но и телесных: нуждающимся помогал всем чем только мог. «Кого наставит, кому поможет деньгами, кого устроит, даст приют и убежище, этого исцелит, того исправит, вразумит. С утра до ночи трудился пастырь, ни в церкви, ни дома не зная покоя и отдохновения.» Часто приняв человека под свое руководство, отец Валентин продолжал заботиться о нем до самой своей смерти: устраивая его жизнь, подбирая подходящий род занятий и следя за успехами в труде. И даже начинал заботиться о родных, близких и знакомых этого человека. Сам лично кормил тысячи сирот и вдов, давая им ежемесячные пособия. Но старался, чтобы никто из посторонних не знал о его милостынях, и больше действовал через других людей.

Он организовал среди своих пасомых целую четко продуманную и отлаженную систему оказания разносторонней помощи нуждающимся. Вся паства представляла собой как бы одну большую семью, в которой каждый по мере сил и возможностей вносил свою лепту в дело материальной взаимопомощи. Сироты устраивались в добрые верующие семьи, бездомные — на фабрики и предприятия, тяжелобольные — в больницы. Болящим посылали опытных врачей и сиделок, беззащитным перед законом — лучших адвокатов, детям со сложностями в обучении — хороших репетиторов. Все это делалось исключительно добровольно и бесплатно. Милостыня служила благодеянием и для тех, кто ее подавал, деятельно уча их чуткости и состраданию. Под влиянием мудрого слова, искреннего внимания батюшки к каждому человеку, при помощи Божией Благодати людям открывалось богатство духовной жизни и они становились ревностными христианами.

Духовная и благотворительная деятельность батюшки продолжалась до последнего дня жизни. Когда он был уже совсем слепой и больной, дочери выносили его к посетителям на руках. Ему зачитывали все записки, все просьбы, — до самой последней минуты он продолжал помогать всем, материально устраивать сотни людей, а после его кончины святое дело продолжили многочисленные духовные дети.

Память

  • Мощи святого Валентина в Храме Рождества Пресвятой Богородицы во Львовской области
  • Мощи святого Валентина в базилике св. Валентина в Терни
  • Череп святого Валентина в базилике Санта-Мария-ин-Космедин в Риме
  • Витраж в городе Терни «Святой Валентин венчает Серапию и Сабино»
  • Витраж в Храме Девы Марии в Англии «Святой Валентин и святая Доротея»
  • Картина Якопо Бассано «Св. Валентин Римский крестит св. Луциллу»
  • Храм Святого Валентина в Дублине
  • Документальный фильм «Тайны любви», в роли святого Валентина – Вадим Демчог
  • Художественный фильм Марюса Вайсберга «Любовь в большом городе», в роли святого Валентина – Филипп Киркоров

Биография Валентина Амфитеатрова

Род, из которого происходил будущий настоятель московского Архангельского собора, дал России немало талантливых священнослужителей. Отец его, Николай, был протоиереем в с. Высокое Кромского уезда Орловской губернии. Мать Анна – благочестивая христианка.

Дом семьи Амфитеатровых-Викторовых в Очаково

Родным дядькой Валентину Николаевичу приходился архиепископ Казанский Антоний, а двоюродным дедом – митрополит Киевский Филарет. Биография самого духовника берет свое начало от даты его рождения – 1 сентября 1836 г.

Ранние годы

Когда мальчику исполнилось 11 лет, он стал учеником Орловской духовной семинарии. Проучившись там 7 классов, юноша попросил перевести его в Киев, где через год успешной учебы получил аттестат. Следующим этапом его образования стала Московская духовная академия, где Валентин получил кандидатскую степень по богословию. По окончании учебного заведения молодой человек преподавал юным семинаристам Калужской семинарии греческий язык и историю.

Женитьба

Брачными узами Амфитеатров связал себя, когда ему было 24 года. С будущей женой преподаватель духовной школы встретился благодаря своему ученику. На одном из обедов в кругу семьи Чупровых, куда тот его пригласил, Валентин Николаевич познакомился с братьями и сестрами Александра. Среди них он заметил юную Елизавету Ивановну, на которой вскоре и женился.

Начало священнослужения

Тесть молодого учителя был протоиереем, и по рассказам сына отца Валентина, именно он настоял на принятии священного сана. Как вспоминает Александр Валентинович, это было условием женитьбы на его дочери. Однако биографы склонны верить, что решение будущий святой принял добровольно.

В июне 1866 г. Амфитеатрову был пожалован сан протоиерея

За три дня до свадьбы Валентин Николаевич получил сан диакона, а еще через день – священника Калужского собора, став членом местной консистории. Спустя 4 года духовника перевели в Лихвинский Троицкий храм на должность цензора проповедей, а вскоре он начал преподавать Законы Слова Божьего для учеников уездного училища города Лихвина. Чуть позже будущий чудотворец был назначен смотрителем Мещовской духовной семинарии.

В июне 1866 г. Амфитеатрову был пожалован сан протоиерея. Через 5 лет он сменил Калужскую губернию на Москву, где стал преподавать законоучение семинаристам Московской школы, а затем – столичного казенного реального училища.

В «Нечаянной радости»

1874 год принес отцу Валентину новые жизненные перемены. Московский митрополит Иннокентий походатайствовал назначить протоиерея в Кремлевский собор св. Константина и Елены. Ранее церковь не отличалась большим количеством прихожан и была не сильно популярна среди православных христиан. Амфитеатров же сумел создать общину, которая со временем стала самой многочисленной, а здание храма оказалось слишком мало для желающих послушать ежедневную литургию святого отца.

Настоятель Архангельского собора

Настоятелем знаменитого Кремлевского собора Валентин Николаевич стал в 1892 году. На тот момент духовник был известен далеко за пределами столицы. Будучи талантливым проповедником, он быстро привлек прихожан в московские храмы. Священник первым ввел практику частого причащения и был отмечен самим Иоанном Кронштадтским. Тот любил говорить обратившимся к нему московским жителям: «У вас есть отец Валентин. Зачем я вам?».

Последние годы

Когда Амфитеатрову было 64 года, он ослеп. Однако стать затворником ему не удалось. Поток людей, льющийся к нему в московскую, а позже очаковскую, квартиру не иссякал. Полагаясь на помощь своих дочерей, духовник ежедневно принимал десятки верующих, которые приходили к нему за советом или причащением.

Всю свою жизнь чудотворец занимался писательской деятельностью

Кончина и погребение

Скончался Валентин Николаевич спустя 6 лет (20 июля 1908 г.). Через три дня он был погребен на Ваганьковском кладбище, рядом со своей женой, которой не стало гораздо раньше. В 30-х годах ХХ века участок №21 был уничтожен, а на месте могил возведен братский памятник участникам Великой Отечественной войны.

Однако верующие не переставали приходить к месту захоронения святого отца, приносить цветы, молиться и просить о помощи. Осенью 90-го года поблизости мемориала был воздвигнут крест в честь духовника, а спустя 11 лет могилу зарегистрировали, как ту, где покоятся останки священника.

Почитание и судьба погребения

С первых дней после смерти любимого духовного отца на его могилу потянулось множество паломников. Вскоре на этом месте появился памятник в виде большой каменной плиты, у которой ежедневно велась панихида. До 1918 г. в дни памяти поминальную службу на месте погребения старца проводили московские архиереи.

С приходом к власти большевиков могила отца Валентина неоднократно подвергалась осквернению. В 20-е гг. был сломан крест, который удалось сохранить Наталье Ивановне Ширяевой. После её смерти святыня, связанная с именем Валентина Амфитеатрова, стояла на могиле его преданной духовной дочери.


Могила Валентина Амфитеатрова на Ваганьковском кладбище

В 30-е гг. советские чиновники приказали забетонировать могилы старца и его родственников и поставили часовых, которые не допускали в святое для его духовных чад место людей. Печальная судьба постигла Анну Зерцалову, которая вела подготовительную работу для канонизации батюшки. За неё женщина была арестована и расстреляна на Бутовском полигоне по обвинению в контрреволюционной деятельности.

В 40-е гг. XX в. на месте захоронения была организована братская могила советских солдат. Отец Валентин, предвидя это событие, завещал расположить его могилу как можно глубже. В 90-е гг. Среди солдатских захоронений были установлены два креста, которые отмечали место погребения проповедника. Третий крест был установлен у кладбищенской церкви Воскресения Словущего.

В 1998 г. на заседании комиссии по канонизации святых при Святейшем Синоде было установлено, что для канонизации и прославления протоиерея Валентина Амфитеатрова не существует препятствий. Но на этом процесс канонизации московского проповедника и поборника православной Веры остановился. При этом священнослужители отмечают, что молиться ему можно за пределами культовых зданий.

Интересно! Паломники отмечают, что по молитве протоиерею Валентину у любого из трёх крестов, стоящих на Ваганьковском кладбище, просящие о помощи получают её. И это предсказывал старец перед кончиной, говоря, что он окажет помощь любому просящему на его могиле или далеко от неё.

https://youtube.com/watch?v=3AxZww5cdkY

Протоиерей Валентин Амфитеатров

Посмертные чудеса

Еще задолго до смерти Амфитеатров говорил: «Когда умру, идите на мою могилку и поведайте мне все, что вам нужно, и я услышу вас, и не успеете еще вы отойти от нее, как я все исполню и дам вам. Если кто и за версту от моей могилки обратится ко мне, то и тому я отзовусь». Чудеса начали происходить практически сразу после похорон. С тех пор на Ваганьковском кладбище не исчезает очередь к кресту, поставленному в честь чудотворца.

Среди верующих православных нет негативных отзывов о Валентине Николаевиче. Всем, кто обращается к нему с искренней молитвой, он исправно помогает. Вот только малый перечень чудес, случившихся после визита к чудотворной могиле:

  1. Татьяна Никифоровна страдала сложной степенью близорукости, и не могла обходиться без очков. Посетив Ваганьковское кладбище, она уже на следующий день заметила улучшение, а сейчас ее зрение стало практически идеальным.
  2. Молодой Наталье духовник помог построить карьеру. Она слезно просила его, чтобы фирма, в которой та хотела работать, дала положительный ответ на ее резюме. Помолившись святому, девушка тут же получила звонок от компании, а уже через полгода стала занимать одну из руководящих должностей.
  3. Ольга Сергеевна молилась отцу Валентину за своего внука, который находился в коме. Каждый день женщина ездила на место погребения чудотворца, просила его вернуть мальчика к полноценной жизни. После того как она положила мешочек с песком, взятым с могилки, ребенок пошел на поправку.
  4. Муж Светланы очень любил выпить, иногда дело доходило до белой горячки. Совсем отчаявшись, девушка начала молиться отцу Валентину об исцелении любимого от пьянства. Вскоре ее второй половинке приснился сон: к нему приходил сам старец, молвив, что тот больше не будет пить. Чудо, но на следующий день мужчина не смог выпить даже бутылку пива.
  5. Молодая Юлия долго не могла забеременеть. Они с мужем уже смирились, что у них никогда не будет детей, но женщина решила дать себе последний шанс и отправилась на могилку святого. Очень долго она молилась, слезно прося ощутить радость материнства, а вскоре тест на беременность показал заветные две полоски.


На Ваганьковском кладбище не исчезает очередь к кресту в честь чудотворца Валентин Николаевич Амфитеатров – яркая личность русского православия. Он сумел поднять престиж церкви, привлек еще больше прихожан и даже после своей смерти продолжает помогать людям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отец учил нас молитвам и Закону Божьему

– Как родилась идея написать книгу «Три века с отцом Валентином»?

– По молитвам батюшки, Господь дал мне замечательного супруга, но у нас нет детей, и некому передать память о тех людях, с которыми я встречалась, которых знала. Поэтому вместе со священником Сергием Матюшиным мы задумали книгу про батюшку и про всех, кто был с ним связан. В книге я пишу о том, что знаю из первых уст. Всю жизнь я бережно храню воспоминания и личные вещи, которые принадлежали отцу Валентину и членам его семьи. На презентации книги мы устроили выставку этих вещей.

Николай Васильевич и Вера Николаевна Викторовы

– Расскажите о вашем отце.

– У бабушки с дедушкой родилось пятеро детей, но выжили три сына, первенец Борис и дочка Лиза умерли младенцами. Мой отец Николай Васильевич Викторов был средним сыном – между Дмитрием и Сергеем. Отец родился 110 лет назад, 7 апреля 1907 года, на Благовещение. Окончил географический факультет МГУ. С 1939 года и до выхода на пенсию проработал инженером-картографом на открывшейся в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, которая позже была преобразована в ВДНХ. У отца была закрытая форма туберкулеза, поэтому он не был призван в армию. В годы войны он работал в колхозе, преподавал географию в очаковской школе. В 1931 году отец женился на моей маме Вере Николаевне Мальчевской. Молодые поселились на втором этаже очаковского дома. По желанию мужа мама, окончившая педагогический техникум, не работала, а воспитывала детей. Выросшей в интеллигентной дворянской семье маме в годы войны пришлось то работать учетчицей, то заведовать курсами трактористов. Когда я выросла, она пошла работать в Государственную библиотеку имени Ленина. Отец учил нас молитвам и Закону Божьему. Он был тверд в вере и нас воспитал в том же духе. Любил переписывать акафисты и обменивался ими с братом Сергеем.

В 1932 году у родителей родился сын Дмитрий, в 1934 году – дочь Люба, а в 1946 году – двойняшки – я и сестра Мария. Мы были поздними детьми, у нас с братом была разница в 14 лет. Я весила кило двести, Машенька была покрепче меня, но через полгода, 6 мая 1947 года, умерла, и маме врачи предсказывали, что и я умру. Но я выжила. После школы поступила во Всесоюзный юридический заочный институт. Работала во Всесоюзном научно-исследовательском институте проблем укрепления законности и правопорядка. Начинала работу как специалист. Позже стала младшим, а затем старшим научным сотрудником. В 1983 году защитила кандидатскую диссертацию. С 1990 по 2007 год была доцентом Московской государственной юридической академии. Сейчас на пенсии.

– На вашем семейном участке Амфитеатровых-Викторовых на Ваганьковском кладбище похоронены ваши родители. Они прожили долгую жизнь?

– Отец умер на 88-м году жизни, 3 января 1995 года, в день памяти святителя Филарета (Амфитеатрова), митрополита Киевского. Его большой портрет висел в нашем доме. После отпевания в храме Воскресения Словущего отца похоронили на Ваганьковском кладбище в могилу его родителей. Мама умерла 12 июля 1989 года, в праздник Всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector