Валаам

Монастырь на Соловках сегодня

Монашеская обитель всегда притягивала паломников. Здесь по-особому звучат песнопения и молитвы, а советы старцев и духовные беседы дают поддержку в сложных ситуациях и подвигают к праведной жизни. К святыням стремятся попасть верующие и путешественники, мечтающие соприкоснуться с особым миром, имеющим существенные различия с мирским пониманием человеческого существования. Они находят здесь новые знания и впечатления, задумываются над высокой степенью духовности и переживают светлые чувства. Мало кого посещение Соловецкого монастыря оставляет равнодушным.

Парадным входом в Град монашеский считаются Святые ворота с одноглавой надвратной церковью Благовещения Пресвятой Богородицы и образом Спаса Нерукотворного. Напротив входа, уже на территории обители, верующих встречает главный монастырский храм — Спасо-Преображенский собор. Слева от него расположены церкви — Германа Соловецкого, Никольская с ризницей, Успения Пресвятой Богородицы с Келарской палатой и Трапезной, а также монастырская колокольня, за ним — собор Троицы Живоначальной с часовней Иринарха, а справа — церковь Филиппа.

Германовская церковь, Juliette17

В монастыре есть еще несколько церквушек и часовен, а также Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор. Он появился в результате неоднократных перестроек одноименного придела, относящегося к Спасо-Преображенскому храму. Предполагается, что после реставрации Зосимо-Савватиевский станет главным собором комплекса.

Галерейный переход связывает основные церкви и трапезную, доставляя определенные удобства в условиях морозного и сырого климата.

Центральный двор окружен несколькими корпусами с кельями и мастерскими:

  • с западной стороны — Благовещенским, Настоятельским, Келейным, Казначейским;
  • с северной стороны — Наместническим и Рухлядным;
  • с восточной стороны — Поваренным, Просфорным, Новобратским;
  • с южной стороны — Святительским.

В северном дворике располагаются:

  • Иконописная палата;
  • Кожевенная кладовая;
  • Портная, или Чоботная палата;
  • Никольский корпус с домовой церковью и покоями наместника;
  • Монастырская больница с операционной, палатами и комнатами для врачей.

Мельница, Наталия Семчина

В южном дворике находятся: мельница, бани, прачечная и вход в Сушило, пристроенное с наружной стороны крепостной стены. На территории мужского монастыря есть некрополь с захоронениями нескольких десятков насельников, датируемыми до XVII в.

Виртуальный тур по Соловецкому монастырю

Вне крепостных стен установлены часовни Петра и Павла, Константина и Елены, Александра Невского, митрополита Филиппа, усекновения главы Иоанна Предтечи. У Святого озера находится здание кузницы, Луковый и Никольский корпуса, далее — скотные дворы, мясные погреба, монастырское училище и монастырская булочная. К северу от крепости — бани для паломников, бывшие смолокурни и кожевенный завод, а на юго-западе — корпуса гидроэлектростанции и радиостанции.

Центральный двор, Константин Павлов

Вблизи монастыря есть три гостиницы — Архангельская, Преображенская и Петербургская. Они были построены в середине XIX века.

Отели рядом с Соловецким монастырем

Скиты

Они представляют собой небольшие поселения, расположенные отдельно от Соловецкого монастыря. В каждом из них ведется свое хозяйство.

  • На Заяцком острове — Андреевский скит.
  • На Большом Соловецком острове — Савватиевский и Вознесенский скиты.
  • На Анзерском острове — Голгофо-Распятский и Троицкий скиты.
  • На Большой Муксалме — Сергиевский скит.

Церковь в Андреевском ските, Ирина Порунова

Пустыни

К Соловецкому монастырю относится несколько уединенных селений, где монахи несут послушание. Это — Филиппова, Макариевская, Исааковская, Старая Сосновская пустыни на Большом Соловецком острове, а также Елеазарова пустынь на Анзерском острове.

Поклонные кресты

После возрождения монастыря в конце прошлого века, насельниками было установлено примерно два десятка крестов. Они напоминают об утраченных храмах и часовнях, знаменательных местах и трагических событиях.

С достопримечательностями Соловецких островов можно ознакомиться в подборке материалов на нашем сайте. Отзывы туристов представлены здесь.

История Валаамского монастыря

Точная дата заложения Валаамского монастыря остается неизвестной — одни источники относят основание обители к Х веку, согласно другим, монастырь был основан в XIV столетии. Официально принято считать началом отсчета истории обители 1407 год, а ее основателями — паломников Германа и Сергия.

Основной расцвет монастырь пережил в XV-XVI веках, когда на его территории проживало около 600 монахов. В начале XVII столетия Валаам оказался в упадке, в этот период остров отошел под владение Швеции, вследствие чего монастырь был сильно разорен. После Северной войны остров вернулся в границы России, и по указу Петра I в 1715 году началось восстановление обители.

В 1730 году был возведен деревянный Успенский собор, однако простоял он недолго, пожар 1754 года уничтожил почти все постройки. Очередному восстановлению обители способствовала уже императрица Елизавета. В 1774 году был возведен собор Преображения Господня, Успенская и Никольская церкви, а также келейные здания. Еще через 10 лет при игумене Назарии началось каменное строительство на территории монастыря.

С началом XIX века на Валаам снова пришел расцвет, на территории велась активная застройка, часть которой сохранилась до наших дней. В 1839 году настоятелем обители стал знаменитый игумен Дамаскин, внесший огромный вклад в архитектурное развитие монастыря. Дамаскин не только инициировал строительство новых соборов и церквей, но поспособствовал возрождению классических монашеских традиций в обители. Снова было возвращено старчество, стал гораздо более строгим устав обители, возросла ее известность.

В конце XIX века число насельников обители составило около 1000, также наметилась тенденция присвоения окрестностям храма названий из Нового завета. Духовенство рассчитывало, что вскоре Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь сможет стать новым Иерусалимом.

В ХХ веке на Валаам пришли непростые времена. После революции монастырь не был закрыт, поскольку находился на территории не России, а Финляндии. Однако изменения все равно настали, поскольку православные верующие в лютеранской Финляндии были в меньшинстве, в 1923 году монастырь был дерусифицирован. Богослужения в нем стали проходить на финском языке, на территории обители разместились оборонительные сооружения на случай войны с Советским Союзом. Монастырь был вынужден перейти на григорианское летосчисление, многие иноки покинули обитель. В период финско-советской войны исход иноков из Валаамского монастыря усилился — монахи уходили в Финляндию и впоследствии основали там Ново-Валаамский монастырь.

В 30-е годы в обители оставалось всего около 400 монахов, терпевших нищету и голод. В 1940 году уже после возвращения во владение СССР монастырь был окончательно закрыт, и на территории обители разместилось военно-морское училище. В 1950 году территорию обители отдали под дом инвалидов, а в 1979 году на Валааме был открыт музей-заповедник.

Возрождение монастыря началось только в 1989 году, Православная церковь снова получила в свое владение большую часть монастырских зданий. В декабре 1989 года на острове поселилось 6 монахов, старавшихся возродить традиции и обычаи Валаама, а в 1994 году произошло новое освящение обители.

Скиты

В начале ХХ века Валаамский монастырь включал в себя 13 скитов. Они располагались в разных частях архипелага и за его пределами. На сегодня восстановлено 11 скитов. Каждый уникален, по-своему интересен, все радуют путешественников гармонией и красотой. Вот список скитов и некоторые особенности каждого:

— скит во имя святителя Николая Чудотворца (Никольский) — здесь в XIX веке была таможня, досматривались корабли и лодки. Никольский храм возвели в середине XIX века. К 2007 году храм был отреставрирован, иконы для иконостаса написаны новые, так как аутентичные были вывезены в 1940 году в Финляндию, где и хранятся в Ново-Валаамском монастыре;

— скит во имя Всех Святых — самый древний за пределами монастыря, вокруг него разбит красивый сад, здесь, по преданию, в XV веке жил какое-то время преподобный Александр Свирский (1448–1533); скит основан в конце XVIII века игуменом Назарием;

Вход в скит для мужчин ограничен (пятница — день молчания), для женщин — закрыт. Для всех без исключения гостей скит открывается только один раз в году — в свой престольный праздник, день Всех Святых;

— скит во имя пророка Илии (Ильинский) — основан игуменом Дамаскином (Кононовым) (1795–1881), скит дал название острову — Ильинский, в пятидесятые годы ХХ века был полностью уничтожен, в 2006 году восстановлен.

Посещение скита — только по благословению игумена обители;

— скит во имя преподобного Александра Свирского (Святоостровский) — находится на уединенном Святом острове, на самом севере архипелага. Здесь 500 лет назад жил в уединении монах Александр Свирский. Сохранилась его пещера и поклонный крест перед ней. В середине XIX века игумен Дамаскин основал на острове скит;

— Воскресенский (Новоиерусалимский) скит — построен в 1901–1906 годах на вершине холма над Большой Никоновской бухтой, центр скита — двухэтажная церковь. Верхний храм — Воскресения Христова, нижний — апостола Андрея Первозванного. В восточной части нижнего храма устроено подобие иерусалимской пещеры Гроба Господня. Храм Воскресенского скита является смысловым и архитектурным центром валаамского Нового Иерусалима;

— Гефсиманский скит — построен в 1911 году игуменом Маврикием как продолжение валаамского Нового Иерусалима. Вместо оливковых деревьев, роща которых носит в Палестине название Гефсиманского сада, на Валааме были высажены многочисленные кусты сирени, шиповника, чубушника, спиреи. Посреди этого сада расположена церковь Успения Пресвятой Богородицы, внутреннее убранство которой выполнено из кипариса;

— скит во имя Коневской иконы Божией Матери (Коневский) — выстроен в XIX веке на берегах Коневских (Игуменских) озер, восстановлен с нуля в 2004 году. Здесь хранится список с чудотворной Коневской иконы Божией Матери. В этих местах жил около шести лет в отшельничестве монах Дамаскин (Кононов), которому было суждено стать самым знаменитым игуменом Валаамского монастыря, возглавлявшим обитель 42 года. Именно по благословению игумена Дамаскина на этом месте был построен скит — самый маленький на Валааме. Число его братии никогда не превышало трех человек;

— скит во имя Смоленской иконы Божией Матери (Смоленский) — построен к лету 1917 года по просьбе великого князя Николая Николаевича Романова, верховного главнокомандующего Русской армией в начале Первой мировой войны, по проекту его родного брата — Петра. По замыслу великих князей, братия Смоленского скита должна была круглый год молиться об упокоении душ русских воинов, на поле брани живот свой положивших. Этот храм стал одним из самых последних, построенных в Российской империи;

— Свято-Владимирский скит — новый, возведен в XXI веке, в своем архитектурно-стилистическом решении продолжает линию русского модерна, с ориентацией на псковско-новгородские храмы. Центр скита — церковь святого равноапостольного князя Владимира с приделами с честь Покрова Божией Матери и Всех Русских Святых. Здесь находятся личные покои Патриарха Всея Руси, Музей истории обители и валаамская иконописная мастерская.

3

Немного истории острова Валаам

Само название остров получил много столетий назад, когда здесь жили финно-угорские племена, а позже карелы. История возникновения полна легенд и загадок. Название можно перевести с финно-угорского «валамо» как «высокая земля». Некоторые сопоставляют его с именем Валы – по древнескандинавской мифологии сыном Одина, а также со славянским богом Велесом, которому здесь приносили жертвы язычники. Именем Валаам звался и библейский прорицатель о Христе.

По преданию, начало монастырю положил Андрей Первозванный, установив каменный крест во время распространения Христианства. Особо почитаются на Валааме преподобные Сергий и Герман, основавшие здесь монашеское братство.

У историков нет единого мнения о времени основания монастыря на землях Валаама. По одной версии, связанной с Авраамием Ростовским, это X–XII века, по другой – XII–XIV.

За свою историю острову пришлось пережить немало испытаний. Это военные столкновения со шведами, эпидемии. Обитель была полностью уничтожена и возрождалась вновь. Валаам, как и Карелия более чем на век оказывалась под властью Швеции, а значит, и под другой верой.

Однако в 1715 году, после очередной войны со шведами, указом Петра I началось восстановление обители. Вскоре было построено каменное здание монастыря, а к концу XIX века – церкви скитов. Материалы для строительства изготавливались на острове. Строителем Валаама называют игумена Дамаскина, при котором шло активное строительство, а также росла численность братии.

В 1887 году состоялось освещение закладного камня соборного храма. Здесь был воздвигнут величественный Спасо-Преображенский собор.

Новые испытания пережил Валаам в XX веке. В 1918–1940 годах остров принадлежал Финляндии. Монастырь не переставал жить, однако столкнулся с проблемами голода, эпидемии, на острове велись фортификационные работы. Был также введён новый календарь, в результате чего некоторые монахи были вынуждены уехать, так как отказались подчиниться.

Во время очередного обострения советско-финских отношений Валаам неоднократно подвергался бомбардировкам. В результате мирного договора Карелия, в том числе и Валаам, вновь отошли к СССР. На территории Финляндии эвакуированными во время военных действий монахами был основан Ново-Валаамский мужской православный монастырь.

А вот на острове началась совсем другая жизнь – без колокольного звона и служб. Здесь была школа юнг, создан совхоз, интернат для инвалидов и престарелых. Церкви использовались как склады и магазины, деревянные постройки служили топливом.

В 1979 году начались реставрационные работы, Возобновилась и монашеская жизнь. Сейчас братия насчитывает более ста человек. Есть на острове и местное население, порядка 460 человек, однако существуют планы по его переселению в Сортавала (название города местные жители не склоняют, так как оно иностранного происхождения).

Вехи развития монастыря

Скалистый остров, на котором расположен монастырь, высоко поднимается над уровнем моря. Здесь несколько внутренних озер, соединенных сетью каналов. На островах растут сосны. Место для обители обозначено в I веке апостолом Андреем Первозванным, проповедовавшим православную веру. Преодолев Русь с юга до севера, ученик Христа оказался в водах Ладоги. Зайдя на горы Валаама, он водрузил там каменный крест. Через 9 столетий паломники из Греции добрались до архипелага и образовали там монашеское братство.

Монастырь основан в 1407 году, когда на архипелаге появились иноки из Средиземноморья Герман и Сергий. Решив отречься от житейских благ, монахи проповедовали христианскую религию и заложили первую обитель.

Война России со Швецией больно отразилась на жизни монастыря: в 1611 году архипелаг стал территорией Швеции, монастырь завоеватели разорили. После окончания Северной войны по указанию Петра I в 1715 году началось восстановление монастыря и строительство на его территории храмов, но деревянные строения и ограда сгорели. В 1781 году вокруг обители появились здания из камня. Активно строили на Валааме при настоятеле Иоанне Дамаскине. В новых соборах настоятель вводил строгий устав и возродил традицию старчества.

После революции 1917 года территория Валаама оказалась под властью Финляндии, где православных верующих притесняли. В 1923 году монастырь дерусифицировали: службы велись на финском языке, было введено григорианское летоисчисление. Много монахов в это время ушло из монастыря, остальные терпели нищету и голод.

В 1940 году после возвращения во владение СССР монастырь закрыли и разместили здесь военно-морское училище. На острове работал целлюлозный завод, метеостанция и рыбокомбинат, дом инвалидов и музей-заповедник.

В 1989 году обитель получила монастырские здания, ранее принадлежавшие ей. На острове появились 6 монахов, старавшиеся возродить обычаи Валаама. В 1991 году обители присвоили статус старопигиальной. В 2007 году освящение храма и первую Литургию провел Патриарх Алексий II.

Репка для царя и первоклассный монастырь

Расцвет Валаама пришелся на XIX век. В 1819 году монастырь посетил император Александр I. Именно при императоре Александре I в 1810 году Великое княжество Финляндское было отвоевано у Швеции и вошло в состав Российской империи. А Валаамский архипелаг, в свою очередь, вошел в административное подчинение Финляндии. Эта ситуация обусловила совершенно особое положение Валаамского монастыря — «православной святыни в лютеранском окружении» и его особую судьбу после 1917 года. Во время своего визита государь был подчеркнуто скромен. Он посетил все уставные службы, смиренно стоя в храме сзади — среди рядовой братии. На вопрос слепого старичка-монаха, кто находится рядом с ним, Александр скромно ответил: «Путешественник». Отшельник схимонах Николай, принявший царя в своей пустынной лесной келье, сказал, что может угостить его только репкой, выращенной на огороде своими руками. Но возник конфуз: столового прибора у отшельника не было. Царь на это сказал, что «он солдат и съест по-солдатски», содрал с репки кожуру зубами и съел.

Александр I на Валааме

После царского визита обитель ждали милости. Она получила статус монастыря I класса. Валаамские чудотворцы Сергий и Герман были внесены в общецерковные месяцесловы, суда с монастырскими грузами, приходящие в Санкт-Петербург из Финляндии, — освобождены от таможенных пошлин.

С 1839 по 1881 годы монастырь возглавлял игумен Дамаскин (Кононов). За сорок лет его правления появился тот самый Валаам, к которому стремятся богомольцы и туристы.

Прежде всего, основная обитель приняла знакомый нам архитектурный облик. Чертежи создавали архитекторы из Санкт-Петербурга, работы выполняли профессиональные каменщики, маляры, кровельщики, плотники, приглашаемые монастырем со всей России. В летние сезоны число рабочих в обители превышало 400 человек. Наравне с ними трудилась братия.

Игумен Дамаскин (Кононов)

Одной из проблем монастыря был трудный доступ к воде: обитель стояла на горе. Дамаскин благословил брата Ионафана, сироту, выпускника ремесленного училища, будущего настоятеля, спроектировать и построить водопровод. Канал, продолбленный в скале, привел воду к основанию монастыря, а насос, приводимый в действие паровой машиной, качал ее наверх.

За годы игуменства Дамаскина на Валааме появились шесть скитов, двадцать часовен и десять поклонных крестов. Было выстроено несколько домов, включая гостиницы, созданы новая библиотека, мастерские, проложены дороги, приобретен пароход.

Игумен Дамаскин занимался не только строительными и хозяйственными заботами. Он следил за исполнением строго Саровского устава, исповедовал братию, наставлял провинившихся. Двоим монахам, захотевшим покинуть монастырь, он разрешил уйти, только если они снимут и оставят свои рясы у гробницы святых Сергия и Германа. Монахи остались.

Водопроводный домик

Во время десятилетней болезни после инсульта игумен Дамаскин, как вспоминали его келейники, никогда не жаловался. На вопросы о здоровье неизменно отвечал: «Слава Богу!» В еде довольствовался тем, что подадут, от пищи не отказывался, но отдельно никогда ничего не просил. Услуги со стороны братии, даже самые простые — перевернуть на другой бок, одеть, вывезти погулять, почитать книгу — воспринимал с такой глубокой благодарностью, что временами слезы выступали у него на глазах. Часто с трепетом причащался, много молился, неоднократно отмечались случаи его прозорливости.

Большинство настоятелей Валаамского монастыря по происхождению были крестьянами. Книга Василия Ивановича Немировича-Данченко, посвященная обители, называлась «Крестьянское царство» (в сокращенном варианте «Мужицкая обитель»). Надо отметить, что братия умела соблюсти устав и традиции. В 1835 году Синод назначил настоятелем игумена Вениамина из Новоезерского монастыря. Вениамин был хорошим хозяйственником, но братия его не приняла: согласно определению Синода от 1813 года настоятелем мог быть только валаамский насельник. После нескольких лет споров и тяжб законность восторжествовала: Вениамин удалился с острова, а настоятелем стал Дамаскин.

4

Паломничество в монастырь

Можно и не пользоваться услугами туристических агентств. Для этого необходимо стать верующим паломником, обратиться в соответствующую службу, действующую при мужском монастыре.

Для православного человека местный монастырь считается одной из главных святынь. В ней на протяжении многих лет жили старцы. Окружена обитель удивительно красивой природой, часто эти места называют «Русским северным Афоном». При этом нужно помнить, что для паломника в этой поездке главным будет приобщение к местной духовной традиции. У верующих православных есть возможность принять участие в литургической молитве вместе с братией, даже таинствах. Богослужения — в основе всех паломнических программ.

Паломники на время проживания на Валааме останавливаются в гостиницах при монастыре, а питаются в трапезных, согласной действующему монастырскому уставу. Как правило, они проводят здесь несколько дней, в которые для них организуют расширенную экскурсию с посещением удаленных скитов, в том числе старейшего Всехсвятского, который доступен исключительно для мужчин, и Смоленского.

В качестве примера расскажем о программах самых распространенных паломнических поездок. У вас уже не должно возникать вопросов, на каком острове находится Валаам. Остров доступен для паломников даже на короткое время — длительность поездки может составлять всего два дня и одну ночь.

В этом случае стоимость паломничества обойдется в сумму от 8 400 рублей. За эти деньги вас посадят на автобус в Санкт-Петербурге, отправляющийся в 7 часов утра. В Приозерске вы пересаживаетесь на теплоход «Валаам», на котором в 9.30 отбываете на остров. Прибытие — примерно в 13.00. После обеда — экскурсия по Центральной усадьбе с посещением Игуменского кладбища и Никольского скита. После ужина — всенощное бдение в нижнем храме Спасо-Преображенского собора.

Второй день начнется с Божественной литургии, после завтрака в 10 часов утра необходимо освободить монастырское общежитие. Вы сможете оставить вещи на хранение в кладовой. Далее запланированы экскурсии в Новый Иерусалим и на Коневские озера. Отправление с Валаама — в 17.00. Около полуночи вас доставят в Санкт-Петербург, в район станции метро «Площадь Восстания».

При желании разместиться можно не в монастырском общежитии, а в гостинице «Игуменская» за отдельную плату.

История острова Валаам

Историки до сих пор не пришли к единому мнению о периоде, когда был основан монастырь на этих землях. Пожалуй, это самая большая его тайна. Если захотите посмотреть краткое описание, которое дает Википедия — даты вы там не найдете. По одной из версий рождение монастыря связано с Авраамием Ростовским, а значит с X-XII веков, по еще одной – это XII-XIV столетия или начало XV‑го.

Валаамский монастырь упоминается в житии Савватия Соловецкого. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год

Существует предание, по которому каменный крест установил на Валааме апостол Андрей, направляясь на север с проповедью Христовой, положив, таким образом, начало монастырю. Но особо почитаются здесь те, кто основал монашеское братство – преподобные Сергий и Герман.

Даже имя острова наполнено легендами и загадками. Говорят, что зародилось оно во времена обитания на этих землях финно-угорских племен, которые «валамо» называли «высокую землю», а позднее – карелов. Его сопоставляют с богом славян Велесом, а также с именем сына Одина из мифов древних скандинавов – Валы, а еще это имя носил библейский прорицатель.

Остров пережил многие потрясения. Эпидемии, набеги шведов, власть иной веры. Обитель уничтожали и возрождали заново. Пока по Ништадскому договору о мире эти земли окончательно не стали признанными шведами российскими. Это произошло в 1721 году.

Вот тогда началось очередное возрождение монастыря. У него появилось здание из камня, а к завершению XIX столетия – церкви скитов. Все стройматериалы изготавливались здесь же. Сюда наезжали российские императоры, петербургская интеллигенция, художники, поэты, музыканты. В 1887 году заложили соборный храм, и спустя время поднялся Спасо-Преображенский собор.

После Октябрьской революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии, благодаря чему сохранился, и обитель оказалась церковью нацменьшинства (основная религия Финляндии — лютеранство)

Двадцатый век принес этим землям новые испытания. Остров, а с ним монастырь, перешел к Финляндии и оставался там от революции до второй мировой. Он существовал, но его настиг голод и эпидемия. Введение нового календаря заставило часть отказавшихся подчиниться монахов покинуть обитель. На Валааме обосновался военный гарнизон финнов, и с обострением отношений Советского союза и Финляндии пришлось пережить бомбежки, а монахам пришлось спасаться на материке.

Но по мирному договору Карельская республика, а с ней Валаам, отошли к Стране Советов. Только вот жизнь на острове оказалась очень далекой от звона колоколов и богослужений. Создали совхоз, даже школу юнг. В церквях разместили магазины со складами, а деревянные постройки – на дрова.

Важно знать: с окончанием войны и началом мирного строительства в Карелии открылась новая страница истории острова. Ее называют трагической, даже позорной

Здесь открылся дом инвалидов.

Пятьсот человек – слепых и глухих, без рук и ног, самых тяжелых – их выдергивали из отлаженной жизни, пусть почти нищей, но свободной, перевозили сюда, забирали паспорта с солдатскими книжками и переводили героев прошедшей войны фактически на положение заключенных. Люди мрут как мухи – так говорили теперь о них. И хоронили без имен, только колышки и таблички с номерами, как преступников. Лишь лет двадцать назад кресты появились на этих могилах, на тех, что остались.

Около 1980-х были начаты реставрационные работы и монашеская жизнь возобновилась.

Возможно, Вам будет интересна статья о святынях и достопримечательностях Усть-Медведицкого монастыря в городе Серафимович.

Что привезти с Валаама

После отдыха на Валааме и осмотра достопримечательностей можно забрать с собой на память следующие товары местного производства:

  • иконы, сделанные местными иконописцами;
  • фарфоровые чашечки для хранения святой воды;
  • подушки ручной работы, наполненные изнутри стружкой можжевельника;
  • выпечку с монастырской фермы;
  • расписные шали;
  • копченую и вяленую рыбу, выращенную здесь же, на Валааме.

Кроме того, на местном рынке можно приобрести и традиционные сувениры: магниты с изображениями валаамских достопримечательностей, тарелки, деревянные игрушки, лапти и т. д. Некоторые товары представлены на фото ниже.

Организация питания

Всем купившим билеты на экскурсионный тур предоставляется трехразовое питание в гостинице, которое входит в стоимость путешествия. Меню согласовывается отдельно с туроператором. Питание паломников, трудников и волонтеров происходит в монастырских столовых по православному меню, которое учитывает постные и скоромные дни.

Завтрак, обед и ужин происходят строго по графику. Брать в путешествие посуду не нужно, все предоставляется на месте. Не запрещается брать в путешествие свою еду, но считается неприличным перекусывать на ходу во время экскурсий и святых мест. Будет вежливо убрать за собой грязную посуду после приема пищи.

На острове нет наемного персонала, который работает за деньги. Всю работу выполняют трудники, послушники и волонтеры.

Перед приемом пищи молиться не обязательно тем туристам, которые не исповедуют православие. Но если за столом кем-то читается молитва, стоит встать и подождать, пока она закончится. Невежливо садиться и начинать есть, когда рядом молится кто-то другой. Во время монастырской трапезы действуют и все обычные правила поведения за столом: нельзя говорить с набитым ртом, громко стучать столовыми приборами и т.д.

Памятка туристу на Валааме

Для того чтобы максимально полно насладиться местными достопримечательностями на Валааме, рекомендуется ознакомиться со следующими советами:

  • даже если визит приходится на летнее время, следует взять с собой теплую одежду – погода на Валааме довольно переменчивая из-за близости воды;
  • лучше отдать предпочтение закрытой обуви – разумеется, здесь есть дороги и деревянные настилы, но если углубиться в лес, то можно испачкаться;
  • на территории монастыря и скитов женщинам запрещается ходить в брюках, поэтому проще сразу надеть юбку, чтобы не переодеваться каждый раз при входе в храм;
  • курение и алкоголь на острове запрещены;
  • фотографии внутри Валаамского монастыря не приветствуются.

Отдельно следует сказать о питании. С одной стороны, можно не брать с собой еду – утолить голод можно в скитской трапезной или на монастырской ферме, где продают вкусную выпечку. С другой стороны – цены могут кусаться.

Важно! После остановки в палаточных лагерях весь мусор необходимо забирать с собой, чтобы не засорять естественную красоту Валаама

Правила посещения Валаама

Валаамский монастырь, где находится множество святынь, интересен туристам и паломникам. Чтобы получить удовлетворение от поездки в святое место, следует заранее выбрать цель путешествия и желаемую роль.

Род занятий Права и обязанности Как стать
Турист Осмотр достопримечательностей. Соблюдение общих правил вежливости. Участие в молитвах и службах не обязательно. Фото- и видеосъемка только по разрешению. Купить тур на Валаам в агентстве, приехать на остров самостоятельно
Паломник Осмотр достопримечательностей. Посещение молитв и служб, поклонение святыням. Приветствуется выполнение простых поручений от монахов. Через Паломническую службу
Трудник Участвует во всех обрядах вместе с монахами, соблюдает монастырский распорядок, работает на общее благо. Может стать монахом через 2-3 года после начала трудничества или покинуть Валаам по своему желанию в любое время. Связаться со Службой благочиния монастыря +7
Волонтер Работает на благо монастыря, не участвуя в обрядах. Может быть человеком любого вероисповедания или атеистом. Связаться с Волонтерской службой

Количество трудников и волонтеров, которые могут быть поселены в гостиницы, строго ограничивается. В монастыре есть места для 40 трудников, число волонтеров меняется в зависимости от потребности в помощниках. Валаам – мужской монастырь, но в трудники и волонтеры принимаются женщины, хотя они не могут быть посвящены здесь в монашество

Все гости острова Валаам, вне зависимости от своей роли, должны соблюдать правила вежливости:

  • Женщины могут ходить по святому острову только в платках и юбках.
  • Мужчины должны входить в храмы без головных уборов.
  • Для всех считается неприличной очень открытая одежда, даже если очень жарко.
  • Неприлично посещать экскурсии и паломничества в спортивной одежде.
  • Мобильные телефоны во время посещения храмов и святых мест нужно отключать.
  • К незнакомым монахам следует обращаться «Отец» или «Отче».
  • Невежливо отвлекать монахов, трудников, волонтеров от их работы.
  • Можно задавать монахам вопросы о смысле монашества и православной веры.
  • Очень неприлично спрашивать монахов об их настоящих именах, мирской жизни до принятия обетов.

Курение табака на острове не приветствуется, но и не запрещается для всех, кроме трудников. Для курения следует выбирать скрытые от посторонних глаз места, где ходит мало людей, чтобы не мешать никому сигаретным дымом. Распитие алкогольных напитков категорически запрещено, если это не кагор или вино для причастия.

Валаамский монастырь находится на территории заповедника, где запрещены рыбалка и охота, палаточные лагери и разведение костров. Нельзя выкидывать на островах мусор, это неуважение не только к святому месту, но и к природе Карелии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector