«в августе 44-го…»
Содержание:
- За год до Победы
- Автор романа снял с титров свое имя
- Вокзал Слонима переделали под Лиду
- Миронов, Галкин, Балуев…
- Связующее звено между эпохами
- Сосредоточение против расслабленности
- Что не понравилось Владимиру Богомолову
- От каждого по способностям
- Яркая звезда Михаила Пташука
- Уникальная достоверность и успех картины
- Бюджет — два миллиона долларов
За год до Победы
Рассмотрим системно некоторые яркие эпизоды фильма, который рассказывает о работе контрразведки Смерш («Смерть шпионам») в годы войны. До победы остается почти год. В ходе операции «Неман» контрразведчики – опытные следопыты – разыскивают в лесах освобожденной Белоруссии вражеских агентов
Ставка в этой «охоте» очень высока – успех важной военной операции советских войск
Группа капитана Алёхина действует слаженно и профессионально, со стопроцентной отдачей, забывая о себе, невзирая на непогоду, усталость, голод, не расслабляясь ни на минуту. Мы видим огромное желание сделать максимум возможного, даже больше, чем максимум. Каждый из членов боевой группы понимает, что от их действий может зависеть все – и результат конкретной запланированной военной операции, и исход войны в целом. На войне не бывает маленьких задач.
Все они работают на износ, забыв о себе. Но несмотря на все усилия, результатов пока нет – вражеский радист продолжает выходить в эфир и посылать зашифрованные радиограммы. Мы видим, как жестко отчитывают Алёхина, но никаких возражений или обиды с его стороны нет. Потому что то, что происходит – это не о себе, это о стране и народе. Когда на тебе лежит ответственность за судьбу всех, личные проблемы отпадают. «Кто, если не я?» – по такому принципу трудились все советские люди, отдающие «всё для фронта, всё для Победы!»
Автор романа снял с титров свое имя
Владимир Богомолов хотел до мельчайших подробностей воспроизвести героическое время войны, которую он и сам прошел с 15 лет. Богомолов и свою книгу «Момент истины» писал скрупулезно: еще в начале 60-х годов неоднократно выезжал в Беларусь, осматривал места описываемых событий и чуть ли не вымерял шагами расстояния между разными географическими объектами, упоминаемыми в будущем романе.
Конечно, сделать кино абсолютно достоверным невозможно — в этом и заключается его магия. Например, в фильме есть эпизод, где машины едут ночью с включенными фарами, освещая каски бойцов, идущих колонной по дороге. По-кинематографически это эффектно, но Богомолов отрезал: такого не могло быть. Какие фары — если даже керосинки в домах запрещалось зажигать, не занавесив предварительно окна. Еще один момент возмутил Богомолова: в сцене передвижения войск каски были на головах солдат. Автор романа сказал, что ни один командир не приказал бы во время марша, причем вдали от фронта, надеть каски. Он требовал переснять сцену. А как это сделать, если она — одна из самых дорогостоящих.
«Это было безумие, просто безумие. Даже офицеры говорили, что у них на ученьях легче, чем у меня на съемках. Около 800 солдат привозили к 7 утра, всех надо было переодеть и выдать оружие. Колонна растягивалась на 1,5 километра. И вот представьте, сколько занимало времени, чтобы снять один дубль, потом развернуть всю эту армаду и вернуть на исходные позиции! И так две недели — да еще и жара стояла невероятная, не только люди не выдерживали — машины ломались. А надо заметить, что для съемок со всего бывшего Советского Союза собрали 24 единицы ЗИЛ-157. В первый же день, как только за руль «полуторки» посадили актера, он умудрился врезаться во впереди идущую машину. Поэтому пришлось отказаться от актера и посадить в кабину каскадера. К концу съемочного дня из 70 машин «в живых» оставалось только 20. Их ремонтировали и привозили снова», — рассказывал «Комсомолке» Пташук.
Владимир Богомолов писал по поводу этой сцены в мемуарах: «Если бы ко мне обратились, я бы охотно объяснил, что сложнопостановочные эпизоды с массовым передвижением войск и техники не нужны, более того, они несовместимы с сюжетом и содержанием фильма…».
Пытались подчистить некоторые моменты на монтажном столе. Исправить ситуацию вызывался даже Александр Градский, написавший музыку для фильма. Он в свое время баловался монтажом и даже был готов отказаться от гонорара за музыку — лишь бы ему дали смонтировать кино.
Владимиру Богомолову очень не нравилось, как в фильм герой Евгения Миронова «прессовал» сослуживцев, пытаясь выбить у них сведения. Кадр фильма
Владимир Богомолов был разочарован: «Пташук снял то, что я никогда не писал… Финал завалили. Многие несуразности переснимать не стали. Экономили деньги. Режиссеров по массовке не было. Они все там «истуканят». Солдаты стоят столбами. Жизни, правды, мысли нет. Главный герой – должен быть занят поиском момента истины, а не шпионов. Снял свое имя из титров. Не мой сценарий».
Премьера с большим опозданием все же состоялась, зритель принял картину очень тепло. Даже с огрехами и несоответствием задумке автора. Накануне 9 Мая его обязательно показывают по ТВ. Пожалуй, зрительская любовь и стала для картины настоящим моментом истины.
О ЧЕМ ФИЛЬМ
История разворачивается на территории Западной Беларуси летом 1944 года. С уже освобожденной территории регулярно выходит в эфир «пианист», который передает врагам очень важную информацию о советских войсках. На поиски шпионов отправляют трех разведчиков, во главе с офицером СМЕРШа. Дело берет на контроль лично Сталин и дает контрразведчикам всего сутки. В противном случае в районе действий вражеской группы будет проведена операция, которая приведет к множеству ненужных жертв, а СМЕРШевцев как не выполнивших приказ накажут по законам военного времени.
Вокзал Слонима переделали под Лиду
Ставки командования снимали в основном в павильонах «Беларусьфильма». Куда сложнее оказалось с натурными съемками. Например, железнодорожный вокзал Лиды снимали в Слониме. Тогда он был едва ли не единственным белорусским городом, в котором железная дорога не была электрифицирована. Чтобы киношники могли снимать весь день, все современные составы пустили в обход Слонима.
Звезда польского кино Беата Тышкевич на съемках в Беларуси. Фото: Александр ДМИТРИЕВ
Пташук вспоминал, как непросто было собрать состав поезда времен войны, загрузить платформы военной техникой, а вагоны — солдатами. «Паровозы, двухосные вагоны 40-х собирали по всей стране. Достали танки, сделали «студебеккеры». Мне говорили, что у машин не те колеса, как были тогда — но где было достать «те»? — сетовал режиссер. Михаил Пташук был настолько увлечен этой работой, что через год напряженных съемок семья начала опасаться за его здоровье. Кстати, и о родных он не забывал — в эпизодах снялись даже дочь и внук режиссера.
Пташук ходил весь обгорелый от палящего солнца – лето выдалось очень жарким. Но на процессе это не отражалось – раскатистый голос Пташука звучал так же бодро. Не раз мне приходилось бывать на съемках «В августе 44-го…» и наблюдать, как работает Михаил Пташук. Он был настоящим трудоголиком. Казалось, режиссер переселился в павильоны «Беларусьфильма». По много раз проходил по выстроенным коридорам, сидел за столом в ставке командования, проигрывал будущие сцены в голове, даже когда съемок не было.
На съмках Пташук и Семаго здорово сдружились. Фото: Александр ДМИТРИЕВ
Миронов, Галкин, Балуев…
Когда картину определили как «белорусский национальный проект», Богомолов как автор предлагал сделать белорусами председателя сельсовета Васюкова и старшего оперативной группы капитана Алехина, что не требовало значительных переделок. Можно было лишь попросить актеров использовать белорусский говор. Пташук согласился по поводу Васюкова, а насчет Алехина отказался. По очень простой причине: изначально на эту роль он хотел пригласить Сергея Бодрова. А когда не сложилось, роль отдали Евгению Миронову. Впрочем, режиссер ничуть об этом не жалел. Он гордился, что в каждом своем фильме ему удается зажигать новую звезду. Для Евгения Миронова это был не дебют, но роль Алехина стала знаковой.
«Снимать Миронова — одно удовольствие. Давно я не видел такой подготовки к роли. Он уходил и сам с собой что-то колдовал. Женя Миронов — нестандартный актер, он такой скромный, тихий, внешне совсем не герой. Но как он менялся в кадре, как украшал картину! Когда в финальной сцене на поляне, где Алехин допрашивает диверсантов, Миронов вдруг начал хромать, как будто ему натирает сапог, я был в восторге — он прямо на ходу это придумал», — говорил мне в интервью Пташук.
«Волкодава» Таманцева сыграл Влад Галкин (кстати, изначально на эту роль планировали Владимира Машкова). Действительно звездной стала роль лейтенанта Блинова для Юрия Колокольникова — в то время студента Щукинского училища. Это уже потом в его фильмографии появились такие проекты, как сериал «Игра престолов», «Телохранитель киллера», «Перевозчик: наследие», а также новый шпионский триллер Кристофера Нолана «Довод». Будем считать, что его карьера резко пошла вверх после благословения Михаила Николаевича.
Главного шпиона, капитана Мищенко, сыграл Александр Балуев. В роли Сталина в фильме появился грузинский актер Рамаз Чхиквадзе. В небольшой роли снялась, как и мечтал Пташук, гран-дама польского кино великолепная Беата Тышкевич. В картине нашлась небольшая роль для будущей звезды польского кино Каролины Грушки. Пташук вообще был гениальным продюсером – у него играли лучшие актеры, работали лучшие звукорежиссеры и операторы (так, Пташук в каждом интервью хвалил Владимира Спорышкова – восхищался его операторскими находками).
Для начинающей в то время польской актрисы Каролины Грушки эта роль стала путевкой в большое кино. Кадр фильма
Был доволен выбором актеров и Богомолов – особенно его удивлял Евгений Миронов. «Это единственный актер в моей жизни, хотя мне пришлось иметь дело со многими его собратьями по искусству, повторю — единственный, который приехал ко мне перед началом съемок. И привез мне 76 вопросов, которые у него возникли при ознакомлении с режиссерским сценарием. Мы просидели с ним более трех часов. Это была хорошая штука — беседа автора с актером. Наверное, я чем-то помог ему. Вообще главные герои подобраны замечательно».
Связующее звено между эпохами
В пору моей юности для родной страны наступили тяжелые времена. С развалом СССР мы в один миг потеряли страну, систему ориентиров и базовые ценности. Целый народ был брошен на произвол судьбы, коллективная система защищенности и безопасности рухнула. Для бывших советских людей основной жизненной задачей стало выживание.
Для отечественного кинематографа наступило безвременье. На серьезные масштабные проекты не было ресурсов. После отмены цензуры настоящие произведения искусства кино вдруг вытеснились дешевыми поделками – откровенно пошлые комедии и так называемая «чернуха», только подогревающая коллективные фрустрации.
В страну хлынул поток западной кинопродукции – глупые комедии, боевики с мордобоем, леденящие душу триллеры. Новые «идеи» всепоглощающего потребления, жесткой конкуренции и исключительно прагматичного отношения к жизни вступали в непреодолимое противоречие с выстроенной в советский период жизни системой ценностей.
Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, таким образом состоялся слишком резкий переход нашего общества из анальной исторической фазы развития в кожную. А нестыковка русских и западных культурных ценностей объясняется разницей ментальной надстройки. И конечно, эти события не проходили бесследно, обеспечивая нашим людям в 90-е годы постоянное состояние стресса, что сказывалось как на здоровье и психологическом состоянии каждого, так и на общем климате в обществе.
В таком ужасном состоянии мы прожили долгое и трудное десятилетие. И вот наступил 2000 год. Этот год стал переломным в нашей истории. Это был не только временной переход из одного столетия (даже тысячелетия!) в другое, но и глобальная смена власти в стране – президентом России стал Владимир Владимирович Путин. Как говорит на лекциях по системно-векторной психологии Юрий Бурлан, новый президент России «сумел вывести страну из смертельного пике, когда уже не оставалось никакой надежды на спасение». Именно в этот момент на экраны страны вышел фильм «В августе 44-го…».
Мне посчастливилось увидеть этот фильм одной из первых и на большом экране. После огромного перерыва я снова, как в детстве, увидела настоящий фильм о Великой Отечественной войне! После просмотра меня переполняло очень сильное чувство – я ощутила, что не все потеряно: МЫ ЕСТЬ! МЫ ЖИВЫ! ИСТОРИЯ РОССИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ! А это значит, что у нас есть будущее! Так фильм «В августе 44-го…» стал связующим звеном между эпохами.
Сосредоточение против расслабленности
Сосредоточение на других, стремление увидеть мир глазами врагов и просчитать таким образом их действия мы видим у капитана Алёхина. Так и только так – проникнув в мысли и чувства врага – сумел Алёхин вычислить ту самую поляну, на которую вышли разведчики с рацией за спиной. К наивысшей степени сосредоточения на другом способен человек со звуковым вектором.
Давайте рассмотрим еще один интересный эпизод фильма – как Таманцев раскалывает радиста. Изображая приступ после контузии, он начинает орать на молоденького диверсанта, сильно пугая его. В результате тот рассказывает всю секретную информацию и соглашается участвовать в передаче шифровки врагу. На занятиях по звуковому вектору Юрий Бурлан подробно раскрывает, по какой причине крик имеет столь сильное психологическое воздействие на любого человека.
Как сумел Таманцев это сделать? Благодаря крайней степени сосредоточенности. Раненый Алёхин, лидер группы, выведен из строя. Двое из трех диверсантов убиты. В живых остается один радист. Увидев в его глазах страх смерти, Таманцев, не давая опомниться и прийти в себя, в окружении еще теплых трупов немедленно начинает психическую атаку: «Я жить не буду, я его прикончу». Не менее сосредоточенный Блинов понимает его цель и тут же подыгрывает ему, крича радисту: «Он контуженный! Не вздумай ему врать!»
Совместными усилиями они добиваются цели: захвачена рация, получены позывные передатчика и все данные о диверсионной группе, радист перевербован, войсковая операция на территории не потребуется. Это и есть момент истины, когда оперативники вынудили врага проявить себя, показать свою истинную суть. «Бабушка приехала. Гребенка больше не нужна». Сделан еще один маленький большой шаг на пути к Победе!
Что не понравилось Владимиру Богомолову
Фильм, созданный по роману писателя-фронтовика Владимира Богомолова «Момент Истины» создавался очень тяжело в постоянных спорах. Хотя сценарий написал сам автор романа, он же и лишил его некоторых сюжетных линий и большого объёма документалистики, среди эстетов принято ругать режиссера за варварское сокращение текста. Хотя белорусский режиссер Михаил Пташук из сценария убрал лишь два письма Алехину и Колокольцеву и воспоминания Таманцева о провожающей матери.
Владислав Галкин в роли чистильщика-волкодава
Кроме этого исчезла роль генерала-астматика, на которую планировался Олег Табаков. Обстоятельства не позволили ему поучаствовать в этом проекте, а никого другого в этой роли режиссер и автор сценария не видели. Режиссер и автор сценария были солидарны и в выборе главных героев. Они полностью согласились с образом Евгения Миронова в роли Алехина, и также оба не принимали на роль Таманцева, продвигаемого продюсерами Сергея Бодрова – младшего. В результате волкодава-чистильщика сыграл Владислав Галкин, до этого не имевший ярких главных ролей.
Евгения Миронова утвердили на роль сразу
От каждого по способностям
В фильме есть эпизод, когда самый молодой из контрразведчиков – лейтенант Блинов – неожиданно встречает однополчан. Их эшелон отправляется на фронт, и начинающему оперативнику начинает казаться, что там, на передовой, он принесет пользы больше, чем тут «окурки подбирать». Но Таманцев, заметив его смятение, тут же осаживает его и возвращает в реальность, объясняя, что здесь он сегодня нужнее всего. «Если этот окурок для дела нужен, за него и полжизни отдать не жалко. А толк будет!»
А как случилось, что Блинов оказался в группе Алёхина, попав сюда после ранения и пребывания в госпитале? Все дело в том, что обонятельная политика Сталина способствовала созданию в стране совершенной, идеально работающей системы отбора кадров. Принцип «от каждого по способностям» действовал безотказно: во время войны каждый советский гражданин оказывался на своем месте и трудился «для фронта, для Победы», используя весь свой потенциал, на максимуме своих возможностей. Кто-то увидел у Блинова качества охотника-следопыта – и вот он уже в контрразведке.
В фильме мы также видим профессионализм и максимальную отдачу других военных, которые помогают группе Алёхина идти по следу вражеского радиопередатчика. На их фоне поведение офицера комендатуры, который никак не хочет осознать всю серьезность операции и свою роль в ней, думая о своих мелких проблемах, выглядит отвратительно и вызывает настоящее недоумение. Результат плачевный: он подводит своих товарищей и сам погибает.
Яркая звезда Михаила Пташука
Режиссер картины Михаил Пташук – уже при жизни считался классиком белорусского национального кино. Он создал один из лучших сериалов о подпольщиках и партизанах — «Время выбрало нас». Экранизировал самых лучших писателей Беларуси – Владимира Короткевича «Черный замок Ольшанский» и Василя Быкова «Знак беды». Военная драма – это тот жанр, который лучше всего удавался мастеру.
Алексей Петренко — генерал разведчик
При создании фильма «В августе 44-го» режиссером была реализована оригинальная концепция. Актеры из России играли офицеров и бойцов Советской Армии, а местное население играли актеры из Беларуси и Польши. Остается необъяснимым, как режиссер Пташук, не имея возможности платить большие гонорары, договорился с польскими актерами, включая Беату Тышкевич. Причем роман «Момент истины» в Польше считается запрещенным, и его не переводили на польский язык, даже во времена социализма. В романе Богомолова отрицательно показана деятельность Армии Крайовой, а для поляков, во все времена, члены отрядов АК были героями-партизанами. Польских актеров снявшихся в фильме на родине, после закрытой премьеры нещадно травили, но всё обошлось, а фильм одно время лидировал среди продаж на ДВД.
Польские актеры создали запоминающиеся образы
Фильм «В августе 44- го» значительно смотрится дороже, чем его запланированный бюджет. В Беларуси любили Михаила Пташука и всячески ему помогали. Люди несли недостающий реквизит того времени. А огромные массы войск, которые присутствуют в фильме, еще до эпохи компьютерной техники обеспечивало Министерство Обороны Республики Беларусь. Как тогда шутили, Беларусь оставалась без защиты на северо-западных рубежах, так как все военные снимались в фильме у Пташука.
Фильм о буднях военной контразведки
С первоначальными кадрами, где в ночи движутся колонны техники и живой силы, автор сценария тоже был не согласен. Владимира Богомолова не устраивало, что автотранспорт движется с включенными фарами ночью, что было нарушением норм светомаскировки в прифронтовой полосе.
Город Лида снимали в Слониме. Это связано с тем, что Лида после войны стала промышленным центром и сильно изменилась и уже не напоминала захолустный городок Западной Беларуси. А центр Слонима на эту роль подходил лучше всего. Лес снимали в Налибокской Пуще, там наиболее был подходящий антураж для опасного Шиловического леса.
Прикрытие контразведки в виде военного патруля
К сожалению эффектный момент предусмотренный в сценарии, не был снят по комическим причинам. По сценарию, когда Таманцев заходит в лесной барак, из строения должны были вылететь 150 ворон в разные стороны. Ворон отловили и взяли по рекомендации некоего молодого человека, который должен был за двухнедельный оклад их выдрессировать. Дрессировщик ворон деньги взял, а концу срока, предоставил справку, заверенную в Академии Наук Республики Беларусь, что вороны дрессировке не поддаются. Так в фильм не вошла интересная сцена.
Уникальная достоверность и успех картины
Достоверность фильма – это бы пунктик Михаила Пташука. Он несколько месяцев ездил в Музей Великой Отечественной Войны в Минске, где изучал образцы приказов, удостоверений, фотографии, элементы формы. Поэтому Алехин на дороге показывает удостоверение СМЕРШ, какое было у розыскников, а сотрудники комендатуры предъявляют обычные бумажные справки.
Нужен момент истины
После окончания работ над фильмом продюсеры боялись провала, возможно и истерическая реакция писателя Владимира Богомолова связана с этим. Но фильм выстрелил. Это был первый белорусский фильм в прокате, который собрал сумму, близкую к потраченной. Его закупил десяток стран, включая Сербию, КНР, Польшу. Несмотря на всех критиков «В августе 44-го» стал уже военной классикой и каждый год всё новые молодые люди открывают для себя этот исключительно достоверный фильм о военной контрразведке в Великой Отечественной Войне.
Бюджет — два миллиона долларов
У этого проекта была несчастливая предыстория, и Михаил Пташук об этом знал. В 1975 году на «Мосфильме» запустил картину «Момент истины» литовский режиссер Витаутас Жалакявичюс. Один из актеров Бронюс Бабкаускас (он играл генерала Егорова) умер во время съемок. Это стало одной из причин, по которой картину так и не завершили. Вторая причина — уже тогда автор романа категорически не согласился с трактовкой своей истории литовским режиссером. По словам, Богомолова, «Жалакявичюс непонятно для чего заставил актеров неделю или больше не бриться, снимал их со щетиной на лицах, с закатанными выше локтя рукавами, без ремней, с расстегнутыми до пупа гимнастерками. Они действительно походили на арестантов с гауптвахты. Во всем материале режиссером была осуществлена вестернизация: герои двигались и говорили, как ковбои в «Великолепной семерке».
Лишь спустя 20 лет идея вернуться к экранизации романа «Момент истины» возникла у российского политика и бизнесмена Владимира Семаго во время разговора с певцом Александром Градским и режиссером Станиславом Говорухиным. Последний считал роман выдающимся произведением советской литературы, но полагал: экранизировать его невозможно, хотя ему неоднократно и предлагали.
Ходят слухи, что идея экранизации романа посещала также олигарха Бориса Березовского, и он делал попытки выкупить авторские права у автора. А известный актер Александр Абдулов, говорят, однажды даже предложил президенту Беларуси Александру Лукашенко свою кандидатуру на роль продюсера картины с российской стороны. Но с мертвой точки проект удалось сдвинуть лишь после того, как Михаилу Пташуку позвонил Владимир Семаго и предложил себя в качестве продюсера проекта.
Александр Лукашенко в один из своих визитов на киностудию, заявил, что готов дать из внебюджетного фонда миллион долларов на отечественный фильм, который не стыдно будет показать в Каннах. В то время замминистра культуры Юрий Цветков предложил президенту экранизацию «Момента истины». Фильм в сентябре 1997 года запустили в производство, финансирование возложили на Министерство культуры. (Причем миллион долларов — сумма очень условная, ведь выделяли деньги в белорусских рублях по курсу Нацбанка, который тогда сильно менялся…) В 1999 — 2000 годах, кроме картины Пташука, «Беларусьфильм» практически ничего и не снимал.
К слову, авторский гонорар Владимира Богомолова составил 30 тысяч долларов в эквиваленте. Эти деньги автор по привычке положил в банк, а в августе 1998 года грянул обвал российского рубля. Владимир Семаго помог Богомолову снять деньги со счета и спасти хоть какую-то их часть.
Денег для завершения фильма катастрофически не хватало. Михаил Пташук безрезультатно пытался пробиться на прием к президенту, что раздражало чиновников. В конце концов режиссеру даже запретили давать какие-либо интервью до выхода картины.
Выручил все тот же Владимир Семаго — он взял кредит в банке, а когда и этих денег не хватило, вложил свой семейный бюджет. В благодарность Михаил Пташук снял Семаго в одной из небольших ролей. Итого бюджет фильма составил около двух миллионов долларов.