Торжество в честь всемилостивого спаса и пресвятой богородицы

Торжество молитвы

Над неприятелем была одержана уверенная победа. Когда князь со своими войсками возвратился в лагерь, то он заметил, что от изображения Пресвятой Девы исходило сияние. В это же время византийский император, который находился в дружеских отношениях с Владимиро-Суздальским правителем, победил в сражении с хазарами.

Обе битвы были выиграны благодаря усердной молитве Богу перед чудодейственным образом. Выйдя победителями, правители рассказали о сиянии, исходившем от икон, друг другу в своих письмах. Они условились установить в честь этих событий праздник, который отмечается и поныне первого августа по старому стилю и четырнадцатого по новому. Он совпал с Днем происхождения честных древ Креста Господня.

Росписи

Храм был расписан в 1680 годах артелью ярославских художников. Росписи отличаются большим числом повествовательных сюжетов. Галерея расписана в основном на темы Ветхого завета. На южной стене галереи представлена спокойная и идиллическая картина райской жизни Адама и Евы в окружении смирных зверей. На западной стене экспрессивно изображена история Ноя и всемирного потопа. В сцене разрушения Вавилонской башни представляет интерес детально представленная современная художнику техника проведения строительных работ. На северной стороне — история Ионы. Интересно изображение кита. Художника, видимо не представлял реального животного и изобразил скорее гигантскую рыбу. На галерее имеются и исторические сюжеты, например, крещение Руси князем Владимиром и история Евлогия-каменосечца.

В главном храме представлены евангельские сюжеты и грандиозная картина страшного суда, расположенная на западной стене. Изображения комментируются надписями, среди них кроме библейских цитат находятся и стихи Симеона Полоцкого.

Особенность храма — богатые росписи наружных стен. Стены центральной части заканчиваются ложными закомарами, поверхность которых была заполнена фресками, кроме того на стенах имеется ещё несколько росписей, иконописного типа. Наружные фрески храма неоднократно переписывались масляной живописью.

Музей — экскурс в историю города

Конечно, не только храмами православия гордится старинный Романов-Борисоглебск, есть в нём и другие памятники, музеи и тематические выставки. Так что вам не придётся долго думать о том, что можно посмотреть в Тутаеве.

Например, на улице Луначарского, 40-А вам будут рады в музее, который так и называется “Борисоглебская сторона”. Кроме понедельника, он работает ежедневно с 10 до 17 часов. Все экспонаты там разделены на 5 тем, 5 экспозиций:

  • Зал “Царская овца” посвящён романовской породе овец, а также другим тутаевским брендам: это гвозди и кружево, которыми славился город.
  • “Мануфактура Классена” расскажет о жизни купца, который открыл в городе свои фабрики по производству изделий из льна.
  • “Квартира Букваря” представлена небольшим учебным классом с деревянными партами, учебниками прошлого века, чернильницами-непроливайками и многими другими вещами учеников не такого уж и далёкого прошлого.
  • “Советская провинция” расскажет о жизни людей советского времени, об их радостях и заботах.
  • Экспозиция “И помнит мир спасённый” поведает о знаменитых уроженцах города, о героях, защищавших свою Родину на военных фронтах.

Икона Спаса в Тутаеве

Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.

Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.

Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.

Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

Икона, под которой пролезают

«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.

В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.

Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.

Молитва, читаемая перед образом Спаса:

Где повесить икону в доме


Рис. 6. Икона Спасителя является главным образом для нашей молитвы, поэтому он занимает всегда центральное место в домашнем иконостасе. Лучшим местом для иконы Спасителя в доме является «красный угол» или любое светлое и чистое место на стене. Лучше, если стена выходит на Восток.

Главное, чтобы в месте, где вы размещаете иконы небыло посторонних предметов, картин, плакатов, фотографий и т.п.

В молитвенном углу иконы размещаются в порядке духовной иерархии: икона Спасителя ставится в центре, Богородицы — слева, особопочитаемого святого — слева.

К иконам следует относиться с особым благогвением и почтением, не допуская образования слоя пыли на них и беспорядочного расположения. Тогда иконы станут незаменимыми помощниками в деле спасения и будут настраивать нас на сердечную молитву.

Современный облик монастырского ансамбля

Здание Описание Фотография
Памятник копейке 1612 г. 2013 г.
Стела «Клятва князя Пожарского» 2010 г.
Баня 1824 г.
Водяные ворота 1 треть XVII в.
Дом ризничего 1860 г.
Звонница с церковью Богоматери Печерской XVI — XVII вв., 1808-1809 гг., 1823-1824 гг.
Кельи (северо-восточный корпус) 1670-е гг., 1690-е гг.
Кельи у западных ворот (северный корпус) 1808
Кельи у западных ворот (южный корпус) 2 пол. XVIII в., 1808-1809 гг.
Корпус «на погребах» 1780-е гг.
Хозяйственный корпус у Угличской башни кон. XVIII в.
Хозяйственный корпус у Михайловской башни 1809 г.
Ризница 1816-1817 г.
Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы 1516 г., 1621 г., 1810 г.
Семинарский корпус кон. XVII в., XVIII в., 1897 г.
Спасо-Преображенский собор 1506-1516 гг., XVII в. Самое старое из дошедших до нашего времени зданий Ярославля.
Стены XVII в., XIX в.
Богородицкая башня 1623 г.
Богоявленская башня 1804 г.
Михайловская башня 1803 г.
Угличская башня 1630-е гг.
Трапезная с церковью Рождества Христова (Крестовой) и с настоятельскими покоями 1 треть XVI в., кон. XVI в., 1 пол. XVII в., 1809 г., 1890 г.
Церковь Ярославских Чудотворцев (Входа Господня в Иерусалим) 1617-1618 гг., XVII — XVIII вв., 1825-1831 гг., арх. П. Я. Паньков. Вплотную примыкает к Спасо-Преображенскому собору.
Трифоновская часовня 1830 г.
Колокол «Благовестник» XVI — XX вв.

Святыни

В храме сохранилось достаточно много древних икон, среди них особо почитаются следующие святыни:

  • самая большая в мире икона Спаса Нерукотворного размером 3×3 метра, с ней совершается ежегодный крестный ход, предание утверждает, что образ был написан прп. Дионисием Глушицким в XV веке;

    Нерукотворный Всемилостевый Спас

  • крест XV — XVI вв., он по преданию приплыл по Волге и остановился прямо напротив храма;
  • икона Смоленской Божией Матери;
  • образ свт. Николая Чудотворца (Можайского), выполненный в 1-й половине XVII в.

Деятельность прихода

В Воскресенском храме развивается активно различные стороны жизни православной общины здесь есть:

  • православная школа имени св. праведного Иоанна Кронштадтского, которая является частной общеобразовательной школой содержащейся на средства прихода и благотворителей;
  • молодежный хор;
  • постоянно действуют богословские и катехизаторские курсы для мирян.

Также активно развивается работа по социальной помощи населению и работе с молодежью.

Как правильно молиться перед иконой

Молиться перед иконой Всемилостивого Спаса можно храме или дома, главное, чтобы ничто не отвлекало вас от молитвы. Необходимо настроиться на молитву, прийти в чувство смирения и покаяния. Можно зажечь свечу или лампаду, осенить себя крестным знамением.

Сначала можно прочесть текст молитвы данной иконы.

Молитва пред иконой Всемилостивого Спаса

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

Затем можно обратиться к Господу своими словами, упомянув в прошении все свои нужды.

Мавзолей князя Дмитрия Пожарского

С восточной стороны Спасо-Преображенского собора расположен мраморный мавзолей. Трагична его судьба. В прошлом у алтаря Спасо-Преображенского собора находилась родовая усыпальница князей Пожарских и Хованских — усердных вкладчиков обители. В 1858-1885 годах на народные пожертвования над могилой князя Дмитрия Пожарского (1578-1642) был возведен резной мраморный мавзолей с мозаичным панно с образом Спасителя. Проект был выполнен архитектором, профессором Академии художеств А.М.Горностаевым. В 1933 году эту постройку разобрали.

К 2009 году по сохранившимся чертежам и фотографиям мавзолей воссоздали поблизости от прежнего места. В усыпальницу ведет бронзовая дверь с барельефом. Над могилой Пожарского установлен резной крест. Рядом с ним — чудом уцелевший фрагмент фасада старого мавзолея Д.М.Пожарского.


Воссозданная усыпальница князей Пожарских


Крест на месте захоронения князя Дмитрия Пожарского и мавзолей. Между ними — фрагмент фасада мавзолея XIX века, обнаруженный во время археологических раскопок


Спасо-Преображенский собор и усыпальница князя Дмитрия Пожарского

Икона «Целование Божией Матери и праведной Елизаветы»

Другое название этой иконы – «Сретение Пресвятой Богородицы и святой праведной Елизаветы» (сретение означает встреча). Согласно евангельскому преданию, после Благовещения — явления архангела Гавриила Дева Мария поспешила к Елизавете, родной сестре ее матери. Бездетные Елизавета и ее муж священник Захарий были уже в преклонном возрасте, но Господь подарил им сына, будущего Иоанна Крестителя, которым Елизавета была в тот момент беременна.

Древний иконописец, кисти которого принадлежит икона «Встреча Марии и Елизаветы», изобразил этих святых женщин с Младенцами во чреве; более поздняя икона «Целование Божией Матери» изображает просто их объятие. При встрече с Девой Марией Елисавета исполнилась Святого Духа и славословила Марию как Мать Спасителя.

Этой иконе молятся о покровительстве Божией Матери и о даровании детей, здоровых и крепких.

Празднование — 30 марта/12 апреля.

13-14 января 2018 г. Паломническая поездка в Свято-Введенский Толгский монастырь

   Наше первое паломничество в этом году – это посещение Свято-Введенского Толгского женского монастыря в Ярославской области и города Тутаева (ранее Рома́нов-Борисогле́бск).

Чтобы подольше побыть в монастыре, мы сначала заехали в город Тутаев в Воскресенский собор. Главной святыней Воскресенского собора Тутаева и одной из самых почитаемых икон всей Ярославской епархии является знаменитый образ Всемилостивого Спаса, помещенный на огромной иконе: 2,98 м (по другим данным — 3,20 м) высотой и 2,78 м шириной. Согласно преданию она была написана в конце XIV — первой трети XV веков преподобным Дионисием, прославленным подвижником Сергиевской иноческой традиции, основателем Глушицкой обители в вологодских пределах, и первоначально находилась в куполе древней деревянной церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на месте которой впоследствии возник Воскресенский собор. В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.

  Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие. Это отверстие называется целебный лаз. Через него нужно три раза пролезть  с молитвой. Вот и наши паломники, почитая традицию храма,  пролазили под иконой с молитвой на устах. В нашей группе была сама маленькая паломница – пятилетняя Варварушка, которая шустро  пролезла под иконой и стала ждать оставшуюся группу.

  Храм сохранился очень хорошо и внешне и внутренне, он не закрывался в советское время. Сохранен иконостас и образ в виде скульптуры Николая Чудотворца XVI — XVII вв., называемый Можайским. Также много старинных икон. А сам храм является уникальным памятником архитектуры XVII столетия.

   Толгский монастырь – жемчужина России. Если рассказать даже вкратце о монастыре, рассказ будет долгим. Лучше один раз приехать и сходить на экскурсию, да даже пройтись по территории монастыря и почитать стенды, на которых доступно изложена вся история обители.

   Монастырь хранит в себе величайшие святыни: частицу Ризы Господней, Чудотворный образ Божией Матери «Толгская», мощи свт.Игнатия Брянчанинова. По всему храму много ковчежцев с мощами, старинных икон  и икон, которые мироточат. Мы видели икону «Знамение» всю в струях мироточения.

   Во время нашего пребывания в монастыре мы приложились к привезённым из Греции с о.Корфу  святым мощам свт.Спиридона Тримифунтского и к его сапожкам. Сапожки снимают раз в год со святого, поговаривая, что он их износил. Святой ходит по миру и изнашивает свои сапожки, поэтому каждый год их меняют. Мощи святого нетленные и держат температуру + 36,6 градусов.

  Службы  в монастыре — это длинные монастырские Богослужения. У нас было ощущение, что все насельницы монастыря присутствовали на службах в храме, а их было немало, 130 монахинь. Нужно учесть, что возрождение монастыря началось в 1987 году, и монастырь  был открыт самым первым женским в России после безбожного лихолетия.

После Литургии мы отправились  с монахиней Тихоной на экскурсию по территории монастыря и в кедровую рощу. Кедровая роща открыта паломникам только раз в году – на Толгин день  21 августа. Нам повезло, мы попали с матушкой, которая очень была добра к нам.

   Нам захотелось еще раз съездить в монастырь, но только уже летом.  Ведь в летнее время года река Волга, на которой стоит монастырь, очень красива. Фотографии

Как добраться до Воскресенского собора в Тутаеве

Чтобы попасть в Воскресенский собор, вам нужно доехать до Тутаева. Ближайшие к нему крупные города — это Ярославль и Рыбинск. Оба города связаны с Тутаевым хорошим автобусным сообщением.

Ежедневно из Ярославля в Тутаев отправляются рейсовые автобусы. Автобус отходит от ярославского автовокзала и прибывает на автовокзал в Тутаеве. Первый автобус отправляется в 5.20, последний в 21.30. Расстояние между городами 43 км, время в пути около 1 часа.

Обратите внимание, что автобусы, прибывающие на Левый берег Тутаева не подходят в этом случае. Две части города находятся по разные стороны реки и не имеют прямого сообщения

Летом работает паромная переправа, зимой из одной части города в другую можно попасть только в объезд через Ярославль

Две части города находятся по разные стороны реки и не имеют прямого сообщения. Летом работает паромная переправа, зимой из одной части города в другую можно попасть только в объезд через Ярославль.

Из Рыбинска так же есть множество автобусных рейсов в Тутаев, как прямых, так и транзитных. Расстояние между городами 49 км. Первые рейсы отправляются из Рыбинска в 6 утра, последние в 23 часа. Периодичность 15–30 минут, время в пути от 40 минут до 2 часов.

От автовокзала до Воскресенского собора около 2 км, вы легко сможете пройти это расстояние пешком.

Если вы едете личным автомобилем, держитесь трассы Р151. Рядом с собором организована стоянка для личных автомобилей.

Из Ярославля и Рыбинска также можно добраться, используя приложения Яндекс Такси или Maxim.

Парковка перед Воскресенским собором — панорама Google Maps

Архитектура

Колокольня и Святые ворота

Храм расположен на участке, обнесённом кирпичной оградой, и имеет отдельно стоящую колокольню. Шатровая, отдельно стоящая колокольня и ограда со святыми воротами воздвигнуты одновременно с храмом.
Колокольня вынесена на значительное расстояние от храма в сторону алтарей на береговой откос

Это можно объяснить попытками архитекторов создать наиболее гармоничный и выразительный силуэт архитектурного ансамбля со стороны реки: так как Волга была важной судоходной дорогой, многие люди видели собор в первую очередь именно с нее.

Храм

Старая постройка была вытянута по оси восток – запад. Новые мастера создали пятиглавый четырёхстолпный двухъярусный храм, который обнесен обширной галереей и имеет два богато декорированных крыльца. Храм стоит на подклете, в котором расположена зимняя церковь Богоматери Смоленской. У церкви два придела — северный, освященный в честь Петра и Павла и южный, Бориса и Глеба. Изначально слобожане просили архиерея позволить разместить на верхнем ярусе нового храма придел во имя Бориса и Глеба, в нижнем – во имя Николая Чудотворца, а на паперти – Благовещенский и Петропавловский. Благовещенский придел, однако, так и не был построен.

Галерея покоится на сводчатых арках, в глубине которых расположены окна нижнего храма. В прошлом нижняя аркада была открытой, сейчас она остеклена. Центральная часть храма освещается через окна, расположенные над окружающей храм галереей, и световые барабаны. Небольшие окна есть также и между центральной частью и галерей. Приделы располагаются на галерее, имеют маленькие главки на глухих барабанах. С южной (обращенной к центру города) и западной стороны у храма есть крыльца, ведущие на галерею. Оба крыльца расположены не по центру, а смещены влево. Стены северного придела укреплены контрфорсами. Алтарная часть имеет два яруса тройных полукруглых апсид.

Строителям храма удалось найти правильные соотношения и соразмерность его основных частей. Силуэт мощных арок, несущих галерею повторен в изящных и богато орнаментированных окнах галереи, которая является основным зрительным центром композиции. Далее он находит свой отклик в полукружьях ложных закомар, на которых присутствуют росписи, в настоящее время уже значительно стершиеся.

Храм богато декорирован фигурной кладкой, рельефным декором и изразцами. Глубокие кессоны-ширинки с изразчатыми вставками подчеркивают горизонтальные членения галереи. Впервые в ярославском зодчестве четверик Воскресенского храма украшен так же пышно, как и галерея.

Основной декоративный элемент галереи — изящная аркада окон, простенки которых заполнены пучками полуколонн. Аркаду дополняет кессонированный пояс из глубоких ширинок с изразчатыми вставками. Рисунок ширинок повторяется в декоративном оформлении крылец. Декор верхней части основного здания храма составляет обрамление окон и пучки полуколонок, заполняющие простенки. Под кровлей здания расположен расписанный пояс, включающий ложные закомары, расписанные библейскими сюжетами и их обрамление с декоративной росписью. Росписи ложных закомар были переписаны маслом в конце XIX века и в 1952 году.

История иконы

Появление святыни относят к началу XV века. Икона написана мастером по имени Дионисий Глушицкий. Она предназначалась для Борисоглебской деревянной церкви. Образ должен был занять место под куполом, чтобы каждый, кто захочет взглянуть на лик Иисуса Христа, поднял взгляд «к небу». В XVIII веке его разместили в приделе благоверных князей Бориса и Глеба. Но там икона пробыла недолго. Ростовский митрополит Арсений отдал распоряжение перенести святыню в архиерейские покои. В 1749 году икона оказалась в архиерейском доме и пробыла там почти полвека.

В 1798 году образ перенесли в Воскресенский собор, который находится в Тутаеве. Несли икону пешим ходом. Возле реки Ковать с изображения решили смыть дорожную пыль. Как раз на месте остановки забил ключ, который считается целебным. В связи с этим появилась традиция совершать ежегодный крестный ход с образом Спасителя. Процессия выходила из Воскресенского собора и несла икону через весь город, а потом шла вдоль берега реки к забившему источнику.

Для того чтобы транспортировка такого большого образа была возможной, для него соорудили специальную металлическую раму.

Интересно! Под аркой, в которой стоит икона, есть специальный лаз. Через него пролезают верующие люди на коленях с молитвой. Такой обычай появился достаточно давно. От коленей прихожан даже образовались потёртости.

Сегодня к храму, где находится икона, организовываются паломнические экскурсии. На верующих образ производит неизгладимое впечатление. К Отцу Небесному приходят за помощью в любой сложной ситуации и по молитвам своим обязательно получают её.

Святыни

В храме сохранилось достаточно много древних икон, среди них особо почитаются следующие святыни:

  • самая большая в мире икона Спаса Нерукотворного размером 3×3 метра, с ней совершается ежегодный крестный ход, предание утверждает, что образ был написан прп. Дионисием Глушицким в XV веке;

    Нерукотворный Всемилостевый Спас

  • крест XV — XVI вв., он по преданию приплыл по Волге и остановился прямо напротив храма;
  • икона Смоленской Божией Матери;
  • образ свт. Николая Чудотворца (Можайского), выполненный в 1-й половине XVII в.

Деятельность прихода

В Воскресенском храме развивается активно различные стороны жизни православной общины здесь есть:

  • православная школа имени св. праведного Иоанна Кронштадтского, которая является частной общеобразовательной школой содержащейся на средства прихода и благотворителей;
  • молодежный хор;
  • постоянно действуют богословские и катехизаторские курсы для мирян.

Также активно развивается работа по социальной помощи населению и работе с молодежью.

Торжество в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы

14 августа Православная Церковь установила праздник, который отмечается в честь Спасителя и Пресвятой Богородицы. Что касается данного события, то у него очень богатая и интересная история, которая связана со многими святыми. 14 августа – это день, когда празднуется еще одно торжество, которое связано с Происхождением Честных Древ Креста Господнего.

Оба события связаны между собой, а также с Крещением Руси. В летописи XVI века есть следующие строки: «Владимир Великий наш правитель истинный, ибо он крестится сам, а потом и всю Киевскую Русь». Сегодня мы отмечаем праздник Крещения Руси 28 июля, но раньше данное событие произошло первого августа. Дело в том, что 28 июля совместили сразу два праздника, добавив к торжеству Крещения Руси, память про князя Владимира. С 2010 года эти два праздники считаются государственными в России.

Историческое прошлое праздника Спасу и Пресвятой Богородицы связано с такими личностями, как Андрей Боголюбский и царь Мануил

Если взять во внимание летописи того времени, то там написано, что Андрей Боголюбский пребывал в приятельских отношениях с царем Мануилом. Когда началась война, то они вместе пошли на войну, ведя за собой войско обученных солдат

Через некоторое время их отряды разделились – царь Мануил напал на сарацин неподалеку от Константинополя, а войско князя Андрея Боголюбского пошло от Ростова на болгар. К сожалению, в то время болгары считались самыми жестокими и заядлыми идолопоклонниками, которые, руководствуясь своими языческими принципами, убивали мирных христиан, и разрушали целые поселки. Они не переставали донимать Руси своими набегами, вследствие чего было принято решение дать им бой. Перед походом, князь Андрей и император Мануил с искренними помыслами помолились образу Пресвятой Богородицы, и впоследствии взяли с собой икону Божией Матери, а также Знаменный Крест. Покровительство Высших Сил было невероятным, так как оба отряда получили блистательную победу, подтвердив это благодатным сиянием иконы Божией Матери, которая находилась в одной из церквей Константинополя. Чтобы поблагодарить святых, а также почтить их память и вспомнить блестящий военный триумф, был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в 1158 году. Примечательно, что в некоторых летописях есть другая дата – середина 1164 года, но чаще всего упоминается именно первый вариант.

Христиане совершенно по-разному называли этот праздник. Наиболее популярные версии прихожан – Первый Спас, Медовый Спас или же Спас на воле. Что касается последнего варианта, то по-другому его можно назвать Мокрым Спасом. Стоит отметить, что название «Спас на воде» было придумано отнюдь не случайно, ведь еще во времена развития Константинополя существовал обряд, в ходе которого освящались реки, озера и прочие водоемы. Это делалось в начале каждого месяца. Считалось, что месячному циклу также свойственно обновляться, вследствие чего душа человека очищается. Сегодня в России такое явление можно заметить раз в году, и это в праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородицы. Многие христиане освящают водоемы и колодцы, при этом очищая старые. Ближе к вечеру проводится церковная служба, в ходе которой люди со священниками проходят по всем естественным водоемам, и освящают их. По окончанию освящения, благословляется к употреблению различная пища, приготовленная из меда. Люди пекут пирожки с медом, делают пряники и прочие сладости. Это и толкнуло многих из них придумать альтернативное название торжества – Медовый Спас.

Тутаевский крестный ход. Одна из самых больших икон Православия — Спас Всемилостивый

Тутаевский крестный ход проходит дважды в год в старинном русском городе Тутаев

Спас Всемилостивый. Воскресенский собор. Тутаев

Одна из самых больших икон Православия – огромный поясной образ Спаса Всемилостивого находится в старинном русском городе Тутаев. Размеры иконы впечатляют. 3,2 метра в высоту и 2,8 м  в ширину. Но самое удивительное, что Всемилостивый Спас дважды в год «выходит» из Воскресенского собора – храма, где он находится и «обходит» Спас с крестным ходом весь город.

Сам Тутаев, где находится эта икона, расположен в Ярославской области, на берегах реки Волги. Имеет древнюю историю и  до 1918-го года носил название Романов-Борисоглебск. Город  расположен на обоих берегах Волги и возник в результате слияния двух самостоятельных городов. Романова (левобережная часть реки) и Борисоглебска (правобережная сторона).

Между частями города, разрозненно расположенных на обоих волжских берегах, сообщение осуществляется с помощью паромной переправы. Так как моста нет. Паром ходит весь день, дважды в час, за исключением ночного времени. Ночью из одной части города в другую можно попасть только частным образом, на своём или арендованном катере или лодке.

Тутаев. Ярославская область

Крестный ход в Тутаеве

Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый

Тутаевский крестный ход с иконой Спаса Всемилостивого проходит дважды в год. Первый раз икону несут по правому берегу, по Борисоглебской стороне, во второй —  в последнее воскресенье перед праздником Илии-пророка, по левому берегу, по бывшему Романову.

Для того, чтобы икона «прошла» крестным ходом по Романовской стороне Тутаева, её на пароме перевозят на другой берег Волги, где и расположена эта часть города.

Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый на паромеТутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый на паромной переправеТутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый

При большом стечении народа, на специальных носилках, на которых устанавливают Спас, около двадцати крепких мужчин, несут весь крестный ход эту удивительную икону.

Волжские берега в этих местах круты и обрывисты. Нести икону тяжело, и она медленно, в составе процессии «выходит» из храма , и спустившись к Волге, паромом, «плывёт» на другой берег, где крестным ходом «обходит» храмы, улицы и районы Романовской стороны Тутаева.

Крестный ход в Тутаеве. Спас ВсемилостивыйТутаевский крестный ход. Спас ВсемилостивыйТутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый

За мужчинами, несущими Всемилостивый спас, женщины несут табуретки. Берега волжские круты, икона тяжела, во время процессии мужчины, несущие икону устраивают остановки, и ставят носилки не на землю, а на табуретки. Заботливо приготовленные для такого случая участницами крестного хода.

Тутаевский крестный ход

Крестный ход проходит в течение всего дня, процессия со Спасом медленно и величественно обходит город, а к вечеру, к ночи, икону обратно паромом переправляют в Воскресенский собор. Где она будет находиться до следующего крестного хода и доступна для поклонения верующих.

Тутаевский крестный ход. Спас ВсемилостивыйТутаев. Волга

  • Вот здесь можно прочитать про один из традиционных фестивалей. Который проводится в Тутаеве:
  • Мисс Овца и конкурс стригалей
  • В Дранкипенаты (в Рубрику о путешествиях по России): Перейти

В Рубрику всех записей блога «Пение бороды» Перейти….

  1. На Главную страницу Дранкисайта: Перейти…
  2. Оставить комментарий  можно в самом низу страницы 
  3. или

Подписаться на новые статьи на сайте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector