Томас мор
Содержание:
Синопсис
Акт I
Пьеса драматизирует события из жизни Мора, и в ней затрагиваются вопросы подчинения короне и верховенства закона, особенно когда население возбуждено в анти-инопланетном рвении. Он состоит из 17 сцен, четыре из них отменены. Он начинается с событий Тяжелого Первомая 1517 года: иностранцы, иммигрировавшие в Англию из Ломбардии, которая является северным регионом того, что сейчас известно как Италия, плохо себя ведут и обращаются с гражданами Лондона. с оскорблениями и неуважением. Это возмущает лондонских рабочих, которые решают объединиться на Первомай и отомстить пришельцам. Лондонские дворяне не могут решить, что с этим делать, когда по всему Лондону вспыхивают беспорядки, и даже мэр Лондона находится под угрозой. Дворяне решают нанять популярного и уважаемого в народе шерифа Томаса Мора, чтобы попытаться успокоить гражданские беспорядки.
Акт II
Группа коренных жителей Лондона планирует поджечь дома иностранцев. Другие призывают к военному ответу. More решает, что лучший способ для него — поговорить с бунтовщиками.
Еще больше прибывают к воротам Святого Мартина. Мятежники выражают свои жалобы, а затем соглашаются выслушать Мора. More начинается с того, что беспорядки позорят Англию, и что, если беспорядки преобладают, гражданское общество развалится, и никто из бунтовщиков не доживет до старости. Он говорит им, что, когда они восстают против закона, они восстают против Бога. Мор предлагает бунтовщикам сделку: если они будут вести себя хорошо и спокойно попадут в тюрьму, он обещает им помилование. Единственный выход для них — смерть. Мятежники принимают предложение Мора, и их уводят.
Акт III
Бунтовщиков вот-вот повесят. Один из их лидеров, Линкольн, уже казнен. Затем прибывает Суррей, чтобы объявить, что приказ о казни был приостановлен по приказу короля, потому что Мор умолял сохранить их жизни.
Акт IV
Мора посвящают в рыцари и повышают до тайного советника за его роль в прекращении беспорядков.
Дома Мора навещает его друг, голландский философ и богослов Эразм. Более того, его посетил мэр Лондона. Для развлечения гостей разыгрывается спектакль «Свадьба ума и мудрости» .
Позже в Уайтхолле собирается Тайный совет, включая Мора, когда входит сэр Томас Палмер с нераскрытыми статьями короля Генриха VIII, который хочет, чтобы они были подписаны. More отказывается подписывать, потому что он сознательно против. Рочестера, который также отказывается подписывать, увозят в лондонский Тауэр . Мор подает в отставку и помещается под домашний арест. Его товарищи Тайные советники убеждают его изменить свое мнение и подписать, но он этого не сделает.
Еще идет домой и сообщает своей семье. Он обсуждает ситуацию и то, как она повлияет на них, и утешает их, сохраняя при этом позитивное поведение и свою моральную позицию. Графы Суррей и Шрусбери прибывают, чтобы побудить Мора подписать статьи; он этого не сделает, и его увезут в Башню.
Акт V
Кэтсби идет в дом Мора, чтобы сообщить семье, что Мор приговорен к смертной казни.
Семья Мора прибывает в Башню накануне казни. Они убеждают его изменить свое мнение, но он решителен. На следующий день, на Тауэрском холме, Мор решительно взбирается на эшафот и готовится умереть от обезглавливания. Море вдумчиво и тактично обменивается мнениями с присутствующими дворянами и своим палачом, а затем оказывается за кулисами своей судьбы.
Под светом звезды
Весной 1918 года В.И. Ленин выдвинул план монументальной пропаганды: памятники, скульптуры, фрески и барельефы должны были продвигать идеологию новой власти. Идея была заимствована вождем мирового пролетариата из книги Томмазо Кампанеллы «Город солнца», пожалуй, самой известной и самой «тоталитарной» из всех утопий.
В Городе Солнца, по замыслу утописта, прямо на стенах должны были быть изображены всевозможные учебные пособия: деревья, животные, небесные тела, минералы, реки, моря, горы. Владимир Ильич хотел чего-то подобного. Но монументальная пропаганда — далеко не единственная общая черта соляризма и большевизма.
Третье издание книги Томмазо Кампанеллы «Город солнца». 1643 год
Все беды, все преступления, считал Кампанелла, от двух вещей — от частной собственности и от семьи. Поэтому в Городе Солнца всё общее, а моногамный брак и право родителей на ребенка объявлены пережитком прошлого. Солярии трудятся только вместе, едят только в общих столовых, спят только в общих спальнях.
Идеи демократии соляриям чужды. Во главе города каста жрецов-учёных: верховный жрец, по имени Метафизик или Солнце и его соправители — Мощь, Мудрость и Любовь. Их никто не выбирает, наоборот верховные правители назначают всех более мелких начальников, жрецов-ученых низшего ранга. Наука — религия соляриев. Цель их жизни — восхождение по ступеням рационального знания. И выстроена она в строгом соответствии с научными принципами, которые в свою очередь применяют к бытовой эмпирике жрецы:
Читаешь и думаешь: что с этой стройной системой не так? Где она дает сбой? Почему общество, управляющееся учеными и на началах науки… нежизнеспособно? Видимо, потому, что человек не может быть счастлив без возможности побыть наедине с собой, со своей женой, детьми, любимыми вещами и даже своими грехами. Утопия Кампанеллы, равно как и любая другая социалистическая утопия, этого счастья человека лишает.
Личная жизнь
В 1505 году состоялось бракосочетание Мора и Джейн Кольт. Эта женщина была старшей дочерью состоятельного и известного английского эсквайра. Историкам удалось найти информацию, что Томас был влюблен в младшую дочь семейства Кольтов. Но будучи учтивым человеком, он все же сделал предложение Джейн. Избранница Мора отличалась тихим нравом и получила неплохое домашнее образование. Эразм Роттердамский, близкий товарищ и единомышленник Томаса, предложил Джейн не бросать обучение. Обладая педагогическим талантом, он лично учил ее музыке и литературе.
У Томаса и Джейн родилось 4 ребенка — Маргарет, Сесиль, Джон и Элизабет. К сожалению, семейное счастье не продлилось долго. В 1511 году супруга Мора умерла от лихорадки. Томас не хотел, чтобы его дети оставались без матери и вскоре после похорон вступил в брак с Элис Мидлтон. Эта женщина оказалась прямой противоположностью Джейн. По мнению друзей Мора, несмотря на поспешность и расчетливость, второй брак философа стал счастливым. Супруги прожили в мире и согласии до последних мгновений жизни.
Отсутствие собственных детей с новой супругой совершенно не тяготило Мора. Он относился к дочери Элис от первого брака, как к родной, и дал ей отличное воспитание. Томас был хорошим и любящим отцом. Когда он уезжал из дома, то всегда писал детям письма и с нетерпением ждал их ответа
Мор в течение всей своей жизни особое внимание уделял вопросам образования женщин. Он был уверен, что они способны совершать такие же открытия, как и мужчины
Ему удалось воплотить в жизнь свою мечту — дать хорошее образование не только сыну, но и дочерям.
Детство и юность
Биография Томаса Мора начинается в семействе лондонского судьи Высшего королевского суда сэра Джона Мора. Томас появился на свет 7 февраля 1478 года. Его отец был известен неподкупностью, честностью и высокими моральными принципами, что во многом определило мировосприятие его сына. Первое образование сын прославленного судьи получил в грамматической школе Святого Антония.
В тринадцатилетнем возрасте Мор-младший получил должность пажа при кардинале Джоне Мортоне, в течение некоторого времени работавшем лорд-канцлером Англии. Мортону пришелся по вкусу веселый, остроумный и любознательный молодой человек. Кардинал заявил, что Томас непременно «станет изумительным человеком».
Портрет Томаса Мора
В шестнадцать лет Мор поступил в Оксфордский университет. Его преподавателями были величайшие британские юристы конца XV века: Вильям Гросин и Томас Линакр. Учеба давалась молодому человеку относительно легко, хотя уже в ту пору его начали привлекать не столько сухие формулировки законов, сколько произведения гуманистов того времени. Так, к примеру, Томас самостоятельно перевел на английский язык биографию и труд «Двенадцать мечей» гуманиста из Италии Пико делла Мирандола.
Спустя два года после поступления в Оксфорд Мор-младший, по указанию отца, вернулся в Лондон с целью добиться улучшения знаний в области английского права. Томас был способным учеником и с помощью опытных юристов того времени изучил все подводные камни английского законодательства и стал блистательным адвокатом. При этом он интересовался философией, штудировал произведения древних классиков (особенно – Лукиана и Платона), совершенствовал латинский и греческий и продолжал писать собственные сочинения, часть которых была начата еще во время учебы в Оксфорде.
Эразм Роттердамский
«Проводником» в мир гуманистов для Томаса Мора стал Эразм Роттердамский, с которым адвокат познакомился на торжественном приеме у лорда-мэра. Благодаря дружбе с Роттердамским начинающий философ вошел в круг гуманистов своего времени, а также в кружок Эразма. Находясь в гостях в доме Томаса Мора, Роттердамский создал сатиру «Похвала глупости».
Предположительно, период с 1500 до 1504 годы молодой адвокат провел в лондонском картезианском монастыре. Однако он не захотел окончательно посвятить жизнь служению Богу и остался в миру. Тем не менее, с тех пор Томас Мор не оставлял привычек, полученных за время жизни в монастыре: он рано вставал, много молился, не забывал ни об одном посте, занимался самобичеванием и носил власяницу. Это сочеталось со стремлением служить и помогать стране.
использованная литература
- Бейт, Джонатан (2008). «Справедливость». Душа века: жизнь, разум и мир Уильяма Шекспира . Пингвин-викинг. ISBN 978-0-670-91482-1.
- Эванс, Джинн Блейкмор (1997) . «Введение к сэру Томасу Мору: дополнения, приписываемые Шекспиру ». У Эванса, Дж. Блейкмора; Тобин, JJM (ред.). Риверсайд Шекспир . Хоутон Миффлин. С. 1775–1777. ISBN 978-0-395-75490-0.
- Гурр, Эндрю (1996). Шекспировские труппы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-812977-7.
- Холлидей, FE (1964). Спутник Шекспира 1564–1964 . Пингвин.
- Ховард-Хилл, TH, изд. (2009) . Шекспир и сэр Томас Мор: Очерки пьесы и ее шекспировский интерес . Издательство Кембриджского университета.
- Джоуэтт, Джон , изд. (2011). Сэр Томас Мор . Арден Шекспир . Methuen Publishing . ISBN 978-1-904271-47-5.
- Макмиллин, Скотт, изд. (1987). Елизаветинский театр и «Книга сэра Томаса Мора» . Издательство Корнельского университета.
- Поллард, Альфред В. , изд. (1923). Рука Шекспира в пьесе сэра Томаса Мора . Издательство Кембриджского университета.
- Томпсон, Эдвард Маунде (1916). Почерк Шекспира: этюд . Издательство Оксфордского университета.
- Витторио, Габриэли; Мельчиори, Джорджио, ред. (1999). Сэр Томас Мор . Издательство Манчестерского университета.
- Уэллс, Стэнли, изд. (2010). Новый Кембриджский компаньон Шекспира (2 — е изд.) . Кембриджские товарищи по литературе. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-88632-1.
На службе у короля Генриха VIII.
В 1520 году реформатор Мартин Лютер опубликовал три работы, излагающие его учение о спасении, которое, по мнению Лютера, может быть достигнуто только через благодать; серия отвергала некоторые католические практики и нападала на другие. В 1521 году король Генрих VIII ответил Лютеру с помощью Мора в его защиту семи Таинств. К этому времени Мор стал казначеем английского казначейства, но он также служил «интеллектуальным придворным Генриха», секретарем и доверенным лицом, а в 1523 году был избран спикером Палаты общин.
Судьба Мора начала меняться, когда летом 1527 года король Генрих попытался использовать Библию, чтобы доказать Мору, что брак Генриха с Екатериной Арагонской, которая не смогла произвести наследника мужского пола, был недействительным. Мор пытался разделить точку зрения короля, но все было напрасно, и Мор не мог подписать план Генриха о разводе.
В 1532 году Мор подал в отставку из Палаты общин, сославшись на плохое здоровье. Однако истинной причиной, вероятно, было его неодобрение недавнего пренебрежения Генрихом церковными законами и развода с Екатериной. Мор не присутствовал на последующей коронации Анны Болейн в июне 1533 года, и король не рассматривал это в очень хорошем свете, и его месть была неминуема.
В феврале 1534 года Мора обвинили в соучастии с Елизаветой Бартон, которая выступала против разрыва Генриха с Римом. А в апреле наступила последняя капля, когда Мор отказался присягнуть Генриху в Акте о престолонаследии и присяге на верховенство. Это означало, по сути, отказ признать короля главой Англиканской церкви, что по мнению большинства, умаляло бы власть папы. Мор был отправлен в Лондонский Тауэр 17 апреля 1534 года и признан виновным в государственной измене.
Томас Мор был обезглавлен 6 июля 1535 года. Он оставил после себя последние слова: «добрый слуга царя, но прежде всего Божий.» Мор был причислен к лику святых в 1886 году и канонизирован католической церковью как святой в 1935 году. Он также был признан «мучеником Реформации» Англиканской церковью.
Делай, что хочешь
«Утопия» Мора была настолько популярна и породила такую волну подражаний, что очень скоро появились и первые утопии-пародии. Самая известная из них — описание Телемского аббатства из первой книги романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
После победы над королём Пикрохолом великан Гаргантюа решил наградить своего верного слугу монаха Жана Зубодробителя и предложил ему на выбор любое аббатство в своем королевстве. Но брат Жан отказался, пожелав вместо этого «основать обитель, не похожую ни на какую другую».
Гюстав Доре. Девиз Телемского аббатства «Делай, что хочешь». Иллюстрация к «Гаргантюа и Пантагрюэлю». 1854 год
Жизнь в этом монастыре построена на отрицании традиционных монашеских добродетелей: целомудрия, бедности и послушания. Каждый телемит мог сочетаться законным браком, быть богатым и пользоваться полной свободой. Само название аббатства происходит от греческого слова thelema, которое в средневековой философии означало «выбирающую волю».
История Телемской обители — первая либеральная утопия. Её изъян виден невооруженным глазом. Этот общественный идеал не для всех, а только для людей со светлыми и чистыми лицами, хорошим происхождением и воспитанием. Логическое развитие этой идеи — элои и морлоки Герберта Уэллса.
«Утопия».
В 1516 году Мор опубликовал «Утопию», художественное произведение, в основном изображающее языческий и коммунистический остров, на котором социальные и политические обычаи полностью управляются разумом. Описание острова утопия исходит от таинственного путешественника, чтобы поддержать его позицию, что коммунизм является единственным лекарством от эгоизма, обнаруженного как в частной, так и в общественной жизни,—прямой удар по христианской Европе, которая, по мнению многих, была разделена эгоизмом и жадностью.
«Утопия» охватывала такие далеко идущие темы, как теории наказания, контролируемое государством образование, многоконфессиональные общества, разводы, эвтаназия и права женщин, и в результате проявление знаний и навыков утвердилось в качестве передового гуманиста. «Утопия» также стала предтечей нового литературного жанра-утопического романа.
Политические взгляды
- Основная причина всех пороков и бедствий — это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями.
- Утопия (идеальная страна) — своеобразная федерация из 54 городов.
- Устройство и управление каждого из городов одинаковы, но главным является центральный город Амаурот, в котором расположен главный сенат. В городе 6000 семей; в семье — от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определённым ремеслом (разрешён переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет.
- Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.
- В Утопии нет частной собственности (её автор считает причиной всех зол) и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.
- Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наёмники.
- Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.
- В Утопии существует институт рабства. По Мору, в этой идеальной стране есть и должны быть рабы (бесправная категория населения), обеспечивающие возможность осуществления принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям» для каждого свободного гражданина.
Казнь
У глубоко религиозного Томаса Мора возникли разногласия с королём Англии Генрихом VIII, когда правитель решил расторгнуть брак со своей супругой. Мор настаивал на том, что это подвластно лишь Папе Римскому. Правящий на тот момент в Ватикане Климент VII тоже был против расторжения брака. Тогда Генрих VIII разорвал все связи с Ватиканом и встал на путь создания в стране англиканской церкви. В результате чего в скором времени была коронована новая супруга короля Анна Болейн.
Это вызвало негодование у Томаса Мора, причём настолько сильное, что он оставил пост лорд-канцлера и оказал помощь монахине Элизабет Бартон в публичном осуждении короля.
Но Парламент проголосовал о принятии «Акта о престолонаследии». Согласно этому документу все рыцари Англии обязаны были присягнуть и признать законными детей Генриха VIII и Анны Болейн. Томас Мор отказался давать такую присягу и его заключили в Тауэр.
В 1535 году его казнили как государственного изменника. Спустя четыре столетия, в 1935 году, его причислили к лику католических святых.
Современники отзывались о Томасе Море как о человеке учёном и ангельски умном. Говорили, что ему нет равных среди людей. Где ещё можно было увидеть мужчину подобной скромности и приветливости, такого высочайшего благородства? Если надо, он радовался жизни и веселился, при иных обстоятельствах был серьёзным и грустным. Это был человек на все времена. Такое название получила и картина, которую сняли о Томасе Море в 1966 году. В 1967 году фильм получил множество наград, в том числе шесть «Оскаров». Томаса Мора играл английский актёр Пол Скофилд.
Факты из биографии
Общие сведения:
- Томас Мор прожил недолгую жизнь: всего 51 год. Писатель родился 7 февраля 1478 года и умер в 1535 году.
- Мировоззрение будущего гения во многом определил его отец. Сэр Джон Мор был судьей Высшего королевского суда в Лондоне. Вот с кого будущий борец за права простого человека брал пример: сэр Джон был широко известен своей принципиальной неподкупностью и честностью.
- Мор снискал привязанность Джона Мортона. Будучи еще мальчиком, он поступил к кардиналу Мортону в услужение. Кардиналу очень понравился веселый, симпатичный и открытый мальчик. Мортон не уставал повторять, что ребенка ждет большое будущее, и оказался прав! Чего только стоит тот факт, что в средневековых учебниках по латинской риторике одна из фраз для перевода звучала следующим образом: «Мор – человек божественного ума и необыкновенной учености».
- С самой юности общественный деятель свято верил в гуманизм. Гуманизм стал для тогда еще юного гимназиста основополагающим принципом. Всю свою дальнейшую жизнь он придерживался гуманистических ценностей. В Оксфорде молодой человек познакомился с Эразмом Роттердамским и, благодаря ему, стал вхож в кружки гимназистов в высшем обществе.
- Будущий адвокат, он учился в Оксфорде, но не слишком прилежно. Вместо сухих формулировок и зубрежки его привлекали современные трактаты гуманистов. Причем привлекали настолько сильно, что он самостоятельно перевел «Двенадцать мечей» известного итальянского гуманиста Пико делла Мирандола.
- Томас Мор был женат дважды. Его первой женой стала 17-летняя девушка Джейн Кольт. Она была девушкой из простонародья, возможно, молодой мужчина в своем выборе руководствовался гуманистическими идеями, поэтому усиленно занимался образованием своей жены. Их брак продлился недолго: несчастная умерла спустя 6 лет от лихорадки, оставив своему мужу четырех маленьких детей. Одному справляться было трудно, и тогда вдовец женился на состоятельной Элис Мидлтон, тоже вдове, с которой счастливо прожил все последующие годы.
- Оригинальный человек, Мор практиковал самобичевание. В молодости, еще до женитьбы, он провел несколько лет в монастыре, но, не захотев остаться там навсегда, все же вынес оттуда несколько обычаев. Например, вставать рано утром, постоянно молиться богу, поститься, жить скромно и добровольно подвергать себя телесным мукам. Убежденный флагеллант, он считал себя настоящим слугою Господа, и, как говорил его друг и наставник Эразм Роттердамский, предпочел быть верным супругом, чем распутным монахом.
- Томас Мор придумал слово «утопия». Более того, это слово стало названием не только его самого известного романа, но и всего литературного жанра. Писатель соединил греческую приставку отрицания «у» со словом «топос» (место). Получается, что утопия – это место, которого нет в действительности. Кроме того, в пределах Англии писатель знаменит также и своими стихотворениями, которые были оценены современниками и последователями.
- Томас Мор преподавал право, параллельно вел адвокатскую деятельность и, более того, был членом Парламента Англии от купечества. Занимая высокий пост, он заступался за простых англичан, критикуя налоговую систему, не считавшуюся с бедностью крестьян и горожан. За свою открытую позицию и близость к народу, его обожали англичане, но ненавидели коллеги.
- Мор был казнен по приказу Генриха VIII. Активная политическая деятельность и принципиальность сослужили недобрую службу: он отказался приносить присягу королю и его новой жене Анне Болейн и был обвинен в государственной измене, за что и гильотирован.
- В настоящее время, с Мора до сих пор не снято обвинение в измене, однако, вместе с тем он причислен к лику святых стараниями римской католической церкви.
Уже из приведенных общих сведений видно, что Томас Мор был очень незаурядной личностью, однако, к несчастью для него же самого,
практически каждый его шаг вызывал шквал критики консерваторов. Однако Мор располагал влиянием своего друга Эразма Роттердамского, и это не раз спасало его, ведь всю свою жизнь, с самой юности, он раздражал закоренелых консерваторов.
Образование
В 1492 году Томас поступил на учёбу в Кентербери-колледж при Оксфордском университете, его наставниками были знаменитые юристы того времени – Вильям Гросин и Томас Линакр.
Учился парень с лёгкостью, но уже в тот период сухие формулировки законов стали привлекать его меньше, чем произведения современных гуманистов. Во время учёбы Томас Мор увлёкся работами мыслителя эпохи Возрождения – итальянца Пико делла Мирандола, юноша переводил на английский язык его биографию и произведение «Двенадцать мечей».
В 1494 году Томас покинул учебное заведение в Оксфорде по настоянию отца и вернулся в Лондон. Сэр Джон Мор хотел, чтобы сын продолжил его дело, и нанял ему для изучения права опытных законоведов. Томас был способным учеником, из него действительно получился превосходный юрист.
Краткая биография
- 1496 – сменил корпорацию «Нью Инн» на более статусную «Линкольн Инн».
- 1497 – сблизился с Эразмом Роттердамским. Разделяя взгляды гуманистов, Томас вошел в оксфордский кружок Джона Коллета, поддерживал гуманистические идеи равенства, справедливости, морального долга перед обществом. Эти идеи отразились в самом известном его произведении – «Утопии».
- 1500-1504 – по мнению историков, Томас Мор провел в монастыре картезианского ордена в Лондоне. Это один из самых аскетичных и суровых монашеских орденов Европы. До конца дней Мор придерживался монастырских правил: практиковал ранний утренний подъем, ношение власяницы, долгие молитвы.
- 1504 – между служением церкви или государству выбрал светскую жизнь и стал членом Парламента. Первым же публичным выступлением против увеличения поборов для короны молодой политик навлек на себя гнев Генриха VII. Отец его был арестован и отпущен только после отказа младшего Мора от политической карьеры и выплаты приличного штрафа.
- 1505 – взял в жены Джейн Коулт из Нозерхолла (графство Эссекс).
- 1510 – в результате выборов стал помощником шерифа Лондона. Его честность, принципиальность и дар красноречия сделали его самым популярным юристом среди людей разных сословий.
- 1514-1518 – писал исследование, посвященное эпохе Ричарда III, которое не завершил, но оно оказало большое влияние на английскую историографию и литературу.
- 1515 – Генрих VIII, коронацию которого литератор отметил изящными стихотворениями, заметил молодого юриста и отправил его с посольством во Фландрию с целью разрешения торгового конфликта.
- 1516 – книгоиздатель Дирк Мартенс опубликовал самую известную книгу Томаса Мора, которая называлась «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», всем известное как «Утопия». Опираясь на труды Платона, сочинения и воспоминания путешественников XV-XVI веков, в частности, Америго Веспуччи, заметки Чосера и др., Мор показал свое видение стройной государственной системы, основанной на идеях утопического социализма.
- 1518 – поступил на королевскую службу и вошел в Тайный Совет.
- 1520-1529 – вел непримиримую литературную полемику с реформатором Мартином Лютером по поводу церковных традиций. Причем первый трактат на эту тему «Утверждение семи таинств» Томас написал по просьбе и под именем Генриха VIII, за это Лев Х, Папа римский, пожаловал короля титулом «Защитник веры».
- 1521 – назначен помощником казначея королевства и произведен в рыцари.
- 1523 – избран Спикером палаты общин.
- 1524 – назначен распорядителем Оксфордского университета.
- 1529 – получил назначение на высшую государственную должность лорда-канцлера.
- 1532 – ушел в отставку. Официально из-за слабого здоровья. На самом деле по причине разрыва Генриха VIII с католической церковью и создание англиканской. Король решил развестись с бездетной Екатериной Арагонской и сочетаться браком с Анной Болейн. Католическая церковь воспротивилась такому решению. Не поддержал короля и Томас Мор.
- 1534 – Принят «Акт о супрематии», объявивший Генриха VIII главой церкви, и «Акт о престолонаследии», куда входила присяга. Каждый, кто ее приносил, клялся в верности детям Генриха и Анны Болейн, признавая их права на престол, и всему роду Тюдоров. Мор на церемонию пришел, но присягнуть не смог, так как это расходилось с его убеждениями.
- 17 апреля 1534 года – Томас Мор был арестован и брошен в Тауэр.
- 6 июля 1535 года – казнен через отсечение главы. Подходя к плахе на площади Тауэр-Хилл, он сказал: «Умираю как добрый слуга короля, но в первую очередь – Бога».
- 1935 – канонизирован Римско-католической церковью и причислен лику святых за верность церкви.
Казнь Томаса Мора (иллюстрация 1870 г.)
Детство и юность
Томас Мор появился на свет 07 августа 1478 года в Лондоне на Молочной улице. О своих предках он говорил так: «Я из семьи неизвестной, но достойной». Несколько поколений Моров были простыми горожанами, однако отец будущего писателя и политического деятеля, Джон Мор, сделал себя сам: получил юридическое образование, был назначен судьей королевского суда, пожалован дворянским титулом и рыцарским званием.
О рождении первенца счастливый отец написал: «В семнадцатый год правления Эдуарда IV, в первую пятницу после праздника Очищения пресвятой девы Марии, в 7-й день февраля, между двумя и тремя часами утра, родился Томас Мор, сын Джона Мора, джентльмена…». Эта запись указывает на две возможные даты: 6 февраля 1477 г. и 7 февраля 1478 г. Большинство исследователей склоняется к последней.
Мать – Агнес Гренджер – дочь олдермена, а с 1507 года лондонского шерифа, Томаса Гренджера.
Маленький Томас учился в лучшем начальном учебном заведении Лондона: грамматической школе Святого Антония, где давали прекрасные знания, в частности, по разговорной и письменной латыни.
В 13 лет, благодаря отцовским связям, он стал пажом в доме кардинала Джона Мортона, архиепископа Кентерберийского, бывшего лорда-канцлера. Трудно переоценить положительное влияние на воспитание и образование юноши, которое оказал этот выдающийся политический деятель времен войны Алой и Белой розы. Вероятно, благодаря ему в 1492 году Томас Мор поступил в Кентерберийский колледж при Оксфордском университете.
Здесь молодой человек познакомился с лучшими юристами того времени, оксфордскими гуманистами Т. Линакром, У. Гросином и Дж. Колетом, живо интересовался трудами итальянского мыслителя Пико делла Мирандола и даже перевел некоторые его сочинения на английский. Кроме латыни он начал изучать греческий.
Семья сэра Томаса Мора (ок. 1594)
Однако, отец желал видеть сына юристом, и по его настоянию в 1494 году юноша вернулся в Лондон, где в одной из юридических школ окончил курс юриспруденции и стал адвокатом в лондонской корпорации «Нью Инн». При этом он не прекращал занятия философией и литературой, изучал труды Платона и Лукиана, практиковался в греческом языке и совершенствовался в латинском, на котором впервые опубликовал два своих стихотворения.
Враг государства
Иронию Берка многие не заметили и всерьез посчитали его теоретиком анархизма. Одним из таких нечувствительных к юмору людей оказался Уильям Годвин, создатель первой анархической утопии. В начальной части своего труда «Исследование о политической справедливости» он по большей части пересказывает Берка, а во второй — предлагает позитивную программу.
В центре мировоззрения Годвина стоит индивидуум, всё поведение которого определяется разумом. Здоровым и правильным может быть только то общество, что построено на принципах разума. Истина одна, а значит истинное устройство общества только одно. Вряд ли стоит искать это устройство в прошлом, потому что (см. Берка) вся история человечества — это история преступлений, это история насилия государства над индивидуумом. Да и не только государства, а вообще всего, что закрепощает разум, навязывает ему унифицирующую норму.
Иллюстрация к роману Уильяма Годвина «Калеб Уильямс». 1838 год
Человек в мировоззрении Годвина — это вечный Уилл Смитт, вечный «враг государства», противостоящий вселенскому Госдепу. Кстати столкновение всесильного преследователя и маленького, но упорного беглеца, — главный мотив романа Годвина «Калеб Вильямс», задуманного для популяризации идей «Исследования». Жанр триллера коренится в политической философии раннего анархизма.
Годвин считает, что человечество ждет Новая Эра, когда на смену государствам придут небольшие и самодостаточные общины, населенные новыми людьми.