Толстовство

7. Примечания

  1. Воробьева М. В. Христианское разномыслие: Словарь. — Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 96 с.
  2. Толстовство — slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00079/59100.htm?text=Толстовство&stpar1=1.1.1 // Большая советская энциклопедия
  3. Толстовство — slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/19/us473105.htm?text=Толстовство&stpar1=1.2.1 // Толковый словарь русского языка Ушакова
  4. Толстовство — slovari.yandex.ru/dict/gl_social/article/14013/1401_3472.htm?text=Толстовство&stpar1=1.1.3 // Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру
  5. 123 А. А. Гусейнов ТОЛСТОВСТВО — dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4885/ТОЛСТОВСТВО//Новая философская энциклопедия: В 4 тт./Под ред. В. С. Стёпина. — М.: Мысль,2001.
  6. Вопросы Л. Н. Толстого духобору — next.feb-web.ru/feb/tolstoy/critics/nta/nta-194-.htm, с комментариями О. А. Голиненко
  7. 12 Скворцов В. М.. Предисловие издателя // По поводу отпадения от православной церкви графа Льва Николаевича Толстого. Сборник статей «Миссионерского обозрения». СПб., 1904, стр. III.
  8. Л. Н. Толстой о революции // «Миссионерское обозрение», 1906, № 11, стр. 697.

Известные толстовцы

Расширенный вариант списка см. Википедия:К созданию/Список толстовцев

  • Чертков, Владимир Григорьевич (1854—1936) — издатель, организационный лидер движения (en:Vladimir Chertkov)
  • Бирюков, Павел Иванович (1860—1931) — издатель, крупнейший биограф Льва Толстого
  • Булгаков, Валентин Федорович (1886—1966) — последний секретарь Льва Толстого, организатор музеев
  • Горбунов-Посадов, Иван Иванович (1864—1940) — глава толстовского издательства «Посредник»
  • Трегубов, Иван Михайлович (1858—1937) — публицист и общественный деятель
  • Попов, Евгений Иванович (1864—1938) — педагог и переводчик
Толстовство не было оформлено как организация. Дальнейший список содержит тех, кто был сподвижником Толстого в Российской империи в течение значительной части жизни:

2. Состав движения

Лев Толстой и Владимир Чертков

Уже при жизни Толстого это движение выделялось не отрицанием, а свободой от сословных и религиозных рамок и других формальных признаков. Князья являлись к Льву Толстому в одной компании с крестьянами, а супруга Толстого исправно водила детей в церковь в дни самых жестоких конфликтов между Львом Толстым и Синодом. Толстой лично или через свои произведения повлиял на целый ряд своих современников, которые не описываются как толстовцы, но немыслимы без влияния Толстого, его произведений и его окружения. В их числе Лесков, А. П. Чехов, М. Горький, Г. И. Успенский, Кропоткин, Бонч-Бруевич, Ромен Роллан и др. Впоследствии творчество Льва Толстого оказывает влияние на весь мировой литературный процесс и значительную часть политического процесса.

Литература

  • Кривенко С. Н. На распутьи. — 2-е изд. — М., 1901
  • Пругавин А. С. О Льве Толстом и толстовцах. — М., 1911.
  • Булгаков В. Ф. Опомнитесь, люди-братья! История воззвания единомышленников Л. Н. Толстого против мировой войны 1914—1918 гг. — az.lib.ru/b/bulgakow_w_f/text_0040.shtml. T. 1. — М., Задруга, 1922.
  • Клибанов А. И. «Религиозное сектантство и современность». М., «Наука», 1969
  • Булгаков В. Ф. О Толстом. Воспоминания и рассказы. — marsexx.narod.ru/tolstoy/bulgakov-o-tolstom.html Составление, вступительная статья и примечания доктора филологических наук А. И. Шифмана. Тула, Приок. кн. изд-во, 1978. 479+8 п.
  • Поповский М. А. Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918—1977 — www.belousenko.com/wr_Popovsky.htm. L., 1983
  • Мазурин Б. В. Рассказ и раздумье об истории одной толстовской коммуны «Жизнь и труд». — Новый мир. 1988, No 9
  • Синявский Б. По заветам Льва Толстого. — Известия. 07.01.1989.
  • Рогинский А. Б. Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-е — 1930-е годы — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1520.shtml. — М.: Книга, 1989.
  • Эджертон У. Толстой и толстовцы — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0370.shtml / Пер. с англ. Д. А. Карельского // Новый мир. — 1989. — № 3.
  • Материалы о толстовцах из сб. «Возвращение памяти». — www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/001/238/50.htm (Возвращение памяти. Историко-публицистический альманах. Вып. 1-3. Новосибирск, 1991—1997.)
  • М. А. Рашковская, Е. Б. Рашковский «Милые братья и сестры…» — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0400.shtml // Религии мира. История и современность. 1989—1990, М., «Восточная литература», 1993
  • Лурье Я. С. После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0360.shtml, СПб., «Дмитрий Буланин», 1993 — главы: Толстовцы и большевики, Заключение. Толстой на пороге XXI века.
  • Шенталинский В. Донос на Сократа — magazines.russ.ru/novyi_mi/1996/11/shental.html // «Новый Мир» 1996, № 11
  • Эджертон У. Загадка влияния учения Л. Толстого на мировое сообщество — community.livejournal.com/christ_communa/5457.html // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • Мелешко Е. Д. «Христианская этика Л. Н. Толстого» — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1490.shtml, М., «Наука», 2006
  • Йорданов Й. Сборник «Толстоизмът-божествената същност на човека» — tolstoizam-tolstoy.com. Варна. 2008  (болг.)
  • Петухова Т. В.»Коммуны и артели толстовцев в советской России(1917—1929 г.) — venec.ulstu.ru/lib/disk/2008/Petuhova.pdf,Ульяновск,УлГТУ,2008 г.
  • Толстой Л. Н. против троицы — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1140.shtml
  • Толстой Л. Н. против обожествления Иисуса. — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1130.shtml
  • Толстой Л. Н. против 7-ми таинств. — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1120.shtml
  • Толстой Л. Н. отрицает Иисуса как Искупителя. — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1110.shtml
  • Толстой Л. Н. Критика православного богослужения — az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1150.shtml
  • Чудиновских Е. Н. Общесто истинной свободы в память Л. Н. Толстого в Уржуме — gaspiko.ru/html/tolstoy, ГОУ «Гаспико», 2010

скачать

Синхронизация выполнена 10.07.11 03:03:12Философские направления и школыПацифизмЕретические течения в христианствеТолстовствоАнтитринитариилицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike

Группы и колонии

Африке

Мохандас К. (впоследствии Махатма) Ганди и другие жители Толстого хутора , 1910 г.

Мохандас Карамчанд (позже Махатма) Ганди основал кооперативную колонию под названием « Ферма Толстого» недалеко от Йоханнесбурга , Южная Африка, вдохновленный идеями Толстого. Колония, занимающая 1100 акров (4,5 км 2 ), была профинансирована гандианцем Германом Калленбахом и передана в распоряжение сатьяграхи с 1910 года.

Америка

Эрнест Ховард Кросби был известным толстовцем в Соединенных Штатах. Он был сторонником колонии христианского содружества в Колумбусе, штат Джорджия , которая была основана в 1896 году рядом христианских социалистов и занимала 932 акра (3,77 км 2 ). На жителей также повлияли взгляды Генри Джорджа и Эдварда Беллами .

Европа

В России цензура означала, что многие научно-популярные произведения Толстого 1880-х и 1890-х годов сначала публиковались за границей, либо на русском языке, либо в переводе, что сдерживало влияние автора в стране его рождения. Однако, когда Владимир Чертков (1854–1936) был ключевым пропагандистом идей Толстого, движение началось в 1890-х годах. Движение продолжало расти после смерти писателя и достигло максимума в годы, последовавшие сразу за революциями 1917 года, когда в Смоленской , Тверской , Самарской , Курской , Пермской и Киевской губерниях были созданы земледельческие общины . Толстовские общины, которые размножались между 1917 и 1921 годами, в конечном итоге были уничтожены или лишены независимости, когда в конце 1920-х годов начались коллективизация и идеологические чистки. Колонии, такие как Коммуна Жизни и Труда , были перемещены в Сибирь, чтобы избежать ликвидации. Несколько толстовских лидеров, в том числе Яков Драгуновский (1886-1937), были преданы суду, а затем отправлены в ГУЛАГ .

В Англии Джон Коулман Кенуорти из Братской церкви основал колонию в Перли , Эссекс, в 1896 году. Это сообщество закрылось несколько лет спустя, но его жители породили Колонию Уайтуэй в Глостершире и Колонию Стэплтона в Йоркшире, которые существуют до сих пор. Хотя Уайтуэй вскоре отказался от принципов Толстого, многие, включая Ганди , посетившего его в 1909 году, расценили его как неудавшийся толстовский эксперимент.

Иоганнес ван дер Веер был ключевой фигурой в голландском толстовском движении, и Толстой прямо обратился к антивоенной позиции ван дер Вира в эссе 1896 года. В Нидерландах были основаны две колонии: недолговечная в Бюссюме в Северной Голландии и более успешная в соседнем Бларикуме . Причины, приписываемые неудачам толстовских общин по всей Европе, включают личную несовместимость участников и общее отсутствие практического опыта в сельском хозяйстве.

Критика

Церковный публицист и общественный деятель В. М. Скворцов возбудил вопрос о «толстовщине» на 3-м всероссийском миссионерском съезде (организованном Русской Православной церковью) в 1897 году в Казани; «по исследовании еретических мудрований Толстого, разбросанных во многих его религиозных трактатах <…>, съезд специалистов миссионерства уже тогда признал толстовское религиозное движение оформившеюся религиозно-социальною сектою, крайне вредною не только в церковном, но и в политическом отношении».

Официозное (неофициальное) общественно-церковное издание Православной церкви «Миссионерское обозрение» в 1906 году, после состоявшегося в 1901 году Определения Святейшего Синода об «отпадении» графа Толстого от Церкви, печатало в статье, подписанной священником Е. Зубаревым, пространные извлечения из новоизданного полного собрания религиозно-философских сочинений Льва Толстого, заключая: «Под доказательствами Л. Н. Толстого от Евангелия вполне можно бы подписаться, если бы он разумел под ним подлинное, а не своё евангелие».

Русский поэт Иннокентий Анненский в «Книге Отражений» писал:

«Природу и жизнь человека не всегда подчинишь выдумке. Евангелие создало христианство, т. е. целый мир. Толстой создал толстовщину, которая безусловно ниже даже его выдумки…»

Философ И. А. Ильин в своей книге «О сопротивлении злу силою» также приводит критику учения Толстого и высказывает мысль, что насилие, хоть и есть дело неправедное, все же в определенных случаях может считаться оправданным.

Верования и обычаи

Толстой организовывает помощь голодающим в Самаре, 1891 год.

Толстовцы ( русский : Толстовцы , Tolstovtsy ) идентифицируют себя как христиане , но как правило , не относятся к институциональной Церкви . Толстой был резким критиком Русской Православной Церкви , что привело к его отлучению в 1901 году. Толстовцы, как правило, больше сосредотачиваются на следовании учению Иисуса , чем на его чудесах или божественности .

Они стараются вести аскетичный и простой образ жизни , предпочитая быть вегетарианцами , некурящими, трезвенниками и целомудренными . Толстовцы считаются христианскими пацифистами и выступают за непротивление при любых обстоятельствах. Понимание Толстым того, что значит быть христианином, было определено Нагорной проповедью и резюмировано в пяти простых предложениях:

  1. Люби своих врагов
  2. Не злись
  3. Не борись злом злом, но отвечай на зло добром (интерпретация подставления другой щеки )
  4. Не вожделение
  5. Не принимайте клятвы.

Они не поддерживают и не участвуют в правительстве, которое они считают аморальным, жестоким и коррумпированным. Толстой отвергал государство (поскольку оно существует только на основе физической силы) и все институты, которые от него происходят — полицию, суды и армию. Таким образом, многие теперь считают их христианскими анархистами . Исторически идеи Толстого оказали определенное влияние на анархистскую мысль, особенно на анархо-пацифизм . Они также были названы Махатмой Ганди источником вдохновения при формировании его собственной философии ненасилия как из джайнизма, так и из индуизма .

Вегетарианство

Вегетарианское движение началось в Европе в 19 — м века. Первое вегетарианское общество было основано в Манчестере в 1847 году. Толстой оказал заметное влияние на движение. Он стал вегетарианцем вместе со своими двумя дочерьми в 1885 году. Его соответствующее эссе «Первый шаг» (1891) и другие были продвинуты вегетарианскими обществами по всему миру.

Его вегетарианство было частью христианской философии ненасилия, которую он разработал. В то время вегетарианских ресторанов было немного, и они часто служили помещениями для встреч толстовцев и других социальных реформаторов. В то время это движение было в основном ово-лакто-вегетарианским .

Согласно медицинской науке того времени, на которую в основном влияла немецкая медицина, вегетарианство считалось нездоровым. С другой стороны, вегетарианцы обычно подчеркивали физическую силу и спортивные способности вегетарианцев.

Морально-этическая и социальная идеология

Главными принципами являются: всепрощение, непротивление злу насилием, отказ от вражды с любым народом («любите врагов ваших»), провозглашённые Христом в Нагорной проповеди, а также «любовь к ближнему», нравственное самоусовершенствование, опрощение
.

Согласно учению, духовные ценности важнее материальных.

Осуществление этих принципов предполагает возможность нравственного преобразования общества (то есть толстовство включает в себя идею достижимости утопической перспективы). Предполагалось создать на месте существующего общества и государства общежитие свободных и равноправных крестьян.

Будучи по своим убеждениям последовательными пацифистами, толстовцы отказывались от несения военной службы.

В ранний период у толстовства было много общего с анархизмом, так как оба движения отрицали необходимость военно-государственной машины и апеллировали взамен к разуму личности, естественному стремлению к взаимопомощи и трудовому братству. Однако после положительной реакции князя Кропоткина на начало Первой мировой войны контакты между движениями прервались.

История

Конверт письма М. К. Ганди ко Льву Толстому

Толстовство возникло в Российской империи в 1880-е годы на основе учения Л. Н. Толстого. Основы толстовства он изложил в «Исповеди», «В чём моя вера?», а также в «Крейцеровой сонате». Тогда же начали возникать колонии толстовцев в Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье. Эти колонии получили название «культурных скитов». Толстовство нашло последователей в Западной Европе, Японии, Индии. Сторонником толстовства был, в частности, Махатма Ганди. В 1880—1900-х годах создавались толстовские колонии в Англии и Южной Африке.

Верующие-духоборы нашли идеи Толстого сродни их собственным традициям и в 1895 году воплотили их в жизнь, отказавшись от военной службы и уничтожив имевшееся у них оружие, за что были сурово репрессированы. В дальнейшем они, также согласно идеям Толстого, отказались от употребления мяса, алкоголя и табака.

Главными принципами являются: непротивление злу насилием, всеобщая любовь и нравственное самосовершенствование личности, опрощение.

Для религиозных взглядов в рамках толстовства характерен синкретизм. На жизнеучение Толстого оказали влияние разнообразные идейные течения, однако идея рассматривать христианство как учение о непротивлении злу является самостоятельной. Толстовцы отвергают догматы организованной церкви, являются антитринитариями. 

Вегетарианство, которому следовали толстовцы, в науке того времени считалось глубоко нездоровым (вслед за немецкой диетологией того времени).

Толстовцы активно занимались просвещением и распространением взглядов Толстого. Толстовцы В. Г. Чертков и П. И. Бирюков основали издательство «Посредник» (деятельное участие в работе принимала Анна Черткова), которое издавало массовыми тиражами книги для народа: произведения Л. Н. Толстого, Г. И. Успенского, А. П. Чехова и других писателей, пособия по агрономии, ветеринарии, гигиене. В — в Лондоне толстовцы издавали газету «Свободное слово».

В СССР в 1920—1930-х годах земледельческие коммуны толстовцев в основном были ликвидированы, их участники репрессированы, однако некоторые из них просуществовали до начала Великой Отечественной войны.

Сейчас последователи толстовства сохранились в Западной Европе, Северной Америке, Японии, Индии, Болгарии и других странах. В России официально зарегистрирована религиозная организация «Толстовцы», члены которой являются представителями так называемого «новотолстовства» — движения, возникшего сравнительно недавно и существенно отличающегося от изначального толстовства. Их численность — около 500 человек.

Важным источником по истории толстовства являются воспоминания толстовцев о Л. Толстом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector