Леонид собинов
Содержание:
Патриот своей Родины
Леонида Витальевича отличали доброе сердце и безгранично щедрая душа. Он считал своим долгом помогать студентам и начинающим талантам, дарил необходимые подарки нуждающимся организациям и обществам. В Первую мировую поручик Собинов много выступал, а все собранные средства от концертов, а это более 200 тысяч рублей, отправлял на помощь раненым и благотворительность.
Артист не единожды отказался от эмиграции. Настоящий патриот, он верил в российское искусство и готов был служить ему. Вначале занимал должность комиссара театра Моссовета. Сразу после революции возглавил Большой театр, этот пост был для него особенно приятным и значимым. Осенью 1920-го Советская власть направила его в Крым руководить направлением культуры отдела народного образования в Севастополе. Собинов всячески поддерживал развитие театрального искусства, его считают одним из основателей Севастопольского драмтеатра. Мечта открыть в городе консерваторию так и осталась неосуществленной.
Детство и юность
Леонид Витальевич Собинов происходил из купеческой семьи Виталия Васильевича Собинова (1848-1912) и Екатерины Федоровны Чистовой (Собиновой, 1852-1885). Дед его был крепостным.
Родился 7 июня (по новому ст.) 1872 г. в Ярославле, здесь прошли его детские и юношеские годы.
Талант он наследовал и от отца, который в молодости хорошо пел, и от матери, которая обладала не очень сильным, но тёплым, задушевным голосом, любила народные песни, городские романсы и учила сына пению, заметив у него музыкальные способности. Мать Собинова олицетворяла для детей нежность и любовь. Она умерла от чахотки в возрасте 33 лет, оставив мужу пятеро детей, младшей из которых было всего 5 лет.
У отца был суровый характер, искусством он не интересовался и таланты детей не поддерживал. Но уважительно относился к образованию, поэтому все его дети (а во втором браке у него родились ещё три дочери) окончили гимназию.
Леонид Собинов со старшим братом Сергеем купили гитару. Но из-за царивщих в доме патриархальных обычаев в этом были ограничены: во дни поста игра на гитаре была запрещена – отец запирал её на ключ.
Сергей Витальевич Собинов также стал певцом (тенор). Его сценический псевдоним – Волгин.
Учёба в гимназии началась у Л. Собинова в 1881 г. Здесь же он поступил в хоровую группу, пел дискантом. К 17 годам дискант сменился тенором. Первый успех певца отмечен в гимназии, когда он спел в благотворительном концерте арию из оперы.
Значение творчества и личности
Известный русский певец С. Лемешев утверждал, что Собинов совершил настоящий переворот в оперном искусстве: он сочетал индивидуальный подход к каждой роли с постоянным поиском новых возможностей для её исполнения. Например, всегда исследовал материал, касающийся предстоящей роли, эпоху и быт. Вникал в сложную психологию героя, его духовный мир.
Знаменитый тенор Леонид Собинов
Его голос и сценическое обаяние быстро покорили весь художественный мир в России, а вскорости и за границей, где он исполнял сложнейшие партии в операх русских и зарубежных композиторов. Его триумф был одинаков и на родине, и за рубежом. Одна итальянская газета писала: «У него голос чистейшего тембра, ровный, глубоко западающий в душу, голос редкий и драгоценный, которым он управляет с редким искусством, интеллигентностью и вкусом».
Л.В. Собинов создал целую галерею образов, шедевров оперного искусства в операх русских и зарубежных композиторов.
Многие современники отличают щедрость и отзывчивость Собинова: Киевской школе слепых он подарил рояль, московским студентам – 45 тысяч рублей золотом, полученных им на концертах. Всегда отзывался на просьбы знакомых, а иногда и незнакомых людей.
Собинову было присуще особое благородство, которое проявлялось и на сцене.
Память
Могила Собинова на Новодевичьем кладбище Москвы.
Л. В. Собинов в опере «Русалка», 1900-е.
В 1937—1994 годах его имя носил Малый Кисловский переулок Москвы. Улицы, названные именем певца, есть в Иванове, Киеве, Минске, Полтаве, Харькове, Донецке, Ярославле, на его родине, и в других городах СНГ.
В настоящее время имя Собинова носят Саратовская консерватория, Ярославское музыкальное училище (колледж) и ежегодный музыкальный фестиваль. 29 декабря 2007 года был торжественно открыт памятник Собинову в Ярославле (на пересечении улиц Максимова и Трефолева).
В 1969—1993 годах его имя носил речной круизный теплоход Московского речного пароходства.
Марка СССР 1972 г.
Кроме того, имя Собинова носил советский (построенный в Великобритании) океанский турбоход.
Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
Дом в Санкт-Петербурге (доходный дом Куракиной), в котором с 1915 по 1929 жил Л. В. Собинов
- февраль 1901 года — доходный дом — Гороховая улица, 8;
- 1903—1908 — меблированные комнаты О. Н. Мухиной — Морская улица, 16, кв. 9;
- 1908—1912 — гостиница «Англетер» — Вознесенский проспект, 10;
- 1912 — октябрь 1915 года — гостиница «Франция» — Морская улица, 6;
- октябрь 1915 — — доходный дом Куракиной — Сергиевская улица, 8 (ныне ул. Чайковского);
- после 1917 предоставлена дача на курорте города Сестрорецка по ул. Оранжерейной дом 3 (Дача С. И. Дворжецкого).
- 1932 год — гостиница «Европейская» — улица Ракова, 7.
Записи: переиздания CD
Собинов оставил большое наследие записей, сделанных до революции 1917 года. Многие из них были переработаны и переизданы на компакт-дисках различными фирмами. Эти переиздания включают:
- Коллекция Гарольда Уэйна, том. 36 — Его первые записи 1901-1904 годов, симпозиум
- Леонид Собинов — Записи 1910-1911, Симпозиум
- Леонид Собинов — Каталог записей HMV, Жемчуг
- Римский-Корсаков в исполнении современников, Русский диск
- Певцы России 1900-1917 / Сергей Левик и современники, Симпозиум
- Певцы Императорской России Том. 1, жемчуг
- La Scala Edition Vol. 1, EMI
- Величайшие голоса Большого, Мелодия
- Симпозиум «30 теноров»
- Голоса царя Том. 1 (1901–1915), Минерва, а также
- Страница оперы Майка Рихтера: Запись пения, том. 1 компакт-диск.
Биография[править | править код]
Собинов в роли Ленского
Поручик Л. В. Собинов, 1916 год.
Родился в семье торгового служащего, ярославского мещанина Виталия Васильевича Собинова.
В 1881 году поступил в гимназию. В гимназическом хоре он начал учиться пению. В 1888 году состоялось его первое успешное выступление на гимназическом благотворительном вечере (сольная партия в хоре из оперы Вильбоа «Наташа, или Волжские разбойники»).
В 1890 году, после окончания гимназии с серебряной медалью, Л. В. Собинов поступил на юридический факультет Московского университета. Во время учёбы в университете принимал участие в студенческом хоре. С осени 1892 года, по приглашению П. А. Шостаковского поступил в Музыкально-драматическое училище (будущий ГИТИС), в котором занимался вокалом до 1897 года у А. М. Додонова и А. А. Сантагано-Горчаковой). В эти же годы он выступал в итальянской оперной труппе.
В 1893 году певец женился на Марии Каржавиной, учащейся этого училища (в 1898 году супруги расстались).
Параллельно с учёбой в училище Собинов продолжал образование в университете. В 1894 году он успешно окончил юридический факультет университета, затем год прослужил юнкером в Московском пехотном училище. После этого стал работать помощником присяжного поверенного у известного адвоката Фёдора Никифоровича Плевако.
В 1897 году на экзамене в училище присутствовал дирижёр Большого театра Ипполит Альтани, который пригласил Собинова на прослушивание в Большой театр. В том же 1897 году он стал солистом Большого театра. Дебютировал Леонид Собинов на сцене Большого театра в опере Антона Рубинштейна «Демон». За все время службы в Большом театре у певца было 35 ролей, он пел на сцене 623 раза.
Осенью 1899 года Собинов оставил адвокатскую практику и полностью посвятил себя музыке. Собинов говорил про себя: «Лучший певец среди юристов или лучший юрист среди певцов».
В 1900-е годы Собинов много гастролировал. Выступал в миланском театре «Ла Скала» (1904—1906), где пел в традиционном итальянском репертуаре, выступал в Монте-Карло, Мадриде, в Лондоне, Берлине, Париже (1909), много ездил по России.
Во время Первой мировой войны посредством концертных турне собрал и передал на помощь раненым и благотворительные нужды более 200 тысяч рублей.
Дважды был директором Большого театра — в 1917—1918 гг. и в 1921 г. С октября 1917 года — комиссар театра Московского совета; в 1919 году избран членом Директории Большого театра.
В ноябре 1920 года заведовал в Севастопольском отделе народного образования подотделом искусств. Предложил в апреле 1921 года создать консерваторию в Севастополе.
Жил в Москве, в Камергерском переулке, № 5/7 стр. 1, кв. № 23 (на доме установлена мемориальная доска). На протяжении всей жизни Собинов постоянно выступал в камерном вокальном репертуаре. Корней Чуковский в своих воспоминаниях отмечает, что Собинов много занимался благотворительностью, в частности помогал студентам, в том числе будущему писателю Леониду Андрееву, и делал подарки различным нуждающимся обществам и организациям.
Здание бывшей гостиницы «Санкт-Петербург» в Риге
7 мая 1933 года был награждён орденом Трудового Красного знамени. В том же году покинул сцену в возрасте 60 лет.
Во время пребывания в Риге 14 октября 1934 года Собинов умер от сердечного приступа ночью во сне в гостинице «Санкт-Петербург». Его тело перевезли в Москву специальным траурным поездом. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Некоторые источники указывают на странные обстоятельства смерти Леонида Собинова, связывая её с днём ранее совершенным убийством архиепископа Рижского Иоанна (Поммера).
Личная жизнь
В биографии артиста было две семьи. Первой женой Собинова стала Мария Коржавина. Она была выпускницей того же училища. В браке появилось двое сыновей. Старший Борис вырос знаменитым пианистом, младший Юрий погиб на фронте Гражданской войны. Второй семейный союз состоялся с Ниной Мухиной, сестрой известного скульптора. Их единственным совместным ребенком стала дочь Светлана, впоследствии носившая фамилию мужа литератора Льва Кассиля. Внучка Ирина Собинова-Кассиль выбрала для себя профессию режиссера-мультипликатора.
Камерные вокальный выступления артист продолжал до 60 лет. Даже в столь преклонном возрасте, выходя на сцену, он оставался ярким певцом и талантливым драматическим актером, излучал невероятное обаяние. Напряженный график и многочисленные гастроли отразились на его здоровье. При посещении Риги в октябре 1934 года сердце великого тенора остановилось, приступ случился в гостиничном номере. Траурным поездом тело доставили в столицу и упокоили на Новодевичьем кладбище.
Вклад Леонида Собинова в оперное искусство стал новой ступенькой в развитии мировой культуры. Творчество великого артиста продолжили Федор Шаляпин и Сергей Лемешев.
Первый тенор России
Музыка не оставляла Собинова все это время. Еще в студенчестве он пел в университетском хоре, посещал певческий кружок и параллельно начал обучение в Музыкально-драматическом училище. Преподаватель Петр Шостаковский разглядел в юноше талант и предложил бесплатно получить второе образование. Леня так рьяно взялся за учебу что, сдав экзамены за первый курс, был сразу зачислен на третий. Ему смело доверяли ведущие оперные партии в студенческих спектаклях. Результатом пятилетних занятий вокалом стало выступление в итальянской опере. На экзамене выпускник получил высшую оценку, в числе экзаменаторов находился дирижер Большого театра.
В 1897 году Собинова приняли солистом в главный столичный храм искусства. Для дебюта он выбрал партию князя Синодала в опере Рубинштейна «Демон». Затем последовала роль в «Князе Игоре» Бородина. Через два года вокалист сделал окончательный профессиональный выбор. Он завершил деятельность адвоката, и все силы отдал служению сцене. В шутку артист говорил, что он «лучший певец среди юристов или лучший юрист среди певцов». В 1989 году Леонид вышел к зрителям в образе Ленского, героя оперы Чайковского «Евгений Онегин». Его необычную манеру много критиковали, но спустя время признали классикой исполнения этого произведения. Отличительной особенностью певца Собинова была необычайно кропотливая работа по созданию каждой роли. Он изучал литературу, которая давала представление о времени действия, тщательно анализировал характеры героев, вживался в образ. Такое «копание» давало максимальный результат, образы получались естественными и достоверными.
За последующие несколько лет уже зрелый мастер сцены посетил с гастролями все ведущие европейские театры, блистал на лучших сценах Милана, Лондона, Берлина, Парижа. Особенно запомнились испанские гастроли 1908 года. Зрители рукоплескали исполнителю арий из «Мефистофеля» и «Манон Леско». Новое звучание приобрела ведущая партия в произведении Глюка «Орфей и Эвридика», до этого ее никогда не исполнял тенор. Мелодичные слова скорби, повествующие о гибели любимой девушки, затронули сердце каждого зрителя. Мастерство Леонида Витальевича достигло того высокого художественного уровня, когда он стал образцом исполнения для начинающих вокалистов.
В 1910-м Собинов попробовал себя как режиссер. Его первой работой была опера Джакомо «Богема». Следующим произведением планировалась «Тоска» Пуччини, но администрация не разрешила постановку, увидев в ней революционный подтекст.
Детство и юность
Леонид появился на свет в 1872 году в Ярославле. В семье купца Виталия Васильевича Собинова царил патриархальный уклад. Никто из детей не получал музыкального образования, но Леня вместе со старшим братом Сергеем на собственные деньги купили гитару и потихоньку осваивали ее. Увлечение мальчиков поддержала мать. Она душевно пела народные песни и пробовала этому научить ребят.
В девять лет мальчик стал гимназистом, а окончил учебу с серебряной медалью. Первое выступление произошло на благотворительном вечере учебного заведения и сразу получило успех. Юный исполнитель отрывка из оперы «Волжские разбойники» на сцене оказался случайно – подменил заболевшего товарища. Тогда Леонид не думал о карьере певца и поступил в Московский университет на факультет юриспруденции. Получив диплом, приступил к адвокатской практике помощником известного специалиста Плевако. За два года начинающий юрист провел около 70 гражданских дел, большинство которых оказались успешными.