Шоанинский храм преткновения

МАВЗОЛЕЙ ВОЗЛЕ ХРАМА: СО СВЯТЫМИ УПОКОЙ…

Сентинский историко-архитектурный комплекс не одинок – он соседствует с древним каменным мавзолеем. Некрополь – ровесник храма, поскольку постройка датируется тем же X столетием. Его в свое время использовали для захоронения церковных и светских чинов, что само по себе не характерно для региона Северного Кавказа.
Авторство уникальной постройки принадлежит архитектору из Константинополя. Мавзолей, расположенный возле храма, возведен на месте бывшей часовни – еще более древнего сооружения, когда-то разрушенного. Но, как известно, свято место пусто не бывает.
Хронология построения дуэта Сентинский храм – мавзолей до сих пор не установлена, поэтому сложно с предельной точностью утверждать, что появилось раньше. Примечательно, что в 19-м веке исследователи Нарышкин и Сысоев, которые рассматривали некрополь с пристрастием, еще наблюдали внутри человеческие останки, покоящиеся в ветхих деревянных гробах. Сейчас это, увы, невозможно.

Использованные материалы

  • Перфильева Л. А., «Александро-Афонский Зеленчукский мужской монастырь» // Православная Энциклопедия, т. 1, с. 605-606:

  • Горбова И. А., Монастыри Кубани в к. XVIII — начале ХХ века: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук // Кубанский государственный университет, Краснодар, 2014.- 206 с.:

    (материал использован частично)

  ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 1.

  ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 3-4.

  ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 10-10 об.

  ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 15-15 об.

  ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 20-20 об.

  РГИА. Ф. 796. Оп. 168. Д. 1043. Л. 9.

  Священные достопримечательности по рр. Теберде, Кубани и Большого Зеленчука: Из дневника Преосвещенного Владимира, Епископа Ставропольского и Екатеринодарского, веденного Его Преосвященством при обозрении епархии в 1886 г. // Северный Кавказ: российская политика и практика христианизации. Извлечение из Ставропольских (Кавказских) епархиальных ведомостей (1873-1917 гг.). Майкоп. — 2009. — С. 186.

  Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода, Преосвященному Владимиру епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому от 18.10. 1887 года №4060 // Ставропольские епархиальные ведомости. — 1887. — С. 307.

  Открытие и освящение Свято-Александро-Афонской Зеленчукской Пустыни //Ставропольские епархиальные ведомости. — 1889. -С.484-485.

  Определение Святейшего Синода епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Владимиру об учреждении Александро-Афонской Зеленчукской пустыни // Ставропольские епархиальные ведомости. 1889. С. 307.

  Из истории основания и первых лет деятельности Александро-Афонской Зеленчукской пустыни // Православная церковь на Кубани. Краснодар, 2001 г. С. 379.

  Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. С.339.

  ГАСК. Ф.135.Оп.62. Д.830. Л. 4 – 5.

  Определение Святейшего Синода епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Владимиру об учреждении Александро-Афонской-Зеленчукской пустыни // Православная церковь на Кубани. Краснодар, 2001. С. 378.

  Открытие и освящение Свято-Александро-Афонской-Зеленчукской пустыни // Ставропольские епархиальные ведомости, 1889. С. 484.

  Раздольский С. А. Монастыри Кавказской епархии и их роль в культурном развитии Северного Кавказа. С. 120.

  Прохожий. Промысел особого рода // Северный Кавказ. Ставрополь, 1891. 22.08. № 8. С.5.

  Убийство двух монахов Зеленчукского монастыря //Ставропольские епархиальные ведомости. 1889. С. 383-384.

  Серафим, игумен. Древнехристианские храмы и Св. Александро-Афонский Зеленчукский монастырь Кубанской области Баталпашинского отдела. Одесса, 1896. С. 12.

  «В древнем Свято-Троицком храме в горах Карачаево-Черкесии совершена первая за 94 года Божественная литургия» // Патриархия.ru со ссылкой на сайт Пятигорской епархии,

использованная литература

  • Белецкий Д. В . Росписи и граффити Шоанинского храма // Проблемы хронологии и периодизацииников и культурного Северного Кавказа. XXVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Магас, 2010.
  • Виноградов А.Ю., Белецкий Д.В. История и искусство христианской Алании (в печати)
  • Виноградов А.Ю., Белецкий Д.В. К вопросу о византийском влиянии на энергиюуруказа (IX-X вв.) // Византийский временник. 2013. Т. 72 (97). С. 254–258.
  • Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Нижний Архыз и Сенты — древнейшие храмы России. Проблемы христианского искусства Алании и Северо-Западного Кавказа. — М .: Индрик , 2011.
  • Виноградов А.Ю. Очерк истории аланского христианства в X-XII вв. // ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ. Юбилейный сборник в честь 60-летия профессора Игоря Сергеевича Чичурова. М., 2006.
  • Виноградов А.Ю., Белецкий Д.В. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII — X в. М., 2015.
  • Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Фрески Сентинского храма и проблемы истории аланского христианства в Х в. // Российская археология. М., 2005. — № 1. — С. 130–142.
  • Кузнецов В.А. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе, 1977.
  • Кузнецов В.А. Нижний Архыз в X-XII веках. Ставрополь, 1993.
  • Кузнецов В. А. Очерки истории алан. Владикавказ, 1992.
  • Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Пятигорск, 2007. (переработанное переиздание книги: Владикавказ, 2002).
  • Перфильева Л.А. Купольные храмы в контексте средневизантийской архитектурной традиции // Христианское зодчество.Новые материалы и исследования. М., 2004.
  • Тихонов Н. А. Керамика Шоанинского поселения. Вопросы датировки // Проблемы хронологии и периодизации памятников и культуры Северного Кавказа. XXVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Магас, 2010.

Как добраться

Нужно доехать до поселка Коста Хетагурова, недалеко от города Карачаевска. Если вы едете от Крачаевска в сторону Домбая, то уже практически на выезде из Коста Хетагурова есть указатель и поворот на дорогу к храму. Дальше ведет проселочная дорога, есть указатели и заблудиться не получится. Еще один ориентир гора Шоана, ее хорошо видно с дороги, а с определенного места видно сам храм.

Недалеко от трассы место, где можно оставить машину. Автобусам дальше проезд запрещен, знак на дороге.

Мы доехали на машине до небольшой стоянки, здесь нас напугали туристы, которые сказали, что проехать дальше на нашей машине не получится, ямы, камни и все такое. Так что мы пошли пешком. На автобусах сюда проехать нельзя, везде указатели.

Дорога на всем протяжении выглядит примерно так. Не все водители решаются ехать на легковых машинах.

Расстояние от стоянки до храма около двух километров и мы решили пойти пешком. Как оказалось потом, проехать на легковой машине сюда вполне возможно. Дорога, конечно не асфальт, но даже низкие машины проезжали спокойно.

Вид с дороги на поселок Коста Хетагурова. А за горами Домбай.Дорога к храму. Вид на горы.

Зато вид с дороги на ущелье открывается просто потрясающий, из машины этого не видно.

Храм и колокольню видно с дороги.

Последний поворот перед храмом, его уже видно на скале. Кто то в это время ударил в колокол. Где то за час, неспеша, мы дошли от машины до территории храма.

Парковка возле территории храма. Можно сюда заехать на машине.

Шоанинский храм или Церковь Георгия Победоносца

Территория огорожена, вход для всех бесплатный. Людей довольно много, кто на машинах, кто как мы, пешком.

Дорога к храму.

На входе образ Георгия Победоносца, лавочки для отдыха, видимо для тех, кто как мы, пришли пешком.

Сам храм расположен на скале и к нему ведут ступеньки, сделанные совсем недавно. Видно, что за комплексом ухаживают. Просто непонятно, как его строили в Х веке. Без специальной техники, на такой высоте, храм стоит на самом обрыве, скалы со всех сторон.

Развалины старого монастыря. В отличие от храма они не сохранились до нашего времени, хотя и были построены позже.Шоанинский храм

По лестнице подошли ко входу. В храме никого нет, по большим праздникам здесь проходят службы, приезжают верующие, а в другие дни храм пустует.

Вход в храм.Листочки и ручка на столе. Пишем имена всех близких, чтобы их упомянули в молитвах.

Если соберетесь сюда приехать, возьмите с собой свечи, здесь их купить негде. Очень тихо, прохладно. На столе стоит коробочка с бумажными листочками, сюда вписывают имена тех, кого хотят, чтобы упомянули в молитве. Мы тоже оставили свой список близких людей.

В храме.Икона Георгия Победоносца.

С противоположной стороны от входа – выход к колокольне.

Дорожка по обрыву к колокольне.

Звон колокола слышно по всему ущелью, а мы чуть не оглохли.

В колокол могут позвонить все желающие, считается, что звон отпугивает злых духов. Только не звоните громко, дергайте веревку как можно тише, а то можно оглохнуть. Мы проверили! Звук колокола слышен далеко по ущелью.

Вид со смотровой площадки.А с другой стороны поселок Коста Хетагурова.

Возле колокольни смотровая площадка с видом на поселок и на ущелье с другой стороны.

Шоанинский храм.

Как добраться на машине

Из всех храмов на Кавказе, где нам удалось побывать, Шоанинский самый живописный – потрясающие виды на ущелье, само строение на обрыве, колокольня. Сюда привозят туристов с Домбая, организовывают экскурсии из Пятигорска и Кисловодска. Однозначно стоит посетить.

СЕНТИНСКИЙ ХРАМ: ИСТОРИЯ ВОЗВЕДЕНИЯ

Сентинский храм в Теберде, вернее, близ деревни Сенты, построен в 965 году, еще до крещения Руси. Он виден отовсюду, поскольку здание возвели на отроге высокого хребта Бурун-Сырт, на 1 300 м довлеющего над правобережьем реки Теберда. Точную дату постройки историки узнали благодаря найденной табличке, на которой она указана вместе с остальными важными сведениями.
Это однокупольная церковь, возведенная в форме креста из песчаниковой породы. Сентинский и Шоанинский храмы – одни из старейших сооружений – символов христианской веры. Считается, что на месте первого некогда было языческое капище, а второй, также построенный в средневизантийском стиле, находится на Кубани. Старое название деревни, откуда открывается великолепный вид– Сенты. Именно оно дало культовому зданию имя. Сейчас аул зовется Нижняя Теберда.
Храм 10 века в районе купола достигает десятиметровой высоты. Площадь строения – около 16 кв. м. В храм ведут три проема с разных сторон света, кроме восточной

Благодаря дверям и четырнадцати окнам солнечный свет призрачно освещает ветхие стены здания.
Когда-то рядом с церковью проходил активный торговый путь, ведущий от Кавказских гор до восточного побережья Черного моря, поэтому объект имел немаловажное значение для путешественников. Сентинский храм (КЧР) соседствует с массовыми захоронениями, датируемыми 5-8-м веками нашей эры – это всё, что осталось от древних капищ

Кроме прочего, вблизи церкви стоит полуразрушенный мавзолей – уникальная постройка для здешнего региона. Скорее всего, склеп предназначался для упокоения больших чинов и высокопоставленных правителей церкви. Возле мавзолея выкопан резервуар для сбора дождевой воды.

СЕНТИНСКИЙ ХРАМ (КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ): КАК ДОБРАТЬСЯ

Сентинский храм находится на расстоянии 48 км от поселка Домбай и в 18 км от города Карачаевск. Расположен храм в ауле Нижняя Теберда.
Двигаясь со стороны Домбая по трассе А155 и въехав в аул Нижняя Теберда, следует свернуть налево на мост, который ведет через реку Теберда. Координаты точки: 43.628345, 41.870444. Отсюда начинается маршрут к Сентинскому храму.
Дорога к храму грунтовая, порой встречаются крупные камни и рытвины. Проезд возможен на газели или машине с высоким клиренсом. Также от трассы можно подняться пешком к храму: протяженность пути 5,4 км, перепад высот 1050-1260 м, продолжительность маршрута 1,5 часа (данные маршрута указаны в пути туда и обратно).

Курорт Домбай, аул Нижняя Теберда. Сентинский храм на карте
Координаты: 43.636661, 41.865654

ШОАНИНСКИЙ ХРАМ: ИСТОРИЯ В КАМНЕ

Что собой представляет Шоанинский храм? Фото сооружения можно подробно рассмотреть в статье, но лучше полюбоваться им вблизи – незабываемые впечатления путнику гарантированы. Храм выполнен в виде креста. В длину, как и в высоту, здание составляет почти 13 м. Фасад церкви довольно скромен, но в целом, сооружение величественно и массивно. Возвышается Шоанинский на скальном отроге и видно его издали.
Внутри здание значительно обветшало, фрески, росписи и орнаменты слабо видны на облупленных стенах, переживших 10 веков кряду, но при этом купол с арочными окнами и внушительными перегородками выглядит поистине величественно.Храм посвящен великому Георгию Победоносцу, или по-местному Уастырджи, и является ярким напоминанием о древних аланах, их повседневной жизни, культуре и верованиях. Один из немногих дней, когда здесь проводятся религиозные обряды, является 6 мая – день всенародно любимого святого Уастырджи. К этой дате на заросшие зеленью скалы съезжаются паломники из многих регионов России.

СИМВОЛЫ КРАЯ: СЕРЕБРЯНАЯ МОНЕТА C ИЗОБРАЖЕНИЕМ ХРАМА

В связи со святыней часто упоминается одна уникальная монета. Шоанинский храм – признанная культурно-религиозная памятка, поэтому в рамках серии «Архитектурные памятники РФ» в феврале 2016 года специально отчеканена штучная серебряная монета трехрублевого номинала. Она всецело посвящена Шоанинскому храму и украшена его изображением.
Сама святыня на своих древних стенах содержит символы Карачаево-Черкессии

В первую очередь, стоит обратить внимание на небольшую табличку, где изображен герб и флаг Северной Осетии, а также КЧР. Герб Осетии довольно оригинален и красив: на нем изображен горделивый барс на фоне величественных гор Кавказа.
Флаг Карачаево-Черкесии состоит из голубого, зеленого и красного цвета, расположенных по горизонтали

В центре находится орнамент со стилизованным изображением восхода солнца в горах. Каждый цвет символизирует определенное понятие: зеленый – плодородие, красный – дружбу между народами, синий – спокойствие, мир, мудрость.
Что еще изображено на стенах святыни, расположенной над аулом имени Коста Хетагурова? Храм Шоанинский также украшен флагом республики Северной Осетии, где превалируют три цвета – белоснежный, алый и лимонный. Первый символизирует моральную чистоту, второй – отвагу и честь, а третий – изобилие и процветание.

Архитектура

Церковь построена в соответствии с византийскими архитектурными традициями . В нем три апсиды , которые немного уже нефов (их также три). Это крестово-купольное здание с четырьмя квадратными столбами, несущими трехступенчатые арки и купол . Длина здания с запада на восток 12,9 м., Высота равна длине, ширина по западному фасаду 8,9 м. Церковь имеет два закрытых сводчатых притвора на северной и южной сторонах. Непонятно, какой была первоначальная форма крыши. На данный момент есть отреставрированная двускатная крыша , но есть теория о том, что оригинальная черепица опиралась на полукруглые закомари-фронтоны. Барабане является восьмигранным и имеет восемь окон, каждые из сторон барабана закончились с архивольт свесом на консоль опиралась на углах. Многоликий современный толобат не опирается ни на какие научные доказательства. Плинфа , который является традиционным для грузинских и византийских зданий, используются только в арках. Остальная часть здания сложена из известково-песчаниковых блоков грубой обработки с заполнением из бутобетона внутри стены. Венчает окна не арка из плинтуса , а вырезанный в нем камень с полукруглой отделкой. В кладке видны многочисленные отверстия под строительные леса , а в дыре в западной части южной стены есть даже кусок дерева, который строители не смогли вынуть и просто отпилили. Для возведения церкви потребовались мощные фундаменты . Фасадный декор церкви очень скромный: карниз из каменных плиток, плинтитные камни на барабане и каменные карнизы над некоторыми окнами. Снаружи храм был покрыт тонким слоем штукатурки (видно в пустотах между каменными плитами), а внутри — оштукатурен и украшен орнаментом.

Аланские храмы Карачаево-Черкесии

Современная Карачаево-Черкесия является наследником средневекового государства аланов, возникшего в начале первого тысячелетия. Аланская держава была развитой в экономическом и культурно-духовном плане, что привлекало византийских миссионеров, главной целью которых было распространение христианства на здешних землях.

Пик расцвета Алании припадает на 11 век. В это время возводятся православные храмы, активно развиваются живопись и архитектура. Хаос и разруха, которые сеяла армия Тамерлана на своем пути, также коснулись и территорий нынешней Карачаево-Черкесской Республики. С середины 14 века Аланское государство прекратило свое существование, оставив после себя пять церквей крестово-купольного архитектурного стиля.

Зеленчукские храмы

Комплекс православных соборов расположен в поселке Нижний Архыз, чьи земли простилаются в долине реки Большой Зеленчук между Тебердой и Карачаевском. Всего здесь насчитывается три храма: Северный, Средний и Южный. Названия сооружений соотносятся с их географическим положением.

Северный храм (Георгиевский)

Здание находится за пределами городища. Северный храм является самым древним и главным святилищем среди церквей зеленчукского комплекса, о чем свидетельствует его статус кафедрального собора Аланской епархии (10 – 13 вв.).

Длина храма совпадает с его максимальной высотой и равна 21 метру, ширина здания составляет приблизительно 10 метров.

Фресковая живопись на стенах собора, к сожалению, не дошла до наших дней в первозданном виде. Те изображения, которые прихожане видят сейчас, являются реконструкцией утраченного предмета искусства, которое попытался восстановить Д. Струков – археолог и художник.

По словам историков, храм был возведен в честь святого Николая Чудотворца в 916 году.

Одно из помещений Северного собора было оборудовано для проведения обряда крещения. Возле южной стены архитектурного памятника найдены три захоронения.

Средний храм (Троицкий)

В первой четверти 10 века в аланском городище появился храм посвященный Христу Спасителю. По задумке инициаторов, здание должно было напоминать большой крест с равномерным соотношением сторон. Однако решением главного архитектора, к центральной части церкви было добавлено два выступа и вытянуто в длину ее западный рукав.

Обязанности по восстановлению руин храма, пострадавшего от разрушительных монгольских нашествий, полностью взяли на себя монахи из местного мужского Александро-Невского монастыря. В 1897 году ремонтные работы были закончены, собор освятили в честь Троицы.

Стены здания украшены старинными фресками с изображением святых воинов, которые сохранились до сегодняшнего дня.

Южный храм (Ильинский)

Покровителем церкви считается святой пророк Илия. Это единственный собор из зеленчукского комплекса, который продолжает вести богослужения в наше время.

Снаружи храм похож на небольшой дом, его выдает лишь второй этаж украшенный куполом. По всему этому можно судить о том, что церковь задумывалась как частный объект для обслуживания потребностей одной богатой семьи.

Шоанинский храм

Между двух скал на краю обрыва горы Шоана возвышается одноименный православный собор, чье рождение уходит корнями в первую половину 10 века. Длина и высота здания равны почти 13 метрам, а ширина – приблизительно 9 метров.

Географическое положение храма было обусловлено большим количеством поселения в долине реки Кубань. Здесь также располагались здание монастыря и епископская резиденция.

До 18 века Шоанинский храм был местом хранения ценных древних книг.

Сентинский храм

Церковь получила свое название благодаря своему географическому положению в поселке Сенты (нынче Нижняя Теберда). Также, как и Шоанинский собор, Сентинский храм был основан в первой половине 10 столетия.

На базе святилища был возведен женский монастырь (19 век), который впоследствии был снесен советской властью.

Вместе с Сентинским храмом рядом строился также каменный мавзолей для погребения священников.

История

Вид с запада

Склон, на котором расположена церковь, ранее был густо заселен, о чем свидетельствуют остатки многочисленных старинных построек. Хотя первоначальное назначение церкви остается неизвестным, большое количество захоронений было найдено в поселении, а также внутри самой церкви. Церковь Шоан по сути является уменьшенной копией Северо-Зеленчукской церкви (кроме Шоана, у которой нет притвора и западного крыльца). Неоспоримым доказательством копирования является характерное сочетание восточных угловых ячеек и боковой балки в единое целое с одной глухой аркой на боковой стене. Российские историки А. Виноградов и Д. Белецкий считают, что церковь была построена местными строителями, которые повторяли известный образец, но были технически лучше подготовлены, чем предыдущие строители, и могли свободно интерпретировать выбранную форму. Связать строителей с определенной архитектурной школой очень сложно. Нет никаких письменных свидетельств, позволяющих точно датировать церковь. Только живописные пейзажи церкви проливают свет на ее датировку. Остатки фресок можно отнести ко второму слою росписи церкви Сенти . Следовательно, предположительно церковь Шоан была построена в конце 10 — начале 11 веков. Так, Шоанская церковь построена после Средней Зеленчукской (950–960-е гг.), Сентийской (965 г.) и Северо-Зеленчукской (конец 960–970-х гг.) Церквей; он относится к третьему этапу храмового строительства в Алании после возвращения в христианство около 950 года. В конце 19 века Шоанскую церковь превратили в церковь Александро-Афонского монастыря. Храм заново оштукатурили, заменили крышу, перестроили часовни.

В 2007 году жители села Коста Хетагуров произвели самовольный ремонт церкви после серии обращений в правительство Карачаево-Черкесской Республики. Поздняя штукатурка в интерьере церкви была грубо снесена, под ней была обнаружена оригинальная штукатурка. В результате часть этого первоначального покрытия была утеряна, и сегодня на вновь обнаруженных частях сохранились остатки старинной декоративной росписи. Есть также греческие, арабские, грузинские, армянские и русские надписи разных эпох и многочисленные северокавказские родовые знаки — тамги. Ближайшая к деревне восточная часть церкви была побелена. 30 апреля 2011 года неизвестные люди подожгли храм, но он был быстро ликвидирован, а внутреннее убранство и иконы не пострадали.

16 февраля 2016 года в России выпущена серебряная памятная монета, посвященная церкви Шоан.

СОКРОВИЩА СЕНТИНСКОГО ХРАМА: МИМО РИСТАЛИЩ, КАПИЩ

Храм в горах – отличное место для хранения несметных богатств. Сентинский в Теберде – также использовался в этом качестве: во времена наиболее активного изучения собора, которые пришлись на 1976-1977 годы, в стенах культового сооружения было обнаружено немалое количество ценных артефактов. К примеру, описание Сентинского храмав Теберде пополнилось интересной находкой: в южном притворе обнаружены роскошное архиерейское облачение, митра и византийская монета эпохи императоров Василия II и Константина, отчеканенная из чистого золота.
Там, где находится Сентинский храм в Теберде, скорее всего, находилось культовое место – их обожали обустраивать на вершинах и склонах гор. Археологи, тщательно изучив холм, окончательно пришли к такому выводу, поскольку вокруг Сентинского храма удалось отыскать множественные погребения с ценными предметами, чей возраст восходил к 5-8-ому векам нашей эры. В древности существовала практика возводить храмы на месте языческих святилищ (Вифлеем, Грузия и пр.), капищ или даже перестраивать соборы непосредственно из старых конструкций, о чем говорят определенные особенности строения. Сентинский храм – не исключение.
Оказывается, до того, как наши современники получили возможность наблюдать фрески Сентинского храма, здесь были найдены петроглифические изображения змей и стилизованные геометрические орнаменты, что лишний раз свидетельствует в пользу гипотезы о древних святилищах.
Около храма, в гробницах также были обнаружены старинные сокровища, пролежавшие в земле не один век – это медное навершие посоха, свинцовый византийский крест и позолоченные пуговицы.
Сентинский храм (фото смотрите в нашей галерее) – восхитительный образец старинного зодчества, архитектурный образ раннего христианства, дошедший к нам сквозь тьму столетий.

Видео Домбай. Сентинский храм

Юрий Николаевич Нейжмак. Видео из открытого источника https://www.youtube.com/watch?v=3ZhqYT49CS4. Не для коммерческого использования.

ШОАНИНСКИЙ ХРАМ: КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ ПРИГЛАШАЕТ ТУРИСТОВ И ПАЛОМНИКОВ

Самый известный собор, относящийся к аланской епархии – Шоанинский храм. Где находится христианский форпост, оставленный современным жителям их древними предками? Он возведен над рекой Кубань, неподалеку от точки ее слияния с Тебердой, а точное место расположения – гора Шоана. Тысячелетняя история собора неспроста началась именно здесь. По этим густонаселенным в те времена местам проходило пересечение торговых путей, а жизнь в буквальном смысле била ключом. Но позже, когда торговля шелком и прочими товарами сошла на нет, местные аулы пришли в упадок, а население разбрелось по свету в поисках лучшей жизни. О том, что вокруг храма проживало множество людей, свидетельствуют полуразрушенные следы массовой застройки.
За три века до появления прекрасного однокупольного собора в Аланию пришла христианская религия. О том, что она, наконец, прижилась в этих краях, свидетельствует постройка такого памятника архитектуры, как Шоанинский храм (КЧР).Сентинский и Шоанинский храмы – наиболее известные и старинные представители византийского зодчества, были возведены недалеко от знаменитого Нижнеархызского городища. Примечательно, что, несмотря на небывалый возраст постройки, она периодически выполняет свои функции и сейчас. Несколько раз в году здесь совершаются богослужения. Происходит это по особо великим христианским празднествам. Дорогу сюда не забывают и вереницы паломников.

ВНУТРЕННЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ЧУДА

Если зайти внутрь уникального сооружения, называемого Сентинский храм, фото чудом сохранившихся фресок напомнят туристу о небывалой древности церкви. Роспись внутри сооружения в свое время была довольно богатой – недаром храм считают самым значимым фресковым комплексом края. Стены украшают нарисованные кресты и святые образа. Особенно хорошо видна Богоматерь и Святой Николай.
В арочных проемах, выполнявших функции окон, когда-то были вставлены стёкла – их фрагменты в изобилии найдены археологами. План внутреннего оформления прост и лаконичен – без нагромождения пилястр и прочего архитектурного украшательства. Поскольку стены часто белили, то в некоторых местах старые фрески явственно проступают под более новыми.
На данный момент Сентинская церковь заброшена, но довольно неплохо сохранилась. Путешественники, добирающиеся сюда, все как один поражены открывающейся панорамой, ведь потрясающая природа со всех сторон окружает древний храм. Теберда, несет свои бурные воды у его подножья, а от поселка сюда ведет еле заметная дорожка, окруженная травой и камнями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector