Смольный собор санкт-петербурга

Интересные факты про собор Воскресения Христова

  1. Чтобы соорудить макет храма в месте его возведения пришлось рубить стены в 4-х комнатах. На сооружение деревянного макета были приглашены лучшие мастера плотницкого дела. Макет возводился в той же последовательности что и сам собор.
  2. Если бы пятиярусная колокольня была посторена, главный колокол весил бы 327 тонн. Самый большой «царь-колокол» — 200 тонн.
  3. При реставрации были найдены тайные ходы, ведущие на Чернышевскую улицу.
  4. Бомбоубежище в подвалах Смольного собора было первым в России.
  5. При приближении храма может показаться что он уменьшается в размерах. Такой эффект был создан благодаря мастерству и навыкам архитектора.
  6. Автор проекта Смольного института всю жизнь отдавал честь архитектору Растрелли, каждый раз снимая шляпу перед Смольным собором и одаривая его почтительным поклоном.
  7. Собор вмещает более 6000 человек.
  8. Строительство собора заняло 87 лет. Службы велись 87 лет. После революции прошло также ровно 87 лет до первого молебна в храме. Нумерология трактует число 87 как щит и меч.
  9. Многие очевидцы замечают некий силуэт дамы в белом, которая прогуливается по территории Смольного монастыря.
  10. В путеводителях название пункта указывают как «Смольный собор», а не «Смольный монастырь», связано это с тем, что многие помещения комплекса по-прежнему занимают государственные учреждения.
  11. Считалось, что храм проклят и именно по этой причине его возведение заняло более 80 лет. Во время строительства комплекса один из помощников наложил на себя руки прямо в храме. Рабочие говорили, что еще долго видели его блуждающий призрак. А храму необходимо было очиститься после совершения греха, именно поэтому процесс строительства длился так долго.
  12. Смолянки – девушки, учащиеся в Смольном институте. Говорят, что они часто видели призрак мужчины с деловым портфелем, скорее всего это и есть тот самый помощник архитектора. Призрак просто мог стоять в коридоре, а затем раствориться в стене.

Растрелли создал массу красивейших архитектурных творений в Санкт-Петербурге, помимо Смольного собора. Здания и храмы в виде воздушных пирожных или сказочных замков вполне нормальное явление для людей того времени.

Приезжать в город лучше не менее чем на 5 дней, чтобы успеть насладиться всеми произведениями именитых архитекторов, посетить парки и дворцы былой знати, хоть на минуту почувствовать себя частью чего-то великого.

Каждому необходимо посетить Смольный собор и проникнуться атмосферой былых времен Санкт-Петербурга, когда в городе царила роскошь, и процветала духовная радость.

Оформление статьи: Мила Фридан

Изюминка Смольного собора

С этим утверждением туристов трудно не согласиться. Речь идёт о том, что подавляющее большинство людей, посетивших собор, считают главной достопримечательностью Смольного собора — его чарующе великолепный вид, создающий ощущение некоторого парения в небесах. Скорее всего, подобное ощущение складывается из-за цвета стен строения и формы его архитектуры, которая просто «тянется в безоблачную высь».

Второй момент — это его смотровые площадки. Оттуда открывается удивительный вид на город, при чем, с разных площадок — свой.

Совет. Постарайтесь попасть в собор в первые часы после его открытия. Так вы сможете насладиться его красотой без обычной туристической суеты и толкотни.

Если вам выпало счастье попасть в музей, но с экскурсоводом получилась накладка — не беда! Смотровые площадки оборудованы внешними динамиками, которые транслируют аудиозапись, описывающую все ключевые моменты. Также, на смотровой площадке есть бесплатный бинокль, через который посетители могут любоваться Северной столицей с прекрасной обзорной точки.

Совет. При начале восхождения к смотровым площадкам трезво оцените свои силы! Подъём вас ожидает достаточно трудоёмкий, а лифтов или эскалаторов там нет. Примерная высота восхождения — уровень 17-го(!) этажа. Во время подъёма вас будет сопровождать классическая музыка, льющаяся из динамиков. Примерное время потраченное на подъём составит 50 минут.

Внутреннее убранство ничем особенным не выделяется. Но, несомненно, истинные любители древностей найдут и там нечто для себя интересное. Взобравшись на смотровую площадку и вдоволь насладившись видами Санкт-Петербурга, вы сможете отдохнуть в парке, находящемся рядом. В вечернее время суток Собор подсвечивается, его прекрасно видно с другого берега Невы.

История

С давних времен на месте ныне существующего Смольного монастыря располагалось новгородское село Спасское. После основания Санкт-Петербурга это место использовалось для варки и хранения смолы для Адмиралтейской верфи. Так за ним и закрепилось название Смольное.

Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для ста двадцати девиц из благородных семей. Оно предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней. Для себя как будущей настоятельницы она велела возвести отдельный дом.

Это место было выбрано специально. Будучи молодых лет отроду, Елизавета Петровна жила в находившемся здесь Смольном дворце. По этой причине дворец также назывался Девичьим.

В 1744 году руководить проектом был назначен архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. По его задумке монастырский комплекс должен был состоять из собора и расположенных вокруг него жилых корпусов. Он решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигать 140 метров и, соответственно, быть выше колокольни Петропавловского собора.

Закладка собора состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали Смольным, по названию самого места – бывшего смольного двора.

Неоднократные изменения в проекте

1749 году Екатерина наказала переделать проект. Собор должен был стать подобием Успенского собора в Московском Кремле. Согласно новым требованиям, у Смольного собора должны были появиться, кроме главного массивного купола, еще и четыре малых.

Перед началом строительства решено было создать рабочую архитектурную модель комплекса. Для осуществления этой цели пришлось снять «три покоя и одни сени» за 11 рублей в месяц. Шесть лучших плотников трудились не покладая рук. Модель в точности повторяла последовательность строительства монастыря. После окончания создания макета его перевезли в специальную «модельную светлицу».

Для возведения монастыря были привлечены тысячи солдат и мастеровых. Они работали по 14 часов в день. Елизавета Петровна была восхищена размахом и ходом строительства. Для колокольни она велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6,5 метра. Этим колоколом она хотела «перещеголять» московский Царь-колокол.

Во время строительства Растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович Чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторил проект колокольни Растрелли.

Благодаря своеобразию взглядов Растрелли Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко – в отличие от европейских «фасадных» стилей Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.

Строительство с перерывами

Из-за начала семилетней войны в 1757 году денег на строительство стало не хватать. Проект завершен не был, а победа в войне над Пруссией развеяла желание императрицы уйти в монастырь. В 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не увидев освящение собора.

Но уже после отъезда Растрелли в Италию в 1762 году строительные и отделочные работы продолжились. Последними руководил архитектор Ю.М. Фельтен до 1775 года. Вскоре, в 1764 и 1765 годах, на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины, освящение же церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы прошло на третьем этаже северо-западной башни.

Достраиваться собор начал уже во время правления Николая І в 1820-е годы. Архитектор Василий Петрович Стасов предложил свой проект возрождения обветшавших конструкций и коммуникаций. Он занимался реставрацией, отделкой интерьеров и пристройкой новых служебных корпусов со стороны главного входа.

20 июля 1835 года Смольный собор был освящен митрополитом Серафимом как собор всех учебных заведений. В честь этого была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. За свою работу архитектор Стасов получил вознаграждение 2 000 рублей серебром в год, выплаченное ему в течение 12 лет.

Смольный собор побил все рекорды строительства в Петербурге того времени – он возводился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составляет около 6 000 человек.

Архитектура Смольного собора

Внешнее убранство

В плане собор имеет немного удлинённый базиликальный план и 3 нефа, которые приближаются к «греческому кресту», а также оформленные в такой же крест угловые часовни.

Смольный собор был возведен в стиле классического елизаветинского барокко. Он окрашен в нежный голубой цвет. В проекте, который принадлежал Растрелли, собор задумывался как центрический храм. Однако императрица настаивала на том, чтобы он был выполнен как традиционный русский православный храм, с пятью куполами. И Растрелли не просто выполнил свою работу, а нашел необычное решение: построил боковые башни-колокольни рядом с центральным куполом.

При этом архитектора не смутили конструктивные издержки: башни едва стыкуются, световые проёмы, которые должны были освещать подкупольное пространство, получились частично закрытыми. За счёт этого решения Растрелли воплотил цельный образ.

Высота собора – 93,7 метра. У посетителей собора есть возможность подняться на звонницу — самую высокую смотровую площадку Петербурга и насладится прекрасным видом.


Вид из смотровой площадке на звоннице Смольного собора

Замысел архитекторы был таковым, что монастырь Смольного собора должен был заканчиваться огромной 140-метровой колокольней. Центр ансамбля должен был быть смещен, и это бы согласовывалось с архитектурой древнерусских монастырей, в которой ярусная колокольня является зрительной доминантой. Как известно, колокольня так и не была возведена, но в начале 2000-х годов, на глубине 4 метров, археологами был обнаружен крепкий фундамент на месте предполагаемой колокольни.

Он состоял из гранитного основания, под которое было забито около 10 тысяч свай из мореного дуба. Эта находка и стала подтверждением того, что Растрелли планировал постройку колокольни. Однако до сих пор среди ученых есть споры о причине отмены постройки, ведь другие здания, хоть и менее значимые, были возведены. А аргументы о том, что строительство остановили из-за плохого финансирования во время Семилетней войны, разбиваются о факт того, что возведение было остановлено в 1756 году, а война началась в 1757 году.

Интерактивная панорама собора

Воскресенский Смольный соборПравославный храм в Санкт‑Петербурге

Внутреннее убранство

Церковный зал был обустроен по проекту Василия Стасова. Был использован белый искусственный мрамор, установлено 3 иконостаса, церковная кафедра, обрамленная изысканной резьбой, ограждение перед алтарями – балюстраду, изготовили из граненого хрусталя.

До упразднения собора в годы советской власти, в нем хранились 4 редкие и ценные иконы:

  • Черниговская Божия Матерь, образ которой был написан в ризе с драгоценными камнями;
  • икона Спаса Нерукотворного;
  • образа киево-печерских чудотворцев.

Не только ценные предметы внутреннего убранства, но и иконы были украдены и вывезены после закрытия собора в 1920-х. В настоящее время в соборе хранятся 2 ценные иконы, кисти русского живописца Алексея Венецианова:

  • Воскресение Христово;
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Сад

Территория, которая прилегала к Смольному собору, пустовала после его основания. Только в 1810 году вокруг храма основали сад, оборудовали дорожки с дерном, привезли плодородные земли для деревьев и установили деревянную изгородь.

За многие годы сад сильно изменился. Многие годы он оставался без ухода, и только в 1930-х годах занялись благоустройством сада. Здесь были высажены цветы и установлены 4 фонтана.

В настоящее время сад признан памятником садово-паркового искусства. Центральную аллею украшают ярко-красные цветы и памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году в саду высадили кусты сакуры, которые были преподнесены японской королевской семьей в качестве подарка к годовщине основания Петербурга.

В 2014 году со стороны Смольной набережной ведётся строительство жилых домов, которые закрывают исторический вид на собор со стороны Невы и набережных.

Описание собора, наружное убранство

Смольный собор является центром монастырского комплекса. С четырех сторон вокруг него выстроены церкви, а все пространство архитектурного ансамбля образует форму креста.

Описание Смольного собора в кратких фактах и цифрах:

  • автор проекта – Бартоломео Франческо Растрелли (Зимний дворец, Екатерининский дворец)
  • архитектурный стиль – барокко
  • дата основания – 1748 год
  • завершающие отделочные работы – 1835 год
  • высота собора – без малого 94 метра
  • количество куполов — пять
  • вместимость – около 6000 человек

prya1707


aleksandra_sviridova


artiomstepnov

Угловые церкви больше напоминают дворцовые сооружения. Они соединены между собой галереями двухэтажных жилых корпусов с ритмично повторяющимися арками в фасадах. Голубые стены под золочеными куполами, белокаменная лепнина придают сооружению торжественный вид.

Легенды и тайны Смольного собора

Конечно, имею столь необычную, и местами тяжелую судьбу, Смольный собор окутан тайнами и легендами.

Еще до того, как был основан Петербург, это место считали «нечистым» и называли чертовым берегом. Жителям приписывали способность общаться с нечестью, а Петр I указал оборудовать здесь хранить смолу. Смольные дворы же ассоциировались с библейским адом.

Другие легенды рассказывают о призраках, один из которых принадлежит монаху. Говорят, что сотрудник КГБ, который охранял архив, как-то повстречался с ним, и пытался убить пистолетом. Есть миф о призраке аптекаря, который ловил на звоннице голубей, чтобы использовать их кровь в своих микстурах. Однажды он не удержался, и упал с высоты – с тех пор его призрак и обитает у колоколов.

После того, как из-за урагана в 2021 пострадал крест собора, о нем стали говорить «креста на нем нет». И, несмотря на то, что событие обыкновенное – в этот ураган не пострадал ни один другой собор.

Есть и приверженцы магии чисел. Ведь удивительно, что собор строили 87 лет, столько же лет проходили службы после его открытия, и также через 87 лет отслужили первый молебен после закрытия. Говорят, что 8 – символизирует щит, а 7 – меч, и считают собор защитником города.

Вот это храм!

Ухожу в монастырь!

Смольный собор — любимое детище Елизаветы Петровны, которой так и не удалось увидеть его законченным. К 35 годам императрица впала в тоску и заявила, что уходит в монахини. Но царской особе обычные монастыри были не по вкусу — она захотела построить собственный, куда поместила бы 120 девиц из благородных семей, а сама бы стала настоятельницей.

Елизавета Петровна хотела быть настоятельницей Смольного монастыря

Расположение императрица выбрала не случайно. На месте будущего Смольного собора раньше находился Смольный дворец, где жила юная Елизавета. Название он получил из-за Смоляного двора, который там когда-то располагался. На нем хранили смолу и варили деготь для работ на Адмиралтейской верфи.

Проект монастыря, а вместе с ним и собора поручили знаменитому архитектору Бартоломео Растрелли. Он подошел к делу со свойственным итальянцам (пусть и русского происхождения) свежим взглядом — вместо привычных каменных стен и аскетичных келий архитектор предложил построить небольшие изящные здания в светлых тонах, украшенные лепниной. В 1748 заложили первый камень в основание монастыря. По этому поводу устроили настоящий праздник — палили из пушек, и Елизавета лично принимала гостей.

Православие и барокко

Спустя год начались разногласия — Елизавета приказала переделать проект. Ей захотелось выстроить храм, похожий на Успенский собор в Москве. Архитектура в России вновь вернулась к православным канонам, о которых забыли почти на полвека.

Растрелли соединил в архитектуре Смольного православный стиль и барокко

Растрелли нашел необычное решение — четыре малых купола он вплотную придвинул к главному, так что домовые церкви оказались как бы встроенными в стены. К тому же архитектор, большой любитель барокко, отошел от традиций барочных храмов, когда здание украшалось лишь с парадной стороны. Смольный одинаково красив со всех четырех фасадов.

Макет Смольного монастыря

Строительство шло бойко, деньги выделялись регулярно, но в 1757 запасы казны оскудели. Работы пришлось остановить. Семилетняя война охладила пыл императрицы, и она почему-то раздумала идти в монастырь. В 1761 Елизавета Петровна умерла, так и не успев освятить Смольный.

Храм-призрак

Целых пять лет собор стоял с недостроенной часовней и без куполов. Он напоминал призрака. В народе ходила легенда, что один из рабочих покончил с собой внутри храма, а потому в нем нельзя будет вести службы целых сто лет.

Смольный собор строили на протяжении 87 лет

Правда это или нет — сказать трудно, но Смольный и правда еще не скоро достроили и освятили. Когда к власти пришла Екатерина II, она отстранила от дел любимца Елизаветы Петровны и поручила строительство архитектору Юрию Фельтену. В здание Смольного монастыря императрица поселила «благородных девиц», которых сразу же окрестили «смолянками». В начале XIX века они переехали в построенный неподалеку Смольный институт, а в неудавшемся монастыре расположился Вдовий дом.

Смольный монастырь, Иван Айвазовский, 1849

Величественен и щеголеват

Собор достроили лишь к 1835 году (правда, без колокольни, задуманной Растрелли), когда за дело взялся Василий Стасов. Тогда же храм освятили как «Собор всех учебных заведений». Последний архитектор Смольного писал о создателе проекта Растрелли: «Характер зданий, произведенных графом Растрелли, всегда величественен, в общности и частях часто смел, щеголеват… и вообще самобытен, не обременен по тогдашнему времени множественными частными выступами и украшениями». По легенде, даже архитектор Джакомо Кваренги, проходя мимо Смольного, снимал шляпу и восклицал: «Вот это храм!».

Смольный собор, начало XX века

В XX веке собор не жаловали. В 1923 приняли решение о его закрытии, но почему-то прождали еще 8 лет. Тем не менее, еще в 1922 из храма вынесли все церковное имущество, которое представляло хоть какую-то ценность. Иконостас простоял вплоть до 1972, но, конечно, службы в Смольном уже никто не вел.

Кваренги снимал перед собором шляпу и восклицал: «Вот это храм!»

Несколько десятков лет спустя храм наконец открыли для богослужений — первый молебен в нем отслужил епископ Амвросий. А в 2011 в стенах Смольного провели первую почти за сотню лет Рождественскую службу. Все это время в храме располагался концертно-выставочный зал, но в 2020 году Смольный окончательно перешел к Петербургской епархии. Уникальный орган, созданный специально для здания собора, пришлось демонтировать.

Ухожу в монастырь!

Смольный собор — любимое детище Елизаветы Петровны, которой так и не удалось увидеть его законченным. К 35 годам императрица впала в тоску и заявила, что уходит в монахини. Но царской особе обычные монастыри были не по вкусу — она захотела построить собственный, куда поместила бы 120 девиц из благородных семей, а сама бы стала настоятельницей.

Расположение императрица выбрала не случайно. На месте будущего Смольного собора раньше находился Смольный дворец, где жила юная Елизавета. Название он получил из-за Смоляного двора, который там когда-то располагался. На нем хранили смолу и варили деготь для работ на Адмиралтейской верфи.

Проект монастыря, а вместе с ним и собора поручили знаменитому архитектору Бартоломео Растрелли. Он подошел к делу со свойственным итальянцам (пусть и русского происхождения) свежим взглядом — вместо привычных каменных стен и аскетичных келий архитектор предложил построить небольшие изящные здания в светлых тонах, украшенные лепниной. В 1748 заложили первый камень в основание монастыря. По этому поводу устроили настоящий праздник — палили из пушек, и Елизавета лично принимала гостей.

Внутреннее убранство

Убранством интерьеров руководил уже В. Стасов. Он выиграл архитектурный конкурс. Он предложил сделать интерьер без излишеств в стиле ампир, но украсить его лепниной. Сейчас собор украшают ангелы, пышные барельефные композиции и масса изумительных деталей, каждая из которых имеет свой смысл.

Интерьер отличается своей простотой и величием. Растрелли планировал создание множества барочных убранств, статуй, украшений, но они либо не были выполнены, либо не сохранились. Стасов решил выдвинуть на переднюю план планировку Растрелли, и не затмить ее своими убранствами. За основу интерьера была взята церковь Александра Невского, над убранством которой работал Дж. Кваренги.

Были использованы такие материалы как мрамор, хрусталь. Зал церкви имеет большой размах как по площади, так и по высоте. Кафедра украшена резьбой.

В убранстве собора можно разглядеть элементы воздуха и воды, они представлены в виде ангелов, облаков и рокайль. В интерьере присутствуют элементы земли и воздуха, землю представляют различные цветы.

Барокко характеризуется выражением в символах силы или огня, в виде львов и воюющих ангелов. Но во всем соборе они отсутствуют по задумке Растрелли.

Архитектура Смольного собора

Внешнее убранство

В плане собор имеет немного удлинённый базиликальный план и 3 нефа, которые приближаются к «греческому кресту», а также оформленные в такой же крест угловые часовни.

Смольный собор был возведен в стиле классического елизаветинского барокко. Он окрашен в нежный голубой цвет. В проекте, который принадлежал Растрелли, собор задумывался как центрический храм. Однако императрица настаивала на том, чтобы он был выполнен как традиционный русский православный храм, с пятью куполами. И Растрелли не просто выполнил свою работу, а нашел необычное решение: построил боковые башни-колокольни рядом с центральным куполом.

При этом архитектора не смутили конструктивные издержки: башни едва стыкуются, световые проёмы, которые должны были освещать подкупольное пространство, получились частично закрытыми. За счёт этого решения Растрелли воплотил цельный образ.

Высота собора – 93,7 метра. У посетителей собора есть возможность подняться на звонницу — самую высокую смотровую площадку Петербурга и насладится прекрасным видом.


Вид из смотровой площадке на звоннице Смольного собора

Замысел архитекторы был таковым, что монастырь Смольного собора должен был заканчиваться огромной 140-метровой колокольней. Центр ансамбля должен был быть смещен, и это бы согласовывалось с архитектурой древнерусских монастырей, в которой ярусная колокольня является зрительной доминантой. Как известно, колокольня так и не была возведена, но в начале 2000-х годов, на глубине 4 метров, археологами был обнаружен крепкий фундамент на месте предполагаемой колокольни.

Он состоял из гранитного основания, под которое было забито около 10 тысяч свай из мореного дуба. Эта находка и стала подтверждением того, что Растрелли планировал постройку колокольни. Однако до сих пор среди ученых есть споры о причине отмены постройки, ведь другие здания, хоть и менее значимые, были возведены. А аргументы о том, что строительство остановили из-за плохого финансирования во время Семилетней войны, разбиваются о факт того, что возведение было остановлено в 1756 году, а война началась в 1757 году.

Интерактивная панорама собора

Воскресенский Смольный соборПравославный храм в Санкт‑Петербурге

Внутреннее убранство

Церковный зал был обустроен по проекту Василия Стасова. Был использован белый искусственный мрамор, установлено 3 иконостаса, церковная кафедра, обрамленная изысканной резьбой, ограждение перед алтарями – балюстраду, изготовили из граненого хрусталя.

До упразднения собора в годы советской власти, в нем хранились 4 редкие и ценные иконы:

  • Черниговская Божия Матерь, образ которой был написан в ризе с драгоценными камнями;
  • икона Спаса Нерукотворного;
  • образа киево-печерских чудотворцев.

Не только ценные предметы внутреннего убранства, но и иконы были украдены и вывезены после закрытия собора в 1920-х. В настоящее время в соборе хранятся 2 ценные иконы, кисти русского живописца Алексея Венецианова:

  • Воскресение Христово;
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Сад

Территория, которая прилегала к Смольному собору, пустовала после его основания. Только в 1810 году вокруг храма основали сад, оборудовали дорожки с дерном, привезли плодородные земли для деревьев и установили деревянную изгородь.

За многие годы сад сильно изменился. Многие годы он оставался без ухода, и только в 1930-х годах занялись благоустройством сада. Здесь были высажены цветы и установлены 4 фонтана.

В настоящее время сад признан памятником садово-паркового искусства. Центральную аллею украшают ярко-красные цветы и памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году в саду высадили кусты сакуры, которые были преподнесены японской королевской семьей в качестве подарка к годовщине основания Петербурга.

В 2014 году со стороны Смольной набережной ведётся строительство жилых домов, которые закрывают исторический вид на собор со стороны Невы и набережных.

В 1835 году Смольный собор был освящен во имя Воскресения Христова

В 1835 году собор был освящен во имя Воскресения Христова. Северный придел был освящен в честь праведной Елизаветы, в память основательницы монастыря. Николая первый утвердил его как собор всех учебных заведений в память матери императора, императрицы Марии Федоровны. Каждый год все учащиеся собирались для торжественных молебнах и богослужениях.

Около 90 лет в храме совершались постоянные божественные литургии. Торжественная служба в соборе проходила 22 июля в день, когда приезжала императорская фамилия. В этот день собирались начальники и учащиеся многих учебных заведений.

После 1917 года было принято решение закрыть собор.

Просьбы верующих о возвращении не были приняты. В 1931 году собор был окончательно закрыт. До этого момента, все ценности были вывезены.

После закрытия, в здании находился склад для декораций. В подвале собора был открыт бункер, который использовался во время ВОВ Ждановым. Но в 1976 году началась реконструкция собора, после чего в нем расположился музей истории Ленинграда.

В 1990 году здесь был открыт концертно-выставочный зал. В 2004 году собор вошел в состав Государственного музея-памятника, куда входили и многие другие соборы.

В Смольном соборе в 1990 годах очень часто стали проводить концерты хоровой музыки.

24 мая 2009 года епископ Амвросий отслужил в соборе молебен, в с 2010 года в нем стали проводить регулярные богослужения. В 2010 году был установлен временный иконостас. В праздник Благовещения, 7 апреля служба была совершена митрополит Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.

Казанский собор подарил Смольному собору старинный престол, а в 2013 году из города Воронежа был доставлен десятитонный колокол.


24 мая 2009 года епископ Амвросий отслужил в Смольном соборе молебен, в с 2010 года в нем стали проводить регулярные богослужения

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Стиль всего комплекса Растрелли можно обозначить словом «барокко», правда с примесями. Ведь придворный архитектор славился свои почерком в зодчестве, потому и выглядит собор барочным, откуда на него ни глянь (в европейских зданиях практиковался только один барочный фасад). Видно, что благодаря присутствующей повсюду лепкой и голубыми стенами зодчему удалось избавиться от гнетущей атмосферы монастырских русских построек, его идеи внесли в экстерьер собора легкость. А переделка собора в пятикупольный по просьбе Елизаветы Петровны – дань русской традиции, ведь в уме православных верующих сложился образ пятерки, состоящей из Христа и 4 евангелистов. Высотой Смольный собор совсем чуток уступает Исаакиевскому собору.
  • Колокольня Смольного собора привлекает туристов открывающимися с нее видами: можно узреть Неву, Смольный институт, Смольный монастырь, раскопки на месте взятой Петром шведской крепости Ниеншанц да и прочие интересности Петербурга. Хотя колокольня и высокая, судя по музейному макету Растрелли, она планировалась 5-ярусной и 140-метровой, то есть выше всех европейских построек. В трех верхних ярусах могли висеть колокола, а венчал бы звонницу крест. Однако было два «но»: при военном положении (шла Семилетняя война) средства взять особо было негде, да и архитектор осознал, что перегнул палку с амбициями, и оставил самым высоким зданием монастырского комплекса Смольный собор.
  • Сад Смольного собора в принципе является сквером, зажатым между площадью Растрелли, переулком Кваренги, улицей Смольного и Смольной набережной. Выделяются в нем 4 идентичных друг другу фонтана, запущенных в 1934 г.: две чаши перед зданием собора и две – позади него. Отделены фонтаны цветочными клумбами. Скамейки, аллеи, цветущие сакуры – всё чисто и ухожено.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector