Кто такой дьявол, откуда он взялся и заставляет ли людей грешить?

Дьявол

Демоны ада многочисленны. Верховный среди них – дьявол. Предводитель падших ангелов, подстрекающий людей к неверию путем совершения греховных поступков. Это именно он искушает Христа, сына Божьего, обещанием безграничной земной власти.

В Библии подобная сущность объясняется словами «лжец», «обманщик», «искажающий истину». Каждый человек имеет дьявольскую сущность, когда совершает неправедные дела, руководствуясь низменными побуждениями. Слепая гордыня отводит людей от правды, приобщая ко лжи.

Чтобы заманить в свои сети, верховный лжец представляется:

  • в виде пресмыкающихся гадов земных: змеем, драконом, ящерицей;
  • в образе животных: псом, свиньей, козлом, обезьяной;
  • иногда – летучей мышью.

«Сатана там правит бал»

Отвечая на поставленный вопрос, в чем разница между Люцифером и Сатаной, можно без тени сомнения сказать, что ее нет. Это одна и та же сущность, вобравшая в себя за время исторического развития все негативное, восстающее против Небесного Творца.

Кто из них главней? Будем считать, сатана как единое начало изъяна Вселенной. Люцифер – всего лишь падший ангел, попавший в его объятия.

Любопытно отметить, что в своих потугах Лукавый стремится как бы воссоздать триединство христианской веры: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог – Святой Дух. Стараясь наделить подобными свойствами сатану, дьявола и Люцифера. Но ничего не получается. Выходит как-то криво. Выражаясь сленгом современной молодежи, получается косяк.

Оно и понятно. У Нечистого прямых путей, как и дел праведных, быть не может!

Каково же настоящее имя Люцифера

Есть ли ещё у него имена, кроме Сатаны, Люцифера? Конечно есть, и список этот не так уж мал. Самаэль, Люцифер, Сатана, Дьявол,  Дракон, древний змий, жестокий ангел, злой ангел, злой дух от Бога, Искуситель, князь бесовский, лживый дух, лукавый, отец лжи, человекоубийца от начала. И самое, можно сказать, ироничное его прозвище — Князь Мира Сего. Оно очень тонко намекает на то, насколько сильно человечество погрязло в пороке и грехе.

Как же разобраться в этом сонме и ответить на вопрос — каково настоящее имя Люцифера? На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. А всё потому что Дьявол — не историческая фигура. Это означает, что невозможно найти достоверный источник. Негде найти точных указаний о том, как зовут Люцифера на самом деле.

Сатана́ (— «противник», «клеветник»,«обвинение»), Дья́вол (устар. диавол, церк.-слав. дїа́волъ др.-греч. διάβολος «клеветник») значит имя дьявол и сатана это одно и тоже а кто такой Самаэль это имя сатаны в оккультизме и в иудаизме— начальник демонов, разрушительная сила и ангел смерти .И это и есть настоящее имя Дьявола а кто такой Люцефер это был эпитетом Иисуса Христа.Значить человек по ошибки провезла к Сатане.Вывод Самаэля это имя Сатаны(Дьявол) до падения не  стоят  недооценивать его силу .Сатана входит 9 сильнейших демонов и самых опасных хотя это спорно что Сатана демон он скорее всего ангел смерти которые поклянется все демоны это в иудаизме и раних христиан .Дьявол, Сатана, Самаэль – самый могущественный демон гиены огненной, владыка ада сосредоточия вселенского зла. Он имеет огромное количество имён и обликов. Причём в разных авраамистических религиях и в разные эпохи в его описании есть отличия.Его обозначают как падшего ангела, восставшего против господа. При этом также в средневековье дьявола соотносили с Вельзивулом, хотя данный демон является и самостоятельным существом.У него много имён и, безусловно, отец всех демонов и считается самым опасным из них. Когда-то он был приближён к Богу, но затем попал к тому в немилость и был изгнан.Во время вызова Сатана является колдунам в образе маленького ребёнка.В переводе с древний греческий имя этого демона означает противник, клеветник .

Церковь Сатаны

Как было сказано выше, организация, созданная Ла-Веем, прекрасно чувствует себя по сей день. Это и есть церковь Сатаны. Масса прихожан, участие в общественных мероприятиях, самым значимым из которых можно назвать установку статуи Бафомета высотой порядка трех метров в центральной части Детройта. Текущий глава – Питер Гилмор, в перерывах недурственно музицирует в дэт-металл группе Acheron (угадайте тематику песен с трех раз). Три основных праздника: два общих для всех – Вальпургиева ночь и Хэллоуин, один сугубо персональный для каждого послушника – день приобщения к тайне культа. Лавочки с перевернутыми крестами и соответствующей литературой, регулярные службы, которые являются искаженными копиями католических, – вполне стандартный набор любой церкви, стремящейся побольше вытянуть из прихожан денег.

Сатана – что это означает

Слово «сатана» имеет еврейское происхождение и переводится как «противник». Кто такой сатана и откуда он появился? Так в христианстве именуется глава злых духов, противник Бога и небесных сил, враг всего человеческого рода.

Другие имена сатаны – дьявол, Вельзевул, Люцифер. Последнее означает «несущий свет» или «сын зари». Оно представляет собой латинский перевод еврейского слова «хейлель» («утренняя звезда»). В русской же традиции слово было переведено как Денница. Эти имена отсылают нас к истории появления сатаны.


Сатана отступает от Христа после искушений в пустыне (католическая фреска)

Отождествление в фольклоре и быту

Часто люди отождествляли дьявола со змеем, беря за основу рассказы из Книги Бытия. Но на самом деле эти предположения не имеют основы, так как на страницах упомянутого источника гад — типичный трикстер, мифологический архетип, наделённый негативными человеческими Несмотря на это, поздняя христианская литература считает змея аналогом Сатаны или, в крайнем случае, его посланником.

В фольклоре его также часто называют Вельзевулом. Но исследователи утверждают, что это ошибка. И приводят неоспоримые факты: в Библии Вельзевул упоминается только в Евангелиях от Матвея и Марка — в качестве «бесовского князя». Что касается Люцифера, так он не упоминается ни в Ветхом, ни в Новом Завете. В более поздней литературе таким именем называют некого падшего ангела — демона планеты.

С точки зрения ортодоксального христианства, настоящим спасением от пут дьявола станет искренняя молитва. Сатане же религия приписывают силу, которую он берёт от Всевышнего и обращает ему во вред, парадоксально являясь частью божьего замысла. Эти противоречия нередко приводят христианскую философию в тупик.

Назначение дьявола

Если предположить, что темная потусторонняя сила существует, невольно возникает вопрос: «Зачем она нужна?». Существует ли дьявол или нет, но зло в мире есть точно. Людям всегда нравится искать в своих проблемах и несчастьях виноватых. Таким козлом отпущения для многих стал дьявол. Наши предки обвиняли его во всех своих грехах. Например, кто-то решил изменить жене. Намного проще объяснить свой поступок тем, что дьявол сбил с верного пути, чем откровенно признаться в своем решении сходить налево. То же самое касается и отрицательных качеств человека. Жадная персона, лишившись своих сбережений, будет говорить, что все проблемы из-за дьявола. А собственные пороки никто в расчет брать не привык. Так что назначение дьявола в нашем мире простое. Люди сваливают на потустороннее существо свои неприятности, дурные поступки, отрицательные качества характера и собственные промахи.

Падение сатаны

Однако сатана отвернулся от своего Создателя и начал восхищаться Его созданием – самим собой. «От тщеславия твоего ты погубил мудрость твою.» (Иезек. 28:17) Он возгордился и возвысился. В нем родилось желание господствовать. Он пожелал занять место Бога. При помощи лжи он переманил на свою сторону третью часть воинства небесного.

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера. Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».» (Исаия 14:12-15)

Все проблемы начались с этого «я хочу». Сатана перестал слушать голоса Бога и стал исполнять свою волю. Превозносить чью-либо волю над Божьей волей – равнозначно том, что считать волю Божью несовершенной. Когда сатана сказал: «Я хочу,» родился грех. Бог называет себя по имени и говорит «Я ЕСМЬ». (Исход 3:14) Он не хочет делить своё имя с другими. Тот, кто желает быть кем-то, приходит к конфликту с Богом, и будет изгнан.

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.» (Откр. 12:7-9).

Как победить сатану

Перечисленные искушения являются главными для человека. Отвергши их, Господь показал нам пример должной борьбы и победы над силами зла. Апостол Павел учит о Христе:

Дьявол в Новом Завете именуется «лжецом», «отцом лжи», «человекоубийцей от начала» (Иоан. 8:44), «князем мира сего» (Иоан. 14:30), «искусителем» (Мф. 4:3), «драконом» (Откр. 20:2). Отмечается, что сатана вошёл в Иуду перед его предательством Спасителя (Лк. 22:3). Господь упоминает, что видел падение сатаны с неба (Лк. 10:18). Подробный же рассказ о том, как появился дьявол, содержится в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 12:7-9).

Священное Писание называет победителями над сатаной всех последователей Христа:

Также в Откровении указано, что во время Второго Пришествия Христа сатана будет окончательно побеждён и наказан заключением в «озеро огненное и серное» (Откр. 20:7-10).

Прием

Ричард Мецгер описывает Сатанинскую Библию как «острый, как бритва, без всякой ерунды учебник по законам природы и сверхъестественного ». Дэвид Дж. Бромли называет это « иконоборческим » и «самым известным и самым влиятельным утверждением сатанинского богословия». Юджин В. Галлахер говорит, что сатанисты используют сочинения ЛаВея «как линзы, через которые они видят себя, свою группу и космос». Он также заявляет: «С ясным пониманием истинной человеческой природы, любовью к ритуалам и зрелищам, а также с чутьем на насмешки, Сатанинская Библия ЛаВея провозгласила Евангелие самоотверженности, которое, как он утверждал, всем, кто беспристрастно рассматривает факты. обнял бы «. Представляемая в нем философия была описана как «резкое либертарианство » и «очевидный квинтэссенция идей, распространенных среди представителей контркультуры Соединенных Штатов в 1960-е годы ». Джошуа Ганн утверждает, что значение Сатанинской Библии как оккультного предмета связано с ее статусом « тотема или фетишизируемого объекта в популярной культуре», а не с философией, содержащейся в ней. Он утверждает, что многие ошибочно классифицируют содержание Сатанинской Библии как злое и порочное из-за минималистского темного дизайна обложки (состоящего из фиолетовой Сигилы Бафомета и белого текста на лицевой стороне, а также фотографии ЛаВея, наложенной на Сигил Бафомета на оборотная сторона), многословный, раздутый стиль текста и присутствие слова «Сатана» в названии. Вопреки этому убеждению, говорит он, философия, представленная ЛаВеем, «не является ни оскорбительной, ни удивительной».

Зина Шрек раскритиковала «Сатанинскую Библию» как финансовую попытку, предложенную издателем Avon Майером. Она утверждает, что в нем содержится большое количество фальсифицированной информации о прошлом ЛаВея, и что большая часть книги заимствована из книг Рыжей Бороды Might Is Right , Enochian Keys Ди и Atlas Shrugged Рэнда . Крис Мэтьюз в книге «Современный сатанизм: анатомия радикальной субкультуры» описывает Сатанинскую Библию как «наспех подготовленную» и циничную. И Мэтьюз, и статья в Newsweek 1971 года сравнивают идеологии, представленные в «Сатанинской Библии», с нацизмом : они содержат «неослабевающий акцент на социальной элитарности, призывы к силе и пренебрежение эгалитарными принципами». Исраэль Регарди раскритиковал изменение ЛаВеем Енохианских ключей в Книге Левиафана как глупое и более низкое качество, чем оригинальные ключи.

Сатанинская Библия также получила большое количество критики со стороны людей и организаций, которые считают ее содержание опасным. Большая часть этой критики пришла в период « », когда сатанинские ритуальные злоупотребления стали опасаться эпидемии. Однако большая часть этого освещения в СМИ была названа «некритичной и сенсационной». Том Харпур осуждает книгу как «кощунственную» и «социально крамольную» и обвиняет ее в росте ужасного насилия, ритуальных надругательств и других непристойных действий. Критики также обвинили Сатанинскую Библию в поощрении насилия и убийств, особенно среди молодых людей, считающихся впечатлительными. Доун Перлмуттер критикует его за то, что он предоставляет подросткам плохие сообщения и сообщения, которые можно легко неверно истолковать. Владение Сатанинской Библией использовалось некоторыми исследованиями для выявления антиобщественных подростков , а некоторые предупреждают, что владение книгой является предупреждающим признаком эмоциональных проблем. Совет по злоупотреблению разумом очень негативно оценил Сатанинскую Библию . Бывший исполнительный директор Роб Такер предупредил родителей искать Сатанинскую Библию в спальнях своих детей, сказав: «Вы должны помочь ребенку бороться с этой навязчивой идеей, как с любой другой зависимостью» и «Это все равно что давать наркотики ребенку, который уже на грани. . » Попытки запретить продажу книги в школах и публичных библиотеках предпринимались в различных местах по всему миру, а запреты или ограничения на использование книги в тюрьмах неоднократно оспаривались в суде. Однако противодействие Сатанинской Библии редко приводило к ее удалению; эти запреты редки. Книга была запрещена в ЮАР с 1973 по 1993 год.

Более поздние упоминания

В Новом Завете Сатана предстаёт в роли обманщика и притворщика, который скрывается под личиной Это волк в овечьей шкуре — утверждается в Деяниях святых апостолов и во втором послании Павла. Наибольшее развитие образ получил в Апокалипсисе, где он описан как конкретная персона — глава царства мрака и пороков, порождающий потомство. Сын Сатаны, Антихрист, тут является также полностью сформированным образом, играющим определённую роль: противостояние Христу и порабощение людей.

В последующей мистической, а также христианской апокрифической литературе Сатана приобретает конкретные черты и линию поведения. Это уже личность, что является врагом рода людского и главным антагонистом Бога. Несмотря на порицание во всех религиях мира, он — неотъемлемая часть вероучения, отправная точка сравнения добра и зла, некий критерий человеческих поступков и мотивов. Без его существования мы бы никогда не смогли стать на праведный путь, поскольку не умели бы отличить светлое от тёмного, день от ночи. Вот почему существование дьявола — важная часть высшего божественного замысла.

Как различить Люцифера и Самаэля?

Отличия по званию и внешнему облику

  1. Люцифер: падший серафим, когда-то был небесным ангелом самого высокого ранга. У него было шесть крыльев. Он представляет утреннюю звезду, и как утренняя звезда он был самым ярким и красивым среди серафимов. После падения он один из самых могущественных среди сатан (противников).
  2. Самаэль: Когда дело касается ранга, то место его было выше, чем у Чайёт («святых небесных созданий») и Серафимов. Он страшный ангел с 12 крыльями. Он описан как обвинитель, соблазнитель и разрушитель. Он ангел смерти, который отнимает душу у человека. Пребывает на седьмом небе, хотя он объявлен главным ангелом пятого неба, и причиной этого является присутствие трона славы на седьмом небе. Он является командиром двух миллионов ангелов. Он вождь сатан. У него есть супруга Лилит и с ней он создал множество детей-демонов (среди них наиболее известен Асмодай).

Разница между их властью и званиями просто огромна. Люцифер пал из-за его стремления занять самое высокое место среди всех серафимов, это еще более подпитывалось его гордостью как самого яркого серафима. Самаэль, с другой стороны, был ангелом, чья природа изначально была темной, во многих отношениях он подобен ангелам Аф (Злость) и Хема (Гнев). В отличие от Люцифера, он описывается как существо, состоящее из синтеза добра и зла.

Разница в силе зла

Если исследовать различные описания Люцифера, становится понятно, что он не совсем злой. Он скорее неестественно горделив для принадлежности к серафимам, но его нельзя назвать абсолютным злом. С другой стороны, описания о Самуэле ясно свидетельствуют о его преимущественно злой природе.

Различия в глубинной сущности и целях

  1. Люцифер: Предполагается, что он самый яркий и сильный среди серафимов. Он был тщеславен, но не коварен.
  2. Самаэль. Предполагается, что это новый Бог. Стремится уничтожить веру в Бога из сердца человека. Стремится развратить людей. Он зол и коварен.

Правда в том, что Самаэль как ангел был добрым с древнейших времен, и не просто ангелом, а достойным сесть на престол Божий. Его роль несколько противоположна роли Задкиэля. Последний – образ доброты и изобилия, Самаэль же занимает более неприятную позицию. Он управляет человеческой кармой, защищает от конфликтов и негативных ситуаций. Отнесение его к безоговорочной демонической сущности – историческое заблуждение, распространившееся от одного неверного толкования священных писаний к другому.

Сатана в человеческом обличии

И коль уж мы заговорили о фильмах, то нельзя пройти мимо серии картин «Омен». Антихрист пришел в наш мир, человек Сатана рвется к власти, чтобы уничтожить всё человечество в огне ядерной войны. Оригинальная, но спорная концепция — одержимость Сатаной не встречается в заслуживающих доверие источниках любого срока давности. Демоном различной силы — сколько угодно, а вот самим Люцифером — нет. Что касается процедуры призвания Сатаны в наш мир или в человеческую оболочку, то в Сети на эту тему также можно найти массу «полезной и абсолютно достоверной» информации. Конечно, сатанизм и демонология имеют довольно большие области пересечения, но объясните — зачем вызывать самого главного? Для покупки продуктов в магазине вполне хватает общения с продавцом, и только в самых спорных случаях в дело вступает директор — надеемся, пример понятен?

Происхождение дьявола

В Библии нет явного и ясного описания происхождения Сатаны. Предположительно, он начал своё существование спустя некоторое время после создания Богом совершенного мира (Быт.1:31) и до его появления в райском саду в виде змея (Быт.3:1). Несмотря на всё, что нам неизвестно, мы можем с определенной уверенностью утверждать, по крайней мере, следующие пять вещей.

1. Его создал Бог.

Писание утверждает, что всё было создано Богом и для Бога (Рим.11:36; 1Кор.8:6; Кол.1:16-17). Из этого естественным образом следует, что всеобъемлющая категория «всё» включает даже дьявола. В конце концов, если не Бог «стоит за» созданием Сатаны, тогда кто? Некое иное могущественное существо? Если так, тогда это существо должно контролировать, по крайней мере, одну сферу бытия. И тогда эта сфера не может быть полностью подвластна Богу и находиться под Его контролем.

2. Бог создал его добрым и хорошим.

Как источник всякого добра, красоты и истины, Бог создает только то, что соответствует Его природе — вещи, которые сами по себе хороши, прекрасны и истинны. Каждый аспект творения, на небесах ли, на земле ли, изначально был «хорош весьма». Павел выражает это просто: «Всякое творение Божие хорошо» (1Тим.4:4). Характер Бога — совершенная чистота, в Нем нет даже частички тьмы или обмана (1Иоан.1:5; Иак.1:13). И Сатана был создан как ангел для служения и прославления этого великого Бога.

Очевидно, что-то пошло не так.

3. Некоторые созданные Богом ангелы восстали против Него.

Есть два места в Новом Завете, где идет речь о времени, когда ангелы восстали против Бога и пали во зло и тьму:

Согласно Писанию, однажды случился мятеж ангелов против Царя Небес.

4. Сатана имеет власть в сфере демонов.

Как «князь демонов (бесов)», скорее всего, именно Сатана инициировал и возглавил этот небесный мятеж (Матф.12:24). И тогда, Сатана является первым грешником, «потому что сначала диавол согрешил» (1Иоан.3:8).

Позиция Сатаны в качестве главы демонических сил не вызывает сомнений. Писание называет его «лукавым» (Матф.13:19), «князем мира сего» (Иоан.12:31), «богом века сего» (2Кор.4:4) и «князем, господствующим в воздухе» (Еф.2:2). Мы видим, как он инициирует атаки на Божий народ (Иов 1:6; 1Пар.21:1; Зах.3:1) с «властью» и силой (Деян.26:18), чтобы «связать» (Лук.13:16) и «обладать» (Деян.10:38).

Майкл Хортон разъясняет: «К падшим ангелам относятся не как творениям злым по природе, но как к последователям Сатаны в его мятеже. Однажды, самый славный и сильный ангел, Сатана, был преисполнен гордостью и совершил попытку небесного переворота».

5. Зло Сатаны проявилось изнутри него самого.

Не было никого, чтобы соблазнить Сатану в грех, его зло поднялось изнутри него самого. Тогда не удивительно, что Иисус называет его «отцом лжи» и  «человекоубийцей от начала» (Иоан.8:44) — эти слова отзываются эхом ещё в начале истории.

Дьявол и язычество

Среди дохристианских европейских традиций наиболее яркими и разработанными, пожалуй, следует признать античную и скандинавскую мифологии. Они очень близки и похожи: здесь центральное божество становится гипертрофированно главным и маскулинным.

Греческий Зевс и скандинавский Один даже выполняют практически одни и те же функции. А еще они постоянно околачиваются в нашем мире: первый открыто домогается земных женщин, второй запросто вламывается на свадьбу и начинает предъявлять какие-то абстрактные требования или высказывать претензии. И всё это воспринимается как что-то абсолютно логичное и будничное.

Кроме того, оба бога испытывают достаточно болезненную фиксацию на теме знания: Один ради этого пожертвовал глазом и провел девять дней в не самом удобном положении, а Зевс просто уведомлен обо всем, что творится в мире, по умолчанию. И в той же античной традиции за особенные знания даже отвечает специальный бог — Пан или Фавн (в зависимости от времени и локализации). А еще он «заведует» страхом и живет в местах, в которых нет постоянного человеческого присутствия, да и вообще они не очень приятны для людей: зловещие пустыри, глухие леса, непаханые поля.

Эффектно дополняет образ Фавна еще одна деталь — он ведет преимущественно ночной образ жизни. И конечно же, внешность. Беглого взгляда на изображение бога достаточно, чтобы понять, что нам этот товарищ уже давно знаком. Козлиные ноги, рога. Дьявол, правда?

Почему главный монстр христианства и Фавн внешне похожи? Ответ банален и прост.

Напугать и направить к новой религии — которая дает объяснение этому страху и учит с ним бороться.

Здесь пришлась к месту и еще одна вышеупомянутая функция старых богов. Христианство признаёт только религиозное знание. Библия становится вместилищем абсолютной истины, а соответствие ей — критерием истинности. Всё, что ему противоречит, в лучшем случае неверно.

А как может соответствовать Священному Писанию то, что передает Пан, которого в Библии, естественно, нет? Но если об этом персонаже помнят и допускают возможность его присутствия, значит он нечистый — как и его знания. Лучше не трогать. Мы вас предупреждали.

Немного истории

Что такое сатана, сатанизм? Некие подобия культа сатанизма появились практически сразу же после образования наиболее распространенных мировых религий. Об этом свидетельствуют данные Синей книги, обнаруженной в Древнем Ираке. С распространением по Европе христианства стало увеличиваться и число соответствующих сект. Например, германский император Герих IV не только сам принимал участие в древних аналогах черных месс, но и супругу свою активно пытался к этому делу привлекать. Потом появилась Инквизиция, и всем настоящим сатанистам небо показалось с овчинку. Простых людей и дворян за обычный и ничем не подтвержденный донос тащили на костер – что уж говорить о реальных культах, пусть и разрозненных. С эпохой Возрождения дела стали идти попроще, и властьимущие потянулись к запретному. Например, при Людовике XIV практически открыто существовала сатанинская ложа. Кстати, считается, что именно на это время приходится большее число человеческих жертвоприношений служителями данного культа.

Голубой ангел и черный человек: антропоморфный дьявол

Неудивительно, что первые изображения «отца лжи» были созданы по мотивам его недавно установленной «биографии». Историки искусства выяснили, что древнейший из дошедших до нас образов Сатаны находится на мозаике равеннской базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, построенной примерно в 520 году. На ней мы видим Страшный суд, на котором Христос отделяет агнцев от козлищ. По правую руку от Спасителя находится ангел с красным нимбом. Рядом с ним — послушные овцы, олицетворяющие праведников. А вот слева от Господа, над козлами (эти животные часто паслись вдали от дома, забредали в горы — потому и стали символом заблудших душ), стоит ангел с ярко-синим нимбом.

Поскольку каноны иконографии дьявола в поздней Античности еще не сложились, автор рисунка в значительной степени импровизировал, доверившись собственному воображению. Наличие нимба у негативного персонажа не должно удивлять: позднее, в Средневековье, с сиянием вокруг головы изображали бесов, Антихриста, апокалиптического зверя. Этот графический элемент служил маркером не только святости, но и сверхъестественной силы вообще, а иногда и композиционным приемом. К тому же автор мог изобразить Люцифера до его падения — и в этом случае достаточно умело передал ангельскую природу персонажа, ничем не погрешив против истины.

В одном из старейших памятников христианской иконографии, Евангелии Рабулы, созданном в 586 году в Сирии, в сцене исцеления Спасителем одержимого мы находим первые известные изображения демонов. Это не сам Сатана, но позднее его приспешники обычно будут иметь хотя бы отдаленное сходство со своим господином. Бесы Евангелия Рабулы — красные крылатые существа, напоминающие ангелов. Так что сложно определенно сказать, каким представляли себе дьявола люди в ту эпоху, тем более что на этом этапе европейское искусство берет паузу длиной в три долгих столетия.

В Библии VIII или IX века, ныне хранящейся в Ватиканской библиотеке, Сатана, обращающийся к Иову, изображен черным бескрылым человеком. Он обнажен, но бёдра покрыты повязкой, а на ногах у него синие сапоги. Дьявол держит в руках большой багор, которым, видимо, собирается мучить Иова.

Массово врага рода человеческого начинают рисовать лишь с IX века. В Штутгартской псалтыри, созданной примерно в 820–30-х годах, мы находим не только многочисленные образы демонов, но и подробно выписанную фигуру самого дьявола, соблазняющего Христа в пустыне. При этом бесы и Сатана — почти точные копии друг друга: у них темные тела, взъерошенные волосы и бороды, изо рта часто вырывается адский пламень, как правило, они крылаты (намек на породу падших ангелов).

Функции

В начале времен, еще до падения, Самаэль сотворил материю и смерть, ангелом которой стал впоследствии. Его имя часто встречается в Библии, причем в самых разных ипостасях.

  • Бог дважды отправляет ангела смерти за душой Моисея и оба раза неудачно. Первый раз старец посрамляет посланца, победив в диспуте. Второй раз избивает жезлом.
  • Противником демона часто выступает архангел Михаил, которого он хотел увлечь в адскую бездну. Но, объединив все добрые силы, Михаил низвергает супостата. Война между этими духовными образами будет продолжаться до скончания века, пока Самаэль не будет побежден пророком Илией и передан Израилю в железных оковах.
  • Писание утверждает, что именно этот злой дух, приняв змеиный образ, соблазнил Еву, которая впоследствии родила от него Каина.
  • Лилит – демоница, подаренная Богом Адаму, сбежала из Эдема и стала супругой архидемона. Выбор ее был осознанным и добровольным. Лилит не изгнали из рая, как Адама и Еву. Возможно, что плодом их союза стал перворожденный сын Асмодей – демон, сопровождающий души умерших грешников.
  • Нередко Самаэль отождествляется с Люцифером и выступает как предводитель сонмища демонов и правитель ада.
  • Также его имя упоминается в связи с колдовством, чародейством и врачеванием.

Древняя каббала также упоминает бывшего ангела в качестве:

  • князя злых духов, играющих на человеческих пороках;
  • одного из главных иерархов в классификации ада;
  • ангела смерти;
  • правителя пятого неба, имеющего свой трон на седьмом;
  • божьей кары, проявляющей суровость Всевышнего;
  • родителя и мужа демонических блудниц.

В иудаизме имя Самаэля связано с такими образами, как:

  • сила разрушения;
  • соблазнитель, вызывающий грешные помыслы;
  • владыка демонов;
  • злой дух;
  • лицо, принесшее беды народам Израиля и Иудеи;
  • вождь искусителей;
  • правитель всех народов, кроме сынов племени израильского;
  • первопричина всех человеческих бед.

В магии и астрологии архангел выступает в роли повелителя хаоса, управителя планетой Марс, увлекающего за собой в ад всю Солнечную систему. В мистической литературе часто можно встретить специальные заклинания Самаила.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector