Вера в индии: религиозная терпимость при доминировании индуизма

Содержание:

Основные ответвления индуизма

Главнейшее направление индуизма это – вишнуизм. Вишнуиты верят, что верховным богом являться Вишну, который появляется на земле через своих аватар (земных воплощений): Кришна, Рама, Будда и другие. Вишнуизм исповедуют до 68-70% всех индусов.

Второе по численности направление индуизма носит название шиваизм. Сторонники данного течения примерно 26% от общего числа индуистов, поклоняются Шиве, по некоторым данным Шива был верховным богом хараппской цивилизации 3300-1500 гг. до. н. э. Если информация достоверная, шиваизм можно считать древнейшим течением индуизма.

Третьей веткой индийской религии является шактизм (численность около 3%), суть которого является поклонение великой богини матери, которая носит разные названия: Шакти, Дурга, Сарасвати, Кали, Лакшми.

Также в Индии является популярным смартизм, несколько модифицированный брахманизм, который подразумевает поклонение ряду богов, или одному избранному. Наиболее популярные боги смартизма: Вишну, Ганеш, Шива, Сурья, Сканда, Индра.

Индийская религия в современном мире

На 2010 года в мире проживало около одного миллиарда индуистов. Со второй половины двадцатого века, начал активно развиваться реформированный неоиндуизм, который отрицает кастовую систему и считает, что в индуизм могут переходить люди разных национальностей.

Сторонники классического индуизма верят, что настоящим индуистом можно только родиться и обязательно в рамках варно-кастовой системы. Неоиндуизм активно набирает популярность в Северной Америки, Европе и также России.

Сохраните информацию

Читайте далее:

Лакшми – богиня процветания в Индии

Религия Сикхизм в Индии

Джайнизм в Индии

Загадки истории Древней Индии

Индийцы, или индусы или индейцы? Как появилось название Индия?

Индия – страна возможностей для отдыха

Культура Индии: вера и религия

Культура древней и современной Индии складывалась из различных исторических времен, традиций и наследия местного населения, иммигрантов, а также завоевателей. Сегодня, индийская культура выходит далеко за границы страны, а ее религии и философские учения не перестают набирать популярность и в отдаленных от Индии частях света.

Это интересно!

В Индии говорят на более, чем 400 языках и диалектах. В стране проживает более 400 этнических групп.

Культурно и религиозное многообразие настолько велико, что практически каждый индийский штат успел выстроить свою культурную нишу. Невзирая на это уникальное множество культур, Индия сохраняет свою национальную особенность, как единой цивилизации. Религиозные течения, зародившиеся в Индии это индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, стали известны именно как индийские религии и до сих пор оказывают большое воздействие на весь мир.

1.1 Статистика древних и современных религии в Индии – таблица

Главная религия Индии — Индуизм.

Большинство жителей Индии исповедует Индуизм — 80% населения. Другие религии, распространенные в Индии это: ислам 13% населения, христианство 2,3%. В Индии появились и существуют буддизм (0,7%), джайнизм (0,4%) и сикхизм (1,8%). Все перечисленные выше религии, кроме христианства и ислама, возникли в самой Индии. Проживают и тысячи приверженцев иудаизма и зороастризма.

1.1.1 Сравнительная таблица религий Индии — характеристика религиозных групп

  • Индуизм — 80,5 %;
  • Ислам — 13,5 %;
  • Христианство — 2,3 %;
  • Сикхизм — 1,8 %;
  • Буддизм — 0,7 %;
  • Джайнизм — 0,4 %;
  • Другие — 0,65 %;
  • Вне религии — 0,07 %.

1.2 Религия и политика в Индии

Государственная религия в Индии отсутствует. Конституцией Индии, как светского государства, признается любое вероисповедание, а также разделение религии и политики. Ущемление прав по признаку веры запрещено законом.

Это интересно!

До вторжения Великобритании в XVII веке Индия являлась одной из самых богатых стран мира.

На практике же, в политической жизни Индии есть религиозный фактор, влияющий на решения политических партий (по большей части представителей индуизма и ислама). Другое проявление — местные конфликты между людьми различных вероисповеданий, исламский и индуистский терроризм. Господствующее положение одной из религии — индуизма, государство, старается комбинировать с привлечением в политику и других религиозных конфессий.

Основные положения религии

Все индуисты независимо от течений признают авторитет Вед, которые именуются словом шрути (услышанное). Всего существует четыре веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. На основе четырех вед, был написан вторая часть священного канона индуистов, которая носит название смрити. К смрити относят: Дхармашастры, Ихтихасы (среди которых две важнейшие Махабхарата и Рамаяна), Пураны, Веданга и Агамы. Разные течения индуизма, считают не все тексты смрити священными.

Однако подавляющее большинство индуистов верит, что все живые существа, или, по крайней мере, человек наделен духовной сущностью (дживой) душой, которая связана с богом-создателем (большинство индуистов считают, что богом творцом был Вишну). После смерти человека, душа может переселиться в тело иного человека, или в тело животного, или даже в неживую материю. Таким образом, круговорот переселения душ из одного в тела в другое индуисты именуют сансарой.

Освободить душу из кольца сансары возможно вследствие духовного перерождения, просветления, которая носит разные названия (чаще всего мокша, или нирвана). Добиться благоприятного перевоплощения, или нирваны, возможно через очищения кармы. Карма – это совокупность всех действий человека: умственных, физических и вербальных.

Стоит отметить, что индуизм считается религией с самым большим количеством богов, минимум существует три тысячи богов. Три тысячи лет назад главнейшими богами в Индии считались Индра и Брахма, но с начала Средневековья, статус ведущих богов индуизма захватили Вишну и Шива.

Сложности христианской миссии

Как и в любой точке мира, проповедники христианства сталкивались и сталкиваются в Индии со сложностями и ограничениями, связанными с привычным, традиционным укладом жизни, существовавшим задолго до принятия Благой Вести. В Индии таким препятствием стала кастовая система, глубоко укорененная в индуистской традиции, но заимствованная местными христианами. Она была одним из факторов, влиявшим на успешность проповеди первых миссионеров, с ней пытались бороться протестантские проповедники. В наше время кастовая система подверглась критике со стороны не только рядовых индийских христиан, но даже со стороны папы Римского Иоанна Павла II. И до сих пор эта тема остается одной из болевых точек христиан страны. Ведь по разным оценкам до 80 % христиан Индии относятся к касте «неприкасаемых» — самой дискриминируемой группе населения. А учитывая, что в отличие от «неприкасаемых» индусов, буддистов и сикхов, они не получают никакой государственной поддержки и льгот, можно представить себе, насколько плачевно может быть их положение. Оно является таковым не только в отношении внешних людей, но и в отношении членов одной общины.

Для христиан из низших каст предусмотрены отдельные места в храме, чаши для причащения, отдельные участки на кладбищах. Есть даже отдельные церкви для «неприкасаемых». Мальчиков не допускают прислуживать в алтаре, они также не могут быть чтецами. При этом абсолютное большинство должностей в католических церквях занимают представители высших каст. Само собой, это же относится и к священству — большинство католических священников и епископов к дискриминируемым кастам не относятся.

Кастовая система — отнюдь не единственное препятствие, которое встречают на своем пути миссионеры. Конфликты с представителями других религий — это повседневность для многих христиан Индии. Каждый год нападениям подвергаются тысячи христиан. Противостояние индуистов и христиан настолько остро, что выражается не только в «бытовых» столкновениях и политической борьбе, но и в прямом и опасном экстремизме. Один из самых известных трагических случаев — гибель протестантского миссионера Грэма Стэйнса и двух его сыновей от рук индуистского экстремиста. Известны также погромы 2008 года, в ходе которых были убиты около 60 христиан, а 25 000 человек остались без крыши над головой. Неудивительно, что статистика о количестве христиан в стране в разных источниках отличается: есть большое количество «скрытых» христиан, которые по разным причинам вынуждены тайно исповедовать свою веру.

Однако какой бы напряженной ситуация ни казалась и какие бы опасения она ни вызывала, факт остается фактом: без малого 2000 лет христианство живет в Индии и влияет на все сферы жизни страны. Это не просто неотъемлемая часть истории. Это живая вера миллионов людей, многие из которых готовы рисковать своим семейным, социальным положением, здоровьем и даже жизнью ради Господа.

Холи

Этот фестиваль посвящён Холике – злой богине-демону, которая противодействует верховному богу индуистского пантеона, Вишну. В первое полнолуние года, на стыке февраля и марта, индийцы прогоняют Холику. Днём индийцы устраивают весёлое шествие с музыкой и танцами. Вечером делают большое соломенное чучело богини, которое сжигают на костре. Через этот костёр прыгают люди и животные. Во время праздника можно увидеть йогов, танцующих на раскалённых углях. Считается, что таким образом уничтожаются болезни и беды. Традиционный напиток праздника – тандай с бхангом (индийской коноплёй), увлекаться им не рекомендуется. В начале фестиваля принято обсыпать друг друга разноцветными порошками и поливать цветной водой. Краски сделаны из перетёртых растений – куркумы, индигоферы, хны, марены, сандала и других. В конце праздника красок, как ещё называют Холи, участники веселья посыпают друг друга пеплом и водой, смешанной с землёй.

Основы индуизма и его философия

Индуизм строится на вере в бессмертие души: она существует изначально и приходит в этот мир, чтобы познать его и осознать себя. Верующий человек должен постоянно стремиться к осознанности себя и с пониманием принимать все проявления этого мира. Основополагающей является вера в реинкарнацию – перерождение души после смерти в другого человека или любое другое живое существо.

Все движения индуизма направлены на богослужение ради слияния с ним. Они довольно разнообразны и включают в себя чтение мантр, песнопения, практику йоги, медитации и другие духовные ритуалы.

Служение Богу сильно отличается от того, что привычно православным или католическим христианам. Вы можете прийти в храм, где есть художественные образы и фигуры божеств — это уже будет считаться поклонением Богу, но поверхностной форме. Если же вы просто выйдите на улицу и будете петь, читать мантры, медитировать или практиковать йогу – это и будет истинным, искренним служением высшим силам.

Индуистские традиции подразумевают, что Бог есть во всём сущем, в том числе внутри каждого человека. Проявить к нему свою любовь и получить её в ответ можно через религиозные ритуалы.

Общественная система варнашрама-дхарна

Таким образом, еще одна древнейшая религия Древней Индии — индуизм, стала наследницей многих традиций и обрядов предыдущих верований. В частности деление индийского общества на варны возникло еще во времена ведизма. Кроме четырех социальных групп (брахманы, кштарии, вайшьи и шудры), согласно этой религии, существует четыре уклада духовной жизни человека. Стадия обучения называется Брахмачарья, социальная и семейная жизнь — Грихастха, последующий уход от мирского — Ванапрастха и завершающий этап жизни с окончательным просветлением — Санньяса.

Кто бы ни создал варнашраму-дхарну, подобный упорядоченный уклад жизни сохраняется в мире до сих пор. В любой стране имеются священнослужители (брахманы), администраторы и военные (кштарии), бизнесмены (вайшьи) и рабочие (шудры). Подобное деление позволяет упорядочить общественную жизнь и создать для людей максимально удобные условия существования с возможностью развиваться и самосовершенствоваться.

К сожалению, в самой Индии варнашрама-дхарна к нашему времени сильно деградировала. То жесткое деление на касты (причем в зависимости от рождения), которое существует здесь сегодня, противоречит основной концепции этого учения о необходимости духовного роста человека.

Брахманизм

Касты в брахманизме

На стадии развития брахманизма появляется представление о первочеловеке Пурушу, который дает начало всем людям и всему живому на земле. Легенда о Пурушу закрепляет складывающуюся кастовую систему в Индии. Она рассказывает о некоем космическом человеке, который сам себя приносит в жертву, в результате чего возникают мир и его части. Из разных частей тела Пурушу произошли люди, относящиеся к разным кастам (от португ. — «чистый») — сословиям. Эти сословия изолированы, они не должны вступать в общение друг с другом. Из уст Пурушу возникла высшая каста — брахманы (жрецы, знатоки священных текстов), из плеч — кшатрии (воины и правители), из бедер — вайшьи (земледельцы, торговцы), из ступней — шудры (слуги, зависимые люди). Существовала и еще более низкая прослойка, называемая неприкасаемыми. Члены первых трех каст, считавшихся высшими, по достижении зрелости проходили обряд посвящения и назывались «дваждырожденными». Применительно к ним формируется учение об обязанностях человека в разные периоды жизни (варна-ашрама-дхарма). В детском возрасте человек ведет жизнь ученика, потом должен вступить в брак и стать примерным домохозяином; вырастив детей, он должен покинуть дом и вести жизнь монаха, отшельника-санньясина. В брахманизме формируется понятие о Брахмане — безличном Абсолюте, сущности, основе и причине мира, а также Атмане — индивидуальном, духовном начале в человеке, его сокровенной сути, тождественной Брахману и стремящейся к слиянию с ним. Постепенно возникает идея о круговращении бытия — сансаре, о перерождениях — инкарнациях индивидуальной души во все новые телесные оболочки, о карме — законе, определяющем следующее рождение, о мокше — идеале, к которому должна стремиться каждая душа, заключающемся в избавлении от перерождений и воплощений.

Однако в брахманизме было слишком жесткое кастовое разделение, при котором религиозными, мистическими проблемами могли заниматься только представители высшей касты — брахманы. В связи с этим, а также в результате дальнейшего развития общества появляются религиозные направления, которые провозглашают более демократические порядки и находятся в оппозиции к официальному брахманизму. К таким направлениям прежде всего относились джайнизм и буддизм. Но буддизм скоро был вытеснен за пределы Индии и стал мировой религией, а джайнизм в силу своих особенностей никогда не получал широкого распространения и остался религией национальной, не слишком популярной, но очень влиятельной.

Традиционная еда

Помимо молочных продуктов индийцы в большом количестве используют в пищу белый рис. Какая страна, кроме Китая, является самым большим производителем этой сельскохозяйственной культуры? Конечно же, Индия. Традиции потребления риса привели к тому, что это даже стало проблемой – в Индии очень велик процент больных диабетом, возникшим на фоне несбалансированного питания, перенасыщенного быстрыми углеводами.

Индийцы никогда не пробуют блюдо на стадии приготовления. Они считают, что первым еду должно отведать божество, и только после него позволительно приступать к трапезе всем остальным.

Индийцы очень любят бобовые. Их в этой стране выращивают несколько десятков видов – это и маш, и нут, и всевозможные виды фасоли, чечевицы, гороха и сои. Самое популярное блюдо из бобовых – дал. Это своего рода суп или густая похлёбка. К далу полагается лепёшка. Вариантов лепёшек также множество, в зависимости от состава теста и способа приготовления.

Индийцы, живущие вблизи водоёмов, включают в свой рацион и рыбу. Однако они не делают различия между видами. Рыба делится на большую и маленькую. Когда вы придёте в ресторан и попросите рыбное блюдо, то официант спросит лишь про размер. Различать по среде обитания (морская или речная), по жирности или костистости в этой стране не принято. В этом также проявляется культура и традиции Индии, связанные с вегетарианством.

Культура Индии: вера и религия

Культура древней и современной Индии складывалась из различных исторических времен, традиций и наследия местного населения, иммигрантов, а также завоевателей. Сегодня, индийская культура выходит далеко за границы страны, а ее религии и философские учения не перестают набирать популярность и в отдаленных от Индии частях света.

Это интересно!

В Индии говорят на более, чем 400 языках и диалектах. В стране проживает более 400 этнических групп.

Культурно и религиозное многообразие настолько велико, что практически каждый индийский штат успел выстроить свою культурную нишу. Невзирая на это уникальное множество культур, Индия сохраняет свою национальную особенность, как единой цивилизации. Религиозные течения, зародившиеся в Индии это индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, стали известны именно как индийские религии и до сих пор оказывают большое воздействие на весь мир.

1.1 Статистика древних и современных религии в Индии – таблица

Главная религия Индии — Индуизм.

Большинство жителей Индии исповедует Индуизм — 80% населения. Другие религии, распространенные в Индии это: ислам 13% населения, христианство 2,3%. В Индии появились и существуют буддизм (0,7%), джайнизм (0,4%) и сикхизм (1,8%). Все перечисленные выше религии, кроме христианства и ислама, возникли в самой Индии. Проживают и тысячи приверженцев иудаизма и зороастризма.

1.1.1 Сравнительная таблица религий Индии — характеристика религиозных групп

  • Индуизм — 80,5 %;
  • Ислам — 13,5 %;
  • Христианство — 2,3 %;
  • Сикхизм — 1,8 %;
  • Буддизм — 0,7 %;
  • Джайнизм — 0,4 %;
  • Другие — 0,65 %;
  • Вне религии — 0,07 %.

1.2 Религия и политика в Индии

Государственная религия в Индии отсутствует. Конституцией Индии, как светского государства, признается любое вероисповедание, а также разделение религии и политики. Ущемление прав по признаку веры запрещено законом.

Это интересно!

До вторжения Великобритании в XVII веке Индия являлась одной из самых богатых стран мира.

На практике же, в политической жизни Индии есть религиозный фактор, влияющий на решения политических партий (по большей части представителей индуизма и ислама). Другое проявление — местные конфликты между людьми различных вероисповеданий, исламский и индуистский терроризм. Господствующее положение одной из религии — индуизма, государство, старается комбинировать с привлечением в политику и других религиозных конфессий.

Индия: вера, праздники и религия – почему в стране счастливо уживаются люди разных взглядов?

Все, кто не исповедуют индуизм, но проживает в Индии, проводит свои религиозные праздники более скромно. К примеру, можно встретить тихие групповые медитации у статуи Будды, но вот шумные шествия в честь праздника Весак буддисты устраивать уже не будут.

Праздники причисляемые к господствующей религии Индии, отмечаются с большим размахом. Список индуистских высших сил насчитывает тысячи богов и практически у каждого есть свой личный праздник. Или, как минимум этот Бог причислен к нескольким «общим» религиозным праздникам. Отметим самые яркие из них:

Международный фестиваль бумажных змеев. Праздник проводится 14 января. Более тысячи человек ежегодно собираются в городе Аллахабаде, чтобы запустить своего бумажного змея в многочисленную стаю. Это яркое и незабываемое зрелище.

Холи – самый красочный праздник весны. В 2021 году его празднование выпадает на 28 марта. Участники празднования забрасывают друг друга цветным порошком. По поверьям – чем больше оттенков осядет на одежде и теле, тем больше счастья и позитивных впечатлений ждёт человека в наступившем году.

День рождения Ганеша – вера в Индии в этого многорукого бога со слоновьей головой очень распространена. Начиная с 10 сентября, в честь Ганеши начинают возносить молитвы, а к его фигурам приносят подношения из фруктов, кокосов, цветов и прочих сладостей. В конце празднования его статую погружают в воду.

День рождения Махатма Ганди – «отец нации» родился 2 октября. Религия индийцев выводит их на улицы, что выливается в шествие. К мавзолею этого великого человека люди приносят цветы. В учебных заведениях в этот день детям рассказывают о том, какую роль для Индии сыграл Махатма Ганди.

Дивали – праздник посвящён богине богатства, любви и плодородия – Лакшми. Ритуальность направлена на победу света над тьмой, зажигают тысячи свечей и фонариков. А ночью праздничное небо окрашивается яркими фейерверками. В 2021 году праздник будет проводиться в период с 4 по 8 ноября. 

Ведизм

Становление индуизма имеет богатую историю. Первые религии Индии возникли в результате синтеза нескольких этнокультурных компонентов. В IV-III тыс. до н.э. на территории Индии в городах Мохенджо-Даро и Хараппа уже сложилась развитая цивилизация. Открытие этой цивилизации произошло только в XX в., и до сих пор в ней остается много загадочного. Однако уже можно сказать, что элементы верований народов, населявших эти города, вошли в более поздние религиозные системы. Так, кулып буйвола, о котором можно судить по сохранившимся отпечаткам, существует и в современной Индии. Сохранились также культы некоторых деревьев. Предположительно, характер священнодействия носил оргастическую форму с сильным элементом эротики, с возбуждающими пением и плясками.

Веда

Основным системообразующим фактором индийской религии стала религия древних ариев, которые во II тысячелетии до н.э. стали проникать на территорию Индии. Арии были светлокожими и светловолосыми людьми, а местные племена — дравиды и протодравиды имели иссиня-черный цвет кожи. Древние арии были язычниками, обожествлявшими и одухотворявшими животных, растения, явления природы. Главным религиозным действием был ритуал жертвоприношений, в том числе и человеческих. Вся сложная религиозная практика постепенно была сведена к каноническим, священным текстам — Ведам. Всего их четыре:

  • Ригведа — сборник гимнов богам;
  • Яджурведа — сборник жертвенных формул;
  • Сама-веда — сборник жертвенных песнопений;
  • Атхарваведа — сборник заговоров и заклинаний.

Позднее Веды были дополнены брахманами, содержащими разъяснения и толкования Вед, араньяками — наставлениями для отшельников, упанишадами — размышлениями, поучениями по поводу устройства мира, сущности человека и смысла ритуала. На основе всех этих текстов можно составить представление о ведийской религии.

Боги ведизма

В Ведах можно найти упоминание о множестве богов. Большая часть гимнов посвящена Индре — богу грозы, дождя, молодому царю богов. Индра играет ключевую роль в ведийском пантеоне. Он сделал возможным переход от хаоса к порядку, одержав победу над огромным змеем Bритрой, олицетворявшим изначальный хаос. В целом пантеон богов не поддается однозначной систематизации. Происхождение большинства богов связано с обожествлением космоса, природы и стихийных явлений. Бог Дьяус — бог неба, Притхиви — богиня земли, Агни — бог огня, Сома — бог жертвенного напитка, Митра — бог, следящий за порядком и соблюдением договора. Веды содержат мифы о сотворении мира, взаимоотношениях между богами, влиянии богов на жизнь людей и др.

Поскольку арии были кочевым народом, ритуалы (прежде всего жертвоприношения) совершались под открытым небом на специально выбранных и подготовленных площадках. Многие ритуалы были связаны с царем, его рождением, посвящением на царство. Был широко распространен культ предков, которые мыслились вечно существующими в некоем неопределенном месте, а это значит, что у древних ариев еще не существовало представления о переселении душ. Ритуалы совершались жрецами — брахманами.

По мере развития общества, усложнения его структуры, влияния местных верований изменялась и религия ведизма. Новой ступенью в развитии становится брахманизм.

Основные религии зародившиеся в Древней Индии

В древней Индии зародилось несколько национальных религий: индуизм (а также предшествующий ему ведизм), джайнизм, буддизм и сикхизм, в том числе все, связанные с ними религиозные школы, течения и традиции. Особенностью этих религий является то, что они обладают схожей системой базовых понятий, методов поклонения и религиозных обычаев, связанных и общим историческим развитием, и взаимным влиянием, это и объединяет все религии древней Индии.

3.1 Ведизм — древнейшая религия Индии кратко

Одна из самых древних религий, возникших в древней Индии, называется ведизм. По сути, ведическая религия — первая религия в Индии, это ранний этап индуизма. Большая часть религиоведов, сходится во мнении что основу религии древней Индии в те далекие времена поставили арийские племена, передвигавшиеся на Восток примерно во втором тысячелетии до нашей эры. Хотя в наше время остается точно неизвестным, откуда именно мигрировали эти племена и где обосновались в последствии. Арии, народ со светлыми волосами и светлыми, синими или голубыми глазами, ассимилировались с локальными, почти чернокожими народностями, и образовали новые племена.

Адепты религии древних ариев обожествляли природные явления, животных, растительным мир, горы, социальные феномены и отдельные события. Не обходилось и без человеческих жертвоприношений. После себя арии оставили Веды — собрания священных гимнов и песен — складывавшихся из 4-х частей. На протяжении многих столетий был наложен запрет на записывание Вед. Систематизацию Вед, а также комментарии к самхитам написал лишь Вьясадев. Три центральные произведения называются: «Ригведы», «Яджурведы» и «Самаведы». Четвертая книга «Архартваведа» стала причисляться к священным писаниям позднее

Ведические священные тексты позволяют проследить, как внимание религии древней Индии переходило с природных явления на мир человека и всей общности. Веды и по сей день считаются священными и продолжают влиять на индуистские философские школы и религиозные течения.

Это интересно! Один из особо примечательных отделов Вед называется Веданта (Конец Вед) – богословские тексты, которые описывают сочетание души человека – Атмана, с душой мира – Брахмой. Для финального соединения души человека с душой мира, требуется понять всю информацию, сообщенную в Ведах и исполнить ритуалы.

Считается, что ведизм – древнейшая религия в Индии — большей частью был распространен в Уттаре и Восточном Пенджабе.

3.2. Мировая древнейшая религия, возникшая в Индии

Мировая религия, зародившаяся в Индии – это буддизм. Несмотря на широкое распространения индуизма, а также число последователей превышающем 1 миллиард человек, индуизм остается национальной религией, так как большая часть его исповедующих проживает на территории республики Индии.

3.3. Религия и философия в Индии в Средние века

В южной части Индии в VIII в., и в северной к XII в. происходит «индуистский ренессанс» и индуизм становится доминирующей религией в средневековой Индии. Это популярное вероисповедание не является единой религией, скорее это система религиозных, мифологических, философских, правовых и этических принципов, соединенных с культом трех богов — Брахмы, Вишну и Шивы. Помимо прочего, индуизм проповедует кастовую систему, как божественную установку. А рождение человека в той или иной касте, зависит от его поступков, плохих и хороших, в прошлой жизни. Другими словами, если вести порочную жизнь, есть не малый шанс в следующей жизни родиться неприкасаемым (представителем низшей касты) или каким-либо мерзким существом.

Феодализм, также упрочил позиции индуизма в Индии. Буддизм, который отвергал кастовое деление, окончательно был вытеснен к XI—XII вв.

С религиозными понятиями были связаны и философские течения в Индии в Средние века. К Х вв. сформировались традиционные брахманские концепции философии: ньяса, вайше-шика, санкхья, йога, миманса, веданта.

Историография Древнего Китая

Более или менее достоверные сведения о далекой Поднебесной начали достигать Европы лишь в 13 веке, когда состоялось знаменитое путешествие Марко Поло. Позже на территории Китая появляются миссионеры и португальские купцы, очень заинтересовавшиеся историй и культурой нового для них государства.

«История великого китайского царства» Мендозы была опубликована в 1585 году, а в 1618 вышло описание путешествия в Китай, совершенного Гоэсой. Труды по истории Китая и переводы произведений классической китайской литературы дошли до нас в авторстве Гобиля, Малья и Ноэля. Миссионер Премар (18 век) посвятил свою работу изучению китайского языка.

С конца 18 века путешествия и экспедиции в Китай совершаются уже на научной основе, и Франция становится центром китаеведения. Здесь изучают китайский язык и литературу, делают многочисленные переводы китайских сочинений – французская синологическая школа сделала значительный вклад в изучение истории Древнего Китая.

В 1917 году Каулинг попытался создать энциклопедию китаеведения, в которой тщательному исследованию подверглись древние источники. Большая работа была проделана А. Масперо и Крилем, однако оценивали буржуазные историки развитие Древнего Китая с колонизаторской точки зрения, несмотря на собранный ценный материал.

Ценный вклад в изучение китайского языка, литературы и истории был сделан русскими путешественниками. Так, в 1618 году, русский посол Петлин дал интересное описание современного ему Китая. В 1700 году вышел царский указ об обучении в учебных заведениях восточным языкам, и китайскому в том числе. Н. Бичурин, прожив с 1806 по 1821 год при Пекинской миссии, накопил значительные материалы. Среди трудов Бичурина – научные исследования по истории и географии Китая, он также перевел на русский ряд произведений китайской литературы. Потанин, Обручев, Пясецкий, Козлов и Пржевальский – все они собрали богатейшие материалы во время своих путешествий.

В США только в последние десятилетия заинтересовались изучением Китая, причем ведущие позиции в синологии занимают выходцы из Китая, проживающие на территории Соединенных Штатов. В 60-х годах было создано интернациональное «Общество по изучению Древнего Китая», с 1975 года издающее собственный журнал.

Советская историография сначала ограничивалась лишь очерками по китайской истории, постепенно создавая сводные работы и университетские курсы, затем появляются монографии по отдельным периодам истории и по конкретным аспектам экономики, идеологии, социального строя и культуры. Памятники древнекитайской письменности также были переведены на русский, в частности, сделан многотомный перевод труда Сыма Цяня.

Живопись

Ранней индийской живописью считаются наскальные рисунки первобытных времен. Древняя, как и храмовая живопись, говорит о любви к натурализму. Такие религии, как буддизм, индуизм и джайнизм стали основой средневековой живописи. Представителем традиционной классической живописи Средневековья стал Раджа Рави Варма.

Самым известным способом нанесения орнамента, особенно в Южной Индии, считается ранголи. Очень часто он встречается на порогах домов индийцев.

В искусстве Индии различают множество выдающихся жанров. К ним относится монгольская, раджпутская, майсурская и иные. В Джахангирской галерее искусств в Мумбаях можно увидеть несколько таких картин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector