Старец рафаил

Автор книги: Тихон Архимандрит (Шевкунов)

Как отец Рафаил пил чай

Люди относились к отцу Рафаилу по-разному. Встречались те, кто его просто терпеть не мог. Другие – а таких было гораздо больше – утверждали, что отец Рафаил изменил всю их жизнь. К примеру, один из трех молодых монахов, убитых на Пасху 1993 года в Оптиной пустыни, иеромонах Василий (Росляков), говорил: «Я отцу Рафаилу обязан монашеством, я ему обязан священством, да я ему всем обязан!»

В чем же был секрет такого необыкновенного воздействия отца Рафаила на души людей? Чем он занимался помимо обычной для деревенского священника церковной службы по праздникам и воскресным дням? Ответить на этот вопрос нетрудно. Те, кто был с ним знакомы, скажут, что отец Рафаил в основном занимался лишь тем, что пил чай. Со всеми, кто к нему приезжал. И все. Хотя нет! Иногда он еще ремонтировал свой черный «Запорожец», чтобы было на чем поехать к кому-нибудь в гости – попить чайку. Вот теперь действительно все!

С точки зрения внешнего мира, это был самый настоящий бездельник. Некоторые его так и называли. Но, по-видимому, у отца Рафаила была какая-то особая договоренность с Господом Богом. Поскольку все, с кем он пил чай, становились православными христианами. Все без исключения! От ярого безбожника или успевшего полностью разочароваться в церковной жизни интеллигента до отпетого уголовника. Не знаю ни одного человека, кто, познакомившись с отцом Рафаилом, после этого самым решительным образом не возродился бы к духовной жизни.

При этом, правду сказать, отец Рафаил даже проповеди не умел как следует составить. В лучшем случае: «Э-ээ… М-эээ… Братья, сестры, того… С праздником, православные!»

Однажды мы, правда, застыдили его и убедили произнести проповедь в день престольного торжества. Он с энтузиазмом взялся за дело, но в результате получилось такое позорище, что все чуть не умерли от стыда, хотя сам отец Рафаил был весьма собой доволен.

Но, попивая чаек за покрытым клеенкой деревенским столом, он совершенно преображался, когда к нему из мира приезжали измученные и усталые люди. Выдержать такой бесконечный наплыв посетителей, зачастую капризных, на всё и вся разобиженных, настырных, с кучей неразрешенных проблем, с бесконечными вопросами, обычному человеку было бы просто невозможно. Но отец Рафаил терпел всё и всех. Даже не терпел – это неточное слово. Он никогда никем не тяготился. И прекрасно проводил время за чаем с любым человеком, вспоминая что-нибудь интересное из жизни Псково-Печерского монастыря, рассказывая о древних подвижниках, о печерских старцах. Потому от сидения с ним за чаем невозможно было оторваться. Хотя, скажем честно, одними только разговорами людей, безнадежно заблудившихся в нашем холодном мире и, что еще страшнее, в самих себе, не изменишь. Для этого нужно открыть им иную жизнь, иной мир, в котором безраздельно торжествуют не бессмысленность, страдания и жестокая несправедливость, а всесильные и бесконечные вера, надежда и любовь. Но и не только открыть, издалека показав и поманив, а ввести человека в этот мир, взять его за руку и поставить перед Самим Господом Богом. И лишь тогда человек вдруг сам узнает Того, Кого он давным-давно, оказывается, знал и любил – единственного своего Создателя, Спасителя и Отца. Только тогда жизнь меняется по-настоящему.

В 1980 году иеромонаха Рафаила изгнали из монастыря

Первым духовником героя статьи стал архимандрит Афиноген, но он скоро умер. Затем Юный монах Рафаил познакомился с отцом Иоанном Крестьянкиным и стал его духовным чадом. Именно батюшка Иоанн первым стал посылать к Рафаилу людей — пообщаться на духовные темы.

1980

в этом году иеромонаха Рафаила Огородникова изгнали из монастыря

Затем повысили в сане — сделали иеромонахом. Но общение с братом-диссидентом привело к тому, что отца Рафаила отправили из обители прочь.


Иоанн Крестьянкин — бывший духовник иеромонаха Рафаила Огородникова. Фото: uznavay.pro

Так начались скитания по разным приходам, пока монаху не отвели один провинциальный приход, подальше от широкой аудитории.

Но даже в глухомань верующие люди находили возможность добраться, так что с иеромонахом Рафаилом регулярно общались прихожане.

При этом популярности батюшки способствовало его обычное общение с людьми, а вовсе не проповеди. Архимандрит Тихон (ныне — митрополит) в книге «Несвятые святые»:

Читать онлайн на Азбука ру: Несвятые святые и другие рассказы — архим. Тихон (Шевкунов)

Отец Василий (Росляков) считал, что общение с иеромонахом Рафаилом Огородниковым сыграло решающую роль в его становлении, как священника.

Иеромонах Рафаил очень любил свой «Запорожец» и много времени тратил на него.

Среднего брата посадили. От него остался только подарок — дорогой микрофон, который отец Рафаил продал, чтобы купить себе старый «Запорожец».

Изначально машина была грязно-оранжевого цвета, но иеромонах решил замаскировать его под правительственную машину покраской, а также повесил в салон белые занавески. По воспоминаниям современников, с этой машиной он возился больше, чем со многими людьми.

Единственный насельник древнего монастыря

Когда Вы пришли, здесь, наверное, все было иначе? Колокольни не было…

Колокольня была, но сильно разрушенная. Внутри все выгорело, не было верха, перекрытий. Колокола в 1920–30-е годы скинули. Мы тут осколки находили. Полная разруха была. Крыши текли, главы дырявые. Но с Божией помощью и с помощью хороших людей за эти 29 лет мы тут много чего сделали. Но это дело такое, что вроде всё укрепили, а в другом углу опять что-то начинает разрушаться. Фактически мы провели первый ремонт-реставрацию после 1912 года. По мелочи что-то тут делалось, но что в этой глуши можно было сделать! Вот сейчас вы приехали сюда по дороге, а раньше, кроме как пешком или на тракторе, и то не всегда, а только зимой, когда все замерзало, можно было проехать. Мы на себе кирпичи таскали. Не было сюда никакой дороги вообще. Мы специально забрались сюда, как в древние времена.

А что здесь было в древние времена?

Из летописи известно, что в XI веке здесь уже был монастырь, он, может быть, даже ровесник Угличу, который платил тогда дань княгине Ольге. Там написано, что монастырь стоял на равнине среди бора.


И как называлась эта обитель?

Монастырь носил имя Архангела Михаила. Кроме Архангельского храма, тут был храм Введения Богородицы во храм, родителей Богородицы Иоакима и Анны, Зачатьевский, и Рождества Богородицы. Четыре храма было. Сейчас здесь верхний Архангельский и нижний Введенский храмы. Мы престол поставили в приделе Иоакима и Анны и под колокольней устраиваем храм Рождества Богородицы. То есть решили вернуть все престолы, которые тут были.

И вы теперь насельник этого монастыря?

Я единственный монах этого монастыря. Но монастырь он только в нашем, так сказать, сознании, в документах он монастырем не числится. У этого места богатая история, и про него многие знали. В архивах, которые мне удалось здесь разобрать, были довольно обширные материалы, часть находится в Угличском музее, и я туда сдавал то, что нашел в храме и у своих прихожан – книги, документы.

Мы нашли книжку про инока Василиска, изданную в «Троицких листках» игуменом Никоном (Рождественским). Маленькая книжка, страниц 30. Инок Василиск здесь жил и похоронен около нашего храма. Это было для меня находкой и подарком.

А в какое время жил инок Василиск?

Он в 1836 году умер. Еще здесь сохранилась братская могила. Мы сейчас ее в порядок привели, музей помогал ограду делать, к 1000-летию Крещения Руси, я чертежи делал. Потом борисоглебские реставраторы большой крест поставили. В 1610 году было разорение Углича, и после этого польские отряды двинулись к Ярославлю, где должен был состояться Поместный собор. Поляки шли, чтобы помешать этому, а по дороге всё уничтожали. И в Страстную среду 1610 года, как сказано в летописи, игумен Михаил, 40 братий и 300 человек мирян были здесь, в этом монастыре, сожжены.

Поляки сожгли монастырь с людьми?

Да, поляки и запорожцы. Могила сохранилась. Правда, в советское время она была вся перерыта, но часть ее осталась. Мы оградили могилу и обиходили. И удивительно, что каждый год в начале лета на всем кладбище только две могилы – братская могила и могила инока Василиска – покрываются густым слоем ландышей.

У отца Рафаила были простые родители из среднего класса и двое братьев


Тихон Шевкунов с отцом Рафаилом за чаем Отец Рафаила Огородникова управлял мебельной фабрикой, мать была учительницей. Старший брат — лидер комсомола, а средний — участник демократического христианского движения, известный диссидент. Младшего ребёнка, будущего иеромонаха звали Борис Огородников.

Семья была довольно обеспеченной, молодого человека привлекал служба на токарном заводе, куда он пошёл после девяти классов. Увлечений у него было два:

  • велоспорт (стал мастером спорта и чемпионом среди юниоров);
  • гонки на автомобилях.

Впоследствии появились и другие. Но о них ещё поговорим. А пока Борису предстояла военная служба.

https://youtube.com/watch?v=nH8zY1JpIMQ

Живое слово о старце

Старожилы хорошо помнили любвеобильного батюшку, великого молитвенника, целителя и прозорливца.

Схимонах Иоанн (Мокашов) на всю жизнь усвоил мягкий, ненавязчивый урок от старца:

— Захожу я в храм, там идет Литургия. Отец Рафаил служит сидя. Я подумал: «Как же так можно – Литургию служить сидя». Вошел в алтарь. Батюшка, заметив меня, молча приподнял одежды и показал ноги, все изъязвленные ранами. Он провидел мои мысли и обличил: что значит ревность не по разуму.

Свой благотворный след оставил батюшка в душе мальчика, беззаботно игравшего в футбол. Старец подозвал его и сказал: «Ты будешь священником». Тогда юному Владимиру об этом и не думалось, а впоследствии он стал одним из уважаемых протоиереев Тамбовской митрополии.

Схимонахиня Питирима (Мурзина) поведала об отце-архимандрите несколько удивительных случаев:

— Отец Рафаил уже с молодых лет был прозорливый, а расскажет, бывало, что-нибудь такое комичное, как блаженный. Случись, какой монах заскорбит, мало ли какие нападения, искушения, он сейчас прямо провидит, подбежит и утешит, рассмеются.

Потом его владыка Иоасаф пригласил в Тамбов, храм-то один был. Батюшка ответил: «Владыка, в Тамбов переводить меня хотите? Нет, меня из Бондарей никуда не переводите, я не пойду из деревни. Там я с Богом беседую, в алтаре стою один, а тут нужно: владыка повернется – то одному возглас сказать, то другому». Не пошел…

В 56-м году я собралась ехать на святые места, а тогда еще работала учительницей. Приходит к нам отец Рафаил, и я спрашиваю: «Отец Рафаил, благословите поехать в Почаев или в Киев, или в Загорск». А он мне говорит: «В Киев, Почаев тебе дорога набита гвоздями, а в Загорск езжай, езжай, там тебя преподобный Сергий давно-давно ждет». Поехали мы, я и еще две сестрички, под Троицу, престольный праздник в Лавре. И какое мне было тут большое утешение. Стояла в храме, все вышли уже, а я жду своих сестричек. Вдруг из алтаря выходит батюшка. Я, будто какая сила толкнула, побежала за ним взять благословение. На нем ветхий подрясничек, простой крестик, а глаза прямо вваленные, как будто он из затвора вышел на такой великий праздник. Подошли мы, благословение взяли у него, такая радость нас охватила, что не можем даже описать. Потом, как обычно, я заехала к матушке Серафиме Мичуринской и все рассказала. Она вдруг говорит: «Не сомневайся, сам преподобный Сергий вас благословил».

Когда отца Рафаила в Питим перевели, мы туда ездили. Он уже старенький был. Идем к нему с Жердевки, а он выходит на крылечко нас встречает: «Какие ко мне гости идут, я вас встречаю, как Авраам, с виноградом и с яблоками». Домик у него был, правда, и виноград. Угощал нас. Мы с ночевкой приезжали. У него какая-то маленькая была огорожена келеечка, там он спал, а нас в большой комнате положил. Причастились у него. Да, был дивный батюшка, дивный.

Александра Михайлова. При подготовке материала использована статья Олега Левина «Последний вышенский монах» 

Хватит рассуждать, пора молиться

Родион (так звали отца Рафаила до принятия монашества (1891-1957) родился в семье сапожника под Курском. От отца Родион научился ремеслу. Во время службы в армии закончил военно-ветеринарную фельдшерскую школу, получив еще одно ремесло и унтер-офицерское звание. А после революции, побывав дома, попрощался с родными и отправиться в Оптину пустынь. До войны Родион уже много раз там бывал. Стоя перед воротами монастыря, Родион вдруг заколебался. Вспомнил заплаканную мать, девушку, в которую был влюблен. Прав ли он, что хочет оставить все это? Может, надо жениться, жить своим домом, растить детей? А монастырь – это забвение всего личного, крест на нем. Хватит ли сил на монашество?

Тут Родион понял, что хватит рассуждать, надо помолиться. Ответ пришел сразу же: в своем сердце Родион услышал, что без Креста нет венца. Путь на небо лежит через голгофу, с крестом в руках, с крестом на плечах…

После такого ответа все сомнения ушли. 26 августа 1918 года Родион стал послушником Оптиной пустыни, нес послушания ветеринарного фельдшера, пел в хоре.

В скором времени советская власть преобразовала обитель в «племенное хозяйство». Первое время насельники монастыря жили в монастыре, совершали богослужения. Через пять лет монахов разогнали, и послушник Родион вместе с другими монахами стал жить на частной квартире в Козельске, а на жизнь зарабатывал сапожным делом.

Мнение церкви о монахе Рафаиле Берестове

В основной своей массе священнослужители Русской Православной церкви считают отца Рафаила самозванным старцем, а некоторые предполагают, что разум его помутился после многочисленных болезней. Его труды многие называют отступническими. Также церковь обвиняет монаха в раскольнической деятельности, подрывающей единство и авторитет Православной церкви.

Многие священники уверены, что лжестарец Рафаил не может вызывать иных чувств, кроме сожаления и сочувствия; винят в том, что его деятельность уводит людей из церкви. Но есть и те, кто считают монаха святым старцем и верят в дар прозорливости. Большинство же признают его раскольником и отступником от традиционного учения РПЦ.

Биография отца Рафаила делала крутые скачки: спортсмен, сержант, студент, монах

Биография Рафаила Огородникова заносила его в самые разные сферы. Он попал в пограничные войска на Дальний Восток, где мог продолжать службу в спортивной роте, но испортил отношения с руководством и попал на гауптвахту.

По его утверждению, причина в том, что он препятствовал дедовщине.Службу закончил с наградами, а один раз чуть не погиб из-за столкновения с китайскими солдатами.


Отец Рафаил Огородников. Фото: pravoslavie.ru

В 1972 году Борис поступил в Московский институт стали и сплавов, но уже через год его исключили. Оттуда решил идти в Московскую Духовную Семинарию, но не взяли.

Зато архимандрит Алипий охотно принял в Псковопечерский монастырь нового человека — послушника Бориса, хотя «ответственные товарищи» предупредили его, что это делать не стоит. Опасались связи с братом-диссидентом, да и бывший награждённый военный, ушедший в храм — картина не на пользу власти.

Будущий отец Рафаил много ходил по храмам и задавал священникам вопросы.

Кстати, интерес Бориса к религии пробуждался не сразу. Он много ходил по храмам и задавал вопросы. Настоятель храма Николы в Кузнецах Всеволод Шпиллер после такого общения вспомнил фразу «Если ученики мои замолчат, то камни возопиют». Бориса он сравнил с возопившим камнем.

В 1975 году Бориса постриг в иеродиаконы новый отец наместник. Новоначальный монах получил имя Рафаила в честь архангела. Оно очень редко в монастырской среде. Нужны особые условия для его получения. Какова причина выбора такого имени, неизвестно.

Примечания

  1. [ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?3_9014 Иеросхимонах Рафаил (Берестов)]
  2. [azbyka.ru/moi_put_k_vere/berestov-all.shtml Андрей Полынский Сражался с магами монах]
  3. [orthodox-newspaper.ru/numbers/at29569 Иеросхимонах Рафаил (Берестов) поселился на Северном Кавказе]
  4. [www.vzov.ru/2009/06-08/16.html Инок Всеволод (Филипьев): «Стоит жить ради любви»// Вечный зов]
  5. [www.christian-spirit.ru/v51/51.%283%29.htm Обращение в поддержку владыки Диомида]
  6. [rys-arhipelag.ucoz.ru/news/bratskaja_moldova_primer_rossii_i_vsemu_miru_videovystuplenie_o_rafaila_berestova_o_avelja/2010-08-10-4014 Братская Молдова — пример России и всему миру!]
  7. [toaca.md/?&page=news&row_id=166 Выступление схиархимандрита Рафаила (Берестова) на собрании православной общественности Москвы 5 сентября 2010 г.]
  8. [portal-credo.ru/site/?act=news&id=79523 Представители Молдовской митрополии и старец Рафаил (Берестов) обсудили с наместником Троице-Сергиевой лавры причастность РПЦ МП к «экуменической ереси»]
  9. [www.diomid.info/news_229930.htm «С болью и горечью». Иеросхимонах Рафаил (Берестов) об Архиерейском соборе (интервью на сайте еп. Диомида)]

Монашество и сан

По собственному признанию, его всегда особенно интересовала правда, истина, были скучны многие детские игры. Когда мать водила его в детстве в цирк, то перевернутые зеркала как образ лжи и шутовства вызывали у него не улыбку, а грусть. Поэтому почти естественным путём для него была монашеская жизнь.

В 1954 году был пострижен в монахи и в этом же году рукоположён в иеродиакона и иеромонаха. Вскоре после рукоположения служил в храме святого великомученика Георгия Победоносца в с. Илори близ г. Очамчиры, Абхазской АССР (Грузинская ССР). В илорский период о. Рафаил какое-то время совершал по просьбе прихожан отчитки бесноватых, и состояние аффекта с недюжинной силой больных и ненависть их ко всему в христианстве заставили его задуматься об особой демонической реальности, враждебной светлым силам.

Память

В книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы, впервые изданной в 2011 году, несколько глав посвящено иеромонаху Рафаилу; ему посвящён и рассказ «Несвятые Святые», давший название всей книге, который завершается таким рассуждением автора о иеромонахе Рафаиле: «мы видели в нём удивительный пример живой веры. Эту духовную силу не спутаешь ни с чем, какими бы чудачествами или слабостями не был порой отягощен человек, такую веру обретший. За что мы все так любили отца Рафаила? И хулиганом он был, и проповедь путно сказать не мог, и со своей машиной зачастую возился больше, чем с нами. А вот не стало его, и как тоскует о нём душа!»

Могила отца Рафаила постепенно становится местом паломничества, каждый год всё больше людей приезжают поклониться ему.

18 ноября 2018 года митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) совершил заупокойную литию на могиле иеромонаха Рафаила (Огородникова). Почтить память отца Рафаила в день 30-летия преставления его ко Господу на его могилу за алтарем собора Рождества Иоанна Предтечи в городе Порхов собрались многочисленные духовные чада батюшки и местные жители, а также священнослужители Порховского благочиния епархии.

Биография иеросхимонаха Рафаила Берестова

Жизненный путь Рафаила Берестова, как и его взгляды на положение многих мирских дел, сложен и противоречив. Он рано и самостоятельно пришел к Богу. Проповедуя православие, иеросхимонах приобщился к теории, далекой от массового признания РПЦ. Он ищет уединения, высказывается против многих церковных и гражданских позиций, ведет за собой сподвижников и учеников.

Происхождение и детские годы

Проживая в Москве, Иван и Анна Берестовы ожидали появления на свет первенца в 1932 году. Будущая мама решила рожать в родной деревне Сыркино, которая ныне располагается в Тверской области. 20 ноября Анна родила двойню. Один из новорожденных мальчиков не дышал, но акушерке удалось реанимировать младенца. Чудом выжившего малыша нарекли Михаилом. Опасаясь за его жизнь, ровно на следующий день детей крестили.

Родители мальчиков были рядовыми советскими гражданами и не слыли глубоко верующими людьми. Но бабушка малышей была верующей. Именно она водила мальчиков в храм, от нее они впервые узнавали о Боге и православной вере.

Михаил рос ослабленным и болезненным. Он отставал в физическом развитии от своих сверстников. Его с детства увлекало рисование, а в итоге привело в художественную школу.

Образование

Чтобы быть зачисленным на курс художественной школы, Михаилу предстояло пройти вступительные испытания. С экзаменом по акварели он не справился и изначально не был зачислен в списки учеников. Но судьба соблаговолила Мише: его зачислили в учебное заведение вместо отказавшегося от места абитуриента.

19-летнего студента, который параллельно успевал подрабатывать, подкосил серьезный недуг. Врачи поставили юноше тяжелый кардиологический диагноз, и прогноз был неутешительным. Миша пообещал, что если выживет, то уйдет в монашество.

Постриг

Родители Михаила не одобрили решение сына стать монахом и не дали своего согласия, без которого путь в монастырь для него оказался закрыт. Тогда юноша устроился на работу в церковную мастерскую, а также исполнял послушания в Троице-Сергиевой лавре. Через 3 года родители приняли выбор сына и благословили его на служение Господу.

В возрасте 31 года он обрел духовного наставника в лице Кирилла Павлова, а еще через 3 года был пострижен в монахи с именем Рафаил. В некоторых источниках описывается интересный случай, когда одна молодая монахиня еще в юные годы предрекла Михаилу его судьбу и озвучила будущее церковное имя.

В возрасте 41 года Рафаил был рукоположен в иеродиаконы. 23 года служил он в лавре, где реставрировал иконы, проводил диаконское служение, выполнял послушание на клиросе. Не раз Рафаила привлекали к дисциплинарной ответственности за его взгляды. Он открыто выступал против сотрудничества церкви с властями и слияния христианских церквей.

Жизнь в Абхазии

Вместе со своим духовным отцом Кириллом Рафаил ездил на Кавказ, где они посещали монахов-отшельников. С каждой поездкой все больше крепло в нем желание остаться в ските. Благословение на переезд в Абхазию он получил в 1984 году.

Рафаил направился в горный скит, находящийся в 30 километрах от города Сухуми. Перед самым его приездом скит разогнала местная милиция. Многих отшельников арестовали, другие смогли убежать. Позже скит был восстановлен.

Рафаил уединился в самодельной отшельнической келье на горе Большой Схапач. В уединении провел он 6 лет, каждые 2 года из которых посещал своего духовного отца в Троице-Сергиевой лавре. Затем он сошел с горы и 3 года провел в отдельной келье вблизи женской горной пустыни вплоть до начала военного конфликта Грузии и Абхазии.

Валаамская обитель

Отец Кирилл отправил Рафаила в Валаамскую обитель. Монах не хотел покидать скит, но ему пришлось это сделать. Он сломал руку, вынужден был получать лечение. В болезни Рафаил узрел Божий промысел и отправился на Валаам, где принимал участие в восстановлении монастыря. В том же 1993 году был рукоположен в иеромонаха.

Афон

В 1997 году неподалеку от города Сочи иеросхимонах Рафаил организовал обитель с названием «Крестовая Пустынь», где действовал афонский устав. Уже через год противнику экуменизма, отцу Рафаилу, вместе с подвижниками пришлось переехать на Афон, где они нашли пристанище в русской обители.

В 2002 году они вернулись в Абхазию и основали три горных скита. Через 3 года Рафаил выпустил брошюру, в которой раскритиковал государственный строй и уклад общественной жизни. В 2007 монах с последователями вернулись на Афон. Настоятель сербской обители позволил им поселиться в келье Иоанница.

В 2016 году братию попросили освободить пристанище, и они обосновались в горах. Зимой в горах холодно и влажно, потому отец Рафаил временно перебирается в более теплые места, одно из которых – остров Крит.

Детство Рафаила

Родился будущий монах в деревне Сыркино 20 ноября 1932 года. Рожать его мать из Москвы отправилась специально на родину предков, в Тверскую губернию, где оставались еще родственники.

Происхождение и рождение

Отец и мать мальчика были простыми людьми, неверующими. 20 ноября 1932 года появились на свет сразу два брата близнеца Михаил и Николай.

Роды были трудными, Миша задохнулся — он родился мертвым. Спасла новорожденного бабушка, сыгравшая большую роль в его детстве. Она просто пошлепала малыша, и он ожил. Все очень боялись, что Миша может умереть, и решили его крестить — как раз на следующий день (8 ноября по старому стилю) был праздник Св. Архистратига Михаила. Во святом Крещении он получил имя Михаил, а его брат был наречен Николаем.

Семья

Оба родителя Михаила и Николая были москвичами, отец Иван Николаевич и мать Анна Дмитриевна Берестовы, девическая фамилия матери — Ширина.

Как и многие советские граждане, они были атеистами, религиозным воспитанием детей не занимались. Но бабушка иногда водила внуков в церковь, где и были посажены первые семена веры.

Вскоре, в 1936 году, на свет появился третий брат — Анатолий. Позже он станет профессором-невропатологом и организует православный , в котором оказывают помощь пострадавшим от наркотиков, алкоголя и деструктивных религиозных сект. Одновременно профессор имеет духовный сан игумена.

Михаил рос болезненным мальчиком, был маленького роста, часто болел, из-за чего впоследствии развилась безбородость. Его всегда тянуло к творчеству, и после семилетки он попытался поступить в художественную школу. Однако экзамен по акварели не смог сдать. Кто-то из поступивших передумал учиться, и мальчика взяли на освободившееся место.

Страшен только грех


Благовещенский храм г. Козельска. Изображение с сайта optina.ru Условия заключения о. Рафаила были тяжелыми. Приходилось терпеть голод, унижения, клевету, но о. Рафаил боялся не ухудшения своего положения, а только греха:

«Мир душе твоей и здравие телу отечески желаю, родная Любовь! Вчера, в воскресенье вечером… получил неожиданную посылочку, все в целости. Глубоко тронут твоей заботой и несказанно сердечно благодарен. Это от твоей бедности воистину драгоценная лепта вдовицы. Бог да примет ее, якоже ону, и да воздаст тебе сторицею.

Но впредь прошу – не лишай себя последних крох ради моей худости. Мне не горестно (но сладко, а паче спасительно) претерпеть все – клевету, глад, изгнание, страшен только грех, а пред ним и самая смерть чепуха… Обо мне, родная, прошу тебя и всех прочих не скорбеть, но паче молиться; без сего моя жизнь была бы не полна. Это последний аккорд хвалы моей Богу. А Ему слава за все – за все!»

Зрелый возраст

В журнале Московской Патриархии в те годы открыто публиковались статьи в защиту экуменизма и слияние христианских церквей. Михаил считал это ересью и в подпольном самиздате рисовал обличительные иллюстрации. Из-за чего находился под наблюдением КГБ, подвергался взысканиям со стороны руководства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Жизнь в Абхазии

На Кавказе жили православные пустынники, священнослужители Лавры часто их навещали. В конце концов, с благословения своих духовников осенью 1984 года иеродиакон Троицко Сергиевой Лавры перебрался в Абазию. Здесь в 30 километрах от Сухуми он организовал горный скит с мужской и женской пустынями. Как раз накануне его приезда с подачи властей скит разорили местные милиционеры. Потом пришлось долго его восстанавливать.

В кавказских горах о. Рафаил решился на суровую отшельническую жизнь в скромной келье монаха. Круглый год он держал строгий пост и лишь в редкие приезды в родную Лавру позволял себе разговение.

Возрождение Валаамской обители

В 1993 году разгорелась грузино-абхазская война. Духовник о. Рафаила о. Кирилл (Павлов) призвал его из пустыни и направил на Валаам.

«Абхазский отшельник» принимал самое активное участие в деле возрождения Валаамской обители. В тот же год на праздник Рождества Пресвятой Богородицы он был рукоположен в сан иеромонаха. После чего покинул главный монастырь, уединившись в Ските Всех Святых, где его часто навещали духовные братия Валаама. Через год он принимает постриг в великую схиму с сохранением прежнего имени в честь св. Архангела Рафаила.

Батюшка продолжает здесь свою борьбу против антихристовой глобализации, подписывая открытое письмо Патриарху Алексию II с осуждением экуменизма.

В 1997 году создает еще один скит скит от Валаамского монастыря рядом с Догамысом, в Солох-Ауле.

Переезд на Афон

Из-за активных выступлений против глобализма в церковной политике Валаамская братия начинает испытывать давление. До кого бы не доходило их взволнованное слово, будь то женщина или мужчина, во всех они находили горячее сочувствие и понимание. Но власти были настроены по-другому.

Часть братии во главе с иеромонахом в 1998 году переселяются на Афон. Сначала в Свято-Пантелеимоновский монастырь и скит Св. Пантелеимона, а через год монахи размещаются в келье Св. Иоанна Богослова.

Три года пребывания на Афоне запомнились многими страданиями и гонениями. 17 человек вместе со своим духовным лидером были вынуждены уехать со Святого Афона в Россию.

Современная деятельность

После распада Советского Союза и установления «нового мирового порядка» отец Рафаил Берестов увидел скорое наступление царства антихриста. Православный миссионер ни душой, ни сердцем не мог принять «эру компьютеров». Все его проповеди и молитвы, книги и публикации предупреждают о коварных соблазнах времени тотального телевизионного пиара и безумного общества потребления.

С 2010 года братия ведет медийную деятельность в интернете, размещая богоборческие статьи и видео.

Кратко перечислим их основные идеи:

  • двуженатое священство — нарушение христианских заповедей;
  • экуменизм — ересь из ересей;
  • компьютер — зло для монаха, отвращает от молитвы;
  • города — рассадники греха, нужно убегать из них в леса и горы;
  • ИНН (идентификационный номер) — изобретение дьявола;
  • спасение России — в монархии.

Одна из любимых тем о. Рафаила: пагубность введения ИНН, которое может привести к непредсказуемым последствиям.

«Константинопольский патриарх, лжестарец Варфоломей и Московский лжепатриарх Кирилл» — вот на кого были направлены критические стрелы в 2021 году, когда братия узнала, что первый поминал «Папу Римского», а второй подписал «еретические документы в Шамбези». А еще через год вышло видео, осуждающее создателей киноленты «Матильда», в которой царь Николай II выставлен аморальным человеком.

Рафаила Берестова можно назвать одним из неформальных лидеров Православной церкви. По духу и взглядам он близок к почившему о. Николаю (Гурьянову), к своему духовнику о. Кириллу (Павлову) и схиархимандриту Власию (Перегонцеву).

«Возлюби страдания, слышишь!»


Иеромонах Рафаил (Шейченко). Изображение с сайта optina.ru 10 ноября 1951 года отец Рафаил писал духовной дочери: «В ночь под 10 нового стиля во сне сладко-пресладко воспевал: «Величай, величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу!» И слышу глас некоего духовного мужа: «Аще хощеши спастися – возлюби страдания!»

Чадо Любовь, слышишь! Не только терпи, но возлюби страдания».

После смерти Сталина верующие обращались в Верховный совет с просьбой об освобождении отца Рафаила. Особым образом о нем ходатайствовала бывшая староста Наталья: «Прошу Верховный Совет ответить на заявление православных верующих города Козельска Калужской области… Просим вашего ходатайства освободить нашего священника Шейченко Родиона Ивановича по старости, ему шестьдесят три года, инвалид.

Со стороны облуполномоченного… нанесена на него ложь и клевета, я подтверждаю своей подписью, а если потребуется, я все могу объяснить».

Однако просьбы прихожан были проигнорированы.

Смерть

Ранним утром 18 ноября 1988 года поехал к себе на приход и разбился на 415 километре Ленинградского шоссе под Новгородом. Брат Иеромонаха Рафаила Александр высказывал сомнения по поводу официальной версии смерти Иеромонах Рафаила — несчастном случае на дороге: «Доказать это сложно, но некоторые обстоятельства его гибели действительно очень и очень настораживают. Во-первых, о возможной опасности его трижды предупреждал нынешний митрополит Санкт-Петербургский Владимир. Отец Рафаил подавал очень плохой пример остальным священникам, например, он не ехал по вызову уполномоченного по делам религий, и уполномоченному приходилось ехать к нему самому. Понятно, что власти ненавидели его. Шёл 88-й год, и мы только что провели альтернативное официальному празднование 1000-летия Крещения Руси, в нём участвовали гонимые священники и отец Рафаил тоже. После его смерти местные жители, когда мы пытались узнать у них обстоятельства трагедии, избегали разговоров с нами. К тому же брат был опытным водителем, и по некоторым деталям катастрофы возникало впечатление, что его машину толкнули специально. Но подтвердить это документально мы не можем».

Расследование практически не проводилось, и водитель грузового автомобиля — другого участника ДТП, был сразу же отпущен, что не соответствует обычной практике тех лет, тем более учитывая летальный исход происшествия.

Деятельность иеромонаха сегодня

Выступая изначально против использования компьютеров и гаджетов, с 2010 года братия во главе с отцом Рафаилом регулярно выкладывает в интернет видеоролики и публикует статьи, пропагандирующие их догматы.

Основные идеи братства сводятся к следующему:

  • отрицание экуменизма и признание его ересью;
  • ИНН, паспорт, полис – все от Сатаны, как и любые номерные документы;
  • пропаганда монархического строя;
  • города – злостные места для монахов;
  • компьютер – зло, отвлекающее от молитвы.

Номерные документы Рафаил считает изобретением масонов, прислужников Сатаны. По его мнению, получая ИНН, человек сходит с пути истинного. Монах считает святым Григория Распутина, прославляет монархические устои, выступает против единения христианских церквей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector