Рачёв, евгений михайлович
Достижения, награды и память
Творческая биография детского художника Евгения Рачева сложилась вполне благополучно. Он считается одним из лучших советских иллюстраторов. Рассказы, сказки и произведения других жанров с его иллюстрациями изданы на 77 языках, общим тиражом 80 миллионов экземпляров. Они представлялись на ярмарках и выставках, тиражировались и переиздавались.
Почти все проиллюстрированные им книги отмечены дипломами и медалями на разных конкурсах. Некоторые рисунки заботливо сохраняются в музеях. Сам анималист удостоен Государственной премии и званий Народного художника и Заслуженного деятеля искусств. Награжден 4 медалями и орденом.
Творчеству иллюстратора посвящены книга В.П. Толстого «Евгений Михайлович Рачев», несколько статей в печатных изданиях и на интернет-ресурсах, альбомы. Его работы запечатлены в наборах открыток и детских игровых наборах.
Личная жизнь
О семье художника обнародовано крайне мало информации. Единственной женой его была Лидия Ивановна Рачева. Она оказалась не только музой, но и сподвижницей супруга.
С женой
Женщина:
- Пересказывала и переводила сказки разных народов.
- Компоновала сказки в сборники.
- Готовила книжные макеты, добиваясь точного соответствия размеров текста и иллюстраций.
- Делала в музеях наброски национальных костюмов и орнаментов.
- Собирала в архивах материал о реальных событиях прошлого, позволявший привязать к ним басни и другие взятые мужем в работу произведения.
- Написала комментарии к басням И. Крылова «Стрекоза и муравей», доносившие их смысл.
Из фотографий личного архива известно, что сына звали Игорем, внуков – Алексеем и Катериной.
С семьей
Детство и юность
Евгений Рачев родился в Томске 8 февраля 1906 года. Его мать работала врачом. Овдовев, когда сын был совсем маленьким, она повторно вышла замуж за инженера-строителя. Женя рос в селе Юдино под Томском, у бабушки. Эти края славились обилием всякой дичи и рыбы и были для охотников и рыбаков настоящим раздольем. Богаты они были также на грибы и ягоды. Мальчик рано полюбил лес и часто бывал в тайге, наблюдая за повадками птиц и зверей, а потом по памяти рисовал увиденное. Сибирь воспринималась ребенком как сказочная страна, такой она вошла в его память и осталась в ней навсегда.
После смерти бабушки 14-летний Женя поехал к матери, осевшей в то время в Новороссийске. Шла гражданская война. Голодая, 3 месяца подросток пробирался в Краснодарский край. Возвращавшиеся с фронта солдаты пожалели исхудавшего паренька и дали ему место в вагоне-теплушке. Обогретый и накормленный, он доехал до Новороссийска. Впервые увидев море, был очарован его красотой и кораблями и поступил в мореходную школу. Одновременно работал машинистом на лебедке и грузчиком в порту. Через полгода начались проблемы со здоровьем и учебу пришлось бросить. Но богатое воображение побудило подростка вновь начать рисовать. Евгений копировал открытки и иногда пробовал писать стихи.
Евгений Рачев за работой
Ход занятия:
Организация детей: дети заходят в группу. Вводная часть.
Воспитатель: — Ребята, послушайте загадку.
«Не дерево, а с листочками, не рубашка, а, сшита» (книга).
Воспитатель: -Да, ребята, книга — нам большой друг, из книг мы узнаем много интересного, полезного. А какие вы любите книги? Конечно же, сказки!
(Дети называют знакомые русские народные сказки).
Воспитатель:
— А за что мы любим сказки? Чему учат нас русские народные сказки? (быть добрыми, веселыми, послушными, смелыми, помогать старшим.).
— А за что мы еще любим сказки и другие интересные книги?
Ребята, я вам покажу книги со сказками, а вы мы мне скажете названия сказки. (воспитатель показывает, дети отгадывают).А как вы догадались? Еще не все дети умеют у нас читать.
Дети: По картинкам.
Воспитатель: Картинки в книгах называют иллюстрациями. А кто помогает книге,
сказке ожить?
Дети: Художники.
Воспитатель: -Да, ребята, конечно, художники оживляют сказочных героев — зверей, «одевают» их в красивые наряды, передают в рисунках характеры зверей
(хитрая лисичка, трусливый зайчик, злой волк и т. д.).
Профессия художника-иллюстратора очень важна, если иллюстрации в книге яркие, красивые нам так и хочется посмотреть их.
Презентация:
1 слайд: Ребята, на этой фотографии изображен известный художник-иллюстратор Евгений Михайлович Рачёв.
2 слайд: Он превращал обыкновенных зверей и птиц в сказочных героев, заставлял их жить
по-новому. А чтобы животные ещё больше были похожи на людей, художник их «одевал», как людей в национальные костюмы. Наша страна большая. В ней живет много разных народов. И все они живут дружно.
3 слайд: Здесь лиса в русском сарафане.
4 слайд: На этой иллюстрации лиса в теплой малице. Малица –это название одежды северных народов.
5 слайд: На следующей иллюстрации нарядилась в украинский национальный костюм.
6 слайд: В сказке «Птица Кухлай» художник изобразил волка в грузинском национальном костюме. На голове папаха.
7 слайд: Лисы, медведи, волки, зайцы в рисунках Рачёва одеты в костюмы людей, ходят, сидят, улыбаются, поют и даже плачут, как ….люди.
8 слайд: Как понятно художник изображал характеры зверей. Посмотрите, какая здесь красавица, модница лиса в синем сарафане, с красными бусами. С каким озорством она смотрит на Колобка и облизывается… Рядом совсем другая лисица. Она злая, вскочила на печку, ругается, кричит, зайца из дому выгоняет.
9 слайд: А какой бывает волк? Давайте рассмотрим. В сказке «Лиса и волк» он неуверенный, слабый, бесхарактерный, глуповатый… А в сказке «Козлята и волк» он злой, жестокий, хитрый…
10 слайд: Зато заяц у художника всегда выходил трусливым, слабым, беспомощным. А петух,наоборот: крепким, смелым, громким, справедливым.
11 слайд: Медведя художник показывал одиноким, ленивым, спокойным…
12, 13,14 слайд: Ребята, попробуйте догадаться какую иллюстрацию нарисовал Евгений Михайлович Рачёв?
15 слайд: А эта иллюстрация к сказке «Заяц Хваста». Какой заяц на картинке? (рассуждение)
Физкультминутка:
Жили-были зайчики на лесной опушке
Жили-были зайчики в серенькой избушке.
Мыли ушки, мыли лапки,
В гости собирались, надевали тапки.
Сюрпризный момент.
Стук в дверь. Входит «художник» (помощник воспитателя):
-Здравствуйте, я — художник, вот мой карандаш, моя кисть.Я пришел к вам с просьбой: помогите мне пожалуйста проиллюстрировать книжку «Заяц–Хваста».
Я приглашаю вас в свою художественную мастерскую. Каждый из вас станет художником.
Дети соглашаются и рассаживаются за столы,выбирают материал для рисования:
краски, карандаши, фломастеры.
По окончании работы иллюстрации собираются в книжку и отдаются художнику.
Биография
Родился в Томске. Детство провёл в Сибири в семье деда. После окончания гражданской войны, пробрался сквозь всю страну на юг в Новороссийск. Работал в порту грузчиком.
В 1928 году с отличием окончил Кубанский художественно-педагогический техникум, затем недолго учился в Киеве в художественном институте, с 1930 года начал сотрудничать в различных издательствах в качестве художника-иллюстратора. Его книжные иллюстрации были замечены, и Е. Рачёв был приглашен на работу в Москву в созданном в 1932 году первом государственном издательстве книг для детей — Детгиз.
Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 до 1945 года. Войну начал в ополчении под Москвой. В 1945 был командирован из армии для праздничного оформления Москвы вместе с другими художниками.
В 1960-х годах, после создания издательства «Детский мир» (с 1963 года — «Малыш»), стал главным художником и почти 20 лет проработал в нём.
Умер 2 июля 1997 года. Похоронен на Калитниковском кладбище в Москве.
Творчество
Ведущая тема творчества Е. Рачёва — иллюстрации русских, украинских, башкирских, белорусских, болгарских, северных народных сказок, басен, сказок классиков русской и мировой литературы. Кроме того, автор иллюстраций многих сборников рассказов и сказок о природе и животных, авторами которых были В. В. Бианки, М. М. Пришвин, П. Н. Барто, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. М. Гаршин, О. Д. Иваненко и другие.
Среди иллюстрированных им книг басен и сатирических сказок, написанные И. А. Крыловым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Л. Н. Толстым, Р. Помбо, И. Я. Франко, С. В. Михалковым, М. А. Булатовым.
Из всего многообразия сказочных сюжетов и басен выбирал те, которые были ближе ему как художнику-анималисту, в которых главными, а иногда единственными героями выступают животные.
Стремясь к психологической выразительности и социальной заострённости образов, художник использовал тонко подмеченные им природные качества, повадки и привычки животных, вводил в свои иллюстрации костюм, обстановку, предметы обихода.