Книги о великой отечественной войне 1941
Содержание:
- Сергей Сергеевич Орлов
- Что очень важно и значимо: для писателя в центре — это Человек на войне
- Участник боёв под Сталинградом
- Кировская железная дорога
- Лучшие военные книги онлайн
- Почему роман так называется?
- Список популярных книг
- Заметки на полях
- Битва под Москвой
- Сочинение Великая отечественная война в произведениях писателей 20 века (Быков, Шолохов, Твардовский)
- Публицистика
- В чём состоит значение эпохи, в которой они жили?
- Поэзия
- Военный путь
- Авторы Гайдпарка
- Юлия Владимировна Друнина
- Как писатель характеризует своё поколение?
- Художественные особенности
Сергей Сергеевич Орлов
Известный поэт родился в Вологодской области, в селе Мегра. Стремление заниматься литературой появилось к него в детстве, он начал писать стихи. О молодом таланте одобрительно отзывался Корней Чуковский.
После начала Великой Отечественной войны отправляется на фронт добровольцем. Потом учится в танковом училище в Челябинске. В бою с немцами в 1944 году Орлов чуть не погиб. Он горел в танке заживо, но успел спастись. В итоге всю жизнь ему пришлось маскировать на лице следы от ожогов.
Получил Орден Октябрьской революции, орден трудового Красного знамени, медаль за оборону Ленинграда. Самые известные сборники стихов – это «Фронт» и «Третья скорость», «Лирика», «Страница». Сергей Орлов – автор знаменитых строк «Его зарыли в шар земной…»
Его зарыли в шар земной,А был он лишь солдат,Всего, друзья, солдат простой,Без званий и наград.Ему как мавзолей земля -На миллион веков,И Млечные Пути пылятВокруг него с боков.На рыжих скатах тучи спят,Метелицы метут,Грома тяжелые гремят,Ветра разбег берут.Давным-давно окончен бой…Руками всех друзейПоложен парень в шар земной,Как будто в мавзолей…
Внук поэта и сейчас живет в Москве, он депутат Московской городской думы. В городе Белозерске есть музей поэта Орлова. Этот музей открыт для всех посетителей, любителей русской истории и почитателей литературы.
Что очень важно и значимо: для писателя в центре — это Человек на войне
За профессионально армейскими, военными заботами — дисциплины, боевой подготовки, тактики боя, которыми поглощен Момыш-Улы, для писателя встают проблемы нравственные, общечеловеческие, до предела обостренные обстоятельствами войны, постоянно ставящими человека на грань между жизнью и смертью: страха и мужества, самоотверженности и эгоизма, верности и предательства.
Основная мысль, которую А.Бек ставит в этом произведении, это: воспитание военного духа солдат и поведение человека на войне.
Мир хочет знать, кто мы такие. Восток и Запад спрашивают: кто ты такой, советский человек? Именно на этот вопрос писателю и хотелось ответить повестью «Волоколамское шоссе», показать, что для советского народа значит Родина и показать, как он защищал свою столицу, плечом к плечу — люди разных национальностей.
Участник боёв под Сталинградом
Родился в г.Орске Оренбургской области, первые годы жизни прошли на Южном Урале, в Средней Азии (отец работал следователем, поэтому и семья переезжала по месту его назначения). В 1931 году переехали в Москву.
В 1941 году вместе с тысячами своих сверстников участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом учился в пехотном училище в городе Актюбинске, а затем оказался под Сталинградом и стал командиром минометного расчета. В боях был контужен, получил обморожение и лёгкое ранение в спину. Потом участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева, дошёл до Польши и Чехословакии.
По окончании войны демобилизовался из армии и вернулся в Москву, поступил на шоферские курсы, но уже всерьёз задумывался о высшем образовании и решил идти в институт. Сначала поступил на подготовительное отделение авиационно-технологического института, но вскоре понял, что влечёт совсем другое, и поступил в Литературный институт им. М. Горького (окончил в 1951 году). В Литературном институте мне повезло: попал в творческий семинар, которым руководил Константин Паустовский, который, по словам, писателя, сделал для него чрезвычайно много: он привил любовь к великому таинству искусства и слова, внушил, что главное в литературе — сказать своё.
Роман «Горячий снег», опубликованный в 1969 году, рассказывает о героической защите Сталинграда. Писателю удалось столь правдиво и документально рассказать о боях на подступах к Сталинграду, показать, в чём сила русского духа и советского народа.
Ю.Бондарев никогда не приукрашивает, не героизирует войну, он показываю её именно такой, какой она и была на самом деле. События романа «Горячий снег» разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий выдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести её из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и может даже сроки окончания самой войны.
Главные герои повести — это «маленькие великие люди». Майор Бульбанюк, капитан Ермаков, старший лейтенант Орлов, лейтенант Кондратьев, сержант Кравчук, рядовой Скляр никогда не произносят громких слов, никогда не принимают героических поз и не стремятся попасть на скрижали Истории. Они просто делают своё дело — защищают Родину. Герои проходят через целый ряд испытаний, в том числе и через главное испытание — испытание боем. И именно в бою, на грани жизни и смерти, раскрывается истинная сущность каждого человека.
Кировская железная дорога
Дорога имела важное стратегическое значение: пролегая с севера на юг вдоль линии самого протяженного Карельского фронта, Кировская магистраль связывала Красную армию с тылом. С первых дней войны вражеская авиация прилагала особые усилия, чтобы воспрепятствовать движению по Кировской железной дороге, наносила бомбовые удары по железнодорожным станциям, дамбам, мостам, поездам, по полотну
Как писал И. Г. Иноземцев в книге «Крылатые защитники Севера», «Наиболее ожесточённые и систематические нападения на объекты Кировской железной дороги совершались в декабре 1942 года и в первой половине 1943 года. Особенно активно действовала неприятельская авиация на участке дороги от станции Кандалакша до станции Лоухи протяженностью 164 км. На этом направлении противник имел аэродром, от которого до Кировской железной дороги было всего 75 км, то есть 10 минут полёта».
Лучшие военные книги онлайн
Чтобы выбрать роман про войну, который вам понравится, читайте описания к книгам. Но в нашей библиотеке – тысячи изданий, поэтому мы подобрали для вас самые интересные.
Рекомендуем обратить внимание на роман Петра Илюшкина «Охота за лазером Третьего рейха». Книга соединяет в себе историческую прозу и фантастику
Ни для кого не секрет, что Вторая мировая война стала настоящим плацдармом для испытания самого немыслимого оружия, до которого додумались ученые воюющих стран. Германия, по разным источникам, планировала разработать и внедрить в использование против солдат СССР лазеры. Главным героям романа предстоит выяснить, где хранятся документы по разработке смертельного лазера и не допустить его использование, которое может уничтожить не только страну Советов, но и весь мир.
Если вы любите не только русские, но и зарубежные книги про войну онлайн, рекомендуем роман «Зима мира» Кена Фоллета. Признанный классик военной прозы посвятил очередной бестселлер периоду подготовки ко Второй мировой войне. Среди его главных героев – как простые рабочие, так и ученые. Им приходится принимать участие в подготовке оружия и кадров к неизбежной войне. Но, вместе с тем, они остаются простыми людьми со своими радостями и сложностями…
Роман Чарльза Эллингворта «Тихая ночь» понравится тем, кто любит романтические сюжеты в военной прозе онлайн. Читать бесплатно «Тихая ночь» Эллингворта вы можете прямо у нас на сайте. Главная героиня книги – Мими, которая ждет мужа из фронта домой. Но однажды все связи с любимым обрываются, а последнее письмо пришло уже слишком давно, чтобы даже влюбленная женщина могла хранить надежду. Теперь у Мими появляются отношения с военнопленным французом, Жеромом. Но его тоже ждет дома жена. Так ли все просто в их отношениях? Сумеют ли главные герои найти правильный путь к счастью?
На нашем сайте вы найдете как военные мемуары, так и романы в разных стилях – от детективов до любовных драм и исторических триллеров. Выбрав книгу себе по вкусу, читайте военную прозу без регистрации бесплатно. В нашей библиотеке вы найдете лучшие книги онлайн.
Читать книги жанра Военные. Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие.
Почему роман так называется?
Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших её сил. Умирают герои «Горячего снега» — санинструктор батареи Зоя Елагина, застенчивый ездовой Сергуненков, член Военного совета Веснин, гибнет Касымов и многие другие… И во всех этих смертях виновата война.
В романе выражено понимание смерти — как нарушение высшей справедливости и гармонии.
Ю.Бондарев написал много произведений на военную тематику, значительное место в его творческой биографии занимают работы в кино — созданы киносценарии по многим собственным произведениям «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Тишина», «Берег», сценарий киноэпопеи «Освобождение» (1970 — 1972 годы). Какова основная красная нить произведений писателя?
Вот что говорит Ю.Бондарев:
Мне хотелось бы, чтобы мои читатели узнали в моих книгах не только о нашей действительности, о современном мире, но и о самих себе. Это главное, когда человек узнаёт в книге нечто ему родное, то, через что он проходил, или то, через что он хочет пройти.
У меня есть письма от читателей. Молодые люди сообщают: после моих книг они стали военными, офицерами, выбрали себе этот жизненный путь. Это очень дорого, когда книга воздействует на психологию, значит, её герои вошли в нашу жизнь. Война — это ой-ё-ёй, это не колесико по асфальту катать! Но кто-то же всё равно захотел подражать моим героям. Это мне очень дорого и не имеет отношения к нехорошему чувству самодовольства. Это — другое. Значит, ты недаром работал! Ты недаром воевал, бился в совершенно нечеловеческих условиях, недаром прошёл через этот огонь, остался жив… Я заплатил войне легкой данью — тремя ранениями. Но другие-то заплатили жизнью! Будем же помнить об этом. Всегда.
Список популярных книг
О крушении простого человеческого счастья в военных реалиях расскажут книги:
- «Просто любовь» В. Василевской,
- «Это было в Ленинграде» А. Чаковского,
- «Третья палата» Леонидова.
- «А зори здесь тихие» Б. Васильева
- «Судьба человека» М. Шолохова
Книги о героических подвигах в условиях самых кровопролитных сражений в период ВОВ:
- «В окопах Сталинграда» В. Некрасова,
- «Москва. Ноябрь 1941 года» Лидина,
- «Июль – Декабрь» Симонова,
- «Брестская крепость» С. Смирнова,
- «Они сражались за родину» М. Шолохова
Советская литература о предательстве:
- «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева
- «Сотников» В. Быкова
- «Знак беды» В. Быкова
- «Живи и помни» В. Распутина
Книги, посвященные блокаде Ленинграда:
- «Блокадная книга» А. Адамовича, Д. Гранина
- «Дорога жизни» Н. Ходзы
- «Балтийское небо» Н. Чуковского
О детях, участвующих в войне:
- Молодая гвардия – Александр Фадеев
- Завтра была война – Борис Васильев
- До свиданья мальчики – Борис Балтер
- Мальчики с бантиками – Валентин Пикуль
О женщинах, участвующих в войне:
- У войны не женское лицо – Светлана Алексеевич
- Мадонна с пайковым хлебом – Мария Глушко
- Партизанка Лара – Надежда Надеждина
- Девичья команда – П. Заводчиков, Ф. Самойлов
Альтернативный взгляд на военное руководство:
- Жизнь и судьба – Василий Гроссман
- Штрафбат – Эдуард Володарский
- На войне как на войне – Виктор Курочкин
Заметки на полях
Победа Советского Союза никак не даёт покоя либералам-западникам. Так, в «Комсомольской правде» 7 июля 2014 года под общим заголовком «Тайны государственного архива» было опубликовано интервью с директором этого архива доктором исторических наук Сергеем Мироненко, который, отвечая на вопросы корреспондента, бессовестно осмеял подвиг двадцати восьми героев-панфиловцев – защитников столицы, назвав его мифом, утверждая, «что не было никаких героически павших героев-панфиловцев». Подвиг панфиловцев, по Мироненко, это «исторические придумки советской власти», и этим «несуществующим идолам» не стоит поклоняться.
3 августа того же года атака Мироненко на память панфиловцев продолжилась с новой силой. Теперь уже в интервью такой «дружественной» России радиостанции, как Радио «Свобода». В этом интервью глава ГА РФ пафосно снова назвал подвиг панфиловцев фантастикой «придуманной в угоду правителям».
А вот тут возникает вопрос: зачем в нынешнее, весьма тревожное время, когда над Россией сгущаются тучи и угроза глобального военного противостояния кажется весьма вероятной, зачем в это время господину Мироненко понадобилось сокрушать в душах наших людей всеобщую святыню, великий подвиг во имя Родины?
Отрицанием подвига героев-панфиловцев нас хотят убедить: не тешьте себя надеждой: вы не великий народ, подвиги ваших отцов, дедов, прадедов — даже не миф, фальсификация. В заключение одна весьма характерная фраза господина Мироненко в интервью Радио «Свобода». Но она не о панфиловцах. «Хранитель народной памяти» рассуждает об одной из самых презренных фигур в русской истории: о генерале Власове.
Власов, — рассуждает Мироненко, — ненавидел советскую власть, считал, что колхозы — это ужас, Сталин — это ужас. Он пошёл по своему пути.
То есть, подвиг панфиловцев — это фальсификация, а действия Власова — не предательство, а «свой путь»?..
Ну что ж, у каждого свои герои и свой путь: у одних — это путь панфиловцев, отдавших свою жизнь за Родину на разъезде Дубосеково, у других — предателя Власова, закончившего на виселице в Лефортово.
16 марта 2016 года «господин» Мироненко уволен с должности.
Битва под Москвой
План блицкрига предполагал, что Москва будет взята за первые 10—12 недель войны, однако за эти сроки немецким войскам даже не удалось подойти к столице СССР. Тем не менее, к началу сентября для Верховного командования это направление по-прежнему оставалось приоритетным. Битва под Москвой длилась почти полгода, с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Обычно она делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941 года) и наступательный, который, в свою очередь, также состоит из двух этапов: контрнаступление (5 декабря 1941 года — 7 января 1942 года) и наступление советских войск (7 января — 30 марта 1942 года). На Западе известна как «Операция Тайфун».
На оборонительном этапе сражения было проведено множество отдельных операций, включая: Орловско-Брянскую, Вяземскую, Калининскую и другие. После этого 5 декабря 1941 года Красная армия перешла в контрнаступление по всему фронту под Москвой, проведя при этом ряд успешных фронтовых наступательных операций, и отбросила врага на 150—300 километров от столицы. Это было крупнейшее поражение вермахта в первые месяцы войны и, по словам маршала Жукова, «наша первая стратегическая победа».
О Битве под Москвой также можно прочитать в книгах:
К. Симонов «Живые и мёртвые»
И. Стаднюк «Меч над Москвой», «Москва, 41-й»
Вяч. Кондратьев «Встречи на Сретенке», «Отпуск по ранению»
Ю. Бондарев «Выбор»
Г. Бакланов «Июль 41-го года»
И. Эренбург «Летопись мужества»
и стихотворениях:
А. Сурков «Землянка»
М. Лиснянский «Моя Москва»
К. Симонов «Жди меня»
Сочинение Великая отечественная война в произведениях писателей 20 века (Быков, Шолохов, Твардовский)
Годы войны с 1941 по 1945 стали, ужасными, страшными и не забываемыми по сей день. Ведь такое событие невозможно забыть, это событие останется в памяти не у одного поколении. Про события Великой Отечественной Войны можно найти огромное количество литературных произведений, так же множество стихов и прозы. В те годы литераторы внесли незабываемую лепту в литературу. Поэты старались рассказать народу в своих произведениях обо всех ужасах войны. Так же некоторым из всех известных по сегодняшний день литераторов приходилось принимать личное участие в боевых действиях на фронтовых участках, по освобождению родины от фашистов.
В 21 веке до сих пор помнят известных литераторов того времени. Таких, как Толстой, Василий Быков, Константин Симонов, Шолохов, Теркин, Фадеев, Андрей Платонов, безусловно, их творчество было связано с событиями Великой Отечественной Войны. Среди всех известных и незабываемых имен можно выделить некоторых. Например, Василий Быков, он в своих произведениях не писал про кровопролитные годы, он старался делать акцент на поведении и характере персонажа в экстраординарной ситуации. Так же не делал определенных оценок своим персонажам, таким образом, давая возможность читателю рассуждать о его творчестве и делать свои выводы. Примером к этому стало его известное произведение «Сотников».
Однозначно не возможно оставить без внимания стихи про боевые действия, про отважных солдат, про долгожданную победу, про слезы матерей Константина Симонова. Его стихи помогали в то тяжелое время бойцам на передовом фронте. Вдохновляя их на победу и убеждая их в отваге и мужестве. В наше время его произведения считаются шедеврами военного времени. А стихи известными такие как, например стихотворение «Жди меня» до сих пор помнят наизусть многие люди. И со слезами на глазах рассказывают.
Не забываемым остается также и творчество Теркина, в своих произведениях он писал про отважные подвиги красноармейцев, простых и смелых парней, которые вступили на защиту своей отчизны.
Несмотря на то, что от окончания Великой Отечественной Войны прошло очень много лет. Эти тяжелые времена для всего народа остаются, в памяти и по сей день. Все произведения знаменитых и всеми любимых литераторов не потеряли актуальность и уже в наступившем 21 веке. Так как в них заключается сила нашего народа, с помощью которой они смогли в то время победить фашистов. Безусловно, память о том времени сплотил многонациональный народ России, оставляя возможность смотреть позитивно в будущее. И прилагать все усилия, для того чтобы это страшное мировое событие больше не повторилось.
Ведь при одном произношении слов «Великая Отечественная война» сразу перед глазами вырисовывается бой и сражение за родину. Не смотрю на то, что прошло, много лет боль в душе осталась, у многих кто потерял своих близких и родных. Кто родился во время войны. Поэтому и читаются литературные произведения, смотрятся исторические фильмы, про подвиги наших бабушек и дедушек. А самое главное и долгожданная всеми событие это стала победа. Ведь день победы считается легендарным днем, это гордость за всех людей которые смогли, обеспечить, защиту не опасаясь за свою жизнь. А смело, отважные солдаты пошли на защиту своих жен, матерей и детей.
Публицистика
Выдающиеся публицисты военного времени: А. Толстой («Что мы защищаем», «Москве угрожает враг», «Родина»), М. Шолохов («На Дону», «Казаки», рассказ-очерк «Наука ненависти»), И. Эренбург («Выстоять!»), Л. Леонов («Слава России», «Размышления у Киева», «Ярость»). Все это статьи, опубликованные в тех газетах, которые солдаты получали в окопах фронта и читали перед боем. Изможденные непосильным трудом люди жадно сверлили усталыми глазами эти же строки. Публицистика тех лет имеет огромную литературную, художественную и историческую ценность. Например, статьи Бориса Васильева, призывающие к установлению приоритета национальной культуры над политикой (пример чему подал сам Васильев, выйдя в 1989 из КПСС, в которой состоял с 1952, а с начала 1990-х отойдя и от участия в «перестроечных» политических акциях). Его журналистские материалы о войне отличаются здравой оценкой и максимально возможной объективностью.
Основные публицистические жанры военного времени:
- статьи
- очерки
- фельетоны
- воззвания
- письма
- листовки
Самые известные публицисты:
- Алексей Толстой
- Михаил Шолохов
- Всеволод Вишневский
- Николай Тихонов
- Илья Эренбург
- Мариетта Шагинян
Самое главное оружие публицистики тех лет – факты насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию, ведь только в ней заключалось спасение. Никакие сделки с врагом не могли гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными, которые практиковали солдаты Третьего рейха.
В чём состоит значение эпохи, в которой они жили?
В нынешнем нашем обществе угнетенные американскими «ценностями» человеки погрузились в гороскопы, в детективную беллетристику, в страшилки, в «культурную» пошлятину, в сектантство, наслаждаются зрелищами насилий, показательного секса, гейпарадов, тысячных толп нудистов, конкурсов обжор и злобно, оскорбительно насмехаются над человеколюбивым советским прошлым, козыряя призрачными «свободой слова» и «независимостью».
А ведь то была эпоха, в которой высокое жизненное дело с необыкновенной силой увлекало людей, вызывало чувство взволнованности, окрыляло. Этому способствовали все виды искусства, литература и средства массовой информации.
Этот роман о событиях в годы войны на Украине. Почему нынешняя власть пытается очернить подвиг молодогвардейцев?
В нынешние бесчестные времена на Украине творчество и имя А.Фадеева как автора этой книги стремятся предать забвению, а если возникает необходимость обратиться к событиям, связанным с романом «Молодая гвардия», то его поминают злым громким словом. Почему? За что? А всё потому, что у бурно расплодившимся в условиях «демократии» клеветников и невежд нет совести. Так и хочется крикнуть: «Украина! Одумайся!»
Поэзия
Поэзия становится голосом Родины Матери, которая взывала к сынам с плакатов. Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие. Литература периода великой отечественной войны (1941-1945) для большинства советских людей – это стихи, ведь они в формате песен облетали даже самые удаленные уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов. Кроме того, их было легче декларировать по радио, разбавляя фронтовые сводки. Их же печатали в центральной и фронтовой прессе в период Великой Отечественной войны.
По сей день любима народом песенная лирика М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Когана, Вс. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Твардовского. Проникновенное национальное чувство звучит в их стихах. У поэтов обострилось чутье, взгляд на родные широты стал сыновьим, почтительным, нежным. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях. Героический пафос проник и в интимную лирику.
Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью и декларационно-ораторской речью очень скоро распространяется на фронтах и в тылу. Расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы. Военная литература переросла стихотворения и вылилась в национальный эпос. В качестве примера можно прочитать А. Твардовского «Василий Теркин», М. Алигер «Зоя», П. Антокольского «Сын». Поэма «Василий Теркин», знакомая нам со школьных времен, выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата. Таким образом, поэзия в период ВОВ приобрела огромное значение в культурной жизни народа.
Основные жанровые группы военных стихов:
- Лирическая (ода, элегия, песня)
- Сатирическая
- Лирико-эпическая (баллады, поэмы)
Самые известные поэты военного времени:
- Николай Тихонов
- Александр Твардовский
- Алексей Сурков
- Ольга Берггольц
- Михаил Исаковский
- Константин Симонов
Военный путь
Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы».
Произведения о Великой Отечественной войне
«Красное вино победы»
«Шопен, соната номер два»
«Усвятские шлемоносцы»
Пикуль Валентин Саввич (1928 – 1990)
Военный путь
Зиму 1941-1942 года, самое страшное время блокады, Валентин Саввич с матерью прожили в Ленинграде. Эвакуироваться из осаждённого города удалось только по «Дороге жизни». Семью эвакуировали в Архангельск, отец Пикуля в это время уже воевал в рядах морской пехоты. Валентин Саввич, несмотря на юный возраст, не захотел отсиживаться в тылу. Из Архангельска юноша бежал на Соловки, в школу юнг. В 1943 году Пикуль закончил учёбу и был направлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота. Корабль сопровождал конвои, доставлявшие в Мурманск и Архангельск продукты, вооружение, технику из стран-союзников.
На корабле Пикуль пробыл до конца войны — дослужился до командира боевого поста, а затем стал штурманским электриком. К моменту капитуляции Германии Валентину было 17 лет.
Произведения о Великой Отечественной войне
«Океанский патруль»
«Реквием каравану PQ-17»
«Мальчики с бантиками»
«Барбаросса»
Военный путь
Доброволец истребительного батальона, окончил школу снайперов под Москвой. В 1942 окончил училище зенитной артиллерии в Уфе, с января 1943 командир взвода 23-й зенитно-артиллерийской дивизии. Затем литсотрудник газеты 57-й армии. После войны работал редактором Воениздата, оставаясь в рядах Советской Армии. Уволен из армии в 1950 году в звании майора.
Произведения о Великой Отечественной войне
«Брестская крепость»
«Рассказы о неизвестных героях»
Послесловие
Мы рассказали о некоторых писателях-фронтовиках, назвали их произведения, повествующие о тех страшных, выпавших на нашу страну, испытаниях.
Да, слова писателей на войне и о войне трудно переоценить. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.
Составитель: В. Сучкова, гл. библиограф ЦБ
Авторы Гайдпарка
-
Борис Ихлов
Последствия бегства США и Афганистана
Читать полностью
-
Светлана Никитина
Активисты СС теперь — цензура в России? Мракобесие рулит вопреки конституции
Читать полностью
-
Александр Рохмистров
Запад теперь точно не признает итоги выборов! У Путина на часах, стояла другая дата
Читать полностью
-
Дмитрий Сидоров
Честность регионов РФ на выборах по оценке экспертов
Читать полностью
-
Александр Головенко
Теперь-то я точно не буду колоться жижей от Гинцбурга
Читать полностью
-
Игорь Авдеев
Против
Читать полностью
-
Сергей Слизников
Демократия и Россия – два несовместимых понятия
Читать полностью
-
Александр Ларин
Подходящая пара: он старенький, а она страшненькая
Читать полностью
-
WikiLeaks
В Белоруссии отмечается новый государственный праздник
Читать полностью
-
Наталия Хроникер
Признание Соловьева
Читать полностью
-
ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ СЖЕ
О чём молчал Марк Твен
Читать полностью
-
Александр Попов
Новые города будут строить не только в Сибири, но и в Крыму
Читать полностью
Юлия Владимировна Друнина
Поэтесса родилась 10 мая 1924 года. Ее отец был учителем истории, а мать – работала в библиотеке. С самого детства Юлия решила, что станет литератором. Ее стихотворение «Мы вместе за партой сидели…» было напечатано в газете.
С началом войны Юлия Друнина отправилась на фронт добровольцем. Летом 1941 года находилась на строительстве оборонительных сооружений возле Можайска. Но ее отряд потерялся, и им пришлось выходить из окружения около двух недель по тылам противника. Это страшное событие стало основной для одного из самых известных ее стихотворений.
Когда, забыв присягу, повернулиВ бою два автоматчика назад,Догнали их две маленькие пули -Всегда стрелял без промаха комбат.Упали парни, ткнувшись в землю грудью,А он, шатаясь, побежал вперёд.За этих двух его лишь тот осудит,Кто никогда не шёл на пулемёт.Потом в землянке полкового штаба,Бумаги молча взяв у старшины,Писал комбат двум бедным русским бабам,Что… смертью храбрых пали их сыны.И сотни раз письмо читала людямВ глухой деревне плачущая мать.За эту ложь комбата кто осудит?Никто его не смеет осуждать!
В 1942 году она уезжает в Хабаровск, где становится курсантом Школы младших авиационных специалистов. Потом ее отправляют в санитарное управление, на Второй белорусский фронт. Получила ранение, была отправлена в госпиталь. После этого, несмотря на присвоенную инвалидность, воевала в Псковской области, затем Прибалтике. Была награждена орденом Красной звезды и медалью за отвагу.
После войны Юлия училась в Литературном институте, в 1947 году ее приняли в Союз писателей. Самые известные произведения Юлии Друниной – «А люблю я, как любят поэты…», «Не бывает любви несчастливой», «Мы обетам верны», «В солдатской шинели». Многие стихи поэтессы легли в основу песен известных композиторов.
Как писатель характеризует своё поколение?
Мы стали солдатами… Говорю «мы» не потому, что хочу урвать кроху вашей воинской славы, знакомые и незнакомые ровесники мои. Вы спасали меня, когда я метался в Смоленском и Ярцевском окружениях летом сорок первого, воевали за меня, когда я скитался по полковым школам, маршевым ротам и формировкам, дали мне возможность учиться в бронетанковой академии, когда ещё не был освобожден Смоленск… Война… во мне, часть моего существа, обугленный листок биографии. И ещё — особый долг за то, что в целых и невредимых оставили именно меня.
Да, мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших её дорогами, бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле.
Художественные особенности
Для всех литературных произведений военных лет характерна патетика. Героический пафос и национальная гордость стали неизменными атрибутами любой книги. В первые же дни наступления нацистов писатели, поэты, публицисты и все творческие люди почувствовали себя мобилизованными на информационный фронт. Этот призыв сопровождался вполне реальными боями, ранениями и смертями, от которых советскую интеллигенцию не уберегла ни одна женевская конвенция. Из двух тысяч авторов, отправившихся на передовую, не вернулись 400. Травм, болезней и горя, разумеется, никто не считал. Вот поэтому каждому стихотворению, каждому рассказу, каждой статье присущи бьющая через край эмоциональность, драматизм, накал слога и слова и сердечность друга, переживающего то же, что и ты.