Посадка ту-124 на неву

Причины аварийной посадки Ту-124 на Неву 21 августа 1963 года

Утром 21 августа 1963 года советский самолёт Ту-124 с 45-ю пассажирами на борту вылетел из таллинского аэропорта во «Внуково». Кроме пассажиров, на лайнере находились 6 членов экипажа во главе с командиром Виктором Мостовым и вторым пилотом Василием Чеченевым.

Совершив взлёт, экипаж обратил внимание, что одна стойка шасси оказалась заклинена. Причиной тому стала потеря шарового болта при разбеге на полосе

Совершить посадку в эстонской столице не представлялось возможным из-за плохой видимости, поэтому Ту-124 был направлен в ленинградский аэропорт «Пулково» для аварийной посадки на грунтовую полосу. Там самолёт уже ожидала пожарная служба и скорая помощь.

Инструкция предусматривает посадку самолёта без шасси на специальную вспаханную полосу, либо на обычную полосу, но залитую большим количеством пожарной пены. Это поможет погасить искры, вылетающие из-под металлического корпуса.

Прежде чем совершать посадку такого типа, экипаж обязан сжечь максимальное количество топлива. В 11:00 по местному времени Ту-124 начал кружиться над Ленинградом, сжигая горючее.

Спустя час, когда экипаж собирался отправиться в «Пулково», отказал один из двигателей лайнера. Диспетчер разрешил сократить путь через город. Спустя некоторое время отказал другой двигатель и самолёт начал терять высоту прямо над Исакиевским собором Ленинграда.

Писатель Юрий Туйск был очевидцем посадки Ту-124 на Неву 21 августа 1963 года

Советский писатель Юрий Туйск в тот день находился в своей ленинградской квартире. Услышав нарастающий шум винтов, а позже увидев падающий самолёт, Юрий срочно выбежал на улицу.

Вместе с толпой зевак писатель направился к Неве, где застал момент буксировки самолёта к берегу. Вернувшись домой за фотоаппаратом, Юрий Туйск запечатлел исторический момент.

Через несколько минут после аварийной посадки самолёта у берега были выставлены отряды милиции, которые не давали производить фотосъёмку и уничтожали плёнки. Однако Туйску удалось спасти свои снимки, которые были опубликованы лишь в 1996 году.

В 2018 году Юрий Туйск издал книгу «Как авиалайнер сел на Неву», посвящённую событиям 21 августа 1963 года. В ней рассказывается о дальнейшей судьбе членов экипажа, которых обвиняли в разгильдяйстве. Лишь благодаря иностранной шумихе, на эту ситуацию взглянули по-другому. Мостовой умер в Израиле в 1997 году, а Чеченева не стало в 2002.

В 2009 году случился ещё один случай аварийной посадки самолёта на реку. Экипаж посадил А320 на реку Гудзон в Нью-Йорке. Об этом был снят фильм «Чудо на Гудзоне». Юрий Туйск надеется, что подвиг советских лётчиков тоже выйдет из тени.

Невероятно, но ФАКТ! Аварийные посадки самолетов

Невероятно, но ФАКТ! Аварийные посадки самолетов

Средства массовой информации часто трубят о вынужденных и аварийных посадках самолетов, вызванных внештатными ситуациями на борту. Такие случаи встречаются во всем мире, от Северного до Южного полюса, от них не застрахован никто и ничто. Так какие же причины вынуждают экипаж самолета принять решение об аварийной посадке? Какие экстренные ситуации могут возникнуть в воздухе, и не последует ли продолжения чрезвычайного происшествия уже на земле? Бесценный опыт и мастерство пилота, контроль над ситуацией и спокойствие, как членов экипажа, так и пассажиров – вот те «человеческие факторы», которые являются важнейшими в случае возникновения внештатной ситуации на борту самолета.

Итак, представляем вашему вниманию самые неимоверные случаи аварийных посадок самолётов в условиях чрезвычайно сложных обстоятельств, которые, тем не менее, заканчивались благополучно!

Статистика – вещь упрямая

На самом деле, не так уж и редки случаи, когда на борту самолетов возникают различные внештатные ситуации, и как утверждает статистика, особенно часто это происходит при приземлении и посадке. Тем не менее, устройство современных авиалайнеров предусматривает все возможные проблемы, и оснащаются целым рядом систем защиты благодаря которым, при возникновении внештатной или аварийной ситуации, всегда есть возможность благополучно (без жертв!) посадить самолет.

Всего эксперты называют несколько видов посадок. Первая из них – штатная посадка, когда условия для посадки и работа оборудования соответствует нормам. Следующий вид посадки – внештатная или вынужденная посадка, происходящая с отклонением от норм, к примеру, при недостаточно квалифицированном экипаже, когда система обеспечения полета не работает в полном объеме, или при неблагоприятных погодных условиях. И, наконец, последний вид посадки – аварийная посадка. Аварийной считается посадка самолета терпящего бедствие, или когда имеет место реальная угроза экипажу и пассажирам. Также аварийной является посадка, происходящая при недостатке топлива или при плохих погодных условиях.

Приводнение на Гудзоне

В Нью-Йорке, в январе 2009 года пассажирский авиалайнер US Airwais – Airbus A320, следовавший рейсом 1549 из Нью-Йорка в Шарлотту со 150 пассажирами на борту, из-за проблем с двигателем был вынужден совершить аварийную посадку в реку Гудзон.

Как выяснилось, всего через несколько секунд после вылета из аэропорта, авиалайнер столкнулся со стаей птиц, затем последовала серия хлопков в левом двигателе, после чего в нём вспыхнуло пламя, и самолет стал терять высоту. 57-летний командир корабля Чесли Салленбергер моментально принял решение об аварийной посадке. Но, так как самолет был не в состоянии дотянуть ни до одного из ближайших аэропортов, экипаж направил его на реку Гудзон, и предупредил пассажиров о скором приводнении.

Благодаря тому, что лайнер не успел развить большую скорость и подняться высоко в воздух, удалось предотвратить разрушения фюзеляжа в момент касания с поверхностью воды. Таким образом, при приводнении самолет лишился лишь одного двигателя. После приземления самолета на воду, пассажиры выбрались на крылья самолета, откуда их сразу сняли спасатели срочно прибывших к месту катеров и находившихся рядом речных трамваев, которые и доставили их на берег.

Благодаря опыту и мастерству командира экипажа, из 150 пассажиров и 5 членов экипажа никто не погиб, лишь несколько человек получили травмы и переохладились, так как в Нью-Йорке в этот день температура воздуха составляла -6°С, а температура воды, в которой пассажирам пришлось стоять по колено, в ожидании спасателей, не превышала +2°С. Спустя несколько минут после завершения операции по спасению пострадавших, самолет ушёл под воду.

Причины происшествия

Ту-124 – это новый самолет, проектирование и испытания проходили в сжатые сроки, и поэтому имеется много маленьких недоработок. Вот одна такая мелкая деталь и сыграла роковую шутку. Оказывается, когда самолет взлетал, у него отвалился из переднего шасси болт, его потом нашли на взлетно-посадочной полосе.

Вот, кажется совсем маленькая деталь, но, как оказалось, играет важную роль в судьбе воздушного судна. Без него шасси не смогло принять правильное положение и его заклинило. При таких неисправностях самолет при посадке, скорее всего, перевернулся бы. Так что единственный способ — приводнение, притом удачное, спасло много жизней.

Вторая причина, которая могла привести к трагедии, это неисправность топливомера, который выдавал неправильные данные об имеющемся количестве горючего. Такой дефект часто встречался в самолетах того времени, и о нем прекрасно знали все пилоты, поэтому они всегда заправлялись большим количеством топлива, чем нужно. Но не в этот день. Притом что в данном случае пилоты специально наматывали круги над городом, хотели истратить больше горючего и оставить минимум для того только, чтоб долететь до аэропорта. Прибор соврал и пилоты в надежде, что топлива хватает, могли потерпеть крушение прямо в центре Ленинграда.

В мире удачных насчитывается около четырех. Экипаж, зная всю ситуацию, невероятными усилиями посадили самолет в центре Ленинграда. Авиакатастрофы избежали, никто не пострадал. Поднять самолет в воздух и посадить его — это самые опасные и трудные моменты всего полета. В кино обычно хлопают, но хлопать нужно, когда воздушное судно не только приземлилось, но и остановилось и заглушило моторы. Нередко маленькая деталь является причиной аварийной ситуации и гибелью людей.

https://youtube.com/watch?v=QCAZxM3yVH4

Не подвиг, а халатность

Пассажиры самолета лишь перепугались, от паники их спасала стюардесса Александра Михайлова. После отказа двигателя до приводнения прошло 14 секунд.

Только вот героями пилоты не стали. Наоборот — им грозила тюрьма. Даже Туполев не был на их стороне, не верил, что с его изобретением могла случиться такая непоправимая ситуация.

Фильмы тоже снимали. Работники КГБ скрыли следы, отобрали фотоаппараты у ленинградцев, которые успели что-то «щелкнуть». Но все же кадры остались, но мир их увидел, только когда Советский Союз закончил свой век.

Пассажиры и очевидцы писали петиции, просили простить летчиков. В результате Мостового и Чеченева все же простили. Награждать не стали, просто разрешили летать.

Но «Аэрофлот» все же подарил Мостовому более просторную квартиру взамен старой хрущевки. А еще — часы и грамоту капитану буксира, который тащил ТУ-124 к берегу.

И после этой ситуации воздушные коридоры стали планировать так, чтобы они не проходили над городами.

Ключевые условия

Необходимость аварийной посадки может возникнуть по всевозможным причинам. В большинстве случаев это происходит ввиду технической неисправности судна, вызвавшей отказ оборудования борта.

Метеоусловия

Как показывает статистика, удачная посадка самолёта на воду в первую очередь зависит от погодных условий. Сложные метеоусловия влекут за собой неспокойную водную поверхность. Это требует необходимого учета направления волн и их высоты. Именно от этого зависит поведение борта в момент контакта. Если правильно оценить эти критерии, сложности между посадкой на спокойную гладь или в бушующее море не обнаружится.

Самолёт в это время оказывается под колоссальными нагрузками, а малейшая ошибка экипажа станет причиной его разрушения. Грамотные действия командира судна, выбор правильного курса снижения, высоты и скорости – всё это играет немаловажную роль в спасении жизней, собственных и пассажиров.

Тип судна

В ситуации, когда самолёт падает в воду, тип судна является довольно важным нюансом. Здесь необходимо учитывать такие критерии:

  • Запас прочности фюзеляжа должен обладать существенным резервом.
  • Чем больше масса и размеры лайнера, тем выше шансы на успех.
  • Шасси самолёта обязательно должны быть сложены. В противном случае в момент контакта с поверхностью, они будут играть роль якоря, что приведёт к крену и поломке крыльев.

Сравнение гражданских самолетов

Современные пассажирские авиалайнеры обладают всем необходимым, поэтому при возникновении такой ситуации, проблем возникнуть не должно. Исключением являются случаи, когда та или иная техническая неисправность не позволяет гарантировать выполнения безопасной посадки.

Грамотные действия экипажа

Команда может контролировать поведение самолёта до первого соприкосновения с водой. После этого экипаж теряет управление, и лайнер маневрирует по инерции. Таким образом, если командир и пилот выполнили все необходимые действия и расчёты верно, риск серьёзного повреждения судна и опасности для людей минимизирован.

В процессе обучения борт экипаж подробно изучает и нарабатывает навыки, позволяющие успешно выполнить «приводнение», на тренажёре-симуляторе.

Порядок действий экипажа

Сразу после того как скорость самолёта снизилась, командир судна обязан оценить его состояние и принять решение о дальнейшей эвакуации. Аварийные люки следует использовать в зависимости от ситуации.

Пассажиры должны забраться на надувной спасательный плот

При этом нужно учитывать ряд факторов:

  1. Открывать только люки, расположенные выше уровня воды, не допуская затопления самолёта.
  2. Если присутствуют волны, пользоваться только теми, что расположены над крылом с подветренной стороны. На некоторых моделях лайнеров имеются люки, расположенные в верхней части фюзеляжа. Выбирая оптимальный вариант, следует учитывать дальнейший способ посадки людей на плоты.
  3. Длина пускового фалиня всегда позволяет стравливать привязанный плот постепенно, поэтому прежде чем сбрасывать на воду нужно их предварительно привязать. В крайнем случае, допускается держать один конец в руках. Этим должен заниматься кто-то из членов экипажа. Удерживается он до момента посадки последнего пассажира или полного заполнения. Отпускать запрещено, так как волны, течение и ветер могут унести его на расстояние, где он станет недоступным для использования.
  4. Если «сухая эвакуация» невозможна, пассажиры прыгают в воду в вертикальном положении и только после этого забираются на плот. Если времени на это нет, может понадобиться прыгать, а уже в воде надувать плавающее средство.
  5. Заполнившийся плот отвязывается от борта и прикрепляется к новому, на который происходит дальнейшая выгрузка пассажиров. После полной эвакуации с повреждённого самолёта, плавающие средства связываются между собой фалинем. Расстояние между ними должно варьироваться в диапазоне 8–12 м в спокойной воде и 15–20 м в неспокойной.
  6. Командир или лицо, заменяющее его, должен находиться на одном плоту с радистом и аварийной радиостанцией (если имеется такая возможность).
  7. Руководить другими плавучими средствами должен старший по званию член экипажа. Если на борту таковых не обнаружилось, пассажиры выбирают его из своего коллектива.

Прочность фалиня рассчитана таким образом, что если перерезать его не успели, а самолёт резко ушёл под воду, трос разорвётся.

Взлеты и посадки

Многие летали на самолетах и знают о традиции аплодировать пилоту, едва авиалайнер коснется земли. Люди, тем или иным образом связанные с авиацией и аэродинамикой, сказали бы: «Рано радуетесь!»

В действительности поднять машину в воздух и приземлить для экипажа – самые трудные и опасные моменты полета. Хлопать стоит, когда самолет не только совершил посадку, но сумел остановиться и заглушить турбины.

Иногда даже самая маленькая плохо закрепленная деталь может спровоцировать крушение воздушного судна и гибель большого числа людей. Именно это и произошло в то августовское утро в эстонском аэропорту Юлемисте.

Поломка на взлетной полосе

Еще на взлетной полосе, набирая высоту, советские летчики поняли, что переднее шасси заклинило. С такой серьезной неисправностью посадить самолет в обычном порядке не представлялось возможным. По всем правилам аэродинамики он просто-напросто опрокинулся бы, едва коснувшись земли задними колесами.

Виновником поломки стал маленький шаровой болт, выпавший из механизма, ответственного за выпуск переднего шасси. То ли это была халатность механиков аэропорта, то ли нелепая случайность, проблема в любом случае существовала.

В прессе этот момент практически не освещался, поскольку нельзя было ставить под сомнение надежность советского авиапрома. Самолеты, сделанные в СССР, априори самые лучшие в мире.

Экипаж проблемного ТУ-124 пытался устранить неполадку собственными силами, прорубив в фюзеляже брешь, но должного результата не достиг.

Дальнейшие события

Экипаж борта СССР-45021. Слева направо: бортмеханик Смирнов, штурман Царёв, бортрадист Беремин, КВС Мостовой и второй пилот Чеченев

Первоначально комиссия, расследовавшая причины аварии, возложила ответственность на экипаж, но позже обвинения с пилотов были сняты. Вдова командира Виктора Мостового в интервью газете «Известия» говорила, что он и его коллеги были представлены к наградам (Ордену Красной Звезды), но указ о награждении в итоге не был подписан.

Командир Виктор Мостовой и штурман Виктор Царёв по распоряжению руководства «Аэрофлота» получили двухкомнатные квартиры. По некоторым сведениям, Мостовой после неудачной учёбы в Академии гражданской авиации уехал в Краснодарский авиаотряд. Капитана буксира Юрия В. Поршина наградили почётной грамотой и часами.

Виктор Мостовой до 1978 года работал в 200-м авиаотряде, потом до 1988 года работал начальником смены в аэропорту Внуково, откуда ушёл на пенсию после инфаркта. В 1989 году с семьёй эмигрировал в Израиль, где умер в Кирьят-Гате в 1997 году в возрасте 64 лет. В последние годы жизни работал рабочим на фабрике.

Второй пилот Василий Чеченев после аварии был повышен до командира экипажа, а затем до КВС-инструктора. Умер в 2002 году[источник не указан 920 дней].

35 лет спустя (в 1998 году) участники приводнения Ту-124 на Неву участвовали в телепередаче «Как это было», где Василий Чеченев обмолвился, что «увлечённость» экипажа ремонтом шасси во время кружения вокруг города привела к тому, что был упущен момент, когда авиатоплива ещё хватало до аэропорта. Ещё одной причиной аварии в программе было названо несовершенство датчиков указания авиатоплива.

Как все происходило

Прошло уже какое-то время после взлета, когда экипаж корабля заметил, что передняя опора шасси не на месте, ее заклинило. В Таллине посадка была невыполнима из-за сильной туманности, а ближайший аэропорт только в Ленинграде в аэропорту Шоссейная (в настоящее время Пулково). Диспетчеры решили не отправлять самолет в Москву. Ту-124 на малой высоте полетел до Ленинграда. К приему самолета были готовы все экстренные службы аэропорта Шоссейная.

Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот», аналогичный участвовавшему в происшествии

Прибыли пожарная машина и скорая помощь, так как воздушное судно должно было приземлиться на грунтовую полосу, «на брюхо». Все дело в том, что аварийную посадку с неисправным шасси можно посадить только на специальной вспаханной, грунтовой полосе. Только так можно избежать взрыва и возгорания от искр при приземлении. Вот такая полоса была в городе — на Неве.

В 11 часов самолет подлетел к Ленинграду и кружил над городом на высоте 500 метров, чтобы истратить больше топлива. Если при приземлении вдруг случится пожар, то малое количество горючего уменьшит вероятность его при посадке. Специалисты аэропорта попросили в очередной круг пролететь прямо над аэродромом, чтобы с земли рассмотреть, а что же все-таки произошло. Так они подтвердили предположение экипажа. А такая малая высота тоже была выбрана для большей безопасности пассажиров и экипажа, да и топливо быстрее тратится. Все время полета бортмеханик пытался изо всех сил как-то извлечь, выпустить шасси при помощи шеста, через пробитое отверстие в полу кабины. Но никакие усилия не увенчались успехом.

В 12 часов 10 минут самолет совершал восьмой круг, до аэропорта 21 километр, по показаниям топливомера топлива осталось ровно столько, чтобы долететь до аэропорта, около двух с половиной тонн (по другой версии 750 литров). Вдруг левый двигатель перестал работать, топливо было, но перестало поступать. Экипажу Ту-124 поступило разрешение на перелет через город, но через небольшой промежуток времени отказал и второй двигатель, прямо над Смольным.

Так получилось, что самолет планировал на низкой высоте над центром города, под угрозой оказались все, кто там был в тот момент. Не было другого варианта, как приводнение Ту-124 на Неву. Командир доверил управлять воздушным судном второму пилоту, так как он раньше служил в морской авиации и имел опыт посадки самолета на воду.

Воздушное судно начало снижаться:

  • вот уже близко над крышами домов;
  • над Малоохтинским проспектом;
  • на высоте 90 метров Литейный мост;
  • в 40 метрах от воды миновал Большеохтинский;
  • над строящимся мостом Александра Невского (на высоте 4 метра), рабочие от испуга прыгали в воду.

С одной стороны — мост Александра Невского, с другой — железнодорожный мост, на левом берегу — Александро-Невская лавра, на правом берегу – улица Таллинская. Как раз в этом месте ширина реки приблизительно 400 метров. Перед посадкой второй пилот очень грамотно повел самолет, посадил плавно, ровно, и нос самолета не нырнул в воду, и самолет не получил сильнейший гидроудар. А командир за это короткое время поседел.

В это самое время неподалеку проходил паровой буксир, который чудом избежал столкновения, и он помог оттянуть самолет к правому берегу Невы к заводу «Северный пресс». Чтобы укрепить буксировочный трос в носовой части самолета разбили стекло. На берегу, по счастливой случайности оказались деревянные плоты. Крыло самолета положили на эти плоты, и получился неплохой переход на берег. Всех пассажиров (на борту их было 44 человека, из них двое детей) и семь членов экипажа удалось эвакуировать и отправить в Москву.

Бортпроводникам нужно аплодировать в данной ситуации, на их долю выпало успокаивать волновавшихся пассажиров, отвечать на их вопросы. Непонятно, как удалось сохранять спокойствие, зная, что все находятся на волосок от гибели. Никакой паники не было не во время полета, ни при выходе на берег, но когда очутились на суше, только тогда начали понимать, что совсем недавно они были на волосок от гибели. Экипаж воздушного судна сразу отправили на допрос в КГБ, а пассажиров в аэропорт.

Экипаж ТУ-124 б/н СССР-45021. Слева направо: борт-механик В.Смирнов, штурман В.Царёв, бортрадист И.Беремин, командир воздушного корабля В.Мостовой и второй пилот В.Чеченев

Пункт назначения – Ленинград

Сообщив о заклинившем шасси диспетчеру, пилоты получили предписание лететь в аэропорт Ленинграда и сажать самолет на аварийную полосу. По сути, она представляет собой огромное поле глубоко вспаханной земли, которая смягчит приземление.

Заправленный под завязку лайнер должен был израсходовать весь запас топлива, прежде чем совершить настолько рискованный маневр. В противном случае вероятность взрыва при посадке была слишком высока.

Экипажу ничего не оставалось, как нарезать круги над Северной столицей, сжигая керосин. Надо отдать должное стюардессам, на долю которых выпало успокаивать взволнованных пассажиров, то и дело задающих вопросы: «Почему мы не садимся?» Как им удавалось сохранять спокойствие, зная, что они находятся на волосок от смерти, одному Богу известно.

Роковая «передняя нога»

У «Чуда на Гудзоне» и «Чуда на Неве» много похожего. Рейс 21 августа 1963 года из Таллина начинался обычно, но и проблемы возникли практически сразу. Заклинило переднее шасси при взлете. Потом выяснилось, что шаровой болт остался на взлетной полосе.

Пилоты были профессионалами, и предпринимали, что могли. Сделали все, чтобы разблокировать шасси. Потом решили даже прорубить дно фюзеляжа, чтобы выпустить «переднюю ногу». Но не помогло ничего.

Дальше было хуже. В Таллине стоял туман — садится было нельзя и не было там специальной полосы, чтобы сесть «на брюхо». Диспетчеры приняли сигнал бедствия и отправили самолет садится в Ленинграде.

Только вот долететь до Пулково пилотам было не суждено. Что-то случилось с топливом — в один момент его показатель упал до нуля. А следом по очереди затихли и двигатели.

Топливо на нуле

В то время как аварийные службы готовились принять неисправный борт, случилось еще одно происшествие. Над самым центром Ленинграда у самолета заглохла сначала одна, а потом и вторая турбина.

Приборы тех лет имели большую погрешность, и летчики попросту перестарались, веря показаниям расходомера топлива. Дело принимало еще более опасный поворот.

В Пулковском аэропорту, узнав шокирующие новости, еще надеялись, что лайнер дотянет до аварийной полосы, планируя над городом. У пилотов такой уверенности не было, поскольку ТУ-124 для таких маневров слишком тяжел и неповоротлив. При отказе двигателей он резко клюнул носом и начал стремительно терять высоту. Счет шел на секунды…

Порядок действий пассажира после посадки на воду

После того как самолёт «приводнился» времени на подготовку к эвакуации очень мало. Если фюзеляж остался целым, есть около 30 минут, в противном случае – катастрофически меньше. В любом случае необходимо выполнить следующие действия:

  1. Если происшествие произошло в холодное время года, надеть тёплую одежду и обувь. Высокие каблуки желательно исключить (если есть возможность).
  2. Взять с собой или надеть спасательный жилет.
  3. По команде бортпроводников, направиться к эвакуационному выходу.

Как правильно одевать спасательный жилет

Время, за которое спасательный плот готов к эксплуатации, составляет 1 минуту летом и 3 зимой. Количество человек на 1 плавучее средство должно быть в рамках разрешенного (в зависимости от разновидности), превышение не допускается. После распределения всех пассажиров и экипажа на плотах, отойти на расстояние 50–100 м от самолёта и бросить плавучий якорь. Это снизит вероятность дрейфа и будет удерживать пострадавших в месте аварии до прибытия спасателей.

Если самолёт затонул, а спасателей ещё нет, отплывать далеко не рекомендуется. Авиалайнер оборудован маячками, передающими сигнал о своём местонахождении. Потому, рано или поздно помощь придёт именно в место посадки.

Исключением является ситуация, когда береговая линия находится в зоне видимости. В этом случае можно попытаться добраться до берега на плотах. Для этого они укомплектованы вёслами. Помогать гребцам допускается подручными предметами.

До прибытия спасателей, руководство принимает на себя командир воздушного судна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector