Декор предметов мастер-класс пасха роспись писанка скорлупа яичная

Кресение — Писанка. Метод работы с подсознанием и душой

Существуют несколько видов кресения — писанок, которые используются в разных ситуациях. Мы используем за основу те, что даёт Арина Ивановна Никитина и Александр Шевцов.

Проанализировали, доработали и добавили в помощь техники, исходя из опыта работы с людьми и учитывая возникающие у них вопросы и сложности.

По нашему опыту, писанка — один из самых эффективных методов для проработки проблем, ситуаций и эмоциональных состояний.

Писанка помогает:

Проработать и убрать негативные эмоции и переживания:

  • недопонимание, обиды, претензии, непринятие;
  • раздражение, недовольство, гнев, злость, агрессию;
  • чувство несправедливости;
  • нервозность, апатию;

1. Найти скрытые страхи и мороки, мешающие и ограничивающие восприятие и жизнь.

2. Выявить и проработать психосоматические причины заболеваний.

3. Прояснить и распутать запутанные ситуации.

4. Найти выход из казалось бы безвыходных положений.

5. Отыскать причину, почему происходит повторение похожих ситуаций, и найти выход из круга повторений.

6. Поднять на поверхность и осознать скрытые выгоды, мотивы и убеждения, ограничивающие жизнь. Переписать их на помогающие и дающие силы.

7. Расшифровывать знаки Судьбы и говорить с ангелом — хранителем.

8. Найти зверя-хранителя — тотем, научиться с ним общаться и принимать его силу.

9. Услышать и почувствовать свою Душу и Дух, научиться разговаривать с Душой, обращаться за подсказками и помощью.

10. Обращаться за помощью и подсказками к предкам, хранителям Рода, чтобы исправить какие-либо моменты в семье и роду.
Писанка — один из самых честных, искренних, правдивых и безопасных методов работы с подсознанием и душой.

Виды росписи пасхальных яиц. Разноцветные пасхальные яйца

Крашенки

Крашенки — от слова красить. Красить яйца можно по-разному.
Одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10-15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине.
Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковичной шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют луковичную шелуху и варят 15-20 минут, пока яички не приобретут нужный цвет.
А раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.

Драпанки

Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых.
Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом — ножом, шилом, ножницами, толстой иглой, канцелярским ножом. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо острым крандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет — в правой.
Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.
Рисунок на драпанке может быть любым, в отличие от писанки с её строго традиционными геометрическими рисунками. Остриём канцелярского ножа процарапываем контуры рисунка. Для создания оттенков внутри контуров прокорябываем рисунок не острием, а всей поверхностью лезвия ножа. Карандашный набросок стираем ластиком. Рисунок готов. Для блеска можно протереть яйцо ваткой с каплей масла.

Крапанки

Крапанки — от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями.
Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска.
Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета.
После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду.
Воск тает, и выходит очень забавное яйцо.
Воск можно и аккуратно соскоблить.

Писанки

Писанки — это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки — настоящие произведения народного творчества.
Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры. В каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине — в красный, черный и белый, на Полтавщине — в желтый, светло-зеленый, белый.
Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым — крестильная сорочка писанки.
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску — «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.
Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.
В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломия Ивано-Франковской области создан музей писанки.

Малеванка

Малеванка — яйцо, расписанное своим, придуманным узором.
Они не несут символического значения, могут расписываться краской (а не воском).
Название «малеванки» пришло от слова малевать, пасхальные яйца расписывают придуманными узорами, используя краски.
Художники, разрисовывая пасхальные яйца, зачастую помимо узоров рисуют сюжетные картинки, цветы, пейзажи, ландшафты.

Яйчата

Яйчата — яйца вырезаныые из дерева и камня, сделанные из фарфора и глины изготавливались на Руси еще в 13-ом веке.
Позднее яйца стали украшать бисером, кружевами, вязанием и т.д.
Самые известные в мире «Яйчата» изготавливал императорский ювелир Карл Фаберже.

· Почему мы красим яйца на Пасху? История и легенды
· Пасхальные яйца. Немного истории· Значения цветов пасхальных яиц· Символы и узоры писанок· Как самому расписать писанку· Как раскрасить малеванку· Необычные идеи окрашивания яиц· Окрашивание яиц натуральными красителями· Креативные украшения яиц на Пасху· «Как вы украшаете яички к Пасхе?» тема на форуме

Правила написания писанки на яйцах

Часть писанок-крашенок, что создавались «на задачу», не «жили» дома – их относили на место, где Бог-покровитель задачи, цели был максимально проявлен. Там яйцо с требами (чаще всего зерном, хлебом, сыром, мёдом и молоком или киселем) и оставлялось после произнесения слов-обращений к Богу и совершения обряда дарения требы. А иногда проводился целый обряд, в котором писанка становилась своеобразным манком для сил, что желали привлечь в жизнь.

Так, например, в поле или амбар уносились писанки, раскрашенные «на плодородие Земли», «хороший урожай», «от порчи зерна»; в хлев – «на здоровье и приплод скота»; к омуту (оставляли близко к воде или кидали в омут) – задобрить Водяного; на болото – Кикиморе, чтоб детей не крала; на высокие горки, а позже – на кладбища на могилы – на помин предков (такие писанки-крашенки писались только по поминальным дням в календаре); на границу леса и поля – «зайке» – от детских страхов и переполоха.

Некоторые же писанки на яйцах хранили на протяжении всего года в доме: на здоровье домочадцев, призыв дитя, женскую славутность и красоту, послушание внуков, передачу силы между поколениями и многие другие. Часть из них были «бессрочными», а часть существовала только год. Хранились в красном углу или бабьем куту – по назначению.

Бессрочные жить могли и по несколько лет, а могли «сработать» через неделю, месяц или несколько дней после написания.

Мраморный способ без зеленки

Зеленка, используемая в рецепте, по своей сути является тем же красителем. Потому ее можно заменить продающимися в магазине другими цветами. Рекомендуется заранее приобрести несколько различных оттенков.

Каждый из них, согласно инструкции, разводится в воде. В каждую посудину добавляется примерно 1 чайная ложка растительного масла. При контакте с зубочисткой или другим заостренным предметом, на поверхности останутся характерные полосы. Подготовленные заранее яйца окунаются в раствор только один раз.

При работе с этим раствором могут понадобиться защитные резиновые перчатки. Подготовленную крашенку можно украсить дополнительными материалами после застывания краски. Это может быть бисер, лента, стразы и прочие декоративные элементы.

Гуцульские писанки

На Гуцульщине пишут писанки почти в каждом селе. Но в каждом из них пишут по-своему, везде свои излюбленные орнамент и колорит. В нынешнее время сложились несколько таких центров писанкарства. Это — Космач и прилегающие к нему села: Замагоров, Яворов, Виженка и другие. По силе художественной выразительности, характеру изображения, декоративному ритму и жанровым композициям замагоровские писанки можно отнести к числу самых ярких и оригинальных произведений народного искусства Гуцулыцины.

Село Замагоров расположено в самом центре Верховинского района, среди поросших лесом холмов-великанов, темно-зеленых вблизи, постепенно голубеющих где-то вдали и почти тонущих в розовой дымке горизонта белоснежных вершин горных хребтов. Везде по склонам гор, среди изумрудно-зеленых летом и бархатно-охристых осенью полонии раскинулись деревянные гуцульские хаты, к которым, как тонкие паутинки, ведут узенькие тропки. Особенно красиво в Замагорове весной, когда пышно расцветает природа. Нежно-зеленые полонины покрываются сказочным одеянием, фиолетово-красным с желтым оттенком. И перед нами, как отражение этой картины, возникают замагоровские писанки, в которых так ярко запечатлена красота карпатского пейзажа. Писанкарством на Гуцульщине занимаются в основном женщины — здесь требуется легкость руки и точность воспроизведения рисунка. Но есть и мастера-мужчины, в совершенстве овладевшие этим сложным видом народного искусства. В селе Замагоров выделяется писанкарь Иван Алексеевич Семчук. Уроженец этого села, он сумел сохранить и передать нашему современнику традиции замагоровской писанки. Его писанки — будто застывшие поэтические пейзажи, они покоряют богатством фантазии и тонкостью композиционного чутья. На его писанке рядом с традиционными лошадками, оленями, цветочками. Основные деления поверхности писанки на орнаментальные поля у И. А. Семчука выполнены четко, почти с ювелирной точностью, и в то же время легко и непринужденно, что говорит о высоком мастерстве художника. В основном встречаются продольные деления яйца, хотя есть и поперечные, и продольнопоперечные. На плоскостях деления мастер свободно располагает сложившуюся на протяжении многих веков систему орнаментации, в которой воплотились древние традиции искусства гуцулов. Об этом свидетельствуют названия и самих писанок, и мотивов росписи. На писанках Семчука часто встречаются изображения животного мира.

М. К. Ныкорак. Писанки. 1980

В замагоровской писанке отчетливо заметна и связь с архитектурой горцев. В таких писанках, как «попружка» —- поясочек, «ланцюжок» — цепочка, «хрестата» — крестообразная, «повздовжно-скисна» — продольно-наклонная, «на висим гатун- кив» — на восемь сторон, можно заметить многочисленные геометрические мотивы: «кривульки», «зубцы», «триклинчики», «сорок клинчиков» и другие сходные с архитектурой элементы, характерные для гуцульского зодчества. Иван Алексеевич широко употребляет также мотив «сосенки»— вечнозеленого вьющегося растения, произрастающего на влажной почве. Эта тема берет начало от особого отношения наших предков к растительности, мотивы которой еще в древние времена использовались для символических изображений мифологического «небесного змея»; этот образ согласно тогдашним представлениям символизировал жизнь. Писанкарь очень любит рисовать мотив «бесконечник» — чрезвычайно оригинальный элемент в виде волнообразной полосы, который пришел к нам еще из Трипольской культуры. Есть и другие названия писанок, такие, как «чичка с фасульками» — цветочек с фасолью, «кожушок» (продольный и поперечный), «крежик» — крестик, «колысочка» — качель и другие. Многие названия происходят от имен или внешнего облика человека — «катеринка», «кучерявка», «парасочка». Самобытен и колорит замагоровской писанки, которую в наше время так ярко представляет творчество Семчука и многих мастериц Космача, продолжающих древние традиции. Желто-охристая краска в сочетании с фиолетовыми пятнами и темно-красными цветками, изумрудно-зелеными листьями на темно-коричневом фоне напоминает буйно цветущие полонины, которые раскинулись вокруг сел Замагоров и Космач. Характерно, что писанкарь изготовляет желтую краску старинным способом из коры дикой яблони и тем самым придает своей писанке приятный бархатно-золотистый оттенок. Семчук в расцвете творческих сил. У него есть ученики, которым он передает свой богатый опыт, в них он видит продолжателей своего дела, будущее народного искусства. Пишет писанку и его сын Ивась. Искусству писанки у старейших мастеров учится и молодежь Космача.

Символика орнамента писанок

Женщины, создававшие писанки, черпали вдохновение из мира природы, мастерски изображая цветы, деревья, фрукты, листья и целые растения – такие пасхальные яйца были гарантией хорошего урожая. Свое место на писанках нашли и представители фауны. И хотя мотивы с изображением животных довольно редки, зато исполняли особую функцию. Во-первых, владельца такой писанки они наделяли лучшими чертами зверей – здоровьем и силой. Во-вторых, считали, что рисунок домашней животинки способствовал ее размножению в хозяйстве.

Любимыми были изображения лошадей, символизирующих силу и выносливость, и оленей, приносящих процветание и долгую жизнь. Птицы – первые вестников весны, олицетворяли единение земного и небесного, это как бы образ души. Важным был и петух – охранник жилища и двора от огня и молнии. Такую писанку закапывали на углу дома во дворе, чтобы защититься от огненной стихии. А еще петух выступал как мужской символ, олицетворяющий семейную жизнь и множество детей. Изображение курочек на писанке – это знак плодовитости у женщин, а рыбка, как и вода, являлась символом жизни и здоровья. Даже насекомые имели некоторое место в традициях украинского писанккарства: пауки символизировали уверенность, покой и артистический талант, а бабочка была символом беззаботного детства и путешествия души в страну вечного счастья.

Окрашивание пасхальных яиц растительными отварами

Для получения других цветов можно использовать крепкие растительные отвары. Чтобы яйца при варке не потрескались, в воду добавляют соль, примерно 1 ст.л. на 2 л. Яйца перед окраской желательно обезжирить, протерев скорлупу уксусом.

  • желтая краска: слабый отвар луковой шелухи; ромашка; семена тмина; шафран; куркума; кора молодой дикой яблони; побеги тополя; слабый отвар березовых листьев; корень крапивы; цветки дикой бузины, молочая, горицвета, купавок, зверобоя;
  • синяя, голубая или фиолетовая: шелуха черных зерен подсолнуха; сережки тополя; цветки мальвы, подснежников; ягоды черники и бузины; виноградный сок;
  • зеленая: сочетание желтой и синей красок; мох; кора крушины, ясеня; листья ландыша, примулы, крапивы, шпината, петрушки, плюща; зелень ржи и пшеницы;
  • красная: щепки сандала; ягод черемухи; цветки и семена зверобоя; марена, сок свеклы; цветки красной мальвы; крепкий отвар краснокочанной капусты или шелухи красного лука;
  • бледно-розовая: цветки иван-чая узколистного; ягоды брусники;
  • коричневая: кора яблони, дуба, крушины; еловые шишки; луковая шелуха; листья грецкого ореха, березы, конского каштана; черный чай.

Корни лучше всего заготавливать ранней весной или поздней осенью, кору — ранней весной, цветы — в начале цветения, а листья — совсем молодыми. Сушить сырье полагается только в тени, а хранить — в плотно закрытой таре в сухом темном месте. Красящие ягоды можно заморозить. Для приготовления краски сырье заливают холодной водой, настаивают 5-6 часов, а затем кипятят на медленном огне: кору — 3 часа, листья — 40 минут, цветы — полчаса. На 100 г сухого сырья берется 1 литр воды. Отвар процеживают и добавляют чайную ложку алюмокалиевых квасцов (вместо них можно использовать уксус). Окраска пасхальных яиц в природных красителях длится от 10 минут до 14 часов. Соки для окраски нагревают в кастрюле и поддерживают высокую температуру, не доведя до кипения. Надо заметить, что окраска яиц природными красителями – занятие кропотливое и с первого раза может не получиться. Для тех, кто не хочет рисковать или не может уделить этому занятию много времени, в продаже имеются пищевые красители, смешивая которые, можно получить множество различных цветовых оттенков.

Фото: Unsplash

На цветной фон пасхального яйца можно нанести всевозможные полоски, пятна, крапинки или другие узоры, не нарисованные от руки, а также процарапать рисунок металлическим стержнем на просохшем окрашенном яйце темного цвета (такое яйцо называли драпанкой). Вот несколько способов нанести на яйцо рисунок:

  • мокрые яйца обвалять в сухом рисе или пшене, завернуть в марлю, крепко связать концы марли ниткой, чтобы крупа прилипла к яйцам, и окрашивать обычным способом в отваре или растворе готовой краски;
  • перед окраской обернуть яйцо в луковую шелуху и сверху обернуть хлопчатобумажной тканью;
  • плотно в несколько слоев обмотать яйцо белой ниткой и окрасить обычным способом;
  • обернуть яйцо линяющими цветными нитками или лоскутками, прокипятить в воде с добавлением соды – на яйцах получатся разноцветные разводы;
  • на яйцо можно наложить трафареты – красивые листики петрушки или другой зелени, фигурки, вырезанные из водонепроницаемого материала, затем обернуть яйцо куском капронового или нейлонового чулка, крепко завязать и красить обычным способом.

Фото: Unsplash

Писанка: история одного сбывшегося желания

Героиня нашего повествования живёт в красивом старинном городе, который называется Великий Новгород (исключительно с её позволения, мы указываем название  населённого пункта).

Несколько месяцев назад Лене, назовём ей так, знакомый рассказал про книгу Вильяма Козлова «Время любить». Суть сказанного сводилась к тому, что книга стоящая, и её однозначно нужно прочесть. При этом знакомый даже не потрудился заметить, что вообще-то книга является третьей по счёту в трилогии «Андреевский кавалер»

Впрочем, не суть важно

В конце апреля этого года она решила впервые сделать писанку-сорококлинку, ту самую, которую наши предки делали для исполнения желаний.   Лена приготовилась к написанию писанки, но почему в процессе нанесения символов на яйцо, её мысли где-то блуждали. Периодически она возвращалась к теме своего заветного желания, а пару раз и вовсе вспоминала про книгу, которую так и не смогла нигде раздобыть.

К этот же день, во второй половине дня, когда писанка была готова, наша герои отправилась по своими делам в город. Когда она шла мимо одного из торговых центров, расположенных на Большой Санкт-Петербургской, её словно бы что-то изнутри кольнуло: нужно зайти внутрь. Именно в этом небольшом двухэтажном ТЦ на первом этаже находится деревянный шкафчик,   в котором обычно народ оставлял книги, которые уже прочитаны и не нужны.

Каково же было её удивление, когда среди трёх книг, которые в тот день стояли на полке, она обнаружила книгу Козлова «Время любить»… В это, наверное, сложно или вовсе невозможно поверить, однако, это истинная правда! «Как?! Каким образом?! Разве такое возможно?!  — крутилось у Лены в голове».

Да, в голове только вопросы, ответов на которые не было и нет до сих пор. Никто не может рационально объяснить некоторые вещи, но от этого они не перестают быть рабочими, не перестают быть эффективными. И это самое главное!

Так вот, мы уже неоднократно рассказывали о таком магическом инструменте, как яйцо, рассказывали непосредственно о писанке и о том, для чего она исполнялась, например, писанка на любовь.

Как правило, когда речь заходит об исполнении желания, используется традиционная сорококлинка, либо символ Рода (звезды Рода).

С точки цветового исполнения, писанка может быть любой. Приведённые в нашем материале варианты, вполне это демонстрируют.

Да, кстати, ещё один довольно важный момент, о котором стоило бы упомянуть. Очень часто наши предки делали писанку, при помощи которой поминали своих ушедших в мир Нави предков. Как правило, такие писанки выглядели следующим образом:

Чаще всего для поминальных писанок использовался синий цвет или тёмные цвета (например, чёрный).

Писанки на желание всегда окрашиваются в более ярки и радостные оттенки. Ну, и напоминаем о том, что писанка делается всегда с утра пораньше и на чистое тело. Перед началом работы не стоит забывать о славлении родных богов и предков наших. И пусть ваши желания исполняются!

Значение цвета в писанках и крашенках

Использовать какой-либо цвет в рисунке, росписи, вышивке для наших предков значило призвать в свою жизнь силу определенного Бога или Богов.

Таким образом, используя разные цвета при нанесении орнамента, наши предки записывали на писанках свои пожелания:

  • красный цвет символизировал радость, красоту, любовь, процветание;
  • зеленый – пробуждение природы после зимнего сна; здоровье; пожелание урожая (в сочетании с жёлтым и красным);
  • синий – небо ночное и воды морские, тайну, волшебство, испытание нави, а также наличие здорового духа в теле;
  • голубой – дневное Небо, хляби небесные, одухотворение, вдохновение, творчество;
  • жёлтым писали небесные светила, обращались ко всем Солнечным Богам, а ещё использовали этот цвет для пожелания доброго урожая и всякого прибытка, богатства в хозяйстве;
  • чёрный цвет олицетворял плодородие земли; также это ночь с тайнами потустороннего мира; мир умерших; испытания, доставшиеся от рода или по карме;
  • белый служил для отображения веры в воскрешение и жизнь после смерти; чистоту духовную, стремление к чистоте душевной и телесной; мир и благолепие, умиротворение.

Натуральные красители для ярких пасхальных яиц

Дай
угадаю: луковая шелуха и свекольный сок
— вот то, чем традиционно на Пасху красят
яйца в Твоей семье. Но с этого момента
все изменится: Ты узнаешь про натуральные
растительные красители, которые,
вероятно, до этого времени не использовал.
И, конечно же, я расскажу Тебе, как
готовить красящие отвары и как правильно
окрашивать яйца в нужный цвет.

Желтый цвет

Ароматный
ромашковый чай — это не только вкусный
напиток и лечебное средство. Это еще и
хороший краситель для пасхальных яиц.
Цветки ромашки быстро превращают
белоснежную яичную скорлупу в желтую.
Сухие цветки можно купить в аптеке или
заготовить самостоятельно в мае-июне.

В
желтый цвет яйцо окрасят также отвары
из цветков бузины, березовых сережек,
пижмы.

Красный цвет

В
красный цвет можно красить исключительно
засушенными растениями, к тому же
«чужими». К счастью, у нас уже выращивают
марену красильную, она родом с Кавказа.
Корни марены содержат красильные
вещества, которые окрашивают яйцо в
темные оттенки красного цвета.

А
яркие оттенки красного подарят цезальпиния
(фернамбуковое дерево) и красный сандал.

Черный цвет

Черного
цвета достигают благодаря ягодам бузины.
Нарвать их можно и в сентябре, и в октябре,
и даже в ноябре. Гроздья бузиновых ягод
стойко держатся на ветвях на протяжении
всей осени: заморозь их — и будет у Тебя
заготовка к весне.

Для
того, чтобы ягодки бузины покрасили
яйцо в черный цвет, нужно воспользоваться
«золотым правилом».

«Золотое правило» писанкарей

Мы
узнали, что в черный цвет яичную скорлупу
красят ягодами бузины. Значит, можно
приготовить ягодный отвар, окунуть в
него белое яйцо и оно станет черным?
Нет. Окрашивание происходит постепенно:
сначала белое яйцо красят в самом светлом
красителе, чаще всего желтом. Дальше
можно красить в более темный — красный
цвет при наложении на желтый станет
более густым и выразительным. В бузиновый
отвар кладут не белое яйцо, а красное
или коричневое. Итак, все нужные оттенки
и цвета получают только при наложении
темного цвета на светлый. Это и есть
«золотое правило», которое должны знать
все писанкари.

Яичная скорлупа

Скорлупа — тоже важный элемент. Современный городской житель, который ходит в церковь, красит яйца и освящает их на Пасху, задумывается — а что ему делать со скорлупой? Она же освященная, нехорошо ее выбрасывать в помойку. Для крестьянина вопрос не стоял — в деревне ее закапывали в землю или сжигали.

Со скорлупой существует много сюжетов, часто связанных с потусторонним. Ее можно отправить по реке, бросить в текучую воду — река в конечном счете попадает на тот свет, и по скорлупе покойники узнают, что наступила Пасха. И можно ее вторично использовать в ритуалах, потому что любой освященный предмет обладает некоторым свойством менять к лучшему положение дел. Скорлупу можно закопать под садовые деревья, в огород, дать клевать курицам. Болгары скорлупу первых пасхальных яиц смешивали с навозом и залепляли ей ворота двора для защиты.

Пасха живых и Пасха мертвых

В советское время получилось так, что Пасха стала основным поминальным днем. Эта традиция осталась и сейчас: в последние годы организуются специальные автобусы, которые возят на кладбища. Между тем, с точки зрения церкви, это категорически неправильно. Пасха — праздник новой жизни, а для поминовения усопших установлены специальные родительские дни — среди них Радоница, 9-й день после Пасхи.

В фольклорной традиции Радоница понимается как Пасха мертвых. Считается, что весть о воскресшем Христе приходит мертвым с запозданием, но если не посетить кладбища в этот день, они так и не узнают о воскресении. В Белоруссии это официальный выходной, в который все поголовно едут на кладбище.

Охота на пасхального кролика

Несмотря на то, что яйцо как пасхальный атрибут распространено у христиан повсеместно, у католиков главным символом Пасхи является кролик. Считается, что его появление в истории Светлого Воскресения восходит к древнегерманским языческим традициям: неизменным спутником богини плодородия Эостры, которую чествовали в день весеннего равноденствия, был кролик, славящийся своей плодовитостью. Легенда была задокументирована в Германии в XVI веке — тогда был опубликован первый рассказ о кролике, который в канун Пасхи откладывал яйца (вот невидаль!) и прятал их в саду, как клад. По немецкому поверью, распространившемуся потом по всей Европе, а затем перекочевавшему и в Северную Америку, пасхальный заяц на праздник оставляет в подарок хорошим деткам гнездо с разноцветными яйцами, которое надо непременно отыскать! Иногда ребятишки даже «вьют» это потаенное гнездышко и поджидают, когда же кролик нанесет визит (очень похоже на ожидание Санты под елкой в канун Рождества). Изображения этих чудесных, щедрых зайцев, держащих в лапках яйца, а также их фигурки из дерева, фарфора, воска, теста и — самые желанные! — из шоколада со временем стали символом католической Пасхи. «Охота» на пасхального кролика и поиск припасенных им подарочков превратился в семейное развлечение, которого в Пасху ждут и взрослые, и дети. Игрушечные кролики сегодня выступают героями целых сюжетов и композиций: они учатся в школе, играют, участвуют в пасхальном застолье, в общем, всем своим видом подают хороший пример!

Обычай наряжать пасхальное дерево по аналогии с деревом рождественским тоже пришел из Европы — это символ Древа жизни, буйства весны. Деревья во дворах или домашние букеты из веточек украшаются лентами, бантами, пасхальными яйцами. Самое знаменитое и самое прекрасное пасхальное дерево растет в саду у немца Фолькера Крафта (Volker Kraft) , в городе Заальфельде: вот уже 50 лет он украшает яблоню около своего дома цветными яйцами — и их уже более десяти тысяч! Первое пасхальное дерево (по-немецки Osterbaum) Фолькер Крафт увидел еще в детстве, в 1945 году, и загорелся идеей «вырастить» собственное. В 1965 году вместе с женой Кристой он начал претворять мечту в жизнь — сначала на яблоне появилось 18 пластиковых яиц, потом, решив, что пластиковые украшения слишком дороги, супруги взялись за рукоделие. Они начали расписывать яйца вручную, а чтобы те не были для дерева слишком тяжелы, выдували содержимое яйца, оставляя лишь нарядную скорлупу. За полвека коллекция, в создании которой принимала участие вся семья и друзья, разрослась так, что хранить яйца уже попросту негде. В 2015 году ветви пасхального дерева, от которого даже по фотографиям дух захватывает, украсили десять тысяч яиц, среди которых, по словам местных жителей, не встретить двух одинаковых. Это вам не елку нарядить — украшать дерево семейство Крафтов начинает за несколько недель до Пасхи! Полюбоваться им приезжают сотни туристов и, вдохновившись чудесной пасхальной традицией, распространяют ее по всему миру.

Основные правила покраски яиц

Расписные и украшенные куриные яйца считаются неотъемлемым украшением праздничного стола в каждой семье. Благодаря постоянным разработкам современной промышленности, человечество получает ежегодно новые красители, материалы для создания купажей, элементы декора и другие изделия для оформления.

Немало интересных вариантов придумано и для творческих людей, которые стараются собственноручно создать маленький шедевр. Одним из главных условий для разработки дизайна считается отсутствие мрачных тонов.

Несмотря на разнообразие техник, существует несколько главных правил, которые не допускается нарушать. А именно:

  • Прежде чем окрашивать куриные яйца, их следует подготовить. Для этого они моются в проточной воде, а скорлупа обезжиривается. Для достижения этих результатов домашнему мастеру понадобится мыло и спирт.
  • Процесс варки осуществляется после пребывания в комнатной температуре на протяжении некоторого периода. В результате скорлупа не будет давать трещин, а краска уложится ровным слоем.
  • В момент кипячения в воду следует добавить соль в расчете 1 столовая ложка на стакан используемой жидкости.
  • Чтобы яйца приобрели праздничный блеск и глянцевый оттенок, перед нанесением краски рекомендуется просушить их, а после протереть ветошью смоченной в растительном масле и вновь очистить сухой тряпкой.
  • Каждый вид окрашенных продуктов имеет собственное наименование. Зависит оно от метода нанесения краски или других веществ.

Музейный экспонат

Популярность кролика была так велика, что в 1991 году известный коллекционер Манфред Клауда открыл в Мюнхене посвященный пасхальному символу музей, который был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Экспозиция насчитывала более 1000 самых разных кроликов: из фарфора, дерева, ткани, папье-маше, сахара и воска. Там были и формочки для изготовления пасхальных кроликов из марципана и шоколада, и открытки, и фигурки кроликов с часами, и механические кролики… Все эти экспонаты отражали приметы своего времени. Игрушечные кролики начала XIX века, одетые, как франты, прогуливались рядом с крольчихами в шляпках. Кролики времен Первой мировой войны носили военную форму и стреляли из пушки… В музее были кроличьи домики – деревянные ящички с декорациями и фигурками, изображавшими различные сценки.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:

Фантазия некоторых изобретателей просто не знала границ. Например, в патенте 1907 года, закрепляющем авторские права на гениальное изобретение под названием «Кролик пасхальный, кладущий волшебные яйца», говорилось: «Для того чтобы получить волшебного кролика, достаточно натянуть специально пошитый чехол из кроличьего меха, с ушами и хвостом, на курицу-наседку, которая как раз собирается снести яйцо. Так дети будут убеждены, что перед ними настоящий пасхальный кролик и не будут сомневаться, что это именно заяц снес яйцо. Единственная сложность состоит в том, что курица не в состоянии снести пестрое праздничное яйцо. Но и этому можно помочь, укрепив у того места, откуда появляется яйцо, специальную штемпельную подушечку с красной или голубой краской. Таким образом, Ваш пасхальный кролик будет нести самые настоящие праздничные яйца!» К сожалению, спустя пять лет после смерти Манфред Клауда в 2005 году музей был закрыт, а часть коллекции – распродана.

Дотс-украшения для писанок

Эта техника тебе знакома, если ты — любительница маникюрных трендов. Дотс в переводе означает точки, и это название исчерпывающе описывает саму технику. Все просто: ты не вычерчиваешь рисунок, а наносишь его маленькими точками.

Особенно эффектно выглядят в точечном исполнении цветы, узоры-мандалы и калейдоскопы. Для пасхальных яиц они прекрасно подойдут.

Рисовать по писанкам и крашанкам можно разноцветным воском, съедобными пищевыми красителями и все той же сахарной глазурью — ее даже продают в стиках-крандашах.

Эта техника, конечно, требует большой «пряморукости», но поверь: результат того стоит! Особенно она понравится тем, кто любит раскраски-медитации и умеет создавать бесконечные узоры на всем, что подвернется под руку, пока говорит по телефону.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector