Список 100 рекомендуемых песен для вооруженных сил россии

Фронтовые бригады

Словно под аккомпанемент веры и надежды всего своего народа солдаты шли под выступления фронтовых исполнителей. За годы войны артисты провели для советских военных 1 миллион и 350 тысяч спектаклей, концертов и творческих встреч – не было ни одной военной части, где бы не побывали «бродячие» театры и творческие бригады. Вместе с Красной Армией они прошли весь путь войны. Из самых знаменитых артистов Вахтанговского, Малого, Ленинградского театра драмы им А.С. Пушкина, Ленинградского Большого драматического театра им. М.Горького и др. были созданы фронтовые филиалы. К работе таких бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде – на палубах военных кораблей, под открытым небом, на аэродромах, в землянках, в блиндажах, на вокзалах, в агитпунктах, в медсанбатах, на лесных полянах, в оврагах. Всего работало около 4 тысяч фронтовых объединений, в которых приняли участие 42 тысячи актёров и музыкантов, многие из них выступали по 300 раз. Мы считаем важным упомянуть хоть нескольких из них:

Владимир Петрович Баталов — советский режиссёр театра и кино, актёр и защитник отечества. Во время Великой Отечественной войны он возглавлял фронтовые бригады. А остаток жизни руководил народным театром при заводе имени Лихачёва.

Евгений Прокопьевич Бусыгин — казанский этнограф и профессор Казанского университета. В ноябре 1940 года был призван в армию, где отслужил в музыкальном взводе. Во время военных выступлений Евгений Прокопьевич играл на трубе. В 1941 году его 93-я дивизия участвовала в Битве за Москву. Вскоре под Малоярославцем он был ранен в голову, но чудом остался жив. После выздоровления музыкант был прикреплён к Ансамблю песни и пляски 20-й Армии. Коллектив обслуживал фронтовые бригады артистов и много гастролировал. Стараниями этого ансамбля в солдатах нашей армии никогда не гас огонёк надежды вернутся домой.

Клавдия Шульженко — выдающаяся советская певица и актриса. С детства она с упоением и высокими мечтами слушала игру своего отца на духовых инструментах. Она влюбилась в музыку и театр, поэтому посвятила им всю свою жизнь. В первый год ленинградской блокады героиня дала 500 концертов и сотни раз выезжала на фронт вместе со своим джаз-оркестром, выступая перед бойцами. В 1942 году была награждена медалью За оборону Ленинграда, а 9 мая 1945 года – орденом Красной Звезды.

Со скрипкой в руках и нежным звоном своих голосов эти герои помогали своему народу не меньше, чем солдаты клинка и пороха.

Катюша

Еще до войны, в 1938 году, уже известный поэт Михаил Исаковский, автор Вдоль деревни и Зелеными просторами, сочинил два четверостишия, ставших в дальнейшем частью русской культуры:

Расцветали яблони и груши,Поплыли туманы над рекой.Выходила на берег Катюша,На высокий берег на крутой.Выходила, песню заводилаПро степного сизого орла,Про того, которого любила,Про того, чьи письма берегла…

Вскоре после написания этих строк у поэта состоялось знакомство с композитором Матвеем Исааковичем Блантером. Стихотворение настолько поразило Блантера, что он сам загорелся невероятным желанием создать песню.
В 1938 году Красная армия вынуждена была вести тяжелые бои с японскими войсками у озера Хасан

Как говорил сам поэт: «По этим причинам тема Родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне». Именно благодаря стараниям этих людей, сегодня мы можем услышать Катюшу

Михаил Исаковский получил даже за текст песни Сталинскую премию.

Премьера Катюши состоялась в Колонном зале Дома Союзов, где в ноябре 1938 года её исполнила Валентина Батищева. По воспоминаниям Блантера: «когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов».

Катюшу знал не только усталый русский народ, но и весь мир. Приехав из Италии, известный поэт Александр Прокофьев сказал, что почти всё население не только наслышаны об этой песне, но и готовы в любой момент её спеть. Она побывала также и в США. Украинский поэт Андрей Малышко, вернувшись оттуда вскоре после войны, писал в одном из своих стихотворений:

И напев отогревал им душу,Белым цветом яблонь осыпал.Негры пели славную «Катюшу»,Ту, что Исаковский написал.

А в Японии, например, есть кафе Kachusha, в котором каждый вечер не проходит без этой песни. Но невероятно интересным фактом для Михаила Исаковского стало то, что некоторые немцы тоже знают Катюшу. С его слов: «Весьма любопытную историю рассказал мне еще в дни войны поэт Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове. Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, больно знакомую песню. Немцы прокрутили ее раз, потом поставили второй раз, потом третий… Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут играть нашу Катюшу?! Не бывать этому! Надо отобрать у них её!»

Сегодня же можно сказать, что Катюша — это бесхитростные строчки, которые идут прямо из человеческой души. Эта песня стала гимном всего хорошего, светлого и доброго, что пытался разрушить агрессивный фашистский механизм.

Песни военных лет

В этот раздел включён список песен про войну, написанных не позже 1945 года. Некоторые из них появились на свет до ВОВ, но были очень любимы народом в годы сражений против нацистов.

Тёмная ночь

Она написана в 1943 году для художественного фильма «Два бойца» режиссёра Лукова. Композитор Никита Богословский сочинил музыку, а за слова песни взялся Владимир Агатов. Послушаем, как спел «Тёмную ночь» Марк Бернес, сыгравший одну из главных ролей в кинокартине.

Смуглянка

Все мы любим версию песни «Смуглянка» из фильма «В бой идут одни старики», но эта композиция появилась на свет ещё в 1940 году. Её написали Анатолий Новиков и Яков Шведов для сюиты о Григории Котовском. Однако впервые произведение прозвучало лишь в 1944 году в исполнении Краснознамённого ансамбля. Конечно, всесоюзным шлягером песня стала в послевоенный период благодаря популярной кинокартине Леонида Быкова.

Послушать онлайн песню «Смуглянка».

В землянке

Слова песни в 1941 году написал военный корреспондент Алексей Сурков. Первые строки он сочинил прямо на фронте, когда под осколками добирался в штаб, а потом ночевал в землянке. На музыку стихотворение положил Константин Листов. Так началась славная история всенародно любимой военной песни.

Далее можно послушать «В землянке».

Синий платочек

Это довоенная песня с польскими корнями. Название и первую версию слов сочинил Яков Гольденберг, творивший под псевдонимом Галицкий. Музыку написал Ежи Петерсбурский. Композицию пели многие знаменитые артисты, а на фронте невероятно популярны были версии песни «Синий платочек» Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко.

Предлагаю послушать «Синий платочек» онлайн.

Священная война

Для советского народа эта композиция Александра Александрова на слова Василия Лебедева-Кумача стала настоящим военным гимном. Призыв «Вставай, страна огромная!» разлетелся по всему Союзу и вдохновлял людей из последних сил противостоять захватчикам.

Вспомним великий гимн, послушав онлайн «Священную войну»

Статьи о некоторых вышеперечисленных произведениях будут написаны в ближайшее время.

Катюша

Кто не знает эту прекрасную песню Михаила Исаковского и Матвея Блантера! Хотя она была написана до Великой Отечественной, для многих советских граждан именно она стала главным музыкальным символом той ужасной войны. О её популярности говорят многочисленные версии слов «Катюши» и десятки переводов на иностранные языки.

Давайте послушаем «Катюшу» и вспомним легендарные установки, прозванные «катюшами».

По полю танки грохотали

Эта песня появилась на свет до ВОВ и не имела отношения к армии. Она родилась в народе под названием «Коногон» и была посвящена шахтёрам. Но в годы войны по стране разлетелась её версия «По полю танки грохотали», а позже люди дописали другие вариации текста.

Предлагаю послушать онлайн песню «На поле танки грохотали».

Заветный Камень

В 1943 году в газете Красный флот композитор Борис Мокроусов, который и сам был защитником Севастополя, прочитал поразительный рассказ боцмана: «Обычный моряк оказался зажат во вражеском кулаке вдали от Севастопольских берегов. В шлюпке посреди огромного синего моря он медленно умирал. Лишь частичка его родной земли — гранитный осколок, не давал ему навечно сомкнуть глаза. Последним желанием усталого моряка было вернуть этот камень на свою Родину. Ему, к великому сожалению, не удалось сделать это лично, поэтому его дорогие товарищи поклялись довести дело до конца. Они дали обещание очистить Севастополь от врага и вернуть осколок домой. До самого последнего метра они передавали друг другу эту частичку русской земли, словно самую дорогую вещь. Они вернулись, они выгнали фашистов из своего дома — они победили…»Этот рассказ тронул композитора до глубины души и вместе со своим боевым товарищем, поэтом Александром Жаровым, они решили написать песню, основой для которой и стала эта история.

Он камень сжимал посиневшей рукоюИ тихо сказал умирая:«Когда покидал я родимый утес,С собою кусочек гранита унес…Затем, чтоб вдалиОт крымской землиО ней мы забыть не могли.

В памяти русского народа навсегда сохранилась эта песня. Ведь она рассказала нам о той вечной любви наших людей к русской земле, о той железной верности своему Отечеству, а главное — самому себе.

Строевые песни о современной армии

  1. «Строевая». Слова В.Семернина, музыка П.Яковенко.
  2. «Песня солдатская моя». Слова М.Пляцковского, музыка А.Бабаджаняна.
  3. «У песни боевое назначенье». Слова В.Матвеева, музыка Г.Лужецкого.
  4. «Идёт солдат по городу». Слова М.Танича, музыка В.Шаинского.
  5. «Не плачь, девчонка». Слова В.Харитонова, музыка В.Шаинского.
  6. «Экипаж — одна семья». Слова Ю.Погорельского, музыка В.Плешака.
  7. «Марш черноморского флота». Слова А.Аксёнова, музыка В.Сорокина
  8. «Мы — тихоокеанцы». Слова В.Матвеева, музыка Е.Казановского.
  9. «Прощание славянки». Слова В.Лазарева, музыка В.Агапкина.
  10. «Судьба моя военная». Слова В.Силкина, музыка Ю.Бирюкова.
  11. «Солдат — всегда солдат». Слова М.Матусовского, музыка В.Соловьёва- Седого.
  12. «Марш ракетчиков». Слова В.Фёдорова, музыка В.Гомоляки.
  13. «Сколько надо — столько есть». Слова П.Градова, музыка В.Букина.
  14. «Песня воинов ПВО». Слова И.Вислоуса, музыка А.Флярковского.
  15. «Щит и меч Отчизны». Слова В.Матвеева, музыка М.Мишунова.
  16. «Песня зенитчиков». Слова П.Градова, музыка А.Лебедева.
  17. «На страже родных рубежей». Слова М.Андронова, музыка И.Раевского.
  18. «Всё выше». Слова П.Германа, музыка Ю.Хайта.
  19. «Потому что мы пилоты». Слова А.Фатьянова, музыка В.Соловьёва-Седого.
  20. «Мы люди большого полёта». Слова А.Фатьянова и В.Сидорова, музыка, В.Мокроусова.
  21. «Вертолётчики». Слова О.Данченкова, музыка Ю.Смирнова.
  22. «Три танкиста». Слова Б.Ласкина, музыка Дан. и Дм. Покрассов.
  23. «Порядок в танковых войсках». Слова Е.Долматовского, музыка, О.Фельцмана.
  24. «Десантная строевая». Слова К.Ваншенкина, музыка Я. Френкеля.
  25. «Марш десантников-парашютистов». Слова Е.Аграновича, музыка, Л.Афанасьева.
  26. «Десантная». Слова А.Коваль-Волкова, музыка Ю.Гурьева.
  27. «Крылатые гвардейцы». Слова Т.Катаевой, музыка В.Левашова.
  28. «Пехота есть пехота». Слова М.Пляцковского, музыка, Н.Богословского.

День Победы

Стоит отметить главную «победную» песню, без которой рассказ о военной музыке был бы неполным. Песня День Победы появилась только через 30 лет после завершения войны, она  была написана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым.

После выхода песни поэт говорил: 

«Меня поймут ветераны Великой Отечественной, которые тогда, к началу войны, едва-едва переступили школьный возраст! Как часто грезилось нам — измотанным, пропыленным: сбросить бы кирзу, хоть совсем ненадолго, и, словно в детстве, босиком — по траве, по лужам…».

Здравствуй, мама, возвратились мы не все…Босиком бы пробежаться по росе!..

Композиция была принята в штыки.«Так исполнять песню о Победе — кощунство», — говорил Союз композиторов. Для них Давид Тухманов был «юным» эстрадником, несерьезным музыкантом. Они считали, что он не имеет право прикасаться к святому. Тем не менее, День Победывсё-таки зазвучала и не где-нибудь, а на официальных торжествах. Впервые её исполнили 8 мая 1975 года  в Краснознамённом ансамбле песни и пляски имени Александрова и 9 мая — на праздничном Голубом огоньке в исполнении Леонида Сметанникова.

Песня звучала недолго — жалобы Союза композиторов привели к тому, что на пол года она исчезла из эфиров. Но в композицию искренне влюбился набирающий популярность певец Лев Лещенко. Именно ему удалось возродить песню 10 ноября на концерте в праздник Дня милиции. Это был самый настоящий триумф: СМИ почти без перерывов транслировала выступление Лещенко, а через какое-то время композиция стала лауреатом Песни года.

Советская песня в послевоенный период. ПЕСНИ О ВОЗВРАЩЕНИИ

Советский плакат «Красной Армии — слава!».
Художник Голованов Л. 1946 год

В центре послевоенных песен стоит образ фронтовика, возвратившегося в родные
края с полей во­енных сражений. Чувства воинов, чей путь лежит домой из-за
рубежа, передают «Ходили мы походами» Листова — Жарова,
Дунаевского — Ошанина. Каждая из них
по-своему преломляет типичные для походных маршей интона­ции в лирическом ключе. И вместе
с тем и в той и другой при­сутствуют упругость и удаль плясовых
ритмов. О долгожданной встрече с отчим краем рассказывает песня
(Фрадкин — Матусовский).
Написанная в вальсовом ритме, она отличается широчайшим мелодическим размахом.

Чистотой сокровенного чувства овеяны песни о ждущих и дождавшихся, об
ожидании встречи с любимой или о самой встрече, такие, как «Ласковая песня»
Фрадкина — Долматовского, «Где ж ты, мой сад»
Соловьева-Седого — Фатьянова.

Немало песен о возвращении с войны написано в стиле му­зыки для
джаз-оркестра. Лучшие из них встречали теплый от­клик слушателей и
надолго сохранили популярность, несмотря на резкую, часто несправедливую
критику, исходившую от противников всяческого намека на «зарубежность».
Таковы уже упоминавшиеся «Ласковая песня» Фрадкина,
его же «Здрав­ствуй, здравствуй» (стихи В. Винникова),
«Днем и ночью» Богословского — Дыховичного.

Нетрудно заметить, что даже самые светлые и энергичные «песни возвращений»
нередко подернуты дымкой грусти. Ведь они повествуют о тех или от имени тех
людей, у кого за плечами нелегкий путь войны, горечь многих потерь.
Об этом с большой силой, страстностью и прямотой напоминают песенные
образы композитора Блантера. К ним относятся и скорбный сказ
(стихи Исаковского), и медленный вальс-баллада
«Грустные ивы» (стихи Жарова), и стилизованная под старинные духовые
марши России лирико-патриотическая песня

(стихи Исаковского), и напол­ненный лирическим волнением походный
марш «Солнце скры­лось за горою» (стихи А. Коваленкова).
Все они, разные по ха­рактеру и содержанию, предельно «наэлектризованы»
энергией. Свойственная им целеустремленность идет от твердой опоры
на упругие ритмоформулы бытовых жанров. На фоне строго разме­ренных
ритмических контуров с особенной яркостью вырисовываются моменты
острых ладовых тяготений. Например, интервал малой ноны, возникающий
на кульминационной точке маршево-танцевального движения в песне
«Летят перелетные птицы». Или выразительно подчеркнутое синкопой
острое вводнотоновое сочетание VI и V ступеней в песне «Солнце
скрылось за горою».

Сердца людей, пришедших с войны, еще полнились воспо­минаниями о
фронтовом содружестве, о боевых спутниках, с которыми пройдены были все
испытания и тяготы военной жизни. Вот почему так естественно входит
в послевоенные пес­ни элегическое начало, всегда сопутствующее
настроению свет­лой грусти. Элегична песня Соловьева-Седого «Где же
вы те­перь, друзья-однополчане?» (стихи Фатьянова) с ее мягкими,
вопрошающе-мечтательными интонациями. Властвует это на­строение и в
мужественной, романтической песне Молчанова «Вот солдаты идут»
(стихи М. Львовского).

А

«Дороги» Новикова — Ошанина — первая песня-вос­поминание о войне
— это не только взгляд в недавнее прошлое, но и осмысление
пережитого. Линия музыкального развития выдержана в точном
драматургическом соответствии со стихо­творным содержанием.

Медленный запев ведет повествовательную линию — в нем оживают эпизоды войны.
Более подвижен припев, собственно он и знаменует собою движение от одной
картины-воспоминания к другой. Мелодия близка старинным лирическим
пес­ням, но в отличие от них по-военному собранна, сурова и
сдер­жанна. В неспешной пульсации трехдольного ритма, в спол­зающих
басах есть нечто от старинного жанра пассакальи. И вместе с тем это
безусловно российская солдатская песня, в раз­машистые, широкие
фразы которой четко впечатана тяжелая поступь походного шага.

Диапазон песенного искусства А. Новикова представлен са­мыми разными жанрами
— от торжественного гимна, воинской песни до эстрадной бытовой лирики.

То же самое следует отнести к творчеству его постоянного соавтора, поэта

Л. Ошанина, Оба они — создатели
«Гимна демократической молодежи мира»
— открывают одну из значительных страниц советской песенной культуры.

АУДИО

1941 год

1941 г. Парад в Куйбышеве

Священная война

«Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой…»

Музыка: А. Александров. Слова: В. Лебедев-Кумач

1942 год

1942 г. Оборона Сталинграда

Жди меня

«Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди…»

Музыка: М. Блантер. Слова: К. Симонов. Исполняет Эдуард Хиль

***

В лесу прифронтовом

«С берез неслышен, невесом Слетает желтый лист. Старинный вальс “Осенний сон” Играет гармонист…»

Музыка: М. Блантер. Слова: М. Исаковский. Исполняет Георгий Виноградов и КрАПП п/у А. В. Александрова

***

Вечер на рейде

«Споемте, друзья, ведь завтра в поход, Уйдем в предрассветный туман, Споем веселей, пусть нам подпоет Седой боевой капитан…»

Музыка: В. Соловьев-Седой. Слова: А. Чуркин. Исполняют В. Бунчиков и М. Михайлов

1943 год

1943 г. Курская битва

Вот солдаты идут

«Вот солдаты идут По степи опаленной, Тихо песни поют Про березки да клены…»

Музыка: К. Молчанов. Слова: М. Львовский. Исполняет И. Шмелев

***

Давай закурим

«О походах наших, о боях с врагами Долго будут люди песни распевать, И в кругу с друзьями часто вечерами Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать…»

Музыка: М. Табачников. Слова: И. Френкель. Исполняет К. Шульженко

***

Лизавета

«Ты ждешь, Лизавета, От друга привета. Ты не спишь до рассвета, Всё грустишь обо мне. Одержим победу, К тебе я приеду Hа горячем боевом коне…»

Музыка: Н. Богословский. Слова: Долматовский. Исполняет П. Киричек

***

Тёмная ночь

«Тёмная ночь, только пули свистят по степи. Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают. В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь…»

Музыка: Н. Богословский. Слова: В. Агатов. Исполняет М. Бернес

***

Сообщение о прорыве блокады Ленинграда 18 января 1943 г.

«Говорит Москва! В последний час успешное наступление наших войск в районе южнее Ладожского озера и прорыв блокады Ленинграда…»

Диктор: Ю. Левитан

1944 год

1944 г. Освобождение Севастополя

Огонёк

«На позиции девушка Провожала бойца, Тёмной ночью простилася На ступеньках крыльца…»

Музыка народная. Слова: М. Исаковский. Исполняет В. Нечаев

***

Смуглянка

«Как-то летом на рассвете Заглянул в соседний сад. Там смуглянка-молдаванка Собирала виноград…»

Музыка: А. Новиков. Слова: Я. Шведов. Из к/ф «В бой идут одни старики»

***

Соловьи

«Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят…»

Музыка: В. Соловьёв-Седой. Слова: А. Фатьянов. Исполняет: Г. Виноградов

​1945 год

Победа 1945 г. Художник: П. Кривоногов. 1949 г.

Враги сожгли родную хату

«Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою?..»

Музыка: М. Блантер. Слова: М. Исаковский. Исполняет хор московского Сретенского монастыря

***

Эх, дороги

«Эх, дороги… Пыль да туман, Холода, тревоги Да степной бурьян…»

Музыка: А. Новиков. Слова: Л. Ошанин. Исполняет Д. Белосельский и хор московского Сретенского монастыря

***

Казаки в Берлине

«По берлинской мостовой Кони шли на водопой, Шли, потряхивая гривой, Кони-дончаки…»

Музыка: Дм. и Дан. Покрасс. Слова: Ц. Солодарь. Исполняет И. Шмелев

***

Акт о безоговорочной капитуляции Германских Вооруженных Сил

«Говорит Москва! Акт о военной капитуляции. Подписание акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил…»

Диктор: Ю. Левитан

Песни, написанные после войны

Май 1945 года. Художники: братья Ткачевы

На безымянной высоте (1964 г.)

«Дымилась роща под горою И вместе с ней горел закат. Нас оставалось только трое Из восемнадцати ребят…»

Музыка: В. Баснер. Слова: М. Матусовский. Исполняет: Ю. Гуляев

***

Офицеры (1971 г.) из к/ф «Офицеры»

«От героев былых времён Не осталось порой имён. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землёй и травой…»

Музыка: Р. Хозак. Слова: Е. Агранович. Исполняет В. Златоустовский

***

День Победы (1975 г.)

«День Победы, как он был от нас далек, Как в костре потухшем таял уголек. Были вёрсты – обгорелые, в пыли. Этот день мы приближали как могли…»

Музыка: Д. Тухманов. Слова: В. Харитонов. Исполняет М. Магомаев

Подготовил Антон Поспелов

8 мая 2012 г.

Большинство треков взято с сайта sovmusic.ru

Презентация на тему: » Песни военных лет…».» — Транскрипт:

1

Песни военных лет…»

2

Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата. Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою ОНИ вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники А сколько было создано песен о войне! Порой только песня, с ее жизненным текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала…

3

22 июня 1941 года… Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье- все опалил огонь жестокой кровопролитной войны.

4

Советские люди прощались с родными местами, чтобы, победив, вновь вернуться на отвоеванную и отомщенную землю. Отправлялись эшелоны с защитниками Родины на кровавое поле битвы под марш «Прощание славянки», которую написали В. Лазарев (стихи) и В. Агапкин (музыка).

5

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…» Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: – Будем разучивать новую песню – «Священная война». Музыка А.Александрова; Слова В.Лебедева — Кумача

7

сл. М. Исаковского, муз. М.Блантера Все мы любим душеньку Катюшу, Любим слушать как она поет, Из врага вытряхивает душу, А друзьям отвагу придает Если пуля вдруг шальная Настигнет на дальней стороне Не грусти тогда, моя родная Расскажи всю правду

8

Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал. муз. К.Листова, сл. А.Суркова

9

муз. Е. Петерсбурского, сл. Я.Галицкого Двадцать второго июня Ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили Что началася война

10

Одна из самых популярных песен военных лет, «Темная ночь», была написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма «Два бойца» весной 1942 года. Фильм рассказывал о фронтовой дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес. Идея «оживить» эпизод в землянке лирической песней возникла спонтанно. Мелодия была написана композитором буквально за один вечер. Но не было текста. В это время в Ташкент, где снимался фильм, приехал с фронта поэт Владимир Агатов. Обратились к нему. Прослушав мелодию, он тут же набросал слова. В таком виде, без всяких изменений песня и вошла в фильм. По свидетельству Константина Симонова весной 1943 года «Темная ночь» «была на устах буквально у каждого фронтовика», потому что «вместила в себя мысли и чувства миллионов людей». слова В. Агатова, музыка Н. Богословского

11

музыка Анатолия Новикова слова — Якова Шведова

12

Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу — все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа… И вот она долгожданная ПОБЕДА!!!

13

Этот день мы приближали как могли… слова В. Харитонова музыка Д. Тухманова

14

Как сказал писатель Илья Эренбург, «не мы хотели этой войны». Но, несмотря на все трудности, долгожданный День Победы настал. Сегодня мы хотим еще раз поблагодарить всех тех, кто даровал нам право на жизнь.

Вечер на Рейде

Во время Великой Отечественной войны было написано множество чутких и душевных лирических песен. Одну из них написали Ленинградские защитники — композитор Василий Павлович Соловьев-Седой и поэт Александр Дмитриевич Чуркин.

Композитор вспоминает, как написал эту песню:

Изначально её не принимал Союз музыкантов, на их взгляд, песня была слишком грустной, упаднической и даже без дольки героики. В начале войны приходилось отступать и покидать родные земли. Людям требовался громкий марш, триумфальный гимн, который бы повёл народ к победе, поэтому Вечер на Рейде не находил признания. И только зимой 1942 года Соловьев-Седой лично спел её в солдатской землянке под Ржевом и песня раскрылась. Ход войны изменился — теперь наши солдаты шли вперёд и день за днём давили врага с собственной земли. Больше эта песня не ассоциировалась с отступлением, ведь мы возвращались домой. Документы свидетельствуют, что песня играла и чуть раньше — во второй половине 1941-го, но мало, поэтому автор мог об этом и не знать.

Начальник ансамбля песни и пляски ЦДКЖ Вайнер говорил об этой песне:

«Хорошо помню тот памятный визит к нам Василия Павловича. Был он взволнован и возбужден. А потом до меня донеслись звуки рояля и негромкое пение. Незнакомый напев, задушевный, волнующий, заставил отложить все дела. Это был «Вечер на рейде».

Прощай, любимый город!Уходим завтра в море.И ранней поройМелькнет за кормойЗнакомый платок голубой.

Советская песня в послевоенный период. ГИМНИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Удельный вес гимнических песен в пе­сенном творчестве послевоенных лет
весьма велик. Яркие об­разцы этого жанра представлены упомянутыми выше
песнями борьбы за мир. Однако ведущей в области гимнов остается
тра­диция песен-славлений, посвященных широкоохватным обще­ственным
темам.
К ним принадлежат песни о коммунисти­ческой партии, такие, как
«Партия — наш рулевой» (Мурадели — Михалков),
«Мы — коммунисты» (Туликов — П. Градов).

К концу первого послевоенного десятилетия гимническая песня претерпела
известные изменения. В нее чаще проникают певучие лирические интонации, и
одновременно она обретает концертный размах. Таковы посвященные теме
Родины гимны Новикова
(слова Ошанина), «Россия» (слова
Алымова), отличающиеся подчеркнутым народно-песенным ха­рактером.

Середина 50-х годов
открывает песенную Лениниану. К лучшим принадлежат «Песня о Ленине»
(А. Холминов — Ю. Каменецкий),

«Ленин всегда с тобой»
(Туликов — Оша­нин) — выразительные примеры концертного гимна.

Пример светлой
лирической гимничности — песня Шоста­ковича на стихи Долматовского
«Родина слышит». Как это свойственно песенному стилю Шостаковича, ее
отличает лучис­тый диатонический колорит, афористичная отточенность фразы. Не случайно
первая фраза мелодии использована советским ра­диовещанием в качестве позывных.

Песня «Тёмная ночь»

Эта песня была написана поэтом Владимиром Агатовым и композитором Никитой Богословским в 1943 году для фильма «Два бойца».

А предыстория такова: режиссер фильма Леонид Луков считал, что в фильме душевная сцена в землянке без песни не получается.

Однажды ночью режиссер пришел к музыканту и попросил помочь с музыкой. Первая же попытка оказалась удачной. Оба буквально растормошили спящего поэта, который тут же написал слова.

Кстати, спать в эту ночь не пришлось и исполнителю – Марку Бернесу, которого подняли с постели уже — Луков, Агатов и Богословский. Дополнил бессонницу «квартета» гитарист, которому тоже в эту ночь не удалось выспаться.

Песни Великой Отечественной войны

Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов.

Песни Великой Отечественной войны: они и теперь, по прошествии многих лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения.

С первого дня войны и до праздничного победного салюта всегда были с солдатами, помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика, она шла с солдатом в бой!

Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.

Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную землю на нас. И завещают беречь ее. Этот мир такой хрупкий и прекрасный.

Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей.

Склоним головы перед величием их подвига! Они никогда не забудутся нами!

Просмотров:
2

Примечания

  1. Марш посвящён лётчику дальней авиации, герою Великой Отечественной войны, совершившему на подбитом и загоревшемся тяжёлом бомбардировщике таран скопления наземной техники противника.
  2. Хотя песня была изначально написана о событиях Гражданской войны, но была впервые исполнена во время Великой Отечественной войны как песня об этом времени.
  3. Бомбардировочная авиация США, помимо активных действий в Западной Европе, приняла некоторое участие и непосредственно в Великой Отечественной войне при выполнении «челночных» полётов, когда взлетавшие в Западной Европе бомбардировщики, отбомбившись, садились в СССР, а следующей ночью летели назад. Песня была переведена ещё во время войны и исполнялась также в двуязычном варианте.

Великая Отечественная война

Статьи о том времени  28 панфиловцев • Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1941-1946) • Мифы о Великой Отечественной войне • Советско-финская война (1941—1944) • Статистика:Потери гражданского населения в ВОВ
В культуре  Музыка и песни о Великой Отечественной войне • Фильмы о Великой Отечественной войне ( в том числе 28 панфиловцев и Литвяк)
Празднование Дня Победы  Эссе:Почему мы празднуем День Победы • Бессмертный полк • Празднование 70-летия Победы (в том числе Парад 2015 года)
Прочее  Города воинской славы • Города-герои

Ехал я из Берлина

Это поистине великое творение Льва Ивановича Ошанина стало одной из первых «победных» песен. Автор лирики рассказывал, как родилась идея о создании композиции: «Однажды утром, я услышал, что наши находятся на подступах к Берлину. И ощущение долгожданной Победы стало зримым, вошло в душу, отодвинуло все беды и печали войны. И я представил себе нашего парня, еще почти мальчишку, но уже зрелого солдата, человека, спасшего родную землю, и человека, у которого ещё всё впереди. И я увидел этого парня в его счастливом, звонком полёте домой. И сама собой пришла ёмкая и гордая строчка – Ехал я из Берлина». Но о своей затее написать стихотворение Ошанин никому не рассказывал до тех пор, пока победа не стала очевидна для всех, чтобы не сглазить.

Ехал я из БерлинаПо дороге прямой,На попутных машинахЕхал с фронта домой.Ехал мимо Варшавы,Ехал мимо Орла —Там, где русская славаВсе тропинки прошла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector