Парсуна

Возникновение термина

В 1851 году выпущено издание «Древности Российского государства», в котором содержались многочисленные иллюстрации. Над четвертым разделом книги трудился Снегирев И. М., автор попытался объединить имеющиеся данные по истории русского портрета. Считается, что именно он впервые использовал термин «парсуна».

Как научное определение слово получило распространение во второй половине двадцатого столетия. Этому способствовала публикация книги «Портрет в русском искусстве восемнадцатого века» под авторством Овчинниковой Е. С. Екатерина Сергеевна подчеркнула, что парсуна относится к ранней станковой портретной живописи конца шестнадцатого столетия.

Типы

Чтобы упорядочить произведения парсуны, искусствоведы выделили ряд категории портретной живописи тех времен. В основе классификации лежит техника написания и центральные герои картины:

  • Темпера на доске, портреты для надгробий.
  • Изображение высокопоставленных особ: дворяне, князья.
  • Картины с ликами церковных иерархов.
  • «Парсунная» икона.

Отдельное внимание хочется уделить последнему типу портретной живописи. На полотне живописец изображал святых

Для написания картины применялись масляные краски. Техника исполнений икон максимально приближена к европейской классике.

«Парсунные иконы» относят к переходному периоду художественного искусства. Выделяют две техники масляной живописи, которые в то время использовали для изображения ликов святых:

  • Картина на холсте с применением темного грунта.
  • Иконопись на основе из дерева с использованием светлого грунта.

Особенности нового жанра

Одновременно мастера парсуны старались реалистично изображать своих героев с натуры, добавляя объём, рисуя на холсте с использованием масляных красок. В этом стиле изображали царя Ивана Алексеевича, князя Ивана Репнина, воеводы Нащокина.

Иногда в парсуне трудно было определить тех, кого изображали из-за условности портретного сходства. В этом случае на помощь приходила подпись или указания в одежде, в специальных атрибутах на головных уборах, в руках тех, кто был изображён на парсуне.

Парсуна Ивана Грозного. Конец XVI – начало XVII векаМестонахождение: Национальный музей, Копенгаген, Дания

Значение слова «парсуна» в словарях русского языка

Парсуна

Парсу́на (искажённое  — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.

Первоначально синоним современного понятия «портрет» вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.

Википедия

ж. устар.Произведение русской станковой портретной живописи конца XVI — XVII вв.

Большой современный толковый словарь русского языка

ж. устар. Произведение русской станковой портретной живописи конца XVI в.-XVII в.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

парс`уна, -ы

Словарь русского языка Лопатина

(искажение слова «персона») , условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон. 16-17 вв., сочетающих приемы иконописи с реалистической образной трактовкой.

Современный толковый словарь, БСЭ

парсуна ж. устар. Произведение русской станковой портретной живописи конца XVI в.-XVII в.

Толковый словарь Ефремовой

(искажение слова ‘персона’, от лат. persona — личность, лицо), произведение русской портретной живописи 17 в. Первые П. ни техникой исполнения, ни образным строем фактически не отличаются от произведений иконописи (П. царя Федора Ивановича, 1-я половина 17 в., Исторический музей, Москва). Во 2-й половине 17 в. развитие П. идёт по двум направлениям. Первому присуще ещё большее усиление иконного начала, черты реального персонажа как бы накладываются на идеальную схему лика его святого патрона (П. царя Федора Алексеевича, 1686, Исторический музей). Второе направление, не без влияния работавших в России иностранцев, постепенно усваивает приёмы западноевропейской живописи, стремится к передаче индивидуальных особенностей модели, объёмности форм, вместе с тем сохраняя традиционную застылость в трактовке одежд (парсуна Г. П. Годунова). Во 2-й половине 17 в. П. иногда пишут на холсте масляными красками, порой с натуры. Как правило, П. создавались живописцами Оружейной палаты (С. Ф. Ушаковым, И. Максимовым, И. А. Безминым, В. Познанским, Г. Одольским, М. И. Чоглоковым и др.).Лит.: Новицкий А., Парсунное письмо в Московской Руси, ‘Старые годы’, 1909, июль — сентябрь; Овчинникова Е. С., Портрет в русском искусстве XVII века, М.,

1955. Л. В. Бетин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Парсуна – что это такое?

Данный тип художественного искусства получил название от искаженного латинского слова persona («личность»). Именно этот термин использовали в Европе для обозначения портретных изображений. Парсуна – это обобщенное наименование произведений живописцев из России, Украины и Беларуси, созданных в конце шестнадцатого века.

Картины чудесным образом сочетали в себе иконопись и реалистичную трактовку. Данный жанр живописи считается примитивным, но пользовался большой популярностью на Руси. Парсуна – это синоним понятия «портрет», независимо от техники, стиля и времени написания картины.

Характерные черты жанра

Парсуна возникла в русской истории, когда средневековое мировоззрение стало претерпевать преобразования, что привело к появлению новых художественных идеалов. Считается, что работы в этом художественном направлении создавались живописцами Оружейной палаты — Ушаковым С. Ф., Одольским Г., Безминым И. А., Максимовым И., Чоглоковым М. И. и другими. Однако эти произведения искусства, как правило, не подписывались своими создателями, поэтому подтвердить авторство тех или иных работ не представляется возможным. Дата написания такого портрета также нигде не указывалась, что затрудняет установление хронологической последовательности создания.

Парсуна — это живописи, возникший под влиянием западноевропейской школы. Манера и стиль письма передаются в ярких и довольно пестрых красках, однако все еще соблюдаются иконописные традиции. В целом парсуны неоднородны как в материально-технологическом плане, так и в стилистическом. Однако все чаще применяются для создания изображения на холсте. Портретное сходство передается очень условно, часто используются какие-либо атрибуты или подпись, благодаря которым можно определить, кто именно изображен.

Как отметил Лев Лифшиц, доктор искусствоведения, авторы парсун не пытались точно передать черты лица или душевное состояние портретируемого человека, они стремились соблюсти четкие каноны трафаретной презентации фигуры, которая бы соответствовала званию или сану модели — посол, воевода, князь, боярин. Чтобы лучше понять, что такое парсуна, достаточно взглянуть на портреты того времени.

Воображаемая царица

Не гнушались портретисты и созданием вымышленных картин. В императорском дворце было принято украшать стены многочисленными изображениями предков. Если никто доподлинно не знал, как выглядела прапрапрапрабабушка, то живописец просто придумывал ее образ и переносил на холст.

Например, на портрете Софьи, размещенном в Эрмитаже, изображена юная барышня в мантии из горностая. Однако во времена ее правления подобные одеяния не носили даже знатные дамы. На другом холсте Софья Алексеевна предстает в овальном медальоне, помещенном на груди двуглавого орла. Царевна изображена в короне, со скипетром и державой, хотя она не была коронована.

Исследователи живописи считают, что образ регентши воссоздавали с гравюры Леонтия Тарасевича. А царская атрибутика все лишь художественная фантазия автора. В вещах, не соответствующих эпохе, изображали не только сестру Петра 1. В шикарную мантию нарядили и царицу Евдокию Стрешневу, вторую супругу Михаила Федоровича.

Ее прическу венчает драгоценный головной убор, напоминающий по внешнему виду тиару Папы Римского. Возможно, в реальности его вовсе не существовало. Ведь в старинных летописях встречается описание лишь одного женского венца, ставшего подарком Ирине Годуновой от патриарха из Константинополя Еремея II.

Из истории возникновения

Западное искусство смогло повлиять на русскую живопись. Ещё в 15 веке в европейских странах в культуре началась эпоха Возрождения. Живопись получила бурное развитие, появились новые жанры и стили в этом виде искусства. Иконопись занимала главное место в изобразительном искусстве.

Церковь возражала против появления новых видов живописи, она развивала традиции иконописи. Первыми стали писать портреты мастера, работающие в Кремлёвской Оружейной палате. Для русских живописцев приглашали иностранных художников, чтобы заграничные мастера передавали своё умение и европейские приёмы живописи.

Эти нововведения пришлись на правление российского царя Петра I. Конец 17 века ознаменовался крупными реформами в культурной сфере и в других направлениях жизни страны.

Парсуна царицы Евдокии Лопухиной, XVIII векМестонахождение: Чухломский краеведческий музей имени А.Ф. Писемского, Костромская обл., Россия

ОТ ИКОННОГО ОБРАЗА К ПАРСУНЕ

Неизвестный художник КНЯЗЬ М.В. СКОПИН-ШУЙСКИЙ Около 1630 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Парсуна — это особая форма портретной живописи, переходная от иконы к светскому портрету. Появилась парсуна в XVII в. Конечно, изображения известных исторических лиц существовали и раньше. Но художники изображали людей, так сильно идеализируя их, что они становились абсолютно непохожими сами на себя. Парсуна же обычно писалась с натуры и показывала не идеального героя, а конкретного человека — персону, с его собственной внешностью и характером. Создавалась парсуна по особым правилам. Поза человека должна быть застывшей. Костюм делался плоскостным, а лицо, наоборот, объёмным. Очень много внимания художники уделяли тщательной проработке предметов, богатых узорчатых тканей и драгоценных камней.

Первые парсуны создавались в технике иконописи, на доске темперными красками. Одна из самых ранних работ — изображение Благоверного князя М. В. Скопина-Шуйского — известного государственного деятеля конца XVI — начала XVII в., стольника царя Бориса Годунова.

Поделиться ссылкой

Пояснения от словарей

«Словарь терминов» очень конкретно высказался по поводу происхождения слова «парсуна»: в нём сказано, что оно является искажением от «персоны». Таким портретным жанром рисовали светские парадные портреты, которые стали только-только появляться.

Из «Энциклопедического словаря» мы узнаём, что такая портретная живопись, как парсуна, возникла на Руси, в Белоруссии и на Украине. Остальные словари не открыли ничего нового из толкования такого устаревшего слова, как «парсуна».

Портрет царя Алексея Михайловича в большом наряде, вторая половина XVII векаМестонахождение: Государственный Исторический музей, Москва, Россия

ПЕРВЫЕ ИКОНЫ

БОГОМАТЕРЬ БЕЛОЗЕРСКАЯ (Умиление)

XIII в. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

Считается, что первым изображением Иисуса Христа был образ Спаса Нерукотворного, — об этом повествует церковный историк Евсевий Кесарийский. Эдесский царь Авгарь был тяжело болен и не мог сам прибыть к Иисусу Христу, чтобы получить от него исцеление. Тогда он отправил художника сделать для него изображение Иисуса. Но сколько ни пытался мастер, образ Христа у него не получался. Тогда Иисус утер своё лицо белым платом, и на нём появилось изображение. Сделанное не руками, а чудесным образом, оно получило название «нерукотворного» образа. То же предание рассказывает и о первой иконе Богоматери, написанной евангелистом Лукой на доске стола, за которым совершали домашние трапезы Христос с Матерью. Списком (или копией) с неё признается икона Богоматери Владимирской.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector