Детально о кинофильме «орда»

СЪЕМКИ И ДЕКОРАЦИИ

Съемки фильма продлились с середины июня по декабрь 2010 года.

Съемки прошли в павильонах киностудии «Мосфильм»; под городом Гороховец (Владимирская область), где была построена натурная декорация древней Москвы; под Астраханью, где были возведены колоссальные декорации города Сарая (столицы Орды) и двора ханши Тайдулы; а также в заповеднике Баскунчак под Ахтубинском.

В съемках некоторых сцен в Сарае принимали участие до 350 статистов — как предварительно набранных артистов массовки, так и обычных местных жителей, которые также помогали при строительстве декораций.

Декорация Сарая была построена всего в 10 километрах от того места, где находился этот легендарный город и где сейчас ведутся археологические раскопки (кстати, город раскопан пока всего лишь на 2%). Декорация стоит до сих пор. Местные власти сделали из нее музей.

Декорацию Сарая строили те же специалисты, что возводили Цитадель для Никиты Михалкова в «Утомленных Солнцем 2». Строить пришлось с весны. Работали даже ночью при искусственном освещении. Но сложнее всего пришлось, когда началось роение мошкары, а затем «змеиные свадьбы». К счастью, обошлось без жертв, хотя одного актера укусил паук-каракурт, и он попал в реанимацию.

Зимние эпизоды были сняты под Астраханью осенью с использованием большого количества искусственного снега (дожидаться реального у группы не было времени).

СЕРГЕЙ ФЕВРАЛЕВ, художник-постановщик:

Подготовка к съемкам длилась месяцев семь-восемь. Для меня все началось со сбора материала. Я ездил по раскопкам, фотографировал фрески, сидел в библиотеке Исторического музея, делал замеры различных архитектурных строений. Параллельно мы общались с режиссером по разным вопросам, ездили на выбор натуры. Все это длилось месяца три-четыре. Потом были запущены в разработку чертежи и макеты, а затем еще три месяца ушло на строительство декораций.

Русь мы снимали под городом Гороховец во Владимирской области. Естественно, для нашей Москвы мы искали прототип высокого берега реки. Сразу за нашей площадкой начинался громадный стокилометровый лесопарк без единой постройки. Это сразу создавало ощущение девственной природы, древности и первозданности.

С Ордой все было сложнее. Сначала мы искали площадку, напоминающую некий сложный мифический мир в степной зоне, тоже на берегу какой-нибудь большой реки. Проехали по разным областям, видели много интересного, но ощущения «попадания» не было. Но когда мы оказались на раскопках Сарая, столицы Орды, то обнаружили, что нам больше ничего ни искать, ни придумывать не надо. Все было перед нами — практически там же, где когда-то стоял реальный Сарай: на той же реке, в тех же ландшафтах, с тем же небом, с теми же змеями, пауками и перекати-поле…

Декорация Сарая, площадь которой составила 8 тысяч квадратных метров стоит до сих пор. Самое высокое здание в ней – 15 метров. В декорацию вошли площадь, одна длинная изогнутая улица и несколько дворов. В этом пространстве мы и снимали. Кроме того построили дворец, его двор, а также крышу дворца. И отдельно был возведен юртовый городок Тайдулы. В общей же сложности (включая Москву и павильоны), площадь всех декораций «ОРДЫ» составила порядка 20 тыс. кв. м.

Самым сложным для меня было соблюсти баланс при взаимодействии двух стихий – воды и огня. Декорации стояли на берегу реки, их частью были большой акведук, водяное колесо, бассейн и т.д. Были бассейны и в банях: в одном плавали рыбы, в другом – люди. Там же был фонтан, из которого текло вино. Все это серьезные и сложные стройки. Вода тяжелая, требуется определенный расчет конструкции. А огонь – нечто совсем противоположное. Под банями у нас бушует целое море огня, пылают люстры в залах дворца, на улицах Сарая горят костры, главные герои буквально проходят сквозь огонь, чтобы пройти к хану. А декорации-то строятся из дерева, они хрупкие и не огнеупорны, могут вспыхнуть в любой момент. Все это приходилось учитывать, пользоваться специальными пропитками. Риск был, мягко говоря, значительный, зато всем было безумно интересно. Да и вообще, как мне кажется, красоту и феерию без риска воспроизвести невозможно.

Сюжет сериала «Золотая Орда» (2018)

Конец XIII века. Русь под гнетом монголо-татар. Великий князь Ярослав мечтает объединить разрозненные русские княжества и скинуть ненавистное иго, но его врагами на этом пути становятся родной брат – опальный князь Борис — и старший сын Владимир. В столицу Руси прибывает посланник Золотой Орды — Тенгри-Темир, красавец и ценитель женской красоты. Он приехал, чтобы угнать в Орду тысячи русских воинов, но готов довольствоваться лишь частью, если Великий князь отдаст ему княгиню Устинью, жену Бориса.

Ярослав не хочет нарушить законы веры и чести, но Борис сам идет на этот шаг, надеясь, что эта жертва обеспечит ему княжеский престол. Устинья с караваном отправляется на чужбину. Тенгри оставляет Ярославу подарок от Великого хана – юную Наргиз, которая пробуждает князя к жизни и ставит его перед роковым выбором. На одной чаше весов – любовь и страсть, на другой – престол и жизнь самой Наргиз, которую не принимает ни народ, ни законная жена Ярослава.

Тем временем Великий хан Золотой Орды Берке чувствует приближение скорой смерти и отчаянно мечтает о наследнике. В степи он встречает 16-летнюю Айжан, дочь богатого купца. Жестокий старик делает юную красавицу своей третьей женой. Казалось бы, вместе с окончанием свадебного обряда жизнь прекрасной Айжан оборвется, но юный художник Николка, пригнанный в Орду с посольством Тенгри-Темира, готов отдать жизнь за свободу и поцелуй прекрасной чужеземки.

Персонажи фильма

«Золотая Орда» — фильм о чувствах и страстях, художественный рассказ о человеческих взаимоотношениях. Какой из сюжетных конфликтов нашей истории можно назвать основным? Наверное, тот, который в одинаковой степени драматично испытывают наши главные властители – Великий князь Ярослав и Великий хан Берке. Оба раздираемы внутренним противоречием между необходимостью быть безупречным примером для своих подданных и желанием испытывать простое человеческое счастье: любить и быть любимыми.

Главного героя, как такового, в «Золотой Орде» нет. Один-два ведущих персонажа для 16-серийного проекта, чаще всего, не позволяют сделать историю занимательной и динамичной. У нас более десятка сюжетных узлов, в центре каждого стоит свой герой. К примеру, есть мелодраматическая линия юного художника Николки и татарской девушки Айжан. Их окружает множество персонажей, одни из которых мешают, другие — помогают им. И в этом «узле» главный герой другой сюжетной линии — всего лишь один из персонажей.

Да, Великий князь Ярослав и Великий хан Берке и по объему ролей, и по сюжетной значимости могут претендовать на определение их как главных героев. Но вряд ли при этом роли Великой княгини Радмилы, старшего брата Ярослава Бориса, его жены Устиньи, роль татарской девушки Наргиз и множество других от этого станут менее важными. У каждого из них своя сюжетная и содержательная задача. Без любого из них объемность проекта станет заметно меньше.

Завоевания Бату

Хан Джучи правил своим улусом недолго. Затем власть принял его сын Бату, которого в русских землях называли Батый. С начала 1220-х до первой половины 1240-х годов он совершил несколько завоевательных походов на запад. В состав Орды вошли Южное Приуралье, Северный Кавказ, Поволжье и Крым. Княжества Руси были разорены и обложены данью. Затем монголы вторглись в Европу, разграбили Сербию, Чехию, Венгрию и несколько других стран и остановились только у побережья Адриатического моря. 

Ни одна армия мира не могла противостоять тысячам всадников, умеющих стрелять на полной скорости. Стены русских и европейских городов рушились под ударами мощных осадных машин, созданных по китайским чертежам. 

Критический прием

В целом фильм был плохо воспринят критиками. Студия Ciné Live напоминает о «провале» этого «очень французского» фильма . Издание поставило под сомнение качество «плохих и грязных диалогов , постановки, близкой к видеоиграм, плохих актеров» . L’Express отмечает, что фильм начался с хорошей идеи, но она ослаблена реализацией, считающейся «запутанной» . Парижанин видит в нем «первичный», но «эффективный» фильм , испорченный «слабостью ресурсов и диалога» . Première сожалеет о фильме «Ни сделано, ни должно быть сделано» , без «высоты обзора» , в котором забыли «рассказать историю» . Газета также подчеркивает плохую игру актеров (за исключением Ива Пиньо — которым Телерама также может похвастаться своей работой) и слабость их персонажей, ни один из которых «не уклоняется от стереотипов  » . The Fantastic Screen сожалеет, что тон фильма не был найден, поскольку он находится между «серьезностью, плохо сыгранной, достойной плохого французского детективного сериала, и возмутительным юмором, который далеко не так эффективен, как у культового Шона. мертвых  » . Специализированная газета отмечает «корявость и повествовательные приближения» , а также ставит под сомнение неоригинальность фильма и его многочисленные заимствования, которые «почти сродни плагиату» . Le Monde сожалеет о том, что в хороших фильмах ужасов не обнаружил двух основных качеств: ужаса, вызванного механизацией тел, и социального подтекста, который может предложить этот жанр. Газета отмечает, что описание истории в пригороде не вызывает никаких «документальных проблем» , и выражает сожаление по поводу плохой характеристики зомби, безличных и неопределенных. Таким образом, ежедневная газета рассматривает его только как «фанатский фильм, который развлекается с жанром несколько тщетно, без эффектов дистанцирования (школьный юмор, отсылка к французскому кино пятидесятых, приземленность некоторых персонажей), не обогащает его и не обновляет. это » .

Более детально Les Inrockuptibles квалифицирует проект как «жестокий» , «жестокий и забавный» , от которого нам не следует ожидать многого. Обзор Positif (в котором сотрудничает один из двух режиссеров) отмечает низкое качество диалогов, но смягчает свое суждение, восхваляя энергию этой «бульдозерной истории» . Еженедельник « Телерама» сожалеет о низком качестве вступительной сцены, которую сочли «достойной плохого детективного сериала» , но подчеркивает, что фильм постепенно компенсирует это и в конечном итоге находит «правильный темп» . Журналист из Liberation, который раскрывает в своей статье, что внес финансовый вклад в проект , как и 470 других киноманов, объясняет свое разочарование фильмом, эффективным в боевых сценах, но отягощенным его «опасными диалогами и вольными актерами».

Актеры и роли:

  • Александр Истюгов – сыграл князя Ярослава. Фильмография: “Белые ночи”, “Викинг”, “След тигра”, “Ментовские войны”, “Петя Великолепный” и другие.
  • Светлана Колпакова – сыграла княгиню Радмилу. Фильмография: “Отчий берег”, “Карнавал по-нашему”, “Сын отца народов” и другие.
  • Артур Иванов – сыграл брата Ярослава Бориса. Фильмография: “Тихий дон”, “Кухня”, “Берег женщин”, “Мент в законе”, “Романовы” и другие.
  • Юлия Пересильд – сыграла княжну, жену Бориса Устинью. Фильмография: “Герой”, “Таинственная страсть”, “Пять невест” и другие.
  • Сергей Пускепалис – сыграл роль воевода Еремея. Фильмография: “Елки новые”, “София”, “Счастье – это…”, “Скоро весна” и другие.
  • Владимир Веревочкин – сыграл сына Ярослава Владимира.
  • Сергей Гурьев – фильмография: “Синяя роза”, “Лесник”, “Проснемся вместе?”, “Ранетки” и другие.
  • Евгения Дмитриева – фильмография: “Идеальные”, “Храбрые жены”, “Молодая гвардия” и другие.
  • Лариса Домаскина – фильмография: “Журавль в небе”, “Сальса”, “Гостиница Россия” и другие.
  • Сергей Соцердотский – сыграл Николку.
  • Юрий Тарасов – фильмография: “Что и требовалось доказать”, “Побег”, “Кузня” и другие.
  • Аружан Джазильбекова – сыграла Наргиз. Фильмография: “Дорога к матери”, “Свадьба на троих”, “Асель, друзья и подруги” и другие.
  • Дина Тасбулатова – сыграла Айжан. Фильмография: “А.Л.Ж.И.Р”, “Жибек”, “Честь офицера” и другие.
  • Сабина Ахмедова – фильмография: “Хорошая жена”, “8 новых свиданий” и другие.
  • Санжар Мади – фильмография: “Я-жених”, “Песня птиц”, “Елки”, “Сердце мое-Астана” и другие.
  • Даулет Абдыгапаров – фильмография: “Ольга”, “Соблазн”, “На глубине” и другие.
  • Нафиса Хайруллина – фильмография: “Второе зрение” и другие.
  • Эльмира Калимуллина – у актрисы на данный момент не большой список фильмографии.
  • Виктор Немец – фильмография: “От ненависти до любви” и другие.
  • Сейдулла Молдаханов – сыграл художника Рафика. Фильмография: “Крым”, “София”, “Екатерина. Взлет”, “Родина”, “Доброе имя” и другие.
  • Турар Мураталиев – сыграл Ногая. Фильмография: “Пятницкий. Глава четвертая” и другие.
  • Карина Андоленко – сыграл Настеньку. Фильмография: “Чужая кровь”, “Желтый глаз тигра” и другие.
  • Андрей Удалов – сыграл Тришку. Фильмография: “Измена” и другие.
  • Анна Скиданова – сыграла Стешу. Фильмография: “Камиссарша”, “Екатерина. Взлет” и другие.

Распад Золотой Орды

За год хан Тохтамыш навёл порядок в Орде, а после занялся вассалами. В 1382 году он напал на Москву и снова вынудил русские земли выплачивать дань. А затем пошёл войной на своего недавнего союзника Тамерлана. Это было ошибкой. Тамерлан нанёс Орде несколько жестоких поражений, уничтожил ряд поволжских городов (в том числе Сарай) и разграбил Крым. От этого удара Золотая Орда так и не смогла оправиться. 

Начавшийся во времена смуты распад государства продолжился с новой силой. К середине XV века Золотая Орда распалась. Из её состава вышли Сибирское, Узбекское, Казанское, Астраханское, Крымское, Казахское ханства и Ногайская Орда. Территория, подвластная хану, стала называться Большой Ордой. 

Распад Золотой Орды‍

Хан Большой Орды Ахмат попытался сохранить контроль над русскими землями, но безуспешно. Военное противостояние с московским князем  Иваном III в 1480 году, известное как «великое стояние на Угре» закончилось отступлением ордынцев, и Русь обрела независимость.  

Большая Орда прекратила своё существование в начале XVI века. Постепенно все территории бывшей Золотой Орды вошли в состав России.

МОНГОЛЬСКИЙ РОК-Н-РОЛЛ XIV ВЕКА

Оригинальный саундтрек «ОРДЫ» написан композитором Алексеем Айги. В записи музыки к фильму также приняла участие московско-улан-удэнская группа «НАМГАР», один из наиболее котирующихся на мировой сцене коллективов, исполняющих традиционные музыкальные произведения монгольских народов.

АЛЕКСЕЙ АЙГИ, композитор:

Задачи на «ОРДЕ» были сложные, но в чем-то и раскрепощающие. Как воссоздать то, что не сохранилось, о чем не осталось никаких упоминаний? Поэтому мы, можно сказать, написали все заново. Вероятно, это даже хорошо, что нам фактически не от чего было отталкиваться; иначе игнорировать уже существующие примеры было бы некорректно. А так – практически полная свобода! Конечно, в качестве референсов мы использовали народную музыку из регионов, где когда-то властвовала Орда. Опираясь на нее, смешивая основные элементы, мы и написали саундтрек к фильму Андрея Прошкина.

Работу оказалась разделена на два этапа. Сначала мы записали композиции, которые звучат в кадре и под которые снимались некоторые сцены. Здесь в основном использовались аутентичные инструменты (ятаги, чанзы и т.д.), которые иногда поддерживал контрабас (его на съемках заменили басовым морин хуром, который пришлось ввозить из-за рубежа — в России такого не было; теперь он у меня в коллекции – расстаться с ним я не мог). Записывались мы на «Мосфильме» (звукорежиссером был Геннадий Папин, с которым я работаю уже 15 лет, со «Страны глухих»). Иногда в ход шли самые неожиданные предметы. Я, например, помню, как стучал по какому-то мусорному баку. Даже Прошкин бил в какой-то барабан. Такой и была воображаемая музыка Орды. На тот момент еще не было отснято ни одного кадра, и Андрей давал установки исключительно на словах (он мне ставил и музыку, но, дав послушать один раз, сразу стер, чтобы я работал сам и надо мной ничто не довлело). Он тогда сказал: «Сделай монгольский рок-н-ролл XIV века». Поэтому я и старался сделать нечто яростное и мощное. Первую часть саундтрека мы написали быстро. А потом пришлось довольно долго ждать, пока подойдут к концу съемки. Этот перерыв, по моим ощущениям, длился месяцев восемь.

Второй этап был более продолжительным. Подобрать нужные инструменты мне помогли музыканты из бурятской группы «Намгар», которые сейчас живут в Москве. Музыка бурятов очень близка монгольской. Мы собирались, много импровизировали, писали и записывали. В записи второй части саундтрека также задействован оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки и музыканты моего ансамбля; также важную часть музыки исполнили два сопрано. Режиссер, кстати, не хотел никакого пафоса и просил нас, что мы не давили картинку духовностью и красотой. С Андреем, вообще, не просто. Он очень въедливый. Многое приходилось переделывать. Но в итоге все, вроде бы, хорошо получилось. И кино вышло большое – когда я увидел первую сборку, у меня вообще было ощущение, что смотрю какой-то хороший голливудский фильм. Работать с таким материалом – большая удача. Рекомендовать картину можно, наверное, всем. Надеюсь, скоро издадим саундтрек «ОРДЫ» на CD.

Техническое описание

 Если не указано иное или не указано иное, информация, упомянутая в этом разделе, может быть подтверждена базой данных IMDb .

  • Режиссер: Янник Дахан , Бенджамин Роше
  • Сценарий: Янник Дахан , Бенджамин Роше, Стефан Мойсакис, Арно Борда
  • Оригинальная музыка: Кристофер Леннерц
  • Наборы: Жереми Стрелиски
  • Фотография: Жюльен Мерис
  • Монтаж: Дмитрий Амар
  • Производство: Рафаэль Роше
  • Бюджет: 2 000 000 
  • Формат: Цвет — 2,35: 1 — 35  мм
  • Язык: французский
  • Жанр: Зомби-фильм , ужасы , боевик , триллер
  • Продолжительность: 90 минут (киноверсия)  ; 101 минута (полная версия)
  • Дата выпуска :
    • Италия  :сентябрь 2009 г.( Венецианский кинофестиваль )
    • Франция  :10 февраля 2010 г.
  • Запрещено детям до 12 лет с предупреждением

Где снимали сериал “Золотоя Орда”?

Думаю многим зрителям будет интересно узнать, где снимали данный сериал. Замечательные костюмы, красивые крепости и здания, вот что увидит зритель в этой картине.

Сначала на территории заброшенной военной базы недалеко от Ярославского шоссе, прямо на лесной опушке возле небольшого пруда, возвели настоящий деревянный городок: с домами, теремами и церквушками, какие были во Владимире в XIII веке. Все это служило декорацией для событий, происходящих на территории Руси. Вторая часть съемок прошла в Крыму, где снимали события, происходящие в ордынском городе Сарай-Берке. Затем съемочная группа вновь вернулась в Москву, где на киностудии «Амедиа» сейчас снимаются павильонные сцены.

Картина не создана для одноразового просмотра, его захочется смотреть снова и снова и внедриться в эпоху того времени. Лично я считаю, что это история не про войну, а про любовь. Мы здесь увидим искренние чувства.

Актеры и роли

  • Александр Устюгов — князь Ярослав;
  • Светлана Колпакова — княгиня Радмила;
  • Юлия Пересильд — Устинья, жена князя Бориса;
  • Сергей Пускепалис — Еремей, воевода;
  • Карина Андоленко — Настенька;
  • Владимир Верёвочкин — Владимир, сын Ярослава;
  • Артур Иванов — Борис, брат Ярослава;
  • Сергей Соцердотский — Николка;
  • Аружан Джазильбекова — Наргиз;
  • Дина Тасбулатова — Айжан;
  • Сейдулла Молдаханов — Рафик, художник;
  • Турар Мураталиев — Ногай;
  • Андрей Удалов — Тришка;
  • Анна Скиданова — Стеша;
  • Аскар Ильясов — Алтан;
  • Феруза Рузиева — Саодат;
  • Дилия Рузиева — смотрительница гарема Мегуна;
  • Борис Каморзин — Семёныч;
  • Александр Ким — Саят;
  • Максим Карушев — Егор;
  • Максим Сапрыкин (II) — княжич Даниил, сын Ярослава и Радмилы;
  • Кузьма Сапрыкин — гонец-дружинник;
  • Виктор Королёв (II) — воевода;
  • Илья Пивнюк — смотрящий;
  • Анна Ичетовкина — торговка;
  • Владимир Малинин (II) — гонец из Владимира;
  • Алексей Тахаров — нукер;
  • Кирилл Крошман-Климов — лекарь;
  • Игорь Сигаев — боярин из Владимира;
  • Валерий Лукьянов — священник;
  • Марат Абдрахимов — Бахар;
  • Степан Середа — Санька 7 лет;
  • Матвей Сиваковский — Кузька;
  • Алексей Ушаков (III) — сотник;

Съемочная группа

  • Режиссер: Тимур Алпатов;
  • Сценарист: Ольга Ларионова;
  • Оператор: Морад Абдель-Фаттах;
  • Продюсеры: Рубен Дишдишян (ген.), Арам Мовсесян, Елена Денисевич, Нелли Яралова (ген.).

Интересные факты о съемках сериала «Золотая Орда»

  • Съемки сериала проходили в Москве, Подмосковье и в Крыму, где была построена декорация ставки Великого хана. Площадь декорации города Владимир — с княжеским теремом, домами, сараями, банями, сторожевыми вышками, церковью – составила 5000 м².
  • В течение почти полугодичного кастинга было отсмотрено более двух тысяч актеров, которых искали не только в России, но и в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, а также в Китае и Японии. В итоге в фильме сыграли около 150 артистов.
  • Для проекта было изготовлено и арендовано 2000 исторических костюмов, среди которых – костюмы из фильмов «Садко» и «Руслан и Людмила».
  • Холодное оружие и доспехи для «Золотой Орды» изготовлял художник Сергей Микульский, собравший уникальную коллекцию доспехов и оружия из стали, титана и бронзы, которая является основной в российском кинопроизводстве при создании исторических фильмов, сказок и фэнтези.

«Великая замятня»

В 1359 году был убит хан Бердибек, внук Узбека и последний потомок Бату. После его смерти в Орде началась борьба за власть. На ханский титул претендовали дальние родственники династии, среди которых были и самозванцы. До конца 1370-х годов Ордой фактически правил крымский темник Мамай. Он не был потомком Чингисхана и не имел права на титул хана, поэтому действовал от имени правителей-марионеток, которых постоянно менял. 

Смута (или «великая замятня», как писали о ней русские летописцы) ослабила государство: несколько областей объявили себя отдельными ханствами и вышли из состава Орды. Владения на Днепре были захвачены литовцами, а Москва отказалась выплачивать дань. Поход Мамая на Русь обернулся разгромом: в 1380 году московский князь Дмитрий Иванович разбил его войска в знаменитой Куликовской битве.

«Великая Замятня» закончилась в том же году. В Орду из Чагатайского Улуса, другого осколка Монгольской империи, прибыл наследник Чингисхана Тохтамыш. При поддержке великого завоевателя Тамерлана он добил войска Мамая и казнил его. У Золотой Орды вновь появился законный правитель, однако вернуть могущество предков Тохтамышу так и не удалось.

Актёры и кастинг

Актёр Роль
Максим Суханов митрополит Алексий
Андрей Панин хан Тинибек
Роза Хайруллина ханша Тайдула
Александр Яценко Федька, келейник митрополита Алексия
Виталий Хаев князь Иван Красный
Иннокентий Дакаяров хан Джанибек
Алексей Егоров Бадакюль
Федот Львов Тимер
Геннадий Турантаев продавец рабов
Ирина Никифорова служанка Тайдулы
Моге Ооржак Бердибек
Толепберген Байсакалов Абильда
Даулет Абдыгапаров сотник хана Джанибека
Алексей Шевченков истопник Василий
Александр Цой китайский фокусник
Юрий Пронин священник

В поисках актёров создатели фильма объехали практически всю бывшую советскую Азию и Монголию. В фильме играют татары, казахи, киргизы, тувинцы, калмыки и буряты. Основные ордынские роли исполнили Роза Хайруллина, Андрей Панин (из которого был сделан азиат с помощью пластического грима) и якутские актёры — Алексей Егоров, Федот Львов, Геннадий Турантаев, Ирина Никифорова и Иннокентий Дакаяров.

На главную роль режиссёр пригласил Максима Суханова, сумевшего отразить ум и человеческую мощь святителя Алексия.

Как возникла Золотая Орда

В конце XII — начале XIII веков монгольский полководец Тэмуджин (1155 или 1162–1227) завоевал огромные территории, от Японского моря на востоке до Каспийского моря на западе, и принял титул Чингисхан («хан великих»). Его сыновья продолжили завоевания, и вскоре Монгольская империя стала самым большим континентальным государством за всю историю человечества. Она объединяла Центральную Азию, Южную Сибирь, Китай, Тибет, Ближний Восток и часть восточной Европы.

 Незадолго до смерти Чингисхан разделил империю на улусы («страны») между сыновьями и завещал им покорить весь мир. Самые богатые территории на северо-востоке достались старшему сыну великого хана — Джучи. Его улус включал юг Восточно-Европейской равнины и западную часть Евразийской степи. Позже эта территория стала называться Золотой Ордой.  

ГРАФИКА

Всего на создание графики, компоузинга и 3D (не считая моделинга, который осуществлялся до начала съемок) ушло около четырех месяцев.

АЛЕКСАНДР ГОРОХОВ, Генеральный продюсер студии CGF, VFX-супервайзер «ОРДЫ»:

Нашей основной задачей при работе над фильмом стало построение гигантского города Сарай-Бату в дополнение к эскизам декораций, созданных художником-постановщиком Сергеем Февралевым, и разработка некоторых эффектов, снять которые физически было небезопасно (например, прохождение через костры или тушение свечи ударом остро отточенной сабли), дорого (скажем, размножение армии Джанибека при виде с противоположного берега реки) или вообще невозможно (отрубание головы или полет шара в сцене с китайским фокусником).

Естественно, больше всего времени у нас ушло на создание модели города, который на общем плане занимал все пространство кадра вплоть до самого горизонта. Площадь декорации была огромна (многие десятки метров в длину и ширину). Макет же был примерно 2Х2 метра, но отражал в миниатюре все особенности местности, ее рельеф и т.д.

АЛЕКСАНДР ТОКМАКОВ, VFX-продюсер и супервайзер визуальных эффектов «ОРДЫ»:

Сцена с шаром снималась в декорациях на «Мосфильме». Тут хочется отметить профессионализм актера, игравшего китайского фокусника. Взаимодействовать с ним в этом непростом эпизоде нам было очень легко. Мы придумали характер движения шара, а затем в ходе нескольких репетиций отрабатывали пластическое взаимодействие артиста с воображаемым объектом, и это у него, на мой взгляд, получилось просто отлично. Все было выполнено им с филигранной точностью. Нам оставалось только анимировать пушистую поверхность шара и привести ее движение в соответствие с расположением рук и направлением взгляда актера.

Кроме того, если вспомнить эту сцену, в ее начале фокусник подбрасывает в воздух веера, которые превращаются в снегопад пушинок, медленно опадающих на пол во дворце хана. Веера после их взлета мы, естественно затерли, но и пух, имевшийся на площадке, был использован нами только в качестве референса. Потом мы его тоже удалили из кадра, чтобы иметь возможность поиграть с крупностью, скоростью падения и траекторией полета нарисованных пушинок в кадре.

АЛЕКСАНДР ТОКМАКОВ:

Очень интересна была работа над сценой со свечой. Напомню, что в этом эпизоде хан Тинибек, размахнувшись, гасит ударом сабли свечу в руке папского легата из Авиньона. Острие при этом проходит всего в нескольких сантиметрах от лица актера, играющего посла. Снимать такое вживую было очень рискованно. Поэтому решено было дорисовывать сцену на компьютере. Но изначальные заготовки для дальнейшей работы нам все же были нужны. Всех секретов выдавать не буду, однако скажу, что в том кадре Андрей Панин делал замах полноценной саблей, а наносил удар, держа в руке только ее ручку (лезвие дорисовывалось на компьютере). Ну а как один предмет трансформировался в другой – не скажу. Пусть это останется тайной! Впрочем, свечку саблей все же тушили для того, чтобы понять, например, как отлетает горящий фитилек, как рассеивается дым… Но снималось это отдельно.

АЛЕКСАНДР ГОРОХОВ:

Самой сложной была сцена с отрубанием головы русского пленного. Технологически все было отработано, но этот фрагмент был очень важен для режиссера монтажно. Да и вообще, изображать смерть на экране правдоподобно – очень ответственная задача. И до «ОРДЫ» наша студия, кстати, такого не делала, и, естественно, ничего подобного нам видеть в реальной жизни не доводилось. Поэтому у всех были свои представления о том, как должна реагировать на удар отточенного лезвия кровеносная система, как будут направлены брызги крови, куда упадет голова и т.д. Но абсолютно точно никто, конечно же, сказать не мог. Мы моделировали что-то на компьютере, но в итоге для того, чтобы достичь нужного эмоционально-драматического эффекта нам все же пришлось внести определенные коррективы.

ЕГОР ТОМСКИЙ, руководитель департамента превизуализации студии CGF:

Режиссер поставил задачу – показать отрубание головы одним кадром. Начали с того, что создали некую анимационную сцену, отражавшую наше представление о том, как этот кадр должен в итоге выглядеть. Потом уже подставляли каскадера, объясняли группе, где должна быть «зеленая» голова, как должна прыскать кровь в камеру и т.д. Словом, интересный получился момент, есть о чем вспомнить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector