Кратко «очарованный странник» н. лесков

Глава десятая: Служба на конюшне

Иван Северьяныч стал вольным человеком. Он пошёл на ярмарку. Там цыган торговал лошадьми, пытаясь обмануть мужиков, подсовывая ему слабую лошадь. Странник выбрал мужикам лошадь по своим знаниям, те были очень благодарны Ивану. Стал он ходить с одной ярмарки на другую и «руководствовать» бедных людей. Вырос его капитал, стал он пить больше. Цыганы его невзлюбили, но не смели ему мстить, так как все мужики, которым помогал Иван, были на его стороне.

Один князь-ремонтёр просил открыть секрет Ивана Северьяныча насчёт понимания в лошадях, предлагал ему сто рублей. Странник твердил ему, что секрета вовсе нет, а есть лишь природное дарование. Но князь стоял на своём, и Иван стал рассказывать свои знания, но тот ничего не понял, а предложил работать у себя конэсером. Странник согласился и три года жил у него больше как друг и помощник, нежели как наёмный рабочий. Иногда бывало, что Иван уходил в запой, особенно, когда по проданным коням скучал, но всегда о своих «выходах» предупреждал своего хозяина и отдавал княжеские деньги. Но со временем ему надоело такое пристрастие, и вздумал он от него избавиться.

Глава пятая: Семейные драмы

Офицер предложил Ивану тысячу рублей. Парень не взял, плюнул на деньги, бросил на землю. Ремонтёр разозлился, бросился на Ивана с саблей, но тот оттолкнул его и саблю его ногой погнул. Но офицер не хотел сдаваться и полез с ним драться. Потом вдруг схватил девочку за руку и не хотел отпускать. Иван тоже держал ребёнка. Понял офицер, что не отдаст молодой человек им дитя, и стал уводить женщину, а та плачет, тянется руками к своему чаду. К лиману уже бежал барин, стреляя в воздух и пытаясь остановить любовников. Иван сжалился над матерью, отдал ребёнка и попросил увезти его от барина.

По приезде в Пензу ремонтёр сказал Ивану, что не может его держать у себя. Он дал страннику двести рублей. Парень чувствовал себя виноватым перед офицером за то, что бил его у лимана и попросил, чтобы ремонтёр дал ему пощёчину. Офицер только рассмеялся и отпустил Ивана.

Главный герой решил сдаться властям, но прежде хотел попить чаю с крендельками, зная, что деньги у него в полиции отберут. Сидя на берегу Суры, он смотрел, как два богатых татарина борются за белую лошадь, хозяина которой звали хан Джангар. Один татарин был краснолицый, пузатый, звали его Бакшей Отучев. Второй был худощав, одна кожа да кости, его имя было Чепкун Емгурчеев. Поначалу они спорили, кто больше денег заплатит и что в придачу к лошади даст, а потом, дабы не разориться, стали бить друг друга нагайками: кто кого высечет. Победил Чепкун.

Глава четырнадцатая: Покупка цыганки

После случая с магнетизёром и цыганским домом Иван больше не пил. Не помнил странник, как ушёл от цыган, как дошёл до дому и спать лёг прямо на полу. Сам же проходимец умер, напившись у шинкарки. Иван так и остался замагнетизирован. Князь в тот день тоже пришёл без денег, проигравшись, и стал просить у Ивана, чтобы отыграться.Рассказал странник, что все пять тысяч цыганке бросил, а хозяин сразу поверил.

После ночи очнулся странник в лазарете, где говорили о том, что была у него белая горячка, что вешаться он хотел, и его запеленали в длинную рубаху. Когда он выздоровел, то пошёл к хозяину в его деревню, чтобы деньги ему отслужить. Князь в то время уже вышел в отставку. Узнал он от хозяина, что тот за Грушу пятьдесят тысяч отдал в табор, потому что она зацепила его талантом своим и красотой необыкновенной. Князь признался, что именье заложил из-за этого дела, чтобы жить с ней, на неё любоваться. Хозяин привёл показать цыганку Ивану. Они оба смотрели на Грушу. Цыганка горевала оттого, что её продали за красоту. Она вдруг заплакала, а князь пел о любви к ней и тоже плакал, и та стала успокаивать хозяина. Иван не стал им мешать и незаметно вышел из комнаты.

Глава вторая: Детство Ивана

Монах поведал своим спутникам о том, что родился крепостным у графа К. из Орловской губернии. В селе, где жил граф, были знатный дом и конный завод. Отец Ивана был кучером в конюшне. Мать долго не могла иметь ребёнка, она просила бога дать ей дитя, и её молитвы были услышаны. Но сразу после родов она умерла. Мальчик родился с крупной головой, отчего дворня прозвала его Голованом. Будучи ребёнком, Иван проводил много времени в конюшне отца. Там он научился ухаживать за лошадьми, очень полюбив этих животных.

Когда Ивану было одиннадцать лет, его посадили форейтором в упряжку из шести лошадей. Голос у него был сильный, громкий, «продолжительный», но сил было ещё мало, поэтому его обычно приматывали ремнями к седлу. Однажды Иван вместе с графом поехали в гости. По пути он увидел спящего на возу посреди сена старика монаха. Ради баловства он ударил его кнутом. Тот испугался, спрыгнул с воза и разбился насмерть. После этого, во сне к Ивану пришёл тот самый старик и дал упрёк за то, что тот его без покаяния жизни лишил, но при этом был ему за это благодарен. Монах сообщил Ивану о том, что он «обещанный богу сын», что его мать обещала его богу. Монах дал ему знамение:

Мальчик забыл о знамении монаха, но он вновь пришёл к нему во сне и напомнил о своём предсказании. Вскоре повёз он графскую семью в Воронеж. Остановились в одном из уездов лошадь покормить, мальчик уснул и снова увидел перед глазами монаха, который напомнил о своём предсказании. Иван не обратил и на этот раз на его слова никакого внимания. Поехали они дальше. Путь был проложен над обрывом, в котором погибало много людей. Вдруг лопнул тормоз, оборвалась вожжа, и все шесть лошадей побежали над пропастью. Иван кинулся на подседельное дышло и повис на самом его конце, придушив дышловиков. От испуга он расслабил руки и полетел вниз. Чудом оставшись в живых, он очнулся в избе мужика, который повёз его в Воронеж.

Граф был благодарен Ивану за спасение и велел мальчика просить всё, что ему захочется. Иван пожелал получить в награду гармонь, но играть у него не получалось, и заброшенный инструмент вскоре украли из сарая.

Главные герои

Сын кучера, по прозвищу Голован. Крепкий, сильный, похожий на богатыря. Родился с большой головой, мать умерла при родах. Рос с отцом, обучался уходу за лошадьми, имел к ним особый подход. Как-то раз из-за него погиб монах, явившись во сне Ивану, он сказал, что того не будет брать погибель и он станет монахом. Много раз Голован спасал жизнь другим людям, был в плену, помогал нуждающимся. Он сбросил с обрыва женщину, которую любил, потому что она его попросила об этом. Вдали от родины он тосковал, на родине много пил, искал смысл жизни. В конце своего пути он стал послушником.

Красавица-цыганка, которую выкупил князь, хозяин Голована, за огромные деньги. Она стала другом Ивану, а князь очень быстро охладел к ней. Страдая от любви, она заподозрила мужчину в измене. Он отвёз её за город и прятал под присмотром трёх женщин. Сбежав от них, Груша встречает Ивана, он предлагает ей жить, как брат с сестрой. Она отказывается, просит, чтобы Иван сбросил её с обрыва, любовь к князю не даёт ей жить. Иван убивает Грушу. С тех пор она иногда является ему, помогает, защищает от смерти, подсказывает будущее.

Первые хозяева Голована, они воспитали его, он вырос в их имении. Из-за того, что Иван “наказал” кошку боярской прислуги, его отправили молотить камни для конюшни. От такой унизительной монотонной работы Голован хотел повеситься. Случай изменил его судьбу, за серебряный крест ему выписали вольную. Уже зрелым мужчиной он возвращается к ним в имение. Они дают ему вольную.

Берёт Ивана в “няньки” присматривать за своей грудной дочерью. От него сбежала жена. Он очень доволен работником. Застав на пляже Ивана с дочкой и сбежавшей супругой, поляк хватается за пистолет. Иван вынужден бежать.

Больше года Иван работает у одного поляка, присматривая за ребёнком. Девочка больна, ей необходимо солнце и песок. Каждый день бывая с девочкой на пляже, он встречает её мать и разрешает бывать с ребёнком. В итоге ему приходится отдать дочку матери и бежать.

Второстепенные персонажи

Когда-то у первого графа Иван работал форейтором с отцом, отгоняя прохожих с дороги. Он хлестнул лошадей монаха, уснувшего на возу, лошади понесли и монах погиб под колёсами телеги. Его образ являлся Ивану несколько раз, говоря о том, что мать вымолила сына у Бога и он будет жить долго, пока не вернётся к Богу в конце жизни.

В произведении автор поднял вопросы религиозного характера, сделал попытку показать истинно русский характер. Повесть построена по законам жанра жития, его художественного варианта. В книге “Очарованный странник” герой обретает дар пророчества, его терзают “бесы”, он продолжает свой путь, собираясь на войну за русский народ. Его жизнь полна мистических совпадений, тайн, случайностей, будто незримая рука ведёт героя на протяжении всей жизни. Список характеристик персонажей повести поможет при подготовке к уроку или написании творческой работы.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Очарованный странник»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Очарованный странник»

для самых компанейских —

Главные герои «Очарованный странник»

для самых занятых —

Читательский дневник «Очарованный странник»

для самых любопытных —

Анализ «Очарованный странник» Лесков

для самых крутых —

Читать «Очарованный странник» полностью

Тест по произведению

  1. /16

    Вопрос 1 из 16

Самые популярные материалы сентября для 10 класса:

Особенности драматургии Чехова

История создания «Вишневого сада»

Жанр «Грозы» Островского

Краткое содержание «Крейцерова соната»

Краткое содержание «Миф о Сизифе (Сизифов труд)»

Краткое содержание «Пир во время чумы»

Анализ «Бесприданница» Островский

Краткое содержание «Скрипка Ротшильда»

Анализ «Бахчисарайский фонтан» Пушкин

Краткое содержание «Луч света в тёмном царстве»

Глава шестнадцатая: Судьба Груши

Князь во время разговора с Евгеньей Семёновной попросил у неё денег, двадцать тысяч рублей, которые ему нужны были для покупки суконной фабрики. Так как у барыни не было такой суммы, он предложил заложить её дом и пообещал вернуть ей деньги с процентами в десять тысяч. Он рассчитывал заработать миллионы, продавая красочные, но плохого качества сукна азиатам в город Нижний. Князь хотел послать Ивана, зная его честность, на ярмарку к Макарью с образцами сукна, набрать заказов и задатки у азиатов. Евгенья Семёновна поняла, что целью князя было распространить в обществе слухи о том, что дела его улучшились, что он разбогател, и тогда он сможет жениться на дочери предводителя, взяв большое приданое. Это позволит закрыть все его долги. Евгенья Семёновна согласилась подписать закладную на дом и рассчитывала на то, что вернёт свои деньги и разбогатеет. Барыня спросила у князя, что же он будет делать с цыганкой, которая его очень любит. Князь ответил, что собирается бросить Грушу и устроить её жизнь: купить дом и выдать её замуж за Ивана, сделав его купцом. Евгенья Семёновна заметила:

Князю нужно было встретиться с Иваном. Евгенья Семёновна сообщила ему, что странник в городе, и пообещала прислать его к хозяину.

Документы на фабрику были срочно оформлены. Князь послал Ивана на ярмарку, где тот набрал у азиатов заказов, денег и образцов и выслал все деньги хозяину. В княжеском дворе были возведены новые постройки. Флигель, где жила Груша, был снесён. О её дальнейшей судьбе Ивану ничего не было известно, потому что людям князя было приказано молчать, а у новых слуг он ничего не мог узнать. Ему было очень жалко Грушу. С трудом он узнал у старушки-прислуги о том, что князь увёз девушку в коляске в неизвестном направлении.

Иван понимал, что Груша мешала хозяину жениться на другой девушке, потому что она очень любила его «страстной цыганской любовью». Странник знал, что Груша не сможет покорно принять измену князя и будет бороться, чтобы помешать его свадьбе.

В день венчания князя с предводительской дочерью Иван ушёл в лес до самого вечера, надеясь найти там Грушу. Не найдя её, он вернулся и, сидя неподалёку у дома, где проходила свадьба, он стал её звать, называя сестрицей.

Глава одиннадцатая: Вечер в трактире

У князя была купленная с завода молодая кобылица по имени Дидона. Иван её очень любил, чистил её до блеска и пылинки сдувал. И вот раз они с князем разделились и поехали на разные ярмарки. Вдруг Иван получает от хозяина письмо с просьбой прислать к нему Дидону. Странник подумал, что, видимо, князь продал её кому-то или в карты проиграл. Он отпустил Дидону с конюхами, а сам почувствовал, как сильно захотелось ему сделать «выход». Но при Иване были все деньги княжеские, пять тысяч рублей, поэтому он попытался обуздать своё желание, отчего ещё более захотелось ему выпить. Чтобы успокоить душу, он сходил в церковь помолиться и пошёл в трактир чай пить. А там стоит среди гостей проходимец, его выгоняют, а он не желает уходить, и, хотя денег у него нет, просит водки и обещает вместе со стеклом съесть. Ему подали, он и съел. Ивану стало жалко человека, он ему за свой счёт велел другую рюмку подать. Так проходимец и стал выпрашивать у странника рюмку за рюмкой.

Проходимец этот поведал Ивану, что обладает магнетизмом и может пьяного вылечить от вредного пристрастия. Он пообещал страннику, что избавит его от пьянства за угощение, то есть за очередную рюмку. Иван послушался нового знакомого. Так он вместе с проходимцем и пил в трактире, так сказать «лечился», до самого вечера. Вдребезги пьяных мужчин выставили за порог трактира.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Очарованный странник.

Год написания – 1872–1873 гг., впервые опубликован в газете “Русский мир” в том же году.

История создания – к созданию произведения автора подтолкнуло путешествие по Ладожскому озеру, удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.

Тема – праведничество, поиск своего предназначения, вера и патриотизм.

Композиция – 20 глав, связанных между собой наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.

Жанр – повесть. Произведение имеет ярко выраженные черты древнерусских житийных текстов, приключений и былин.

Глава седьмая: Работа в плену

Привезли героя в другую орду, а обратно не пустили. Как и от первых двух жён, так и от следующих двух у Ивана Северьяныча были дети, которых он любил, но не считал за своих, потому что они были некрещёные. За всё время жизни в степях мужчина не привык к чужим краям. Очень часто на странника находила острая тоска по России. Он плакал по крещёной земле. Смотрел на местную природу и вспоминал родную. Он припоминал русские обычаи и всё думал о былом, да сравнивал русскую жизнь с татарской.

Иван Северьяныч прервал свой долгий рассказ. До того старый монах трогательно рассказывал попутчикам о своих былых раздумьях, что те притихли и прониклись его скорбью. Слушатели дали отдохнуть страннику, а потом вновь стали сыпать вопросами, главным из которых состоял в том, как же вылечил монах свои пятки, испорченные щетиной.

Главы девятнадцатая — двадцатая[ред.]

Иван убежал и долго скитался, пока Груша, явившаяся в виде девочки с крылышками, не указала ему путь. На этом пути Иван встретил двух стариков, у которых забирали в солдаты единственного сына, и согласился служить вместо него. Старики справили Ивану новые документы, и тот стал Петром Сердюковым.

Попав в армию, Иван попросился на Кавказ, чтобы «скорее за веру умереть», и прослужил там больше пятнадцати лет. Однажды отряд Ивана преследовал кавказцев, ушедших за Койсу-реку. Несколько солдат погибло, пытаясь навести через реку мост, и тогда вызвался Иван, решив, что это лучший случай, «чтобы жизнь кончить». Пока он плыл через реку, его оберегала Груша в виде «отроковицы примерно в шестнадцать лет», от смерти крыльями отгораживала, и Иван вышел на берег невредимым. После он рассказал полковнику о своей жизни, тот послал бумагу узнать, правда ли была убита цыганка Груша. Ему ответили, что убийства не было, а Иван Северяныч Флягин умер в доме у крестьян Сердюковых.

Полковник решил, что у Ивана от опасности и ледяной воды помутился ум, произвёл его в офицеры, отправил в отставку и дал письмо «к одному большому лицу в Петербург». В Питере Ивана устроили «справщиком» в адресный стол, но карьера его не пошла, поскольку досталась ему буква «фита», фамилий на которую встречалось очень мало, и доходу с такой работы почти не было.

В кучера Ивана, благородного офицера, не брали, и он пошёл артистом в уличный балаган изображать демона. Там Иван заступился за молоденькую актрису, и его выгнали. Деться ему было некуда, он пошёл в монастырь и скоро полюбил тамошний жизненный уклад, похожий на армейский. Стал Иван отцом Измаилом, и приставили его к лошадям.

Путешественники начали спрашивать, страдает ли Иван «от беса», и тот рассказал, что его искушал бес, прикинувшийся красавицей Грушей. Один старец научил Ивана прогонять беса молитвой, стоя на коленях.

Молитвой и постом Иван справился с бесом, но скоро ему начали докучать мелкие бесенята. Из-за них Иван случайно убил монастырскую корову, приняв её ночью за чёрта. За это и другие прегрешения отец игумен на всё лето запер Ивана в погребе и велел молоть соль.

В погребе Иван начитался газет, начал пророчествовать, и напророчил скорую войну. Игумен перевёл его в пустую избу, где Иван и прожил всю зиму. Вызванный к нему лекарь не смог понять, пророк Иван или сумасшедший, и посоветовал пустить его «пробегаться».

На пароходе Иван оказался, пробираясь на богомолье. В будущую войну он уверовал крепко и собирался пойти в армию, чтобы «помереть за народ». Рассказав всё это, очарованный странник впал в задумчивость, и пассажиры не решились больше его расспрашивать, ибо о прошлом своём он поведал, а будущее остаётся «в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Другие герои

Граф и графиня – первые баяре Флягина из Орловской губернии.

Барин из Николаева, у которого Флягин служил нянькой маленькой дочери.

Мать девочки, которую нянчил Флягин и ее второй муж-офицер.

Князь – владелец суконной фабрики, у которого Флягин служил конэсером.

Евгенья Семеновна – любовница князя.

А ещё у нас есть:

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Очарованный странник»

для самых компанейских —

Главные герои «Очарованный странник»

для самых занятых —

Читательский дневник «Очарованный странник»

для самых любопытных —

Анализ «Очарованный странник» Лесков

для самых крутых —

Читать «Очарованный странник» полностью

Глава семнадцатая

Я от страха даже мало на землю не упал, но чувств совсем не лишился, и ощущаю, что около меня что-то живое и легкое, точно как подстреленный журавль, бьется и вздыхает, а ничего не молвит.

Я сотворил в уме молитву, и что же-с? — вижу перед своим лицом как раз лицо Груши…

— Родная моя! — говорю, — голубушка! живая ли ты или с того света ко мне явилася? Ничего, — говорю, — не потаись, говори правду: я тебя, бедной сироты, и мертвой не испугаюсь.

А она глубоко-глубоко из глубины груди вздохнула и говорит:

— Я жива.

— Ну, и слава, мол, Богу.

— Только я, — говорит, — сюда умереть вырвалась.

— Что ты, — говорю, — Бог с тобой, Грунюшка: зачем тебе умирать. Пойдем жить счастливою жизнью: я для тебя работать стану, а тебе, сиротиночке, особливую келейку учрежду, и ты у меня живи заместо милой сестры.

А она отвечает:

— Нет, Иван Северьяныч, нет, мой ласковый, мил-сердечный друг, прими ты от меня, сироты, на том твоем слове вечный поклон, а мне, горькой цыганке, больше жить нельзя, потому что я могу неповинную душу загубить.

Пытаю ее:

— Про кого же ты это говоришь? про чью душу жалеешь?

А она отвечает:

— Про ее, про лиходея моего жену молодую, потому что она — молодая душа, ни в чем не повинная, а мое ревнивое сердце ее все равно стерпеть не может, и я ее и себя погублю.

— Что ты, мол, перекрестись: ведь ты крещеная, а что душе твоей будет?

— Не-е-е-т, — отвечает, — я и души не пожалею, пускай в ад идет. Здесь хуже ад!

Вижу, вся женщина в расстройстве и в исступлении ума: я ее взял за руки и держу, а сам вглядываюсь и дивлюсь, как страшно она переменилась и где вся ее красота делась? тела даже на ней как нет, а только одни глаза среди темного лица как в ночи у волка горят и еще будто против прежнего вдвое больше стали, да недра разнесло, потому что тягость ее тогда к концу приходила, а личико в кулачок сжало, и по щекам черные космы трепятся. Гляжу на платьице, какое на ней надето, а платьице темное, ситцевенькое, как есть все в клочочках, а башмачки на босу ногу.

— Скажи, — говорю, — мне: откуда же ты это сюда взялась; где ты была и отчего такая неприглядная?

А она вдруг улыбнулася и говорит:

— Что?.. чем я нехороша?.. Хороша! Это меня так убрал мил-сердечный друг за любовь к нему за верную: за то, что того, которого больше его любила, для него позабыла и вся ему предалась, без ума и без разума, а он меня зато в крепкое место упрятал и сторожей настановил, чтобы строго мою красоту стеречь…

И с этим вдруг-с как захохочет и молвит с гневностью:

— Ах ты, глупая твоя голова княженецкая: разве цыганка барышня, что ее запоры удержат? Да я захочу, я сейчас брошуся и твоей молодой жене горло переем.

Я вижу, что она сама вся трясется от ревнивой муки, и думаю: дай я ее не страхом ада, а сладким воспоминанием от этих мыслей отведу, и говорю:

— А ведь как, мол, он любил-то тебя! Как любил! Как ноги-то твои целовал… Бывало, на коленях перед диваном стоит, как ты поешь, да алую туфлю твою и сверху и снизу в подошву обцелует…

Она это стала слушать, и вечищами своими черными водит по сухим щекам, и, в воду глядя, начала гулким тихим голосом:

— Любил, — говорит, — любил, злодей, любил, ничего не жалел, пока не был сам мне по сердцу, а полюбила его — он покинул. А за что?.. Что она, моя разлучница, лучше меня, что ли, или больше меня любить его станет… Глупый он, глупый!. Не греть солнцу зимой против летнего, не видать ему век любви против того, как я любила; так ты и скажи ему: мол, Груша, умирая, так тебе ворожила и на рок положила.

Я тут и рад, что она разговорилась, и пристал, спрашиваю:

— Да что это такое у вас произошло и через что все это сталося?

А она всплескивает руками и говорит:

— Ах, ни черезо что ничего не было, а все через одно изменство… Нравиться ему я перестала, вот и вся причина, — и сама, знаете, все это говорит, а сама начинает слезами хлопать. — Он, — говорит, — платьев мне, по своему вкусу, таких нашил, каких тягостной не требуется: узких да с талиями; я их надену, выстроюсь, а он сердится, говорит: «Скинь; не идет тебе»; не надену их, в роспашне покажусь, еще того вдвое обидится, говорит: «На кого похожа ты?» Я все поняла, что уже не воротить мне его, что я ему опротивела…

И с этим совсем зарыдала и сама вперед смотрит, а сама шепчет:

Я, — говорит, — давно это чуяла, что не мила ему стала, да только совесть его хотела узнать, думала: ничем ему не досажу и догляжусь его жалости, а он меня и пожалел…

И рассказала-с она мне насчет своей последней с князем разлуки такую пустяковину, что я даже не понял, да и посейчас не могу понять: на чем коварный человек может с женщиною вековечно расстроиться?

← 16 стр.
Очарованный странник
18 стр. →
Страницы:                                17      Всего 20 страниц

«Онлайн-Читать.РФ»Обратная связь

О произведении

Повесть Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник» была написана в 1872-1873 годах. Произведение вошло в цикл легенд автора, который был посвящен русским праведникам. «Очарованный странник» отличается сказовой формой повествования: Лесков имитирует устную речь персонажей, насыщая ее диалектизмами, просторечными словами и др.

Композиция повести состоит из 20 глав, первая из которых представляет собой экспозицию и пролог, следующие – повествование о жизни главного персонажа, написанное в стиле жития, включающего пересказ детства и судьбы героя, его борьбы с искушениями.

На нашем сайте можно прочитать онлайн краткое содержание «Очарованного странника» по главам. Оно позволит ознакомиться с основными сюжетными линиями произведения и будет удобен для школьников и студентов.

Заключение

В «Очарованном страннике» Лесков изобразил целую галерею ярких, самобытных русских характеров, сгруппировав образы вокруг двух центральных тем – темы «странничества» и темы «очарования». На протяжении всей своей жизни главный герой повести – Иван Северьяныч Флягин через странствия старался постичь «красоту совершенную» (очарование жизни), находя ее во всем: то в лошадях, то в прекрасной Грушеньке, а в конце – в образе Родины, за которую собирается идти воевать.

Образом Флягина Лесков показывает духовное взросление человека, его становление и понимание мира (очарование окружающим миром). Автор изобразил перед нами настоящего русского праведника, провидца, «провещания» которого «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector