Немецкий менталитет: особенности национального поведения, тонкости характера
Содержание:
- Немецкие женщины
- Чем притягательна заграница?
- Откуда пошли славяне?
- Общение с коренным населением Германии
- Мобильность: загадки и разгадки
- Автомобиль не роскошь, а «излишество нехорошее»
- Драматические эпизоды истории
- Литература
- Привычки современных немцев
- Количество детей. Розыски в наше время
- Немцы: 2 самых важных аспекта в жизни
- Прогнозы
- Цветы эмиграции
- Культура
- Религиозный состав Германии
- Численность населения Германии по годам
- Почему в Германии низкая рождаемость
- Быт и культура
- Верования
- Национальный состав Германии
- Культурная составляющая
- Истоки
Немецкие женщины
Немецкие женщины
В отличие от других, немецких женщин сразу можно разглядеть по их обыденной простоте, и в тоже время по особому шарму и изысканности на праздничном ужине или где-нибудь в ресторане. Многие считают лица немцев женщин немного неприглядными, но этот вывод ошибочный. По своему, каждая из представительниц прекрасного пола необычна, привлекательна и обладает особым притягательным лоском.
В большей степени – это самодостаточные личности, которые не смыслят себя без работы. Основными их достоинствами можно назвать – трудолюбие, занятость, умение диктовать условия, не нарушая при этом прав совместно проживающих с ней людей. Их врожденная самостоятельность, независимость и способность самим пробить себе дорогу в жизни вызывает у многих восхищение их непреодолимой силой к внутренней свободе. Женщина в Германии сама выбирает свой жизненный путь и надеется только на свои силы.
Однако им не чужды простые женские слабости, а их излишняя самоуверенность и самостоятельность совсем не мешает им быть любимыми.
Чем притягательна заграница?
Поиск достойной работы — лишь один из мотивов эмиграции. По данным всемирного исследования Decoding global talent, проведенного Бостонской консалтинговой группой (BCG), это даже не самый главный мотив.
Среди жителей Германии 63 процента рассматривают отъезд за границу как возможность обогатить свой жизненный опыт. Почти половина — как средство изучения иностранного языка. Лишь 27 процентов уезжают по карьерным соображениям.
Ради того, чтобы платить меньше налогов, уезжают совсем мало. Как установил дюссельдорфский институт изучения общественного мнения Innofact, в налоговые оазисы устремляются не более 18 процентов эмигрантов.
Достойный мотив — отъезд на учебу. Ежегодно свыше 130 тысяч студентов из Германии поступают в иностранные вузы или, по крайней мере, оформляют себе иностранный семестр. В этом нет пренебрежения отечественной вузовской системой. Просто иностранная учеба удачно сочетает в себе вышеперечисленные факторы: и расширение жизненного опыта, и изучение иностранного языка, и более широкие карьерные шансы.
Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)
Откуда пошли славяне?
46% современных русских мужчин имеют гаплотип R1a, который считается арийским (или индоевропейским, если говорить языком историков XX века), 23% имеют гаплотип N1a1, который встречается у финно-угров, и примерено 5% имеют гаплотип I1, который связывают с догерманским населением Европы.
Как пишет в своей книге «ДНК-генеалогия славян. Происхождение и история», американский профессор, биохимик Анатолий Алексеевич Клесов, основной гаплотип русских – R1a, согласно данным генетиков, исследовавших древние останки, образовался примерно 24 тыс. лет назад где-то в районе Алтая. Разумеется, никаких русских в то время не было, как не было и славян. Речь идет об их далеких предках по мужской линии.
Затем арии – представители гаплотипа R1a через Тибет распространились на запад. Их останки находят на территории Индостана – там они жили 12 тыс. лет назад, на территории Ирана и на Ближнем Востоке в Анатолии – здесь они жили около 10 тыс лет тому назад. В это же время арии распространились и по Европе, здесь их останки датируются теми же 9-10 тыс. лет назад.
Первые арии появились на Русской равнине 10 600 лет назад, но их потомки не выжили. Следующее появление ариев на территории современной России датируется 4900 годами назад, причем останки их встречаются от Черного моря до Балтики.
На территории Германии подобные гаплотипы появились 4600 лет назад, но при этом имели свои особенности – субклады.
Примерно в это же время – около 5 000 лет назад представители гаплогруппы R1a (группы гаплотипов) были вытеснены из Европы рядом военных конфликтов. Часть ариев ушла в Малую Азию, часть – на Русскую равнину, а часть переселилась в Британию. Именно этим процессом объясняется схожесть некоторых мифологических персонажей и сказаний, бытующих среди этих разных и далеких друг от друга народов.
Между пятым и четвертым тысячелетиями арии разделились – часть их осталась жить на Русской равнине, смешиваясь с коренным населением, а часть двинулась обратно на восток. Через Урал и Прикаспийские степи эта часть ариев целую тысячу лет добиралась до Индии, Ирана и островов Индийского океана, основав по дороге целую вереницу цивилизаций, среди которых – представители Андроновской культуры, жившие на Алтае и в Северном Казахстане в I тысячелетии до нашей эры; Потаповской культуры; ставший для неозычников священным, город Аркаим; а главное – цивилизацию Синташты (III—II века до нашей эры), чьи памятники культуры простираются от северного Казахстана до Тобола и Челябинской области.
Таким образом, жители Аркаима не являются предками восточных славян, а всего лишь родственниками.
Общение с коренным населением Германии
Этнические немцы разделяют понятия дружбы и работы. В коллективе всегда четко соблюдается субординация, даже если два давних друга работают в одном кабинете. Серьезно немцы относятся ко времени отдыха после работы. Если вы рискнете включить музыку достаточно громко в неположенный час, в гости к вам обязательно приедет наряд полиции.
Еще немцы не любят делиться. Если это еда или скидочные купоны, они предпочтут использовать эти вещи самостоятельно. Такой подход уходит корнями к немецкому воспитанию, а также к необходимости рассчитывать только на себя. Изливать душу здесь без близкого знакомства не принято. И даже общаюсь с человеком много лет, можно шокировать его своей откровенностью. Немецкое общество считается закрытым.
Немцы — довольно приятные в общении и воспитанные люди. Они трудолюбивы, чистоплотны, и очень серьёзно относятся к своим обязанностям. Все, приехавшие в Германию, отмечают высокий уровень немецкого сервиса в сфере оказания услуг. Даже обучаясь в университете, студенты в Германии стараются досконально разобраться в своем предмете. Вообще немцы не любят теорий и обобщений, среди них в почете практика и щепетильное изучение вопроса. В этой стране хорошо развита медицина и наука
Хотя искусство и литература также занимают важное место в рейтинге немецких интересов
Мобильность: загадки и разгадки
Классический мотив переезда — поиск лучшей жизни. Но для современной Германии он не столь типичен. На передний план выходят иные мотивы.
Законный интерес «посмотреть на заграницу» для многих немцев преобразуется в стремление ПОЖИТЬ за границей. Специализированный сайт auslandsaufenthalt.org изучил психологические корни этого стремления. Они отнюдь не праздные. Стремления обусловлены у разных людей, например:
- желанием хорошо освоить иностранный язык;
- тягой к личной самостоятельности, независимости, непредвзятости;
- стремлением получить более широкое и разноплановое образование;
- переоценкой своих профессиональных возможностей, карьерных перспектив.
Впрочем, тяга к перемене мест это не только отъезд за границу. Германия высокоразвитая страна, но уровень жизни в разных федеральных землях, естественно, не одинаков. Кому интересна статистика внутригерманских переездов, тот, наверное, ожидает, что большинство таких маршрутов направлены из наиболее «бедных» земель в наиболее «богатые». На самом деле, как утверждает Федеральное статистическое ведомство (Statistisches Bundesamt, или Destatis), излюбленные земли для внутригерманских переселений Бавария, Берлин и Шлезвиг — Гольштейн.
Но это не укладывается в схему! Ведь если Бавария, наряду с Баден — Вюртембергом, отличается наиболее высоким уровнем жизни, то федеральная земля Берлин, увы, на нижних позициях. А Шлезвиг — Гольштейн точнехонько в середине рейтинга. Еще одна высокоразвитая земля, Северный Рейн — Вестфалия, ежегодно теряет 10-15 тысяч жителей из-за отъездов. Она стала непопулярной, несмотря на развитую инфраструктуру, хорошие социальные условия, большое число рабочих мест.
Так что же на самом деле движет людьми? Все чаще сказываются «нетипичные» причины: желание жить поближе к природе (пример Баварии), к культурным и образовательным центрам, к широким карьерным возможностям (пример Берлина), к морскому воздуху (пример Шлезвиг — Гольштейна). Конечно, всех не причешешь под одну гребенку, сколько новоселов, столько и причин — но очевидно, что людьми движет отнюдь не осознание горькой доли неудачника.
Фото: olly2 / Bigstock.com
Наоборот! В исследовании причин высокой мобильности немцев можно найти такие объяснения:
- у немцев много денег (страна занимает шестое место в мире по индексу человеческого развития — HDI), хватает для оплаты путешествий, в том числе в самые отдаленные регионы мира;
- у немцев много отпускных дней в году (в среднем 25, во многих отраслях 30 и более), то есть, кроме денег, хватает и времени для путешествий;
- для граждан Германии мало визовых барьеров (174 страны мира впускают их без виз, это самый высокий показатель для отдельно взятого государства);
- Германия выгодно расположена (практически любую точку Европы можно достигнуть в течение дня);
- к немцам хорошо относятся за границей (по результатам опроса, проведенного Би-Би-Си, жители 25 стран Евросоюза считают Германию образцовой страной, а немцев образцовой нацией).
Исследования ценностей современной жизни, которые проводятся под эгидой ООН, показывают, что свобода путешествий и легкость на подъем принадлежат к принципиальным факторам, делающим человека (и общество) счастливым. Всемирный день счастья, провозглашенный ООН пять лет назад, поддерживает, среди прочих, идею свободы путешествий и мобильности. Германия служит примером.
Автомобиль не роскошь, а «излишество нехорошее»
В Германии около пятидесяти миллионов легковых автомобилей, но велосипедов еще больше. Destatis уточняет: автомобили имеются у 77 процентов немецких семей, велосипеды у 81 процента.
В больших городах велосипед становится особо предпочтительным. Сегодня 30 процентов семей в городах с населением полмиллиона человек и более не имеют ни машины, ни мотоцикла — только велосипед (или несколько). За десять лет эта доля возросла в полтора раза. Не потому горожане пересаживаются на велосипеды, что нет денег на машину, а потому, что «уличное стояние» в пробках и бесконечные поиски парковок превращают автомобиль из средства передвижения в средство самоистязания.
Зато в маленьких городах доля семей с машинами практически стопроцентная.
Иммигрантам, обосновавшимся в больших городах, можно лишь посоветовать: не комплексуйте, если нет машины. Вы — в тренде! А если вы поселились в маленьком городе, то, хотите — не хотите, машину купите быстро.
Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)
Пассау
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Драматические эпизоды истории
Первая мировая война и распад Австро-Венгрии стали знаковыми событиями в истории немцев. Тогда за пределами государства оказалось не менее 6 миллионов человек, причисляющих себя к немецкому этносу. Во многих государствах появились немецкие национальные меньшинства. В качестве своей поддержки их использовала нацистская Германия.
Под руководством Адольфа Гитлера проводилась агрессивная внешняя политика, и значительную помощь нередко оказывали именно те немецкие меньшинства, что оказались за пределами границ государства Германии.
Расселение немцев в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе в 1925 году
Поражение Гитлера во Второй мировой войне стало новым испытанием для немецкого народа — в особенности тех, кто проживал на негерманских территориях. Тогда принудительному выселению подверглись более 12 миллионов немцев.
Если вы интересуетесь историей Германии, то наверняка встречали в литературе и кинематограф термины “рейхсдойче”, “фольксдойче”. Названия немецкого народа менялись с ходом времён.
Семья, фермеров, 1912 год / Немецкий фотограф
До наших дней сохранилось понятие “дойчьстаммиген”, что используется к лицам немецкого происхождения. Они, как правило, уже не считаются этнически принадлежащими к этому народу, однако помнят свои корни (к примеру, американцы немецкого происхождения).
Статусными немцами было принято называть переселенцев. До 1945 года активно использовался термин “фольксдойче”, которым обозначали немцев, не имеющих соответствующего гражданства, а вот “рейхсдойче” в Германской империи назывались “чистые” немцы, проживавшие на территории своего государства.
Парадный марш: девушки-фольксдойче и солдаты вермахта
Как можно убедиться из истории немецкого народа, его становление происходило много веков, представляя собой сложный процесс. Немалую роль в формировании немцев как нации сыграли политические и культурные перемены, яркие события прошлого.
Представители немецкого народа нашего времени считают, что их история — не просто память о том, что было, а ещё и ценный урок, который преподала сама судьба. Очень хочется верить, что будущие поколения используют лишь лучшее наследие предков и не совершат былых ошибок.
Литература
- Германцы, племя // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Энциклопедия «Народы и религии мира». — Москва, 1998 год.
- История зарубежной литературы. — М., 1987.
- Зайдениц Ш., Баркоу Б. Эти странные немцы = The Xenophobic Guide to the Germans. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2001. — 72 с. — ISBN 5-85044-302-9.
- Немцы // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
- Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
- Томан И. Б. Праздничные встречи. Христианские праздники в немецких традициях, литературе и искусстве. М., 2006
Привычки современных немцев
В деловой сфере принято рукопожатие, независимо от того, представители какого пола приветствуют друг друга. Только с родственниками немцы могут позволить себе “вольность” – объятия. В отличие от своих южных соседей, представители этой нации при встрече не целуются, а могут лишь прижаться щекой к щеке (но это касается лишь очень близких людей).
Кстати, есть в общении с немцами и ещё она интересная особенность, которая порой вызывает непонимание между ними и русскими. Если собеседник рассказывает вам забавную историю, не стоит смеяться. Да, это действительно так, иначе немец может решить, что вы не верите ему. Смеяться в Германии принято только в конце шуток, а вот реальные, пусть даже и весёлые рассказы, смеха вызывать не должны. Согласитесь, для нас это кажется несколько странным.
Ну а с кружкой пива нет народа счастливее немца
В Германии не принято стучать и, не дожидаясь ответа входить. По немецкому принципу, если в комнате(доме) отсутствует хозяин, то ответом станет тишина. Вероятно, это тоже проявление некой педантичности. Так что собираясь в гости или планируя нанести визит представителю какой-либо организации, помните, что немцы всегда дожидаются ответа на стук в дверь. Если на его действие реакции не последовало, значит, в помещении никого нет.
Немцы – своеобразный и необыкновенно яркий народ. Несмотря на внешнюю сдержанность, эти люди нередко руководствуются серьёзными амбициями, что показала нам история. Впрочем, в прошлом немцев есть периоды, забыть о которых хотели бы даже они сами. Стоит лишь пожелать этому упорному трудолюбивому народу не допускать прежних ошибок в дальнейшем и укреплять свою страну, которой немцы так гордятся.
Количество детей. Розыски в наше время
Сколько же всего детей было рождено советскими женщинами от немецких солдат и офицеров? Разумеется, точных подсчетов никто не вел. По предположениям историков, цифра колеблется от 50 до 100 тысяч человек. Для сравнения – во Франции таких детей родилось приблизительно 200 тысяч, а в маленькой Норвегии – 12 тысяч.
Интересно, что некоторые немцы, оставившие в Советском Союзе своих детей, в 1990-е и 2000-е стали интересоваться их судьбой, пытались разыскать. Однако реакция с обратной стороны не всегда была положительной. Известен ответ сына немца, найденного родным отцом в 2011 году:
Его мать жила в Нарве, на руках был маленький ребенок, который тяжело заболел. В такой ситуации женщина приняла ухаживания обозного ефрейтора и забеременела. Впоследствии старший ребенок умер. Когда пришла Красная Армия, молодая мать с малышом сбежала из деревни, боясь доноса.
Случалось и наоборот – когда дети, рожденные немками от русских солдат, разыскивали своих отцов. Курт Блаумайстер, дитя войны, долго разыскивал биологического родителя, но безуспешно. Это и немудрено – ведь ему было известно только имя – Володя. Больше ничего мать не знала. Однако Блаумайстер не сдался и на пенсии стал профессионально заниматься розысками людей в России. Он не раз помогал уже глубоко пожилым бывшим немецким военнослужащим отыскать своих детей – но, те, как правило, совершенно не хотели знаться с биологическими отцами… Занимается Курт Блаумайстер и розысками останков погибших солдат.
Кадр из фильма «Одна война»
В 2009 году режиссер Вера Глаголева сняла художественный фильм «Одна война», посвященный судьбе женщин, родивших детей от оккупантов. Информацию для съемок собирали буквально по крупицам – большинство даже спустя многие годы не желали распространяться о прошлом… На премьеру фильма никто из женщин, чьи судьбы легли в основу сюжета, не приехал – страх общественного осуждения и неприятия глубоко засел в их душах…
Кадр из фильма «Одна война»
Немцы: 2 самых важных аспекта в жизни
Здоровье и работа для любого гражданина Германии являются важными ценностями. Успех карьеры зависит не только от интеллектуальных способностей, но и от физических возможностей человека. Поэтому многие немцы стараются вести здоровый образ жизни. Никогда не занимаются самолечением. Едва чихнув, стремятся поскорее записаться на приём к врачу. Принимать лекарства без рецепта в Германии не принято.
Любая работа в этой стране расценивается, как достойное занятие. Иногда простой дворник может получать больше, чем офисный работник. Немцы уважают любые профессии, но недолюбливают тех, кто живет на социальное пособие. Их менталитет выстроен таким образом, что с подросткового возраста они привыкают самостоятельно оплачивать свои счета. И строят свою жизнь согласно собственным убеждениям. Даже к родителям немцы ходят по приглашению. Спонтанные визиты в данном обществе не приветствуется. Часто, старики заканчивают свою жизнь в домах престарелых. И это считается нормой. Родственные связи в Германии в большинстве случаев поддерживаются формально
Поэтому способность обеспечить себя всем необходимым для них является самой важной в жизни
Прогнозы
Несмотря на проводимые реформы, прогнозы для населения Германии негативные. Предполагается, что уже в 2050 году численность граждан сократится и составит не более 69-74 миллионов. То есть, потери составят 16% населения. Кроме того, из оставшихся уже свыше трети людей перевалит за отметку в 60 лет, являясь пожилыми и стариками.
Причем, если динамика сократится, большая часть молодежи придется на долю мигрантов. По статистике 2013 года в стране насчитывалось 8,1 миллиона семей, воспитывающих детей до 18 лет. И из них приезжих было 2,5 миллиона или 31%. Учитывая традиционно высокую рождаемость среди мусульман и резко снижающуюся рождаемость среди немцев, несложно предположить, что народ воинов, мыслителей, ученых и композиторов может уйти в прошлое навсегда.
Цветы эмиграции
Иммигрантов, стремящихся в Германию, может шокировать тот факт, что страна имеет собственную эмиграцию. Стойкую и довольно массовую. Только в странах — членах ОЭСР живет около 3,5 миллиона человек, родившихся в Германии.
Больше всего народу уезжает из Германии в США (сегодня они говорят: «Едем в Америку, даже несмотря на Трампа»), Великобританию и Швейцарию.
Коренные немцы, покидающие страну, относятся, как правило, к разряду высококвалифицированных, хорошо образованных специалистов. Это тоже отнюдь не неудачники! Почти у половины в активе высшая ступень школьного образования (абитур) либо завершенная профессиональная подготовка, у трети — университетский диплом. За последние десять лет число эмигрантов с высшим образованием возросло на 40 процентов (причем основной прирост обусловили женщины!). В Швейцарии число выходцев из Германии с высшим образованием за этот период увеличилось в два раза.
Занятость среди немецких эмигрантов составляет 60 процентов. Это завидный показатель. Значит, уезжают потому, что не находят профессионального применения в своей стране?
Цветение робинии обыкновенной, ошибочно называемой «белой акацией». Фото: Википедия
Культура
Мемориал убитым евреям Европы в Берлине , Германия. Память о Холокосте — неотъемлемая часть современной немецкой культуры.
Немцы отличаются большим региональным разнообразием, что затрудняет определение единой немецкой культуры
Искусство и наука на протяжении веков были важной частью немецкой идентичности. Эпоха Просвещения и романтическая эпоха видели заметный расцвет немецкой культуры
Немцы того периода, которые внесли значительный вклад в искусство и науку, включают писателей Иоганна Вольфганга фон Гете , Фридриха Шиллера , Иоганна Готфрида Гердера , Фридриха Гельдерлина , ЭТА Хоффмана , Генриха Гейне , Новалиса и братьев Гримм , философа Иммануила Кант , архитектора Карла. Фридрих Шинкель , художник Каспар Давид Фридрих и композиторы Иоганн Себастьян Бах , Людвиг ван Бетховен , Вольфганг Амадей Моцарт , Йозеф Гайдн , Иоганнес Брамс , Франц Шуберт , Рихард Штраус и Рихард Вагнер .
Популярные немецкие блюда включают черный хлеб и тушеное мясо . Немцы потребляют много алкоголя , особенно пива, по сравнению с другими европейскими народами. Ожирение довольно широко распространено среди немцев.
Карнавал — важная часть немецкой культуры, особенно в Южной Германии . Важным немецким фестивалем является Октоберфест .
Постоянно сокращающееся большинство немцев — христиане . Около трети — католики , а треть придерживается протестантизма . Еще треть не исповедует никакой религии. Многие немцы отмечают христианские праздники, такие как Рождество и Пасха . Число мусульман растет. Есть также известная еврейская община, которая была уничтожена во время Холокоста. Память о Холокосте — важная часть немецкой культуры.
Религиозный состав Германии
Как все европейские страны, Германия является христианской страной. Люди, считающие себя религиозными, как правило относят себя к католикам или протестантам (евангелистам) – 28 и 25% или 25 и 24 миллиона соответственно. Присутствуют здесь и православные (выходца с постсоветского пространства, Балкан и Греции. Но их число не превышает 1.3 миллиона человек. Доля мусульман буддистов и свидетелей Иеговы – около 5, 0,3 и 0,2%. Велико количество людей, не имеющих четкой религиозной принадлежности и атеистов – в районе 38%. В новых землях (так принято называть территории, являвшиеся до падения Берлинской стены ГДР и находящиеся под контролем СССР) процент атеистов выше и в некоторых местах достигает 70%.
Численность населения Германии по годам
Изучая статистику по демографии из открытых источников, можно узнать, что в 1900 году на территории страны проживало 54 миллиона человек. В последующие годы это число постоянно возрастало. Прирост сильно различался – в среднем от 500 до 800 тысяч человек в год.
Тяжелый удар нанесла по Германии (точнее, тогда ещё Германской империи) Первая мировая война. Если в 1914 году здесь проживало 66 миллионов человек, то к 1919 году этот показатель сократился до 62 миллионов. И это при рождаемости – от 1 до 1.7 миллиона в год.
Дальше вновь пошел уверенный рост – вплоть до Второй мировой войны. Но даже в эти годы потери были сравнительно небольшими – медицина улучшилась, а социальные программы поощряли женщин активно рожать детей. В результате в 1939 году население выросло на 559 тыс., а в 1941 – на 460 тыс. человек.
Согласно данным Федерального статистического ведомства Германии (Destatis) численность населения страны с 1950 по 2020 выглядит так:
Год | Население | Год | Население |
1950 | 50 958 125 | 1990 | 79 753 227 |
1951 | 51 434 777 | 1991 | 80 274 564 |
1952 | 51 863 761 | 1992 | 80 974 632 |
1953 | 52 453 806 | 1993 | 81 338 093 |
1954 | 52 943 295 | 1994 | 81 538 603 |
1955 | 53 517 683 | 1995 | 81 817 499 |
1956 | 53 339 626 | 1996 | 82 012 162 |
1957 | 54 064 365 | 1997 | 82 057 379 |
1958 | 54 719 159 | 1998 | 82 037 011 |
1959 | 55 257 088 | 1999 | 82 163 475 |
1960 | 55 958 321 | 2000 | 82 259 540 |
1961 | 56 589 148 | 2001 | 82 440 309 |
1962 | 57 247 246 | 2002 | 82 536 680 |
1963 | 57 864 509 | 2003 | 82 531 671 |
1964 | 58 587 451 | 2004 | 82 500 849 |
1965 | 59 296 591 | 2005 | 82 437 995 |
1966 | 59 792 934 | 2006 | 82 314 906 |
1967 | 59 948 474 | 2007 | 82 217 837 |
1968 | 60 463 033 | 2008 | 82 002 356 |
1969 | 61 194 591 | 2009 | 81 802 257 |
1970 | 61 001 164 | 2010 | 81 751 602 |
1971 | 61 502 503 | 2011 | 80 327 900 |
1972 | 61 809 378 | 2012 | 80 523 746 |
1973 | 62 101 369 | 2013 | 80 767 463 |
1974 | 61 991 475 | 2014 | 81 197 537 |
1975 | 61 644 624 | 2015 | 82 175 684 |
1976 | 61 441 996 | 2016 | 82 521 653 |
1977 | 61 352 745 | 2017 | 82 792 351 |
1978 | 61 321 663 | 2018 | 83 019 213 |
1979 | 61 439 342 | 2019 | 83 166 711 |
1980 | 61 657 945 | 2020 | 83 155 031 |
1981 | 61 712 689 | ||
1982 | 61 546 101 | ||
1983 | 61 306 669 | ||
1984 | 61 049 256 | ||
1985 | 61 020 474 | ||
1986 | 61 140 461 | ||
1987 | 61 238 079 | ||
1988 | 61 715 103 | ||
1989 | 62 679 035 |
До 1989 года приведены данные Бывшей федеральной территории
Несколько первых послевоенных лет были тяжелыми для страны, но все-таки население увеличивалось на 100-300 тысяч ежегодно. Так продолжалось до 1970 года, когда последовал резкий спад. В 1970 и 1971 годах прирост составил 72 и 48 тысяч человек. А вот дальше началась демографическая яма. Смертность сохранялась на одном уровне, а рождаемость резко сократилась. Каждый год численность немцев стала сокращаться на десятки, а иногда и сотни тысяч человек. С тех пор естественный прирост ни разу не был положительным.
Почему в Германии низкая рождаемость
В 2019 году коэффициент рождаемости в ФРГ составил 1,54. Это тревожный показатель. И отсюда следует закономерный вопрос – почему же немцы рожают мало детей? На самом деле причин здесь несколько.
Одна из главных – урбанизация. Если в начале 20 века большая часть населения жила в деревнях, где каждая семья заводила по 4-5 детей, то по мере переезда в города этот показатель снизился. Немногие семьи заводят по 2 детей, а многие довольствуются одним или не заводят вовсе.
Также стоит отметить женскую эмансипацию. Если сто лет назад мужчина был единственным кормильцем в семье, работая и зарабатывая на все нужды, оставляя женщине классические «киндер, кирхен, кюхен» («дети, кухня, церковь»), то сегодня многие женщины предпочитают самостоятельно строить карьеру. На это у многих уходит по 20-30 лет. Как результат – заводить детей некогда.
В результате этого и возникает столь печальная демографическая ситуация, из-за которой немцы – одна из величайших национальностей на Земле, внесшая вклад во все сферы деятельности людей – со временем может исчезнуть навсегда.
Быт и культура
Традиционное хозяйство
В строительстве являются классическими каркасные (фахверковые дома), среди более крупных сооружений — готические соборы. Фахверковые дома часто встречаются и в городах.
Выделяется 4 типа сельских домов:
- Нижненемецкий дом — одноэтажный, каркасный, все помещения — под одной крышей, для отопления использовался очаг, в XIX веке он заменён камином. Жилище было разделено на несколько комнат.
- Средненемецкий дом — двухэтажный, каркасный, внизу — жилая часть, вверху — подсобные помещения; хозяйственные постройки — во дворе. Внутри — очаг и печь.
- На юге Германии распространён альпийский дом, характерный также для австрийцев.
- В земле Баден-Вюртемберг — шварцвальдский, переходный от средненемецкого к альпийскому.
Местные различия выражены и в мебели: если на севере в украшении преобладает резьба, то на юге — роспись.
Пара в баварском национальном костюме (трахте)
Традиционная немецкая одежда сложилась в XVI—XVII веках, но вышла из употребления уже в XIX веке. Женщины носили корсажи, кофты, разной длины юбки, передники, наплечные платки, в Верхней Баварии — платье. Мужчины носили рубахи, короткие и длинные штаны, безрукавки, жилеты, шейные платки. Обувь — кожаные башмаки с пряжками, сапоги, изредка — деревянные башмаки. Позже на юге стал популярен тирольский костюм — короткие штаны на подтяжках, белая рубаха, красная безрукавка, чулки до колен, туфли, шляпа с пером.
Пища — в зависимости от типа хозяйства. На севере — картофель и блюда из него, ржаной хлеб, на юге — мучные изделия, лапша, клёцки, пшеничный хлеб. Сосиски и колбасы считались общенемецкими продуктами. Один из классических напитков — пиво. Праздничная пища — свиная голова, свинина, гусь, карп, квашеная капуста, много мучных — торты, пряники, печенье.
Праздники
Главные праздники — общие, Рождество и Новый год. В январе и феврале проводятся карнавалы (широко известен Кёльнский карнавал).
Вальпургиева ночь — это наиболее значительный из языческих праздников, посвященный плодородию. Вальпургиева ночь отмечается ночью 30 апреля в ознаменование расцветающей весны.
Название Вальпургиевой ночи связано с именем святой Вальпурги, уимбурнской монахини, приехавшей из Англии в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме. Она пользовалась чрезвычайной популярностью, и её очень скоро начали почитать как святую. В римском списке святых её день — 1 мая.
В Средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии. Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом.
Вальпургиева ночь в чём-то схожа с Хэллоуином.
Верования
Наиболее полную картину историки смогли сложить только о религиозных представлениях северогерманских племён, поскольку их мифы дошли до наших дней в письменных источниках. Во главе языческого пантеона северных германцев стоял бог войны и мудрости — Один. Второстепенное, но также очень большое значение имели и другие боги, в числе которых: богиня плодородия Фрейя, воплощение морской стихии — Ньёрд, бог хитрости Локи и бог грома Тор.
Прочие племена, очевидно, имели достаточно схожий со скандинавским пантеон. Изначально культовыми практиками занимались вожди и старейшины, но по мере усложнения религиозных воззрений и социальной структуры у германцев возникло жреческое сословие. Согласно римским авторам, все важные церемонии — молитвы, жертвоприношения (в том числе, и человеческие), гадания — германцы проводили в своих священных рощах. Ещё задолго до падения Рима население Европы начало стремительно христианизироваться. Однако христианские догматы смешивались с языческими воззрениями, что стало причиной искажения христианского учения и появления ересей.
Национальный состав Германии
Теперь пришла пора изучить нац. состав населения этой страны. Все-таки это является немаловажным параметром для подобных статей.
Коренное население
Львиную долю от народов, населяющих страну, составляют немцы. Согласно данным статистического агентства ФРГ общая численность немцев в стране – 72 494 153 (примерно 87,2%). Из них:
- Мужчины – 35 414 972
- Женщины – 37 079 181
Национальные меньшинства
Конечно, народы, населяющие Германию, многочисленны и разнообразны. Общее число иностранных граждан в стране составляет 10 627 210 (примерно 12,8%).
И на втором месте, уступая с большим отрывом немцам, идут турки. Сегодня их здесь проживает около 4% или 3,3 миллиона человек. Немало в Германии также представителей народностей из распавшейся Югославии (сербы, македонцы, албанцы), греков и итальянцев. На долю каждого из них приходится примерно по 1% или по 800-900 тысяч.
Количество русских в Германии
А вот этот вопрос сложный. Специальный опрос о том, является тот или иной приезжий русским не проводится. В результате многие славянские этносы, а также русскоговорящие люди автоматически попадают в данную категорию. Даже некоторые немцы, вернувшиеся на родину в последние десятилетия и свободно владеющие русским языком, нередко попадают в эту категорию. Поэтому наблюдается разброс данных – от 1 до 5 миллионов человек.
Численность мигрантов
Уровень социальной помощи, поддержка государства и щедрые пособия по безработице делают Германию мечтой для выходцев из Азии и Африки. Тысячи из них готовы рисковать собой и своими семьями, чтобы добраться в сердце Европы. Правда, далеко не все они способны вписаться в социум.
Как показывает перепись населения, около 88% выходцев из Китая заканчивают школу и получают среднее образование. А вот для турок этот показатель ниже – всего 16%. В результате они не могут (или не хотят) устроиться даже на работу с минимальным уровнем оплаты. Одни предпочитают жить на пособие (только по официальным данным это среди иммигрантов встречается в два раза чаще, чем среди коренного населения), а другие основывают преступные группировки, представляя серьезную угрозу для законопослушного населения.
Проблема ммиграции стоит остро. Многие из них не получают гражданство или живут неофициально. Но уже в 2015 году людей, имеющих не немецкие корни, но проживающие в Германии, было около 21%. А детей до 5 лет и вовсе 36%.
Расселяются мигранты неравномерно. Большая их часть концентрируется в городах-миллионниках и западных областях, в то время как в восточной части (бывшая ГДР) их число меньше.
Культурная составляющая
Археологи и историки ведут длительные споры относительно того, где же находится прародина германцев. Раскопки, которые проводились в Ютландии, в нижних и средних участках реки Эльбы, говорят, что в этой местности возникла особая германская этно-лингвистическая общность.
До начала железного века, т.е. до 1 в. до н.э., в этих краях обитали племена, которые ученые относят к археологической Ясторфской культуре. Представителей других племен в это время в Ютландии и Эльбе не проживало, хотя археологические находки более позднего периода ставят под сомнения подобные доводы. Тем не менее, ученые доказали, что периодом формирования германцев как отдельного этноса, является время от 6 до 1 вв. до нашей эры. Этот процесс охватил следующие регионы Европы:
- Южную часть Скандинавского полуострова;
- Нижнее течение реки Эльбы;
- Ютландию.
Истоки
Современный немецкий этнос формировался много столетий. Участие в этом процессе принимали многочисленные германские племена, например:
- Неметы;
- Швабы;
- Готы;
- Алеманны;
- Бавары;
- Саксы;
- Франки;
- Маркоманы.
На территории Европы они появились в первые столетия нашей эры. К началу 5 в. племена освоили западные регионы континента, в том числе территорию современной Германии. Историки нашли достоверные доказательства того, что огромное влияние на генетическом уровне на образование этноса оказывали славянские племена. Скорей всего, это были вагры и ободриты (многие названия местностей в Восточной Германии являются славянскими).