Молитвы о самоубийцах

Почему нельзя поминать в православии

Жизнь дается Господом, христианин не может совершить самоубийство, посягать на Божественный замысел. Суицид показывает неверие во всемогущество Творца. Человек нарушает уготовленный план. В православии этот акт приравнивается к нарушениям главных заповедей.

Нельзя поминать самоубиенных христиан, отпевать их. Священник не проводит ритуалов, не читает молитвы. Если человек преждевременно уход из жизни, он нарушает Божью заповедь.

Самоубиенных запрещено отпевать. Нельзя заносить гроб в церковь, читать молитвы над телом. Покойнику нельзя класть венчик (атрибут мученика), иконку, крестик. Над могилой не устанавливают крест, не поминают почившего. Раньше запрещалось хоронить суицидников на кладбище с другими христианами. Их погребали вдоль дороги. Сегодня похорон проводят в отведенном месте. Могилы размещают при обычных кладбищах.

Причины запрета поминания в христианстве:

  • сотворение вселенского греха;
  • самоубийство — пренебрежительное отношение к собственной жизни;
  • нарушение христианских канонов, которые запрещают поминки суицидников;
  • презрение Господа и Божьих творений;
  • желание приравняться своим поступком к Богу.

В христианстве случаи поминание детей, совершивших суицида, православная церковь рассматривает индивидуально. Маленький ребенок не может пойти на самоубийство добровольно, без сторонних влияний. Инцидент принимают за несчастный случай. Поминание детей некоторые священнослужители могут проводить. Поступки подростков, решивших преждевременно прервать жизнь, приравнивают к греху взрослых.

Исключение составляют самоубиенные христиане, совершившие суицид в состоянии депрессии, алкогольного, наркотического опьянения, пациенты психиатрических диспансеров. Для поминания родственникам умершего необходимо предоставить священнослужителю документы, подтверждающие болезнь, свидетельства лечения покойного христианина. Это позволит провести отпевание, помянуть усопшего.

По благословению архиерея обряд отпевания самоубиенных может совершиться. В христианских летописях упоминаются святые мученицы, которые свершили акт смерти. Так они предотвращали насильническое надругательство над своим телом. Их прировняли к мученикам.

Спорным остается вопрос об утопленниках и людях, умерших от оружия: выяснить, является умерший христианин грешником или жертвой убийц сложно. Некоторые служители храма Господнего проводят поминки для них.

Отношение церкви

Церковь запрещает общаться с людьми, которые покончили жизнь. Это означает, что они приняли самостоятельное решение отторгнуть общение с земным миром, Богом. Священнослужители указывают на страдание, болезненные ощущения со стороны молящихся, кто ослушался. Принято считать ранее, что это правило касалось лишь тех, кто не был верующим, не выполнял церковные каноны.

Сейчас ситуация немного поменялась. Большинство людей, которые в суициде опрощались с жизнью, по данным статистических исследований, были крещеными. Церковь объясняет данную ситуацию таким образом. Эти люди не получили на протяжении всей своей жизни хорошего воспитания, не были достойными прихожанами, не обращались за благословением и помощью к Господу.

Их поступок – это не противоречие с церковными канонами, а духовная борьба с внутренними «демонами». Чаще всего священнослужитель, который не знал о жизни умершего, не был с ним знаком с умершим, откажется его отпевать. Родственники из-за этой ситуации, усугубленной горем, отстранятся от церкви, не получая должного утешения.

В целом, к самоубийцам можно отнести убитых на дуэли, при разборках, умерших вследствие самостоятельных действий, направленных на окончание своего жизненного пути. Любители экстремальных видов спорта также можно отнести к этому списку. Ведь они самостоятельно принимают решение рисковать своей жизнью, несмотря на возможность попрощаться с ней. Фактически наркоманы, токсикоманы, алкоголики также относятся к списку людей, которые добровольно губят свою жизнь.

Священнослужителям запрещено отпевать их в стенах церкви, или храма, поминать на панихиде, или во время молитвеннаго обращения. Запрещено хоронить человека близко возле храма.

Среди исключений использования молитвы о самоубийцах выделяют психические отклонения. Такие люди находятся на учете, или пребывают в предназначенном для этого заведении. В этом случае следует предоставить в качестве подтверждения данного факта справку из заведения правящему архиерею епархии, к которой вы относитесь. Разрешение в таком случае вы получите.

Что ещё нужно делать родственникам самоубийцы

Душе самоубийцы можно помочь не только молитвой, но и совершением добрых дел за его упокой. Например, раздачей милостыни или угощения. Иерей Роман Присыпкин советует:

Родным самоубиенного следует помнить, что также важна их личная благочестивая жизнь: стремление исполнять Божьи Заповеди, регулярное посещение богослужений и участие в Церковных Таинствах. Господь облегчит участь души усопшего, если увидит усердные духовные старания его близких.

Таинствами называются наиболее значимые церковные священнодействиях, в которых невидимо участвует Сам Господь. Основными Церковными Таинствами для крещёных православных христиан являются Исповедь и Евхаристия (Причастие). Исповедь – искреннее покаяние перед Богом в своих грехах, совершаемое в присутствии свидетеля-священника. Подлинное покаяние подразумевает деятельное изменение своей жизни и твёрдое противостояние греху. В Таинстве Исповеди Господь прощает человека и даёт ему духовные силы для борьбы со страстями. Святой преподобный Паисий Святогорец наставляет:

Таинство Причастия заключается в спасительном приобщении ко Христу через вкушение Его Крови и Тела под видом хлеба и вина:

Это не символическое, а реальное соединение с Господом, освящающее и преображающее человека. Через Причастие Всевышний восстанавливает падшую человеческую природу, исцеляет её от смертельной язвы греха. Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает:

Кого обманываем себя или Бога?

Однако, как показывает практика, народ наш, особенно из маловеров, церковных “захожан” придает чрезмерное и ложное значение церковному отпеванию, как к некоему магическому действию, после которого усопший автоматически попадает в рай.

Между тем, по учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет большую нужду в молитвенной помощи родственников и Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом родственниками читается канон и псалтырь, а в храме совершается чин отпевания. Первейшее значение этой службы – утешение души усопшего, и уже потом испрашивание милости у Господа для души, прошение грехов, которые, увы, автоматически абсолютно во всех случаях не прощаются.

Тяжко видеть с каким просто маниакальным упорством родители чуть ли не выбивают у священноначалия благословение на отпевание своих детей-самоубийц, которые никогда не страдали психическими расстройствами. Кого обманываем? Священник, обращаясь к Господу, поет: “…со святыми упокой…”. Кого со святыми упокой?! Самоубийцу?! Который к тому же годами презирал Церковь Христову, равно как и его родители, начавшие креститься, только когда грянул страшный гром?

Святитель Иннокентий Иркутский, согласно, между прочим, апостольским правилам, спрашивал родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников: “А когда он в последний раз был на службе?” – “Где-то полгода назад”.– “Берите гроб. Мы таких отпевать не имеем права”.

Церковь молится только о своих членах, но практически всегда до самоубийства доходят люди, давно самовольно отсекшие себя от тела Церкви. Господь говорил: “Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают” (Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.

Вот два письма архимандрита Иоанна Крестьянкина, духовника Псковско-Печерского монастыря:

“Дорогая о Господе А.! Поминать и молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны, которые преслушать нельзя. Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу. А вот что возможно – об этом пишет владыка Вениамин. И мы посылаем Вам Канон о самовольно живот свой скончавшем. Почитайте дома 40 дней ежедневно этот канон, а молитву Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь. Еще подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на молитву в церкви, то это будет во вред и маме и Вам самой, ибо каноны Церкви никто отменять не может. А послушание им преклонит Господа на милость к Вам и к маме. Храни Вас Господь!”.

“Раба Божия В.! Нельзя безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате молиться в церкви Вы не можете. Зря хлопотали Вы о его отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову гнев Божий. О самоубийцах молиться можно только дома, и ни как нельзя подавать о них в церкви ни на Литургию, ни на панихиду. Господь им судья, а Вы страдаете на непослушание”.

Маниакальное упорство сродников самоубийц нередко вызнано подсознательным желанием переложить всю ответственность за дальнейшую судьбу своего убившегося чада на Церковь. Между тем наибольшая вина лежит, прежде всего на родителях, живущих в безверии, и не давших должную веру с малого возраста своему ребенку, на которую он мог бы легко опереться в трудную минуту.

Поэтому правильнее самим взять на себя ответственность, и самим келейно (в домашних условиях) взять на себя молитвенный подвиг (но не самочинно, а благословения и при определенных условиях), с верою, что Господь даст определенное облегчение душе самоубийце.

Однако здесь не все так просто…

Можно ли молиться за самоубийц

Православная Церковь запрещает молиться за человека, который осознанно лишил себя жизни, ровно, как и за тех, кто отрёкся от Бога (атеистов). Актуальность этого запрета доказана уже давно. Многие святые отцы, которые брали на себя ответственность замаливания греха самоубиения, чувствовали себя ужасно.

Указанное ниже правило Александрийского Тимофея было написано для тех, кто покончил жизнь самоубийством и служил Церкви. Однако в последнее время всё больше крещённых людей, не получавших в процессе жизни церковных знаний, не проходивших священных таинств и не молившихся Господу, убивают себя.

Священнику, которого просят помолиться за самоубиенного, очень непросто сделать выбор, ведь он не знал этого человека и не ведал того, как он провёл свою жизнь. Поэтому родные и близкие часто слышат от святых отцов ответ «нет».

Поэтому Русская Православная Церковь разрешила читать утешительные молитвы, но не совершать отпевание и подаяния о людях, решивших уйти из жизни.

А как молиться за самоубиенного после смерти, чтобы его душа попала в рай? Сначала следует получить благословение от батюшки. Читается прошение к старцу Льву Оптинскому. Поможет самоубиенному подача милостыни, а также праведный образ жизни его родных и близких.

Прежде, нужно получить благословение от святого отца. До этого следует несколько раз пройти таинство причащения и исповедь перед лицом батюшки.

Ни в коем случае не следует приступать к молитвам за людей, наложивших на себя руки, детям, беременным женщинам, больным людям, девушкам, недавно ставшим мамами, так как велика вероятность искушений.

Если всё же искушения возникают, то лучше прекратить чтение молитв и довериться воле Божьей.

Молитва чтобы найти и наказать убийцу

К этому магическому заговоруприбегают тогда, когда правосудие не может найти виновных в убийстве. Эта молитва находит виновного, и это проверено уже очень много раз. Преступник попадается на крупной или на мелкой ошибке, даже если он очень осторожный человек.

«Встану, благословясь. Выйду, перекрестясь. Ступлю за порог Из дверей в сени. Пойду из сеней к воротам, А из ворот – в поле. В поле черном Черная вода, А на дне воды Черная нора, А в норе живет Черная змея. Под черным камнем Лежит, Черными глазами глядит. Выползи, черная змея, Из черной норы, Подними на бел свет Свои черны шары. Шипи, свищи, Врага моего ищи. За столом ли он, На кровати, На скамье Иль на мягкой палате. Ест ли враг или пьет, Воет волком или поет. Молчит ли он Иль говорит, Лежит ли он или сидит, Выпей у врага моего Всю кровь, Бей его в сердце, Бей его в бровь. Пусть ноги его запнутся, А зубы не разомкнутся. Пусть попутает он И дни, и часы, Дерет свое тело И рвет волосы. Пусть свист твой, змеища, Его зовет, И пусть он своими ногами Идет, Торопится и спешит туда, Где ада открытые ворота. Петля поганая Его ждет и терпение, И пусть не будет Ему прощения С этого часа, с этого раза. Во имя Отца и Сына И Святого Духа. Аминь».

Самоубийца совершает непростительный грех, но возможны исключения

Быть христианином — значит жить по-христиански. Любой грешник, если он вовремя покаялся, может получить прощение Господне. Но это не касается самоубийц.

Они добровольно расстаются с жизнью, то есть совершают грех. А вот покается у них возможности уже нет. Поэтому самоубийство называют самым страшным грехом.

Иначе говоря, самоубийца своим поступком изымает себя из лона православной церкви, а вернуться туда уже не может.

Однако не всё так однозначно.

Бог смотрит не на поступок, а в душу.

Поэтому далеко не каждого самоубийцу можно записывать в грешники.

Например, мученица Пелагея Тарсийская добровольно вошла в печь, чтобы не дать себя казнить палачам. Теперь церковь почитает её как святую.

Мученица Пелагея Тарисийская — самоубийца, но не грешница

У самоубийц могут быть разные причины. Один расстаётся с жизнью от отчаяния, другой совершает героический подвиг, а третий не ведает, что творит, ибо страдает от душевного недуга.

Паисий Святогорец как-то сказал безутешному отцу самоубийцы, что раз сын выбросился с пятого этажа, значит, имел достаточно времени, чтобы покаяться. Предсмертная молитва способна сотворить чудо.

Не все самоубийцы — грешники: важную роль играет причина поступка.

Бог видит и знает всё. Поэтому нельзя утверждать, что все самоубийцы не будут прощены и попадут в ад. Некоторые случаи стоит рассматривать отдельно — этим занимаются епископы, но не рядовые священники.

Поэтому без разрешения нельзя отпевать и поминать даже самоубийц, погибших в результате душевного недуга.

В купеческом звании

Лев Данилович Наголкин, будущий старец, родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии, в семье, принадлежавшей к мещанскому сословию. О его родителях ничего неизвестно. Судя по тому, что с юных лет ему пришлось работать приказчиком, семья была небогатой. По службе ему приходилось часто бывать в разъездах, много общаться с людьми. От природы Лев имел сметливый ум, прекрасную память, любознательность, благодаря своей общительности быстро научился обращению с представителями разных сословий. Не получив образования, он прошел богатую школу жизни.

Служил Лев в городе Болхове Орловской губернии в приказчиках у купца по фамилии Сокольников, торговавшего пенькой и конопляным маслом. Дом его стоял на Одерской площади, где находился большой городской базар. Лев был расторопным, честным и верным работником. Редко кто из болховских купцов для сбыта пеньки выезжал за пределы уезда, а он наладил связи с петербургскими купцами, которым и продавал товар, для чего ему часто приходилось ездить в город Сухиничи Калужской губернии. Старец, вспоминая эту дорогу, приговаривал: «Плохинская дорога из Болхова в Сухиничи мне так была знакома, как с печки на лавку». Именно на этой дороге, которая пролегала среди глухих лесов, произошел случай, свидетельствующий о недюжинной силе Льва. Когда он возвращался из очередной поездки по делам в Сухиничи, на него напал волк — вскочив в сани, он с яростью набросился на молодого приказчика и вырвал у него из ноги кусок мяса. Но тот успел сунуть руку в пасть зверя и так сдавить ему горло, что волк, обессиленный, свалился с саней. Рана со временем зажила, но глубокий шрам от укуса остался, старец всю жизнь слегка прихрамывал на поврежденную ногу.

По-видимому, хозяин ценил оборотистого приказчика, доверял важные сделки. Со временем он решил отдать ему в жены свою дочь. Но Лев Данилович тогда уже избрал для себя иной путь в жизни. Он не прельстился возможностями, которые открывались благодаря его незаурядным способностям, и предпочел полностью посвятить себя служению Господу. В 1797 году, в 29 лет, он оставил мирскую жизнь и поступил в монастырь — Введенскую Оптину Пустынь.

Как поминают самоубиенных?

Из этой статьи вы сможете узнать, как поминают самоубиенных, где их хоронят, как могут помогать им в загробной жизни родственники. А также, что происходит с душами тех, кто добровольно уходит из жизни. К тому же в последнее время это стало случаться все чаще.

Суицид или эвтаназия?

Наша жизнь сейчас такова, что достаточно большое количество людей решают добровольно покинуть этот мир, так и не дождавшись естественного конца. Причины для этого бывают совершенно разные, однако у психологов бытует мнение, что в любом случае в этот момент человек не совсем здоров с психической точки зрения.

Самоубийство – это тяжкий грех практически во всех религиях. Исключениями являются некоторые секты, также в буддизме, индуизме и иудаизме добровольный уход из жизни возможен в некоторых случаях, т. е. не считается смертельным грехом. Если вы задаетесь вопросом, можно ли поминать самоубиенных, то священнослужители однозначно дадут вам отрицательный ответ. Тут даже не может быть и речи об ином. Конечно, существуют исключения, но они достаточно редки и подтверждены документально (подробнее об этом будет написано ниже).

Следует заметить, что в современном мире в некоторых странах практикуется добровольный уход из жизни смертельно больных и тех, кто «превращается в овоща». Этот способ называется эвтаназия. Считается, что это личное дело каждого, «жить растением» или умереть. Однако следует помнить, что Господь никогда не дает человеку ношу, которая ему не по силам. Нужно только правильно расставить свои приоритеты и пересмотреть жизнь, решить, куда двигаться. Может, следует обратиться к Господу?

Да и сами врачи, помогая совершиться эвтаназии, понимают, что это банальное убийство. Каждая жизнь ценна для Господа, и он сам знает, когда забрать ее. Следует только положиться на него в своих бедах и печалях.

Отношение православных к самоубийцам:

Как было сказано выше, самоубийство – это грех. Это действие приравнивается к нарушению одной из десяти заповедей. Ведь происходит убийство, пусть и своего, но тела. Также это свидетельствует о том, человек не верит в то, что он сможет справиться с ситуацией, обратившись к Господу. Он дерзает решать сам свою судьбу, совершенно не пытаясь пройти испытания, закалить свой дух. Душа самоубиенных обречена на то, чтобы вечно скитаться и мытарствовать.

Следует заметить, что этот грех не может быть отпущен церковью. Все это ведь предполагает покаяние, совершившего это недостойное деяние. Помимо не отпущения греха, церковь не совершает молитвы за душу того, кто добровольно покинул этот мир. Поэтому и не существует традиционного церковного поминовения для него. Также нельзя подавать записочки с именем за упокой.

Самое страшное это то, что таким душам очень трудно помочь в загробной жизни. Если у родственников возникает вопрос о том, когда можно поминать самоубиенных, то им следует знать, что в церкви это действо запрещено. В порядке исключения отпевание проводится при наличии специального разрешения.

Значение молитвы об умерших

Существует ли православная молитва за самоубиенного? Почему невозможно церковное поминовение самоубийц и как помочь их душам? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, необходимо разобраться в значении православной молитвы об усопших.

Христианство учит, что человек состоит из бренного физического тела и нематериальной бессмертной души. При жизни, когда эти сущности составляют одно целое, мы имеем свободу воли и способность к покаянию. Но после смерти тела душа разлучается с ним и переходит в духовный мир, в Вечность. Она уже не способна измениться и повлиять на свою участь. Если человек не стремился к Богу и не трудился над своим спасением, то в загробном мире его душа страдает во власти тёмных сил.

Молитва за самоубиенного

Однако душам умерших помогают любовь и сострадание живых людей. Православные христиане возносят Богу церковную и домашнюю молитву за своих ушедших близких, а также совершают добрые дела во упокоение их душ. Милосердный Господь не оставляет без отклика горячую мольбу за усопшего и облегчает его загробную участь. Святитель Иоанн Златоуст учит:

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце, грешнии приносим, помилуй нас.

Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да на погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианского.

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Молитва

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Как появилось это правило?

VI Вселенский собор утвердил в чине канонических тексты, известные как «Восемнадцать ответов о нравственной чистоте и о причащении», принадлежащие авторству Тимофея Александрийского. Это было сделано вторым правилом Собора. Ответы не являлись трактатом как таковым. Однако именно к этому труду в те далекие времена нередко обращались священнослужители при возникновении непонятных ситуаций, затруднений или же двусмысленных обстоятельств, находя в тексте разъяснения.

Среди этих ответов был и запрет на моления о душах самоубийц. Впрочем, слово «запрет» не самое подходящее определение. Тексты скорее имели разъясняющий характер, ведь они являлись ответами на наиболее актуальные вопросы, возникающие у христианских служителей в конце IV столетия. А их автор был хоть и весьма уважаемым, окруженным почетом и достаточно высокопоставленным священником, главой или же руководителем церкви все же не являлся.

Значение молитвы об умерших

Существует ли православная молитва за самоубиенного? Почему невозможно церковное поминовение самоубийц и как помочь их душам? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, необходимо разобраться в значении православной молитвы об усопших.

Христианство учит, что человек состоит из бренного физического тела и нематериальной бессмертной души. При жизни, когда эти сущности составляют одно целое, мы имеем свободу воли и способность к покаянию. Но после смерти тела душа разлучается с ним и переходит в духовный мир, в Вечность. Она уже не способна измениться и повлиять на свою участь. Если человек не стремился к Богу и не трудился над своим спасением, то в загробном мире его душа страдает во власти тёмных сил.


Молитва за самоубиенного

Однако душам умерших помогают любовь и сострадание живых людей. Православные христиане возносят Богу церковную и домашнюю молитву за своих ушедших близких, а также совершают добрые дела во упокоение их душ. Милосердный Господь не оставляет без отклика горячую мольбу за усопшего и облегчает его загробную участь. Святитель Иоанн Златоуст учит:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector