«угнал немецкий самолет и вернулся на родину». летчика михаила девятаева вспоминает сын

После побега из плена летчика Девятаева не сразу признали героем

Чтобы выявить все подробности пленения летчика, его посадили в особый лагерь НКВД. Осенью 1945 года Девятаев встретился с ученым Сергеем Королевым. В то время Королев был занят изучением германской ракетной техники. Он получил от Девятаева много ценной информации. На угнанном из плена самолете стояла особая аппаратура, которая занималась сопровождением ракеты «Фау-2» во время полета. Также Девятаев смог точно назвать местонахождение ракетных установок, благодаря чему они были уничтожены в марте 1945 года.

После ВОВ Михаил работал капитаном на корабле. Он виделся также с участниками успешного побега. В 2002 году он скончался, успев перед этим поговорить с немецким пилотом Хобомом, который в 1945 году так и не догнал угнанный Heinkel.

Детство и юность

8 июля 1917 года в деревне Вязовка, Спасского уезда, Пензенской губернии, родился один самых знаменитых летчиков Великой Отечественной войны – Михаил Петрович Девятаев.

О родителях точных сведений немного. Отец, Петр Тимофеевич Девятаев, был простым рабочим у помещика, по одним данным он погиб в Гражданскую войну, по другим – умер от тифа в 1919 году. Мать, Акулина Дмитриевна Девятаева (дев. Балашкина), была, как сейчас бы сказали, домохозяйкой, смотрела за детьми. Женились они в 1895 году, родили 13 детей, Михаил был тринадцатым, сразу после его рождения семья переехала в рабочий поселок Торбеево.

В детстве будущий летчик не был послушным ребенком, его даже исключили из школы в первом классе за чрезмерные шалости. Михаил вначале не расстроился, он твердил себе, что без школы можно прожить. Но однажды в Торбеево прилетел самолет, и это событие коренным образом поменяло характер мальчишки.

Мечта стать летчиком стала главной в его жизни, он стал прилежно учиться и заниматься спортом. После окончания 7 класса Михаил с друзьями отправился в Казань поступать в летное училище, но в спешке забыл дома свидетельство об окончании семилетки. Пока документ пришел по почте, набор летчиков закончился, пришлось поступать в речной техникум.

Юноша учился на капитана, но мечта стать летчиком его не покидала, и в 1936 году он вступил в аэроклуб. Занятия в клубе пришлось совмещать с учебой в техникуме, было тяжело, но очень уж хотелось сесть за штурвал самолета. Весной 1937 года мечта сбылась – Михаил впервые поднялся в воздух самостоятельно на У-2.

После окончания обучения в речном техникуме последовала учеба в Чкаловском военном авиационном училище, в 1940 году Девятаев становится летчиком-истребителем и направляется для прохождения службы в Торжок.

К началу Великой Отечественной войны Михаил Петрович был командиром звена 237-го истребительного полка в Могилеве.

К началу войны у Девятаевых осталось семеро детей, все они воевали на фронтах Великой Отечественной. С полей сражений не вернулись четверо братьев, оставшиеся в живых ушли из жизни рано из-за полученных в боях ран.

Михаил Девятаев в молодости

Детство и юность

Михаил Петрович родился летом 1917 года в рабочем поселке Торбеево, который на тот момент входил в состав Тамбовской губернии. По национальности он мокшанин. Помимо него, в семье было еще 12 детей. Хотя жизнь была трудной, отец семейства Пётр Тимофеевич всю жизнь трудился, он был мастеровым человеком, работал на помещика. Мать Акулина Дмитриевна вела хозяйство и воспитывала детей.

Хотя в школе Михаил учился хорошо, проблемы возникали с поведением мальчика. Но в один момент его характер поменялся. Это произошло после встречи с летчиком, посетившим поселок на самолете. Увидев его, юноша спросил, как получить такую профессию. На что получил ответ, что нужно учиться, быть смелым, спортивным и здоровым.

Михаил Девятаев в молодости и зрелом возрасте

С того момента Девятаев все время посвящал спорту и учебе, а после 7-го класса отправился в Казань для поступления в авиационный техникум. Так в биографии юноши появилась история становления будущего летчика. Подавая заявление в училище, Михаил уже представлял, как начнет осваивать азы управления самолетом, однако из-за путаницы с бумагами, по ошибке, его зачислили в речной техникум, где он и остался. Но мечта парня не угасла, поэтому Девятаев записался в аэроклуб в Казани.

Иногда ему приходилось до ночи проводить время в моторном или самолетном классе клуба, а утром бежать на занятия в училище. А вскоре случился тот день, когда юноша впервые оказался в небе. Правда, первый полет происходил с инструктором, но это не уменьшило впечатлений Михаила.

Окончив речной техникум, Девятаев поступил в Оренбургское авиационное училище — это время он вспоминал как самую счастливую пору жизни. При обучении он не пропускал ни одного занятия, много читал и усердно тренировался. Когда учеба закончилась, детская мечта молодого человека сбылась, он стал военным летчиком-истребителем. В молодости ему приходилось служить сначала в Торжке, а позднее его перевели в Могилев.

Младший лейтенант Михаил Девятаев в начале войны

К началу войны из 12 детей семьи Девятаевых в живых осталось только 8, и все внесли вклад в защиту Родины. Четверо братьев Михаила погибли на фронте, остальные дети тоже ушли из жизни, не дожив до преклонных лет.

Действительность

Сам Девятаев на этот счёт говорит прямо:

«– Михаил Петрович, а правда, что вы после побега из плена пятнадцать лет сидели? – иногда задают мне вопрос.

Что же? Такие толки породили годы безгласности. Нет. Я не сидел в тюрьме. Эти слухи пора развеять. Но сразу же после побега мною, моими друзьями по экипажу особо не восторгались. Скорее наоборот. Мы подверглись довольно жестокой проверке. Длительной и унизительной».

Проверка действительно была долгой, длилась почти два месяца, до конца марта. Срок её окончания можно установить из сказанного Девятаевым о том, когда его из фильтрационного лагеря послали на фронт: «В конце марта в палату госпиталя, где лечились Кривоногов, Емец и я, веселой толпой ввалилось целое отделение солдат, снаряженных к походу». Тогда же группу разделили: «После необходимой проверки рядовые нашей группы влились в соединение, которое сражалось на Одерском плацдарме. Мы, трое офицеров — я, Девятаев, Емец, — ждали подтверждения наших воинских званий и пока оставались вне действий». Из этого «ждали подтверждения» становится ясно, что не было никакого суда с разжалованием — согласно положению о штрафных частях, направленные в них лишались всех званий и наград, получая звание рядовой штрафной роты/батальона. То есть, о направлении в штрафбат также не шло речи.

Но, может быть, в штрафроты были направлены рядовые из группы? Однако, есть точный адрес, в какую из частей их направили на фронт: «Всех их зачислили в одну роту 777-го стрелкового полка». Из название части ясно, что это не штрафная часть, так как штрафные роты создавались при армиях и не входили в состав полков, они могли придаваться им только на время.

— Раковский Андрей Валерьевич 2008/06/16 10:02

Михаил Антилевский «Авиация генерала Власова«

Фельштинский Юрий Наше Отечество (опыт политической истории, часть II)

Личный враг фюрера, «Российская газета» №3366 от 16 декабря 2003 г.

Карташова Людмила Побег с «острова дьявола»

Девятаев М. П. Побег из ада. Казань, 2000

Девятаев М. П. Полет к солнцу

, Кривоногов Иван Павлович Родина зовет. Записки офицера Советской Армии

положение о штрафных частях

Военная служба

В июне 1941 года выпускник Оренбургского авиационного училища отправился на фронт, а через 2 дня открыл боевой счет, сбив пикирующий под Минском бомбардировщик противника. Были у Девятаева и другие удавшиеся вылеты. Летчика, наряду с другими отличившимися, вызвали в Москву для обороны подступов к столице.

В ходе очередной военной операции на самолетах «Як-1» летчики перехватили противника, который собирался сбросить смертоносный груз на столицу. Однако мужчине не всегда так везло. Однажды он получил военное задание, при возвращении с которого в Москву подвергся атаке фашистских бомбардировщиков. Один «Юнкерс» противника все же был сбит, однако и самолет Девятаева пострадал. Пилоту удалось приземлиться, несмотря на ранение в левую ногу. Так Михаил Петрович попал в госпиталь, а позднее единодушным решением врачебной комиссии его определили в тихоходную авиацию.

Шлем и фотоальбом Михаила Девятаева

Некоторое время Девятаев работал в составе полка ночных бомбардировщиков, затем его перевели в санитарную авиацию. И только в 1944 году, после встречи с Александром Покрышкиным, он вернулся в отряд истребителей. После еще не раз поднимал свой самолет в воздух, находясь в звании старшего лейтенанта, в общей сложности Михаил Петрович сбил 9 самолетов врага.

В июле 1944 года судьба Девятаева оказалась в руках противника. Совершая очередной вылет, он сбил немецкий самолет на западе от украинского города Горохова — сам получил ранение, а его самолет загорелся. Ведущий летчика Владимир Бобров приказал тому покинуть воздушную машину с парашютом. Выполнив команду, летчик попал в плен.

Личный враг Гитлера

По словам Александра Михайлова, Девятаев смог пересечь линию фронта, однако самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, его пришлось посадить в расположении 61-й армии. Сбежавших из плена направили в госпиталь.

В дальнейшем их пути разошлись. Семеро солдат и сержантов были направлены в действующую армию. Шестеро из них погибли в боях на территории Германии. А вот трое офицеров, включая Девятаева, попали в фильтрационный лагерь, ожидая подтверждения своих званий, и пробыли в нём несколько месяцев.

  • Михаил Девятаев, 1968 год
  • РИА Новости

Как рассказал Юрий Кнутов, в Германии из-за угона Девятаевым самолёта разгорелся страшный скандал.

«Счёт времени в немецких ракетных испытаниях шёл на дни, и потеря находившегося на самолёте специального оборудования лишила немцев возможности попытаться уйти от поражения. Кроме того, Девятаев передал советскому командованию координаты расположенных на острове замаскированных объектов, по которым после этого был нанесён мощный авиационный удар. Согласно ряду источников, руководству рейха доложили о деталях побега советских пленных, и Девятаев стал личным врагом Гитлера», — подчеркнул историк.

В 1945 году на остров Узедом прибыл руководитель советской ракетной программы Сергей Королёв, находившийся там как «полковник Сергеев», отмечает Кнутов.

По словам Кнутова, история жизни Девятаева после побега окутана тайной: в СМИ и исторической литературе существует множество версий на этот счёт. Возможно, такая неопределённость связана с тем, что часть документов до сих пор находится под грифом секретности, считает эксперт.

«Можно найти утверждения о том, что лётчика якобы осудили на девять лет за «измену Родине» и выпустили только в 1950-е годы. Исходя из интервью самого Девятаева, его демобилизовали спустя несколько месяцев, записав по ошибке артиллеристом. Некоторое время он из-за пребывания в плену не мог найти работу, а потом устроился помощником дежурного по порту в Казани», — рассказал эксперт.

Также по теме

«Презрение к смерти»: как Александр Покрышкин прошёл путь от подручного кровельщика до маршала авиации

75 лет назад лётчик Александр Покрышкин был в третий раз удостоен звания Героя Советского Союза за подвиги в боях с…

В 1957 году статья о подвиге Девятаева была опубликована в «Литературной газете». 15 августа 1957 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза за отвагу и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. По словам Юрия Кнутова, существуют данные о том, что инициатором награждения Девятаева был Сергей Королёв, отметивший таким образом заслуги лётчика в деле развития советской ракетной техники.

«В 1950-е годы Девятаеву поручили испытания одних из первых советских судов на подводных крыльях, затем он стал первым капитаном теплохода типа «Метеор», издавал книги, вёл активную общественную жизнь. Если бы в биографии Девятаева были хоть какие-то сомнительные моменты, он не смог бы достичь такого успеха. Значит, его жизнь была безупречной и за измену Родине его никто не судил. Иногда звучат версии о том, что он мог участвовать в секретных проектах советской разведки или помогать Королёву после 1945 года. Однако подтвердить или опровергнуть эти данные сейчас невозможно», — отметил Юрий Кнутов.

  • Памятник в Саранске

Михаил Девятаев умер 24 ноября 2002 года в Казани. В память о нём установлено несколько монументов. В Торбееве открыт посвящённый истории его жизни музей. Его имя было также присвоено нескольким судам.

Плен и побег

Оказавшись в руках фашистов, Девятаев был отправлен в разведотдел абвера, а позднее в Лодзинский лагерь пленников. Все время там прошло в издевательствах, пытках и голоде, поэтому, объединенные военнопленные летчики планировали побег, который, к слову, так не состоялся.

После того как их поймали, всю группу объявили смертниками и отправили в лагерь Заксенхаузен. Все, кто оказывался там с этим статусом, шли на верную смерть, однако Михаилу Петровичу удалось выжить. Подкупив парикмахера лагеря, Девятаев убедил того подменить на робе номер, таким образом он поменял статус «смертника» и стал обычным «штрафником», которому уже не угрожала смерть.

Вместе с номером изменилось и имя, под которым его отправили на остров Узедом. В этом месте создавали сверхмощное оружие, которое, по мнению фашистов, должно было помочь им победить в войне, речь идет о баллистических и крылатых ракетах. Люди, попадавшие на этот остров, обратно живыми не возвращались. Поэтому у пленных зреет мысль о новом побеге.

Аэрофотосъемка острова Узедом. Побег оттуда считался невозможным

Группа в составе 10 человек, в том числе Михаил Петрович, заприметили самолеты на рядом располагавшемся аэродроме Пнемюнде. Советский летчик взял пилотирование на себя.

После угона за пленными был отправлен бомбардировщик, получивший задание сбить одинокий «Хейнкель». И хотя за штурвал сел опытный летчик, уничтожить беглецов не удалось. А подлетая к линии фронта, самолет Девятаева подвергся атаке советских зенитных орудий.

Несмотря на трудности, мужчина посадил самолет на территории польской артиллерийской части. Михаил Петрович спас девятерых человек и доставил стратегически важную информацию о засекреченном немецком центре по изготовлению ракетного оружия. А впоследствии даже предоставил точные координаты расположенных вдоль берега стартовых установок. Их проверили и подтвердили, а позже с воздуха атаковали остров Узедом.

Как и других пленных фашистской Германии, вернувшихся на территорию Советского Союза, Михаила Девятаева поместили в проверочно-фильтрационный лагерь НКВД, а после завершения проверки отправили на службу в РККА.

Михаил Девятаев со школьниками в День знаний

Позднее знаменитый конструктор ракетно-космической промышленности Советского Союза Сергей Королев разыскал Михаила Петровича и вызвал на аэродром, с которого тот совершил угон самолета. На месте летчик показал ему, где изготовляли узлы ракет и откуда они стартовали. За предоставленную помощь и совершенный подвиг в 1957 году Девятаева наградили званием Героя СССР.

По окончании военных действий Михаил Петрович вернулся в Казань и начал развивать карьеру в речном судоходстве в Казанском порту. Уже имея диплом капитана судна, через несколько лет стал капитаном катера.

Угнал немецкий самолет и вернулся на родину

Михаил Девятаев совершил побег, который стал одним из самых известных за всю историю войны. Он и девять военнопленных захватили немецкий бомбардировщик «Хейнкель–111» и улетели на родину.

С начала февраля 1945 года небо было полностью затянуто, и вдруг 8 февраля появилось солнце.

Михаил подумал: «Или сегодня, или никогда».

Собрали группу из десяти человек: четверо из них знали, что они сегодня будут убегать, двое не знали, что сегодня, но знали, что побег готовится. Еще четверо не знали ничего — им просто стало страшно, когда убили конвоира: они поняли, чтó с ними может случиться, если они здесь останутся.

Девятаев выбрал именно «Хейнкель», потому что немцы заправляли его топливом утром, днем и вечером, а также прогревали моторы — это был личный самолет командующего авиасоединением.

Но до недавнего времени документов, подтверждающих побег, Александр Михайлович обнаружить не мог. Были протоколы допросов, но в НКВД могли написать любые донесения, это не доказательство.

— Я долго их искал, но ничего не было. И только несколько месяцев назад обнаружил сообщение генерал-полковника Белова, командующего 61-й армией, в одной из частей которой приземлился самолет.

В последней строке было написано: «Перелетел немецкий бомбардировщик “Хейнкель-111”, с десятью русскими на борту. Советский летчик, старший лейтенант. Разбираемся, расследуем».

Михаил и другие бежавшие из плена попали в фильтрационный лагерь как офицеры, которые нарушили закон. Смершевцы пытались понять, сколько нужно времени, чтобы освоить немецкий бомбардировщик, на котором улетел Девятаев. «Минимум полгода. А если это будет летчик-истребитель, то это вообще отдельная история…» — говорили им. «Хейнкель-111» — тяжелый, многотонный самолет, и первая мысль у смершевцев: или кто-то другой сидел за штурвалом, или Девятаева готовили немцы.

Александр Михайлович в начале 2000-х пытался понять, как его отцу удалось справиться с управлением. Он выяснил, что «Хейнкель-111» — это средний бомбардировщик, который создавался еще и как тяжелый ночной истребитель, поэтому навыки летчика-истребителя здесь были приемлемы. Но ведь его экипаж должен составлять пять человек, а пилотировал один Девятаев.

— Самый простой ответ мне дал недавно ушедший из жизни Герой Советского Союза генерал-полковник Николай Тимофеевич Антошкин.

«— Вот вы скажите мне, как? — спрашивал я.

— Шесть месяцев подготовки.

— Ну вы же знаете, что у отца не было этих шести месяцев.

— Саша, ну у тебя отец — великий летчик…»

— Как он это сделал — это и есть уникальный подвиг. Не будем говорить, что он был слаб и избит, и что сил у него было меньше, чем у подростка. Это уже не имеет значения, потому что его подвиг — единственный, такого больше не будет. Я называю его эллинистическим.

Примечания

Комментарии
  1. В некоторых публикациях утверждается, что их направили в штрафные батальоны, однако указанная часть не была штрафной.
Использованная литература и источники
  1.  (англ.). TracesOfWar.
  2. Замятин Сергей Семенович.  (недоступная ссылка). Монография. Журнал «Самиздат» (10 мая 2008). — «Сам Девятаев вспоминал об этом так: — „Твой лагерь?“ — спросил меня сопровождавший энкавэдэшник. „Да“, — отвечаю. „А в каком блоке сидел?“ — „В тринадцатом“. А он мне: „Хорошо, здесь и будешь опять сидеть“.». Дата обращения: 28 октября 2017.
  3. Беспалова Н., Черепанов М. . «Российская газета» — Волга — Урал (№ 3366 от 16 декабря 2003 г.). Дата обращения: 11 января 2011.
  4. ↑ . warspot.ru. Дата обращения: 23 апреля 2021.
  5.  (недоступная ссылка). Известия Мордовии (5 февраля 2010). Дата обращения: 11 января 2010.
  6. , с. 270.
  7. Сам будущий Генеральный конструктор советских ракет тоже был освобождён из заключения лишь за полгода до этих событий.
  8. , с. 203.
  9. Зотикова В. . Российская газета-Неделя-Средняя Волга (№0(6628) от 19 марта 2015г.). Дата обращения: 18 июня 2020.
  10. ↑ , с. 188.
  11. , с. 160.
  12. Всё о Мордовии: Энциклопедический справочник / сост. Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. — С. 325. — ISBN 5-7595-1662-0.
  13. . Столица С. Дата обращения: 27 апреля 2020.
  14. . www.tatar-inform.ru. Дата обращения: 27 апреля 2020.
  15. . Вечерняя Москва. Дата обращения: 27 апреля 2020.
  16. . РИА Новости (20200208T1708+0300). Дата обращения: 12 апреля 2020.

Узедом — секретный остров наци на Балтике

Некоторые героические поступки имеют стратегическое значение: благодаря советскому лётчику Михаилу Девятаеву немецкий ракетный исследовательский центр в Пенемюнде так и не смог довести до ума главное «оружие возмездия» Третьего рейха — баллистическую ракету дальнего действия Фау-2, которая долетала Лондона.

Кроме Фау-2 здесь проходили испытания новейших немецких самолётов, в том числе и первых в мире реактивных Me-262. Почти на всех объектах использовался труд заключённых-смертников. Охранялся объект средствами ПВО и подразделениями СС. Вот почему даже представить было невозможно, что отсюда можно угнать целый бомбардировщик.

Ровесник революции Михаил Девятаев родился в Мордовии, учился в Казанском речном техникуме, а по вечерам летал в аэроклубе общества Осоавиахима. В 1938 году по путёвке Комсомола был направлен в Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков, а через два года получил диплом военного лётчика и первое офицерское звание. Война застала Михаила под Минском в должности командира звена 163-го истребительного авиаполка 49-й авиадивизии. И уже 23 июня Девятаев совершает свой первый боевой вылет, а по результатам первых месяцев воздушных сражений получает орден Красного Знамени.

100tatarstan.ru
Михаил Петрович Девятаев родился в Мордовии, учился в Казанском речном техникуме, а по вечерам летал в аэроклубе общества Осоавиахима.

Так начались его круги ада. Сначала предложили вступить во власовскую армию и жестоко избили, когда отказался. Потом была попытка побега из лагеря Клейнкенигсберг — группа заключённых вырыла почти двадцатиметровый туннель, но довести задуманное до конца не получилось. После допросов, на которых избивали до полусмерти, Девятаева с тремя другими участниками подкопа перевели в лагерь смерти Заксенхаузен. Однако в конце 1944-го немцы стали ощущать недостаток в рабочей силе, поэтому из числе менее истощённых смертников отобрали тех, кого можно использовать, и загрузили в товарные вагоны. Так Михаил Девятаев оказался на острове Узедом. Остров как остров, концлагерь как концлагерь, но сквозь шум прибоя Девятаев уловил звук авиационного мотора, который невозможно было спутать ни с чем.

wikipedia.org
«Arbeit macht frei» («Труд делает свободным») — вывеска над воротами лагеря смерти Заксенхаузен, куда был переведён Девятаев с тремя другими участниками подкопа. 

— На следующий день, когда наша команда возвращалась после разгрузки цемента с барж, нас провели мимо ракетных установок, — делился воспоминаниями Михаил Петрович. — Позднее, когда мы поедали полученные на ужин 3-4 картофелины, неожиданно блеснула вспышка огня, всколыхнулась земля, в окно ударила взрывная волна. Кто-то с испугу упал на пол барака. «Ракету запускают!» — прояснили ситуацию старожилы.

Ему больше не давали летать

Михаила демобилизовали в ноябре 1945 года с возвращением орденов, однако в его офицерском удостоверении вместо «гвардейский истребительный авиационный полк» было написано «гвардейский истребительный артиллерийский полк». По ошибке или специально, никто так и не узнал.

— И вот он приезжает куда-нибудь и начинает рассказывать, что он летчик, что воевал, и слышит: «Стоп, ты что нам лапшу-то вешаешь, ты же артиллерист».

А если еще говорил про побег, да на самолете… Можете представить, как люди реагировали?

После демобилизации Михаил написал в дом Муратовых: «Я из плена. Могу ли я к вам приехать?» Ему был ответ: «Ты с ума сошел? Конечно, приезжай». Никто из них не испугался словосочетания «бывший военнопленный». Вернувшись, он долгое время не мог найти работу, хотя никаких запрещающих законов не было — просто люди смотрели документы и говорили: «Вы нам не подходите».

— Ему больше не давали летать, и это было тяжелее всего. Он писал всем, потому что его место — в небе. Я так думаю, в 1946–47 годах у него еще была большая надежда. Как-то родители были в Москве, в музее вооруженных сил. Там есть галерея героев СССР. И отец маме сказал: «Фая, вот я буду здесь висеть». Он знал, что он сделал.

Жену Михаила вызывали в НКВД и требовали, чтобы она доносила на мужа.

«— Вы будете рассказывать мне все, что он говорит.

— Что, и в постели?

— И в постели».

Она хмыкнула и ушла из кабинета, а заодно — из секретарей комсомольской организации.

Когда Михаила все-таки взяли дежурным в речной порт, Фаузия впервые увидела в его глазах слезы: «Фая, мне дали работу!» Если бы этого не произошло, впереди его ждал бы арест.

Но еще долгое время люди, видя Михаила, переходили на другую сторону — на всякий случай.

У супругов родилось трое детей: Алексей, Александр и Нелли. До 1957 года кусочек сахара считался в семье хорошим лакомством. Михаил стеклил окна, перекладывал печи, крыл крыши, шил, сапожничал, вылавливал дрова в Волге, пилил их, продавал — в общем, с утра до ночи работал.

— Вот классическая история, которая неоднократно повторялась. Я был ужасным хулиганом, часто бил стекла, — вспоминает Александр Михайлович свое детство. — И вот приходит отец с дежурства и слышит: «Твой Саша окно разбил». Он брал ящик с инструментами, шел измерять размеры окна, вырезал, ставил и ни слова никогда не говорил. Никогда в жизни он даже не замахнулся на меня. Это делали женщины (смеется). От них я мог получить тряпкой за свое хулиганство.

Когда о подвиге Михаила стали говорить по всей стране, люди начали писать письма в ЦК и редакции только с одним вопросом: почему Девятаеву не дали звание Героя? Те, кто прошел войну, понимали, о чем идет речь, — и восхищались.

Наконец в 1957 году ему присвоили Героя Советского Союза, и дальше Михаила ждала всенародная, всесоюзная слава.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector