Мерв (устар. назв. г. мары)

Революция и гражданская война

Поднятие Красного Знамени в Ташкенте 1917 г.

После Октябрьской революции 1917 года в России Ашхабад стал базой для антибольшевистских контрреволюционеров, которые вскоре подверглись нападению со стороны Ташкентского Совета . Летом 1918 года коммунистам удалось взять Ашхабад под свой контроль, образовав Совет. В ответ Джунаид-хан и силы, лояльные царскому правительству, объединились, чтобы изгнать коммунистов. В июле 1919 года эти антикоммунистические союзники создали независимое государство Закаспия . Небольшие британские силы во главе с генералом Уилфридом Маллесоном из Мешеда (Персия) оккупировали Ашхабад и некоторые части южного Туркменистана до 1919 года. Утверждается, что 26 бакинских комиссаров были застрелены британскими войсками или их закаспийскими союзниками. Этот регион был одним из последних центров сопротивления басмачей большевистскому правлению, последний из мятежных туркмен бежал через границу в Афганистан и Иран в 1922–1923 годах.

Крепости и памятники Мерва

Абдуллахан-Кала

Крепость Абдуллахан-Кала связана с именем сына Великого завоевателя Тамерлана – Шахрухом. Она была одной из первых его построек на территории уже Нового Мерва. И была завершена в рекордно короткие сроки. Читать далее…

Акуйли-Коушук

В 2 км от городища Дурнали сохранились развалины средневекового кешка Акуйли-Коушук. Это один из немногих хорошо сохранившихся замков того периода. Читать далее…

Айваны Асхабов

Так поэтично именуется мавзолейный комплекс, так называемых Асхабов — «сподвижников» пророка Мухаммеда: Бурейда ибн Ал-Хусейб Ал-Аслами и Ал-Хакима ибн Амр Ал-Гифари. Читать далее…

Байрамалихан-Кала

Еще одна достопримечательность Нового Мерва — Байрамалихан-Кала. Крепость была построена в виде трехстенного сооружения и соединена с западной стеной Абдуллахан-Кала. Читать далее…

Городище Дурнали

Городище Дурнали расположено в 25 км от крепости Гяур-Кала. Здесь сохранились многочисленные руины построек IX-XII вв. Однако, городище имеет более древнюю историю. Читать далее…

Екедешик

Неподалеку от поселка Тагтабазар, на левом берегу реки Мургаб, расположен пещерный комплекс Екедешик. Читать далее…

Эрк-Кала

Эрк-Кала была центром древнего Мерва. Крепостные стены Эрк-Калы несколько оплыли под земляными наносами, но все еще сохранили свою высоту и мощь. Этим Эрк-Кала ярко выделяется среди других крепостей. Читать далее…

Гонур Депе

Гонур-Депе – это столичный храмовый город страны Маргуш. Археологам удалось обнаружить убедительные факты духовных ритуалови традиций, доказывающих, что гонурцы придерживались зороастрийской веры. Читать далее…

Гяур-Кала

Древнее городище Гяур-Кала — мощнейшее фортификационное сооружение античности, площадью свыше 300 гектаров. Читать далее…

Замок Харам-Кешк

Харам-Кешк — одиночный замок дехканского поместья возле Гяур-Калы. Был жилым помещением в период с IX по XIII века. Читать далее…

Большая и Малая Кыз-Кала

Путешествуя по Марыйскому оазису, часто видишь силуэты курганов-крепостей, оплывших под влиянием времени. Это многочисленные усадьбы-кешки средневековых феодалов. Читать далее…

Мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда

Выдающимся памятником Султан-Калы является мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда. Он небольшой по размерам, но вызывает восхищение выдающимся архитектурным решением. Читать далее…

Мавзолей Султана Санжара

Самым величественным архитектурным памятником Мерва является мавзолей султана Санджара под названием «Дар-ал-Ахыре» («Потусторонний мир»). Читать далее…

Мечеть Талхатан-баба

В 30 км от Старого Мерва находится средневековое селение Талхатан. Здесь на местном кладбище в средние века была построена мечеть Талхатан-баба. Читать далее…

Мечеть Юсуфа Хамадани

Этот комплекс возник на месте погребения дервиша Абу-Якуб Юсуф ибн Айюба, родившегося в городе Хамадане (западный Иран). Читать далее…

История

Остатки мечети в древнем Мерве. Фото — конец XIX в.

Мервский оазис был заселён уже в эпоху Маргианской цивилизации (конец 3-го — начало 2-го тыс. до н. э.). В клинописных текстах упоминается как Маргу, откуда происходит название окружающей области. На рубеже нашей эры Мерв — один из главных городских центров Парфии с площадью в 60 км² и несколькими кольцами стен. По китайским источникам в 97 году до Мерва дошёл со своим отрядом китайский военачальник Бань Чао.

В III в. н. э. в городе появляются первые христиане. Здесь формируется могущественная Мервская митрополия. Свидетельством их деятельности является христианский некрополь III—VI веков в окрестностях Старого Мерва, а также сооружение Хароба-Кошук в 18 километрах от Мерва, которое некоторыми исследователями считается руиной христианского храма.

После арабского завоевания Средней Азии в VII в. обретает вторую жизнь как плацдарм для завоевательных экспедиций на север и восток. При Аббасидах Мерв — один из главных центров арабской книжной учёности, обладавший десятью библиотеками. Город был известен как дом для иммигрантов из арабских стран, а также из Согдианы и других стран Центральной Азии. В период с 813 по 818 год, временное проживание халифа аль-Мамуна в Мерве фактически сделало город столицей всего халифата.

Крепость Большая Гыз-Гала, Древний Мерв, Туркменистан

Расцвет города начинается при правлении династии Саманидов. Своего наивысшего расцвета Мерв достиг в середине XII века, когда султан Санджар сделал его столицей государства Сельджукидов. В это время Мерв поражал современников размахом своих построек и огромным населением, которое, по некоторым оценкам, было больше, чем население Константинополя и Багдада. Продолжал оставаться крупнейшим центром Средней Азии и при хорезмшахах.

Руины Древнего Мерва

Хорезмшах Атсыз воспользовавщись поражением Санджара в битве с каракитаями при Самарканде, зимой 1141 года захватил и разграбил Мерв. При Текеше в 1193 году город был окончательно присоединён к Хорезму.

В этот период Мерв расширился до своих самых больших размеров — арабские и персидские географы называли его «матерью мира», «местом встречи великого и малого», «главным городом Хурасана» и столицей Восточного исламского мира. Письменные источники также свидетельствуют о большой библиотеке и медресе, основанных Низамом аль-Мульком (визирь: 1064—1092), а также о многих других крупных культурных учреждениях. Базар Мерва считался «лучшим из базаров крупнейших городов Ирана и Хурасана» (Herrmann 1999).

В XII веке Мерв был одним из крупнейших городов мира. К году в нем, возможно, проживало до 500 000 человек.

В 1221 году Мерв был разрушен монголами и не возродился до XV века, когда Тимуриды наконец привели в порядок его ирригационные сооружения, но Мерв не смог достичь былого величия, со временем поселение было перенесено на место современного туркменского города Мары.

Мавзолейный комплекс Гыз Биби

2 декабря 1510 года (по другим данным 29 ноября 1510 года) произошла битва при Мерве между Сефевидами и Шейбанидами за контроль над Хорасаном, где войско Шейбани хана было окружено 17 тысячной армией Исмаила I и после ожесточенного сопротивления было разбито. Согласно историческим исследованиям, в бою пали многие представители узбекской аристократии и сам Шейбани-хан.

Мерв перешел к Хивинскому ханству в 1823 году. Сэр Александр Бернс путешествовал по стране в 1832 году. Примерно в это же время туркмены-текинцы, жившие тогда на реке Теджен, были вынуждены персами переселиться на север. Хива оспаривала продвижение текинцев, но в конечном счете, около 1856 года, последние стали суверенной властью в стране и оставались таковыми до тех пор, пока русские не заняли оазис в 1884 году. С приходом русской армии (см. бой на Кушке) началось археологическое исследование территории Мервского оазиса, которое приобрело систематический характер в послевоенный период благодаря деятельности М. Е. Массона.

Регионы[править]

Ахалский велаят
Балканский велаят
Дашогузский велаят
Лебапский велаят
Марыйский велаят

Ахалский велаят — центральный регион страны, административным центром которого является небольшой город Аннау. На территории данного велаята расположена столица страны — Ашхабад, который считается городом с правами велаята. Северную часть региона занимает пустыня Каракумы, но южные территории заняты горами Копетдаг, которые отделяют Туркменистан от Ирана. На территории велаята находятся руины и памятники древнего парфянского города Ниса, которые внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Население Ахалского велаята (не считая Ашхабад) составляет около одного миллиона человек, основную часть которого составляют туркмены.
Балканский велаят — западный регион страны, который омывается Каспийским морем, а с севера и юга граничит с Казахстаном и Ираном соответственно. Административный центр — город-порт Туркменбашы. Является одним из наиболее развитых регионов страны. На территории Балканского велаята находится крупнейший морской курорт страны — Аваза.
Население составляет примерно 800 тысяч человек, основную часть которого составляют туркмены, но также в значительном количестве проживают русские, татары и украинцы.
Дашогузский велаят — северный регион страны, который граничит с Узбекистаном. Административный центр — город Дашогуз (был переименован в рамках политики «туркменизации», раньше назывался Ташауз). Является одним из наиболее интересных регионов Туркменистана с точки зрения археологии и старинной архитектуры. Здесь сохранились древние постройки эпохи домонгольского нашествия, построенные в древнехорезмском стиле. Население велаята составляет примерно 1,8 млн человек. В отличие от остальных регионов, в Дашогузском велаяте большинство составляют этнические узбеки (соответственно самым распространенным языком является узбекский), большая часть которых по паспорту записаны «туркменами» из-за проводимой в стране «туркменицазии» тюркских народов, проживающих на территории страны. Древние архитектурные памятники и объекты в этом регионе практически идентичны по стилю и возрасту с памятниками Хивы и его окрестностей в соседнем Узбекистане, так как Хорезмский вилоят Узбекистана и Дашогузский велаят Туркменистана являются частью древнего историко-географического региона Хорезм. Наиболее известным древним городом на территории Дашогузского велаята является Куня-Ургенч (переименован на туркменский манер на «Кёнеургенч»), который внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Лебапский велаят — северо-восточный регион страны, который граничит с Узбекистаном и Афганистаном. Административный центр — город Туркменабад (был переименован в рамках политики «туркменизации», раньше назывался Чарджуй). Почти всю территорию региона занимает пустыня Каракумы, протекает река Амударья. Регион в первую очередь интересен своими древними археологическими памятниками, возраст которых более двух с половиной тысяч лет. Имеются руины древних хорезмских и парфянских городов. В регионе проживает примерно один миллион человек. В основном проживают туркмены, но также составляют относительное большинство этнические узбеки (соответственно одним из двух распространенных языков является узбекский), большая часть которых по паспорту записаны «туркменами» из-за вышеуказанной причины.
Марыйский велаят — восточный регион страны, граничащий с Афганистаном. Административный центр — город Мары (был переименован в рамках политики «туркменизации», раньше назывался Мерв). Почти всю территорию региона занимает пустыня Каракумы, но южные и восточные части региона занимают. Регион в первую очередь интересен своими древними археологическими и архитектурными памятниками, возраст которых более двух с половиной тысяч лет. Имеются руины древних парфянских и персидских городов. Руины и памятники древнего города Мерв внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В регионе проживает более полтора миллиона человек. В основном проживают туркмены, но также в значительном количество проживают узбеки.

Виды мервы

После откачки зрелого меда, восковые соты отправляют на вытопку. В результате пасечники получают мерву. Это остатки жизнедеятельности пчел, содержащие частички маточников, фрагменты личинок и коконов, пыльцу, прополис, пергу, различный сор. И все же наибольшую ценность в составе этого сырья представляет воск, который извлекается с помощью воскопресса  для дальнейшего производства вощины. Образовавшийся остаток является ценным органическим веществом, богатым на полезные природные элементы.

Мерва делится на два вида:

  • Пасечная мерва – натуральный продукт, который получают непосредственно на пасеках. Как правило, он содержит от 30 до 50 % воска, поэтому широко используется в качестве сырья на воскобойных предприятиях;
  • Завадская мерва — это продукт, прошедший промышленную обработку с помощью специальных химических веществ. Содержание воска в нем едва достигает 25%. Применение растворителей не лучшим образом сказывается на качестве получаемого сырья. При попадании во влажную среду, в нем может появиться плесень или восковая моль.

Наука и культура Туркмении

Туркменистан характеризуется почти полной грамотностью населения. Как научные исследования, так и систему образования в Туркменистане возглавляет Академия наук, основанная в 1951. В её ведении находится ряд научных институтов, в т. ч. всемирно известный Институт пустынь. Сокращение государственного финансирования и отток русскоязычного населения отразились на качестве научных исследований и уровне подготовки специалистов.

В Ашгабате находится Туркменский государственный университет. Преподавание в высшей школе ведётся на туркменском и русском языках; в системе начального и среднего образования есть классы с преподаванием на казахском, русском и узбекском языках. Преподавание в общеобразовательных школах ведётся на туркменском языке. Число классов, где могут обучаться дети других национальностей (русские, узбеки, казахи), неуклонно снижается. В результате реформы высшей школы, проведённой в кон. 1990-х гг., срок обучения студентов в высших учебных заведениях сократился до 4 лет, причём два из них — на практике.

Пестрота этногенеза туркменского народа, сложившегося из древнейших ираноязычных и пришлых тюркоязычных племён, определила характер культуры туркмен. В ней выделяются два направления: тюркское и иранское.

Из эпических жанров народного творчества наиболее развитым в художественном отношении является дастан. Туркменские дастаны делятся на героические и романтические. Героический эпос имеет исключительно тюркскую (огузскую) тематику. Романтические дастаны — авторская обработка известных сюжетов восточной литературы. Литература и фольклор Туркменистана вплоть до 20 в. распространялись главным образом изустно. Из туркменской среды вышли многие известные поэты и философы, представители ранней сельджукской поэзии в Малой Азии, писавшие на персидском языке (Челеби Хусамеддин). И позднее писали на фарси туркмены по происхождению — Хилали Чагатаи (16 в.), Байрамхан Ханханнан (писавший и потюркски) и др. До сер. 16 в. в туркменской литературе преобладала дидактическая поэзия, отразившая исламско-суфийскую догматику.

Со 2-й пол. 18 в. появились полемические стихи — эпистолярная форма — переписка поэтов на различные темы (например, переписка между поэтами Махтумкули и Дурды-шахиром, 18 в.). Махтумкули первым в туркменской литературе использовал форму «гошгы» — четверостишие, свойственное фольклору всех тюркоязычных народов.

Из художественных ремесёл широкое распространение получила керамика, украшенная орнаментом (до 8 в.), поливная (с 8 в.), одноцветная (10—12 вв.), пятнистая или украшенная гравировкой или полихромной росписью (с 12 в.). Орнаментация штампованной керамики и художественных изделий из металла близка иранской.

В период позднего Средневековья в среде туркменских племён было высоко развито древнее искусство ковроделия. Узоры на коврах 18 — нач. 20 вв. (текинских, салорских, иомудских, эрсаринских и др.) — отработанные веками традиционные композиции с ярко выраженными племенными признаками. Многие элементы ковровых узоров восходят к древнейшим эпохам. Туркменский ковер в целом отличает чёткий геометризованный рисунок и господствующий красно-коричневый глубокий цвет тона.

Художественное своеобразие произведений туркменских ювелиров — соединение массы серебра с мягкосветящимися зернами сердолика, а также завершение основной композиции изделия «бахромой» или каскадом шелестящих и звенящих подвесок, бубенцов, монет.

Известные уроженцы и жители

  • Алиханов-Аварский, Максуд — русский генерал, Мервский и Тифлисский губернатор;
  • Асадов, Эдуард Аркадьевич — русский советский поэт, прозаик;
  • Хабиас, Нина Петровна — русская поэтесса;
  • Боннэр, Елена Георгиевна — советский и российский общественный деятель, правозащитник, диссидент, публицист. Вдова академика Андрея Сахарова;
  • Петросян, Назар Самвелович — бывший советский футболист, играл на позициях полузащитника и нападающего, советский, армянский и российский футбольный тренер;
  • Гордеев, Владимир Дмитриевич — мотогонщик, неоднократный чемпион СССР по спидвею;
  • Шакирова, Элен Рафаэловна — российская, ранее советская баскетболистка;
  • Багиров, Эдуард Исмаилович — современный российский писатель;
  • Суходольский, Михаил Игоревич — первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации, генерал-полковник милиции.

История[править | править код]

История возникновенияправить | править код

Город Мары был основан в 1884 году как российский военно-административный центр на месте текинской крепости — поселения, расположенного в 30 километрах западнее от пришедшего в упадок древнего города Мерва, возникшего в середине I тысячелетия до н. э., от которого унаследовал своё прежнее название. Точная дата возникновения поселения неизвестна. Установлено, однако, что крепость была исторически персоязычной. Мерву более 2000 лет, древние названия Мерва — Маргиана, Маргуш. В результате миграций и ассимиляционных процессов население оазиса постепенно перешло на туркменский язык в XVII веке[источник не указан 2017 дней].

Вхождение в Российскую империюправить | править код

Во время Туркестанского похода генерала Михаила Скобелева в 1884 году, после разгрома Геок-Тепинской крепости, Мерв вместе с Мургабским оазисом путём мирных переговоров был присоединён к Российской империи. Немалая заслуга в избежании кровопролития и штурма города принадлежала М. Алиханову-Аварскому, который, по заданию начальника Закаспийской области генерала А. В. Комарова, в сопровождении текинца майора Махтум-Кули-хана пробрался переодетым в торговца к мервским старейшинам (аксакалам) и убедил их отказаться от сопротивления и принять российское подданство.

Православная Покровская церковь в Марах.

Итогом переговоров явилось поданное 25 января 1884 г. в Асхабаде генералу Комарову мервскими представителями прошение о принятии Мерва в российское подданство. В 1884 году Алиханов-Аварский был назначен первым губернатором Мерва.

Период с 1884 по 1921 годправить | править код

После присоединения к России в 1884 году Мерв был в составе Закаспийской области. С 6 февраля 1890 года Мерв был центром Мервского уезда Закаспийской области.

Советский период (1921—1991)править | править код

7 августа 1921 года Закаспийская область была переименована в Туркменскую область. Мерв, таким образом, стал центром Мервского уезда Туркменской области Туркестанской АССР, которым оставался до 4 декабря 1924 года. До 13 августа 1926 года город был центром Мервского округа образованной 27 октября 1924 года на базе Туркменской области Туркменской ССР. В городе дислоцировались, до 1941 года, управление и части 18-й Туркменской Краснознамённой горнокавалерийской дивизии.

13 августа 1926 года Мервский округ был упразднён, а Мерв стал районным центром. В 1937 году Мерв был переименован в Мары.

21 ноября 1939 года Мары стал областным центром Марыйской области. 10 января 1963 года область была упразднена и Мары стал райцентром республиканского подчинения. 14 декабря 1970 года область была восстановлена.

На аэродроме Мары-2 базировался 156-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков 34-й АДИБ.

Период после 1991 годаправить | править код

После распада СССР и провозглашения Туркменией независимости 18 мая 1992 года Мары стал центром Марыйского велаята (области). В 2000-х годах ведётся благоустройство улиц города, строительство крупных жилищных объектов. Продолжается массовое жилищное строительство. В городе были построены новый аэровокзальный комплекс, новый корпус ТГЭИ, театр, областная библиотека, историко-краеведческий музей, дворец Рухыет, отель «Маргуш», медицинский диагностический центр, медицинский центр «Эне мяхри», Главная соборная мечеть Гурбангулы хаджи, стадион, конноспортивный комплекс, крытый плавательный бассейн, обновлён железнодорожный вокзал. В 2012 году город был объявлен культурной столицей СНГ. В 2014 году в городе был открыт комплекс заводов по производству аммиака и карбамида, газотурбинная электростанция, многопрофильный торговый центр и гостиница «Мары». В 2015 году был избран культурной столицей тюркского мира.

Главная соборная мечеть Гурбангулы хаджи

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Достопримечательности[править | править код]

Вечный огонь в Марах.

В городе установлены памятники туркменским поэтам и просветителям Молланепесу, Кемине, Махтумкули, герою Гражданской войны Павлу Полторацкому (—) — одному из организаторов борьбы за советскую власть в Туркестане, председателю СНХ и члену ЦИК ТСР, расстрелянному контрреволюционерами на окраине города Мары,Герою Советского Союза К. Азалову, пограничникам, погибшим в борьбе с басмачами в 1925 году, монументы «Родина-мать» и «Вечная слава», установленные на братской могиле героев Гражданской войны. «Вечный Огонь» — памятник павшим в Великую Отечественную войну и участникам боевых действий в Афганистане (— гг.)

Усыпальница братьев Эсхабов — основателей ислама на территории древнего Мерва

Мечеть-мавзолей Талхатан-Баба

В городе находится церковь Покрова Богородицы, построенная в 1900 году.

В 30 км к востоку от Маров, у северной окраины города Байрам-Али находится комплекс археологических и архитектурных памятников древнего Мерва, в том числе: Гяур-Кала (III век), Большая и Малая Кыз-Кала, Султан-Кала, усыпальницы братьев Эсхабов (XV век), крепость Эрк-Кала, мавзолей Мухаммеда-ибн-Зейда и другие, среди которых наиболее известен мавзолей сельджукского cултана Санджара (XI век)

В 30 км южнее Маров в посёлке городского типа Талхатан находится мечеть-мавзолей Талхатан-Баба (XI век)

Туркменистан в 16-17 веках

Деталь салорского церемониального ковра с середины 1700-х до середины 1800-х годов.

История Туркменистана с 16 по 19 века в основном известна отношениями с государствами Ирана , Хивы , Бухары и Афганистана . Войны того периода происходили в основном на землях Туркменистана. Нашествие хивинского хана Абул Гази Бахадур-хана с 1645 по 1663 год вызвало некоторые трудности для туркмен, в сочетании с последствиями засухи, произошедшей примерно в тот же период, большая часть туркмен в ханстве переселилась в районы вокруг Ахала , Атрека , Мургапа и Теджена . В этот период многие туркменские племена, жившие вокруг Аральского моря, также мигрировали из-за давления со стороны Хивинского ханства и калмыков и мигрировали в Астрахань и Ставрополь на Северном Кавказе.

Популярные эпосы, такие как Кероглу , и другие устные традиции, сформировались в этот период, который можно рассматривать как начало туркменской нации. Поэты и мыслители того времени, такие как Девлет Мехмед Азади и Магтымгулы Пираги, стали голосом зарождающейся нации, призывая к единству, братству и миру между туркменскими племенами. Махтумкули Пирагы почитается в Туркменистане как отец национальной литературы. Большая часть нынешнего Туркменистана была разделена между Хивинским и Бухарским ханствами, за исключением того, что самые южные части были переданы Персии. Персидский шах Надер завоевал его в 1740 году, но после его убийства в 1747 году туркменские земли были снова захвачены узбекскими ханствами Хивы и Бухары. В течение 1830-х годов туркмены теке , жившие тогда на реке Теджен, были вынуждены персами мигрировать на север. Хива оспорила наступление текесов, но в конечном итоге около 1856 года последние стали суверенной державой южной и юго-восточной частей нынешнего Туркменистана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector