Методика воспитания антона макаренко

Как отвечать на вопросы детей

Нам внушают беспокойство о том, чтобы ребенок был хорошо подготовлен к половой жизни, чтобы он не видел в ней ничего тайного, ничего стыдного. Для этого требуют посвятить его в тайну рождения детей как можно раньше, ни в коем случае не рассказывать сказок об аистах и капусте.

Макаренко пишет, что не следует делать из этого фетиша.

Во-первых, из того, что шестилетний малыш заинтересовался этим вопросом, совсем не следует то, что ему в нежном возрасте нужно все как следует разъяснить. Если он спросит вас об устройстве дизельного двигателя, вы что, найдете схему и будете подробно объяснять? Вы скажете: «Ты еще мал, это для тебя пока сложно, подрастешь – узнаешь». В окружающем ребенка мире много вещей, сложных для понимания, всякое знание хорошо в свое время.

Во-вторых, никакого особенно сильного интереса к этим вопросам у ребенка в малом возрасте быть не может. Его вопросы ситуативны, связаны с каким-нибудь наблюдением, действием и требуют коротких ответов. Настоящий интерес появится только в подростковый период.

Подробные ответы с физиологическим уклоном в малом возрасте, наоборот, опасны. Они могут вызвать дополнительное любопытство, возбудить воображение, иногда нездоровый интерес. Открытое и подробное обсуждение сексуальных отношений в раннем возрасте приведет к вульгарному рационалистическому взгляду на эту область человеческих отношений, что кладет начало цинизму. Это происходит потому, что ребенок еще ничего не знает о любви как высшем нравственном чувстве, об особом отношении к женщине.

Воспитание любви

Рассматривая половое воспитание как воспитание любви, Макаренко дает практические советы в этом направлении.

Пример родителей. Настоящая любовь между отцом и матерью, проникнутая уважением, заботой, нежностью воспитает в детях стремление к серьезным и прекрасным отношениям между мужчиной и женщиной.
Любовь к родителям, братьям, сестрам, родственникам. Если ребенок не любит близких, если в нем воспитаны эгоистические начала, то он не будет способен и к настоящей взрослой любви. Такие люди легко меняют партнеров и «недалеко стоят от обыкновенного разврата».
Любовь-дружба. Опыт такой детской любви, опыт длительной привязанности к какому-то человеку очень важен. Без такого опыта невозможно и взрослое отношение к женщине/мужчине как к другу. В этой связи необходимо заботиться, чтобы у детей были друзья, общие интересы с ними.
Любовь к Родине. Возможно, Макаренко отдает здесь дань советской системе воспитания

Он замечает, что важно как можно раньше пробуждать у ребенка интерес к своему городу, предприятию, где работают родители, к стране, ее истории, к своим корням. Это воспитывает любовь к Родине – высшее проявление чувства любви.
Любви нужно учить

Мы учим юношей и девушек чему угодно, только не любви. Первая любовь – это первое настоящее испытание личности человека. И она непременно наступит у каждого. Макаренко считает, что в этом случае полезен прямой разговор, без всяких прикрас. В этом разговоре необходимо донести до мальчика и девочки мысль об ответственности за каждый прожитый день, «за каждый кусок чувства», потому что за опрометчивые поступки приходится платить жизнью.

Цитаты Макаренко о педагогике

Макаренко принес немало полезных методик в педагогику. Его труды разобрали на цитаты и вот одни из них:

  • «Невозможно научить человека быть счастливым, но воспитать его, чтобы он был счастливым, можно и нужно».
  • «Всегда необходимо соблюдать строгую дисциплину, обязательно выполнять всё то, что неприятно, но, несмотря на нежелание, очень нужно сделать. Это и есть дисциплинированность».
  • «Хорошие черты в человеке приходится взрослым – родителям и учителям — проектировать, закреплять, акцентируя на этом учащихся. Это главное, что обязан делать педагог…».
  • «Воспитательным процессом следует заниматься постоянно. Отдельные его детали разрешаются в общем тоне семьи. А общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается примером Вашей собственной жизни и Вашего собственного поведения».
  • «Настоящая педагогика только та, что повторяет педагогику всего общества.»
  • «Советская новая педагогическая логика не сможет выдержать никакой критики, если вычеркнуть из логического построения коллектив».

«Наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива, и если нарушитель открыто и осознанно идёт на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива».

Биография Антона Семеновича Макаренко: молодые годы

Будущий выдающийся педагог родился 1 (13) марта 1888 года в городе Белополье, Сумского уезда, Харьковской губернии.

Родители Антона Семеновича Макаренко — простые по происхождению люди. Отец Семен Григорьевич, высококвалифицированный маляр, трудился в железнодорожном депо Харьковской железной дороги, мать Татьяна Михайловна вела домашнее хозяйство.

Глава семьи был хорошо образован, выписывал из Москвы и Санкт-Петербурга техническую литературу, много читал и пользовался авторитетом в депо.

Кроме Антона, в семье воспитывались еще двое младших детей: сестра Александра и брат Виталий.

У семейства Макаренко был большой дом, окруженный садом.

Глядя на отца, Антон с детства пристрастился к чтению. Мальчик рос сосредоточенным, не очень разговорчивым, часто болел и мало общался со сверстниками. Его замкнутость и слабое зрение не раз становились предметом насмешек, порою очень жестоких, со стороны ровесников.

Следуя по стопам отца, в 9 лет Антон начал обучаться ремеслу в железнодорожном училище, а после переезда семьи в Крюков (ныне Полтавская область) продолжил четырехгодичное образование в Кременчугском училище и окончил его в 1904 году.

Уже в этот период юноша увлекается педагогикой. Антон Макаренко в 1905 году оканчивает краткие учительские курсы и начинает преподавать русский язык, рисование и черчение в Крюковском железнодорожном училище.

В 1917 году Макаренко блестяще защищает дипломную работу по теме «Кризис современной педагогики» в Полтавском учительском институте и оканчивает его с золотой медалью.

Дипломированного специалиста призывают в армию, но слабое зрение не позволяет продолжить службу. Антона Семеновича демобилизуют.

С 1918 года Антон Семенович Макаренко работает инспектором городского Высшего начального училища в Крюкове (Кременчугский уезд).

После перебирается жить в Полтаву и заведует начальным городским училищем.

Перспективные линии

Выдающийся педагог считал закон движения одним из основных для коллектива. Если последний достигал поставленной цели и не ставил перед собой новых перспектив, испытывал самоуспокоение, и стремлений, воодушевляющих его участников, не возникало, у него не было будущего. Останавливалось его развитие. В коллективе всегда должна присутствовать напряженная жизнь, стремление к какой-либо цели.

В соответствии с этим положением, впервые в педагогике был выдвинут и разработан принцип, получивший название системы перспективных линий. Макаренко настаивал на том, что человек не может прожить в этом мире без того, чтобы впереди у него не было никакой радости. Она является настоящим стимулом в жизни. В педагогике эта завтрашняя радость является одним из самых важных объектов работы.

Методика перспективных линий базируется на прогнозировании перспектив, то есть на их предусмотрении, которые предполагаются и на общей, и на индивидуальной основе. В основе данного процесса – стремление личности к достижению цели, осуществлению проекта или мечты.

Антон Семенович считал, что воспитывать человека нужно, формируя у него перспективные пути. Методика такой работы заключается в создании новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в последовательной подстановке других. Она применяется при планировании жизни коллектива и различает три вида перспектив: близкие, средние, дальние. Первый – это завтрашний день, второй – проектирование событий в некоторой степени отдаленных во времени, третий – это будущее личности и коллектива.

В заключение стоит отметить, что сегодня система Макаренко в той или иной степени находит свое применение. Так, например, ее используют в передовых бизнес-структурах. Это и привязка доходов сотрудников к прибыли предприятия, и воспитание, и приобщение новых сотрудников через ядро коллектива к корпоративной культуре, и контроль формата.

Как отвечать на вопросы подростков

Другое дело – вопросы подростка. Сама жизнь вводит подростка в эту сферу. К тому же к подростковому возрасту ребенок уже знаком с темой любви из литературы, кино, опыта окружающей жизни. Он способен отнестись к этому с уважением.

Часто случается, что ребенок узнает о тайнах деторождения от сверстников и держит это знание в секрете. Этого не нужно бояться, наоборот, это хорошо. Представление о том, что некоторые стороны человеческой жизни составляют область секретную, интимную, правильны. Есть вещи, которые не нужно выставлять напоказ, вещи, которыми не стоит делиться даже с родителями.

Беседы с подростком должны происходить строго секретно между отцом и сыном, между матерью и дочерью. Они могут быть подробными и разносторонними. Они обязательно должны касаться гигиены, вопросов нравственности. А вот узкофизиологический разбор нежелателен – по сути, он циничен. Лучше дать подростку прочитать специальную книгу, чем говорить с ним о физиологии.

Отдельного внимания требуют случаи циничных разговоров и словечек, проскальзывающих в речи подростков, нечистоплотное отношение к женщине, неуемная кокетливость, излишнее увлечение нарядами, другие сигналы недостойного отношения и поведения.

Такие вещи нужно пресекать простым требованием более чистоплотного поведения, но требованием категоричным. Хорошо, если родители вслух резко отрицательно оценивают примеры такого поведения посторонних людей. Этим они покажут, что ожидают от своих детей лучшего.

Особенно строго в этой связи относился Макаренко к мату. Мало того что матерное слово оскорбительно для девушек, для мальчиков оно чрезвычайно вредно.

На одной из лекций Макаренко спросили, что делать, если подросток увлекается книгами Мопассана, Куприна, которые он читает ради описаний любовных сцен. Иногда эти сцены стыдно даже прочитать вслух. Макаренко ответил, что запрещать бесполезно. Для мальчиков 15-ти лет острый взрыв интереса к «половому натурализму» характерен. И пусть лучше он читает Мопассана, чем слушает пошлые анекдоты товарищей. По наблюдению Макаренко, это некая болезнь, которую подростку нужно перенести как ветрянку в детстве, и она не развращает подростка и не превращает его в будущем в нездорового человека.

Что он принес нового в педагогику?

Я ознакомился с принципами системы А.С. Макаренко, в ВУЗе, получая специальность психолог.

Отвечая на вопрос о том, что нового привнёс этот уникальный человек в педагогику, считаю правильным сделать акцент на тех принципах, которыми он руководствовался:

Принцип коллективности или совместной деятельности. Мы знаем, что в коммуне под его руководством, присутствовало разделение обязанностей между проживающими там ребятами. Этот принцип говорит о том, что каждый из них одновременно несёт ответственность за себя и за окружающих его людей.

Совместная деятельность, по моему мнению, – это командное взаимодействие. Именно его элементы Антон Семёнович применял при общении со своими воспитанниками. В его методике ярко виден каждый элемент командного взаимодействия.

Примером, я считаю, способность найти компромисс и наладить продуктивное сотрудничество команды в направлении достижения цели в бесконфликтной атмосфере. Умение работы в коллективе, чёткое знание круга своих обязанностей и полномочий, а также порядок согласования действий и выработки плана поставленной задачи. Для любого человека возможность работы в команде, путь к адаптации в общество.

Принцип самоуправление подразумевает, что участники коммуны А.С. Макаренко распределяли обязанности между собой, отводя Антону Семёновичу роль консультанта и старшего коллеги. Каждый участник коммуны имел возможность побыть в роли руководителя или рядового. Примером полезности принципа считаю свою работу в студенческих проектах во время обучения в ВУЗе. Это подразумевало, что студент, который хотел предложить проект для включения его в студенческую жизнь факультета должен был попробовать себя в роли рядового участника и руководителя проекта — попеременно.

Для этого было необходимо:

  1. Принять на себя руководство проектом.
  2. Составить его план.
  3. Собрать команду для реализации, не менее 3-х человек.
  4. Представить его на заседании студенческого актива, на котором в качестве научного консультанта присутствовал декан факультета.
  5. Принятие решения о реализации проекта, проводилось общим голосованием, студентов факультета и студенческого актива.

Принцип трудового воспитания. В наше время его принято называть, принципом адаптации к труду. Во времена А.С. Макаренко, он подразумевал выполнение повседневных обязанностей по функционированию коммуны.

Сегодня, при обучении психологов и других специалистов, помогающих профессий (юрист, врач и другие), приобретение практических навыков во время обучения, приветствуется на волонтёрских началах, помимо учебных практик и в дополнение к ним.

Самые известные методики Макаренко

Антон Семенович в своих трудах о воспитании ребенка делает акцент на важности роли полноценной семьи, а также поведении родителей. Даже в утробе матери начинается формирование личности. Если младенец почувствует, что он нежеланный или услышит резкие крики и ругань, то уже, будучи взрослым, он станет раздражительным, пугливым и закрытым

Если младенец почувствует, что он нежеланный или услышит резкие крики и ругань, то уже, будучи взрослым, он станет раздражительным, пугливым и закрытым.

В своих трудах Макаренко выделяет основные принципы воспитания детей. Первым делом влияние оказывает коллектив. Задача воспитателя поставить единую цель коллективу и раздать роли, при этом выровнять отношения внутри системы. Среди ее участников могут быть члены семьи, класс в обычной школе и педагоги, группа детей с воспитателями. Второй составляющей идет самоуправление, без умения организовывать внутри системы порядок самостоятельно, порядка и оперативного достижения целей не ожидается.

Также работает методика дисциплины, она соседствует с методом «кнута и пряника». В этом случае за прогулы и ошибки участник системы лишается части наград, а в случае усердия и прилежности получает аванс или рядовую похвалу. Теплые слова могут использоваться при реализации трудового воспитания, когда цель не подходит для оплаты материальными благами или ребенку мало лет.

Сравнительные данные

По имеющимся официальным данным, среди всех воспитанников Антона Семеновича, число которых приближается к трем тысячам, не отмечено ни единого рецидива. Впечатляющих результатов удалось добиться и последователям воспитательной системы Макаренко, таким как Семен Калабалин и его жена, выпустившие в свет около семи тысяч человек, а также А. Г. Явлинский.

В качестве сравнения можно привести данные Генпрокуратуры, опубликованные в начале нынешнего века. Они говорят о том, что из выпускников детских домов в нашей стране лишь 10 % адаптируются в жизни, 10 % совершают самоубийства, 40 % спиваются, становятся наркоманами, а 40 % – преступниками. Как гениальному педагогу и его единомышленникам удавалось избежать подобных показателей?

Наказание и поощрение

Плохие поступки нужно обязательно наказывать, а хорошие – поощрять. При этом такое наказание, которое направлено на ущемление чести и достоинства личности, только портит человека. А то, что имеет целью защиту норм и ценностей коллектива и способствует защищенности личности от насилия, является справедливым и необходимым. Всепрощение недопустимо. То разрушительное воздействие, которое оно оказывает на межличностные отношения, существующие в коллективе, приводит к разложению последнего. Если учитель отказывается от наказаний, он становится беззащитным перед проявлениями детской агрессии.

Педагогическая поэма 1955 г. Макаренко:

Продуктов питания постоянно не хватает. Колонисты крадут провизию со склада; однажды у заведующего пропадают деньги. Кульминационным моментом становится кража денег у старушки-экономки, которая отбывала из колонии. Макаренко устраивает разбирательство, вора находят.

Антон Семенович прибегает к методу «народного суда». Буруна (колониста, уличенного в воровстве) выставляют перед коллективом. Воспитанники негодуют по поводу его проступка, готовы сами учинить над ним расправу. В итоге Буруна отправляют под арест.

После этого инцидента воспитанник перестал воровать.

https://vk.com/video_ext.php

Автор книги: Антон Макаренко

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Дорогие родители, граждане Советского Союза!

Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Дорогие родители, прежде всего вы всегда должны помнить о великой важности этого дела, о вашей большой ответственности за него

Сегодня мы начинаем целый ряд бесед по вопросам семейного воспитания. В дальнейшем мы будем говорить подробно об отдельных деталях воспитательной работы: о дисциплине и родительском авторитете, об игре, о пище и одежде, о вежливости т.д. Все это – очень важные отделы, говорящие о полезных методах воспитательной работы

Но прежде чем говорить о них, обратим ваше внимание на некоторые вопросы, которые имеют общее значение, которые относятся ко всем отделам, ко всем деталям воспитания, которые всегда нужно помнить

Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства ‑ это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется

По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое ‑ перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка, тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания ‑ уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется. Очень часто бывают такие случаи, когда семья уже никак не может справиться с трудностями перевоспитания и приходится отправлять сына или дочку в трудовую колонию. А бывает и так, что и колония ничего поделать не может и выходить в жизнь человек не совсем правильный. Возьмем даже такой случай, когда переделка помогла, вышел человек в жизнь и работает. Все смотрят на него, и все довольны, и родители в том числе. Но никто не хочет подсчитать, сколько все-таки потеряли. Если бы этого человека с самого начала правильно воспитывали, он больше взял бы от жизни, он вышел бы в жизнь еще более сильным, более подготовленным, а значит, и более счастливым. А кроме того, работа перевоспитания переделки ‑ это работа не только более трудная, но и горестная. Такая работа, даже при полном успехе, причиняет родителям постоянные огорчения, изнашивает нервы, часто портит родительский характер.

Система эта основана на трех взаимосвязанных принципах:

Труд, от которого зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии и т.д.). При этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе

Принципиально важно, чтобы плодами своего труда дети распоряжались сами.  Самоуправление

 Самоуправление.

Коллективная ответственность. За проступок одного отвечает вся группа.

Макаренко отмечал: необычайно быстро, за считанные месяцы перевоспитываются трудные подростки. У них появляется осознание границ своих полномочий и ответственности.

В то же время он писал, что воспитание — это длительный процесс как в целом, так и в его отдельных частях.

Военизированный характер воспитания в колонии был продиктован тем, что подобный антураж был привлекательным для подростков того времени. Дисциплина выражалась в ее неукоснительном соблюдении, поскольку сами ребята были в ней заинтересованы. Ни одно из наказаний, применяемых в колонии, не было унизительным. Самое суровое – бойкот – применялось крайне редко.

Основные педагогические идеи Макаренко

В основу своих методик Антон Семенович заложил принцип параллельного действия. Суть его проста, но и одновременно сложна в понимании. Человек должен являться центральной точкой развития общественной и его собственной жизни, а также стать важнейшей составляющей трудового коллектива. Он выступает творцом успеха во всех аспектах его жизнедеятельности, а принципы и нормы закладываются учителями на первом этапе воспитательного процесса. Так учили нас и наших предков, что сейчас происходит в школах, этого сказать точно не могу.

Человек должен с раннего детства играть в жизнь, но с максимальной ответственностью и уважением к другим участникам процесса, чего не наблюдается в современном обществе. Кратко свои идеи Макаренко выделял через коллектив:

  • назначение должностей в органах самоуправления.
  • качественная связь с обществом.
  • единая цель для команды единомышленников.
  • разработка комплекса общих действий для ее достижения.
  • контроль, дисциплина и ответственность.

Педагогические идеи Антона Семеновича рассматриваются через призму соблюдения режима, трудового распорядка дня, организации активного отдыха. Через творческую составляющую происходит развитие личности в человеке, его индивидуальные успехи внутри коллектива способствуют росту веры в свои силы и раскрывают оптимально имеющийся потенциал.

Основные идеи Макаренко заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Профессионализм педагога должен заключаться в умении подводить от частностей к общему, точечно и конструктивно. Я понимаю методики легендарного учителя, как умение через конкретные задачи подключать у ребенка максимальный интерес к общественно-полезной жизни.

Высказывания Макаренко о воспитании детей

Макаренко о воспитании детей через цитаты. «Любое ваше поведение моментально считывается ребенком, анализируется и дублируется им уже во взрослой жизни». Родители не имеют права ожидать от воспитанника сюрпризов при правильном подходе, большинство его решений являются залогом анализа поведения старших участников коллектива.

Технологии современного капитализма от детей следует держать подальше и применять в исключительных моментах. «Не рекомендую поощрять труд, гораздо ценнее, что дети получают удовольствие от процесса и качественную похвалу по итогу работы». «Предоставляйте ребенку самому возможность выходить из сложных ситуаций, помощь предлагайте ненавязчиво и тонко». «Ставьте разумные цели при воспитании, тогда сможете анализировать ошибки процесса и вовремя их исправлять».

Высказывания Макаренко говорят о наглядном примере для детей учителей, воспитателей, родителей. «Если вы не разбираетесь в том, чему пытаетесь обучить молодых людей, то не получите ничего в ответ, кроме презрения». Довольно жестко по отношению к нам, мамам и папам, педагогам и учителям, но это цитата открыто намекает, что процесс воспитания вещь ответственная.

Принципы педагогических идей Антона Семеновича уходят своими корнями во взаимоотношения коллектива. «Уважайте мнения друг друга и цените дела товарищей, тогда и результат будет достигнут быстрее». «Проявляйте больше уважения к детям, но и требуйте от них не меньше, учите любить и быть любимыми». «Труд должен быть общественно-полезным, в ином случае он убивает в гражданине желание заниматься им в дальнейшем». Только в случаях, когда дети получают истинное удовольствие от процесса и понимают причину задачи или ее конечный результат, труд развивает в них личность.

Кто такой Макаренко?

Антон Макаренко известен тем, что первым обратил внимание на застой в сфере педагогики страны на старте двадцатого века. На практике смог воспитать несколько тысяч несовершеннолетних членов колонии, превратив мир хаоса в упорядоченную организацию

Антон Семенович известен, как автор и методист, но отчасти его можно считать организатором и управленцем. Рядовой учитель волею амбиций, таланта, аналитического склада ума, стремления и смелости стал символом воспитания детей. Воспитатель смог отстоять позиции свободного гражданина внутри авторитарного режима власти, что внесло неоценимый вклад в развитие общества.

Построение воспитательного процесса в семье

Антон Семенович Макаренко не меньшее внимание уделял семейному воспитанию. Педагог считал, что то, каким вырастет малыш, целиком зависит от родителей. Именно они своим личным примером, поведением в быту и на работе, высказываниями о текущей политической ситуации в стране или знакомых людях формируют личность ребенка

Именно они своим личным примером, поведением в быту и на работе, высказываниями о текущей политической ситуации в стране или знакомых людях формируют личность ребенка.

Малыш впитывает в себя все, что дают ему родители своими поступками, словами, невербальными средствами выражения мировоззрения

Конечно, воспитательные беседы нужны, но еще более важное значение имеет поведение самих родителей. Требовательность и контроль в первую очередь к себе – вот азы семейного воспитания. Родители должны быть предельно честны с детьми, максимально искренни

Не нужно проводить рядом с ребёнком все свое время, контролировать каждый его шаг. Это совершенно излишне и приносит только вред: малыш вырастет в пассивного, не имеющего собственного мнения человека. К тому же постоянное общество взрослых может придать неправильное направление духовному развитию несовершеннолетнего

Родители должны быть предельно честны с детьми, максимально искренни. Не нужно проводить рядом с ребёнком все свое время, контролировать каждый его шаг. Это совершенно излишне и приносит только вред: малыш вырастет в пассивного, не имеющего собственного мнения человека. К тому же постоянное общество взрослых может придать неправильное направление духовному развитию несовершеннолетнего.

Задача родителей – предоставить ребенку допустимую свободу, точно зная, где он и с кем

Влияние окружающей среды не менее важно, чем внутрисемейные отношения и родительский авторитет. Ребенок должен знать, что может столкнуться с враждебным отношением, непростыми обстоятельствами, соблазнами. Детям нужна будет помощь, совет, а иногда и защита – и это тоже важные элементы правильного воспитательного процесса

Детям нужна будет помощь, совет, а иногда и защита – и это тоже важные элементы правильного воспитательного процесса.

Третий важнейший элемент – это организация жизни семьи. Никаких мелочей и пустяков между взрослыми и детьми не бывает: значение имеет все. Собственно, из мелочей и складывается жизнь. При этом Макаренко убежден: у каждого родителя должна быть конкретная воспитательная цель, из которой должна сформироваться воспитательная программа.

Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что воспитание по системе Макаренко и сегодня дает замечательные результаты. Эффективность этой методики позволяет активно использовать ее в организации воспитательного процесса в коллективе и семье.

Приобрести книгу Антона Макаренко под названием:»Правильно воспитывать детей. Как?»

Принципы системы Макаренко

Антон Семенович считал, что работа педагога должна быть основана на следующих основополагающих постулатах.

  1. Принцип гуманизма. Он проходил красной нитью через систему обучения Макаренко своих воспитанников жизни и труду. Выдающийся педагог призывал отказаться от муштры, от подавления личности ребенка, от призывов к слепому повиновению. Необходимо, напротив, развивать творческую активность личности, основывать воспитание «на опыте поведения». А. С. Макаренко беззаветно верил в творческие силы людей, в их большие возможности.
  2. Отрицание «свободного воспитания», отказ от слащавого, идеалистического отношения к ребенку, от сентиментального любования им. Это развивает у детей лень, эгоизм, избалованность, барство и расхлябанность. В обращении с маленьким человеком Макаренко отвергал заласкивание, объятия и поцелуи. Он призывал к строгости, к чувству меры в любви. В отношении к детям необходима «требовательная любовь»: чем больше уважаешь человека, тем больше нужно от него требовать.
  3. Оптимизм. В каждом воспитаннике необходимо видеть положительные силы, находить в нем лучшее, более интересное и более сильное.
  4. Обобщение практического опыта. Таковой и являлась педагогическая система Макаренко. Он подвергал критике метафизические теории, которые были выстроены на основе умозрительных заключений.
  5. Применение технологий воспитывающего воздействия. Антон Семенович считал, что педагогика ошибочно строится на логике моральной проповеди, тогда как ее нужно строить по логике технологической. Ведь между процессом материального производства и воспитанием наблюдается большое сходство. И к человеческой личности, со всем ее богатством, красотой и сложностью, нужно подходить с измерителями более сложными, с большей наукой и с большей ответственностью.

Макаренко педагог

Обучение, работа, дисциплина и главным образом самоуправление были основами педагогической философии Антона Макаренко. Он стал основоположником теории коллективного воспитания и образования.

Это слова русского учителя и социального педагога Антона Макаренко после того, как он решил создать детский дом для детей-преступников и детей-сирот. Он сам был знамением времени — активным учителем до, во время и после русской революции. Он был последователем марксизма и руководства Ленина и сильно вдохновлен верой писателя Горького в человечество.

Его целью было — как он выразился — создать «нового человека». Советский гражданин, который построил бы новый мир без использования трости. Он провел большую часть своей жизни, выясняя, как это сделать.

Педагогические идеи Макаренко

Основываясь на педагогической литературе и собственных исследованиях и опыте, Макаренко считал, что воспитание и образование являются наиболее важными факторами, влияющими на становление и развитие личности. Его точка зрения контрастировала с практическими стандартами того времени.

Макаренко также отвергал физическое наказание, обычную меру его времени.

Доказав эффективность своей воспитательной системы в Полтавской колонии, в 1927 году Макаренко был назначен заведующим детским домом для беспризорных детей под Харьковом. Тысячи детей в Советском Союзе стали сиротами после гражданской и Первой мировой войны. Оставшись без родительской любви и заботы, многие из них стали несовершеннолетними преступниками.

Детский дом под Харьковом был известен как место, куда самые неисправимые воры и мошенники помещались на реабилитацию. Инновационный педагог Макаренко сумел завоевать их уважение. В своем воспитании проблемных сирот он сочетал настойчивость и уважение, школьное образование и продуктивный труд.

Методы воспитания, разработанные Антоном Семёновичем, были высоко оценены Максимом Горьким, который считал, что «педагогический эксперимент Макаренко имеет значение для всего мира». Вдохновленный Горьким, писателем, которым он восхищался, Макаренко написал «Педагогическую поэму», основанную на реальных историях своих учеников из детского дома для беспризорных детей. В своей книге он показал, как правильное образование может превратить неконтролируемых и агрессивных подростков в достойных и ответственных граждан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector