Любостяжание

Смертные грехи в православии — что это такое?

В светской среде существует понятие «семь смертных грехов», часто мы слышим фразу «самоубийство — смертный грех». В действительности понятие «смертный грех» нельзя назвать совсем правильным, хотя отчасти оно справедливо. Жизнь для человека — во Христе, вне греха. Бог создавал Адама и Еву для рая. Но мы в результате грехопадения мы оказались в мире, где грех есть. Смерть — это следствие грехопадения. Грех проник в нас в результате свободного выбора человечества и сделал человека смертным, потому что грех убивает. Именно самоубийство считается таким тяжким грехом, потому что человек сам выбирает смерть, лишая себя шанса на спасение. Но, как мы знаем, даже самоубийство трудно вменить во грех человеку, который страдал от тяжелого психического расстройства. Судьбу нашей души, ее посмертную участь всегда определяет только Господь, и только Он ведает, мог ли в эти страшные моменты человек контролировать себя.

Тем не менее, выражение «7 смертных грехов» появилось не случайно. Этот термин и перечень грехов предложил святитель Григорий Великий в 590 году. На тот момент в Церкви существовал другой список — перечень греховных страстей, который состоял из восьми пунктов:

  1. Чревоугодие
  2. Прелюбодеяние
  3. Сребролюбие
  4. Гнев
  5. Печаль
  6. Уныние
  7. Тщеславие
  8. Гордыня

Сами по себе искушения могли и не являться грехом. Грех — поддаться искушению. Так желание вкусно пообедать или съесть мясо в пост само по себе не грех, тем более, смертный. И все же такая страсть может склонить человека ко греху, именно для этого ее посылает враг рода человеческого. Печаль же понималась, как роптание на Бога, недоверие Его воле и Его бесконечной любви. А гордыня заключалась в надменном отношении к ближним, в ощущении своего превосходства.

Это неизбежно приводило к смерти человеческой души, которая была создана, чтобы «жизнь свою отдать за други своя». Можно ли назвать этот грех смертным? Да, ведь он и приводил к смерти в конечном итоге. Это была смерть не в физическом, а в духовном понимании.

Способы борьбы


Безусловно, чтобы грамотно вести борьбу со грехом для очищения души, навряд ли хватит какой-то небольшой заметки. Полезно читать труды достигших определенных духовных высот подвижников, регулярно проводить самоанализ, который позволит установить, как проявляются различные греховные наклонности в душе.

Постараемся кратко изложить основные пункты-ориентиры для размышления:

  • для каждого верующего является вполне понятным, что это богатство, которым он сейчас обладает, положение и различные блага в конечном счете исходят от Господа, который может и отнимать, и наделять, поэтому Он всегда гораздо выше любого материального блага;
  • основой является выработка безразличия и непривязанности (возможно, даже некоторого отвращения) к материальным благам, но при этом совершенно не следует от этих благ отказываться, тут имеет значение настроение души, и человек, который имеет много земных благ, может быть абсолютно к этому безразличен и способен отдать любое имущество, а человек, который имеет мало, может быть к этому чрезмерно привязан, и иметь глубокую корысть, таким образом, у бедного человека проявляется любостяжательство;
  • не следует создавать обратного культа из отказа от материальных благ, в православии только монахи берут на себя обет нестяжательства, чтобы иметь возможность более стремительно и продуктивно двигаться по духовному пути, не отвлекаться на мирское, а если простому человеку не хватает каких-то элементарных мирских удобств, то зачастую он не становится ближе к вере, а наоборот, вязнет в бесконечных заботах.

Как видите, тема не является такой однозначной, какой может казаться изначально. Победа над этим грехом не достигается каким-то простым способом: отказом от высокооплачиваемой работы или покупки в дом нужных предметов быта. Суть заключается в том, чтобы не просто понять истинное значение слова любостяжание, но и без обмана (самого себя) одолеть такие настроения в душе, полностью избавиться от них.

Что делать, если стяжательство укоренилось в сердце

Укреплять веру. 

Заботиться о стяжании духовных даров, а не земных.

Благодарить Бога за то, что есть. 

Не роптать на Господа, а довериться Ему. 

Не стремиться к богатству (не стяжать).

Не дает Господь много денег? На все Его святая воля. Может это неполезно человеку. Господу лучше знать что потребно и когда.

Точно определить меру приобретения.

Ведь грех, когда сверх меры, когда на «черный день», когда про запас. А если подкопить на паломническую поездку или в санаторий на лечение – это не грех.

Исцелять себя с помощью подаяния.

Строить храмы, школы, больницы. Брать пример с Российской империи, когда целые династии становились меценатами. Помогать сиротам, нуждающимся, больным.

Ярким примером нестяжания и милосердия можно считать золотопромышленника Сибирякова Иннокентия Михайловича(1860г.). С юности он занимался меценатством. Строил обители и храмы, музеи и библиотеки, больницы и приюты. Он финансово помогал университетам, гимназиям, Русскому Географическому обществу, поддерживал научные и литературные проекты, выделял пособия рабочим. 

Иннокентий Сибиряков

Будучи очень богатым, он всегда жил с верою в то, что его капитал – это тяжелейший труд многих работников. И смысл наличия его богатства – в помощи нуждающимся.В 1896г. Сибиряков передал все свои средства иеромонаху Давиду. 

28

Ноября
1898 года

Русский меценат Сибиряков был пострижен на Афоне в святую схиму в честь святого Иннокентия Иркутского.

 Советы святых отцов

Современному миру досталось богатейшее наследие знаний святых отцов, живших еще в IV–V веках, которые актуальны сегодня. 

Больше всего душеполезных поучений о вышеупомянутых страстях оставил   вселенский  святитель и  учитель Иоанн Златоуст (347 – 407гг.)

Василий Великий (330 – 379гг.) говорил: 

Ефрем Сирин (306 – 373гг.) наставлял:

Иоанн Кассиан Римлянин (350 – 435гг.) учил

Иоанн Лествичник(VI—VIIвв.) напоминал

Преподобный Исидор Пелусиот (IV—Vвв.)  замечал

Вразумись, человечество глупое.Внемли отцам святым, доверься Господу и избавь сердце от злодейского сребролюбия!

Это интересно: Значение греха ростовщичества

Мария Правдина

Бойтесь чрезмерности

Причем здесь синоним любостяжания? Это довольно просто. На нужды человека с «раскормленными» потребностями работает вся машина западной цивилизации, особенно это заметно в Америке. Уклад жизни ясно свидетельствует об этом: расход воды, продуктов. Но нагляднее всего подушки для спальни. Американцы обожают огромное количество подушек, которые не играют никакой функциональной роли, они используется только как элемент декора.

Конечно, любовь к обладанию было бы легче всего проиллюстрировать на примере каждый год выходящих моделей телефонов и другой техники, которые людям с помощью маркетинга усиленно навязывают покупать, но это немного банально.

«Сказка ложь, да в ней намек…»

Читатель, наверное, не понимает, к чему все это и чем так уж страшно и омерзительно любостяжание (значение слова уже рассмотрено). У него есть один существенный недостаток, который влечет за собой общий распад личности, – это забвение духовных ценностей. Понятно, что последнее словосочетание довольно размыто. А вот наглядный образ из сказки о золотой антилопе запоминается четко. Раджа – жертва как раз собственной жадности. Легко представить, как он, бедолага, не спит, не ест, а только думает, как бы изловить животное, которое принесло бы еще больше денег. Именно такими «раджами» кажутся некоторые наши современные деятели бизнеса или чиновники, состоящие на службе у государя. Но не отказываться же им от тех богатств, которые сами плывут в руки?

Слова и словосочетания, годные к замене

Через синонимы легче усвоить новую информацию, но что-то подсказывает, что замены объекта исследования тоже придется растолковывать, но это не беда. Вот список:

  • сребролюбие;
  • корыстность;
  • любовь к деньгам;
  • страсть к наживе;
  • нездоровое потребительство.

Сребролюбие – это устаревший синоним словосочетания «любовь к деньгам».

Стоит, наверное, объяснить, что такое нездоровое потребительство. Мы живем в мире, где почти все очень быстро выходит из моды, но не из строя: телефоны, компьютеры, кумиры, популярные книги. Человек как будто все время живет на игле новых впечатлений, то есть ему постоянно нужно возбуждать свой разум и свои чувства. В эту же линию укладывается огромное количество разводов как в западном мире, так и в России. Доминирующая эмоция сейчас – тоска, чтобы ее развеять, человек не жалеет сил и не считается со средствами.

Любостяжание в литературе

В произведении «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь ввел слово «скопидомство». Все персонажи поэмы — патологически скупые люди. Любостяжание умышленно доводится Гоголем до полного абсурда.

Например, барахольщик Плюшкин, который ставил целью своей жизни сбор любого хлама, был жаден не только по отношению к окружающим, но и к себе. Это яркий пример любостяжания, которое приводит к другим грехам. Пройдоха и обманщик Собакевич готов надуть любого ради собственной выгоды.

Жадность может привести к примитивности мышления и глупости. Яркий пример — скудоумная помещица Коробочка, которую интересует только получение прибыли и заполнение окружающего ее пространства различным «добром».

Главный герой — Чичиков — тоже плут и аферист, который ради собственной выгоды принялся скупать мертвые души, чтобы обмануть окружающих. Гоголь показал читателю все образы скупых людей и наглядно продемонстрировал, к какому моральному упадку может привести грех корыстолюбия.

Раздел 1. является ли небрежение особым грехом?

С первым обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что небрежение не является особым грехом. В самом деле, небрежение противоположно усердию. Но усердствовать необходимо в каждой добродетели. Следовательно, небрежение не является особым грехом.

Возражение 2. Далее, то, что общо всем грехам, не является особым грехом. Но небрежение общо всем грехам, поскольку тот, кто грешит, проявляет небрежение к тому, что могло бы удержать его от греха, а тот, кто упорствует в грехе, проявляет небрежение к покаянию за свой грех. Следовательно, небрежение не является особым грехом.

Возражение 3. Далее, у каждого особого греха есть и его определенный предмет. Но у небрежения, похоже, нет никакого определенного предмета, поскольку оно не связано ни со злыми или нейтральными вещами (поскольку упускающий их не повинен в небрежении), ни с вещами добрыми (поскольку они вследствие небрежения перестают быть добрыми). Следовательно, похоже на то, что небрежение не является особым грехом.

Этому противоречит следующее: грехи, которые совершены по причине небрежения, отличаются от тех, которые совершены по причине презрения.

Отвечаю: небрежение означает недостаточность должной заботы. Но любая недостаточность надлежащего акта греховна, из чего очевидно, что небрежение является грехом, а ещё – что оно необходимо должно обладать признаком особого греха, поскольку забота – это акт особой добродетели. В самом деле, некоторые грехи являются особыми по причине наличия у них определенного предмета, например, у похоти – того, что связано с соитием, тогда как другие пороки являются особыми по причине наличия у них особого вида акта, который простирается на все виды предметов, и таковы все пороки, которые влияют на акт разума, поскольку любой акт разума простирается на все виды предметов нравственности. И коль скоро забота, как было показано выше (47, 9), является особым актом разума, то из этого следует, что означающее недостаточность заботы небрежение является особым грехом.

Ответ на возражение 1. Усердие, похоже, есть то же, что и забота, поскольку чем ближе что-либо нашему сердцу, тем больше мы о нем и заботимся. Следовательно, усердствовать, как и заботиться, необходимо в каждой добродетели, а именно постольку, поскольку все добродетели нуждаются в надлежащих актах разума.

Ответ на возражение 2. В каждом грехе необходимо наличествует воздействующий на акт разума изъян, например изъян в принятии решения, и тому подобное. Следовательно, подобно тому, как опрометчивость, хотя её и можно обнаружить в любом виде греха, является особым грехом по причине упущения особого акта разума, а именно решения, точно так же и небрежение, хотя оно может в той или иной мере присутствовать во всех грехах, является особым грехом по причине недостаточности особого акта разума, а именно заботы.

Ответ на возражение 3. В строгом смысле слова предметом небрежения является доброе , которое должно исполнить и которое перестает быть добрым не потому, что оно исполнено с небрежением, а потому, что по причине небрежения ему недостает благости – то ли вследствие полного упущения надлежащего ему акта из-за недостаточности заботы, то ли из-за упущения некоторого должного обстоятельства.

Что за грех многостяжание?

Не несением совместных трудов по воспитанию детей и содержанию хозяйства, тунеядством, пропиванием денег, сдаванием детей в детдом… Занятием боевым искусством и спортом (профессиональный спорт повреждает здоровье и развивает в душе гордыню, тщеславие, чувство превосходства, презрение, жажду обогащения…), ради славы, денег, разбоя (рэкетирства). Грубым обращением с ближними, причинением им вреда (какого?). Рукоприкладством, избиванием, убийством. Не защитой слабых, избиваемых, женщины от насилия… Нарушением правил дорожного движения, ездой в нетрезвом виде… (чем подвергал опасности жизнь людей).

Согрешил(а): небрежным отношением к работе (общественной должности). Общественное положение (таланты…) использовал(а) не к славе Божьей и пользе Людей, а для личных выгод. Притеснением подчиненных. Даванием и принятием (вымогательством) взяток (что могло привести к вреду государственному и частным трагедиям). Расхищал(а) государственную и коллективную собственность. Имея руководящее положение заботился(лась) о пресечении обучения в школах безнравственным предметам, не христианских обычаев (разлагающих нравственность народа). Не оказывал(а) помощь в распространении Православия и пресечению влияния сект, чародеев, экстрасенсов… Прельщался(лась) их деньгами и сдавал(а) им помещения в аренду (чем способствовал (а) погибели душ людей). Не защищал(а) церковные святыни, не оказывал(а) помощи в строительстве и ремонте храмов и монастырей…

Леностью ко всякому доброму делу (не навещал(а) одиноких, больных, заключенных…). В жизненных вопросах не советовался(лась) со священником и старшими (что приводило к непоправимым ошибкам). Давал(а) советы, не зная, угодны ли они Богу. Пристрастною любовью к людям, вещам, занятиям… Своими грехами соблазнял(а) окружающих.

Оправдываю свои грехи житейскими нуждами, болезнью, слабостью, и что нас никто не научил вере в Бога (но мы и сами не интересовались этим). Совращал(а) в неверие людей. Посещал(а) мавзолей, атеистические мероприятия…

Холодной и бесчувственной исповедью. Согрешаю сознательно, попирая обличающую совесть. Нет твёрдой решимости исправить свою греховную жизнь. Каюсь, что своими грехами оскорблял(а) Господа, искренно об этом сожалею и буду стараться исправиться.

Указать и другие грехи, какими согрешил(а).

Примечание!Что касается возможного соблазна от приводимых здесь грехов, то действительно, что блуд мерзок, и о нем надо говорить аккуратно. Апостол Павел говорит: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5,3). Однако, через телевидение, журналы, рекламу… он настолько вошел в жизнь даже самых юных так, что блудные грехи многими не считаются грехом. Поэтому об этом надо говорить на исповеди и призывать всех к покаянию и исправлению.

Подытожим

  • Многостяжание — это один из подвидов греха сребролюбия. Поддавшись ему, человек становится зависим от материальных вещей.
  • Каяться в этом грехе можно ежедневно, не допуская не только греховных деяний, но и мысленного желания накопительства.
  • Кроме многостяжания, есть и другие виды сребролюбия: лихоимство, мшелоимство, скверноприбытчество.

Все люди грешны, и даже в православной церкви есть власть имущие мужи, поддающиеся греху многостяжания. По крайней мере, в этом уверена автор данного ролика:

А вот как официальные церковные деятели объясняют появление батюшек на дорогих авто:

Это интересно: Праздник Успение Пресвятой Богородицы — дата, традиции

Бойтесь чрезмерности

Причем здесь синоним любостяжания? Это довольно просто. На нужды человека с «раскормленными» потребностями работает вся машина западной цивилизации, особенно это заметно в Америке. Уклад жизни ясно свидетельствует об этом: расход воды, продуктов. Но нагляднее всего подушки для спальни. Американцы обожают огромное количество подушек, которые не играют никакой функциональной роли, они используется только как элемент декора.

Конечно, любовь к обладанию было бы легче всего проиллюстрировать на примере каждый год выходящих моделей телефонов и другой техники, которые людям с помощью маркетинга усиленно навязывают покупать, но это немного банально.

Значение

Любостяжание – это страсть к наживе или корыстолюбие. Совсем молодому читателю, наверное, эти слова мало что сказали. Но не стоит отчаиваться. Все достаточно просто. Под этим на данный момент устаревшим определением скрывается обыкновенная у людей любовь к деньгам, собственности и обладанию вещами. Вот и вся загадка.

Любостяжание – это страсть, которая традиционно осуждается основными религиями, но, как правило, вызывает зависть и вожделение у других людей. Например, человек, снимающий или покупающий дорогую яхту для прогулки по реке, явно страдает любостяжанием. С другой стороны, почему страдает, может быть, он, как в известном анекдоте, им наслаждается. Конечно, ставить диагнозы — дело неблагодарное, особенно в мире, где многие буквально помешались на цифрах, монетах, зарплатах и достижениях, выражающихся исключительно в долларовом эквиваленте. Поэтому оставим на время эту тему и перейдем к синонимам.

«Одна, но пламенная страсть»

Речь, конечно, о любостяжании – это то, что держит сегодняшний мир, его ось. Нет ничего зазорного в том, чтобы жить хорошо. Проблемы начинаются тогда, когда человек взыскует роскоши.

Но современного россиянина трудно судить за обширные желания. С одной стороны, существует большой мир, где люди постоянно богатеют и наслаждаются жизнью. Светская хроника не позволяет нам забыть о том, какие мы бедные. Даже люди среднего класса в России нищие по сравнению со звездами Голливуда. С другой стороны, у русского человека за спиной советское прошлое, которое пугает его своей тенью и заставляет идти вперед и зарабатывать все больше и больше.

Суть греха


Любостяжание в Библии подробно описывает апостол Павлом в своих посланиях. Рассказывает о тяжести этого порока, который закрывает возможность доступа к Царству Небесному, то есть фактически способен низвергнуть душу в ад. Греховная страсть сравнивается с идолопоклонством, и логика тут вполне понятна: человек делает из материальных благ и имущества своеобразного идола, которого ставит выше Господа и начинает поклоняться собственному комфорту, удобству и приобретениям.

В современном мире не поддаваться этому искушению весьма трудно по понятным причинам:

  • активно навязывается культура потребительства;
  • достоинство человека часто измеряется накопленным имуществом, материальными ценностями;
  • духовные качества не являются приоритетными, главное — завладеть наибольшим количеством земных благ, обеспечить себе максимальный комфорт;
  • развивается культура превосходства над другими, и имущество тут является главным мерилом, навязывается стремление к поиску земных благ, чтобы стать лучше других;
  • многие страны развились в достаточной степени, чтобы люди, которые склонны к грехам, могли легко поддаваться своим склонностям, не испытывая при этом никаких неудобств.

Проще говоря, сейчас любостяжание в глазах общества чаще выглядит скорее достоинством, чем пороком, а человек, который усмиряет эту страсть, может показаться окружающим странным.


Не существует простых решений данной проблемы. Так, бомж не является примером отсутствия любостяжания, у него просто нет имущества. Не нужно путать любостяжание и элементарную (вполне нормальную) заботу о каких-то бытовых деталях.

Тем не менее, как сказано в писании, не существует возможности «служить двум господам», каждый сам выбирает, кому именно поклоняться — «маммоне или Господу».

Тот человек, который начинает обретать материальное практически неизбежно отвергает Всевышнего и в итоге получает земные блага, но платит высокую цену, утрачивает духовные и душевные качества. Отвергающий земное, обретает Небесное и, по сути, платит немного (фактически ничего), но делает выбор в пользу Спасения души.

Характерные признаки


Понять, что это любостяжание одолевает, а не обеспечение нормального бытового комфорта, возможно по простому признаку: какие-то приобретения, накопительство и подобное совершаются, чтобы одолеть уныние в душе, развеять скуку и тоску. В связи с этим грехом чаще всего страдают люди маловерные. Верующий человек, который всегда бережно хранит Господа в душе своей и ощущает Его присутствие повсюду, неизменно радостен.

Такому человеку не требуются какие-то искусственные суррогаты, ведь он имеет подлинную радость, которая ценнее всех приобретений.

Любостяжатель, в свою очередь, хочет заполнить пустоту в душе различными материальными способами, то есть, порой, просто не понимает, куда нужно устремиться, поэтому выбирает доступные варианты поведения.

К ним относятся:

  • шоппинг — сейчас многие отправляются в магазин только для того, чтобы развлечься, развеяться, приобретают предметы, которые вовсе не нужны;
  • корысть – чрезмерные заработки любыми способами на работе, поиск любых вариантов наживы, только выгоды в отношениях с другими;
  • развлечения – поиск чрезмерных развлечений, личного комфорта, который оказывается превыше всего, тоже является формой этого греха;
  • расточительство – глупая щедрость или демонстрация богатства различными способами часто используются людьми, чтобы чувствовать себя уверенно и лучше других;
  • накопительство – наклонность к овладению имуществом, в котором отсутствует прямая потребность, просто хочется иметь побольше различных благ и предметов.

Такие источники, как Википедия, указывают на пагубность этих поведенческих паттернов. Если к каким-то перечисленным выше вариантам есть склонность, пора поразмыслить. В мире есть много других способов получения внутренней радости. Даже не всегда речь о том, чтобы идти на службу в храм или молиться дома, есть простые действия, которые хотя бы не являются пагубными.

«Мертвые души»

Иногда самые крайние формы любостяжания описывали классики русской литературы. Например, Н.В. Гоголь использовал свой синоним – скопидомство. Показав, что порою рождается фантастическая нечеловеческая жадность к наживе, деньгам. Причем скопидомство полностью деформирует личность, рождает на свет «монстров».

Роман «Мертвые души» можно назвать великолепным каталогом, в котором автор ярко и образно представил некие разновидности любостяжателей. Рассмотрим их на примерах:

  1. Любостяжание, приводящее к жадности. Самый яркий образец – Плюшкин. Гоголь нарочно утрировал образ, создавая некую «матрицу» скопидомства. Герой полностью утратил облик человека, копил и собирал все без разбору, стал жаден не только в отношении родных, но и самого себя. Все мысли его были направлены только на увеличение накопленного «хлама», в который медленно превращалось богатство. Гоголь назвал Плюшкина «прорехой человечества».
  2. Любостяжание, приводящее к плотским излишествам. Манилов и его супруга – яркие образы чревоугодников и «прожигателей жизни». Сытная, вкусная еда, отдых для тела, нега и телесные удовольствия – лишь это стало кругом интересов супружеской четы.
  3. Любостяжание, приводящее лишь к торговой деловитости, примитивному мышлению. Помещица Коробочка – глупое, недалекое существо, окруженное многочисленными перинами, подушками, запасами и заготовками. Все мысли ее заняты только лишь формированием своего личного пространства, заполнением его всяческими «благами», а также возможностью что-то продать. На все прочие темы Коробочка говорить не может, мозг ее работает узконаправленно, примитивно.
  4. Еще один пример любостяжания, приводящего к лживости, стремлению обманывать ради наживы – это герой романа Собакевич. Он игрок, душа которого давно стала злобной и хитрой. Герой обманывает всякого, кто встречается у него на пути. Если играет, то нечестно; если что-то рассказывает, врет на ходу. Ему и самому неведомо, зачем он лжет на каждом шагу. Собакевич делает это автоматически.

Гоголь разложил по полочкам для нас, читателей, образы любостяжателей: скупердяев, лжецов и чревоугодников. В его ряду есть еще незабываемый Чичиков – главный герой романа, который воплощал в жизнь непревзойденную по своей наглости аферу – скупал «мертвые души». Это еще один вид любостяжания, когда под прикрытием «благих намерений» решаются вопросы собственной выгоды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector