О соборовании

Содержание:

В великий пост 2019 года перед соборованием читают молитвы

В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к чину таинства Соборования (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

В византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес…” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми.

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает людям о вечной жизни и готовит к ней.

Во время Елеосвящения читается молитва об исцелении. Прочтение ее может отличаться в разных храмах. Но Совершительная молитва для всех одна, ее читают во время осуществления помазания маслом. Читается молитва Совершительная семь раз. Раньше батюшки приходили семь дней подряд к болеющему человеку и молились о его выздоровлении, мазали его священным маслом. Именно такая процедура совершалась по преданию апостолов.

Суть священнодействия

Священнодействие приобрело свое название от количества совершающих этот ритуал священников, то есть соборно.

Простые обыватели часто интересуются вопросом: «Как проходит таинство соборования?» Обряд заключается в помазании тела человека специфическим освященным маслом (елеем) с целью призыва Божьей благодати, прогоняющей душевную и физическую немощь. К тому же верующий, прошедший этот обряд, получает прощение своих греховных поступков, которые незаметно, в силу нашей грубости и расслабленности, прошли мимо нашего сознания. Например, человек способен просто забыть о своем преступлении или не знать, что поступок им является.

О грехах:

Интересно! Соборование — это обряд, который находит свое предназначение уже в апостольские времена. Апостол Иаков утверждает, что церковные пресвитеры, молясь над больным и помазав его маслом, являлись орудием Господа, который имеет силы вылечить смертельно больного и простить все грехи.

В истории служении существует колоссальное количество примеров божественного исцеления после проведения таинства соборования. Люди совершенно выздоравливали после таинства физически и душевно. Однако нет абсолютной гарантии в том, что обряд поможет каждому.

Соборование — это священнодействие с целью избавления от грехов и недугов, оно проводится семью священнослужителями. Это количество несет символическое значение для полноты православной Церкви. Таинство состоит в прочтении именно семи отрывков из апостольских наставлений, повествующих об чудесных исцелениях, покаянии, сострадании и необходимости упования в могущество Всевышнего. После каждого прошения в молитвенном смирении больному совершают семикратное помазание елейным маслом.

Важно! Церковь разрешает проводить Таинство Соборования и одному священнику, но в том случае, если он способен совершать священнодействие от лица собора. Таинство Соборования

Таинство Соборования

Соборование: что важно знать

14.04.2021

Рассказывает священник Дионисий Денисов, клирик Марфо-Мариинской обители милосердия:

– Соборование – таинство, на котором мы просим у Бога исцеления наших телесных и душевных недугов.

Оно было установлено Господом Иисусом Христом. Апостол Иаков пишет об этом таинстве: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь и если он сделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Мы все, чувствуя себя болящими, соборуемся и просим у Бога исцеления наших болезней.

Нужно ли перед Соборованием исповедоваться?

– Да, до или после Соборования. Но если вы регулярно исповедуетесь, то специально подгадывать день перед Соборованием не нужно. Если вы были на службе в субботу, исповедались и причастился в воскресенье, то можно просто прийти на соборование в ближайшие дни.

Обычно об исповеди священник напоминает перед соборованием для тех, кто редко ходит в храм или пришел впервые за Великий Пост.

Во время Елеосвящения мы просим у Бога исцеления и прощения грехов, т.к. они часто бывают причиной наших болезней. Но мы просим простить только забытые или неосознаваемые грехи. Те нечистоты в душе, о которых мы знаем и помним, нужно обязательно самостоятельно озвучить на исповеди.

Соборование – это не замена, а скорее дополнение к исповеди. Есть грехи, которые мы осознаем, нас мучает совесть. А есть грехи, которые мы забыли или не поняли, не осознали… Но они остаются грехами и оскверняют нашу душу. Именно о прощении таких грехов мы просим в таинстве Соборования.

Существует мнение, что собороваться нужно только людям, которые болеют физически или находятся при смерти.

– Это неправильно. Все мы лишь до определенной степени здоровы, особенно в наше время – каждый человек так или иначе болен. И мы просим исцелить не только наши душевные и телесные немощи.

Существует традиция собороваться раз в год во время Великого Поста. Однако жестких ограничений на это Таинство нет. Если мы заболели или нам предстоит важная операция, то не возбраняется прибегнуть второй или третий раз к соборованию.

Часто перед операцией мы в первую очередь идем на Причастие, исповедуемся. Чем тогда Соборование по значимости отличается от Причастия?

– Елеосвящение, или Соборование,– это сугубая молитва о нашем здравии. Всё-таки мы причащаемся не для того, чтобы не болеть, а чтобы быть причастными Богу.

Существуют разные Таинства, они все заключаются в обращении к Богу с молитвой. Это разные средства, которые помогают человеку идти по жизни по-христиански.

Во время Соборования читаются 7 отрывков из Евангелия. Изначально их должны были читать 7 священников. Но часто в храмах нет такого количества священников. Если Евангелия читает один священник, Таинство имеет силу?

– Конечно. У нас в Обители, например, максимум служат пять священников, чаще всего на праздниках – 3 или 4.

Важно, чтобы во время Соборования вас помазали 7 раз. Семь священников или один это будет делать – значения не имеет

Почему необходимо именно 7 раз помазаться?

– Это число имеет некий сакральный смысл и полноту. Если мы вспомним соборное послание апостола Иакова, то там не указано ни точное количество священников, участвующих в Таинстве, ни сколько раз нужно помазать маслом болящего. Там просто написано: «пусть призовет пресвитеров Церкви». Так что это просто важная церковная традиция, которую мы призваны соблюдать.

Существует, например, чин краткого Соборования, утвержденный Священным Синодом на заседании 26 декабря 2012 г.

Этот чин используют в реанимации. Краткий чин содержит одно чтение Евангелия и одно Апостола, а также особые молитвы. Обычно Соборование занимает от сорока минут, а краткий чин позволяет помолиться и тем людям, которые по объективным причинам не смогут выдержать это время.

Подготовила Татьяна Энтина

Исторические сведения

В Великий пост во все времена верующие спешили в храмы, чтобы пройти Таинство Елееосвящения. Но в настоящее время православные богословы не пришли к однозначному мнению, можно ли собороваться здоровым людям.

Совершение Соборования при большом скоплении народа появилось в Русской Церкви только в последние годы. Скорее всего причиной стало материальное соображение: ни для кого не секрет, что массовый приход верующих приносит хорошую материальную добавку для церкви.

О помазании здоровых людей нашли записи в рукописях Х века. Но там написано, что помазание принимали как сильно болящие люди, так и домочадцы. В греческой рукописи XI века также говорилось о том, что Елееосвящение проводится для больного и всех живущих в этом доме. Елеем помазывали также дом, двери, стены комнат, считалось, что болезнь человека влияет на окружающих, а также на все вокруг. Таинство совершалось в благоговении и молитве, направленной на болящего. Все присутствующие со всей душой просили о его исцелении.

Цель Таинства…

Целью Таинства было помазание тяжело больных людей, которые сами не могли посещать церковь. К больному в дом приходили семь священников, которые благоговейно произносили молитвы. Считалось недопустимым, чтобы один священник читал все семь молитв. Должен быть один больной и 7 священнослужителей, а не 700 больных и 1 священник.

Нередко серьезное, таинственное Соборование на дому давало чудесное исцеление, ведь собиралось 7 священников, которые усердно молились над болящим.

Сегодня это потерялось в погоне за «охватом» и материальной составляющей. В настоящее время число 7 считается только библейским элементом, а не обязательным символом чинопоследования.

Можно ли помазать умирающего?

На Западе чинопоследование воспринималось как «последнее помазание», совершали его только над лежащими на смертном одре. Для этого нет оснований, ведь целью помазания является исцеление болящего, а не напутственные молитвы перед смертью.

Часто священник, вызванный к лежащему на смертном одре, совершал сразу три таинства — одно за другим, ведь нередко умирающий уже не мог исповедоваться. Такое Елееосвящение освобождало его от тяжести тех грехов, в которых он очень хотел, но не успел покаяться.

Веществом для чинопоследования было только оливковое масло, но оно было слишком дорогим, да и в отдаленных деревнях России его было не найти. Тогда его стали заменять растительным маслом. Но эта замена считается искажением церковной традиции.

Еще одна сложность при стечении большого количества людей: священник не успевает прочесть имена всех пришедших, поэтому многие века запрещалось помазать здоровых людей.

До революции диаконам выдавались грамоты, где говорилось, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека». Здоровый человек должен сам прийти на исповедь, а потом причаститься.

Да и молитва, которая произносится при возложении Евангелия на голову больного в который раз подтверждает, что Соборование – это способ воссоединения с Церковью отпавших от нее не по своей воле, а из-за болезни.

Известно, что с IV века Елеосвящение стали проводить не только в доме у больного, но и в храме.

Тяжелобольного человека приносили в храм на носилках. Многие люди получали исцеление, ведь за него молились сразу много людей.

Кому следует принимать участие в обряде

Участвовать в елеосвящении разрешено всем верующим людям, достигшим возраста 16 лет. В некоторых случаях ритуал также проводится для детей от 8 лет. Малышам, которые еще не достигли 7-летия, соборование не требуется, поскольку они считаются безгрешными. Таинство необходимо только больным крохам.

Существуют обстоятельства, в которых соборование проводится обязательно:

  • во время тяжелой болезни. В подобных случаях собороваться можно в любое время;
  • при вероятности скорой смерти. Если человек прикован к постели, обряд может проходить вне храма, по месту его жительства или в больнице. Соборование объединяется вместе с исповедью для того, чтобы облегчить уход души из тела;
  • накануне Великого и Рождественского поста. Таинство проводится в церкви. Присутствовать на нем обязательно стоит тем мирянам, которые имеют проблемы со здоровьем, утратили прежнюю веру, пребывают в скорби, чувствуют за собой старые прегрешения и испытывают муки совести.

Из глубины веков

Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес…” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг… Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах. И только в XIX веке Святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию, и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.

Правила использования освященной воды

Вода после ритуала освящения становится святыней, на которую снизошел Дух Божий. После Великого водосвятия воду употребляют для укрепления здоровья, очищения души. Хранят святую воду возле иконы. Полагается выпить несколько глотков натощак. Больным и детям освященную воду добавляют в питье, первые блюда. Перед принятием читают про себя молитву «Отче наш».

Богоявленскую воду священнослужители дают вместо причастия, отлученным от Святых Таинств. Ею окропляют для освящения оскверненных предметов.

Малая агиасма (вода по чину малого водосвятия) употребляется для освящения жилищ, церквей, еды, людей (перед дальним путешествием, во время болезни), при стихийных бедствиях, крещении детей.

Помазание болящего освященным маслом, как рекомендация апостола Иакова

Таинство Елеосвящения — одно из семи таинств Православной церкви. Оно учинено Святыми Апостолами в первом веке. Прибегать к этому обряду рекомендует Евангелие.

В послании апостола Иакова есть прямое указание:

(Иак. 5,14-15)
С самого рождения Церкви священники проводили помазание болящих освященным елеем.

Исцеление душ и телес происходит Духом Святым, сила которого зависит не от освященного масла, а от «молитвы веры». Эта вера и молитва исходит как от священнослужителей, так и от самого болящего.

Таинство Соборования предназначено для исцеления всего человека. При совершении Таинства Елеосвящения, при обращении к Богу совершающих таинство пресвитеров, вся церковь совместно с болящими усердно молится о его выздоровлении.

Для исцеления телесного не обойтись без исцеления души, для которого необходимо покаяние и прощение грехов, с твердым обещанием Богу об исправлении жизни в соответствии с Евангелием. Поэтому Чин Елеосвящения совершается после прохождения болящим Таинства покаяния.

На протяжении всей Библейской истории елей применялся для священных и бытовых целей

Во все времена у евреев, и других народов елей выполнял разные назначения. Елей происходит из греческого слова «элайон», что означает оливковое масло. В Библии это слово употребляется около 200 раз.

В Ветхом Завете елей применялся:

  • для священного помазания Скинии (Исход 30,23-32);
  • для помазания на Царство (1 Царств 16,13; 3 Царств 1,39);
  • использовался в косметических целях (Есфирь 2,12);
  • приводится как образ радости (Псалом 44,8);
  • используется для смягчения при лечении ран (Исаия 1,6);

В Новом Завете елей упоминается в случаях:

  • как образ Духа Святого в притче о десяти девах (Мф 25,1-8);
  • в повествовании, когда Иисус послал учеников на проповедь, и они исцеляли больных маслом (Мар.6,12-13);
  • в притче о добром самарянине (Лк 10,25-27);
  • помазание грешницей ног Иисуса миром (Лк 7,44-46);
  • послание Апостола Иакова для исцеления болящего (Иак. 5,14-15).


Икона «Притча о добром самарянине», в которой изображается исцеление раненого маслом

Как проходит Соборование в церкви в Великий пост

По обыкновению, процесс Соборования – продолжительный. Церковь основательно готовиться к проведению обряда. В нём участвуют семь священников. Это символизирует совершенную полноту, семиобразную божественную благодать и семь даров Духа Святого: духа премудрости, разума, совета, крепости, веденья, благочестия и страха Божьего. Но в отдельных случаях Таинство совершается одним, двумя либо тремя священниками от имени всей Церкви.

Исповедь как правильно исповедоваться перед причастием

Как готовиться к Соборованию в церкви в Великий пост? Человеку, который хочет принять Таинство елеосвящения, Соборования, необходимо получить на него благословение священника и за несколько дней до этого обряда исповедаться. В первую очередь в день Соборования необходимо заблаговременно прийти в церковь и внести свои имена в списки. Принести с собой свечи, пшеничное зерно и вино.

Сам обряд Соборования происходит примерно следующим образом: люди становятся в широкие ряды так, чтобы священнику было легко проходить между ними. Затем батюшки оглашают все внесённые имена и происходит прочтение с прихожанами молитв о покаянии, исцелении и придании им сил и здорового духа и семи различных отрывков из Евангелия, призывающих Божественную благодать.

В конце прочтения кладётся Евангелие обязательно вниз текстом на голову человека, за которым происходит чтение. Это означает, что сама рука Господа благословляет человека. Затем обряд Соборования продолжается: священники семь раз крестообразно помазуют прихожан елеем, смешанным с вином. Задействуется каждый, заблаговременно поисповедовавшийся и не находящийся в состоянии нераскаянного смертного греха. Помазание всегда осуществляется сверху вниз по чётко определённым зонам:

  • Лоб, то есть происходит освящение ума и избавление от навязчивых мыслей, различных маний, ложных представлений;
  • Ноздри;
  • Губы;
  • Глаза;
  • Грудная клетка;
  • Ладони с тыльной частью рук.

Если после совершения Таинства Соборования остался елей, то его используют для промазывания тех мест, где человек испытывает болезненные ощущения. Все органы пронизываются высшей энергией Святого Духа.

После священники один за другим читают молитвы о том, чтобы сам Господь руками священнослужителей прикоснулся своим целительным перстом к душе и телу каждого страждущего, избавил от душевных и физических болезней, просветил сознание, умирил сердца, восставил дух мира, бодрости, радости и крепости. Народ молится от всего сердца и души.

В конце Соборования все прихожане в церкви становятся на колени, и священники читают тропари к Богородице, иногда еще и к апостолу Иакову. После принятия Таинства елеосвящения спадает великий груз, происходит освобождение от энергетических узд и кандалов, просветление мыслей, сердце наполняет радость и умиротворение.

Значение панихиды для верующих

Парастас очень важен для верующих. Ведь души усопших родственников ожидают решения Высшего Суда и уже ничего не могут сделать, чтобы измениться, покаяться и уменьшит свою вину перед Всевышним. Живые вместо мертвых молятся, раскаиваются в грехах и просят прощения у Бога. Священнослужители читают молитвы, которые слышит Господь.

Согласно верованиям христианства, молитвы живых способны улучшить загробную жизнь усопших. Во время парастаса происходит проскомидия, то есть поименное упоминание умерших людей. Верующие перед началом богослужения передают священнику записки с указанием имен своих усопших родственников. Молящиеся люди обращаются к Господу от лица покойника. Парастас считается единственным средством поддержки умерших их родственниками.

Во время богослужения читаются молитвы, в которых Господа просят избавить живущих от телесных страданий и болезней. Живые просят Бога смилостивиться над ними и простить их грехи. Верующие молят святых мучеников о заступничестве. Христиане обращают свои молитвы к Пресвятой Деве и просят ее заступиться за грешников перед Всевышним. Во время парастаса молятся за души усопших, а также за живущих. На богослужении каждый верующий может раскаяться в своих грехах и попросить Бога о прощении.

Зависит ли стоимость от географии?

В идеале прихожанин сам должен решать сколько заплатить за обряд. Если попытаться проанализировать «ценник» на Соборование в крупных городах и на периферии, то можно лишь сказать: не только в каждом регионе, но и в каждом конкретном храме могут предлагаться свои рекомендуемые суммы. Как правило (и в идеале!), за совершение богослужения прихожане должны довольствоваться добровольными пожертвованиями по принципу «кто сколько сможет».

Некоторые наблюдатели отмечают, что в регионах страны стоимость проведения таинства выше, чем в столице и крупных городах. Это можно объяснить именно «болезнями роста и развития».

Если в одном из московских храмов можно было пособороваться за 150 рублей, в другом — за 300, то, скажем, Абакан обошелся 250 рублями (плюс к этому еще приветствовалось посильное пожертвование). А в кафедральном соборе Перми прихожанам совершение данного таинства вообще обошлось в полтысячи. Кстати говоря, в Кудымкаре из тех же краев цена была вполовину ниже.

Важно

Правильная подготовка к соборованию …

После соборования: как вести себя, что делать с маслом и свечой …

Стоимость соборования: сколько стоит в храме и на дому …

Next

Prev

Почему так различаются тарифы? В разных регионах, да и приходах, и экономическая ситуация разная. Большой приход с большим количеством активных прихожан может себе позволить более низкие цены на требы и таинства. В некоторых провинциальных городках, особенно в только что построенных церквях, гораздо больше различных проблем именно экономического плана, потому и суммы вынужденно более высокие.

Правила поведения

В церкви, во время того, как проходит служение, вести себя следует спокойно и тихо. Приходить к службе следует за десять-двадцать минут, чтобы успеть совершить поклон Христу. Следует соблюдать тишину, нельзя жевать резинку. Руки во время литургии должны быть свободны, их не следует держать в карманах.

Мужчинам перед приходом в помещение церкви предписано снимать головные уборы, женщинам же, наоборот, следует носить в церкви платок. Подпевать хору следует тихо. За маленькими детьми нужно следить, чтобы они не бегали и не шумели в храме, чтобы не мешать проведению службы. Обязательно отключайте мобильные телефоны – громкие звуки не должны отвлекать и мешать священнослужителям и прихожанам.

Как проходит таинство

Таинство Соборования проводится в храме или у кровати больного, немощный упадок которого не дает ему силы посетить службу самостоятельно. Обыкновенно собор составляется из семи священников. Но Церковь допускает совершение Таинства тремя и даже одним пресвитером.

Перед Елеосвящением все верующие получают благословение. Затем прочитывается молитвенный гимн и прошение. Освящается елей, священники читают семь извлечений из Апостола и Евангелия. Во время прочтения священнослужитель совершает помазание в виде креста. Все действия повторяются семь раз. В конце на голову прихожанину кладется Евангелие и зачитывается Тайносовершительная молитва.

В церкви

Евангелие раскладывают на специальной подставке-аналое в центре, перед алтарной перегородкой, тут же ставят нарядно покрытый стол.

На столешнице размещают:

  • в чаше с пшеницей 7 свечей;
  • елей;
  • семь кисточек.

Все изъявившие желание участники торжества в руках держат горящие свечи. В ходе прочтения молитвы священник зачитывает имена всех записавшихся на соборование. Священник вливает красное вино в масло и освящает елейную жидкость. Согласно установленному чину далее проводится само Таинство.

В домашних условиях

В критической ситуации Таинство может проводиться в домашних условиях. В таком случае в комнате больного, перед иконами следует поставить прикроватную тумбочку или столик, покрытые нарядной тканью. В чашу насыпается любая зерновая крупа. По центру чаши ставят лампадку и небольшой сосуд для освящения елея. В крупу вставляют семь свечек.

В отдельных сосудах ставят чистый елей и немного красного вина. Обязательным атрибутом является Святое Евангелие и Распятие.

Какие грехи прощаются в таинстве Соборования?

Обычно за прощением грехов мы идем на исповедь. Но у каждого есть грехи, которые по невнимательности к тому, что происходит в нашей душе, отсутствии навыка самоанализа мы не осознаем. Либо, согрешив, тут же забываем это, или вовсе не считаем за грех.

Но неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Соборования.

Если в таинстве Соборования мы участвуем сознательно, понимая, что сейчас будет с нами происходить, то обязательно получим прощение таких неисповеданных (помимо нашей воли) грехов. После того, как человек соборовался в храме (можно и незадолго до Соборования), очень хорошо исповедоваться

После же Соборования и исповеди очень важно причаститься Святых Христовых Таин

Расписание и виды богослужений в православной церкви

Церковь открывается ранним утром. Вечерняя и утренняя службы проводятся по воскресеньям и православным праздникам. Начинается утренняя служба, как правило, в семь-восемь часов утра. Начало вечерней литургии приходится на семь-восемь часов вечера. Ночное богослужение проводится только в крупные праздники, такие как Крещение и Пасха.

Длительность службы зависит от масштаба торжества. Каждый из дней недели в христианском календаре посвящен определенному событию. Каждое из служений, в свою очередь, состоит из трех частей.

Воскресенье

Богослужебная неделя начинается именно с воскресной службы. Воскресенье является еженедельным праздничным днем, в который принято отмечать воскрешение Христа Спасителя. Этот день также называют малой Пасхой.

Понедельник

В понедельник в храме прославляют ангелов, ближайших божьих слуг, созданных еще до человека. Ангелы – это бесплотные духи, однако иногда Господь дает им явиться в телесном обличие, чтобы открыть людям волю Божью. В некоторых монастырях принято соблюдать понедельничный пост. Ангелы почитаются особым образом, так как монахи, подобно им, посвящают свою жизнь служению Господу.

Вторник

Во вторник церковь прославляет праведников Ветхого Завета, которые своей верностью Господу поспособствовали появлению на свет Спасителя. В частности, прославляется святой Пророк, Предтеча и Креститель Спасов Иоанн.

Иоанн являлся ближайшим предшественником Иисуса Христа, предсказавшим его пришествие. Сам при жизни являлся аскетом, живущим в пустыне, и совершал омовения иудеев, что впоследствии стали называть таинством крещения. Считается последним из пророков-предвестников Мессии.

Среда

В среду принято вспоминать апостола Иуду Искариота, предавшего Иисуса Христа за тридцать серебряников, тем самым обрекая его на верную гибель. В православной церкви среда является днем поста. Большинство песнопений в этот день посвящены Животворящему Кресту и Пречистой Богородице.

Считается, что Иисус умер за грехи людские, будучи сам человеком, чтобы дети Божьи были избавлены от вечной смерти и имели возможность войти в Божье Царство. Также в среду вспоминают Тайную Вечерю, в которую Господь поведал своим ученикам тайны крестной смерти и Воскресенья.

Четверг

В этот день седмицы традиционно прославляются апостолы, проповедовавшие Слово Божие по миру и поспособствовавшие тому, что многие люди обратили свои сердца к Иисусу Христу. Апостолы умерли смертью мучеников, и после их кончины христианская вера распространилась по миру, а количество людей, принявших христианство, постоянно росло.

В частности, олицетворением апостолов является Николай Чудотворец. Николай славился, как покровитель мореплавателей, умиротворитель враждующих, защитник незаконно осужденных и избавитель от случайной гибели. В современной российской церкви Николай Чудотворец считается самым почитаемым святым. Ему посвящена большая часть церковных пений в четверг.

Пятница

В пятницу христиане вспоминают мученическую кончину Иисуса Христа на Голгофе. Так же, как и среда, пятница является постным днем, и в этот день также принято молиться Животворящему Кресту. Смерть Христа является символом искупления и спасения людей от вечной смерти. В пятницу храмы прославляют Пресвятую Богородицу в ее скорби.

Суббота

В последний день седмицы Православная церковь вспоминает всех святых. Особым образом в субботней службе почитается Пресвятая Дева Мария, Матерь Божья. В субботу принято поминать усопших, а также самого Иисуса Христа, его пребывание во гробу и победу над смертью. Вспоминаются все рабы Божьи, покинувшие наш мир и наслаждающиеся блаженством в мире небесном.

В будние дни

В большинстве православных церквей ежедневно в будни не совершаются вечерние и дневные литургии. По будням проводятся только утренние служения. В некоторых же храмах служения проходят каждый день. Во время Великого поста будничные литургии принято проводить только в среду и в пятницу, а в субботу и воскресенье они проходят, как и всегда. Во многих церквях великопостные будничные службы проводятся во второй половине дня.

Усопшие — не значит неживые

Христианская традиция полагает для каждого человека три дня рождения: первое — появление на свет, второе, главное событие — Святое Крещение и третье — переход из земной юдоли, полной скорбей и болезней, в Жизнь Вечную. Смерть, персонифицированная в церковных песнопениях как побеждённая Воскресением Христовым прислужница ада, не имеет более власти над теми верующими, кто перешёл в инобытие через успение. «Смерть, где твоё жало, ад, где твоя победа?» — в этом вопрошании заключена уверенность в том, что «у Бога все живы». Недаром дни памяти христианских святых приходятся именно на дату их успения, возвращения «домой», к Небесному Творцу из долгого земного странствия.

Как проходит соборование на дому

Существует некоторая разница между церковным и домашним обрядом. Если соборование проводится в храме, то помазание каждого присутствующего повторяется семикратно. В случае когда таинство осуществляется в домашней обстановке, ограничиваются одним нанесением елея.

Для того чтобы провести соборование на дому, членам семьи больного человека необходимо правильно подготовиться. В комнате, где проводится ритуал, должны находиться чистый стол, стул, оливковое масло, чайник с кипяченой водой. Остальные атрибуты служители церкви приносят с собой.

После окончания священнодействия, проводимого в домашней обстановке, могут остаться немалые запасы масла. Выбрасывать его ни в коем случае не нужно. Священники рекомендуют использовать этот продукт в процессе приготовления пищи. Также его можно применять для смазывания больных участков тела.

Нужно ли платить за обряд

Великие христианские таинства совершаются на безвозмездной основе. В то же время верующие не могут не понимать, что для полноценного существования православным храмам требуется финансовая поддержка. При желании мирянин может отблагодарить священнослужителей за проведенный ритуал, пожертвовав посильную сумму. Иногда в храмах можно увидеть прейскурант с приблизительными ценами на проводимые ритуалы. Делается это для того, чтобы прихожане не отвлекали служителей церкви от их обязанностей частыми вопросами и легче ориентировались.

Требовать обязательной оплаты за соборование или другое выполненное таинство никто не станет. Если человек болен и находится в тяжелом финансовом положении, священное действие проводится абсолютно бесплатно, во имя славы Господней.

Соборование в церкви: сколько длится по времени?


Соборование длится долго, от 2 до 6 часов Соборование длится долго, от 2 часов, при условии, что будет собороваться 1-2 человека, но если людей, желающих собороваться много, то и времени нужно больше. Во время прохождения этого Таинства священники читают следующие молитвы:

  • Подготовительные
  • Канон
  • 7 выдержек из Евангелия и Апостола, Новый Завет
  • Ектения (обращение к Богу в молитве)
  • Освящение елея и молитва
  • Помазание елеем лба, рук и груди, и молитва

Если освященный елей (растительное масло) остается, его можно соборовавшимся взять домой, а затем использовать для помазания, добавлять в еду. Также елей используют при погребении умершего человека (прежде, чем закрыть крышку гроба, льют елей в гроб, а затем уже закрывают).

Что означает, если во время соборования стало плохо?


После соборования может стать плохо по разным причинам Вопрос, отчего может быть плохо после соборования, задавали верующие служителю одной православной церкви. Он ответил, что причин может быть несколько:

  • Физическое состояние здоровья человека, не связанное с соборованием
  • Переживания по поводу соборования
  • Нераскаявшемуся в своих грехах человеку соборование может нести не облегчение, а наоборот страдание

Также в практике священнослужителей и верующих были случаи, когда человек не придерживается одной веры, а бросается то в одну веру, то в другую, и возвратившись назад к прежней вере ему в храме становится плохо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector