Константин i великий биография
Содержание:
- Константинополь
- Война богов и крещение Мира
- Восстановление и Катастрофа в Малой Азии
- Неудачное убийство и ноябрьское восстание
- 1.
- Что известно про житие святого
- Битва у Мульвийского моста
- Губернатор Королевства Польского
- 6.
- Церковь празднует память равноапостольных святых Константина и Елены
- Общие сведения[править | править код]
Константинополь
Став императором всей страны, Константин Великий принимает решение построить новую столицу, которая должна находится в центре империи. Для этого он выбирает место на берегу Боспорского пролива, где расположен городок Византий.Лучшего места для столицы трудно придумать. Город находится на пересечении водных путей, имеет прекрасный обзор пролива и Мраморного моря. Гористая местность создает возможность показать издалека красоту города.
В действительности, старая столица страны была разрушена наводнением. Где она находилась неизвестно, возможно на дне Черного моря. Как она называлась, тоже неизвестно, может Римом, а может Троей. После потопа Божественные Близнецы начали строить новый город на берегу Боспорского пролива.
«Новый Рим», скорее всего бумажное название города. В античные времена он назывался Царьград, что просто означало столица. Википедия говорит, что город носил название Константинополя до 1930 г., когда он официально был переименован в Стамбул, но дата названия его Константинополем уклончиво не указывается. Город был переименован в Стамбул (Истанбул, араб., İstanbul, совр. англ.) после того, как античный был стерт с лица земли во время «Османского завоевания» в 1453 году (эту историю мы рассмотрим позже), и носил это имя вплоть до 19 века. Константинополем город назвали после создания истории о Константине Великом, а в 1930 году ему вернули имя Стамбул.
Война богов и крещение Мира
Константин Великий представляет собой искусственный образ ОИ, предназначенный для позиционирования христианства в «древней» истории. Нужно было вставить процесс легализации христианства в античную эпоху. И это сделали, соединив военный поход времен крещения мира с войной богов и титанов.
В прошлой статье «Князь Андрей Первозванный. Часть 3» было рассмотрено «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа». В нем так же соединены события крещения Мира и некоторая война, которую назвали «с болгарами». Андрей Боголюбский перед битвой видел в небе «лучи огненные» и точно такие же лучи в тот же день видел византийский царь Мануил перед битвой с сарацинами. В честь этого события 1 августа по юлианскому календарю устанавливается праздник «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня», во время которого происходит крёстное шествие.
Рис. 8. «Крёстный ход в Курской губернии», картина И.Е. Репина, 1883 г.
Видим, что мирское население несет такие же хоругви, как римские легионеры. Появление лабарума, хоругвей и военных штандартов могло произойти в эпоху крещения мира, но отнесено во времена римской империи.
В истории Константина Великого его мать Елена в ходе раскопок в Иерусалиме находит крест, на котором распяли Христа, и другие реликвии. Обретение ею Креста положило начало празднику «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня», который отмечается Русской православной церковью 14 сентября по григорианскому календарю.Императрица Елена разделила Животворящий Крест на части и разослала в монастыри, основанные ею.В действительности это исторический миф, который сообщает о создании первого учения, основанного на крещении, и распространении его по всему миру.
Рис. 9. Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора, Санкт-Петербург.
Отличительными признаками войны богов и титанов являются присутствие гигантских людей, завершение войны Всемирным потопом и строительство нового города. Эта война была рассмотрена по различным мифам в статье «Божественные Близнецы против Атлантиды».
В истории Константина Влеликого Всемирный потоп выдаётся как разлив Тибра, а гибель многочисленного войска объясняется разрушением моста. Страх и паника, охватившие войска Максенция, приписываются божественной помощи Константину. Хотя известно, что паническое неразумное поведение больших масс народа возникает в результате стихийных бедствий. Участие в войне богов могло быть непосредственным, с привлечением космического оружия, которое оставило свой след в римских мифах, как сияющий крест в небе.На картине Рафаэля «Битва Константина с Максенцием» (титул. рис.) в небе находятся ангелы, которые явно участвуют в битве. Об этом говорит меч в руках центрального ангела.На это же указывает присутствие дракона на картине «Видение святого креста» (рис. 1). В предыдущих статьях уже было показано, что огнедышащие драконы, или летающие змеи, – это реактивные воздушные корабли.
Информация о том, что в войне, описанной в истории Константина, участвовали гиганты, просачивается через некоторые детали
Обратите внимание, на картине битвы Питера Ластманна (рис. 4) изображены 2 человека большого роста, сражающиеся против войск Константина
Второй, на коне, в ужасе погружается в воду.
Восстановление и Катастрофа в Малой Азии
Возвращение Константина, декабрь 1920 г.
Константин в 1920 году
Король Александр умер 25 октября 1920 года в результате ужасной аварии: он гулял со своими собаками в королевском зверинце, когда они напали на обезьяну. Поспешив спасти бедное животное, царь был укушен обезьяной, и незначительная травма превратилась в сепсис . Через несколько дней он умер. В следующем месяце Венизелос потерпел неожиданное поражение на всеобщих выборах .
К этому моменту Греция находилась в состоянии войны в течение восьми непрерывных лет: началась и закончилась Первая мировая война, но все же не было никаких признаков прочного мира, поскольку страна уже вела войну против кемалистских сил в Малой Азии. Молодые люди годами воевали и умирали, земли оставались под паром из-за нехватки рук для их возделывания, а страна, морально истощенная, находилась на грани экономического и политического распада.
Константин украшает полковые военные флаги греческой армии после битвы при Кютахья-Эскишехир во время греко-турецкой войны (1919–1922) .
Пропорялистские партии обещали мир и процветание под командованием победившего фельдмаршала Балканских войн, который знал о тяжелом положении солдата, потому что он сражался рядом с ним и делил его паек.
После плебисцита, на котором почти 99% голосов было отдано за его возвращение, Константин вернулся в качестве короля 19 декабря 1920 года. Это вызвало большое недовольство не только недавно освобожденного населения в Малой Азии, но и британцев, и даже больше. французы, выступавшие против возвращения Константина.
Новое правительство решило продолжить войну. Унаследованная, продолжающаяся кампания началась с первых успехов в Западной Анатолии против турок. Первоначально греки встретили неорганизованное сопротивление.
В марте 1921 года, несмотря на проблемы со здоровьем, Константин высадился в Анатолии, чтобы поднять боевой дух армии и лично командовать битвой при Кютахья-Эскишехир .
Однако непродуманный план захвата новой столицы Кемаля Анкары , расположенной в глубине бесплодной Анатолии, где не было значительного греческого населения, увенчался успехом только на начальных этапах. Избыточная и плохо снабженная греческая армия была разгромлена и вытеснена из Анатолии обратно на побережье в августе 1922 года. После восстания армии венизелистских офицеров, считавших его ключевым виновником поражения, Константин снова отрекся от престола 27 сентября 1922 года и был ему наследовал его старший сын Георг II .
Неудачное убийство и ноябрьское восстание
Было совершено покушение на жизнь великого князя Константина, которое спровоцировало восстание в Варшаве в ноябре 1830 г. ( Ноябрьское восстание ). После покушения на Константина был создан тайный суд для преследования виновных. «Стало известно, что Николай приказал великому князю Константину … начать энергичное расследование и привлечь виновных к военному трибуналу … комитет на своем заседании 27 ноября решил безвозвратно начать революцию вечером 29-го, в 18:00 «. Как и в случае с убийством, вербовка армейских частей повстанцами провалилась; к ним присоединились только два отряда, и только захват оружейного склада и последующее вооружение населения поддержали восстание. Константин считал восстание чисто польским делом и отказался использовать войска, как мог бы, потому что это было глупо политически. Он мог доверять своим русским войскам, но их использование могло рассматриваться как нарушение независимости королевства и даже акт войны.
Из-за этой неудачи он был ограничен ресурсами вокруг себя. Если он решит вмешаться, потребуется другой источник рабочей силы. Он был ограничен горсткой польских войск, которые он мог собрать вместе. Таким образом, Константин отказался послать свои войска против революционеров: «Поляки начали это волнение, и поляки должны его остановить», и оставил подавление восстания в руках польского правительства.
Польский князь Ксаверий Любецкий , понимая, что к полуночи повстанцы не сформировали правительство, по собственной инициативе собрал некоторых членов совета и других видных деятелей. Они отправили делегацию к великому князю, но когда он снова заявил, что не желает вмешиваться каким-либо образом, комитеты решили взять дело в свои руки. Участие Константина оставалось минимальным, демонстрируя значительную сдержанность в нежелании использовать российские войска для подавления восстания. Робкий ответ, который он дал, заключался в том, что он не будет атаковать город Варшаву, не предупредив его за 48 часов, что он будет заступаться между императором и Польским королевством и не прикажет литовским войскам войти в Польшу. Он пытался любой ценой оставаться нейтральным, что привело к мнению среди его соотечественников, что он более чувствителен к независимости Польши, чем к господству России. Обеспечение нейтралитета от Константина дало польскому правительству ощущение, что Россия не нападет на Польшу, и дало ему возможность эффективно подавить восстание.
Обеспечив нейтралитет России, Константин отступил в тыл русских. Это еще больше запутало польское правительство в отношении его статуса с Россией из-за предыдущего обещания России помочь подавить восстание. Поляки-патриоты были очень довольны. Константин 3 декабря отступил в сторону России. После провала восстания Константин выразил восхищение доблестью польских повстанцев. Политика нейтралитета любой ценой привела к тому, что Константин стал рассматриваться с двух сторон в исторической перспективе. Либо он будет рассматриваться российской королевской семьей как слабый и симпатизирующий полякам, либо он будет рассматриваться как семя для идеи о скором обретении независимости Польшей, но он фактически только пытался избежать более широкой войны.
1.
В отличие от своих предшественников, император был великим покровителем Церкви. Он построил огромное количество базилик во всех концах империи. Христианскому духовенству были дарованы невиданные доселе привилегии. Константин наделил церковь землёй и богатством, и даже вернул имущество, конфискованное у христиан более ранними правителями.
Историки и богословы на протяжении веков бились над вопросом, что же заставило Константина прекратить гонения на христиан. Предполагали, что это было влияние его матери, которая была христианкой. Многие даже утверждали, что сам Константин принял христианство. Однако никакими источниками эта информация не подтверждается. Напротив, император до смерти поклонялся языческим богам и был крайне жесток к конкурентам.
Что известно про житие святого
Место рождения Константина — город Наисс, располагавшийся на территории современной Сербии. Его отец — император Констанций Хлор, был язычником, но не преследовал христиан. Мать Константина — царица Елена, приняла христианство.
Путь к вере
Константин родился в 280-м году. От матери мальчик узнал о традициях христианской веры. Как и отец, он замечал добропорядочность и честность христиан.
В 18 лет Константина отправили в Никомидию как заложника по требованию императора Диоклетиана, впоследствии развернувшего кровавую кампанию против иноверцев. Юный царь стал свидетелем подлости и жестокости язычников, в то время как христиане проявляли силу духа. Юноше еще больше стала противна дикость идолопоклонников.
В становлении Константина как правителя и покровителя христиан важную роль сыграли три победы:
- над Максимианом Геркулом — ознаменовалась щедрым жертвоприношением в храме Аполлона, что показывает веру императора в руководство Высших Сил;
- над Максентием, сыном Максимиана — перед сражением Константину было два видения: сияющий крест в небе и явление Господа во сне, призывающего побеждать сим символом. Войско императора выступало с начертанными крестами на щитах;
- над Ликинием — Константин поразил правителя Восточной Римской империи в бою под Адрианополем и стал единолично управлять обширным государством.
Ликиний был соратником Константина и мужем его сводной сестры Констанции. После победы над Максентием он стал замечать благосклонность своих подданных христиан к правителю Запада. Ликиний начал притеснять почитателей соперника. Его гибель и утверждение Константина, как единственного правителя, ознаменовало расцвет христианства в Римской империи.
Борьба с ересью
Полностью искоренить язычество не удалось. Сильная партия идолопоклонников образовалась в Риме и оказывала противодействие. И снова император принял судьбоносное решение. Так, на берегу пролива Босфор появилась столица христианского мира — Константинополь, бывшая Византия.
Правитель Римской империи запретил еретические ответвления христианства — донатизм и арианство. Приверженцы донатизма отрицали святость и действительность богослужений и обрядов, произведенных не в церкви. Они заново крестили тех, кто был посвящен в веру при епископе Цецилиане, противнике почитания мучеников в языческих тюрьмах.
Последователи Ария отвергали божественную сущность Христа и Его единство с Богом-Отцом. В качестве доказательств они приводили смирение и уязвимость Иисуса, описанные в Библии, а также его обращение к Богу «Отец».
Конец ереси положил Первый Вселенский Собор в Никее, созванный Константином. На собрании духовенства был утвержден символ веры — учение о единстве Бога-Отца и Бога-Сына.
На склоне лет
Жизнь императора была прочно связана с христианством. Но, совершая подвиги во имя Христа, он оставался некрещенным. Таков был обычай в 4-м веке — креститься в старости, чтобы смыть совершенные при жизни грехи.
Крещение императора Константина состоялось в 337-м году перед кончиной. Он собирался воевать с персидским царем Сапором Вторым, когда его настигла телесная немощь. Правитель понял, что пора очистить душу от грехов. Обряд проводил епископ Никомидии Евсевий. После крещения император больше не надевал красные монаршие одежды, ходил в белой рубахе. Мощи святого покоятся в церкви Святых Апостолов в Стамбуле.
Битва у Мульвийского моста
Император Максенций превратился в жестокого тирана. Порочный и праздный он обложил народ непосильными налогами, которые тратил на пышные празднества и грандиозные строительства. Видя бедственное положение Рима, Константин стал готовится к решающей битве.
Войска противника значительно превышали силы Константна. В то время ему было 30 лет. Константин в нерешительности обращается к Богу и получает от него поддержку в виде небесного знамения. В начале статьи приведена цитата из Евсевия о видении Константина.
Рис. 1. Видение святого креста, картина Рафаэля Санти, Ватикан.
Интересно, что тут делает дракон? Потом разберёмся.
Константин приказывает изготовить знамена с изображением креста, виденного в небе. Стандартный римский лабарум выглядит так:
Рис. 2. Лабарум, штандарт римских воинов.
Изображение креста Рафаэлем Санти несколько не совпадает с крестом на лабаруме. Наверное, историки ещё не пришли к единому мнению о его виде. На картине битвы Константина с Максенцием (титул. рис.), войска несут штандарты с простым прямым крестом. Картина находится в Ватикане в Лоджии Рафаэля, которые были возведены в 1513—1518 годах по проекту Рафаэля и расписаны учениками по его эскизам на библейские сюжеты. Написать картины могли только по уже существующим сюжетам. Если библейские истории появились в 19 или хотя бы в 18 веке, то возникает вопрос, а когда жил Рафаэль? ОИ начинает трещать по швам.
Рис. 3. Мульвиев мост через реку Тибр в Риме.
Далее идет очень сомнительная история о разрушении Максенцием моста через реку Тибр. Максенций решил, что Рим со своими запасами зерна может выдержать сколь угодно долгую осаду, поэтому он разрушает каменный мост, ведущий к городу. Но потом народные волнения в Риме вынудили Максенция защищаться за стенами и рвами Рима. Он вышел с войсками до Сакса Рубра на Фламиниевой дороге, выстроил свое войско на берегу Тибра и для переправы через реку построил понтонный мост.
В ходе битвы понтонный мост не выдерживает и Максенций вместе со своими воинами тонут в водах Тибра. По другим легендам нагрузку от войска не выдерживает каменный мост. Но, по-видимому, потом эта версия показалась слишком нереальной.
Рис. 4. Картина «Битва у Мульвийского моста», Питер Ластманн, 1613.
Константин приказал выловить тело Максенция и отрубить ему голову. 28 октября 312 года император Константин торжественно вступил в Рим с головой поверженного тирана.
В честь этой победы в столице была поставлена грандиозная арка Константина.
Рис. 5. Арка Константина в Риме.
Губернатор Королевства Польского
Значение Константина в политической истории восходит к тому времени, когда его брат, царь Александр, назначил его в Конгрессе в Польше в качестве фактического наместника (однако он не был «официальным наместником», наместником Польского Королевства ) с задачей милитаризации и дисциплина Польши. В Конгрессе Польши он получил пост главнокомандующего войсками королевства, к которому в 1819 году было добавлено командование литовскими войсками и войсками российских провинций, которые входили в Речь Посполитую (т. называется Западный край ).
Политика Александра была либеральной по стандартам Реставрации Европы. Классические либералы упивались свободой образования, науки и экономического развития, но ключевые недостатки автономии Польши, такие как отсутствие контроля над бюджетом, армией и торговлей, заставляли их жаждать большего. Калиш оппозиция , во главе с братьями Bonawentura и Винценты Нимохоуски , прижала к проведению реформ , включая большую независимость для судебной системы . Александр, назвав их действия «злоупотреблением свободой», приостановил деятельность польского парламента ( сейма ) на пять лет и уполномочил Константина поддерживать порядок в королевстве любыми способами.
Иоанна Грудзинская
Константин, пытаясь выполнить приказ своего брата по подавлению инакомыслия, усилил тайную полицию ( Охрана ) и подавил польские патриотические движения, что привело к дальнейшему народному недовольству. Константин также преследовал либеральную оппозицию , заменял поляков русскими на важных постах в местной администрации и армии и часто оскорблял и напал на своих подчиненных, что приводило к конфликтам в офицерском корпусе . Сейм, в котором до этого преобладали сторонники личного союза с Россией, рассматривал его действия как неповиновение самой конституции, которой он лично гордился. Это также привело к тому, что над ним издевались, чему он не помог, посылая своих адъютантов с угрозами таким «виновным» в этом, как Виридианна Фисерова . Тем не менее Константин был горячим сторонником польских музыкантов, таких как Мария Агата Шимановска и Фредерик Шопен .
После 19 лет разлуки брак Константина и Юлианы был официально аннулирован 20 марта 1820 года. Два месяца спустя, 27 мая, Константин женился на польской графине Иоанне Грудзинской , которая получила титул ее безмятежной принцессы Ловичской. В связи с этим он отказался от каких-либо претензий на наследование в России, которое было официально завершено в 1822 году. После женитьбы он все больше привязался к своему новому дому в Польше.
6.
Так римский военачальник, незаконнорожденный сын августа Констанция, стал Константином І Великим. Единоличным властителем и императором великой Римской империи. Но что заставило его стать столь лояльным к христианской вере? Столь резкая перемена мировоззрения императора и государственной политики Рима, не даёт покоя и современным учёным.
В частности, геологи, считают, что видение Константина — это падение метеорита. Кратер, который остался после этого падения всё еще находится в центральной Италии. Это кратер Сиренте, он расположен в горах, к северу от массива. Он аккуратной круглой формы. Шведский геолог Йенс Ормо считает, что этот кратер образовался от удара: «Его форма соответствует, а также он окружён многочисленными небольшими вторичными кратерами, выдолбленными выброшенными обломками».
Церковь празднует память равноапостольных святых Константина и Елены
3 июня 2021 года Православная Церковь празднует память святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены.
Великие мать и сын прославлены в Церкви как равноапостольные – настолько значим их подвиг проповеди Евангелия и обращения в веру народов.
Святой император Константин I (Константин Великий) родился в сербском городе Ниш в 272 году и был сыном цезаря Констанция I Хлора, правившего Галлией и Британией, и святой равноапостольной Елены. Елена родилась в Дрепане (Малая Азия), впоследствии переименованном в ее честь в Еленополис, ее год рождения точно не установлен.
В то время огромная Римская империя была разделена на Западную и Восточную. Ее возглавляли два самостоятельных императора, имевших соправителей-помощников, одним из соправителей в Западной части и был отец Константина. В 305 году, после отставки императоров Диоклетиана и Максимиана, Констанций I Хлор стал одним из императоров вместе с Галерием. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой, и будущий правитель всей Римской империи был воспитан в уважении к христианской религии.
В управляемых им странах отец Константина, несмотря на принадлежность к язычеству, не преследовал христиан, хотя во всей остальной империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284–305), его соправителя Максимиана Галерия (305–311) – на Востоке и императора Максимиана Геркулия (284–305) – на Западе.
После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен императором Галлии и Британии.
Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максенций на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин в ряде войн с помощью Божией разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение креста с надписью «Сим побеждай». Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день, по приказу Константина, на всех знамениях его войска были сделаны изображения святого креста. Одержав победу над Максенцием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана».
Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Отказавшись от язычества, император Константин перенес столицу на Восток, в город Византий, который был переименован в Константинополь.
Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил храмы, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. На поиски святыни он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году.
Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня император Константин повелел соорудить храм во славу Воскресения Христова
За свои великие труды на благо Церкви император Константин и его мать царица Елена именуются равноапостольными.
По материалам pravlife.org, days.pravoslavie.ru.
Общие сведения[править | править код]
В области внутренней политики правление Константина во многом являлось продолжением деятельности Диоклетиана, упрочением основанного домината как формы государственной власти и характеризовалось превращением империи в военно-бюрократическое государство, которое было разделено Константином на 4 префектуры — Восточную, Иллирик, Италию и Галлию, подразделявшиеся в свою очередь на 14 диоцезов (епархий) и 114 провинций. Первоначально резиденциями Константина являлись Трир, затем Сирмий и Сердика (София). В 326 г. Константин окончательно избрал столицей империи Византию, которую в 330 г. переименовал в Константинополь (град Константина). Константин окружил себя пышным императорским двором с созданным по образцу восточных государств церемониалом (ношение диадемы, земной поклон императору), учредил консисторий — тайный императорский совет — и осуществлял свою власть посредством строго организованного чиновничьего аппарата. Сенаторы, положение которых вновь было упрочено, всемерно привлекались к управлению государством. Начатое еще Галлиеном разграничение военного и гражданского управления получило при Константине окончательное оформление. Согласно проведенной реформе армии, войска были разделены на подвижные (comitatenses) и войска, постоянно дислоцирующиеся в приграничных районах (limitanei), преторианская гвардия была распущена, а префектура претория претерпела кардинальную реорганизацию; приток в армию выходцев из германских племен принял массовый характер. Усилилось профессиональное прикрепление сословий, в первую очередь колонов, к земле. Введение в обращение золотого солида стабилизировало денежную единицу.
Поворот Константина к христианству произошел, видимо, в период борьбы против Максенция. Миланским эдиктом г. христианство признано равноправной религией. Тем самым была заложена основа его становления государственной религией. Вмешательство государства в церковные дела, в частности в церковные споры, ставшее со времен Константина обычным явлением, сделало церковь государственной и превратило ее в инструмент политической власти. В 325 г. Константин созвал в Никее 1-й экуменический собор (1-й Вселенский Собор), всемерно поощряя деятельность церкви в распространении христианства. В 321 г. Константин объявил воскресенье официальным “днем покоя”. Возведением Латеранской церкви Константин положил начало монументальной церковной архитектуры. В 313 г. им завершено строительство базилики Максенция. В 312—315 гг. в Риме была возведена триумфальная арка, украшенная многочисленными богатыми фигурными рельефами, заимствованными от более ранних построек и частично переработанными.
Император Константин Великий Фрагмент мозаики. Собор Святой Софии в Константинополе. Конец X века.
В последние годы жизненная энергия Константина заметно ослабла. Армия теряла боевую способность. На Востоке государства персы готовились отнять области, приобретеные Диоклетианом на берегах Тигра. Константин сам выступил во главе войска в поход, но, смертельно больной, остановился в Никомедии, где и скончался, незадолго до того приняв от Евсевия Кесарийского крещение. Прах его погребен в Апостольской церкви в Константинополе. Церковные историки нарекли Константина Великим и провозгласили его образцом христианского правителя. Русская православная и армянская церковь чтят память Константина как святого и равноапостольного 21 мая. Биография Константина изложена Евсевием Кесарийским.
Имел титулы:
Цезарь — с 25 июля 306 г.,
Август — с 31 марта (?) 307 г.,
Величайший Август — после 29 октября 312 г.,
Германский Величайший и Сарматский Величайший — не ранее 314 г.,
Готский Величайший — с 314-315 гг.,
Германский Величайший II, Мидийский Величайший, Британский Величайший, Арабский Величайший, Адиабенский Величайший и Персидский Величайший — с 315 г.,
Армянский Величайший и Германский Величайший III — с 318 г.,
Карпийский Величайший — с 318-319 гг.,
Готский Величайший II — с 324 г.,
Готский Величайший III — с 332 г.
Власть трибуна получал 34 раза (впервые 25 июля 306 г., в 307 г. дважды — 25 июля и 11 ноября, затем ежегодно 11 ноября; начиная с 317 г. — 1 марта, в 323 г. дважды — 1 марта и 8 ноября, затем ежегодно 8 ноября; в 333 и 334 гг. — 25 декабря; с 335 г. — 18 сентября).
Был консулом 307 или 309 г., 312, 313, 315, 319, 320, 326, 329 гг.