Князь владимир: житие, иконы, молитвы

Содержание:

Крещение Руси

Вернувшись в Киев, Владимир Святославич (дата рождения — около 960 года, дата смерти — 15 июля 1015 года) первым делом велел крестить своих сыновей. Затем князь собрал жителей города на берегу Днепра. По его приказу состоялось массовое крещение, которому никто не посмел противиться.

Для укрепления новой веры Владимир повелел воздвигнуть храм Пресвятой Богородицы и отдавать в пользу церкви десятую часть всех доходов государства.

Для обращения в христианство жителей других городов князь призвал из Греции священников и просветителей. Для подготовки местных священнослужителей были созданы специальные учебные заведения. Кроме того, был издан церковный устав, получивший название Кормчая книга, а на горе Афон Владимир приобрел для русских монахов скит. Началось массовое строительство церквей во всех уголках государства.

Крещение Руси

Предание гласит, что в 983 году, после удачного военного похода, Владимир решил принести человеческую жертву языческим богам. Было решено выбрать ее при помощи жребия, который пал на юношу Иоанна. Отец юноши Феодор, будучи христианином, не хотел отдавать сына и начал осуждать языческих идолов и славить христианскую веру. Тогда обозленная толпа язычников убила Феодора и его сына. Это были первые христианские мученики на Руси, память святых мучеников Феодора и сына его Иоанна празднуется 25 (12 по старому стилю) июля.

Как повествуют летописи о «выборе вер» («испытании вер»), к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи – иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников. Послы побывали в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратясь в Киев, они рассказали князю все, что видели, и хвалили православную веру греческую. Однако Владимир не сразу принял христианство.

В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. 

Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…» Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий – в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века. 

Годы языческого правления

Владимир продолжал расширять свои владения за пределы обширных владений отца. В 981 году он захватил у поляков города Червень ; в 981–982 подавил восстание вятичей ; в 983 году покорил ятвягов ; в 984 году он покорил Радимичей ; а в 985 году он провел военный поход против волжских булгар , основав на своем пути многочисленные крепости и колонии.

Хотя христианство распространилось в регионе во время правления Олега, Владимир оставался последовательным язычником, взяв восемьсот наложниц (вместе с многочисленными женами) и воздвиг языческие статуи и святыни богам.

Возможно, он пытался реформировать славянское язычество, пытаясь отождествить себя с различными богами, которым поклонялись его подданные. Он построил языческий храм на холме в Киеве, посвященный шести богам: Перуну — богу грома и войны, «норвежскому богу, пользующемуся благосклонностью членов дружины князя»; Славянские боги Стрибог и Даждьбог ; Мокошь — богиня, олицетворяющая Мать-природу, «которой поклоняются финские племена»; Хорс и Симаргл , «оба имели иранское происхождение, были включены, вероятно, для апелляции к полианам».

Открытое оскорбление божеств, почитаемых большинством людей на Руси, вызывало всеобщее негодование. Толпа убила христианина Федора и его сына Иоанна (позже, после всеобщей христианизации Киевской Руси, люди стали считать этих двоих первых христианских мучеников на Руси, и Православная Церковь установила день их памяти, 25 июля. ). Сразу после убийства Федора и Иоанна в раннесредневековой Руси начались гонения на христиан, многие из которых бежали или скрывали свою веру.

Однако князь Владимир долго размышлял об этом инциденте, и не в последнюю очередь по политическим соображениям. Согласно раннеславянской летописи « Повесть временных лет» , описывающей жизнь Киевской Руси до 1110 года, он отправил своих послов по всему миру, чтобы из первых рук оценить основные религии того времени: ислам, католицизм и т. Д. Иудаизм и византийское православие. Наибольшее впечатление на них произвел визит в Константинополь, когда они сказали: «Мы не знали, находимся мы на Небесах или на Земле… Мы знаем только, что Бог живет там среди людей, и их служение более справедливо, чем обряды других народов».

Кратко о сути и направлениях внешней политики Ярослава Мудрого

После заключения мира с братом Мстиславом, Ярослав Мудрый начинает вновь обкладывать данью племена, вышедшие из повиновения во время междоусобицы 1015-1019 годов, а также обращает более пристальное внимание на западное и южное направление.

Отельного внимания заслуживают разгром печенегов во время осады Киева в 1036 году и неудачный поход на Константинополь (называемый также войной с Византией) в 1043 году. Кроме того, Ярославом были заключены династические браки с правителями сопредельных государств, что позволило укрепить влияние Киевской Руси в Европе.

Основные события внешней политики перечислены в таблице ниже:

Внешняя политика князя Ярослава Мудрого — картаПодробнее о внешней политике

После смерти князя Владимира осталось 13 его сыновей и не менее 10-ти дочерей

До своего крещения, по свидетельствам современников, князь Владимир отличался распутным образом жизни, имел несколько жён и множество рабынь и наложниц. В результате после его смерти у него осталось 13 сыновей и не менее 10 дочерей (точное их число неизвестно). Среди сыновей князя можно назвать:

  • Вышеслава;
  • Святополка Окаянного;
  • Изяслава;
  • Мстислава;
  • Ярослава Мудрого; Всеволода;
  • Мстислава Тмутараканского;
  • Станислава;
  • Судислава;
  • Святослава Древлянского;
  • Подвиза;
  • Бориса и Глеба.

При этом практически все сыновья князя Владимира получили земли для княжения. Наследником же киевского стола он хотел сделать князя Бориса, но его подло убил Святополк Окаянный. В результате длительной борьбы на княжение вместо отца в конце-концов сел князь Ярослав Мудрый.

Путешествия мощей

Петр Могила взял только голову Владимира. Причем челюсть отправил в Москву, русскому царю Михаилу Федоровичу. Есть несколько версий того, в каком храме Киева митрополит первоначально поместил честную главу (череп) князя, но, в конце концов, эта святыня оказалась в Великой лаврской церкви — Успенском соборе.Уже в годы советской власти, незадолго до нападения гитлеровской Германии на СССР, честную главу отправили в Ленинград, в лабораторию знаменитого антрополога, археолога и скульптора Михаила Герасимова. Напомню, что он создал скульптурные портреты многих исторических личностей по их черепам — князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, царя Ивана Грозного, среднеазиатского завоевателя Тамерлана…Предполагалось, что Герасимов воссоздаст и облик Владимира Крестителя. Однако началась война. М.Герасимова эвакуировали в Узбекистан, в древний город Самарканд. А честная глава князя Владимира исчезла в блокадном Ленинграде и до сих пор не найдена.Изъятие раки с головой св. Владимира согласовывали на самом высоком уровне. Реликвию вывозили тайно. М.Герасимов в присутствии сотрудников НКВД извлек череп князя. Драгоценную раку увезли в Гохран. Без нижней челюсти восстанавливать лицо было невозможно, но сведений, что челюсть святого специально возили из Кремля в Ленинград, нет. То есть заведомо не ставилась задача восстанавливать облик Крестителя! Требовался предлог вывезти реликвию из Киева! Понятно, что лаборатория была не просто под охраной. И ничего оттуда пропасть не могло. Бомбежки, обстрелы пощадили Эрмитаж. Но потомки не пощадили святыни – ее ухитрились «потерять» из самого охраняемого советского хранилища.Сохранилась челюсть, отправленная Петром Могилой царю (ее постоянным местом хранения является храм Христа Спасителя).

Смерть и спор о наследовании

Великий князь Владимир скончался 21 апреля 1992 года, выступая перед собранием испаноязычных банкиров и инвесторов в Northern Trust Bank Miami в США. Его тело было возвращено в Россию, и он был похоронен с помпой и великолепием в Петропавловской крепости. в Петербурге — первый Романов, удостоенный такой чести еще до революции. В прессе отмечалось, что похороны «расценивались гражданскими и российскими властями как обязанность перед семьей Романовых, а не как шаг к восстановлению монархии». По словам представителя правительства, это был способ «очистить нашу вину». Поскольку он был всего лишь правнуком признанного российского императора, его заявленный титул «Великий князь России» вызвал проблемы с тем, что поставить на его надгробие.

После его смерти, его дочь Мария Владимировна стала главой Императорской Семьи в России в соответствии с интерпретацией российского внутреннего законодательства его филиалом . Это оспаривал Николай Романов, князь России, который был избран президентом самопровозглашенного « Семейного союза Романовых » до смерти великого князя Владимира.

Николай утверждал, что он был самым старшим мужским династом после смерти Владимира, поскольку он считал, что дети великих князей Романовых (сыновья и внуки русских царей), которые не были женаты поровну, не были русскими , тогда как князья России (будучи мужчинами правнуки или более отдаленные потомки русских царей) однозначно не подпадали под равные ограничения в браке и считали своих детей династами. «Положение Великой княгини Марии Владимировны как главы Императорского дома признано наиболее серьезными российскими монархическими организациями и большинством тех глав королевских домов, которые продолжают поддерживать отношения с Императорским домом», — считает ученый Гай Стэр Сейнти . Семейное объединение Романовых не признало Владимира или его дочь законными претендентами на российский престол, равно как и не признало других потомков Романовых в качестве таковых, поскольку его устав прямо запрещает признавать чьи-либо претензии на престол.

Житие князя Владимира

Владимир был внуком святой равноапостольной княгини Ольги (ок. 890 —11.07. 969 гг.), сыном великого князя Святослава Игоревича (942–972 гг.). Матерью Владимира была ключница княгини Ольги Малуша (ок. 940/944 г. — ?) — дочь Малка Любечанина (?–946 г.), которого многие историки отождествляют с Древлянским князем Малом.

Портрет великого князя Святослава Игоревича из Царского титулярника, XVII век

Годом рождения Владимира Святославича принято считать 960-й. Как сообщают Никоновская и Устюжская летописи, будущий креститель Руси родился в селе Будутине (Будятине).

Великая княгиня Ольга. Строгановский иконописный лицевой подлинник. Фрагмент. Конец XVI — начало XVII веков Святой равноапостольный князь Владимир. Икона. Новгород, 1-ая треть XV века. Из собрания И .С. Остроухова. ГТГ

Информации о дальнейшей судьбе Малуши, матери Владимира, не имеется. В Киеве Владимир находился под присмотром своей бабушки по отцу — княгини Ольги. Вероятно, его воспитанием занимался его дядя по матери Добрыня, поскольку на Руси было принято доверять воспитание наследника старшим дружинникам.

Добрыня Никитич с младшей сестрой — матерью князя Владимира Малушей. 1895 год. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». А. Рябушкин

Стоит заметить, что бабушка Владимира княгиня Ольга была христианкой — еще в 955 году она приняла святое крещение в Константинополе. Ольга пробовала приобщить к вере и Святослава, но тот и не думал послушать ее.

В 970 году, незадолго до своей гибели, великий князь Святослав поделил Русь между тремя своими сыновьями: Киев был отдан на княжение Ярополку (?— 11.06.978 г.), Овруч, центр Древлянской земли, — Олегу (955–977 гг.), а Новгород — Владимиру.

Князь Ярополк с Блудом (слева) и Варяжко (справа). В. П. Верещагин

В 977 году началась братская война между Ярополком и его братьями Олегом и Владимиром. Князь Олег погиб в ходе этой вражды. Владимир при этом известии бежал к ярлу Норвегии Хакону Могучему (ок. 937–995 гг.). Ярополк стал править всей Русской Землей.

Смерть Олега, князя древлянского. Т. Г. Шевченко, 1836 год

Находясь в Скандинавии, Владимир с Добрыней собрали войско и в 980 году возвратились в Новгород, выгнав оттуда посадника Ярополка. Владимиру удалось захватить перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода (ок. 920 – 978 гг.), а его дочь, княжну Рогнеду (ок.960 — ок. 1000 гг.), взяв в жены. Известно, что ранее Владимир сватался к Рогнеде, но она отказалась стать его женой, назвав его «робичичем»: полоцкая княжна считала недопустимым выйти замуж за сына ключницы Малуши.

Сваты Владимира Святославича у Рогволода (слева), Рогволод беседует с Рогнедой (справа). Миниатюра Радзивилловской летописи, XV век

Затем Владимир с большим варяжским войском осадил Киев, Ярополк был убит, а жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

В Киеве Владимир вокняжился в 980 году. Летопись сообщает, что в этот период Владимир отличался жестоким языческим нравом, порочностью. Вскоре после восшествия на Киевский престол он на холме близ своего дворца поставил изваяния языческих богов. Однако в то же время Владимир являлся мудрым правителем. Скажем, он совершил несколько удачных военных походов на запад и восток, подчинил племена радимичей и вятичей, присоединил к Руси «Червенские города» (Волынь, Холм, Белз, Броды, Перемышль, Володава, Червен и другие).

Владимир идет в поход на вятичей. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Языческая реформа — попытка создать один общий для всех пантеон богов, проводимая князем Владимиром, потерпела поражение, поскольку у каждого племени были свои боги. Вероятно, это поражение, а также пример живших рядом с ним христиан все чаще заставляли молодого князя задуматься о необходимости перемен в жизни Русского государства.

Исторические свидетельства о том, как и когда произошло крещение Владимира Святославича

Как ни странно, никаких достоверных записей современников, посвященных этому важному событию, не было обнаружено. В связи с этим особо ценно свидетельство армянского хрониста Степаноса (Стефана) Таронского

Он жил в одно время с князем и занимался созданием «Вселенской истории» именно в тот период, когда Владимир выбирал новую религию для своего государства.

В своем труде Степанос описывал события, происходившие с 885 по 1004 год. Вспоминая события, происходившие в 1000 году, он пишет о 6000 пешем войске рузов, которое находилось в Армении. По его словам, это были воины, прибывшие по просьбе императора Василия. По словам Степаноса, это произошло, когда последний выдал сестру свою замуж за Владимира. Там же читаем, что это событие совпало с тем, как рузы уверовали во Христа.

Что касается других источников, то они подтверждают свидетельства Степаноса, однако приводят более подробную информацию.

В частности, многие летописцы указывают, что Владимир решил жениться на сестре византийских императоров Анне. Они ответили согласием, потребовав военную помощь в борьбе с мятежником Вардой Фокой. Сама царевна воспротивилась решению братьев, но позже согласилась стать женой русского князя, если он примет христианство. Наиболее достоверные сведения об этом событии сообщает сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский.

Борьба между Владимиром и Ярополком

Сватовство к Рогнеде и осада Полоцка

В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Войдя с варягами в Новгород и изгнав посадников Ярополка, Владимир Святославич направил брату послание:

Затем, пытаясь усилиться перед столкновением с братом, Владимир направил сватов к владеющему Полоцком князю Рогволду, с просьбой выдать за него свою дочь Рогнеду. Она же была на тот момент уже сосватана за Ярополка и на просьбу отца самой определиться с выбором жениха ответила:

Князь Полоцка Рогволд и его дочь Рогнеда

Эти оскорбительные слова обидели не только Владимира, но и его наставника-воеводу Добрыню, которой приходился дядей юному князю и братом той самой рабыни Малуши. Можно предположить, что истинной причиной отказа Владимиру и его дальнейшего захвата Полоцка было то, что Рогволод вступил в борьбу между двумя Святославичами на стороне Ярополка. Ответ Рогнеды свидетельствовал о политическом выборе Рогволода в пользу Киева, что неминуемо вело к войне с Новгородом.

Оскорблённый отказом, Владимир с войском из новгородцев, варягов, чуди и кривичей пришёл под стены Полоцка, когда Рогнеду уже собирались везти к Ярополку. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Весной 978 года город был взят. По совету Добрыни в отместку за нанесенное оскорбление князь Владимир решил унизить и обесчестить род Рогнеды и «был с ней перед её отцом и матерью»Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку, после чего князь Рогволод, его жена и сыновья были убиты.

Поход на Киев и предательство Блуда

Опасаясь столкновения с братом в чистом поле, Владимир привлёк на свою сторону воеводу Ярополка по имени Блуд:

После этого Блуд обманом сначала уговорил Ярополка не сражаться с Владимиром в открытом бою:

Прибыв к Киеву с большим варяжским войском и новгородской дружиной Владимир осадил город.

Затем Блуд посоветовал Ярополку, который мог бы долго сидеть в осаде, бежать из Киева, представляя ему, что киевляне тайно ведут переговоры с Владимиром, чтобы его выдать. Ярополк ушёл в крепость Родню. Оставшиеся одни киевляне подчинились Владимиру, который направился к Родню и осадил брата в крепости.

Убийство Ярополка по приказу Владимира

Находясь в осаждённом Родне Блуд уговорил своего князя примириться с братом, указывая ему на множество врагов вне крепости, между тем как в этой последней свирепствовал голод. Ярополк согласился, о чём Блуд известил Владимира, и отправился в Киев, несмотря на предостережения преданного ему слуги Варяжко:

Однако Ярополк понадеялся на мирные переговоры и отправился к Владимиру. Введя великого князя в теремной дворец, Блуд запер дверь, дабы туда не могла проникнуть Ярополкова дружина. Здесь Ярополк и был убит двумя варягами:

Убийство Ярополка. Худ. Б. А. Чориков.

Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.

По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова«Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XIвека это случилось 11 июня 978 года.

Итоги и последствия

  • По совету Свенельда Ярополк напал на Олега и в битве за г. Овруч Олег был убит.
  • Владимир сжег Полоцк и обесчестил невесту Ярополка.
  • Найдя среди людей Ярополка предателя Блуда, Владимир хитростью выманил брата из осаждённой крепости и приказал убить.
  • В 978 или 980 году Владимир утвердился в Киеве и стал единовластным правителем.
  • После смерти Владимира признанный им сыном Святополк начал новую междоусобицу и убил любимого сына Владимира — Бориса.

Список литературы

  1. В. Н. Татищев «История Российская» кн. 2, гл. 5
  2. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  3. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  4. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  5. Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку
  6. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  7. В. Н. Татищев «История Российская» кн. 2, гл. 5
  8. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  9. В. Н. Татищев «История Российская» кн. 2, гл. 5
  10. «Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века

Военные походы

  • В 991 году поход в днестровские земли против белых хорватов.
  • В 992 успешная война с Польшей за Червенскую русь.
  • В 994 – 997 Владимир повторил поход против волжско-камских булгар и двинулся на Северный Кавказ.

Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).

Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов: в 990, 992 на Переяславль, 993, в 996 состоялась битва у Василево, в 997 нападение на Киев, в 1001, в 1013 состоялось польско-печенежское вторжение на Русь. Воспоминания о печенежской войне уже век спустя приняли эпические формы (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.). Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По свидетельству византийского императора Константина VII Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути от Руси.

В 1006 – 1007 гг. через Киев проезжал немецкий миссионер Бруно Кверфуртский, направляясь к печенегам для проповеди Евангелия. Он остановился погостить у князя Владимира, которого в письме к императору Генриху II называет сеньором руссов. Князь Владимир уговаривал миссионера не ездить к печенегам, говоря, что у них он не найдёт душ для спасения, а скорее сам погибнет позорною смертью. Князь не мог уговорить Бруно и вызвался проводить его со своей дружиной до границ своей земли, «которые он со всех сторон оградил крепким частоколом на весьма большом протяжении по причине скитающихся около них неприятелей». Вероятно, Бруно говорил про Змиевы валы, длина которых в Киевской области составляет около 800 километров.

Происхождение и воспитание

Сын великого князя киевского Святослава Игоревича от ключницы Малуши родом из города Любеч, милостницы (раздатчица милостыни) княгини Ольги. Сын рабыни («робичич» по словам Рогнеды), по обычаям язычников мог наследовать отцу-князю.

Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942 году (летописная хронология условна в этом периоде), а старший сын Владимира Вышеслав – около 977 года, откуда историки выводят год рождения Владимира – 960-й год с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века (Никоновская и Устюжская летописи), Владимир Святославич родился в селе Будутине (Будятине), куда разгневанная княгиня Ольга сослала Малушу. Как предполагал Д. И. Прозоровский, Малуша нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», и именно это вызвало гнев Ольги:

Мнения исследователей о локализации Будятиного села расходятся. Наиболее общепринятой считается версия, согласно которой Владимир Святославич родился под Псковом (деревня Будник), в вотчине своей бабки княгини Ольги. С его именем связывают также близлежащее городище Владимирец, названое так в 1462 г.: «лето 6970. заложиша псковичи иной городок на Володчине горе и нарекоша Володимирец».

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетнего Владимира отправили в Киев, где он находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери воевода Добрыня, так как в обычаях Руси было делом привычным доверять воспитание наследников старшим дружинникам.

Князь новгородский

Когда Святослав Игоревич отправился на войну с Византией (это было в 970 году), он оставил Новгород Владимиру. Разумеется, юный князь не мог еще самостоятельно принимать важные решения, так что его мудрым наставником и добрым советчиком стал все тот же Добрыня.

Краткая история правления князя Владимира

Князь Владимир Святой Будущий князь Владимир Святославич родился приблизительно в 962 году. Мальчик являлся внебрачным сыном киевского князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши. И хотя, согласно языческим древним обычаям статус ребёнка в социуме определялся по отцовской линии и династические права, таким образом, не ущемлялись, но обидное прозвище «робичич», то есть рабский сын, ещё долго тяготело над Владимиром.

Спустя восемь лет он становится новгородским князем. Наставником в правлении Новгородом над молодым князем был поставлен Добрыня, его дядя и воевода.


Происхождение князя Владимира

Восшествие на престол в 978 году

После кончины в 972 году великого князя Святослава править Киевской Русью стал Ярополк. Через три года между сыновьями Святослава начинается междоусобная борьба, в итоге которой вначале погибает древлянский князь и брат Владимира Олег, а потом и сам Ярополк. Таким образом, восхождение на киевский престол Владимира было омрачено братоубийством. В 978 году он становится единоличным правителем Руси.

За время своего правления Владимир неоднократно вёл войны с соседями: ходил на вятичей, воевал с поляками, завоевал земли ятвагов и радомичей, открыв путь к Балтике, а также сумел одолеть волжских болгар и подчинить хорватов.

Являясь ревностным язычником, князь то и дело возводил новые богатые по убранству капища и ставил идолов, которым нередко приносились и кровавые людские жертвы. Однако, с разрастанием христианской веры по Руси и в том числе в княжеской дружине, Владимир начал испытывать сомнения в верности веры.

Установление христианского вероисповедания на Руси

Вскоре князь решает установить в Киевской Руси единоверие, сплотив тем самым население и показать миру цивилизованность его государства. Среди нескольких популярных религий Владимир решил выбрать христианство. Историки отмечают этот выбор, как самую удачную политическую княжескую реформу. Ведь, таким образом, Русь становилась намного ближе Византии, что несло немалые блага и развитие обществу.

После своего крещения и принятия имени Василий в 987 году князь приказывает возводить церкви и храмы. Учёные полагают, что сам процесс христианизации Киевской Руси проходил довольно мирно, ведь на тот момент многие были знакомы с христианством.

Внутренняя политика данного правителя отличалась созидательным новаторским характером. Владимир возводил каменные города, укреплял границы и первый начал чеканить на Руси серебряные и золотые монеты.

Религиозная реформа 980 года

Внутренняя политика князя Владимира Князь скончался 15 июля 1015 года.


Монумент князю Владимиру

Борьба за княжение после смерти Святослава

Закона о престолонаследии в Древней Руси не было. Это значило, что все сыновья Святослава имели право стать Великими князьями (главными над всеми) и царствовать в Киеве. Изначально княжение в Киеве досталось Ярополку, но в 977 году Олег и Ярополк поссорились и пошли войной друг на друга. Между братьями началась борьба за великое княжение в Киеве.

Официальной причиной ссоры и начавшейся междоусобной войны стало убийство сына воеводы Свенельда людьми князя Олега. Свенельд попросил Ярополка о защите. Князь киевский собрал дружину и направился в земли брата. В ходе битвы с киевлянами Олег был сброшен в ров, где и погиб. В «Повести временных лет» сохранилось упоминание о том, что Ярополк очень переживал из-за смерти брата.

Узнав о кончине Олега Древлянского, Владимир бежал к варягам. Вместо него в Новгород был направлен ставленник Ярополка. У варягов Владимир скрывался 3 года. Этого времени ему хватило для созыва большого войска, с которым он в 980 году появился под стенами Новгорода и вновь утвердил там свою княжескую власть. Но одного Новгорода Владимиру уже было мало. Он задумал занять киевский престол, а для этого ему нужны были союзники. Желающих стать таковыми не было, потому князь решил жениться и таким образом укрепить свое положение. Владимир посватался к дочери варяжского князя Рогволода, княжившего в Полоцке. Но девушка ему отказала, решив выйти замуж за Ярополка. Чтобы не допустить такого союза, Владимир напал на Полоцк, убил всех родных несостоявшейся невесты и женился на ней против ее воли.

Новгород

Князь Святослав все время проводил в военных походах и мало интересовался внутренними делами подвластных земель. Поэтому он раздал принадлежащие ему территории сыновьям. Ярополку достался Киев, Олегу – Древлянская область (современная Беларусь), а Владимир получил Новгород.

Святослав Игоревич, отец Владимира

В 972 году Святослав Игоревич погиб в бою с печенегами, и его наследники стали полноправными хозяевами своих владений. Но вскоре между братьями началась междоусобная война. Причиной послужила смерть соратника Ярополка от руки Олега. Разгневанный Ярополк принял решение наказать брата и отобрать у него древлянские земли. В первом же сражении войско Олега было разгромлено, а сам он погиб, задавленный на мосту убегающими в панике дружинниками. Ярополк присоединил захваченные земли к своим владениям и устремил взгляд на Новгород.

Новгород в X столетии

Почувствовав опасность, Владимир сбежал к своим друзьям варягам в Скандинавию, и Ярополк стал единовластным правителем всей Руси. Но ненадолго. Владимир не сидел за морем сложа руки. Он быстро нашел себе союзников, собрал войско и через два года вернул себе Новгород. Местные жители встретили князя с восторгом и пополнили ряды его дружины. Почувствовав свою силу, Владимир решил и дальше отвоевывать у брата русские земли.

Первые иконописные изображения святого

       Достоверных сведений об иконах князя, созданных в домонгольский период, нет. Есть лишь предположения исследователей, что его образ был в Спасо-Преображенской церкви в Нередице и в Успенском соборе Владимира. Однако, из-за плохого состояния данных фресок, это нельзя утверждать с достаточной определенностью. 

     Также имеется вполне вероятное предположение советского ученого С.А. Высоцкого, исследователя фресок Софийского собора в Киеве, о существовавшем здесь изображении князя Владимира в составе ктиторской композиции в западной части собора. К сожалению, это изображение тоже не сохранилось в первозданном виде до наших дней.

Выводы

В историю Киевской Руси князь Владимир вошел как энергичный реформатор, деятельность которого способствовала укреплению страны. Свидетельством признания его заслуг на Руси стало возвеличивание князя народом в былинах как «Владимира Красное Солнышко» и приобщение православной церковью к лику святых. На Западе Владимира с уважением называли «повелителем русов, мощным благодаря своему королевству и богатству».

Территория Киевской Руси на конец княжения Владимира достигла 800 км2 и в целом соответствовала пределам расселения восточнославянского сообщества.

Введение Владимиром христианства как государственной религии Киевской Руси имело значение эпохального переворота, определил ее дальнейшее развитие. Благодаря введению христианства Киевская Русьсмогла войти в число христианских государств мира и поддерживать равноправные отношения с Византией, Германией и другими государствами.

В конце X – начале XI в. Киевская Русь достигла невиданной мощи, укрепилось ее внутреннее положение, и вырос международный авторитет.

Видео

https://youtube.com/watch?v=PcHunLpUSGE

Источники

  • http://ukrmap.su/ru-uh7/973.htmlhttp://ru.warriors.wikia.com/wiki/Владимир_Святославичhttps://ria.ru/spravka/20130728/952329086.htmlhttps://www.calc.ru/Pokhody-I-Reformy-Vladimira-Svyatoslavovicha.htmlhttp://www.pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir-zhitie-ikony-molitvy/http://stuki-druki.com/authors/Wladimir-Velikiy.phphttps://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Святославич
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector