Какая вера у киргизов: от китайских летописей до современности

Семейные обычаи народа

Семейные традиции киргизов имеют богатую и долгую историю своего формирования. В их основе лежит принцип почитания старших и воспитания у младшего поколения уважения к своим родственникам. Каждый из членов семьи должен стремиться сохранять мир и взаимопонимание с родными, ценить своих близких.

Решение старших членов семьи издавна считается законом для молодого поколения. В старину даже браки между киргизами заключались по решению их родителей

Сегодня эта традиция уходит в прошлое, однако слово отца или матери имеет не менее важное значение, чем прежде

Издавна при решении важных вопросов киргизы прибегали к советам аксакалов (в переводе значит “белобородые”). Это были старейшины рода, к которым во всём селении относились с особенным уважением.

Сокольничий со своим орлом в долине Барскаун, Кыргызстан / Tjabeljan / wikipedia.org

Киргизов нельзя назвать “Иванами, не помнящими родства”. Напротив, каждый киргиз обязан знать предков до седьмого колена. Во-первых, это необходимо было для заключения брака – чтобы убедиться, что у невесты и жениха нет общих родственников.

Во-вторых, с этим обычаем была связана традиция “ашар”. В переводе с киргизского это слово обозначало “взаимопомощь”. Если кто-то из родных оказывался в трудной ситуации или беде, родственники спешили выручить его, чтобы уберечь единство представителей рода. Конечно, такая сплочённость заслуживает искреннего уважения.

Фредерик де Хенен «Киргизское ухаживание», 1913 год

Этимология

Существует несколько теорий происхождения этнонима кыргызы . Часто говорят, что оно образовано от тюркского слова кырк («сорок»), причем — iz является старым суффиксом множественного числа, поэтому кыргызский буквально означает «собрание сорока племен». Это также означает «нетленный», «неугасимый», «бессмертный», «непобедимый» или «непобедимый», а также его связь с эпическим героем Манасом , который, согласно основополагающему мифу, объединил 40 племен против киданей . Соперничающий миф, записанный в 1370 году в Истории Юаня , касается 40 женщин, родившихся на степной родине.

Кочевники в Кыргызстане

Самыми ранними записями об этнониме, по-видимому, были китайские транскрипции Гекун (鬲 昆, LH * kek-kuən < древнекитайский : * krêk-kûn ) и Jiankun (堅 昆, LH * ken-kuən < OC : * kên-kûn ). Те предполагают, что первоначальный этноним был * kirkur ~ kirgur и / или * kirkün , а другая транскрипция Jiegu (結 骨, EMC : * kέt-kwət ) предполагает * kirkut / kirgut . Юрий Зуев предложил , что этноним , возможно , означает «полевые люди, полевые гунны » (ср Tiele родового имени渾Hun < MC * ɣuən ). Питер Голден реконструирует * Qïrğïz <* Qïrqïz <* Qïrqïŕ и предлагает производное от древнетюркского qır ‘серый’ (цвет лошади) плюс суффикс -q (X) r / ğ (X) r ~ k (X) z / g (X ) z . Кроме того, китайские ученые позже использовали ряд различных транскрипций для кыргызского народа: к ним относятся Гегу (紇 骨), Цзегу (結 骨), Хегу (紇 骨), Хегуси (紇 扢 斯), Хэцзяси (紇 戛 斯), Хугу (護 骨), Цигу (契 骨) или Цзюу (居 勿), а затем, во время правления Танского императора Учзуна , Сяцзяси (黠戛斯), как говорят, означало «красное лицо». Эдвин Г. Пуллибланк предполагает, что «красное лицо», возможно, было народной этимологией, предоставленной переводчиком, объяснившим этноним на основе тюркского « кизил ~ кизкил» , что означает «красный». Ко времени существования Монгольской империи первоначальное значение этнонима, по-видимому, было забыто, о чем свидетельствуют различия в его прочтении в различных редакциях Истории Юаня . Это могло привести к принятию кыргызского языка и его мифическому объяснению.

В течение 18-19 веков европейские писатели использовали раннюю романизированную форму киргизов — от современного русского киргизы — для обозначения не только современных киргизов, но и их более многочисленных северных родственников — казахов . Когда необходимо было провести различие, использовались более конкретные термины: собственно кыргызы были известны как кара-киргизы («Черные киргизы», по цвету их шатров), а казахи назывались кайсаками . или «Киргиз-казахи».

Численность

На сегодняшний день на территории Киргизии проживают свыше 6 миллионов человек. Специфика населения страны такова, что мужского и женского населения распределено примерно поровну. Последние годы наблюдается тенденция роста. В том числе за счет иммигрантов. Наблюдается и ежегодный отток коренного населения в другие страны. Количество людей, покидающих страну, на данный момент превышает численный приток.В Киргизии зафиксирована высокая социальная разгрузка: наблюдается большое количество людей, относящихся к нетрудоспособной категории.

Киргизы заслуживают большого уважения — в трудные времена им приходилось сталкиваться с монголами и китайцами, превосходившими их численно и имевшими гораздо более мощные армии. Народу Киргизии удалось не просто выжить, а сохранить культуру, обычаи и национальное самосознание. Многие люди с оптимизмом смотрят в будущее. Сейчас в стране все чаще прослеживается рост интеллигенции, растет уровень грамотности и образования.

Национальная одежда

Традиционному киргизскому костюму присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников — это удобство, многофункциональность и натуральность материалов. Женский киргизский гардероб, так же как и мужской, состоит из нательной и верхней одежды. К нательным относятся платье — «кёйнёк» и шаровары. В комплекте с рубахой, мужские штаны могли быть из выделанной кожи или замши — «жаргакшым», «кандагай», «шалбар». На груди женских рубах всегда имеется вышивка или надевается нагрудник — «онур», «жака», расшитые цветными нитками. Поверх надевают вышитый национальными орнаментами и узорами халат из войлока, бархата, велюра, вельвета, парчи, кожи и замши, которые называются «чепкен», «чапан», «кементай» (из белого войлока), «кемсел», «чыптама» (с короткими рукавами) и т. д.

Киргизы в традиционной одежде. 1862 г.

В холодное время года киргизы, как мужчины, так и женщины носят шубы и тулупы, сделанные из овечьей, лисьей, волчьей, тигровой шкур и крытые тёмной тканью с меховыми воротниками — «ичик», «тон». Уникальными элементами женской одежды является распашная юбка — «белдемчи», которую носили женщины в возрасте и «элечек» — хлопчатый тюрбан, закрывающий шею и волосы, состоящий из 20-30 метров белой ткани, который наматывали на голову замужних женщин.

Головной убор «элечек» обычно украшали бархатными тканями и перьями птиц, пришивали к ним различные украшения из серебра, жемчуга, коралла и других ценных камней. Тюрбан имел также и практическое применение: в случае если беременная женщина по каким либо обстоятельствам была вдали от дома, она могла распустить тюрбан и запеленать в белую ткань новорождённого ребёнка; в случае если умирал человек во время кочёвки или вдали от дома, распускали тюрбан и использовали белую ткань в качестве савана для погребения умершего.

Самым известным мужским головным убором киргизов является войлочная шляпа — «калпак». Он бывает с разрезами отворотов по бокам («Бакай-калпак»), спереди или с цельными отворотами, их украшают узорами, бархатными вставками и кисточками. В зависимости от возраста, социального положения и должности джигита отличался цвет отворотов «калпака». Кроме того существуют такие виды головных уборов как лёгкая войлочная шапочка «топу», а также меховая шапка из шкур соболя, куницы, лисы, барса, норки, сурка — «тебетей». У девушек данные головные уборы украшаются пышным султаном из перьев птиц (в частности, сов (кирг. үкү) и журавлей (кирг. каркыра).

Пояс является важным атрибутом киргизской национальной одежды, делается на основе крепкой кожи и покрывается золотыми, серебряными, медными, стальными пластинками и зачастую украшается драгоценными камнями — «кемер», «кур». Согласно традициям, если человек сильно обидев кого-то осознаёт свою вину, то он должен просить прощение, повесив на свою шею пояс. После такого, человек должен был простить своего обидчика.

На ноги киргизы надевают мягкие кожаные сапоги с лёгкой подошвой — «ичиги» или «маасы». Древним видом мужской обуви были полусапожки «чокой» и «чарык», «пайчеки» из недублёной кожи.
Однако в последние десятилетия на место традиционному киргизскому костюму приходят европейские тенденции, люди молодого и среднего возраста одеваются по общей мировой моде, но наряду с этим киргизские узоры и орнаменты как никогда актуальны в Киргизии и за её пределами.

[править] Религия

Современные киргизы сохранили лишь некоторые обычаи и верования, связанные с их древней религией — шаманизмом, в форме поклонения горам, рекам, астрономическим объектам, вере в магию и духов.

Ислам известен в современном Кыргызстане с VIII—X вв. Одним из первых пропагандистов ислама непосредственно среди самих киргизов был суфий Хаджи-Исхак (XVI век). В XVII—XVIII вв. под давлением джунгар часть киргизов переселилась в Ферганскую долину, где постоянный контакт с местными мусульманами способствовал распространению новой веры. Борьба с джунгарами также проходила как борьба с «неверными». Однако мусульманские авторы из других стран долгое время ставили под сомнение искреннее признание ислама большинством киргизов. Укрепление мусульманских традиций произошло только во времена владычества Кокандского ханства.

Большинство современных верующих киргизов являются мусульманами-суннитами. Хотя государство остается религиозно нейтральным, суннитская община быстро восстанавливается с 1991 года. Конституция Кыргызстана 1993 года признает мусульманское наследие народа.

Самая распространённая религия Киргизии — ислам

Но времена шаманов ушли в прошлое. Сейчас в Киргизии — свыше 82% мусульман.

Представители ислама добились это не за один век, начиная с X. Они правильно рассчитали, что самый эффективный путь — это привлечь в свою религию правителей и аристократию.

82%
столько в Киргизии мусульман

Нашествие монголо-татар несколько замедлило распространение ислама, но он продолжал понемногу поглощать предков киргизов. Даже советская власть не смогла остановить этот процесс, хотя нанесла ему значительный урон.

Центральная мечеть в Бишкеке. Фото: informburo.kz

К концу XX века Киргизия имела свыше 1000 мечетей, а к 10-м годам это количество приблизилось к 2000.

Ислам проник в сферы образования, общественные объедения и другие структуры. Даже киргизы, которые отправляются за границу, стараются поддерживать связь с мусульманским миром.

2000
столько мечетей в Киргизии на сегодня

Конечно, это не значит, что каждый киргиз — правоверный мусульманин. Как и в православии, хватает «номинальных» верующих, ничего не знающих о богословии и тех, кто относится к религии, как к формальному соблюдению обрядов.

Позиции ислама очень сильно укрепил закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике». Он ограничил возможности миссионеры, а регистрацию разрешил при количестве членов церквей, достигающем 200 человек. По меркам такой небольшой и в значительной степени исламизированной страны, это жёсткие условия.

1. Живи в юрте

Юрта для киргиза — не просто дом: это символ семьи, родной земли и всей нации. Даже на государственном флаге республики изображен тундук — центральный круг юрты, в котором скрещиваются элементы каркаса. Такое сборное жилище распространено у многих кочевых народов, но именно киргизская юрта боз-уй считается настоящим произведением искусства. В 2014 г. ее включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В отличие от других стран Средней Азии, эти сооружения в Киргизии устанавливают не только по праздникам: в них живут на джайлоо (летних высокогорных пастбищах), их используют в качестве детских садов или гостевых домов в труднодоступных местах.

Хорошая юрта служит долго, но и стоит прилично — от 1000 до 15 000 USD.

Угрозы сжечь дом из-за религиозной принадлежности

С угрозами и «хулиганством» семья избитого парня уже сталкивалась. Первым, еще 20 лет назад, религию сменил его дядя Нурбек Эсеналы уулу. По его словам, он не раз подвергался гонениям и физическому насилию со стороны близких из-за смены религии. Спустя время родственники мужчины поняли его выбор, а некоторые даже приняли христианство протестантского толка. Избитый племянник был в числе тех, кто за ним последовал.

Однако их односельчане оказались не столь терпимы и толерантны. Нурбек рассказал CABAR.asia, что он и члены его семьи, которые верят в Иисуса, подвергались дискриминации.

По теме:

В Тамчы жестоко избили парня. У него сломана челюсть, выбиты зубы, поврежден глаз

По его словам, хотя за двадцать лет он столкнулся с множеством случаев ущемления его прав на религиозной почве, не все настроены так враждебно. Есть и те, кто с пониманием относится к его выбору, но таких меньшинство.

Как отмечает религиовед Индира Асланова, факты нетерпимого отношения к кыргызам-прозелитам происходили еще в 90-х годах и чаще на севере страны, когда кыргызы стали переходить в другие религиозные группы. По ее словам, отсутствие уважения к выбору религии часто становится причиной семейных ссор и скандалов, что иногда приводит к разводу, если другую религию принимает только один из супругов. Например, был случай, когда в начале 2000-х распалась семья: муж остался мусульманином, жена приняла одно из течений христианства.

«Ислам призывает к толерантности и терпимости к представителям других религий в том числе. Тем более христиане и иудеи воспринимаются как ахли-китаб, то есть люди писания, а не как язычники. У нас же кыргызов-прозелитов на местном уровне воспринимают как предателей не только религии, но чуть ли не памяти предков и родины», — рассказывает Асланова.

Эксперт Роза Дуйшеева считает, что возникновение проблем в сфере религии в Кыргызстане прежде всего связано с недостаточным регулированием сферы религии со стороны государства при взаимодействии с гражданским обществом.

Она отмечает, что в Конституции Кыргызстана гарантирована свобода совести и вероисповедания, где каждый человек вправе свободно выбирать и иметь религиозные и другие убеждения. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них.

«Однако данная статья перманентно нарушается в силу того, что некоторые люди просто не понимают, что они живут в обществе, где гарантирована свобода вероисповедания или же нарушается целенаправленно, чтобы подорвать понимание светскости. А понимание светскости в обществе должно ассоциироваться не только с тем, что религия отделена от государства или наоборот, а также с безопасностью государства и целостностью общества», — сказала Дуйшеева CABAR.asia.

По теме:

Закон о свободе вероисповедания ждут изменения. Они коснутся намазкана и обхода домов

«Отдельные факты есть, и они говорят сами за себя. Но в целом в обществе понимают, что если мы живем в светском государстве, то государство относится ко всем религиям одинаково, а также к представителям религиозного и нерелигиозного сообщества», — говорит Чотаев.

Правозащитница Гульшайыр Абдирасулова считает, что причин роста религиозной нетерпимости несколько, но основная — это отсутствие практики привлечения к наказанию за нетерпимость по определенной принадлежности, не только религиозной. По факту избиения парня в селе Тамчы уголовное дело милиция возбудила по статье «Хулиганство» УК КР.

«В кодексах имеются соответствующие статьи, однако на практике, если это убийство человека на основании религиозной ненависти, то оно будет квалифицировано как просто убийство. Или если это избиение на основании религиозной нетерпимости, то это будет просто нанесение телесных повреждений определенной степени тяжести. Или же, если какой-то чиновник дискриминирует женщину на основании религиозной атрибутики, например из-за платка, то это максимум будет дисциплинарное взыскание в виде выговора от руководства», — рассказывает она.

Жизнь

Статус человека у киргизов зависит от высоты его шапки. Белая шапка из войлока называется бакай-калпак. Этот колпак украшают ручной вышивкой. Если человек из простого рода, то его бакай будет низким, а если из богатого — вытянутым. Самая красивая вышивка у людей пожилого поколения.У киргизов до сих пор сохранилась игра кок-бору, напоминающая поло. Правда, играют в ней не мячом, а тушкой козла. В целях гигиены в последние годы стали использовать муляж тушки. Игра настолько популярна, что в Киргизию съезжаются на мировые чемпионаты, называемые Всемирными играми кочевников. Во время их проведения играют в кок-бору, устраивают стрельбу из лука, проводят состязание в борьбе.На рынках каждую лавку нужно окуривать дымом. Для процедуры используется можжевельник. Киргизы считают, что эта трава помогает изгнать злых духов.Живут киргизы в юртах. Это жилище считается по-настоящему уникальным, поэтому занесено в список ЮНЕСКО. Юрты строят даже для покойных. Такое жилье называют поминальным. В нем усопший проводит 3 дня и 2 ночи, чтобы каждый родственник смог прийти и попрощаться.До сих пор сохранился обряд кражи невесты — ала качуу. Власти борются с подобными обрядами, хотя не слишком успешно: уголовное преступление совершают 10–15 тысяч раз за год. Поражает факт, что кражи происходят по-настоящему. Древняя традиция гласит, что похищенная девушка должна выходить замуж за похитителя. Сейчас местные власти активно пропагандируют свободу выбора жениха в отношении девушек.Едят киргизы, сидя на циновках за низкими столиками. Причем во время застолья почетному гостю преподносят хвост барана, выказывая уважение. Если за столом присутствует старейшина, ему преподнести тазовую кость. Самым важным гостям преподносят голову. По традиции, одариваемый должен вырезать глаза, разрезать пополам и поделиться с другим гостем, наиболее ему симпатичным. Девушкам обычно дарят нёбо

Дети получают правое ухо, а левое хозяин дома оставляет у себя, добавляя в коллекцию.Наконец, важной основой в жизни каждого киргиза является омен. Это благодарность Всевышнему, которую произносят после трапезы

Такой обычай пришел из ислама и соблюдается практически всеми, даже те киргизы, которые не являются мусульманами, должны произнести омен, поднеся ладони к голове.

Традиции

 Повседневная жизнь киргизского народа тесно перекликается с традициями. Одна из самых важных — гостеприимство. Киргизы относятся к гостю как к благодати. Издавна считалось, что каждый зашедший в поселение должен посетить хотя бы один дом и разделить трапезу с хозяевами. В сельской местности обычай гостеприимства чтут строго. Среди городских жителей многие о нем тоже не забывают. Поэтому на приглашение киргиза зайти в гости нужно отвечать утвердительно, иное воспринимается как дурной тон.

Женщины должны садиться за отдельными столами, гости приходят с маленькими подарками и сладостями для детей. Начинают трапезу чаепитием. Традиция велит перед закуской съесть выпечку, затем перейти к салатам и только потом к основной пище. Лепешки, заменяющие хлеб, переворачивать нельзя. Есть их лучше аккуратно, ведь ронять кусочки означает навлекать беду.Все дела киргизы решают в чайхане. Это место служит для проведения деловых переговоров, совместных обедов с деловыми партнерами, отдыха и планирования сделок. Обязательно во время пребывания в чайхане пить чай, соблюдая ряд ритуалов, которые местные держат в секрете и не рассказывают про их особенности туристам. Обычно для заключения важных сделок в чайхану собираются в понедельник — наиболее удачный, по мнению киргизов, день.

Свадьба

К свадьбам готовятся заранее, планируя каждый этап. Обычно первыми женятся сыновья, которые достигли старшего возраста. Последним семьей обзаводится самый младший. Младшие также должны заботиться о родителях и оставаться в отцовском доме.Прежние традиции велели мужу преподносить выкуп родителям невесты. Самым востребованным оставались лошади. Иногда в качестве выкупа служит скот или деньги. Если же жених был проставленным мастером, он мог преподнести изделие, изготовленное собственными руками.Жениху надлежало подарить своей невесте свадебный наряд и украшение. Перед получением согласия ее родителей надлежало сесть за общий стол, отобедать и обо всем договориться. Только после получения согласия было возможно провести свадебную церемонию.Свадебные костюмы до сих пор не утратили актуальность.

Праздники

Абсолютно все праздники в Киргизии сопровождаются яркими состязаниями. Потомки кочевого образа жизни обожают соревноваться в скачках на лошадях, стрельбе из лука, прочих мероприятиях с элементами акробатики. Одним из самых сложных является тыйын-энмей, который требует от человека большой физической силы и сноровки. В ходе состязания участники должны как можно быстрее проскакать на лошади и схватить монету, лежащую в вырытой лунке.

Культура

 Культура Киргизии сформировалась под влиянием русского, турецкого и персидского народов. Самым важным для себя киргизы считают природу, что отчетливо прослеживается в их творчестве. Ей посвящают литературные произведения, пишут музыку, отражают в орнаментах на одежде. Самым грандиозным считается «Манас» — стихотворение, отличающееся невероятно большим количеством строк. В сказаниях киргизского народа нашлось место любви, войне и лошадям — самым значимым для кочевых людей животным. Конь может использоваться для оплаты, его преподносят в дар, а еще он обязательно должен присутствовать на свадебной церемонии. Значимость лошадей настолько велика, что многие мастера изготавливают музыкальные инструменты, которые нужны специально для игры во время путешествия на коне.

В музыкальных произведениях барды прославляют кочевой образ жизни, повествуют о буднях, радостях и ненастьях. Разнообразие музыкальных инструментов в стране велико.

  1. Наиболее популярным остается комуз — трехструнная гитара небольшого размера.Кыяк — деревянный инструмент, являющийся аналогом скрипки. По форме напоминает ковш, причем его нижняя часть обтягивается кожей верблюда.Чор — духовой инструмент, изготавливаемый из глины. Рождает глубокие и гнусавые звуки.

Особое место занимает текстильное дело. Ковры и наряды, которые шьют в Киргизии, получили популярность во всем мире. Изделия шьются из войлока и шерсти, на них отражаются природные пейзажи, растительные орнаменты и горы. На коврах (ширдаках) может быть изображено огромное количество элементов. Чем их больше, тем дороже ковер. Традиционно вышивка изображает горных козлов, птиц, собак.

Фольклор

Главным произведением фольклора считается «Манас». Он наглядно демонстрирует особенности жизни народа на протяжении 3 тысяч лет. По жанру относится к героическому эпосу, включает массу героев и событий. «Манас» в подробностях расписывает военные сражения, которые происходили при набегах соседних племен, борьбу за независимость и отвоевывание захваченных территорий.Эпос представляет героев мужественными и целеустремленными. Все они славные и доблестные воины

«Манас» уделяет внимание женщине, показывая ее не только как хранительницу домашнего очага, но и верного соратника, спасающего воинов от гибели при получении опасных ранений. Женщина часто становится наставником, давая ценные советы герою

«Манас» переведен на множество языков и имеет 35 вариантов, характеризующихся разным изложением. Эпос по-настоящему огромен — в нем более миллиона строк.

[править] Памирские киргизы

Памирские киргизы — это группа киргизов из ветви ичкилик, которые населяли относительно изолированные высокогорные районы Восточного Памира с XVII по XVIII века. Генетически они ближе к сибирским предкам, чем киргизы Тянь-Шаня. В 1892 году число киргизов на Памире, вошедшем в состав Российской империи, составило 10 000 человек. Установление Советской власти на Памире в 1920-х гг. вынудило некоторых кочевников перебраться на юг на территорию соседнего Афганистана. В 2010 году в Таджикистане проживало всего 60 715 киргизов. В настоящее время в Афганистане проживает около 1100 киргизов.

В отличие от народов Западного Памира, киргизы занимаются исключительно животноводством, разводят яков, овец, редко лошадей, верблюдов и ослов. Охота играет важную роль. Местный образ жизни, адаптированный к суровым условиям пустынных горных долин, лучше всего сохранился среди памирских киргизов Афганистана. Зимой они строят землянки с толстыми стенами в теплой южной части долины, летом они перемещаются с животными на север, где живут во временных юртах. Они торгуют со своими соседями в Афганистане, Пакистане и Таджикистане. Единицей обмена обычно являются овцы. Во второй половине XX века для памирских киргизов из Афганистана важна торговля с советскими и российскими пограничниками. В местной кухне не хватает многих блюд, типичных для Кыргызстана. Вареный рис, пресный ржаной хлеб, сливки, твердый сыр курут, а иногда и мясо считаются обычной едой. Для таджикского Памира обычны постоянные поселения с домами из камня и глины, а крыши сделаны плоскими из-за небольшого количества осадков. Домашний скот носит сезонный характер, пастухи живут в юртах и ​​временных каменных хижинах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector