Альбер камю — биография, новости, личная жизнь

“Посторонний”

Повесть “Посторонний” была опубликована в 1942 году. Согласно представлениям автора, абсурдное произведение свободно от смысла. Мир иррационален и непостижим, и абсурдный роман имитирует бессмыслицу мира. “Если бы мир был ясен, не было бы искусства, — пишет А. Камю. — Творчество — великий мим”.

В какой-то мере эта формула стала установкой автора при работе над “Посторонним”. Серьезный интерес Альбера Камю к эстетике абсурда не мог не отразиться в этой повести. Произведение, опирающееся на концепцию абсурда, обязано быть абсурдным, иначе автор, отвергающий эти правила, станет непоследовательным.

А. Камю признался: работая над “Посторонним”, он долго не мог найти принцип организации романа, и как только он его нашел, “осталось лишь написать книгу”. По его словам, роман “пошел” лишь тогда, когда он подобрал “соответствующую технику”. В конце 1938 года в “Записках” Альбер Камю кратко отметил: “Сегодня умерла мама”. Эта заметка и стала зачином повести.

Весной 1940 года, когда произведение было почти завершено, автор решил его дополнить рассказом Мерсо. Сознание приговоренного к смерти — это сознание иного, нереального мира. Сам автор писал, что Мерсо — отрицательный образ, отрицающий принятые обществом нормы.

«Посторонний»

Большое количество цитат Альбера Камю на французском и других языках стали известны благодаря его произведениям. В 1942 году он написал повесть «Посторонний».

В ней повествование ведется от лица 30-летнего француза, который, как и автор, живет в колониальном Алжире. Мерсо описывает три ключевых события в своей жизни, которые проходят перед глазами читателя — это смерть его матери, убийство алжирца на пляже и суд на главным героем. Также упоминаются мимолетные и краткие отношения с девушкой.

Большое внимание в повести уделено судебному процессу, во время которого Мерсо признается, что выстрелил в алжирца «из-за солнца», что вызывает среди присяжных и в зале только смех. Зато на судей производит сильное впечатление тот факт, что герой не проронил ни слезы на похоронах своей матери, а значит, его можно характеризовать как жестокого человека, который не достоин жизни

Его приговаривают к смертной казни. В последней главе в камеру к Мерсо приходит священник, пытаясь пробудить в нем веру в Бога, но тот отказывается от иллюзий загробной жизни, он впервые за все время повествования выходит из полусонного состояния, впадая в буйное неистовство.

Цитаты из «Постороннего» Камю помогают нам лучше понять главного героя, его мысли, поступки. Ведь несмотря на свое равнодушие к окружающим, даже к родным и близким, он остается максимально честным человек, никогда не пытается притворяться, когда окружающее общество заставляет его испытывать чувства, которых у него в действительности нет, как на похоронах матери, когда он не плачет, потому что давно смирился с ее кончиной и расставанием. Эта особенность главного героя характеризуется историей, которую он находит на обрывке газеты.

В повести «Посторонний» Альбера Камю, цитаты из которой приведены в этой статье, можно отыскать немало мыслей, которые позволяют лучше разобраться в идеях автора.

Творчество и философия

В 1936 г. Альбер Камю удостоился степени магистра философии. Его особенно интересовала проблема смысла жизни, над которой он размышлял посредством сравнения идей эллинизма и христианства.

Одновременно с этим, Камю рассуждал над проблематикой экзистенциализма – течения в философии XX века, акцентирующего свое внимание на уникальности человеческого бытия. Одними из первых изданных работ Альбера были «Изнанка и лицо» и «Брачный пир»

В последнем труде уделялось внимание смыслу существования человека и его радостям. В будущем он разовьет идею абсурдизма, которую изложит в нескольких трактатах

Одними из первых изданных работ Альбера были «Изнанка и лицо» и «Брачный пир»

В последнем труде уделялось внимание смыслу существования человека и его радостям. В будущем он разовьет идею абсурдизма, которую изложит в нескольких трактатах

Под абсурдом Камю подразумевал пропасть между стремлением человека к благополучию и миру, который он может познать с помощью разума и реальной действительности, которая в свою очередь хаотична и нерациональна.

Вторая стадия мысли появилась из первой: человек обязан не только принять абсурдную вселенную, но и «восстать» против нее в отношении традиционных ценностей.

В годы Второй мировой войны (1939-1945) Альбер Камю продолжал заниматься писательской деятельностью, а также участвовать в антифашистских движениях. За это время он стал автором романа «Чума», повести «Посторонний» и философского эссе «Миф о Сизифе».

В «Мифе о Сизифе» автор снова поднимал тему о природе бессмысленности жизни. Герой книги Сизиф, приговоренный к вечности, катит тяжелый камень в гору только потому, чтобы он снова катился вниз.

В послевоенные годы Камю работал независимым журналистом, писал пьесы и сотрудничал с анархистами и синдикалистами. В начале 50-х годов он опубликовал «Бунтующего человека», где анализировал мятеж человека против абсурдности существования.

Вскоре коллеги Альберта, включая Жана-Поля Сартра, раскритиковали его за поддержку французской общины Алжира, после разразившейся в 1954 г. Алжирской войны.

Камю внимательно следил за политической обстановкой в Европе. Его очень огорчал рост просоветских настроений во Франции. Одновременно с этим он начинает все больше увлекаться театральным искусством, в связи с чем пишет новые пьесы.

В 1957 г. Альберу Камю вручили Нобелевскую премию по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Интересен факт, что хотя все считали его философом и экзистенциалистом, сам он так себя не называл.

Камю во время Нобелевского банкета

Альбер считал наивысшим проявлением абсурда – насильственное улучшение общества с помощью того или иного режима. Он заявлял, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами», приводит к еще большему насилию и несправедливости.

Камю до конца жизни был убежден в том, что человек не в состоянии окончательно покончить со злом. Любопытно, что хотя его относят к представителям атеистического экзистенциализма, такая характеристика весьма условна.

Как ни странно, но сам он наряду с неверием в Бога заявлял о бессмысленности жизни без Бога. Кроме этого француз никогда не называл и не считал себя атеистом.

После войны

В конце сороковых годов Камю стал независимым журналистом. Общественную деятельность в каких-либо политических организациях он навсегда прекратил. В это время он создал несколько драматургических произведений. Самые известные из них – «Праведники», «Осадное положение».

Тема бунтующей личности в литературе XX века была довольно актуальной. Несогласие человека и его нежелание жить по законам общества – проблема, которая волновала многих авторов в шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия. Одним из основоположников этого литературного направления был Альбер Камю. Книги его, написанные еще в начале пятидесятых годов, проникнуты ощущением дисгармонии и чувством отчаяния. «Бунтующий человек» – произведение, которое писатель посвятил исследованию протеста человека против абсурдности существования.

Если в студенческие годы Камю активно интересовался социалистической идеей, то в зрелом возрасте он стал противником левых радикалов. В своих статьях он не раз поднимал тему насилия и авторитаризма советской власти.

Нерелигиозные убеждения

Альбера Камю относят к представителям атеистического экзистенциализма , его воззрения обычно характеризуют как иррелигиозные и атеистические. Критик религии; в период подготовки «Мифа о Сизифе» Альбер Камю выражает одну из ключевых идей его философии: «Если существует грех против жизни, то он, видимо, не в том, что не питают надежд, а в том, что полагаются на жизнь в мире ином и уклоняются от беспощадного величия жизни посюсторонней». Вместе с тем, отнесение сторонников атеистического (нерелигиозного) экзистенциализма к атеизму отчасти условно, и у Камю наряду с неверием в Бога, признанием того, что Бог умер, утверждается абсурдность жизни без Бога. Сам Камю не считал себя атеистом.

Пётр Ворел. Альбер Камю

«Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»

Работа Альбера Камю “Миф о Сизифе. Эссе об абсурде” была опубликована в 1942 году и состоит из четырех глав. Начинается с вывода, что абсурд — исходная точка жизни человека, связанная со смыслом жизни. Самоубийство — основная проблема произведения. Для самоубийц жизнь непонятна и поэтому приходит к концу. Такое решение возникает внезапно, а причина кроется в скуке и горечи внутри человека.

Абсурд — связующее звено между недостижимыми знаниями и человеческим разумом. Отказываясь от абсурда, человек лишает себя предпочтения. Автор пишет, что суицид не устранит проблемы. Осмысленная жизнь приводит к абсурду.

В качестве примера автор приводит образ актера Дон Жуана — завоевателя и созидателя. Он любит женщин и предпочитает качеству численность, сменяя одну на другую. Дон Жуан не думает о конце жизни и не утрачивает себя. Он связывает жизнь с ролями, которые исполняет, и в нем живет множество персонажей. Спектакль, в котором он играет, — иллюстрация абсурда.

Почему Альбер Камю поссорился с Сартром, называл «донжуанство» трудом Сизифа и в чем секрет счастья — разбирались писатель Алексей Курилко и журналист Анастасия Белоусова.

Человек как вселенная

Еще вопрос, кто был под чьим влиянием больше! Вообще-то, буду честен: работы Сартра мне малоизвестны, я читал только «Стену» и был, мягко выражаясь, разочарован. Всему виной его стиль письма. Сквозь каждую страницу приходилось продираться с огромным трудом, одерживая многочисленные потери в полках здравого смысла и нервных клеток. Не уверен даже, что я дочитал ее до конца. Совсем другое дело — Камю! Все его книги я прочел с огромным удовольствием.

Конечно, многие считают, будто Альбер Камю больше философ, чем писатель. Обычно так утверждают писатели, тогда как философы чаще всего в большинстве своем считают его скорее писателем, литератором и драматургом, чем серьезным философом. А он был и тем, и другим. И третьим! И сам он неоднократно утверждал: «Мыслить можно только образами. Если хочешь быть философом — пиши романы». И это совершенно правильно.

«Дорогой Камю! — писал Сартр. — Наша дружба не была легкой, но я буду о ней сожалеть»

Альбер Камю — патриот планеты Земля

Альбер Камю: «Чтобы преодолеть безразличие, я расположился посередине между нищетой и солнцем»

Себя он называл гражданином мира. Я тоже считаю, что гений национальности не имеет и служит не какому-то одному народу, а всему человечеству. Он патриот планеты Земля. Было время, когда Альбер Камю, как тот же Сартр и Сент-Экзюпери, были не только во Франции, но и во всей Европе, а то и во всем мире фигурами культовыми. Но если о Сартре почти не помнят, о Сент-Экзюпери помнят лишь как об авторе «Маленького принца», то о Камю помнят до сих пор. И книги его не менее популярны, чем раньше.

Зато после получения диплома магистра философии Камю становится путешественником. В поисках подходящего климата он посещает множество городов Италии, Испании, Чехословакии. Результатом путешествий стала первая книга — сборник эссе «Изнанка и лицо».

А после выхода повести «Посторонний» он становится одним из основателей атеистического экзистенциализма! В этой повести он первые проводит анализ отчужденности и говорит о бессмысленности человеческого существования. Герой повести, некий Мерсо — вовсе не герой, он скорее антигерой. Но именно ему суждено стать символом экзистенциальной морали, которая способна объяснить его странное поведение. Абсурдное поведение. За то, что он совершил убийство, лишенное каких-либо мотивов, он вполне заслуженно приговаривается к смерти, но не жалеет об этом, поскольку не видит в жизни смысла и готов умереть. Да, даже умереть, поскольку не разделяет и не желает разделять общепринятых норм поведения.

Притяжение абсурда

А на самом деле он страдал серьезными приступами депрессий, не раз уходил из дому, а затем не мог вспомнить, где был и что делал, периодически возвращался к идее-фикс и помышлял о суициде! Его резкие смены настроения — это следствия его не совсем здоровой психики. Когда его спрашивали, почему он хочет убить себя, он отвечал, что жизнь этим все равно окончится, так какой смысл тянуть? Эта абсурдная мысль родила лучшую его книгу. Боясь умереть, он хотел умереть побыстрее. Нонсенс! Но Камю подумал, что в этом скрывается тайна, которую следует разгадать…

Тут тебе и бабка-тиран, и нищета, и вечная борьба за выживание, место под солнцем в школе, потом в колледже, которые он окончил с отличием. Позже — туберкулез, постоянная политическая возня, ссоры с Сартром, мама, оставшаяся до конца своих дней в Алжире, охваченном войной… А сколько его упрекали за слова одному из алжирских экстремистов в Стокгольме: «Если терроризм — ваша справедливость, то между матерью и справедливостью я выберу мать».

Альбер Камю на вручении Нобелевской премии по литературе в 1957 году

Найти счастье в бессмысленном

Идеал человека абсурда —­ упоение сиюминутностью. Сизиф сознает свой тягостный удел, и в этой ясности сознания — залог его победы. Здесь Камю сходится с Паскалем. Величие человека в знании, что он — смертен. Величие Сизифа в знании, что камень неизбежно скатится вниз. И это знание превращает судьбу в дело рук человеческих, которое и должно быть улажено между людьми». Другими словами: «Истинная щедрость по отношению к будущему состоит в том, чтобы отдать все настоящему».

Также не пропустите Ричард Бах: Иллюзии одной чайки

Post Views: 1 389

История жизни Альбера Камю

После окончания войны Камю некоторое время продолжает работать в «Битве», которая теперь становится официальной ежедневной газетой. Однако политические разногласия между правыми и левыми вынудили Камю, считавшего себя независимым радикалом, в 1947 г. покинуть газету. В том же году выходит третий роман писателя, «Чума» («La Реste»), история эпидемии чумы в алжирском городе Оране; в переносном смысле, однако, «Чума» – это нацистская оккупация Франции и, шире, символ смерти и зла. Теме универсального зла посвящена и «Калигула» («Caligula», 1945), лучшая, по единодушному мнению критиков, пьеса писателя. «Калигула», в основу которой легла книга Светония «О жизни двенадцати цезарей», считается значительной вехой в истории театра абсурда. 

Будучи одной из ведущих фигур в послевоенной французской литературе, Камю в это время близко сходится с Жаном Полем Сартром. Вместе с тем пути преодоления абсурдности бытия у Сартра и Камю не совпадают, и в начале 50-х гг. в результате серьезных идеологических расхождений Камю порывает с Сартром и с экзистенциализмом, вождем которого считался Сартр. В «Бунтующем человеке» («L`Homme revolte», 1951) Камю рассматривает теорию и практику протеста против власти на протяжении столетий, критикуя диктаторские идеологии, в том числе коммунизм и прочие формы тоталитаризма, которые посягают на свободу и, следовательно, на достоинство человека. Хотя еще в 1945 г. Камю говорил, что у него «слишком мало точек соприкосновения с модной теперь философией экзистенциализма, выводы которой ложны», именно отрицание марксизма привело к разрыву Камю с промарксистски настроенным Сартром. 

Памятник Камю в городе Вильблевен

В 50-е гг. Камю продолжает писать эссе, пьесы, прозу. В 1956 г. писатель выпускает ироническую повесть «Падение» («La Chute»), в которой раскаявшийся судья Жан Баптист Кламанс признается в своих преступлениях против морали. Обращаясь к теме вины и раскаяния, Камю широко пользуется в «Падении» христианской символикой. 

В 1957 г. Камю был награжден Нобелевской премией «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Вручая французскому писателю премию, Андерс Эстерлинг, представитель Шведской академии, отметил, что «философские взгляды Камю родились в остром противоречии между приятием земного существования и осознанием реальности смерти». В ответной речи Камю сказал, что его творчество зиждется на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению». 

Когда Камю получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости; у писателя были обширные творческие планы, о чем свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей. Однако планам этим не суждено было сбыться: в начале 1960 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции. 

Хотя творчество Камю вызвало после его смерти оживленные споры, многие критики считают его одной из наиболее значительных фигур своего времени. Камю показал отчужденность и разочарованность послевоенного поколения, однако упорно искал выход из абсурдности современного существования. Писатель подвергался резкой критике за отказ от марксизма и христианства, но тем не менее его влияние на современную литературу сомнению не подлежит. В некрологе, напечатанном в итальянской газете «Вечерний курьер» («Corriere della sera»), итальянский поэт Эудженио Монтале писал, что «нигилизм Камю не исключает надежды, не освобождает человека от решения сложной проблемы: как жить и умереть достойно». 

Могила Камю на кладбище Лурмарена.

Смерть и похороны

Днём 4 января 1960 года автомобиль, в котором Альбер Камю вместе с семьёй своего друга Мишеля Галлимара, племянника издателя Гастона Галлимара, возвращался из Прованса в Париж, вылетел с дороги и врезался в платан неподалёку от городка Вильблёвен в ста километрах от Парижа. Камю погиб мгновенно. Галлимар, который был за рулём, умер в больнице через два дня, его жена и дочь выжили. Среди личных вещей писателя были найдены рукопись неоконченной повести «Первый человек» и неиспользованный железнодорожный билет. Альбер Камю был похоронен на кладбище в Лурмарене в районе Люберон на юге Франции.

В 2011 году итальянская газета «Corriere della Sera» предала огласке версию, согласно которой автокатастрофа была подстроена советскими спецслужбами в качестве мести писателю за осуждение советского вторжения в Венгрию и поддержку Бориса Пастернака. В числе лиц, осведомлённых о планировавшемся убийстве, газета называла министра иностранных дел СССР Шепилова. Мишель Онфре, готовивший публикацию биографии Камю, отверг в газете «Известия» эту версию как инсинуацию.

В ноябре 2009 года президент Франции Николя Саркози предложил перевести прах писателя в Пантеон, но не получил согласия родственников Альбера Камю.

Сюжет «Калигулы»

Во дворце переполох — несколько дней все ищут императора Калигулу. Он входит и приказывает всех казнить без списка, отбирая их средства в пользу казны. На упреки отвечает, что хочет сделать невозможное возможным. Спустя три года во дворце все выражают недовольство Калигулой, он наводит страх на всю страну, казнит всех подряд. Патриции приходят к единому мнению, что такое больше нельзя терпеть.

Входит Калигула и напоминает одному из них, как казнил его сына, другому — как убил родителей. Все это делает весело, после чего заставляет всех плясать и смеяться. Вскоре все уходят, остается один Мерея, Калигула заставляет его выпить яд. Спокойно общается с поэтом Сципионом, расспрашивает его о последнем произведении.

Третье действие пьесы начинается с представления. Калигула требует от всех, чтобы повторяли за ним хвалебные речи. Все восторгаются, лишь Сципион упрекает его. Керея говорит Калигуле о готовящемся на него покушении и уходит из дворца. Появляются стражники. Все испуганы и думают, что заговор раскрыт, но Цезония объявляет, что будет турнир поэтов, он будет в жюри.

Калигула прерывает всех поэтов. Его заставляет задуматься лишь Сципион, остальным же Калигула приказал вылизать таблички со стихами. Оставшись наедине с Цезонией, он говорит о любви, а потом ее душит. Взгляд Калигулы безумен, он разбивает зеркало и безумно смеется. Заговорщики бью его ножом, но он кричит, что еще жив.

External links

All links retrieved May 10, 2021.

  • Albert Camus Society UK
  • Albert Camus (The Internet Encyclopedia of Philosophy)
  • Existentialism (Stanford Encyclopedia of Philosophy)
  • 3am Interview: “Truth is Fiction: Smoking with Camus” – 3:AM Magazine interview with Camus’ daughter, Catherine
  • Albert Camus: SPIKE interviews Catherine Camus, daughter of Albert Camus: Solitaire et solidaire – Spike Magazine

General Philosophy Sources

  • Stanford Encyclopedia of Philosophy
  • The Internet Encyclopedia of Philosophy
  • Paideia Project Online
  • Project Gutenberg

Nobel Prize in Literature: Laureates (1951-1975)

1951: Pär Lagerkvist |
1952: François Mauriac |
1953: Winston Churchill |
1954: Ernest Hemingway |
1955: Halldór Laxness |
1956: Juan Ramón Jiménez |
1957: Albert Camus |
1958: Boris Pasternak |
1959: Salvatore Quasimodo |
1960: Saint-John Perse |
1961: Ivo Andrić |
1962: John Steinbeck |
1963: Giorgos Seferis |
1964: Jean-Paul Sartre |
1965: Michail Aleksandrovich Sholokhov |
1966: Shmuel Yosef Agnon, Nelly Sachs |
1967: Miguel Ángel Asturias |
1968: Yasunari Kawabata |
1969: Samuel Beckett |
1970: Aleksandr Solzhenitsyn |
1971: Pablo Neruda |
1972: Heinrich Böll |
1973: Patrick White |
1974: Eyvind Johnson, Harry Martinson |
1975: Eugenio Montale

Complete List
Laureates (1901-1925) | Laureates (1926-1950) | Laureates (1951-1975) | Laureates (1976-2000) | Laureates (2001-2025)

Сочинения

Проза

Романы

  • Чума (фр. La Peste) (1947)
  • Первый человек (фр. Le premier homme) (неоконченный, опубликовано посмертно в 1994)

Повести

  • Посторонний (фр. L’Étranger) (1942)
  • Падение (фр. La Chute) (1956)
  • Счастливая смерть (фр. La Mort heureuse) (1938, опубликовано посмертно в 1971)

Рассказы

  • Изгнание и царство (фр. L’Exil et le royaume) (1957) Неверная жена (фр. La Femme adultère)
  • Ренегат, или Смятенный дух (фр. Le Renégat ou un esprit confus)
  • Молчание (фр. Les Muets)
  • Гостеприимство (фр. L’Hôte)
  • Иона, или Художник за работой (фр. Jonas ou l’artiste au travail)
  • Растущий камень (фр. La Pierre qui pousse)

Драматургия

  • Недоразумение (фр. Le Malentendu) (1944)
  • Калигула (фр. Caligula) (1945)
  • Осадное положение (фр. L’État de siège) (1948)
  • Праведники (фр. Les Justes) (1949)
  • Реквием по монахине (фр. Requiem pour une nonne) (1956)
  • Бесы (фр. Les Possédés) (1959)

Эссе

  • Восстание в Астурии (фр. Révolte dans les Asturies) (1936)
  • Изнанка и лицо (фр. L’Envers et l’Endroit) (1937)
  • Ветер в Джемила́ (фр. Le vent à Djémila) (1938)
  • Брачный пир (фр. Noces) (1939)
  • Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) (1942)
  • Бунтующий человек (фр. L’Homme révolté) (1951)
  • Лето (фр. L’Été) (1954)
  • Возвращение в Типаса́ (фр. Retour à Tipaza) (1954)
  • Размышления о смертной казни (фр. Réflexions sur la peine capitale) (1957), совместно с Артуром Кёстлером,Размышления о гильотине (фр. Réflexions sur la Guillotine)
  • Шведские речи (фр. Discours de Suède) (1958)

Прочее

Автобиографии и дневники

  • Злободневные заметки 1944—1948 (фр. Actuelles I, Chroniques 1944-1948) (1950)
  • Злободневные заметки 1948—1953 (фр. Actuelles II, Chroniques 1948-1953) (1953)
  • Злободневные заметки 1939—1958 (фр. Chroniques algériennes, Actuelles III, 1939-1958) (1958)
  • Дневники, май 1935 — февраль 1942 (фр. Carnets I, mai 1935 — février 1942) (опубликовано посмертно в 1962)
  • Дневники, январь 1942 — март 1951 (фр. Carnets II, janvier 1942 — mars 1951) (опубликовано посмертно в 1964)
  • Дневники, март 1951 — декабрь 1959 (фр. Carnets III, mars 1951 — décembre 1959) (опубликовано посмертно в 1989)
  • Дневник путешествия (фр. Journaux de voyage) (1946, 1949, опубликовано посмертно в 1978)

Переписка

  • Переписка Альбера Камю и Жана Гренье (фр. Correspondance Albert Camus, Jean Grenier, 1932—1960) (опубликовано посмертно в 1981)
  • Переписка Альбера Камю и Рене Шара (фр. Correspondance Albert Camus, René Char, 1949—1959) (опубликовано посмертно в 2007)
  • Albert Camus, Maria Casarès. Correspondance inédite (1944-1959) . Avant-propos de Catherine Camus. Gallimard, 2021.

Издания на русском языке

  • Камю А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. — М.: Радуга, 1988. — 464 с. (Мастера современной прозы)
  • Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки / Пер. с франц. — М.: Радуга, 1990. — 608 с.
  • Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с франц. — М.: Политиздат, 1990. — 416 с., 200 000 экз.
  • Камю А. Actuelles / Перевод с фр. С. С. Аванесова //Интенциональность и текстуальность: Философская мысль Франции XX века. — Томск, 1998. — С. 194—202.

О чем роман «Чума»?

Как признавался сам автор, «Чума» рассказывает в аллегорической форме историю европейского сопротивления против «коричневой чумы» — фашизма. Естественно, этим пластом содержание произведения не исчерпывается.

Камю стремился распространить образ чумы в целом на бытие. Утверждая, что чума в его романе — это не только фашизм, а вообще зло, которое свойственно бытию и никогда от него неотделимо. Чума должна осмысливаться читателем, как форму существования зла в этом мире, в тоже время становиться трагической судьбой, которая способна сократить переход самого автора от одинокого бунта к сообществу, чью борьбу необходимо разделять и поддерживать, должна происходить эволюция в направлении к солидарности и сочувствию.

Роман написан в жанре хроники, что позволяет подчеркнуто объективно подбирать лексику, ограничиваться яркими и эмоциональными высказываниями, изложение событий представлено максимально сдержанно, к ним практически нет авторских комментариев. Перед читателем преимущественно сухие факты.

Безусловно, это и роман-притча, смысл которого намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. В нем угадывается вневременной и общечеловеческий подтекст. В философском смысле его можно даже позволить себе рассматривать как некий авторский монолог, во время которого отдельные персонажи воспроизводят всевозможные версии мировоззрения писателя. Если подходить к произведению в таком смысле, то это одновременно разговор с самим собой, что при этом не лишает ключевых персонажей ярких индивидуальных черт, а также можно проследить за мотивацией, совершаемых ими поступков.

Стиль романа подчеркивает развитие творческой манеры самого Камю. Он стремится соблюдать традиции жанра, распространенного в современной интеллектуальной прозе, стараясь сохранить универсальность содержания. Роман «Чума» — аллегория, который многие сравнивают с «Библией» или древними мифами, но в отличие от притч прошлых веков, которые преимущественно тяготели к прямолинейным и весьма однозначным аллегориям, в произведении Камю можно отыскать смысловую многозначность. В этом случае роман становится уже надкультурным явлением, которое можно поставить в один ряд с «Котлованом» Андрея Платонова, «Процессом» Франца Кафки, «Моби Диком» Германа Мелвилла.

В то же время «Чума» — это роман-предостережение и роман-предупреждение, который пытается обезопасить человечество от неизбежного зла.

Цитаты из «Чумы» Камю являются наглядными иллюстрациями этих идей.

Жизнь в Алжире

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года во франкоалжирской семье в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, был смотрителем винного подвала в винодельческой фирме, во время Первой мировой войны служил в лёгкой пехоте, в 1914 году получил смертельное ранение в битве на Марне и умер в лазарете. Мать Кутрин Сантэ, испанка по национальности, полуглухая и неграмотная, переехала с Альбером и его старшим братом Люсьеном в район Белькур (фр.)русск. города Алжир, жили в бедности под началом своевольной бабушки. Кутрин, чтобы содержать семью, работала сперва рабочей на фабрике, затем уборщицей.

В 1918 году Альбер стал посещать начальную школу, которую закончил с отличием в 1923 году. Обычно сверстники его круга на этом бросали учёбу и шли работать, чтобы помогать семьям, но учитель начальной школы Луи Жермен смог убедить родственников в необходимости для Альбера продолжить образование, подготовил одарённого мальчика к поступлению в лицей и добился назначения стипендии. Впоследствии Камю с благодарностью посвятил учителю Нобелевскую речь. В лицее Альбер глубоко познакомился с французской культурой, много читал. Начал серьёзно заниматься футболом, играл за юношескую команду клуба «Racing Universitaire d’Alger (англ.)русск.», в дальнейшем утверждал, что спорт и игра в команде повлияли на формирование его отношения к морали и долгу. В 1930 году у Камю был обнаружен туберкулёз, он был вынужден прервать образование и навсегда прекратить занятия спортом (хотя любовь к футболу сохранил на всю жизнь), несколько месяцев провёл в санатории. Несмотря на выздоровление, долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. Позже по состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине он не был призван в армию.

В 1932—1937 годы Альбер Камю учился в Алжирском университете (англ.)русск., где изучал философию. Во время учёбы в университете также много читал, начал вести дневники, писал эссе. В это время испытал влияние А. Жида, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше. Его другом стал преподаватель Жан Гренье — писатель и философ, имевший значительное влияние на молодого Альбера Камю. Попутно Камю был вынужден работать и сменил несколько профессий: частный учитель, продавец запчастей, ассистент в метеорологическом институте. В 1934 году женился на Симоне Ийе (развод в 1939 году), экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой. В 1935 году получил степень бакалавра и в мае 1936 года степень магистра философии c работой «Неоплатонизм и христианская мысль» о влиянии идей Плотина на теологию Аврелия Августина. Начал работу над повестью «Счастливая смерть». В это же время Камю входил в проблематику экзистенциализма: в 1935 году изучал произведения С. Кьеркегора, Л. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса; в 1936—1937 годы познакомился с идеями абсурдности человеческого существования А. Мальро.

На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием 1934 года в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».

В 1936 году создал самодеятельный «Театр труда» (фр. Théâtre du Travail), переименованный в 1937 году в «Театр команды» (фр. Théâtre de l’Equipe). Организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1936—1937 годы путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. В 1937 году вышел в свет первый сборник эссеистики «Изнанка и лицо».

После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже репюбликен» и «Суар репюбликен». На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение социально-ориентированной политики и улучшение положения арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю пишет в основном эссе и публицистические материалы. В 1938 году издана книга «Бракосочетание». В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».

После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переехали в Оран, где давали частные уроки. Через два месяца переехали из Алжира в Париж.

Послевоенные годы

После окончания войны Камю продолжил работать в «Комба», издательство опубликовало его ранее написанные произведения, вскоре принёсшие писателю популярность. В 1947 году начинается его постепенный разрыв с левым движением и лично с Сартром. Он уходит из «Комба», становится независимым журналистом — пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»). В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».

Сотрудничает с анархистами и революционными синдикалистами и печатается в их журналах и газетах «Либертер», «Монд Либертер», «Революсьон пролетарьен», «Солидариад Обрера» (издание испанской Национальной конфедерации труда) и других. Участвует в создании «Группы интернациональных связей».

В 1951 году в анархистском журнале «Либертер» выходит «Бунтующий человек», где Камю исследует анатомию бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования. Левые критики, включая Сартра, сочли это отказом от политической борьбы за социализм (которая, по Камю, ведёт к установлению авторитарных режимов вроде сталинского). Ещё большую критику левых радикалов вызвала поддержка Камю французской общины Алжира после начавшейся в 1954 году Алжирской войны. Некоторое время Камю сотрудничает с ЮНЕСКО, однако после того, как в 1952 году членом этой организации становится Испания во главе с Франко, он прекращает свою работу там. Камю продолжает внимательно следить за политической жизнью Европы, в своих дневниках он сожалеет о росте просоветских настроений во Франции и готовности французских левых закрывать глаза на, как он считал, преступления коммунистических властей в Восточной Европе, их нежелании видеть в спонсируемом СССР «арабском возрождении» экспансию не социализма и справедливости, а насилия и авторитаризма.

Его всё больше увлекает театр, с 1954 года он начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже Экспериментального театра. В 1956 году Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».

В 1957 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». В речи по случаю вручения премии, характеризуя свою жизненную позицию, он сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс».

Главная мысль

В финале книги Альбера Камю чума внезапно прекращается, народ ликует, и последние строки звучат как предупреждение: любая радость всегда находится под угрозой. Микроб болезни не умирает, а лишь спит десятилетиями в какой-нибудь завитушке мебели и ждет своего часа. И, возможно, в поучение людям придет день, когда чума пробудит крыс и пошлет их на улицы счастливого города.

Эпидемия ставит человека перед выбором, заставляет пересмотреть взгляды на жизнь. В романе Камю чума становится орудием испытания, выявляет подлинную сущность человека и очищает от всего наносного. В борьбе со злом человек преображается к лучшему, страдание меняет людей. Но безнравственно желать кому-либо таких перемен: “Возможно, кто-то и станет лучше. Но надо быть сумасшедшим, чтобы примириться с чумой”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector