Здесь умер лев толстой

II

«На 9 ноября был назначен концерт всемирно известного исполнителя произведений Шопена, Листа и Брамса — пианиста Готфрида Гальстона, — вспоминает Андрей Лесков («Орловская правда», 1940, 20 ноября) о несостоявшемся в Москве концерте. — По случаю смерти Толстого к назначенному часу народу собралось немного. У входа томился одинокий полицейский. Говорили о возможной отмене концерта. Но вот на эстраду вышел Гальстоп, молча сел за рояль… и по залу поплыли торжественные, величественные звуки траурного марша Шопена. Все встали. С последним аккордом Гальстон встал и молча ушел. На другой день стало известно, что Гальстон был оштрафован на 100 рублей за публичную демонстрацию своего преклонения перед памятью умершего писателя».

Враг Льва Толстого №4Церковь

Толстой прекрасно осознавал, что его критикуют со всех сторон, и иронизировал над этим. «Либералы и эстеты считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие — революционеры и радикалы — считают меня мистиком, болтуном; правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают меня дьяволом», — констатировал граф в письме 1884 г. и в шутку предлагал называть его мусульманином.

Он знал, о чем говорил: не все, но многие православные действительно считали Толстого кем-то вроде искусителя-Сатаны. Официальная религия — а в Российской империи православие было неотделимо от государства — так далеко, конечно, не заходила, но свой удар все же нанесла. В 1901 г. было опубликовано Определение Святейшего синода о графе Льве Толстом, где : «граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа… посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». Это означало отлучение, Толстой больше не считается христианином, и его душа, по убеждениям православных, обречена на адские муки.

Некоторые христиане заходили дальше, например, ненавидевший Толстого Иоанн Кронштадтский, один из самых популярных священников того времени, впоследствии причисленный к лику святых. Уже после отлучения Толстого от церкви отец Иоанн молился о смерти еретика. В 1908 г. он писал в дневнике: «Господи, убери с Земли этот труп зловонный, гордостью своей посмрадивший Землю, не дай ему дожить до праздника Рождества Пресвятой Богородицы». Сам Толстой при этом об отце Иоанне никогда публично не высказывался, а в записях иронически называл «добрым старичком».

Откуда такая ненависть, и зачем понадобилось отлучать от церкви истово верившего в Бога писателя? Дело в том, что постепенно вера Толстого отдалилась от стандартного православия, царившего в России, и превратилась, по мнению апологетов официальной церкви, в опасную ересь. Проповедовавший Бога в душе, Толстой исключил из христианства чудо и попытался построить религию разума.

Так, в его версии евангелий, Иисус Христос — не сын Божий (только в духовном смысле, то есть как любой человек), а просто просветленная душа, учившая людей добру и распятая за это на кресте. Чуда воскресения в его евангелии, конечно, тоже нет. По Толстому, человек должен отринуть всякую чепуху вроде веры в чудеса и соблюдения пышных церковных обрядов, и просто жить по Богу, достойно и честно. Конечно, Святейший Синод был не в восторге.

Последней каплей для официальной церкви стал запрещенный роман «Воскресение», где Толстой жестко раскритиковал лицемерие всего общества, включая церковь. По инициативе митрополита Санкт-Петербургского Антония и других видных церковных иерархов, официальное православие объявило, что Толстой не имеет с ним ничего общего.

Сам писатель согласился со своим отлучением и уточнил, что все справедливо: с российским православием он не имеет ничего общего и иметь не желает. В своем ответе он написал: «То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо» и еще раз пояснил свою позицию: он верит в Бога как в дух и любовь, но не верит в Троицу, чудеса, церковные обряды и таинства. Неудивительно, что Иоанн Кронштадтский, отвечая на толстовский ответ, крайне разъярился: «О, как ты сам ужасен, Лев Толстой, порождение ехидны!».

Писатель не пошел на компромиссы, даже находясь на смертном одре, хотя, по сути, мог примириться с церковью в любую минуту. От него не требовали покаяния, его не проклинали официально, достаточно было лишь сказать: «принимаю церковь и примиряюсь с ней» в присутствии свидетелей, и считалось бы, что блудный сын вернулся в лоно православия. Но Толстой не сделал так, до последнего сохранив свою принципиальность. На его скромной могиле в Ясной Поляне нет креста.

Душевное состояние писателя

Философский перелом в сознании писателя произошел в 1869 году и случился он по двум причинам. Первой стало неверие, и как следствие – отпадение от Православной церкви, погружение в бездны умствований, логики и возникновение особого учения – «толстовства». Вторая причина косвенно проистекала из первой – страх и уныние. Именно в 1869 году писатель пережил приступ панической атаки, «страха смерти», как сам он позже писал об этом.

Страх напал на него на постоялом дворе в Арзамасе, где он был проездом – ехал смотреть имение. Обычно страх смерти нападает на писателей до и во время написания романов, в этом же случае это случилось после того, как он окончил «Войну и мир». Очевидно, что писатель, отдавший роману часть души, будучи в подавленном состоянии, с чрезвычайной силой ощутил конечность, а следовательно, абсолютную бессмысленность человеческой жизни, что более уже не был прежним, – так рассказывает в своих лекциях литературовед Павел Басинский.

Толстой искал утешение у священников и старцев, но не находил, потому что логически объяснить Таинства церкви невозможно, догматы разумом не постичь, а чувствам он не верил, и дошел до того, что на смертном одре продиктовал свое собственное определение Бога: «Бог есть неограниченное всё, которого человек является ограниченной частью».

В 1901 году появился акт РПЦ, который констатировал полное отпадение писателя от лона церкви. Отныне за него нельзя было даже молиться. Спустя три года сестра писателя Мария Николаевна видела сон, в котором её брат в безумии сидел за столом, сверху на него лился свет, исходящий от Христа, но он не замечал его, а самим писателем уже овладевали руки дьявола, стоявшего во тьме.

IV

Когда Россию облетела весть о смерти великого писателя, костромская газета «Северная заря» вышла с большим портретом Л. Н. Толстого на первой странице, обрамленной траурной рамкой. В этом же номере был напечатан призыв к проведению общественной гражданской панихиды. Ранним утром полиция ворвалась в типографию и уничтожила все экземпляры газет, за исключением некоторой части, которую успели вывезти и пустить в продажу. На издателя газеты был наложен значительный штраф — 500 руб., дежурный редактор в административном порядке был посажен на 3 месяца в тюрьму, а газета была закрыта («Таганрогская правда», 1960, 20 ноября).

Реакция общества на смерть писателя

Поскольку литератор был отлучен от церкви, его похороны стали первыми похоронами знаменитости, проведенными не по-христианскиим обычаям. Но почитатели его таланта проводили писателя с большими почестями. Увидев простую могилу известного автора, на которой даже не было креста и надгробия, российская общественность задумалась о том идеале «высокой простоты», который пропагандировал Толстой в своих произведениях. До сих пор эта могила так и выглядит –зеленый холмик без креста, без памятника или плиты.

Смерть великого литератора Льва Толстого не оставила равнодушным никого. Признавая неоднозначность его взглядов на общественно-политическое устройство мира, ни в коем случае нельзя умалять его литературных заслуг. Интерес к его произведениям не ослабевает и в XXI веке; морально-этические проблемы, которые рассматривал писатель в своих книгах, актуальны до сих пор.

Жизнь – как сон

Тема смерти увлекала многих русских писателей, но для Толстого она стала краеугольной. И дело не в том, что ей было посвящено многое в творчестве — от раннего рассказа «Три смерти» до «Смерти Ивана Ильича» и метаний Левина в романе «Анна Каренина» с его неожиданным желанием покончить с собой.

В «Исповеди» писатель представлял жизнь человека как существование путника, который бежал от дикого зверя, упал в колодец, чудом ухватился за ветки кустарника, проросшего в стене. Внизу его поджидает огнедышащий дракон – смерть, вверху ждет зверь, а по ветвям кустарника стекают капли меда, которые путник слизывает, но корни кустарника уже точат две мыши, олицетворяющие время.

Основные произведения

Романы:

  • «Семейное счастье» (1859)
  • «Декабристы» (1860—61, не­законч., опубл. 1884)
  • «Война и мир» (1863— 1869, печатался с 1865,1-е отд. изд. 1867—69, 3 изд. исправл. 1873)
  • «Анна Каренина» (1873— 1877, опубл. 1875—77)
  • «Воскресение» (1889— 1899, опубл. 1899)

Повести:

  • Трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857; вся трил.—1864)
  • «Два гусара», «Утро помещика» (обе — 1856)
  • «Казаки» (незаконч., опубл. 1863)
  • «Смерть Ивана Ильича» (1884—86)
  • «Крейцерова соната» (1887—89, опубл. 1891)
  • «Дьявол» (1889—90, опубл. 1911)
  • «Отец Сергий» (1890—98, опубл. 1912)
  • «Хаджи-Мурат» (1896—1904, опубл. 1912)
  • «Посмертные записки старца Федора Кузьмича…» (незаконч., 1905, опубл. 1912)

Рассказы, в т. ч.:

  • «Набег» (1853)
  • «Записки маркёра», «Рубка леса» (оба — 1855)
  • Цикл «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», оба — 1855; «Севастополь в августе 1855 года», 1856)
  • «Метель», «Разжалованный» (оба — 1856)
  • «Люцерн» (1857)
  • «Три смерти» (1859)
  • «Холстомер» (1863—85)
  • «Франсуаза» (пе­ределка рассказа Г. де Мопассана «Порт», 1891)
  • «Кто прав?» (1891—93, опубл. 1911)
  • «Дорого стоит» (переделка отрывка из очерка Г. де Мопассана «На воде», 1890; опубл. 1899 в Англии, в России 1901)
  • «После бала» (1903, опубл. 1911)
  • «Фальшивый купон» (кон. 1880-х гг. — 1904, опубл. 1911)
  • «Алеша Горшок» (1905, опубл. 1911)
  • «Корней Васильев», «Ягоды», «За что?», «Божеское и человеческое» (все — 1906)
  • «Что я видел во сне» (1906, опубл. 1911)
  • «Ходынка» (1910, опубл. 1912)
  • «Нечаянно» (1910, опубл. 1911)

Рассказы и сказки для детей и народного чтения, в т. ч.:

  • в «Азбуке» (кн. 1—4, 1872), «Новой азбуке» (1875) и четырех «Русских книгах для чтения» (1875):

    «Три медведя», «Фили­пок», цикл рассказов о Бульке, «Кавказский пленник» и мн. др.

  • Философско-нравоучительные рассказы и притчи, в т. ч.:
    • «Чем люди живы» (1881)
    • «Где любовь, там и бог», «Вражье лепко, а божье крепко», «Упустишь огонь — не потушишь», «Два старика» (все — 1885)
    • «Два брата и золото», «Ильяс», «Свечка», «Три старика», «Много ли человеку земли нужно», «Крестник» (все—1886)

Драматургия:

  • комедии
    • «Зараженное семейство» (1864, опубл. 1928)
    • «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» (1886)
    • «Плоды просвещения» (1891)
    • «От ней все качества» (1910, опубл. 1911)
  • драмы
    • «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887)
    • «Живой труп» (1900, не­законч., опубл. 1911)
    • «И свет во тьме светит» (1880-е—1900-е гг., опубл. 1911)

Публицистика, в т. ч.:

«Исповедь» (1879—82; опубл. 1884, Женева, в России — 1906)

  • статьи
    • «О переписи в Москве» (1882)
    • «Так что же нам делать?» (1882—86; опубл. полн. 1906)
    • «О голоде» (1891; опубл. на англ. яз. 1892, на рус. яз. полн. 1954)
    • «Николай Палкин» (опубл. в Женеве 1891)
    • «Стыдно» (1895)
    • «Рабство нашего времени» (1900; в России опубл. ч. 1—1906, полн.—1917)
    • «Не убий» (опубл. за границей 1900, в России — 1917)
    • «Царю и его помощникам» (опубл. за границей 1901)
    • «Не могу молчать» (опубл. за границей 1908, в России до 1917 распрост­ранялась нелегально)

Педагогические сочинения, в т.ч.:

ст. «Прогресс и определение образования» (1863) и др.

Религиозно-философские сочинения:

  • «Исследование догматического богословия» (1879—80)
  • «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880—81)
  • «В чем моя вера» (1884)
  • «Царство Божие внутри вас» (1893, на франц. яз.; в России запрещено, опубл. 1906) и др.

Критика, в т.ч.:

  • «Речь в Обществе любителей российской словесности» (1859, опубл. 1928)
  • «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (1862)
  • «Об искусстве» (1889, незаконч., опубл. 1927)«Что такое искусство?» (1897—98)
  • «О Шекспире и о драме» (1906)
  • «О Гоголе» (1909)

Дневники (1847—1910)

Где похоронили Льва Толстого

Похороны Льва Толстого состоялись 9 ноября 1910 года. Церемония была гражданской, так как писатель при жизни был отлучен от церкви. Могила Толстого не имеет ни креста, ни надгробного камня. Есть лишь небольшой холмик на краю оврага в лесу «Старый заказ», расположенном рядом с Ясной Поляной. . Родные сделали все именно так, как и просил Лев Николаевич. Задолго до даты смерти он составил документ, в котором подробно прописал, где и как его должны похоронить. 

В день похорон многие поклонники его творчества хотели проводить писателя в последний путь, но власти опасались беспорядков, поэтому поезда в сторону Ясной Поляны были отменены. 

III

В ноябре 1910 года была издана открытка с портретом Л. Н. Толстого и датой его смерти. На обратной стороне открытки была напечатана телеграмма, посланная студентами Петербургского университета в Ясную Поляну на имя В. Г. Черткова, в которой говорилось: «Студенты С.-Петербургского университета, глубоко потрясенные и опечаленные смертью великого писателя и мятежного духом мыслителя Л. Н. Толстого, сливают свое горе с горем России и всего мира… не побежденный в поединке со светским и церковым официальным миром, ушел он, оставив нам вечную память о своей борьбе с неправдой современного социального уклада».

Петербургский комитет по делам печати наложил арест на открытки, запретив их продажу, как призывающие к протесту и антиправительственным выступлениям («Комсомольская правда», 1960, 19 ноября).

Отлучение Толстого от церкви

В своих философских статьях писатель утверждал, что изобрел новую религию, или «рафинированное христианство». Толстой полагал, что:

нельзя бороться со злом с помощью насилия;
культура и религия давно утратили свою важность и актуальность;
буржуазное общество ведет неправильную жизнь;
современное общественное устройство враждебно природе человека.

Попытки литератора создать новую религию привели к его отлучению в 1901 году от Православной Церкви постановлением Святейшего Синода.

В 1923 году обновленцы выступили с предложением вернуть великого автора в лоно православной церкви. Однако на их прошение было отвечено отказом.

Кавказ, военная служба

Праздностью своей жизни умудренный молодой человек был не доволен, он хотел изменить свой жизненный уклад совершенно. Старший брат Льва был военным и в свой отпуск приехал навестить непутевого брата в 1851 году. Николай уговорил младшего брата поехать на Кавказ, где в то время проходил службу.

Лев поселился в Пятигорске, много охотился в местных лесах, хотел присоединиться к брату и поступить на службу, но не получилось из-за отсутствия нужных документов. Так прошли аскетичные кавказские полгода в жизни Толстого.

Лев предпринял ещё одну попытку поступить на службу и ему это удалось. Особо активных военных действий не велось в ту пору на Кавказе и у писателя было много свободного времени, чтобы уделить его творчеству. Именно там из-под пера Толстого вышла знаменитая повесть «Детство».

Артиллерийский офицер Лев Толстой во время Крымской войны

Юноша решает отправить свою повесть в журнал «Современник», там её хорошо приняли, положительно оценил сам Некрасов, который был на тот момент редактором. Рукопись напечатали, этот первый успех вдохновил Льва на продолжение писательства, благодаря чему вскоре появились «Отрочество» и «Юность».

Кавказский период жизни оставил Толстому много впечатлений, благодаря которым он, в последствии, напишет свои, ставшие одними из самых известных, произведения «Хаджи-Мурат» и «Казаки». Критики очень лестно отзываются о произведениях юного писателя и прочат ему большое будущее.

После начала активных военных действий в период Крымской войны, Толстой попадает на службу в Севастополь, где участвует в его обороне. Эта война даст писателю материал для «Севастопольских рассказов», которые прочитает сам император и оценит полевое творчество офицера-писателя.

Лев Николаевич храбро и отважно прошел Крымскую войну, был награжден. Ему уже сулили блестящую карьеру военного, но он написал сатирическое произведение, которое оскорбило ряд высокопоставленных военных и на этом поприще его уже никто не ждал

После этого события он уезжает в Петербург.

Иллюстрация к «Севастопольским рассказам» Льва Толстого / В.Зворыкин / онлайн-читать.рф

Путешествие писателя-классика

Супруга Толстого, Софья Андреевна, узнавшая об отъезде мужа, была в ужасной истерике. Она даже дважды попыталась покончить жизнь самоубийством, утопившись, однако осталась жива.

Путешествие Толстого началось со станции Щёкино. Заранее Толстой маршрут и места остановок не продумал. Доехав на поезде до станции Горбачёво, автор романа «Анна Каренина» совершил пересадку и отправился в Козельск. Оттуда Лев Николаевич на лошадях двинулся в сторону Шамордино. На ночь Толстому пришлось остаться в монастырской гостинице в Оптине. Там он разговаривал с отцом Михаилом о старцах вплоть до второй половины следующего дня. Примерно в 16 часов 29 октября Толстой выехал из Оптины. К вечеру Толстой уже приехал к Шамординскому монастырю, где была его сестра-монахиня. К сожалению, неизвестно, о чём писатель говорил со своей родственницей.


Лев Толстой в последние годы своей жизни. (wikipedia.org)

Конечно же, отлучённый от церкви Толстой не мог долго оставаться в соседстве с монастырём. Толстой начал присматривать себе дом для жизни в Шамордине, но подальше от религиозной общины. Однако планы Толстого были сорваны на следующий же день после прибытия автора «Войны и мира» к сестре: в Шамордине объявилась дочь писателя Александра Львовна. Она поведала отцу о состоянии Софьи Андреевны и о том, что жена знает о его местоположении. По воспоминаниям дочери, Толстой тут же сбежал из Шамордина.

Он отправился утром 31 октября с несколькими сопровождающими в Козельск. Там писатель сел в поезд № 12, который следовал в южную сторону. У Толстого по-прежнему не было конкретного плана путешествия. Посовещавшись с сопровождающими, Толстой решил отправиться в Новочеркасск, где жила Елена Денисенко — племянница Льва Николаевича. В Новочеркасске Толстой хотел добыть заграничные паспорта, чтобы уехать в Болгарию. Но по пути в город Толстой простудился, у него началось воспаление лёгких. Писатель был вынужден покинуть поезд в Астапово — ближайшем населённом пункте. Новость о болезни Толстого получила широкое распространение и дошла до святейшего Синода. В Министерство внутренних дел и Московское жандармское полицейское управление железных дорог регулярно отправляли телеграммы. Синод даже созвал тайное заседание, чтобы решить вопрос отношения церкви к Толстому в случае смерти писателя. Однако обсуждение так и осталось открытым; ответ не был найден из-за отсутствия единства среди представителей Синода.

«Бог всё устроит», — говорил Толстой врачам, пытавшимся его спасти. «Я люблю много, я люблю всех…», — таковы последние осознанные слова Льва Николаевича перед уходом из жизни. Накануне смерти писателя в Астапово приехал напутствовать Толстого перед уходом в мир иной Варсонофий Оптинский — старец из Оптинской пустыни. Однако священника не допустила к Толстому Александра Львовна. 7 ноября (20 ноября по новому стилю) 1910 года в 6 утра Толстой умер в Астапово в доме начальника станции Ивана Озолина.

Сыновья Льва Толстого

Как уже сказано выше, их у писателя было 9 человек:

  1. Сергей Львович (10 июля 1863 — 23 декабря 1947). Первенец. Музыкант и композитор России. Он был умным, ловким и чутким к искусству. Но также он был довольно рассеянным. Сергей Львович сам написал несколько музыкальных произведений. Он занимался не только Русским фольклором, но и музыкой Индии. Изначально он учился на физико-математическом отделении Московского университета, но музыка влекла его с раннего возраста. Он представлял Россию в The Sufi Order в Великобритании. Также он написал ряд статей о музыке, которую любил Лев Николаевич Толстой при жизни, а именно «Музыка в жизни Л. Н. Толстого», «Музыкальные произведения, любимые Л. Н. Толстым», «Лев Толстой и Чайковский».
  2. Толстой Илья Львович (22.05.1866 — 11.12.1933), являлся писателем, мемуаристом, журналистом и педагогом. Лев Николаевич Толстой находил Илью самым одаренным в литературе из всех своих детей. Невзирая на это, Илья Толстой не стал оканчивать гимназию, а пошел служить в армию. Учеба ему не давалась так легко, как остальным детям. Он эмигрировал в 1016 году в Америку, где зарабатывал на жизнь чтением лекций. В этой далекой стране он и умер.
  3. Лев Львович(1869—1945). Автор, писатель, драматург, скульптор. Первое его напечатанное произведение детский рассказ «Монте-Кристо» в 1891 году в журнале «Родник». Уже после начал публиковаться «Северном Вестнике», «Вестнике Европы», «Новом времени» и в прочих изданиях. Немного позже начался процесс издательства книг. Он жил во Франции, затем переехал на родину жены в Швейцарию. Современники считали, что из него вышел плохой писатель, живописец и скульптор. Лев Львович очень завидовал славе своего отца, за что часто говорил о своей ненависти к родителю.
  4. Петр Львович (1872—1873).
  5. Николай Львович (1874—1875).
  6. Толстой Андрей Львович (1877—1916) Андрей Львович принимал участие в войне меду русскими и японцами, был ранен. После его наградили Георгиевским крестом за проявленную отвагу. В 1907 году Андрей Львович устроился на работу госслужащим в отдел особых поручений. Он был очень привязан к матери, которая его обожала. Отец направлял его на путь помощи народу, но тот имел иные взгляды. Андрей считал, что должен сполна пользоваться привилегиями своей родословной. Больше всего в своей жизни его привлекали женщины, вино и карточные игры. Он был официально женат несколько раз.
  7. Толстой Алексей Львович (1881—1886).
  8. Михаил Львович (1879—1944) имел талант в музыкальной сфере. С самого раннего возраста ему сильно нравилась музыка, искусно мог сыграть на балалайке, гармошке, пианино, писал романсы, обучался игре на скрипке. Вопреки тому, что он хотел быть композитором, Михаил Львович пошел по родительским стопам и выбрал карьеру военнослужащего. Он тоже эмигрировал, жил во Франции, затем в Марокко где и умер.
  9. Толстой Иван Львович (1888—1895) младший сын Льва Николаевича Толстого, тринадцатый ребенок в семье. Имел очень схожую с его отцом внешность. Сам Толстой возлагал надежды на этого ребенка, думал, что тот продолжит его дело в будущем. Мальчик был невероятно талантливым, сердечным и чутким к окружающим его людям, удивлял всех своей серьезностью и добротой. Но случилось несчастье — Иван умер от скарлатины. Лев Николаевич любил его всем сердцем. Для него это была большая и тяжелая утрата.

Из девяти сыновей писателя семеро прожили долгую жизнь и оставили после себя большое потомство, о котором мы поговорим ниже.

Годы жизни Льва Толстого

Прославленный русский философ и прозаик родился 9 сентября 1828 года в Тульской губернии в местечке Ясная Поляна, а скончался в преклонном возрасте 20 ноября 1910 года. Смерть наступила на станции Астапово в Рязанской губернии (сегодня эта станция носит имя писателя).

Льву Николаевичу было 82 года. По тем временам – настоящий долгожитель. Он хотел покоя, а между тем его постоянно вовлекали в борьбу. В конце концов, Толстой решил сбежать от всех, чтобы провести последние дни в уединении и тиши. Тайно от жены он уехал в сопровождении одного лишь доктора. В дороге Лев Николаевич неожиданно почувствовал себя плохо и был вынужден сойти с поезда. Скончался он 20 ноября (7 ноября по старому стилю) 1910 года в 5 :30 утра.

Ученые, исследовавшие биографию и документы Толстого, установили, что причинами скоропостижной смерти стали:

  • двухсторонняя пневмония;
  • отек легких;
  • острая сердечная недостаточность;
  • острая вирусная инфекция.

В момент кончины Толстого окружали родные и близкие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector