Святой иероним

Примечания[ | ]

  1. James Killian. Truth of Our Faith. — iUniverse, 2011. — С. 193. — ISBN 1450293204.
  2. Daniele Pevarello. The Sentences of Sextus and the Origins of Christian Ascetiscism. — Mohr Siebeck, 2013. — ISBN 3161525795.
  3. Le langage secret de la Renaissance: le symbolisme caché de l’art italien / Richard Stemp. — National geographic France, 2012. — С. 109. — 224 с. — ISBN 9782822900003.
  4. Booth A. D. The Date of Jerome’s Birth // Phoenix. — 1979. — Vol. 33, № 4. — P. 346—353.
  5. Antin, 1970, p. 35.
  6. Библия и живопись. Св. Иероним
  7. Д. Г. Добыкин . Лекции по введению в Священное Писание Ветхого Завета. — Санкт-Петербург.: Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия, 2012. — C. 66]
  8. und Occidentalisches Sprachmeister: Welcher nicht allein hundert Alphabete nebst ihrer Ausprache, so bey denen meisten Europaeisch-Asiatische-Africanisch- und Americanischen Völckern und Nationen gebraeuchlich sind… Leipzig, 1748″

Краткое жизнеописание

В историю церкви Иероним вошел благодаря многочисленным трудам, делом всей его жизни считают латинский перевод Библии. Православная церковь славит Иеронима как блаженного. Вульгата – Священное писание на латыни, созданное святым в 5 веке, признано отцами католической церкви каноническим.

Происхождение

Иероним родился в Стридоне (близ Любляны) в христианской семье с хорошим достатком. Дата рождения – приблизительно 340 год. Мальчик был любознательным, хорошо учился. Родители отправили его для продолжения образования сначала в Аквилею, затем в Рим. Учителем юноши был известный грамматик Донат. Преподаватель увлек молодого человека христианской и античной литературой.

Покинув искушения Рима, святой отправился в путешествие по Галлии. Во время поездки Иероним почувствовал глубокое желание посвятить жизнь служению Господу, принять постриг. Но семейные проблемы вынудили его отложить принятие сана и заняться домашними делами.

Житие и служение Богу

Во время попечения о младших родственниках Иероним приступил к изучению Священного писания. Завершив семейные дела, святой отправился на Восток, брал уроки у толкователей Библии. Отправился в Халкидскую пустыню, чтобы познать аскетическую жизнь пророков. Тяжелые болезни преследовали Иеронима, он отказался от светской карьеры, проводил дни в молитвах и постах.

В 378 году, обретя знания и духовную силу, Иероним вернулся в Антиохию, принял сан пресвитера. Далее святой отбыл в Константинополь, где встречался и беседовал с выдающимися отцами церкви, в том числе святителем Григорием Назианзином. Приехав в Рим, ученый стал советником и приближенным папы Дамасия. Римский папа высоко ценил знания и духовный опыт своего советника, направлял его на работу над текстами Священного писания.

Святой был пастором многих аристократов Рима, обратил в христианство несколько богатых римлянок, склонял их к аскетической жизни. Интриги папского двора мешали работе святого, у него было немало недоброжелателей. После смерти Дамасия Иероним покинул Рим, отправившись сначала в Сирию, затем в Вифлеем.

С 386 года жизнь богослова определилась – он обосновался в местечке вблизи пещеры, где пришел в мир Христос. Павла, духовная дочь Иеронима, приехавшая с ним, помогала святому, на ее средства были построены женская и мужская обители.

В Вифлееме святой приступил к главному труду жизни – переводу Библии на самый распространенный и доступный язык того времени – латынь. Иероним хотел сделать Слово Божие понятным простым священникам и верующим. Для перевода Ветхого завета требовалось знание древнееврейского и арамейского. Новый Завет святой переводил с греческого.

Жизнь святого была наполнена работой над священными текстами, заботой о пастве. Иероним был участником богословских споров с Пелагием, обитель сильно пострадала от нападения сторонников британского монаха. Библиотека была сожжена, ученый вынужден был покинуть обжитые места.

Смерть

Вифлеемский период жизни святого – время расцвета его творческой деятельности, создания множества трудов по богословию, истории. В Вифлееме Иероним узнал о захвате Рима варварами в 410 году, его обитель пережила набеги бедуинов. Святой пережил сначала смерть Павлы (404 год), затем раннюю гибель ее дочери Евстохии. В последние годы Иероним много болел, заниматься научными трудами не мог, но продолжал активную переписку со сторонниками искоренения пелагианства. Скончался святой 30 сентября 419 (420) года, по большинству данных, в возрасте 72 лет. Святые мощи были перевезены в Рим.

Почитание святого

Католический мир глубоко чтит святого, как создателя и толкователя общепринятого текста Священного Писания. Он прославляется как ученый-богослов, аскет, христианский писатель. Жития были написаны в 6-9 веках. В 1298 году папа обозначил святого в числе главных Учителей церкви.

Святая Биргитта называла Иеронима образцом для любого католического священника, подчеркивала поддержку и опеку по отношению к монахиням, роль в создании и заботе о женских обителях. Католики днем памяти считают 30 сентября.

Православная церковь славит Иеронима в лике блаженных. По некоторым данным, святой был славянином по происхождению. Значительную часть жизнь провел на Востоке. Горячий нрав, запальчивость, чрезмерная гордость – таким остался Иероним в памяти тех, кто его близко знал. Репутации святости по православным канонам он не достиг. День памяти блаженного – 28 июня. Переводчики считают святого своим небесным покровителем, день памяти Иеронима (30 сентября) признан Международным днем переводчика.

Переводы[ | ]

Творения Иеронима Стридонского:

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе

Русские переводы:

  • Творения блаженного Иеронима Стридонского . (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западной). — Киев, 1879—1903; 2-е изд., не завершено: — Киев, 1893—1915. (№ части указан по изданию Иеронима, № книги — по общей серии «Библиотеки творений…» )
  • Иероним Стридонский собрание сочинений 19 томов Ч. 1. (Кн. 3.) Письма. 2-е изд. 1893. CLXXX. — 226 с.
  • Ч. 2. (Кн. 4.) Письма. 2-е изд. 1894. — 480 с.
  • Ч. 3. (Кн. 5.) Письма. 1880. — 410 с. (всего 150 писем, из них 124 — самого Иеронима)
  • Ч. 4. (Кн. 6.) Жизнь Павла Пустынника. Жизнь св. Илариона. Жизнь пленного монаха Малха. Предисловие… к переводу правил св. Пахомия. Разговор против люцифериан. О приснодевстве бл. Марии. Две книги против Иовиниана. Книга против Вигилянция. Книга против Иоанна Иерусалимского. 1880. — 365 с.
  • Ч. 5. (Кн. 8.) Апология против книг Руфина. Разговор против пелагиан… Книга о знаменитых мужах… Изложение Хроники Евсевия Памфила. Хроника блаж. Иеронима . Перевод книги Дидима о Св. Духе. 1879. — 481 с.; 2-е изд. 1910. — 443 с.
  • Ч. 6. (Кн. 11.) Толкование на книгу Екклезиаст… Перевод двух бесед Оригена на книгу Песнь Песней. Шесть книг толкований на пророка Иеремию. 1880. — 529 с.
  • Ч. 7. (Кн. 13.) Толкования на пророка Исаию. Кн. 1-8. 1882. — 257 с.
  • Ч. 8. (Кн. 15.) Толкования на пророка Исаию. Кн. 9-14. 1882. — 321 с.
  • Ч. 9. (Кн. 16.) Толкования на пророка Исаию. Кн. 15-18. 1883. — 261 с.; 2-е изд. 1910. — 245 с.
  • Ч. 10. (Кн. 17.) Толкования на пророка Иезекииля. Кн. 1-8. 1886. — 401 с.; 2-е изд. 1912. — 383 с.
  • Ч. 11. (Кн. 19.) Толкования на пророка Иезекииля. Кн. 9-14. 1889. — 361 с.; 2-е изд. 1912. — 336 с.
  • Ч. 12. (Кн. 21.) Толкования на пророков: Даниила, Осию, Иоиля. 1894. — 415 с. 2-е изд. 1913. — 395 с.
  • Ч. 13. (Кн. 23.) Толкования на пророков: Амоса, Авдия, Иону, Наума. 1896. — 320 с.; 2-е изд. 1913. — 307 с.
  • Ч. 14. (Кн. 24.) Толкования на пророков Михея, Аввакума, Софонию и Аггея. 1898. — 360 с.; 2-е изд. 1915. — 351 с.
  • Ч. 15. (Кн. 25.) Толкования на пророков Захарию и Малахию. 1900. — 252 с.; 2-е изд. 1915. — 255 с.
  • Ч. 16. (Кн. 26.) Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. 1903. — 390 с. (репринт: М., Наука. .)
  • Ч. 17. (Кн. 27.) Толкования на апостола Павла к галатам и к ефесянам. 1903. — 391 с.

Евсевий Памфил . О названиях местностей, встречающихся в священном писании.Блаженного Иеронима, пресвитера Стридонского . О положении и названии еврейских местностей. / Пер. И. Помяловского. («Православный палестинский сборник». Т. 13. Вып. 1.). — СПб, 1894. — 547 с.

Новые русские переводы

  • Иероним . О сохранении девственности. / Пер. В. С. Дурова. — СПб.: РХГИ. 1997.
  • Иероним . Письма 1. 57, 125. О знаменитых мужах (отрывки). / Пер. О. Е. Нестеровой, И. П. Стрельниковой. // Памятники средневековой латинской литературы IV—VII вв. — М.: Наследие. 1998. — С. 97-146.
  • Иероним Стридонский . Книга о знаменитых мужах. / Пер. и комм. М. Ф. Высокого. // Церковные историки IV—V веков. — М.: Росспэн, 2007. — С. 11-57 и комм. на с. 299—372. ISBN 978-5-8243-0834-1
  • Иероним Стридонский . Еврейские вопросы на Книгу Бытия. / Пер. С. Жукова. — М.: Отчий Дом, 2009. — 272 с. (Книжная серия «Библейская экзегетика»)

Другие переводы:

  • В составе серии «Loeb classical library» издан один том Иеронима (под № 262): «Избранные письма».
  • В составе серии «Collection Budé» только переписка в 8 томах, 154 письма: (Saint Jérôme . Correspondance)

Детство и юность

Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе (провинция Брабант). Его семья, происходившая из немецкого города Ахен (откуда и получила фамилию), издавна была связана с творческим промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.

Портрет Иеронима Босха

Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх становится владельцем художественной мастерской.

Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города.

Гравюра Иеронима Босха

В 1486 году в биографии Иеронима Босха наступает переломный момент: он вступает в Братство Богоматери — религиозное общество, посвященное культу Девы Марии. Он выполняет творческую работу — оформляет праздничные шествия и обряды, расписывает алтарь для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. С этого момента религиозные мотивы проходят красной нитью по творчеству Иеронима.

Труды

Прп. Иероним Стридонский. Греческая икона (~XIX в.)

Они делятся на четыре главные группы: истолкования на св. Писание, догматические, нравоучительные и исторические.

Объяснены блаж. Иеронимом, в целом составе, все книги пророков больших и малых, книги Бытия, Экклезиаста, Евангелие от Матфея и послания ап. Павла к Галатам, Ефесеям, Титу и Филимону. Из остальных книг св. Писания бесчисленное множество мест истолковано им в других сочинениях, эпизодически.

Хотя и не чуждые ошибок, толкования Иеронима принадлежат к числу наилучших. В связи с ними написаны им два сочинения: о местах еврейских и об именах еврейских; первое составляет переработку сочинения Евсевия, второе — переработку Филона, при пособии Оригена.

В полемике он более силен, чем в изложении положительного учения Церкви; в последнем его превосходят отцы Церкви Восточной.

Нравственное христианское учение, излагаемое им главным образом в его многочисленных посланиях и письмах, имеет своим предметом не выяснение и изложение общих начал, а лишь разъяснение частных вопросов: о воспитании детей, о терпении в несчастиях, о непрестанном самоусовершенствовании и т.п. Особенно много писал он в посланиях о достоинствах девства и об иноческой жизни (против Гельвидия). В полемике его много остроумия и блеска: особенно замечателен спор его с Руфином, в котором последний отстаивал консервативные, по его мнению, начала церковного учения, а Иероним защищал свободу наследования на пользу церкви.

Из исторических сочинений Иеронима особенное значение имеет книга «О знаменитых мужах» («De viris illustribus»), «Хроника» и «Жизнеописания отцов» («Vitae patrum»).

Первое содержит в себе драгоценные сведения (хотя и краткие) о жизни и сочинениях отцов церкви и церковных писателей первых четырех веков.

«Хроника» — в большей своей части — перевод сочинения Евсевия Кесарийского, но в последнем отделе (с 325 г. по 378 г.) составляет самостоятельный труд; все сочинение имеет задачей установить соответствие священной истории с сказаниями языческих историков.

«Жизнеописания отцов» имеют предметом жизнь египетских иноков. Дополнением к этому сочинению служит составленный блаж. Иеронимом «Мартиролог».

Главная заслуга блаж. Иеронима — в области изучения св. Писания. В этом отношении он стоит на той же степени исторического значения, как Василий Великий — в области христианского нравоучения, а Григорий Богослов — в области догматики.

Всех сочинений блаж. Иеронима, не считая мелких писем, около 180. Заслуживает внимания в мировоззрении Иеронима Стридонского его отношение к женщине. В то время, как его ученые друзья часто мучили его клеветой и сплетней, несколько благородных женщин (Павла, Агерухия, Евстахия, Маркелла) постоянно оставались неизменными его друзьями. Письма к ним блаж. Иеронима отличаются особенной задушевностью.

Прп. Иоанн Кассиан:

«Сочинения Иеронима сияют по всему миру как священные светильники; он — муж как учености обширной, так испытанного и чистого учения, учитель православных».

Свт. Димитрий Ростовский:

«пойду в сокровищницу святого Иеронима, хотя нищаго духом, яко законника, нищету хранить присягавшаго, но духовным имением не убогаго, и яко не последняго в Церкви Христовой учителя…».

Литература

  • Θεοδώρου Ε. Κοτσώνης ῾Ιερώνυμος // ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 919-921;
  • Новый Предстоятель Элладской Церкви Архиепископ Иероним // ЖМП. 1967. № 11. С. 59;
  • Георгий, митр. Калабрийский и Эгалийский, местоблюститель. Его Святейшеству Пимену, Патриарху Московскому // ЖМП. 1974. № 1. С. 4;
  • Νικόδημος (Γκατζιρούλης), μητρ. ῾Ιερώνυμος Κοτσώνης, ὁ ᾿Αρχιεπίσκοπος τῶν ᾿Αποστολικῶν ῾Οραματισμῶν. ᾿Αθήνα, 1990;
  • Скурат. ИППЦ. 1994. С. 80-85, 91-94, 98, 107, 111, 287-288;
  • Γιουσμάς Α., πρωτοπρ. Ιερώνυμος ο πατέρας μου. Μυτιλήνη, 1999;
  • Κούκουνας Δ. Η Εκκλησία της Ελλάδος από τον Δαμασκηνό στον Χριστόδουλο, 1941-2007. Αθήνα, 2007.

Популярное за 7 дней

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Творческое наследие

Большинство трудов святого высоко оценено не только современниками, но и потомками. Перевод Библии – в числе главных и значимых творений Иеронима. Познания в античной литературе и искусстве в целом, уважение, которое питал монах к языческим авторам, сделали его труд осмысленным, глубоким, помогли перевести тексты Писания на латынь.

Святому удалось блестяще разрешить основные задачи перевода:

  • понять истинное, глубинное значение исходного текста;
  • найти лингвистические средства для перевода;
  • сделать готовый текст образным, объемным, передающим смысл, суть и дух источника.

Иероним при работе над Писанием только опирался на работы Оригена, большая часть перевода выполнена им самостоятельно.

Среди других значимых работ святого выделяют:

  1. Нравственные поучения – о девстве, о воспитании детей, о терпении в невзгодах, о необходимости постоянного нравственного совершенствования. Содержатся большей частью в письмах и посланиях, носят частный, а не системный характер.
  2. Исторические – «О знаменитых мужах», «Хроники Евсевия Кесарийского».
  3. Догматико-полемические. Святой разоблачал ереси – арианскую, пелагианство.
  4. Толкование Священного Писания.
  5. Жития святых.

Святого считают одним из самых просвещенных, образованных западных богословов за всю историю христианства. Его труды по догматике, аскетике оказали влияние на работы поздних авторов, не потеряли значения до сегодняшнего дня.

Литература[ | ]

на русском языке

  • Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. — М., 1916. — 195 с.; переизд.: — М.: Канон+ 2002, с приложением «Избранных писем» Иеронима, сост. и комм. А. А. Столярова.
  • Полянский Е. Я. Творения блаж. Иеронима как источник для библейской археологии. — Казань, 1908. LXXII. — 583 с.
  • Иероним / H. В. Шабуров // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  • Житие блаженного Иеронима // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. X: Июнь, День 15. — С. 361.

на других языках

  • Antin P. Jérôme antique et chrétien // Revue d’études augustiniennes et patristiques. — 1970. — Vol. 16. — P. 35—46.
  • Saltet L. (фр.)русск. St. Jerome // Catholic Encyclopedia. 1913. Vol. 8 (англ.)

Легенды

Существует легенда о том, что, когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Все монахи разбежались, а Иероним спокойно обследовал больную лапу льва и вытащил из неё занозу. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником. Монахи обратились с просьбой к Иерониму заставить льва работать, чтобы он так же, как они, сам зарабатывал себе хлеб насущный. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова. Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника. Оставленного без присмотра осла украли грабители и продали каравану купцов, которые его увели. Вернувшись, лев не нашёл осла и, глубоко опечаленный, пошёл обратно в монастырь. Монахи при виде виноватого взгляда льва решили, что он съел осла, и во искупление греха приказали льву делать работу, предназначавшуюся ослу. Лев повиновался и стал смиренно трудиться. Но однажды лев увидел пропавшего осла в караване и в качестве доказательства своей невиновности с триумфом привёл целый караван в монастырь. (Основание этой легенды можно найти в житии преп. Герасима (Иорданского).) В связи с этой легендой Иероним в западно-европейской живописи почти всегда изображался в сопровождении льва.

Биография

Статуя Св. Иеронима (на переднем плане) перед церковью Св. Екатерины в Вифлееме

Вопрос о дате рождения и хронологии его ранних лет жизни является дискуссионным. По собственным словам Иеронима (In Abacuc 2,3.14), он ребёнком изучал грамматику, когда объявили о смерти императора Юлиана Отступника (ум. 363). Таким образом, в предположении, что ему было не более 16 лет на тот момент, биограф Фердинанд Каваллера в 1922 году принял в качестве даты рождения не ранее 347 года. С другой стороны, в таком случае, достаточно странно выглядит обозначение Иеронимом себя в качестве старика (лат. senex) в возрасте примерно 40 лет в 386/387 (Vita Malchi, 10). Учитывая это соображение, более поздние исследователи принимали в качестве даты рождения начало 340-х годов (A. Penna, 1951) или приблизительно 345 год (Paul Antin, 1970). Дата 330/331, приводимая хронистом Проспером Аквитанским также имеет сторонников (P. Hamblenn, 1969 и Джон Келли, 1975). Дополнительный свет проливают разрозненные упоминания Иеронимом ряда риторов, которые преподавали в Риме до или после его рождения. Таковы Аттий Патера, ушедший в отставку до рождения богослова около 340 года, и Гай Марий Викторин, находившийся в расцвете сил, когда Иероним приступил к учёбе. Поскольку Иероним обучался грамматике в школе Элия Доната в раннем детстве, маловероятно, чтобы он перешёл обучаться к риторам в зрелые годы. На основании указанных обстоятельств, по мнению Alan D. Booth обоснованной выглядит датировка рождения Иеронима второй половиной 347 или началом 348 года. Место рождения будущего богослова — Стридон — известно только по названию. Этот город, находившийся где-то на границе провинций Далмация и Паннония, был разрушен варварами.

Со временем стал одним из самых образованных Отцов Церкви. В Риме он был возведён в сан священника, но нажил себе много врагов и вынужден был уехать.

Он много путешествовал и, будучи молодым человеком, совершил паломничество в Святую землю. Позже (в 374 г.) он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где стал аскетом. Здесь он изучал еврейский язык и спутниками себе имел, по его собственным словам, «лишь скорпионов и диких зверей».[источник не указан 3899 дней]

В 386 году Иероним обосновался в Вифлееме. За ним туда последовала римская аристократка Павла, которую он обратил в христианство. Она основывала обители и монастыри, и именно здесь в течение долгих лет Иероним переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык. Его перевод Библии — Вульгата — был одиннадцать столетий спустя провозглашён Тридентским собором в качестве официального латинского перевода Священного Писания.

Иконография

На иконах святого пишут старцем, часто в красной кардинальской мантии, хотя такого сана при жизни Иеронима не было. Этим подчеркивают великую роль ученого богослова и близость к папе. Другие символы, характерные для икон святого:

  1. Кающийся грешник в простых одеждах. Иероним бьет себя камнем в грудь, изображается в пустыне или келье.
  2. Макет церкви, свитки молитв. Прославляется значение святого как учителя, переводчика.
  3. Лев. По преданию, к монаху в пустыне пришел лев с поврежденной лапой. Иероним извлек занозу, грозный хищник привязался к святому, следовал за ним и служил. Иконы со львом и извлечением занозы подчеркивают роль святого в искоренении ересей и укрощении строптивых.
  4. В группе других святых – Августин, Амвросий, Григорий Великий.
  5. Умирающий старец во время последнего причастия.

Великие художники прославили святого в бессмертных полотнах. Иеронима писали Лукас Кранах, Альбрехт Дюрер, Спада, Эль Греко, Леонардо

Образ святого и человека великой учености привлекал внимание многих талантливых людей

«Не знать Библию – не знать Христа» – так считал великий ученый богослов Иероним. Святой сделал Священное Писание понятным и близким западному миру, перевел великий текст, вложив в труд глубокую веру в Господа, духовные усилия и познания. Святой старался передать смысл, заложенный в Писании, переводить суть, а не слова, поэтому его труды высоко оценены церковью и простыми христианами.

Живопись

Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»).

Картина Иеронима Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»

Эти произведения гипнотизируют современников. Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов…» в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.

В первых картинах Иероним высмеивает людскую наивность, их уязвимость перед шарлатанами, в том числе в монашеском одеянии. В 1490-1500 годах Босх создает еще более жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи. Они распевают песни в окружении простолюдинов, а судном правит шут.

Картина Иеронима Босха «Корабль дураков»

Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего. В центре картины — обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них — животные и птицы, поражающие своими размерами.

Картина Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд». В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке — Рай в динамике. На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем — сцена искушения Адама и Евы яблоком раздора, а на заднем — херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.

Картина Иеронима Босха «Страшный суд»

Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность.

Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, любострастие во влюбленных парах и чревоугодие — в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы — Ада и грехопадения Адама и Евы.

Картина Иеронима Босха «Воз сена»

По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись, анималистика и декор. Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописей в Европе.

Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному творению. Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов. Часто зарисовки являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ, которых он видел на гравюрах или церковных фресках.

Картина Иеронима Босха «Блаженные и проклятые»

Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера. Те названия, которые полотна имеют сегодня, возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а сохранились по музейным каталогам.

Иероним Босх творил в технике а ля прима (от ит. а la prima — «в один присест»), которая заключается в том, что слой масла заканчивают накладывать до его полного высыхания. В традиционном методе рисования художник ждет, пока высохнет слой краски, прежде чем положить следующий.

Литература

Подробно исчислена у Zoeckler’a, «Hieronymus. Sein Leben und Wirken aus seinen Schriften dargestelt» (Гота, 1865). Особенного внимания заслуживают:

  • «Vita Hieronymi» — статья Vallarsi, в XI томе его издания сочинений Иеронима;
  • Collombet, «Histoire de S. Jérôme» (П., 1844);
  • Luckbeck, «Hieronymus quos noverit scriptores et ex quibus hauriens scripsit» (Лпц., 1872);
  • Amédée Thierry, «S. Jérôme. La société chrétienne à Rome et l’émigration romaine en Terre Sainte» (П., 1867; перевод нескольких глав из этого сочинения в «Трудах Киев. Духовной Академии», 1868 и 1869);
  • А Смирнов, «Иероним, как историк и полемист» («Правосл. Обозрение» 1871 г.);
  • Щеголев, «Жизнь св. Иеронима» (при киевском переводе его творений, Киев, 1863);
  • «Жизнь блаж. Иеронима» (в «Христианском Чтении» 1847 г.);
  • Филарет, архиепископ черниговский, в «Историч. учениях об отцах церкви» (СПб., 1859, т. II):
  • Möhler — о споре Иеронима с Руфином, в «Gesammelte Schriften und Aufsätze» (Регенсб., 1839).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector