Библейская история — иаков — ангел господень — фануил — 2021

С кем Иаков стоял в ночи

Прошли годы. Однажды Иаков не мог уснуть ночью, размышляя о злоключениях, выпавших на его долю. Вдруг перед ним предстал Бог в обличии ангела. Находясь на грани отчаяния, патриарх стал бороться с посланцем высших сил, до самого рассвета требуя благословения. Схватка была беспощадной, и ангел даже нанес ему рану в бедро. Однако рвение Иакова было оценено Богом, и он не только благословил его, но и даровал способность “одолевать человеков”. Кроме того, ангел присвоил ему новое имя — Израиль, означающее “борющийся с Богом”. Оно должно было напоминать о том, с кем и за что боролся Иаков в ночи. С этого времени жизнь Израиля изменилась: он вернулся в отчий дом, получил прощение отца и присутствовал на его похоронах. Даже продажа в рабство его любимого сына Иосифа своими же братьями в конечном итоге обернулась для Иакова триумфом, так как тот занял важный пост в Египте и, призвав отца и родственников под свое крыло, отвел им для проживания богатый округ Гесем.

Таким образом, библейская история, связанная с именем патриарха Израиля, может вызвать удивление. Ведь тот, с кем Иаков стоял в ночи и боролся, был сам Всевышний, а в Новом Завете, да и в Старом также, постоянно повторяется призыв повиноваться воле Господа беспрекословно.

Анализ стихотворения «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» Цветаевой

Стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» (1916 г.) — одно из наиболее ярких выражений женской любви в поэзии. Цветаева смогла с огромной силой и выразительностью описать это безграничное чувство. Поэтессу нередко критиковали за столь неумеренное выражение любви, мотивируя это тем, что на такое чувство способен лишь влюбленный мужчина. Разумеется, критика была мужской. Произведение Цветаевой просто не укладывалось в традиционные представления о любви с абсолютным превосходством мужского начала. Исследователи считают, что поэтесса полемизирует с блоковским Дон Жуаном. Некоторые строки стихотворения – явный диалог с лирическим героем Блока.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 24-25 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним

Велико человеколюбие Господне! Так как намеревался идти на встречу брату, то дабы он самым делом удостоверился, что не подвергнется никакой неприятности, (Господь) в образе человека вступает в борьбу с праведником, затем, видя себя побеждаемым, крепко взял, сказано, за «широту стегна его». А все это делалось по снисхождению, чтобы изгнать из души праведника страх и побудить его идти навстречу брату без всякого опасения. Когда Он крепко взял, сказано, за «широту стегна, отерпе широта стегна Иаковля, егда боряшеся с ним».

Беседы на книгу Бытия. Беседа 58.

Упоминания[ | ]

В талмудической литературе

В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа, избранник среди патриархов (Быт. Р. 76:1), образец добродетели и справедливости, которому Бог открыл тайну мессианского избавления (Мид. Пс. 31:7; см. также Мессия) и, поместив его выше всех остальных смертных и чуть ниже ангелов (Мид. Пс. 8:7), запечатлел его лик на Своём троне (Быт. Р. 82:2).

В каббале раскрывается соответствие Иакова (Яакова) и сфиры тиферет

.

В исламе

Основная статья: Якуб

Иаков (Якуб) почитается как пророк и в исламе. В Коране он упомянут неоднократно. Так, например, рассказывается, как прозрел Якуб после того, как на его лицо была положена рубаха его сына Юсуфа (Иосифа), ранее проданного братьями в Египет: «Когда же прибыл добрый вестник, набросил рубаху на лицо (Якуба), и тот прозрел и сказал: „Разве я не говорил вам, что Аллах дал мне знание того, чего вы не знаете?“». Якуб упомянут и в ряде других сур (глав) Корана.

В искусстве

Личность и история жизни Иакова послужили основой для многочисленных произведений литературы и искусства, в частности романа «Былое Иакова» в тетралогии Томаса Манна «Иосиф и его братья». В 1994 году был снят фильм «Иаков» по мотивам книги Бытия. Это была не первая экранизация библейской истории об Иакове.

В православии

В православной церкви Иаков почитается как пророк и ветхозаветный патриарх. Православная традиция придаёт особое значение двум событиям из жизни Иакова: борьбе Иакова с ангелом и видению лестницы. Они понимаются как ветхозаветные образы боговоплощения,

раскрывающие различные его аспекты. Через борьбу с ангелом Иаков преображается (что отражается так же в перемене имени: Иаков — Израиль), выступая прообразом грядущему обновлению твари. Видение лестницы с движущимися по ней вверх и вниз ангелами знаменует собой восстановление связи Неба и земли, утраченной в результате грехопадения и вновь обретённой через вочеловечение Сына Божия; лествица при этом символизирует Богоматерь — «Радуйся лествице небесная, ею же сниде Бог» — (Акафист Богоматери, икос 2). Изображение видения Иакова часто встречается в византийском и древнерусском искусстве — обычно в сочетании с другими ветхозаветными прообразами воплощения (например, в иконе «Неопалимая Купина») .

Библейский текст

В Масоретский текст гласит:

Отчет содержит несколько пьес о значении еврейских имен:Peniel (или же Penuel), Израиль— а также сходство с корнем имени Иакова (которое звучит как «пяточка» на иврите) и его составным элементом. Прихрамывая Иаков (Yaaqob ), может отражать название реки, Джаббок (Яббок יַבֹּק, звучит как «кривая» река), и Нахманид (Второзаконие 2:10 Иешуруна) для имени Иаков дает этимологию «идущий криво».

В еврейском тексте говорится, что это «человек» (אִישׁ, LXX ἄνθρωπος, Вульгата Вир), с которым борется Иаков, но позже этот «человек» отождествляется с Богом (Элохим) пользователя Jacob.Осия 12: 4 также ссылается на «ангела» (малак). После этого Таргум из Онкелоса предложения «потому что я видел Ангел Господень лицом к лицу «, а Таргум Палестины дает «потому что я видел Ангелов Господних лицом к лицу».

Свт. Амвросий Медиоланский

И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари

Итак, Иаков, который очистил свое сердце от всякой вражды и имел в себе чувство миролюбия, после того как оставил все свое, остался один и боролся с Богом. Ведь всякий, кто пренебрегает мирским, приступает к образу и подобию Божию. Что же значит бороться с Богом, как не начать состязание в добродетели, сойтись с более сильным и стать более лучшим подражателем Бога, чем прочие? И поскольку вера его и благочестие остались непревзойденными, то Господь открыл ему сокрытые тайны, коснувшись состава бедра его, — в знак того, что из его рода должен был произойти от Девы Господь Иисус, Который подобен и равен Богу. Состав пораженного бедра знаменует крест Христа, Который будет спасением для всех, распространив по всему миру прощение грехов, и Который неподвижностью и сном Своего тела дарует воскресение усопшим. Поэтому справедливо, что солнце взошло (ср. Быт. 32:31) для Иакова, в чьем роде воссиял спасительный крест Господа. Подобным образом восходит и Солнце правды (т.е. Христос; ср. Мал. 4:2) для того, кто знает Бога, ибо Он — Свет вечный.

Об Иакове и блаженной жизни.

Сын Заведея

В Новом Завете имя Иаков встречается неоднократно. Так, Иисус знакомится с тремя рыбаками — Заведеем и его сыновьями, Иаковом и Иоанном. Впоследствии молодые люди становятся апостолами, и первый из них именуется Старшим, чтобы отличить его от других последователей Спасителя с тем же именем. О том, насколько Иаков, сын Заведея, был близок Христу, свидетельствует тот факт, что он входил в число трех учеников, ставших свидетелями Преображения Господня. Что касается его деяний после вознесения Спасителя на небеса, то известно, что он участвовал в организации первых христианских общин. А погиб апостол Иаков в 44 году, будучи умерщвленным царем Агриппой Первым.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь

После борьбы Бог говорит ему: так как ты не уступил в борьбе своими силами Мне, то не уступишь и людям, и с ними тоже будешь крепок. А Иаков пред этим боялся Исава, брата своего, который шел против него четырьмястами человек! Дивно промышление Твое, Господи, об избранных Твоих, о возлюбленных Тебе людях: до чего Ты нисходишь, Всемогущий и Неописанный, к их ограниченной природе! Чтобы дать Иакову чувственное, наглядное доказательство того, что его не одолеют люди, которые захотят с ним бороться, Ты позволяешь ему сделать опыт борьбы с Тобою, всесильным Богом! Какая близость Бога к человеку, какое, можно сказать, братство между ними! Какая любовь Творца к твари: мало того, что показал Он Иакову ополчившихся за него Ангелов Божиих, сильных крепостию, – Он Сам явился ему и вступил в дружескую борьбу с ним. Верую, Господи, и исповедую, что Ты все миры Свои одинаково объемлешь Своею любовию и никого не покидаешь, потому что все – Твое. Верю, что Ты – Ипостасная Любовь, и хотя бесконечно дорого было для Тебя искупить людей от вечной погибели, но по любви Своей, ни для кого вполне не постижимой и неизглаголанной, Ты благоволил искупить их Своими страданиями и смертию. Вижу, что Ты и теперь Тот же любвеобильный Господь всего, Который с отеческой любовию и в простоте, свойственной временам патриархальным, являлся верному рабу Своему Иакову. По любви Твоей и милости Твоей спаси меня, Творец и Бог мой, презирая все грехи мои!

Дневник. Том I. 1856.

С кем же боролся Иаков?

Здравствуйте! Ваш вопрос требует глубокого и обстоятельного ообъяснения, не в рамках данной статьи. Но попробуем вкратце наметить линию ответа.

Слово «Элоим» понимается не только как имя Творца, но и как определение «имеющих силу». Поэтому судьи тоже именуются Торой в некоторых местах «элоим». Здесь же шла речь об ангеле. Они тоже называются «элоим». Отрывок, который Вы имеете в виду, повествует о противостоянии Яакова и ангела Эсава. Дело в том, что и Эсав, и Яаков знали, что одному из них быть первым в этом мире. Или первым будет Яаков, и тогда на земле будет торжествовать слово Творца, люди будут помнить о том, для чего живут… Духовность будет присутствовать в мире. А если главенствовать будет Эсав, то вся жизнь будет чисто материальная, места Всевышнему на земле не будет (в сознании людей). Яаков встретился ночью с ангелом Эсава и боролся с ним до утра. Понятно, что речь идет не о физическом противостоянии, а о духовном. В конце концов ангел сказал Яакову – ты победил и людей (Лавана, который тоже замышлял дурное против семьи Яакова – зерна еврейского народа) и ангелов. Помимо этого ангел признал законность получения Яаковом благословения Ицхака. Оно являлось залогом успешной реализации потенциала, заложенного в первородстве, которое, как помните, Яаков честно купил у Эсава. Несмотря на это, Эсав очень сердился на Яакова, что он завладел благословением отца. Теперь же сам ангел Эсава согласился с Яаковом, что благословение принадлежит ему по праву. На это намекает и новое имя, которое, как предсказывает ангел, Творец даст ему вскорости. «Исраэль» — ישראל в ивритском написании, в этом слове видно зашифрованное слово ישר (яшар) — прямой, честный. То есть, Яаков честно владеет благословением отца.

Напоследок ангел повредил Яакову бедро. Это — напоминание ему и всем его потомкам, что Эсав не отказывается от своей борьбы за власть над миром. Если «выходцы из бедра», то есть, переводя на наш язык с языка Торы, потомки Яакова, отойдут от своей миссии, ради которой получили благословение Ицхака, то Эсав придет и потребует свою долю! Прежде всего он попытается различными способами увести евреев от мысли о Всевышнем, чтобы они больше не несли ее в мир. Как мы видим, к сожалению, это часто удается современным наследникам Эсава. Однако винить надо самих себя. Если мы будем твердо держаться нашего наследия, миру Эсава не удастся одолеть нас ни духовно, ни физически.

Читайте:

Тора с комментариями Раши

Заповедь, запрещающая есть бедренное сухожилие

Сказано в Торе: «Поэтому не едят сыны Израиля сухожилие, которое в бедре» (Берешит 32:33).

Стих говорит о бедрах обеих задних ног кашерных животных — как домашних, так и диких, а также их эмбрионов.

Существуют две разновидности сухожилий: внутреннее сухожилие, находящееся непосредственно вблизи углубления берцовой кости, и оставшаяся часть внутреннего сухожилия, расположенная дальше ее углубления, включая все внешние сухожилия с другими жилами и перепонками, а также жир, находящийся на этих сухожилиях. Первую разновидность сухожилий запрещено употреблять в пищу по закону Торы, вторую — по указанию мудрецов.

Съевший бедренное сухожилие от невела (мясо животного, забитого не по законам шхиты) или трефа (мясо кашерного животного, имеющего рану или болезнь, при которых оно не проживет двенадцать месяцев) нарушает два запрета — на бедренное сухожилие и на запрещенное мясо невела и трефа. В соответствии с Устной традицией, указанное сухожилие можно использовать в любых других целях (кроме еды).

Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

2.Заповедь, запрещающая делать так, чтобы хамец был виден в доме или владениях еврея в течение всех семи дней Песах

Сказано в Торе: «Да не будет у тебя видно хамеца (квасного); да не будет у тебя видно закваски во всех твоих пределах» (Шмот 13:7).

Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

3. Заповедь, запрещающая оставлять хамец на Песах в доме еврея или его владениях

Сказано в Торе: «Семь дней закваска не должна находиться в ваших домах» (Шмот 12:19).

Если еврей умышленно оставил хамец у себя в доме на дни Песах — например, сделав квасное тесто в Песах, оставил его дома или, купив хамец, намеренно спрятал его у себя, — то тем самым он нарушил два запрета: 1) хамец не должен быть виден у него в доме; 2) хамец не должен находиться у него в доме; поэтому он дважды заслуживает наказание малкот. Но если еврей просто оставил хамец, не уничтожив его до наступления Песах, то ему, несмотря на то что он нарушил два упомянутых выше запрета, не полагается малкот, поскольку он не совершил активного действия.

Если хамец, принадлежащий нееврею, находится в доме еврея, принявшего на себя за него ответственность, то он обязан уничтожить хамец. Однако если еврей не взял за него ответственности, то запрета на хранение хамеца нет, поскольку сказано в Торе: «Да не будет у тебя видно квасного…» (Шмот 13:7), — т.е. у еврея не должно быть видно его хамеца, но не чужого. Впрочем, если нееврей может (в соответствии с нееврейскими законами данной местности) привлечь к суду еврея (у которого пропал взятый на хранение нееврейский хамец), то тогда даже не принявший на себя ответственность еврей обязан уничтожить хамец.

Наши мудрецы запретили извлекать какую-либо выгоду из хамеца, находившегося во владении еврея во время Песах, как штраф за то, что еврей нарушил два запрета (видеть и хранить хамец в доме). И даже если хамец был оставлен неумышленно, по ошибке, его запрещено использовать.

Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

4. Заповедь, запрещающая есть хамец в Песах

Сказано в Торе: «Не будете есть хамец (квасное)» (Шмот 13:3).

Запрещено также извлекать из него какую-либо пользу. Намеренно съевший во время Песах кезаит (около 28 — 33 см3) хамеца получает наказание карэт; съевший непреднамеренно должен принести в Храм особую жертву — хатат.

Не имеет значения, каким способом еврей употребляет в пищу хамец — в твердом виде или жидком. Еврей, съевший умышленно хамец в объеме меньше чем кезаит, наказывается наказанием макот мардут.

Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

5. Заповедь, запрещающая есть в Песах пищу, к которой примешан хамец

Сказано в Торе: «Ничего квасного не ешьте» (Шмот 12:20).

Запрет касается любого вида пищи, в которую входит хамец, независимо от того, с чем хамец смешан (с таким же видом, из которого сделан сам, или с любым другим видом). Если в смеси продуктов находится хамец объемом кезаит («с маслину»), смешанный в смеси, составляющей по объему прас (по одному мнению, равный объему 3 яиц, по другому 4), то запрет нарушен. Однако за такое нарушение не следует наказание карэт.

Если в смеси находится хамец в меньшем, чем кезаит, объеме, то съевший ее заслуживает макот мардут — за неповиновение.

Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

Иаков, сын Исаака

Первое упоминание человека с таким именем встречается в Ветхом Завете, точнее в Книге Бытия. Там Иаков представлен как младший из братьев-близнецов, родившихся у патриарха Исаака от его супруги Ревекки. С помощью матери ему удалось обмануть полуослепшего отца и получить у него благословение на первородство. За свой поступок он расплачивался всю свою жизнь. В частности, опасаясь мести брата, Иаков бежал в Харран, где женился на двух сестрах, отслужив за них 14 лет. Они, а также служанки Зелфа и Валла, родили ему в общей сложности тринадцать детей. Когда Иаков вернулся из добровольного изгнания, его единственную дочь обесчестил царь Сихема. Ее братья в ответ на такое оскорбление устроили резню и отомстили жителям города.

[править] Упоминания

В талмудической литературе

В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа, избранник среди патриархов (Быт. Р. 76:1), образец добродетели и справедливости, которому Бог открыл даже тайну мессианского избавления (Мид. Пс. 31:7: см. также Мессия) и, поместив его выше всех остальных смертных и чуть ниже ангелов (Мид. Пс. 8:7), запечатлел его лик на Своем троне (Быт. Р. 82:2).

В искусстве

Личность и история жизни Иакова послужили основой для многочисленных произведений литературы и искусства, в частности романа «Былое Иакова» в тетралогии Томаса Манна «Иосиф и его братья».

«Во имя Отца»

Часть 1. Наследие отца

Придя на землю, Сын Всевышнего Иисус сказал: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» «Наипаче ищите Царствия Божия … не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе … сокровище неоскудевающее на небесах» (Иоан.8:39. Лук.12:31-33). Именно по этой причине потомки Авраама, по выходу из Египта овладев семью народами в земле Ханаан, должны были жить в кущах (шалашах – Неем.8:14-16) или шатрах. Всё это было символом, пророческим действием: сыновья Небесного Отца не имеют здесь «постоянного града» — во всех отношениях считая себя лишь временными жителями «царств земных» (Откр.17:10). Апостол Павел писал по этому поводу: «что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Фил.3:7,8,20).

Часть 2. Вера отца

Авраам и его жена Сарра, дожив до старости, не имели детей. Но, именно в многочисленном потомстве и заключалось земное благословение Всевышнего для Авраама. Услышав об этом «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, … так что он стал отцом всех верующих» (Рим.4:11,12).

Когда обещанный сын Исаак достиг подросткового возраста, Бог сказал Аврааму: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт.22:2). Конечно же, эта история являлась пророческим действием, указывающим на знаменательную жертву с небес: «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16).

После так называемого «жертвоприношения» Исаака – Всевышний поклялся самим собой: «благословятся в твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт.22:18). Авраам пророчески верил в то, что после жертвоприношения Бог воскресит Исаака (Евр.11:19.) – благодаря жертве воскресшего Христа, через семь седьмин, в Пятидесятницу (Деян.2 гл.) мы наблюдаем события, о которых пророчествовалось: «Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих?» (Ис.66:8). Позднее, апостол Павел, дополняя данную тему напишет: «Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. Мы, братия, дети обетования по Исааку» «Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал.3:7) (Гал.4:22,23,28. Гал.3:7,29,26). Итак, друзья: читая эти слова, мы видим, что, Авраам являлся прототипом, образом Небесного Отца, Отца всех истинно верующих.

Потомки Иакова[ | ]

Основная статья: Колена Израилевы

Племена потомков двенадцати сыновей Иакова, согласно Библии, образовали израильский народ.

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова. У Иакова были две жены — Лия, Рахиль, и служанки жён — Валла и Зелфа.

  • Сыновья Лии : Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон.
  • Сыновья Рахили : Иосиф, Вениамин. Рахиль умерла при родах последнего.
  • Сыновья Валлы : Дан, Неффалим.
  • Сыновья Зелфы : Гад, Асир.

Перед смертью Иаков призвал к себе сыновей для благословения потомства и вместе с этим событием усыновил двоих сыновей своего сына Иосифа — Манассию и Ефрема, и возвёл этих двух своих внуков в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа. Поэтому в израильском союзе племён отсутствовало колено Иосифа. А общее число колен было тринадцать[источник не указан 594 дня

Но так как род Левия в годы Исхода из Египта был призван на священство, был лишён доли при разделе землевладений и жил за счёт обязательного налога (десятины) в пользу материальной поддержки культа Яхве, то, как правило, в политической жизни Израиля фигурируют только двенадцать колен; хотя физически в союзе племён Израиля существовало не двенадцать, а четырнадцать территорий, занимаемых двенадцатью израильскими коленами. Это связано с тем, что появившиеся в силу разных причин две «дополнительные» клановые территории, принадлежавшие родам Манассии и Дана, были расположены почти как колонии отдельно от основных владений[источник не указан 594 дня

В соответствии с перечислением потомков Иакова в Книге Бытия, единственной дочерью Иакова (от Лии) была Дина, однако среди комментаторов Пятикнижия возникла версия и о существовании других, не упомянутых в перечне детей дочерях Иакова[источник не указан 594 дня

Цветаева Я тебя отвоюю… English

I will fight you away from every sky, from every land, For the forest is my cradle, the forest is where I’ll end, For I stand upon the ground with only one foot of two, For I’ll sing a song that nobody else could sing for you. I will fight you away from every night, from every time, From every sword, every banner of golden shine, Chase the dogs away, throw the keys as far as I can – For in the earthly night I’m truer than dog to man. I will fight you away from all of them, from her – the one, So you be nobody’s groom, I – wife to none, In the last contest I will take you – don’t say a word! – From Him with Whom Jacob wrestled beside the ford. But until I cross your arms o’er your breathless breast – Damn it! – still yourself will remain by you possessed, Your two wings that aim at the ether beyond the sky – For the whole world is your cradle, the whole world is where you’ll die! *** Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого что я тебе спою — как никто другой. Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей, У всех золотых знамён, у всех мечей, Я ключи закину и псов прогоню с крыльца — Оттого что в земной ночи; я вернее пса. Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи! — У того, с которым Иаков стоял в ночи. Но пока тебе не скрещу на груди персты — О проклятие! — у тебя остаешься — ты: Два крыла твои, нацеленные в эфир, — Оттого что мир — твоя колыбель, и могила — мир! 1916

Борьба за благословение

Иаков находится на пути к своему отчужденному брату Исаву и надеется помириться с ним, когда ночью он встречает таинственного человека на берегу реки, говорится в главе 32 Библии и Книги Бытия Торы.

Стихи с 24 по 28 описывают борьбу между Иаковом и человеком, в которой Иаков в конечном счете преобладает: «Иаков остался один, и человек боролся с ним до рассвета. Когда человек увидел, что не может одолеть его, он коснулся Гнездо бедра Иакова, так что его бедро вывихнулось, когда он боролся с мужчиной. Тогда мужчина сказал: «Отпусти меня, потому что это рассвет». Но Иаков ответил: «Я не отпущу тебя, если ты не благословишь меня». Человек спросил его: «Как вас зовут?» «Иаков, — ответил он. — Тогда человек сказал:« Тебя больше не будут звать Иаков, а Израиль, потому что ты боролся с Богом, с людьми и победил ».

Архангел Фануил?

Некоторые люди идентифицируют Архангела Фануила как человека, который борется с Иаковом из-за связи между именем Фануила и именем «Пениэль», которое Иаков дал месту, где он боролся с человеком.

В своей книге «Книжники и мудрецы: ранняя еврейская интерпретация и передача Священного Писания», том 2, Крейг А. Эванс пишет: «В Быт. 32:31 Иаков называет место своей борьбы с Богом« Пениелем »- лицом. Ученые считают, что ангельское имя «Фануил» и место «Пениэль» этимологически связаны ».

Мортон Смит пишет в своей книге «Христианство, иудаизм и другие греко-римские культы», что самые ранние из существующих рукописей указывают на то, что Иаков боролся с Богом в ангельской форме, в то время как в более поздних версиях говорится, что Иаков боролся с архангелом. «Согласно этому библейскому тексту, счастливый конец борьбы Иакова с таинственным противником, патриарх назвал место встречи Пениэль / Пенуэль (Фануил). Указывая первоначально на своего божественного противника, имя было вовремя прикреплено к ангельскому заменителю «.

Как справиться с гневом

Примирение Иакова и Исава произошло потому, что оба брата изменились. Когда Иаков присвоил и первородство, и благословение с помощью хитрости и обмана, он не думал о том, что чувствует Исав. Только в Харане, испытав на себе хитрость и обман Лавана, он сумел понять, как сам, должно быть, обидел брата. Если бы Иаков повел себя так же по отношению к Лавану, желая его смерти или разорения, ни о каком примирении не могло бы быть и речи. К счастью, несмотря на то, что с ним обошлись несправедливо, Иаков не жаловался и не таил злобы, которая могла бы отравить его душу. Вместо этого он простил своего дядю и усердно служил ему, хотя Лаван много раз обманывал его. Глубокая любовь Иакова к Рахили помогла ему стерпеть и преодолеть все испытания. Через страдания, которые ему пришлось перенести, его сердце и душа очистились и укрепились. Не правда ли, когда к нам относятся несправедливо, мы часто начинаем обижаться, злиться и жаловаться, обвиняя во всем своих недругов? Однако лучше остановиться и подумать. Мы можем задуматься о нашей прошлой жизни и вспомнить случай, когда мы сами были с кем-то несправедливы. Может быть, мы просто пожинаем то, что сами посеяли? Даже если мы не можем вспомнить за собой никаких неправедных поступков, месть ничего не решит. Она будет умножать несправедливость, и к тому же наш характер будет становиться только хуже.

[править] Потомки Иакова

→ Колена Израилевы

Племена потомков двенадцати сыновей Иакова, согласно Библии, образовали израильский народ.

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова (Быт. 49:28). У Иакова были две жены — Лия, Рахиль, и служанки жён — Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа).

  • Сыновья Лии: Рувим (Рэ’увен), Симеон (Шим’он), Левий (Леви), Иуда (Иехуда), Иссахар, Завулон (Зевулун).
  • Сыновья Рахили: Иосиф (Йосэф), Вениамин (Биньямин).
  • Сыновья Валлы (Билхи): Дан, Неффалим (Нафтали).
  • Сыновья Зелфы (Зилпы): Гад, Асир (Ашер).

У Иосифа были двое сыновей: Манассия (Меннаше) и Ефрем (Эфраим), которых Иаков возвёл в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа (Быт. 48:5; ср. ИбН. 14:4), что увеличило число колен до 13.

В соответствии с перечислением потомков Иакова в Книге Бытия единственной дочерью Иакова (от Лии) была Дина, однако среди комментаторов Пятикнижия возникла версия и о существовании других неупомянутых в перечне детей дочерях Иакова.

Иаков — брат Господень

Еще один персонаж Библии с таким именем — это сын Иосифа, с которым была обручена Дева Мария. В церковной традиции его принято называть Меньшим апостолом Иаковом, и он считается братом Христа по плоти. В детстве он сопровождал Марию, Иосифа и младенца Иисуса во время бегства в Египет, а впоследствии стал первым иерархом Иерусалима. Кроме того, известно послание Иакова, в котором он пишет о том, как получить мудрость, и о радости в перенесении искушений. Ему же принадлежит известная фраза “Вера без дел мертва”, которая относится к числу наиболее цитируемых истин, приведенных в Библии.

Сохранились свидетельства о трагической кончине святого Иакова, сына Иосифа. В частности, известно, что примерно в 63 году, на еврейскую Пасху, книжники и фарисеи решили дискредитировать Христа в глазах народа и попросили его, уже престарелого, брата взобраться на кровлю храма и объяснить людям, что Иисус — обычный человек и не является спасителем. Иаков взошел туда, куда ему указали, и без страха вещал с высоты правду. За это его столкнули вниз и забили камнями, причем до последней секунды он молился и прославлял Господа.

Теперь вы знаете, с кем Иаков стоял в ночи. И, возможно, песня, которую двадцать лет назад написал на стихи Марины Цветаевой Игорь Крутой, для вас приобретет совсем иной смысл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector