Храмы моего города. храм знамения иконы божией матери в кунцеве

Духовенство храма

Ипатий, епископ Анадырский и Чукотский
(Валерий Юрьевич Голубев), 1966 г. р.
день тезоименитства 13 апреля

иерей Александр Сергеевич Досталь, 1976 г. р.
день тезоименитства 23 июня
пресвитерская хиротония 19.09.2011

иерей Александр Сергеевич Дроздов, 1982 г. р.
день тезоименитства 12 сентября
пресвитерская хиротония 18.10.2009

иерей Иван Андреевич Коханов, 1986 г. р.
день тезоименитства 20 мая
пресвитерская хиротония 1.01.2017

Социальное служение
«Общество анонимных наркоманов» —
понедельник и пятница 20:00
Анна Юрьевна Ефремова, iskorka_2624@mail.ru

Окормляемые учреждения
• Психоневрологический диспансер № 4
• Городская клиническая больница № 51
• ГБУ Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом»

Молодежная работа
молодежный клуб «Знамение» каждое воскресенье с 11:30
до 13:00 проводит встречи и дискуссии по религиозным
вопросам и актуальным проблемам современности, посе-
щает детские дома, оказывает помощь инвалидам, органи-
зует паломнические поездки, спортивные мероприятия.
иерей Иоанн Коханов, ivankokh@gmail.com

Воскресная школа

• для детей
воскресенье после Божественной литургии:
Закон Божий, хоровое пение, художественный кружок
Анастасия Вячеславовна Левандовская, levanas@yandex.ru
• для взрослых
среда — 19:00, воскресенье — 17:00
катехизис, Новый Завет, церковнославянский язык, осно-
вы богослужения, церковное искусство, Устав, апологети-
ка, догматика, история Церкви и др.
Александр Георгиевич Рышковский, alexandrr@yandex.ru

Миссионерское служение
службы храма сотрудничают с подразделениями Национальной гвардии Западного округа Москвы. Проводятся
ознакомительные лекции по православию, экскурсии по храмам, спортивные соревнования в детских образовательных учреждениях и многое другое.

Александр Георгиевич Рышковский, alexandrr@yandex.ru

Беседы с прихожанами
по пятницам после вечернего богослужения

Огласительные беседы

четверг 19:00, суббота 15:00
Александр Георгиевич Рышковский, alexandrr@yandex.ru

Архитектурный стиль: барокко на русский лад

Стиль, в котором Лев Нарышкин построил Покровскую церковь, носит его имя – нарышкинское барокко. Дядя Петра I, как и его знаменитый племянник, был большим любителем всего европейского, и ему нравились пышно украшенные барочные здания, но в то же время он не хотел полностью отказываться от русских традиций. В результате вся усадьба Нарышкина в Филях, включая и храм, была выстроена в своеобразном стиле: здания были богато украшенными, но при этом не казались громоздкими. 

Композиция этой церкви тоже традиционная для русских, православных храмов – ее первый этаж имеет прямоугольную форму, а второй и последующие – форму восьмиугольника. Здания этого типа называются «восьмерик на четверике», и изначально так строились деревянные церкви, а после возведения храма в Филях, стали появляться и другие каменные храмы такой формы. 

Кто был архитектором Покровского храма, точно неизвестно. В 1712 году в усадьбе Нарышкиных случился пожар, во время которого сгорело множество документов, в том числе и все бумаги, имеющие отношение к возведению церкви, в которых упоминалось имя ее создателя. Часть исследователей предполагает, что архитектором храма был Яков Бухвостов, создававший и другие здания в стиле нарышкинского барокко, но есть и другая версия – что его построил другой известный в то время зодчий Петр Потапов. 

Ложа для скромного царя

Интерьеры этого храма создал знаменитый иконописец и резчик по дереву Карп Золотарев. К сожалению, внутреннее убранство нижнего храма до наших дней не сохранилось – все было уничтожено французами в 1812 году. Зато на втором этаже почти все созданные Золотаревым произведения искусства уцелели. Там находятся уникальные резные Царские врата, позолоченный алтарь и девятиярусный иконостас, имеющие не только религиозную, но и музейную, историческую ценность. 

Поскольку храм строился в усадьбе близкого родственника Петра I, было очевидно, что царь наверняка будет время от времени посещать это место. Поэтому на втором этаже церкви была сделана «царская ложа» — маленький балкон, где российский правитель мог бы находиться во время служб. Однако Петр Алексеевич, приезжая в Покровский храм, предпочитал скромно стоять среди остальных молящихся и никогда не пользовался этим балконом. 

Сток под вопросом

«Исторически здесь всегда был естественный сток вод. Вода течет по склону, попадает в Москва-реку, – протоиерей Борис Михайлов, настоятель Покровского храма в Филях, показывает рукой в сторону набережной. – Что планируют сделать сейчас? Территорию в низине, где была промзона речного порта, хотят застроить 70-метровыми жилыми домами, провести там восьмиполосное шоссе. Под это строительство нужно будет забетонировать площадку, и она станет плотиной на пути воды. На том месте, где сегодня стоит храм, будет болото».

Отец Борис – искусствовед по образованию. Он написал книгу по истории филевского храма и влюблен в него всей душой. О грядущей застройке настоятель узнал от местных жителей, многие из которых его прихожане.

Они развернули настоящую борьбу против строительных планов. Застройка, по их мнению, повредит не только храму, но и сделает невыносимой жизнь остальных обитателей Новозаводской улицы.

Сложные грунты под местом будущего строительства приведут к разрушению соседних домов, исчезнут спортивные площадки, квартал окажется в кольце дорог.

Местные жители собрали более тысячи подписей жильцов в свою поддержку, написали письма президенту, премьер-министру, мэру Москвы, в целый ряд государственных учреждений.

Образцы этих писем выложены в соцсетях. Их предлагают подписать и отправить от своего имени всем желающим.

– Я такой пролетарской ярости не видел, воспроизвести это невозможно, – вспоминает отец Борис общественные слушания в ноябре, где жильцы встретились лицом к лицу с застройщиками.

Застройщик – ОАО «Порт-Сити», одним из учредителей которого является Михаил Хубутия, председатель Союза грузин России и председатель совета директоров торгового дома «Шатер» (управляет московскими Гостиным Двором и Манежем).

– На слушаниях застройщикам удалось получить перевес в голосах, – говорит Сергей Клычков, координатор движения «Архнадзор». – Они представили свои списки, где фигурировало более 2000 подписей за строительство. В основном в этих бумагах подписались сотрудники ближайших кафе и шиномонтажей. Сейчас местные жители обратились в прокуратуру, поскольку подозревают, что часть подписей подделали.

Судьба строительного проекта, который поставит под угрозу будущее уникального храма, сегодня не ясна. «Понятно, что застройщики не откажутся от него просто так, будут продавливать его», – говорит отец Борис Михайлов. С этим мнением согласен и эксперт «Архнадзора».

В самом «Порт-Сити» отрицают, что застройка Западного порта негативно повлияет на состояние храма. «Разговор про отсутствие стоков – это разговор дилетантов, – говорит сотрудник компании, который отказался назвать свое имя. – Понятно, что о сплошной бетонной стене, которая создаст болото наверху, речи не идет. Все-таки проект делали специалисты».

«Не нужно быть специалистом, чтобы понимать: три 70-метровые высотки и многополосная трасса нарушат исторически сложившуюся гидрологеолгическую ситуацию», – говорит отец Борис Михайлов.

По словам сотрудника «Порт-Сити», сейчас проект проходит доработку в НИИ Генплана. Сроки начала строительства пока неизвестны.

История Храма

История храма началась с организованной в 1900 году в Спасском уезде женской богадельни, которая впоследствии была преобразована в Полунинскую женскую общину. Название община получила по имени основателя богадельни купца Василия Ивановича Полунина. В 1906 году одна из послушниц общины начала строить вблизи села Крылатского, на землях, пожертвованных местными крестьянами, подворье и храм по проекту архитектора В. Ф. Жигардловича.

года храм освятил епископ Рязанский и Зарайский Никодим. В 1915 году рядом с храмом начали строительство звонницы, ворот и бытовых помещений, однако окончательно строительство завершено не было. В 1917 году подворье преобразовали в Серафимовскую общину и подчинили Московской епархии, община была также известна, как Кунцевский монастырь.

В 1919 году, когда в стране люди страдали от голода, Марина Цветаева отдала сюда свою дочь, в надежде спасти ее, но девочка не выжила.

Монастырь упразднили в 1922 году, а храм преобразовали в приходской, изъяли из него ценности, но службы прекращены не были. С 1924 по 1925 годы на деньги прихожан в церкви проводят капитальный ремонт, а в 1928 году заменяют сгнившие балки и венцы. Храм закрывают в 1927 году. Владельцы здания часто менялись, сначала в нём располагались детские учреждения, потом производственные помещения. В 1994 году частный автосервис начал снос зданий, однако в результате усилий краеведов снос был прекращён.

В 1997 году, после неудачных попыток передачи уцелевших построек бывшей церкви Русской Православной Церкви, рядом с ними был построен храм-часовня преподобного Серафима Саровского. В 1998 году сохранившиеся здания старого храма переданы общине, храм поставлен на государственный учет и госохрану как памятник истории и культуры «Комплекс Серафимовской женской обители в составе: церкви Преподобного Серафима Саровского, часовни со сторожкой и пилоном ворот с прилегающей территорией».

В 2000 году церковь стала подворьем Саввино-Старожевского монастыря.

В 2001 году был утвержден проект двухэтажного храма, который предполагается построить на месте часовни.

Это интересно: Храм Рождества Христова в Измайлово, Москва — разбираем по пунктам

1940-1950-е г.г.

В последующие годы после окончания Великой отечественной войны состояние церкви резко ухудшилось. На памятнике росли деревья, белокаменный декор еле удерживался. Первым исследователем и реставратором тех лет был архитектор Е. В. Михайловский. В 1953–1954 годах им был выпущен проект реставрации памятника при участии И. В. Ильенко. Проект предусматривал полное восстановление первоначального облика памятника с разборкой поздних пристроек и закладок. Проект не был осуществлен в полной мере, но послужил хорошей основой для будущего ведения работ. И все же в те годы архитекторам удалось восстановить центральную главу, барабаны и главы алтаря. Были изготовлены прорезные кованые кресты, выполненные по сохранившемуся центральному кресту, спасенному П. Д. Барановским в 1920 годы.

При реставрации 1950-х годов белокаменный и кирпичный декор храма Знамения, а также покрытия были восстановлены. Не восстановлена была четвертая малая главка храма над его западной частью.
В середине 1950-х годов Знаменская церковь оказалась скрытой во дворе за новым зданием Московского университета; её глава, возвышающаяся над кровлей главного корпуса, видна лишь с большого расстояния.

1970-1980-е г.г.

В 70-х годах производилась частичная реставрация фасадов храма. Но состояние здания храма с каждым годом ухудшалось. Трёхсотлетний кирпич был выщерблен, выветрен, а с алтарной стороны вылущен целыми глыбами. Вследствие многочисленных пристроек к зданию храма от сырости просел фундамент, прорвало стены, хотя их толщина более 1 метра 30 сантиметров. Одна главка утрачена, кресты покосились и, по свидетельству реставраторов, готовы были упасть. Поскольку в алтаре были установлены варочные плиты, три трубы были выведены наружу, вибрация труб немало поспособствовала разрушению стен.

Соответственно и внутренняя часть церкви утратила роспись, получив взамен примитивную «гигиеническую» плитку вплоть до второго этажа. Колоколов на колокольне, размещённой по оригинальному архитектурному решению под главой храма, не было, оставались лишь только балки. Кроме того, церковь пострадала во время Великой Отечественной войны (рядом с ней взорвалась авиационная бомба). Несмотря на переезд Правительственной больницы в Кунцево и многочисленные обращения специалистов в федеральные органы власти с просьбами повлиять на судьбу храма, состояние его оставалось плачевным.

По материалам издания  «Церковь Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом дворе», 2009

История

Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.

Документов об авторе церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик, некоторые искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова, зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке.

В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком — там, где был двор Л. К. Нарышкина, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим — для того же заказчика.

Храм Покрова в Филях — пятиярусная центрическая церковь, построенная в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание церкви с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трех сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает в себе зимнюю и летнюю церкви и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.

Храм в 1888 году

На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I.

Позднее около церкви был разбит регулярный парк.

Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.

Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).

По храму село Фили было названо Покровским. Мимо храма проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.

В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него.

До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.

Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.

В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.

С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения; первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов, но регулярные богослужения не возобновились.

После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма; в нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.

В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.

Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.

На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.

История

Возведение первого строения храма иконы Матери Божией Знамение датируется еще 1744 годом, инициатором строительства тогда выступил князь Нарышкин, двоюродный брат Императора Петра. Получив во владение вотчину князей Милославских, Нарышкин решил возвести на территории своей усадьбы Храм, который в последствии освятили в честь иконы Знамение.

Обитель несколько раз ремонтировалась и перестраивалась, пока в конце двадцатого столетия полностью не обветшала.

Императорской комиссией по археологии было принято решение снести церковь, от прежней постройки остались только фрагменты фундамента и западная стена. Деньги на строительство нового Храма выделила владельца усадьбы Кунцево Надежда Солдатенкова. В авторы проекта пригласили знаменитого московского зодчего Сергея Соловьева.

Строительство возобновилось в 1911 и завершилось двумя годами позже. По окончании строительства, в том же году Храм освятили. К сожалению, Соловьев не дожил до этого момента, возведение Храма закончилось уже после смерти автора чертежей.

Богослужения в Храме продолжались до 1932 года, затем церковь закрыли, снесли отдельно стоящую колокольню, в помещении Храма сначала располагался склад, затем фабрика, а потом библиотека.

В 1991 году здание вернули Православной церкви, а правнук Солдатенкова Николай (протоирей Православной Церкви во Франции) передал опись ценностей, которые до революции хранились в Знаменской церкви. Среди прочих вещей там были старинные серебряные дарохранительницы, напрестольные Кресты с мощами Николая Святителя, иконы в серебряных окладах и многое другое.

Храм частично восстановили и начались Богослужения. До сих пор проводятся работы по восстановлению внутреннего убранства Знаменской церкви в Кунцево.

Обитель имеет несколько приделов: главный освящен в честь иконы Знамение, северный — во имя Варвары Великомученицы, а южный – в честь Василия Исповедника.

В местном приходе активно ведется работа с молодежью, по воскресеньям работает церковно-приходская школа, социальная служба оказывает помощь пенсионерам, многодетным и людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector