Фотоальбом
Содержание:
- Преобразования реликвии
- Перед Кийским крестом читаются молитвы и песнопения
- Мешок земли в подношение
- Храм Сергия Радонежского внутри
- Подробное описание
- Подготовка взрослых ко Крещению
- Главная святыня
- В чем помогает Кийский крест
- История церкви Сергия Радонежского в Крапивенском переулке
- Вне утрат
- У ПОДНОЖИЯ
- Две небольшие молитвы крестных о своих крестниках
- Иконы святых, ихже мощи водружены во Святом Кресте
- «Кий сей остров?»
- Крестные родители (восприемники)
- Крест с мощами был отдан в Крестный монастырь
- Путешествие на остров
Преобразования реликвии
Уникальный мощевик явился символом преемственности многовековых христианских традиций исторической Палестины. Кийский крест в Москве был дополнен рядом элементов. При этом были сохранены на двух его сторонах:
- части дерева Креста Господня Животворящего;
- камни, взятые с мест евангельских событий;
- части святых мощей русских и восточнохристианских святых.
Реликвию «обложили» серебром, слюдой, оставив изображения христианских праздников. В Кийском кресте в Крапивниках остались врезанные в вертикальное дерево шесть четырехконечных распятий, размер которых 10,5 на 7,5 на 0,7 см. Сейчас один из них утрачен. Они украшены миниатюрной резьбой с расположенными на ней клеймами с праздниками и евангелистами.
Сегодня святыни, вложенные в Радонежский Кийский крест, обрамляют 16 серебряных восьмиконечных звезд, закрытых 104 пластинами из серебра. На них сделана гравировка, изображающая по пояс тех святых, мощи которых размещены прямо под ними в ковчегах прямоугольной формы.
Эти образы исполнили русские мастера, основываясь на иконописных подлинниках. Под нижней перекладиной размещена серебряная с позолотой пластина прямоугольной формы. Ее размеры 25,5 на 18,3 см.
На торцах и по периметру мощевик имеет геометрический орнамент, покрытый серебряной басмой. Нужно отметить, что художественная программа Никонова креста является уникальной. Она не имеет аналогов ни в византийском, ни в западном, ни в русском искусстве.
Перед Кийским крестом читаются молитвы и песнопения
Перед Кийским крестом читается тропарь и кондак во время его празднования.
Тропарь, глас 1:
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак, глас 4:
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.
Также перед крестом читается молитва святейшего Патриарха Никона:
О Пречестный и Животворящий Кресте! Ты вселенную всю освяти и свет наведе. Ты от востока, и запада, и севера, и юга во едину Церковь, и во едину веру, и во едино крещение и любовь вся связал еси. Ты непобедимый град христианом, победное оружие Царя Христа.
Ты еси вселенныя слава и радование, безсильных сила, благочестивых людей победа и укрепление, воинов дерзновение, путешественником спутник, бедствуемых избавление, обуреваемых тишина, монахов сила, мирских хранителю, всех святых святое и честное украшение. Тебе, Кресту Христову, да поклонюся, Тебя да облобызаю, Тебя вседушне целую со страхом и радостию: со страхом за недостоинство мое, с радостию же за благодать, юже ми даруеши. Тобою бо врата райская затворенная паки отверзаются, ад сокрушается, небесная со земными соединяются, оставление грехов даруется. Аз же чадом Божиим и наследником Царствия Небеснаго нарицатися сподобляюся.
О, Кресте Христов, движущихся на мя и борющих страстей море без напасти мимоити устрои, устремляющиеся же на мя волны и бури утиши, мир сотвори, и житие безмятежне ми прейти сподоби. Горесть и болезнь напастей, и бед, и искушения на благость преложи, и умили, и утеши душу мою, падающую унынием и скорбию.
Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте, яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Мешок земли в подношение
Когда же крест был привезён в монастырь, его установили в центре алтаря главного — Крестовоздвиженского — собора новой обители. И почти сразу же к святыне началось массовое паломничество. Ехали сюда люди, чтобы поделиться с чудесным даром патриарха своими бедами и попросить излечения от недугов. Известно, что только в первые годы пребывания креста на острове Кий здесь получили исцеление немало людей, а несколько слепых обрели зрение. В благодарность за помощь и здравие паломники приносили святыне подарки, однако для монахов Кийской обители самым важным и нужным подношением в те годы был …мешок плодородной земли. Ведь монастырь стоял на голой скале, где ничего не росло из-за скудости почвы. Однако уже через несколько лет благодаря «пожертвованиям» верующих окрестный ландшафт преобразился. Остров Кий превратился в дивный сад, где росло множество деревьев и трав. Сам Никон, приехав сюда в 1660 году, просто не узнал некогда пустынную каменистую пустошь. Изменившийся остров так поразил патриарха, что он прожил здесь несколько месяцев, самолично руководя постройкой новых монастырских зданий. Однако спустя годы от благодарных верующих крест стал получать и иные дары. Так, в 1843 году для святыни был изготовлен необыкновенный кивот из розового мрамора на полукруглой тёмно-синей подставке стоимостью пять тысяч рублей, полученных в качестве пожертвований. Вот как описывал этот подарок святыне современник: «В верху полукружия изображение Евангелия белаго цвета и по бокам в равном от него расстоянии два круга тёмно-синего цвета». Созданием этого оригинального украшения руководил архиепископ Игнатий (Семёнов) Олонецкий, которому и принадлежала идея о подношении святыни такого необыкновенного подарка.
Храм Сергия Радонежского внутри
К сожалению, до закрытия храма Сергия Радонежского никому не пришло в голову сфотографировать или зарисовать интерьеры. Поэтому «лучше один раз увидеть» в данном случае не получится. Да и «сто раз услышать» — тоже. Описания тогдашнего храмового убранства довольно скупы. Например, архимандрит Серафим, автор брошюры «Церковь преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца» (1884), сообщает, что в главном приделе иконостас был пятиярусный, с четырьмя иконами в местном ряду, одетыми медными посеребренными ризами. В приделах были двухъярусные иконостасы, в переходе между главным храмом и Никольским приделами помещалась старинная икона Явления Божией Матери преподобному Сергию «в сребропозлащенной ризе», а в трапезной висели пять больших древних икон — Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного, Божией Матери «Утоли моя печали», Казанская и Балыкинская.
Оформлять интерьеры после возвращения храма Церкви пришлось заново. Лидия Владимировна Каледа так вспоминала о том, как выглядел храм внутри в 1991 году: «Иконостаса толком не было, и все собирали по крошечкам. Отец Глеб Каледа нес туда из дома все, что можно, так что все те полотенца, которыми обустраивался наш храм, были отнесены туда». Полотенца и пикейные одеяла с прикрепленными к ним иконами заменяли алтарную преграду.
Естественно, в подобных условиях заботились о том, чтобы храм внутри выглядел хоть сколько-нибудь пристойно. Не до жиру, быть бы живу. Поэтому к церковному искусству в подлинном смысле слова принадлежит лишь убранство бывшего Никольского, а ныне Серафимовского придела, относящееся уже к самому недавнему времени. Росписи алтарной части придела выполнены Ириной Зарон, алтарная преграда — Сергеем Антоновым. Чета мастеров, известная своими работами для храмов, создала по-настоящему достойный, благородный ансамбль, в котором фресковая живопись, укорененная в древнерусской традиции (как тут не вспомнить о росписях Дионисия в Богородице-Рождественском соборе Ферапонтова монастыря, тем более что и там присутствует композиция «О Тебе радуется», помещенная Ириной Зарон в конхе алтарной апсиды Серафимовского придела), органично сочетается с резными иконами, отсылающими к творениям старых мастеров-кресторезов. Преграда в достаточной степени «прозрачна» и пропускает взгляд рядового, не вхожего в алтарь богомольца к росписям.
Подробное описание
В описи монастыря, относящейся к 1819 г., есть подробное описание Кийского креста и вложенных в него реликвий. Среди них, в частности, упоминается о:
- серебряном кованом ковчеге с позолотой, содержащем частички животворящей крови Христовой;
- части его ризы;
- частичках молока Богородицы;
- крови Иоанна Предтечи;
- крови Апостола Павла;
- древе Креста Господня.
Над этим ковчегом располагается резной херувим, также серебряный, позолоченный. Вместе с ковчегом он весит три фунта. Вверху в середине древа находится звезда из того же материала, а в ней – части камней, взятые из гроба Господня.
На этом кресте – еще шесть небольших, кипарисных, с изображением двунадесятых праздников, а также небольшой серебряный крест, на котором вырезан образ распятия Христова. Повыше подножия находится второй позолоченный серебряный ковчег, в котором также есть части древа Креста Господня, которые весят шестьдесят пять золотников.
Сегодня из описанного ни один из ковчегов со святынями не сохранился.
На средства архиепископа Олонецкого Игнатия, который вложил в Крестный монастырь пять тысяч рублей, вокруг описываемой реликвии в 1843 г. соорудили киот из мрамора. На его розовом поле была сделана надпись, где упомянуто имя дарителя. Осталось изображение мощевика в новом киоте.
Подготовка взрослых ко Крещению
Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих православной веры. Если крещаемый не ходил на огласительные беседы, то знания, которые там даются, он должен почерпнуть самостоятельно из православной литературы соответствующего содержания.
Он должен знать основную часть догматического учения о Святой Троице, Воплощении Сына Божия, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви Христовой и Таинствах Крещения, Миропомазания и Евхаристии, а также иметь иные необходимые сведения катехизического характера. Кроме того, нужно знать наизусть Символ веры (который можно найти в любом молитвослове) и две важнейшие молитвы: Молитву Господню («Отче наш») и «Богородице Дево».
Взрослый человек должен, по возможности, приготовить себя к Таинству Крещения трехдневным (а лучше семидневным) постом, то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи и яиц, спиртного, курения, сквернословия, а также примирением с теми, с кем он в ссоре. Живущим в браке нужно на это время воздерживаться от супружеского общения.
Главная святыня
Реликвия была доставлена на остров в Онежский монастырь в марте 1657 г. Именно с этого времени в письменных литературных источниках его стали официально называть Кийским или Никоновским крестом.
В монастыре его считали самой главной святыней. В Воздвиженском соборе он занял место храмового образа, находясь справа от царских врат. Изначально его водрузили на каменной плите, а затем перенесли в монастырскую усыпальницу.
Позже поставили на высокое ступенчатое основание. По обеим сторонам от него располагались иконы равноапостольных Елены и Константина. А еще по сторонам были изображения ктиторов – это лица, которые выделили средства на строительство и украшение монастыря иконами, фресками.
В Кийском кресте размещено 108 частиц от мощей святых, а также 16 камней, взятых с мест, связанных с библейскими событиями. В центре – серебряный ковчежец, содержащий частицы Животворящего Креста и Христовой Ризы. Украшают реликвию шесть малых деревянных крестов. На них изображены двунадесятые праздники. Их в середине 17 в. привезли с Афона.
В чем помогает Кийский крест
В Москве можно прийти на поклонение к животворящему кресту. Как писал патриарх Никон, тому, кто делает с верой, силой этой святой реликвии будет дана благодать. То есть на этого человека снизойдет милость и доброта Бога, которые изменят его сердце, приблизит их ко Всевышнему. А также, по словам Никона, молитва перед этим мощевиком поможет тем, кто собирается совершить путешествие по святым местам в Иерусалим, Христос будет присматривать за ними.
Как учат христианские богословы, поклонение Кийскому Кресту помогает исцелить различные недуги. А также к его помощи стоит прибегать, когда в жизни человека случаются тяжелые ситуации. Например, это может быть уход из жизни близкого человека, распад семьи, неприятности, касающиеся детей, конфликт с начальством. Поклонение реликвии даст обращающемуся к ней просветление ума, поддержку, восстановление и духовных, и физических сил.
История церкви Сергия Радонежского в Крапивенском переулке
Об истории Сергиевского храма известно немного.
Так, летописи рассказывают нам о том, что изначально храм Сергия Радонежского в Крапивенском переулке был деревянным, затем перестроен в камне.
В 16-18 веках являлся усыпальницей знатных князей Ухтомских (и сегодня на северной стене храма можно видеть 4 каменные плиты, на одной из которых выбита фамилия Ухтомских).
Когда в 18 веке в Москву пришла моровая язва, умирает священник, служивший в храме. Постепенно уменьшается и приход. В итоге прихожан останется так мало, что их приписывают к близлежащей церкви.
Эпидемия оказалась позади и приход церкви в Крапивниках вновь начал разрастаться, но случилось новое несчастье — война 1812 года.
Здание после разрушительных действий французов не подлежало восстановлению (его даже убрали из списка церквей Москвы), и прихожан опять перевели в другой храм. Все церковное имущество и материальные ценности были изъяты из храма и переданы другим церквям.
Когда появился указ градоначальника о том, что в Белом городе все дома должны быть из камня, Сергиевский храм решили применить с пользой: в стенах святого здания планировалось устроить каменоломню. Однако митрополит Филарет не позволил уничтожить церковь во имя Сергия Радонежского. Святыню восстановили, и в скором времени здесь начались богослужения.
Официально Сергиевский храм оставался без прихода. Оказалось, что местным жителям он был фактически не нужен. Поэтому скоро здание стали использовать в качестве светского посольства. Право владеть святыней перешло Вселенской Патриархии, а территория возле храма быстро обустраивается домами для работающих на подворье.
Вне утрат
– Между тем дело было сделано, и теперь каждый москвич и гость столицы может поклониться в нашем храме великой святыне, – продолжает рассказ отец Александр. – Кийский крест – это ведь самый значительный реликварий из существующих как в Восточной, так и в Западной Церквях. В него вложены частицы всех мощей, что хранились в Патриаршем дворце, в Теремной палате – в общем, находились в распоряжении русского Патриарха.
Примечательно, что частицы мощей в Кресте расположены открыто, в маленьких нишах. Они залиты воскомастикой – это смесь воска с разными благовониями, аналогичная той, что используют при освящении престолов. Наверное, вы видели на фотографиях – в виде раскалённой массы её льют на углы престола. И вот в такую расплавленную воскомастику частицы положили, она их обволокла, а затем их просто вставили в выемки в Кресте, укрепив рядом иконки, по которым понятно, чьи это мощи. Известно, что Никон заказал иконки придворному художнику царя Алексея Михайловича и главному мастеру Оружейной палаты Богдану Салтанову, чьё настоящее имя Аствацатур, то есть «Богом данный». Это был армянин, родом из Персии. Но видно, что не только он занимался образками для Креста – они выполнены разными мастерами и в разных иконографических традициях. Например, мученик Христофор изображён в более ранней, средневековой, традиции – с головой собаки.
Частицы мощей в Кресте расположены открыто, в маленьких нишах
– По-моему, на Кресте иконок меньше, чем триста.
– Часть мощей была вложена без образков. Кроме того, при большевиках Крест получил утраты золота, который покрывал обратную сторону – и там, возможно, тоже находились частицы мощей.
– А в целом много утрачено?
– В Кресте осталось сто частиц святых мощей, а пропало около двухсот. Утрачено и то, что находилось в перекрестии. Туда были вмонтированы свойственные семнадцатому веку святыни – молоко Божьей Матери, кожа апостола Павла и так далее.
– Обычно такие реликвии имелись у католиков. При Никоне, наверное, европейское влияние было значительным?
– Несомненно, в ту пору западные веяния какие-то были, но что касается частиц мощей – это то, что пришло в Русскую Церковь из Византии, со Святой Земли с самых первых времён её существования, то есть задолго до семнадцатого века.
Надо отметить, что Крест терпел утраты не только в советское время. Во время Крымской войны его пришлось эвакуировать с Кий-острова на Соловки. После войны, как писали в Архангельских епархиальных ведомостях, комиссия обследовала Соловецкий монастырь и описывала урон, нанесённый бомбардировкой с английских кораблей. И при осмотре иконостаса главного храма, в который был вставлен Крест, нашла в нём утраты. Может, что-то выпало при сотрясении обстреливаемого здания, может, это при перевозке произошло – подробности не сообщались.
– Лишившись двух третей заложенных в него частиц мощей, Кийский крест перестал быть самым крупным реликварием?
– Он и сейчас, по идее, самый большой у нас. А тогда просто ничего и рядом не стояло. И дело тут не только в количестве частиц мощей. У нас сейчас очень редко бывают бессистемные такие ящички с реликвиями. Всё, что есть у настоятеля или архиерея, обычно собирается в отдельные раки. Причём то, что как бы случайно оказалось под рукой. А здесь был замысел, своя иконографическая программа, которую мы до сих пор не можем понять. Не просто собранные вместе мощи, а настоящий реликварий.
– Вы говорите об очерёдности расположения частиц?
– Да, об их порядке. Расположение частиц не идёт по алфавитному порядку, не идёт по чинам тех или иных видов святости, то есть не сгруппированы отдельно преподобные, святители и так далее. Но там, несомненно, есть какой-то замысел. Многие исследователи работают над тем, чтобы его установить.
У ПОДНОЖИЯ
Высоко-Петровский монастырь для меня, пожалуй, самое родное место в Москве. Уже не один десяток лет езжу на Рождественские чтения – и здесь, в Отделе религиозного образования и катехизации, радушно встречают, выдают аккредитацию, затем здесь же проходят некоторые секции и круглые столы. В общем, на Петровке я как дома, и часто заезжал сюда просто так, не только на Чтениях. Выйдешь на станции метро «Тверская», прогуляешься по Страстному бульвару, посидишь на скамеечке, любуясь будто всплывающими в воздух из-за крепостных монастырских стен куполами таких русских церквей – Боголюбской иконы Божией Матери, Святителя Петра Московского, Преподобного Сергия Радонежского… В одном из них обязательно служба. То, что чуть дальше – за углом крепостной стены, – есть ещё один храм Преподобного Сергия, я знал, но почему-то ни разу туда не заходил. Может, отпугивало его второе именование – «в Крапивниках»? Или скорее такая была полнота, что куда уж больше святости? Но, как оказалось, именно там для меня, северянина и беломорчанина, и было наироднейшее место. Потому что в маленьком этом храме хранится самый большой в Восточной и Западной Церквях реликварий, который три столетия освящал побережье Белого моря и весь Русский Север.
Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках
Храм окружён с трёх сторон старинными зданиями, стены которого украшены каким-то восточным, магометанским орнаментом. Словно Константинополь, осаждаемый турками. Вхожу под церковные своды. Сразу у входа встречает высоченный Крест, который поначалу принял за Голгофский. Нет, он самый и есть – Кийский, с острова, что в Белом море.
«Сразу у входа встречает высоченный Крест – Кийский, с острова, что в Белом море»
Как повествуется, в 1639 году «в малом кораблеце с неким христианином» иеромонах Никон, будущий Патриарх Московский, плыл морем из Анзерского скита и от великого волнения морского едва не утонул, но, «уповая на силу Животворящего Креста», был спасён и прибит волнами к острову пред Онежским устьем. Вступив на гранитную твердь, он спросил: «Кий сей остров? (Чей это остров?)» Но поскольку остров был «пуст, и жилецким людем непригоден, ибо всё камень голой», то и названия даже не имел. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовётся Кий».
В память о спасении Никон водрузил на острове Крест и спустя время попросил царя Алексея Михайловича пожаловать ему грамоту, которая бы дозволила «на том острову, идеже Никон честный Крест водрузил, поставить церковь и монастырек соградить». Так появился на Белом море Крестный монастырь. В благодарность за разрешение открыть его Никон решил соорудить и подарить царю и всей царственной семье кипарисовый крест, который «украсил серебром, золотом и драгоценными камнями и внутри его положил до 300 частиц святых мощей с кровью разных святых мучеников и с частицами чтимых палестинских камней». Формально это был подарок царю, но великая святыня в Москве не осталась – вскорости Никон перевёз её в Онежский Крестный монастырь, на Кий-остров. Там, на Белом море, она и пребывала до 1930 года.
Прикладываюсь к подножию Креста. Пытаюсь разобрать церковнославянскую вязь на металлической табличке, составленную Никоном: «При державе Благовернаго и Христолюбиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича и всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и иных государств Государя и Обладателя… от честнаго древа кипариса… Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте. От воплощения Слова Божия 1656, а от создания мира 7164 года, августа в первый день». На Кресте множество металлических иконок святых, чьи мощи сюда вложены. Крещусь…
Икона «Кийский крест с предстоящими», написанная в 1667 г. Богданом Салтановым. Слева: император Константин, царь Алексей Михайлович, Патриарх Никон. Справа: императрица Елена, царица Мария Ильинична
В ожидании приезда настоятеля обхожу весь храм. Молящиеся стоят напротив двух старинных икон – Феодоровской Божией Матери и Преподобного Сергия Радонежского, с частицей его мощей. Преподобный благословляет двуперстием – видно, образ старообрядческого письма. Появляется настоятель. Люди выстраиваются в очередь, чтобы решить свои вопросы. Затем протоиерей Александр Абрамов идёт в придел, откуда раздаётся стук молотка – ведутся работы над новым иконостасом. Освободившись, приглашает в трапезную, под которую приходу выделены помещения в одном из «магометанских» зданий.
Две небольшие молитвы крестных о своих крестниках
Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестнике (крестнице) моем (моей) (имена), сохрани его (ее) под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от него (нее) всякаго врага и супостата, отверзи ему (ей) уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцу его (ее).
Спаси, Господи, и помилуй крестника (крестницу) моего (мою) (имена) и просвети его (ее) светом разума Святаго Евангелия Твоего и настави его (ее) на стезю заповедей Твоих и научи его (ее), Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Иконы святых, ихже мощи водружены во Святом Кресте
- Великомученик Георгий Победоносец
- Мученик Христофор
- Мученик Трифон Апамейский, Никейский
- Великомученик Прокопий Кесарийский (Палестинский)
- Великомученик Димитрий Солунский (Фессалоникийский)
- Великомученик Никита Готфский, Константинопольский
- Великомученик Меркурий Кесарийский (Каппадокийский)
- Великомученик и целитель Пантелеимон
- Мученик Анастасий Аквилейский, Салонский
- Пророк Даниил
- Равноапостольный царь Константин
- Апостол и евангелист Матфей, именуемый Левием
- Апостол Андрей Первозванный
- Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн
- Апостол Павел
- икона утрачена
- Великомученик Иаков Персиянин
- Великомученик Феодор Стратилат, Гераклийский
- Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси
- Священномученик Еферий, епископ Херсонесский
- Священномученик Киприан, епископ Карфагенский
- Преподобный Алексий человек Божий
- Святитель Московский Петр, митрополит Киевский
- Священномученик Феоген (Фиоген), епископ Парийский
- Святитель Нектарий, патриарх Константинопольский
- Священномученик Климент, епископ Анкирский
- Священномученик Петр, архиепископ Александрийский
- Святитель Григорий, епископ Нисский
- Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский
- Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской
- Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
- Апостол от 70-ти Тит, епископ Критский
- Апостол от 70-ти Стефан, первомученик, архидиакон
- Апостол от 70-ти Варнава (Иосия), епископ Медиоланский
- Апостол Фома Дидим (Близнец)
- Апостол от 70-ти и Евангелист Марк
- Праведный Иаков брат Господень по плоти
- Апостол от 70-ти и Евангелист Лука
- Апостол от 70-ти Тимофей, епископ Ефесский
- Праведный Лазарь Четверодневный, друг Божий, епископ Критский
- Апостол Иаков Зеведеев
- Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский
- Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский
- Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский
- Священномученик Василий, пресвитер Анкирский
- Святитель Епифаний, епископ Кипрский
- Священномученик Акепсим, епископ Наессонский
- Священномученик Ермолай, пресвитер Никомидийский
- Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский (Фессалоникийский)
- Святитель Андрей, архиепископ Критский
- Священномученик Афиноген, епископ Пидахфойский (Севастийский)
- Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси
- Святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси чудотворец
- Святитель Гурий, архиепископ Казанский
- Великомученик Феодор Тирон
- Мученик Евстратий Севастийский, военачальник
- икона утрачена
- Мученик Каллиник Кесарийский (Вифинский)
- Мученик Кирик Тарсийский
- Мученик Каллистрат Византийский
- Мученик Мамант Кесарийский (Каппадокийский)
- Мученик и бессребренник Косма Римский
- Священномученик Авив, диакон Едесский
- Священномученик Евпл, архидиакон Катанский (Сицилийский)
- Мученик Лукиан Диррахийский
- Мученик Неофит Никейский
- Мученик и бессребренник Дамиан Римский
- Мученик Авксентий Севастийский, Аравийский
- Великомученица Варвара Илиопольская
- Преподобный Антоний Великий, Египетский
- Преподобный Евфимий Великий
- Великомученица Евфимия Всехвальная, Халкидонская
- Преподобный Иоанн Дамаскин
- Преподобный Ефрем Сирин, Едесский
- Преподобномученик и исповедник Стефан Новый
- Преподобный Григорий Декаполит
- Преподобный Пимен Великий
- Преподобный Феодор Сикеот, епископ Анастасиупольский
- Мученик и бессребренник Кир Александрийский
- Преподобный Георгий Хозевит
- Преподобный Михаил Малеин
- Преподобный Никита, исповедник Константинопольский
- Мученик и бессребреник Косма Аравийский, Киликийский
- Преподобный Сергий Радонежский
- Святитель Иона, архиепископ Новгородский
- Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский
- Праведный Иаков Боровичский, Новгородский
- Преподобный Савва Сторожевский, игумен Звенигородский
- Преподобный Евфимий Суздальский
- Благоверный князь Александр Невский
- Благоверный князь Роман Угличский
- Великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская
- Мученица Ирина Аквилейская
- Преподобномученица Анастасия Римляныня, Солунская (Фессалоникийская)
- Благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский
- Благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский
- Святая благоверная великая княгиня — инокиня Анна Кашинская
- Преподобномученица Евдокия (Ия) Римская, Персидская
- Преподобномученица Феодосия дева, Константинопольская
- икона утрачена
- икона утрачена
«Кий сей остров?»
История Кийского креста берёт начало в 1639 году, когда молодой иеромонах Никон проплывал в утлом судёнышке по бурным водам Онежского озера. В пути юного инока застал страшный шторм, и ему чудом удалось спастись, выбравшись на пустынный каменистый остров. Предание гласит, что когда будущий патриарх ступил на сохранившую ему жизнь сушу, он спросил: «Кий (чей) сей остров?» — и с тех пор за унылым клочком земли закрепилось это название. В память о спасении поставил иеромонах на местных камнях поклонный крест и, помолившись, дал обет Господу, что обязательно построит здесь мужской монастырь. В 1652 году Никон, носивший тогда сан новгородского владыки, проплывая мимо заветного острова, увидел, что установленный им крест по-прежнему возвышается над каменистой пустошью, и вспомнил о своём обещании. Однако выполнить он его смог только спустя несколько лет, став патриархом Московским.
Крестные родители (восприемники)
Восприемник — человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию, любви и другим добродетелям. На крестного ложится и часть ответственности за поступки его крестника.
Необходимым считается только один восприемник — мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но по традиции, укоренившейся в России с XV века, восприемников бывает двое: мужчина и женщина.
Во все продолжение Таинства восприемники держат на руках своих крестных детей. После троекратного погружения младенца в купель восприемник (того же пола, что и младенец) должен вытереть тело ребенка чистой пеленкой или полотенцем. Кроме того, восприемник должен прочесть в соответствующий момент чинопоследования Таинства Символ веры и дать ответы на вопросы священника об отречении от сатаны и о сочетании со Христом.
Выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться прежде всего не соображениями их высокого социального или имущественного статуса, а уверенностью в том, что будущие крестные, сами являясь верными чадами Православной Церкви, смогут выполнить те обязанности, которые налагает на них институт восприемничества.
Кто не может быть восприемником (крестным) В Русской Церкви «не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении, по своему нравственному поведению… Не бывшие у исповеди и святого Причастия 5–10 лет, конечно, по нерадению, не могут дать воспринимаемым от купели руководства и назидания в своей жизни, что вменяется в обязанность восприемникам» (Цит. по: С. В. Булгаков. Настольная книга церковно-священнослужителя. 1913).
На сегодняшний момент выделяются несколько категорий людей, не могущих быть восприемниками конкретного человека по ряду критериев. Это и определенная степень родства, и монашеские обеты, данные лицом, которому хотят предложить стать восприемником ребенка либо взрослого человека.
Не могут быть восприемниками (крестными):
- монахи и монахини;
- родители для собственных детей;
- лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста) не могут крестить одного младенца, ибо при духовном родстве супружеская жизнь недопустима. При этом супругам разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно;
- неверующие;
- некрещеные;
- малолетние;
- психически ненормальные (душевнобольные) люди;
- лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.
В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом. Отец и мать могут присутствовать при Крещении собственного ребенка, однако над матерью должна быть прочитана молитва 40-го дня.
Крест с мощами был отдан в Крестный монастырь
Вот какой замысел был у патриарха Никона. Именно он просил у государя царя поставить крест с мощами. Когда Никон основал Онежский Крестный монастырь, то он отдал ему эту святыню. Говорили, что это был небывалый ранее крест мощевик. Ранее до этого кресты мощевики встречались довольно редко.
Этот был огромный по-своему масштабу. В 1657 году на остров Кий как раз отправилась главная его святыня — кипарисный крест, который был привезен из Палестины.
Кийский крест был довольно больших размеров. Фото: mtdata.ru
Уже в Москве патриарх украсил крест серебром и золотом, а также драгоценными камнями и жемчугом. Затем положил в них до 300 мощей святых.
Крест от Честных древ привезли из Успенского собора к Сретенским воротам. Затем его проводили до Крестовой заставы, где несколько лет назад встречали привезенные мощи митрополита Филиппа. Также с частицей мощей митрополита Филиппа крест был передан в храм.
Путешествие на остров
Первоначально из Палестины крест был привезен в Москву. Там его освятили 01.08.1656 г., о чем в нижней его части и была сделана памятная надпись. Царь Алексей Михайлович распорядился отправить его в 1657 г. на Кий-остров с большими почестями.
Его сопровождали представители духовенства и рота драгунов. Она была вооружена самым серьезным образом. Это были 108 больших и малых чугунных пушек, ядра, бердыши, солидный запас пороха. При этом они громко стучали в барабаны, отбивая торжественный марш.
Там, где совершались остановки на ночлег, делались и освещались копии. Одна из них хранилась в городе Онеге, в церкви Воскрешения Лазаря. Сейчас она находится в Троицком соборе.