Расписание занятий на основном отделении

Описание храма

Давая описание московского храма, специалисты акцентируют внимание на том, что он лишён чётко выраженного главного фасада: все его стороны выглядят основными. Высота сооружения достигает 65 метров, поэтому на протяжении долгого времени храм считался самым высоким зданием города

В наше время, глядя на храм, трудно поверить, что изначально собор не был таким пёстрым: судя по описаниям, стены церкви были белого цвета. Перекрашивать его стали уже некоторое время спустя, причём делали это, кардинально меняя облик собора – историки обнаружили на его стенах рисунки, изображающие ложные окна, кокошники, памятные надписи. Полихромная и растительная роспись на красном фоне появилась лишь в конце XVII ст.

Внешний вид здания был довольно сильно изменён уже через сто лет после окончания строительства: пристроили два крыльца, внешнюю галерею перекрыли сводами, а внутри собора расписали стены. Поэтому в храме можно увидеть сочетание редких памятников древнерусской иконописи с фресками шестнадцатого века, росписью семнадцатого, масляной живописью восемнадцатого.

Возводили храм, учитывая стороны света: ориентируясь на них, соорудили четыре церкви, и столько же построили по диагонали. Покровский собор насчитывает девять церквей: в центре – основной храм Покрова Божьей Матери, окружённый четырьмя большими (от 20 до 30 м) и четырьмя малыми церквами (около 15 м), возле которых находилась колокольня и придел Василия Блаженного. Все эти церкви находятся на одном основании, имеют общую обходную галерею и соединяются внутренними коридорами.

Купола Покровского собора

Сначала на Покровском соборе было установлено двадцать пять куполов, символизирующих Господа и старцев, находящихся возле его трона. Впоследствии их осталось лишь десять: один расположен над колокольней, другой возвышается над приделом Василия Блаженного, остальные – каждый над своим храмом. При этом все они отличаются друг от друга: уникален не только рисунок больших куполов, но и отделка каждого барабана.

Учёные выдвигают предположение, что изначально купола имели шлемовидную форму, но довольно скоро были заменены на луковичную форму, теперешняя расцветка появилась лишь в середине XIX ст., а до XVII ст. храм имел купола золотого цвета.

История храма

На месте Собора Святой Богородицы был расположен лагерь военных, отряды которых возглавлял знаменитый князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Он встал на защиту Родины от поляков в 1612 г. и в конечном счёте полностью их разбил. Первое своё сражение с этими врагами князь выиграл как раз около села Медведково.

После окончательного освобождения Москвы от поляков Медведково становится главной резиденцией Пожарского.

Первая церковь была построена в 1623 г. и была деревянной. В её звоннице оповещал верующих о службе колокол, специально отлитый в честь освобождения столицы.

Позже деревянный храм был снесён и на его месте в 1635 г. князь Пожарский воздвиг новую каменную церковь, которая и сохранилась по настоящее время.

После смерти внука Пожарского, на котором закончился род знаменитой фамилии, село Медведково перешло к государству, после чего царевна Софья подарила его своему советнику В. В. Голицыну . Во время владения селом князь уделил немало внимания собору, уменьшив число пределов, заказав новый иконостас и заменив колокола на новые.

В 1691 г. у села сменился хозяин, Медведково стало принадлежать дяде Петра I — Фёдору Нарышкину. С этого момента и до 1809 г. династия Нарышкиных и являлась собственником села, в котором расположен этот красивый и намоленный храм на Заповедной улице. Основные изменения усадьба Медведково претерпела, когда принадлежала Л. А. Нарышкину : разбили парк и реконструировали саму усадьбу.

Что касается Покровской церкви за время владения усадьбой семья Нарышкиных существенно изменила её внешний облик:

гульбища превратились в крытые переходы;
с шатра были срублены изразцы и в нём прорубили вновь оконные проёмы;
переделали кровлю и колокольни и т. д.

После Нарышкиных село сменило много хозяев, земли по частям распродавались. Последними владельцами при царской власти были купец Н. М. Шурупенков и К. В. Третьяков .

К XVIII—XIX вв. Медведково приобрело некоторую популярность среди московских любителей отдохнуть за городом. Село посещали Михаил Врубель, Валерий Брюсов.

В XIX в. храм Покрова Святой Богородицы был значительно переделан. Изменением подверглись иконостас, колокольня, иконы.

Советуем Вам также почитать статью о храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках.

Краткая история покровского храма

Правление Иоана I. V. принесло в страну междоусобицу и ослабило границы. Страна больше не была единым целым, ее изнутри раздирали споры бояр и мелкоземельных князей. В это время в Москве, оставшейся после смерти государя, с пустым троном, зрело народное недовольство.

Чтобы избежать восстания и дать народу хоть какой-то ориентир, монархи и тогдашняя Дума, состоявшая из родовитых бояр, списались с Польским королем Сигизмундом III. В обмен на личные привилегии для бояр, государем был провозглашен малолетний сын Сигизмунда — Владислав. И для укрепления власти польского королевича, оттуда прибыло войско, занявшее в 1610 году Москву. Не рассматривая этот город как возможность развития, а только имея целью обогатиться в этом походе, солдаты и командиры войска польского вели себя как захватчики. Отмечались многочисленные случаи мародерств, погромов и насилия.

Два долгих года находилась Москва в оккупации поляками, пока не вызрело народное восстание. Главой восстания стали два очень непохожих человека — князь Дмитрий Пожарский и горожанин Кузьма Минин. Благодаря их дальновидности и красноречию, под стены Москвы со всех окрестных городов собралось около 13 тысяч человек, из которых 70%!б(MISSING)ыли дворяне разного рода, обученные военному ремеслу.

История Медведково и появления храма

Более подробно о битве за освобождение Москвы вы можете прочесть в исторических хрониках. Нас же больше интересует судьба небольшого подмосковного городка Медведково. Ранее это был город Медведово, часть вотчины отца князя Пожарского, полное имя которого Василий Федорович Медведь Пожарский.

Именно там, после окончательной победы в 1623 году, по приказу князя был выстроен деревянный храм, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы.

И с этого момента начинается его история.

Через 15 лет на месте деревянного храма была выстроена большая уже каменная церковь. Колокол, отлитый в честь победы над поляками, был торжественно перенесен в новую колокольню. Интересно что по своему строению эта церковь является одношатровым храмом, последним своего рода выстроенным на Руси. Ведь уже через 10 лет, в 1652 году строения такого типа были запрещены патриархом Никоном, как не подобающие церковному образцу.

В конце XVII века село перешло во владение князя Голицына. Благодаря своим финансовым возможностям, он внес большой вклад в развитие храма. Так, по его заказу был установлен золотой иконостас, иконы для которого создавались известным Карпом Золотаревым.

Знаменитое напрестольное Евангелие, с миниатюрами, выполненными самой царевной Софией, появляется в Храме примерно в это же время. К сожалению, во время революции это уникальное произведение искусства было утрачено. Вот уже целое столетие его судьба остается неизвестной.

До XIX века храм простоял без кардинальных изменений. Часть иконостаса с резьбой была с течением времени утрачена. Утраченными оказались также часть икон, упоминания о которых можно найти с конца XVII века.

В конце XIX века, силами набожных дворян и с привлечением ведущих художников того времени, была проведена частичная реконструкция. Коснулась она, в частности, иконостаса — его обновили, изменив даже сам его цвет. А также икон, упомянутых в исторических летописях — они были заново написаны по имеющимся описаниям. Звонница храма к тому времени пребывала в аварийном состоянии и на ее месте была выстроена новая колокольня.

Современность

В наши дни собор посещают тысячи прихожан и туристов, художников и архитекторов, искусствоведов и историков. Спустя четыре столетия собор рассказывает нам о развитии не только духовной стороны общества или области зодчества, но и всего народа, а вместе с ним и Руси.

В послевоенное время существенно изменяет свой первоначальный вид иконостас. После войны деревянный иконостас заметно пострадал и требовал реставрации. Пропавшие и утраченные иконы заменили на вновь написанные. Художники уверяют, что во время работ изменили основной цвет иконостаса. Вместо старой звонницы была построена колокольня в новом стиле.

Сегодня храм принадлежит русской православной церкви и посетить архитектурной ансамбль можно в любое удобное время. Посетителей просят соблюдать правила поведения и отказаться от «экскурсий» на время служб, дабы не мешать общению верующих с Богом.  

Современные гости и прихожане видят удивительную постройку, напоминающую игрушечный город со своей непохожей на мирскую жизнь, своими законами и правилами. Там царит особая атмосфера спокойствия, а колокольный звон погружает гостей в жизнь Руси XVII столетия.

Духовенство

  • Протоиерей Валентин Тимаков — настоятель храма с 2002 года;
  • протоиерей Георгий Басанец — в храме с 1993 года;
  • иерей Алексей Паренков — сан принял в 1993 году;
  • иерей Николай Васильев — принял сан в 2002 году, в 2007 году окончил Московскую духовную семинарию;
  • протоиерей Олег Шалимов — в 2000 году был диаконом в этом храме, а 2007-м стал священником;
  • иерей Александр Гелашвили — принял сан 2007 году, в 2009 году окончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, факультет теологии.
  • иерей Иоанн Трохин — принял сан в 2008 году, окончил заочное отделение Калужской духовной семинарии;
  • диакон Геннадий Матвеев — принял сан в 2010 году, служит алтарником в этом храме с 2002 года.

Мини сочинение на тему храм василия блаженного

С другим всесильным правителем связана история, случившаяся в советское время. Во главе Москвы стоял тогда Лазарь Каганович, воплощавший планы Сталина по созданию идеальной коммунистической столицы.

При утверждении плана реконструкции центра Москвы он убрал макет собора, желая показать, как можно сделать удобней проход народных масс при демонстрациях на Красной площади. Легенда сохранила слова вождя: «- Лазарь! Поставь на место.

» Бывший семинарист не смог лишить Москву храма, названного именем блаженного заступника, хотя по его приказу разрушены сотни церквей. Рожденный талантом и верой народа, он устоял в огне войн и революций.

Есть уверенность: пока по адресу: Красная площадь, дом 2, расположен не многоэтажный бизнес-центр или неприступный особняк, а собор Василия Блаженного, Россия не потеряет надежду.

Описание памятника архитектуры: сочинение (8 класс). Сочинение на тему “Описание памятника архитектуры: Храм Василия Блаженного”В школе нам частенько задавали сочинения на различные темы. Например, в 8 классе – сочинение-описание памятника архитектуры. Направлений здесь может быть огромное количество. Одно из таких – сочинение-описание памятника архитектуры “Храм Василия Блаженного”.

Как писать вступление?

Во вступлении к сочинению-описанию памятника архитектуры нужно обозначить основные положения сочинения: его главную тему и основную мысль, например о том, как прекрасен собор Василия Блаженого. Уместно и вполне гармонично в сочинении-описании памятника архитектуры будет смотреться цитатное вступление или небольшая историческая справка.

Как писать основную часть?

Основная часть – это самая объемная часть сочинения-описания памятника архитектуры. Здесь необходимо раскрыть все микротемы и подойти к основной мысли, при этом в основе текста должны лежать детали описываемого объекта и их признаки.

При необходимости можно выделить несколько абзацев под отдельные микротемы. Нельзя забывать о средствах художественной выразительности, которыми нужно дополнять описания, чтобы образ был более полным и богатым.

От основной части нужно плавно перейти к заключению сочинения на тему описание памятника архитектуры.

Как писать заключение?

Заключение к сочинению-описанию памятника архитектуры – это своеобразное обобщение всего сказанного в основной части. Здесь можно снова обратиться к началу работы, к основной ее мысли, и сделать небольшой вывод. Итак, у нас намечен план, то есть структура сочинения-описания памятника архитектуры. Храм Василия Блаженного поистине достоин внимания! Переходим к созданию работы.

Великое русское наследие

Великая и необъятная Родина наша, Россия, несомненно, может похвастаться уникальной культурой и богатым наследием предков.

Сюда можно отнестии многочисленные произведения художников и композиторов, зодчих и ремесленников, открытия, изобретения ученых и исследователей, великие старинные города и поселения, искуссно выполненные предметы быта и убранства, украшения и национальные костюмы.

Особенности архитектуры

Эта один из уникальнейших архитектурных ансамблей Москвы – шатрового типа. Эта одна из последних подобных построек, потому что после реформ Никона, такие конструкции стали под запретом.

Собор принадлежит средневековой культуре русского зодчества. Здание состоит их двух ярусов: утепленного нижнего, где располагается храм Знамения Пресвятой Богородицы, и верхнего с основным алтарем Богородицы. В нем находится два предела.

Храм построен в стиле шатровой архитектуры, который был очень популярен в XIV-XVI веках. Изучаемая нами церковь, согласно наблюдениям историков и искусствоведов, имеет сходства с известнейшим храмом на Красной площади – собором Василия Блаженного.(см. как избавиться от зависти?)

Все архитектурные строения шатрового образца строятся по схожей схеме. На четверик (основание собора) ставится восьмерик. Он ложится в основу шатра. Несмотря на это архитекторы так изобретательно украшали каждую постройку, что заметить схожесть смогли не все миряне. Особенностью подобных соборов было отсутствие столпов, вся тяжесть постройки держалась на стенах. Этим объясняется вытянутость форм и невозможность построить масштабные шатры.

Собор стоит на высоком фундаменте, завершенном главками. Сочетание всех компонентов собора формирует целостный образ, с утонченным изяществом, стройностью и воздушностью. Высота шатра равна нижней части собора.

В отличие от своих предшественников в четвериках используется четырехскатная кровля. Алтарь представляет лестничную композицию, завершенную главой. На каждой из сторон основания идут ряды «кокошников» (луковички). Перед нами предстает пирамидальный образ шатрового собора.

Колокольня, построенная в аналогичном стиле, сделана из двух ярусов. Кардинально изменили ее в 1840 году.

В первое столетие галереи церкви были не крытыми и напоминали строение проходов у собора Василия Блаженного.

Не так давно во время реставрационных работ на одном из фасадов колокольни обнаружили резной камень. На нем изображен двуглавый орел. Это говорит о том, что в сюда постоянно приезжала царская семья.

Иконостас создали мастера в 1680 году, руководил работой Карп Золоторев. Следующие изменения провели лишь два века спустя, после войны.

В эпоху большевистского лихолетья

Как известно, приход к власти большевиков стал началом длительного периода гонений на веру. По всей стране массовым порядком закрывались храмы и монастыри, а священнослужители и наиболее активные прихожане подвергались репрессиям. Однако, как и в годину наполеоновского нашествия, беды обошли стороной церковь в селе Медведково, и на протяжении всех десятилетий коммунистического режима она продолжала действовать, не закрываясь даже в период Великой Отечественной войны.

В 70-е, когда Москва была охвачена масштабными работами по реализации градостроительного плана, постройки, составлявшие некогда село Медведково, начали сносить, а на их месте возводить многоэтажные жилые корпуса. Постепенно вся эта обширная территория отошла к Северо-Западному административному округу столицы, став одним из густонаселенных городских районов, но сохранив при этом свое прежнее название.

История


Храм Покрова в Медведкове в начале XX века. Иллюстрация к «Путеводителю по Москве, изданному Московским архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве под ред. И. П. Машкова» Церковь построена в 1635 году князем Дмитрием Пожарским, как гласит предание, — в честь освобождения России от польской интервенции и в память о покойном сыне от первого брака Фёдоре.

Первоначально южный придел был освящён в честь преподобного Варлаама Хутынского, а северный — в честь преподобного Антония Римлянина. В 1652 г. наследнику Пожарского выдаётся грамота на освящение престола одного придела во имя девяти мучеников Кизических. В результате северный придел был переосвящён во имя девяти мучеников. В настоящее время южный придел (бывший придел прп. Варлаама Хутынского) освящён в честь преподобного Сергия Радонежского.

Большую ценность, по мнению искусствоведов, представляло вошедшее в историю русского искусства так называемое Медведковское напрестольное Евангелие 1681 года с миниатюрами, согласно преданию, выполненными царевной Софьей. Позднее следы его теряются.

Иконостас храма был создан в конце 1680-х годов при участии художника Карпа Золотарёва и подвергался переделкам в XIX веке. При этом древние царские врата из Медведковской церкви, по словам историка И. М. Снегирёва, были взяты во дворец великого князя Сергея Александровича в Санкт-Петербург.

в XX веке

За всю историю церковь ни разу не была закрыта. Это отчасти связано с тем что в 1930-х годах церковь находилась не на территории Москвы. При этом службы до Великой Отечественной войны шли только в нижнем тёплом приделе. После войны храм был отремонтирован, и в верхней церкви также начались службы.

В 1970 году реставрацией храма руководил архитектор Николай Недович. Металлическая кровля и окна на шатре были демонтированы, храму вернули первоначальный вид.

В 1970 годы у входа в храм был водружён большой мраморный крест, найденный на Медведковском кладбище. На нём была сделана надпись «Крест — победа над смертью».

История

Село Медведково в сохранившихся источниках впервые упоминается в писцовой книге 1623 г. в качестве владения боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освободителя России от поляков, «как старинная отца его вотчина».

Название «Медведево» (именно так первоначально называлось село) происходит от первого его владельца, князя Василия Феодоровича Медведя Пожарского, который жил в 1-й пол. XVI в.

После освобождения Москвы Д.М.Пожарский делает Медведково своей основной подмосковной резиденцией. В 1623 г., согласно документам, в селе была воздвигнута деревянная шатровая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, для которой князь повелел отлить особый колокол в память освобождения Москвы. Храм имел еще один придел в честь св. Петра Александрийского,который являлся небесным покровителем первого сына Д.М.Пожарского (празднуется 8 декабря по н.ст.).

В 1634-1635 гг. князь выстроил в Медведкове на месте старой деревянной церкви новую каменную, также в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Новый каменный храм на высоком подклете, завершенный шатром, с кокошниками у основания и четырьмя главками, с трехчастной апсидой, с главкой и открытой галереей, стал одним из последних московских одношатровых храмов, строительство которых при патриархе Никоне с 1652 г. было запрещено как не соответствующих церковному чину. С западной стороны к храму примыкала звонница.

Из книг Патриаршего приказа следует, что к 1635 г. количество приделов, расположенных в храме, увеличилось до пяти. Помимо прежних престолов появились новые — Знамения Пресвятой Богородицы (27 ноября/10 декабря), прп. Варлаама Хутынского (6/19 ноября) и прп. Антония Римлянина (3/16 августа). Выбор престолов отнюдь не случаен, поскольку все они новгородского происхождения и связаны с памятью о пребывании Пожарского воеводой в Великом Новгороде: икона Знамения — главная святыня и заступница Великого Новгорода и всей новгородской земли, а Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин — знаменитые новгородские подвижники, основавшие на окраине города монастыри, существующие и по сей день. К десятой годовщине со дня смерти знаменитого воеводы, в 1652 г., был освящен престол нового придела в честь Девяти мучеников Кизических. Появление редко почитаемого на Руси престола Девяти мучеников Кизических связано, вероятно, с датой смерти князя Д.М.Пожарского

«Обращает на себя внимание, — писал Николай Феодосьевич Гуляницкий,известный историк архитек туры и градостроительства, — совпадение календарного числа праздника девяти мучеников (29 апреля по ст.стилю) с датой девятого дня по истечении смерти Д.М.Пожарского (20 апреля 1642 г.)»

В XIX веке храм претерпел следующие изменения: в значительной мере был перестроен иконостас, резьба иконостаса, созданная одновременно с иконами (1687 г.) и сильно утраченная, была восполнена поздними фрагментами. Некоторые утраченные иконы праздничного ряда дополнены вновь написанными. Существует предположение об изменении цвета самого тела иконостаса. На месте звонницы была воздвигнута новая колокольня в классическом стиле XIX века. Тогда же храм потерял свои древние царские врата XVII века; предположительно, они были взяты во дворец великого князя Сергия Александровича в Санкт-Петербурге.

С момента постройки храм ни разу не закрывался, лишь только в 20-40-е годы ХХ столетия богослужения были перенесены в нижний храм. В архивах сохранился паспорт церкви за 1931 год. После Великой Отечественной войны, когда был осуществлен ремонт, службы возобновились и в верхнем храме.

После войны храм был отремонтирован, и в верхней церкви также начались службы.

В 1970 г. реставрацией храма руководил архитектор Н. Д. Недович.

В 1970 годы у входа в храм был водружён большой мраморный крест, найденный на Медведковском кладбище. На нём была сделана надпись «Крест — победа над смертью».

Архитектура

Высота составила 65 метров. Хотя его вид менялся неоднократно, добавлялись постройки, комплекс и сейчас представляет собой свод, образованный 8 часовнями, что окружают еще одну – девятую. Подобных строений в России нет и сейчас.

В каждую часовню ведет отдельный вход, но все смотрится, как одно сооружение, и выглядит гармонично.

В убранстве башен заметно влияние эпохи Возрождения. Купола кажутся похожими, но украшены различно. Хотя для оформления строения использовался древнерусский архитектурный стиль, в интерьере присутствуют элементы готики, ренессанса, романской аркады. Традиции Запада удачно сочетаются с колоритом Востока. При строительстве использовались символы в виде:

  • треугольника;
  • круга;
  • квадрата.

Каждый элемент имеет сакральное значение, а в архитектуре заложен духовный смысл. На одном основании удерживается 9 церквей, благодаря прочности стен, толщина которых равна 3 м. Восемь часовен, располагаясь на фундаменте, образуют октограмму, а такая звезда служит символом Богородицы. Церкви, составляющие ансамбль, имеют неодинаковые размеры, более крупные образуют симметрию и направлены на разные стороны света. Часовня Богородицы, которая является главой комплекса, обладает огромным шатром и куполом.

Первые изменения в архитектуре наблюдались после смерти Василия Блаженного. Чтобы пристроить часовню, именуемую в честь чудотворца, пришлось разбирать часть сооружения. В XVII столетии внешнюю галерею покрыли кровлей, построили 2 крыльца.

Одна из задумок относительно украшения принадлежит Макарию. Митрополит хотел создать то ли рай, то ли Новый Иерусалим. Зодчие воплотили идею в виде прообраза града Господня – небесного сада, где растут удивительные цветы.

Редкие иконы

Самыми старыми считаются иконы Пресвятой Богородицы и Ветхозаветная Троица в храме находятся с конца XVII века. Праздничный ряд представлен иконами Рождество Пресвятой Богородицы, Крещение, Воскресение Христово и Вознесение.

Икона «Тайная Вечеря» расположена над царскими вратами и выполнена масляными красками, написана в XVIII веке. В приделе Сергия Радонежского на втором этаже находится икона Собор Преподобных Старцев Оптинских с частицами мощей.

Старинная икона Знамение, находится в местном ряду иконостаса, пользуется особым вниманием у прихожан. Матушку приходят благодарить и попросить благословление

Особенности архитектуры

Также к главным особенностям храма можно отнести социальные работы, которые проводят прихожане и клирки. При церкви работает детский дом и воскресная школа для детей и взрослых.

Эта один из уникальнейших архитектурных ансамблей Москвы – шатрового типа. Эта одна из последних подобных построек, потому что после реформ Никона, такие конструкции стали под запретом.

Собор принадлежит средневековой культуре русского зодчества. Здание состоит их двух ярусов: утепленного нижнего, где располагается храм Знамения Пресвятой Богородицы, и верхнего с основным алтарем Богородицы. В нем находится два предела.

Храм построен в стиле шатровой архитектуры, который был очень популярен в XIV-XVI веках. Изучаемая нами церковь, согласно наблюдениям историков и искусствоведов, имеет сходства с известнейшим храмом на Красной площади – собором Василия Блаженного.(см. как избавиться от зависти?)

Все архитектурные строения шатрового образца строятся по схожей схеме. На четверик (основание собора) ставится восьмерик. Он ложится в основу шатра. Несмотря на это архитекторы так изобретательно украшали каждую постройку, что заметить схожесть смогли не все миряне. Особенностью подобных соборов было отсутствие столпов, вся тяжесть постройки держалась на стенах. Этим объясняется вытянутость форм и невозможность построить масштабные шатры.

Собор стоит на высоком фундаменте, завершенном главками. Сочетание всех компонентов собора формирует целостный образ, с утонченным изяществом, стройностью и воздушностью. Высота шатра равна нижней части собора.

В отличие от своих предшественников в четвериках используется четырехскатная кровля. Алтарь представляет лестничную композицию, завершенную главой. На каждой из сторон основания идут ряды «кокошников» (луковички). Перед нами предстает пирамидальный образ шатрового собора.

В первое столетие галереи церкви были не крытыми и напоминали строение проходов у собора Василия Блаженного.

Не так давно во время реставрационных работ на одном из фасадов колокольни обнаружили резной камень. На нем изображен двуглавый орел. Это говорит о том, что в сюда постоянно приезжала царская семья.

Адрес храма

Храм Богородицы находится в северной части современной Москвы, в пределах МКАД. В XVII веке его построили в небольшом селе Медведково, бывшее личной резиденцией боярина князя Дмитрия Пожарского. Об этом говорится в летописи 1623 года.

В первых записях оно упоминается как Медведево. Изначально село располагалось на берегу реки Яузы и Чермянки. Именно так строили все храмы в середине тысячелетия. Наличие водоема было обязательно, как и лес. Современный вид заметно отличается от того, как храм выглядел пять столетий назад.

Добраться до собора можно на метро из центра Москвы по красной ветке до станции Свиблово. После этого пройти около километра пешком. Отправляясь в собор вы можете прогуляться по парку Свиблово. На территории церкви находится колокольня и кладбище.

Как добраться до храма?

Медведково – район северный, достаточно отдаленный от центра столицы, так что придется немного напрячься, чтоб достичь цели.

  • Можно доехать метро до станции «Отрадное», а далее воспользоваться наземным транспортом: автобус №605 довезет вас до остановки «Проезд Дежнева», а оттуда до храма уже и рукой подать (правда, все-таки можно обойтись без пятиминутной пешей прогулки и подъехать на маршрутке №280до остановки «Улица Заповедная»).
  • Второй маршрут приведет вас к станции метро «Свиблово», откуда до остановки «Улица Заповедная» вас домчит либо автобус №628, либо уже знакомая маршрутка №280.

Архитектура

Архитектура здания представляет собой каменное шатровое зодчество.

Главная его особенность — завершение не куполом, а шатром. У основания шатра размещены ряды кокошников, а с западной стороны к церкви примыкает двухъярусная колокольня.

Всего в здании два этажа: нижний отапливаемый с храмом во имя иконы Божией Матери и верхний не отапливаемый храм во имя Покрова.

Уникальность его еще и в том, что это одно из немногих сохранившихся религиозных зданий, построенных до запрета патриарха Никона на возведение шатровых соборов.

Полезная информация

Экскурсии здесь проводятся абсолютно бесплатно, без предварительной записи. Ожидать нужно у входа внутрь нижнего храм.

Длительность экскурсии – примерно два часа.

Также проводятся адаптированные экскурсии для детей, где служители увлекательно рассказывает историю здешних мест.

Для ее организации нужно обращаться в паломнический сектор.

Сайт: www.pokrovchram.ru

Как добраться

Доехать до здания собора можно несколькими способами.

  • От станции метро Отрадное автобусом 605 до Проезда Дежнева, 32, далее пешком или на маршрутке 280 до ул. Заповедная.
  • От станции метро Свиблово на автобусе 628 до ул. Заповедная. Здание расположено недалеко от остановки.
  • Можно добраться и от станции метро Медведково на 380 автобусе, но это будет дольше.

Адрес: г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А

Храм на карте

Приятных вам прогулок и неожиданных открытий, друзья. Вокруг нас много удивительных локаций. Подписывайтесь на наш блог и до свидания!

Видео о храме покрова Пресвятой Богородицы в Медведково

О храме Пресвятой Богородицы:

  • https://pravoslavie.guru/tserkvi/hram-pokrova-presvyatoj-bogoroditsy-v-medvedkovo.html
  • https://ikona-i-molitva.info/xram-pokrova-presvyatoj-bogorodicy-v-medvedkove/
  • http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-v-chest-pokrova-presvyatoj-bogoroditsy-v-medvedkove.html
  • https://molitva.guru/hramy/pokrova-presvyatoj-bogoroditsy-v-medvedkovo.html
  • https://posmotrim.by/article/hram-medvedkovo-bogosluzheniya-kak-dobratsya.html
  • https://religiya.guru/hramy-i-monastyri/adres-i-raspisanie-hrama-pokrova-presvyatoj-bogoroditsy-v-medvedkove.html
  • https://touristam.com/hram-pokrova-presvyatoy-bogoroditsy-v-medvedkove.html

Названия храма

Ещё до начала строительных работ, московский царь Иван Грозный, недалеко возведённый от Кремля храм, наименовал Покровским собором. Москвичи ещё долго именовали собор Троицкой церковью (ранее находящаяся святыня была посвящена Святой Троице). А некоторое время спустя после завершения строительства люди прозвали храм собором Василия Блаженного – в честь местного юродивого, который постоянно, вне зависимости от сезона, ходил с цепями, одетыми на голое тело. Василий Блаженный обладал ясновидением и сумел предсказать пожар, который в 1547 году почти уничтожил Москву.

Умер он в 1557 году и был похоронен возле стен недостроенной святыни, а через тридцать лет над его могилой возвели придел, пристройку, в которой установили алтарь с престолом для богослужений. Естественно, придел получил имя блаженного, которого в это же канонизировали: над местом его захоронения было зафиксировано не одно чудесное исцеление.

После того как была закончена пристройка, служения в московском соборе стали проводить каждый день: ранее храм не отапливался, а потому богослужения в нём происходили лишь в тёплое время года (новая пристройка была более просторная и тёплая).

Интересные факты о храме

  • Входит в число храмов, которые со дня основания ни разу не были закрыты, даже в послереволюционное время.
  • Одношатровые храмы были запрещены патриархом Никоном в 1652 г. и Покровская церковь является последним зданием этого типа, построенным в России.
  • Благодаря своей «лёгкой» архитектуре храм привлекает большое количество художников. Эту церковь писали В. Раев и его современники, Э. П. Панов .

Любой прихожанин при желании может посетить этот известный храм на Заповедной. Расписание богослужений всегда указаны на официальном сайте церкви.

Иногда даже простая беседа с Богом в святом месте наполняет огромной энергией, даёт силу и надежду, а в сочетании с искренней верой помогает решить многие мирские проблемы!

Литература

  • Бусева-Давыдова И. Л. Русское церковное искусство. Х—XX вв.: I. Архитектура русского православного храма. Х—XX вв. // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М..: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. 0 (специальный). — С. 519—537. — 656 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-005-6.
  • Грабарь И. Э. Шатровые храмы // История русского искусства. — М.: Изд. И. Н. Кнебеля, 1911. — Т. 2: Архитектура. Допетровская эпоха (Москва и Украина). — С. 57—100. — 478 с.
  • Ильин М. А. Каменное зодчество второй четверти XVII века // История русского искусства / Под общей редакцией И. Э. Грабаря, В. С. Кеменова и В. Н. Лазарева. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. — Т. 4. — С. 121—152. — 760 с. — 19 000 экз.
  • Ильин М. А. Москва: Художественные памятники города. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Искусство, 1970. — С. 172—175. — 452 с. — 50 000 экз.
  • Комашко Н. И. // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — М..: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XX. — С. 319—321. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-036-3.
  • Малков Я. В. Церковь Покрова Богородицы. Село Медведково // Шедевры древнерусского зодчества XI—XVII веков. Традиции и новаторство. — М.: МГУЛ, 1994. — С. 171—173. — 216 с. — 500 экз.
  • Мартынов А. А., Снегирёв И. М. // Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. — Изд. 2-е, с переменами и дополнениями. — М.: Тип. Ведомостей Московской городской полиции, 1857. — С. 1—7. — 130 с.
  • Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. // Исторические материалы о церквах и сёлах XVI—XVIII ст.. — М.: Университетская тип., 1886. — Т. 5: Радонежская десятина (Московского уезда). — С. 11—21. — 219 с.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector